Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий (Лебедев). Фотография. 1923 г. (Лебедев Александр Алексеевич; 12.11.1878, г. Коломна Московской губ.- 17.09.1937, Калинин), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Феодосийский. Из семьи протоиерея коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1885 г. лишился матери, воспитывался отцом, к-рому часто приходилось оставлять детей в мон-ре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское ДУ и Московскую ДС (1898), в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 г. был на клиросном послушании в Бобренёвом в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где готовился к поступлению в МДА. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в казанский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и зачислен вольнослушателем в КазДА. В 1899 г. успешно выдержал вступительные экзамены, стал студентом. Окончил ДА в 1903 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. 5 авг. 1904 г. определен преподавателем гомилетики Симбирской ДС и с 11 янв. 1905 г. одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора ДС. Осенью 1906 г. оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву; преподавал в 5-й жен. гимназии, с 1912 г.- в Николаевском сиротском жен. профессиональном уч-ще. В 1918 г. возглавил уч-ще, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919-1920 гг. заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета. В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь , где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского ; впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин) . При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

http://pravenc.ru/text/166567.html

П. Т. род. в семье коллежского регистратора, крещен в честь сщмч. Павла, архиеп. К-польского. Среди его родных братьев упоминается штабс-капитан И. П. Стожков. В 16 лет Павел покинул отчий дом, в течение года паломничал, за что по возвращении был наказан отцом. В 25-летнем возрасте, получив часть наследства, «отпустил на волю крепостных крестьян, а скот и все движимое имущество» продал или раздал бедным (Блж. Павел Таганрогский. 2000. С. 7-8). В кон. 20 - нач. 30-х гг. XIX в., после 10 лет странничества по св. местам ( Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , Артемиев Веркольский монастырь , Киево-Печерская лавра и Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) поселился в Таганроге, первоначально жил в землянке. Одевался в простую крестьянскую одежду. Обладая большой физической силой и отменным здоровьем, занимался поденными работами, в т. ч. в порту и «на хлебных ссыпках» купцов Солодовых, пилил дрова, чистил дворы; трудом и неустанной молитвой «очистил душу и тело от всего страстного и греховного». Проживал также в частных домах на Касперовке и ок. 20 лет на Банном спуске у Е. Н. Баевой. С кон. 30-х гг. XIX в. снимал дом с неск. комнатами (Депальдовский пер., 88; ныне Тургеневский пер., 82; сохр.) рядом с храмом свт. Николая Чудотворца (1778). Здесь П. Т. стал принимать посетителей, в т. ч. монашествующих. Постепенно вокруг него образовалась община мирян, в основном вдов и девиц, живших по монастырским правилам. Много жертвовал в храмы, ежедневно посещал богослужения в Успенском соборе и Никольской ц. Пользовался уважением соборных протоиереев Иоанна Себова (1845-1855) и Феодора Покровского (1882-1896), духовника семьи Чеховых. Из церкви, по обыкновению, шел на рынок, обходил торговцев, с каждым беседовал и духовно наставлял. Многие подавали П. Т. милостыню деньгами, хлебом и фруктами; всем этим он впосл. одаривал приходивших к нему за помощью и советом. П. Т. проявлял заботу о заключенных города, навещая их в тюрьме; на его средства хоронили умерших безродных заключенных (Там же. С. 14).

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери) (Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст. , чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина) . 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым) . Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов) , схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Яранск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1798. Адрес: Россия, Кировская область, г.Яранск, ул.К.Маркса, 15 Координаты: 57.30634, 47.877374 Проезд:Находится в центре города, наискосок от Троицкого собора, по ул. Карла Маркса в северо-восточном направлении. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На архивных фотографиях мы видим два каменных храма, расположенных рядом. Это два храма Успенского собора г. Яранска. Оба храма были теплыми. Первый, слева, построен в 1798г. (по другим данным в 1790г.), имел главный престол в честь Успения Божией Матери, в приделах в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Успенский храм имеет высоту 17,5 саженей, длина 10,5 саженей, ширина 12,5 саженей. Своды коробовые, в середине котловые. В храме поставлены 8 пятигранных гладких столбов, соединенных между собой арками, три из них имеют углубления для хранения церковных принадлежностей, в одном устроен вход на хоры. Окна в три света, полукруглые. Алтарь трехчастный с котловыми сводами. Второй храм, Преображенский, на фото справа (ныне не существует), построен в 1817г., имел три престола: главный в честь Преображения Господня, в приделах в честь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Закрыт в 1930-х годах, разобран в 1950-х. По материалам Вятских Епархиальных Ведомостей, 13, 1873г. и " Известий ИАК " 48 за 1913г. На юго-западе Вятской земли, на высоком правобережье реки Ярани стоит Яранск. Поначалу здесь был основан укреплённый населённый пункт в ряду небольших городов-крепостей. Они строились в Казанском наместничестве для защиты новых границ российского северо-востока, а особенности после 3-й Черемисской войны (1581-1585). Официальной датой основания Яранска считается 1584 год, причём местные краеведы говорят и о более ранней датировке первых здешних поселений. Строительство Яранска начиналось на месте нынешнего Успенского собора. Оно было выбрано удачно: быстро растущую крепость-острог, окружённую бревенчатыми стенами, на юге защищали глубокий овраг, на западе - речные воды, на востоке - непролазные лесные чащи.

http://sobory.ru/article/?object=03678

Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку. 1 Как рубили храм Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники. В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении. Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.

http://sever.foma.ru/kizhi-neizvestnoe-o...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преображение Господне на Святой Горе Преображение Господне на Святой Горе       У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии. 4 (17) августа на мулах прибывают из Лавры преподобного Афанасия, которой принадлежит вершина Горы, иеромонах, иеродиакон, трапезарь и повар с провизией. Доезжают до местности Панагия, в часе ходьбы от вершины, на границе, где уже нет растительности. На этом месте, по преданию Святой Горы, имела отдохновение Пресвятая Богородица во время Своего посещения Афона . Здесь стоит домик с храмом и прилегающим к нему большим помещением, где отдыхают и трапезуют Богомольцы. В притворе храма устроен очаг и находится большая цистерна для воды. В нескольких метрах южнее здания страшная пропасть. Отсюда открывается вид на всю подафонскую пустыню.   Прямо внизу, на пути к морю, находится местность Керасия; отсюда в языческие времена приносили жертвы идолу, стоявшему на вершине; а на берегу моря — скит Кавсокаливия. Далее к востоку видна пустыня преподобного Нила Мироточивого с его пещерой, а еще дальше, на самом юго-восточном углу Афона — Вигла с пещерой преподобного Афанасия. В этой глубокопустынной местности под Панагией подвизаются, по древнему преданию, старцы отшельники, в числе до 12, и приносят деннонощную молитву Богу за весь мир. Наверху взору открывается белый мраморный конус — вершина Афона, и едва можно различить храмик Преображения, там находящийся. 4 августа и на утро служат вечерню, утреню и литургию в храме в честь Богоматери.   Понемногу собираются богомольцы и скитяне, но бывают и монахи из монастырей, и благочестивые миряне, неубоявшиеся трудностей подъема. 5 августа, в канун праздника, после малой вечерни и подкрепления трапезой, начинается крестный ход до вершины. Во главе — облаченные иеромонах с иконой Божией Матери и иеродиакон с кадильницей, за ними — певчие и Богомольцы. В течение всего пути поются молебны Божией Матери с канонами и ектениями: сначала канон «Воду прошед», с Евангелием от Луки, зач. 4, потом канон «Колеснице гонителя» с Евангелием от Луки, зач. 54.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1580

Бендеры. Кафедральный собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенский собор (пл. Освобождения) — памятник архитектуры начала XIX века в приднестровском городе Бендеры, охраняется государством. История Преображенского собора ведёт отсчёт с 1814 года, когда инженерное начальство Бендерской крепости начинает работы по отодвижению города от крепости на 250 саженей (600 м) к югу с целью создания крепостной эспланады. Находившиеся на этой территории Успенская и Никольская церкви из-за своей ветхости при переносе разрушились, что и обусловило принятие решения о строительстве на месте развалин турецких казарм нового храма в честь Преображения Господня. 22 августа 1815 года при военном параде в присутствии горожан состоялась закладка Преображенского собора как символа освобождения Бессарабии от турецкого ига. Проект храма был подготовлен членом Кишинёвской духовной консистории архимандритом Иоанникием и предполагал в соборе три придела: Никольский (левый), Успенский (правый), названные приделы в память о разрушившихся церквях, а также Преображенский (центральный). Никольский придел был освящён 5 декабря 1819 года. В этот же день прихожане собрали средства на освящение Успенского, которое состоялось 19 декабря того же года. В 1820 году строительные работы были завершены в Преображенском приделе. В 1825 году для храма в Одессе был заказан иконостас с балдахином на семи деревянных колоннах. Иконописные и резные работы выполнили священник Н. Конилевский и канцелярист И. Палишинский. В 1827 году собор освятил Высокопреосвященнейший Димитрий. В 1832 году завершилось строительство колокольни, однако в связи с нехваткой средств как храм собор оформился лишь к 1840 году. Выполненный в стиле крестово-купольной архитектуры в рамках русского классицизма с элементами молдавских народных традиций, собор отличался лаконичностью, внушительной монументальностью, подчёркнутым контрастом глади стен и приставленных к ней колонн, а главный купол собора был решён в виде шлема древнерусского воина.

http://sobory.ru/article/?object=26848

Бояркино. Церковь Спаса Преображения (утраченная). /// Объект утрачен Первое упоминание о Преображенском храме в селе Бояркино относится к 1578 году. В Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-1578 годы, в описи Большого Микулинского стана есть следующая запись: " ... с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп... " . В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии. 4 апреля 1762 года тщанием премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова храм был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине неготовности в них иконостасов оставались неосвященными. В 1774 году тщанием и рачением местных прихожан в селе был построен новый деревянный трехпрестольный храм: центральный - в честь Преображения Господня, правый - во имя пророка Илии, левый - во имя великомученика Георгия Победоносца. Новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина - 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота " до верха карниза " - 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой " до верха карниза " 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы - одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный - высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров), и два боковых (придельных) иконостаса высотой 11/2 сажени (3,2004 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров). В 1825-1828 годах храм был перекрашен и перекрыт, старая колокольня разобрана, а колокола подвешены на столбах возле храма. В 1836 году была построена новая деревянная колокольня. В ноябре 1881 года началось строительство каменного храма с колокольней, в память императора Александра II. Храм был построен 8 ноября 1886 году усердием прихожан - крестьян деревни Холмы: Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Илариона Алексеевича Сумарокова. В том же году нововозведенный храм с приделами того же наименования был освящен викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым).

http://sobory.ru/article/?object=56276

Вельяминово. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село в исторических документах впервые было упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Темного (1415—1462 гг.). Почти в центре села высится каменное здание церкви, история которой, как и история села, уходит в далекое прошлое. Учитывая традицию называть селения по фамилии их владельцев, логично предположить, что оно существовало и в более ранний период и принадлежало кому-то из представителей знаменитого боярского рода Вельяминовых, начало которому положил тысяцкий Ивана Калиты — Протасий. Может быть, это был Иван Васильевич Вельяминов, казненный Дмитрием Донским в 1378 г. за измену, или его брат Николай Васильевич, предводительствовавший коломенским полком на Куликовом поле, где он и пал смертью храбрых. В царствование Петра I сельцом Вельяминово владела Анна Михайловна Заболоцкая, по мужу Волынская, которая построила в сельце деревянную церковь в честь Преображения Господня на каменном основании. Церковь построена была с приделом во имя Архистратига Михаила. Колокольня церкви была деревянной. Год постройки — неизвестен, но сельцо в 1709 году писалось уже как село. Шестиярусный иконостас церкви имел два десятка икон и был местами позолочен. Придельный же иконостас был поменьше. Над вызолоченными, с резьбою царскими вратами размещалась икона «Тайная вечеря», в алтаре за престолом с правой стороны находился образ Божией Матери «Неопалимая Купина», а с левой у жертвенника — Божией Матери Владимирской, обе с медными венцами. В это же время была образована Вельяминовская волость, а в селе разместилось волостное правление. Основная масса крестьян продолжала существовать за счет хлебопашества, подрабатывая в зимнее время на стороне. Об их сравнительно высоком благосостоянии говорит тот факт, что после пожара 4 мая 1861 г. они в короткие сроки отстроили полсотни сгоревших домов, а уже через два года просили митрополита Филарета о разрешении построить в селе новую каменную церковь. И хотя денег для этого почти не было, прихожане надеялись общими усилиями справиться с нелегкой задачей.

http://sobory.ru/article/?object=02589

Кимры. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты 21 июля 1902 г. в Кимры прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. После литургии в Покровском соборе при большом стечении прихожан состоялся крестный ход по Ильинской улице (ныне ул. Урицкого) во главе с прибывшим Тверским владыкой Димитрием, протоиереем Кимрской Воз­несенской церкви П. Ершовым, священниками Покровского собора М. Комаровым, А. Молчановым, И. Никольским, свя­щенниками села Абрамове, И. Куницыным, села Каюрово В. Рассудовским. В конце улицы состоялась закладка нового каменного храма. Храм был заложен над ключом (родником) слывущим по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901г. Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трех престольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он сос­тоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена кало­риферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. По­этому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщик В. Николь­ский которого вскоре сменил Г. Егоров. К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, прохо­дящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры - Ильинское (сейчас этого кладбища нет).

http://sobory.ru/article/?object=04733

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010