Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Раздел ещё не заполнен. Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов В понедельник второй седмицы по Пятидесятнице начинается Апостольский, или Петров, пост. Продолжительность этого поста в каждом году бывает разная, поскольку начинается он по подвижному пасхальному календарю, а заканчивается всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Максимальная продолжительность Петрова поста – 42 дня, минимальная – 8 дней. Установив Апостольский пост в этот период церковного года, Церковь подчеркнула исключительную роль апостолов в деле распространения христианства. Получив дар Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы разошлись в разные страны для проповеди учения Христа. Церковь является апостольской, поскольку построена на основании апостольской проповеди и поскольку преемство рукоположений, восходящее к апостолам, сохраняется в ней до сего дня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля, принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. В этот день Церковью прославляются «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» 1 , «безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Нового Завета богописанныя скрижали мысленныя» 2 , «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» 3 . На следующий день после памяти Петра и Павла совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число 12-ти входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя (см.: Деян. 1:23–26 ). Преображение Господне Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Нижняя Синячиха. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Построена по образцу утраченной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в г. Туринске Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь построена в 1794-1823 годах. Барокко, классицизм. Основная легенда: После 1917 года храм использовался как склад, мельница, зерносушилка. В 1960-х годах памятник начали восстанавливать местные жители. К концу 1960-х годов была взята под охрану государства как памятник архитектуры. Храм имеет весьма распространенную осевую композицию, то есть тип церкви «кораблем». Основной объем – четверик, в два света, перекрытый сомкнутым сводом. Над четырехгранным объемом поставлен восьмерик, завершенный куполом на барабане. Он окружен еще четырьмя меньшими барабанами с главками. По углам основной объем украшен изогнутыми фронтонами с круглыми проемами и главками. Фасады завершаются криволинейными фронтонами. Плоскость фасадов не имеет ордерного членения, пилястрами обработаны только углы куба. С востока примыкает большая граненая апсида, перекрытая куполом, который завершается главкой. Таким образом, общее число глав достигает десяти. Здание двухэтажное, эта конструктивная особенность подчеркнута профилированным карнизом. Кроме того, различается форма окон первого и второго этажа. Плоскость фасадов заполнена практически полностью большими окнами, украшенными наличниками с волютами. С запада основной объем продолжен пониженной трапезной, фасады которой имеют схожее декоративное решение. Завершающая композицию колокольня близка по своему облику раннему классицизму. Это сооружение, состоящее из поставленных друг на друга четвериков, порезанных арками с полуциркульным верхом, завершается высоким шпилем. В XIX Веке была пристроена паперть. Внутри сохранились росписи, относящиеся к XIX столетию. Информация: Проект Главного информационно-вычислительного центра Роскультуры http://www.rus-sobori.ru/catalog Преображенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. Заложена 12 мая 1794 г. Построена на средства заводовладельцев Яковлевых. Нижний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 3 февраля 1810 г. Верхний храм в честь Преображения Господня, освящен 23 июня 1845 г. Закрыта в 1939 г., обновленческой ориентации. Действующая совместно с музеем.

http://sobory.ru/article/?object=01214

Судиславль. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Преображенский собор построен в 1758 г. на искусственной горе в центре города. Первая церковь в Судиславле- древнем городе, упоминаемом в летописях со второй половины 14 века,- была деревянной. Каменный храм на её месте с отдельно стоящей колокольней возвели в 1758 году усердием прихожан. В храме было устроено три престола: главный - в честь Преображения Господня и два боковых - в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. В документах 1789 года рядом со Спасо-Преображенским храмом значится другая каменная Никольская церковь, по всей видимости, разобранная из-за ветхости в начале 20 века. Её изображение сохранилось на этюде Б.М. Кустодиева " Сумерки в Судиславле " (ныне этюд хранится в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Важным событием в истории Спасо-Преображенского храма стало его посещение 15 мая 1837 года цесаревичем Александром Николаевичем (будущим Императором Александром Вторым) и воспитателем наследника поэтом В.А.Жуковским, совершавшими путешествие по России. В 1898 году при настоятеле протоиерее Иоанне Доброхотове по благословению епископа Костромского и Галичского Виссариона был установлен новый иконостас, изготовленный на средства прихода; реставрация древних икон для него, " равно как и исправление стенной живописи " , были осуществлены " средствами благотворителя сего храма потомственного почётного гражданина Ивана Александровича Кокарева, пожертвовавшего на сей предмет 3000 рублей " . В начале 20 столетия причт Спасо-Преображенского храма состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. Прихожанами церкви были 1500 человек. Среди святынь храма местными жителями особо почитались древние иконы великомученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Чудотворца, образ Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " , икона " Плач Пресвятой Богородицы " и древний резной крест с частицами мощей святых угодников Божиих. К Преображенскому храму была приписана кладбищенская Успенская церковь, построенная в 1790 году.

http://sobory.ru/article/?object=00162

Задонский Тихоновский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. XIX в. По преданию, на месте буд. мон-ря в лесной чаще, на берегу р. Проходни, любил уединяться «от треволнений мира» свт. Тихон Задонский , пребывавший на покое в близлежащем задонском Сретенском мон-ре (см. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 1; Записки о свт. Тихоне его келейников В. И. Чеботарёва и И. Ефимова// Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12). После обретения мощей святителя в 1846 г. по благословению архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) настоятель Богородицкого монастыря архим. Серафим решил выкупить участок земли у р. Проходни с родником и колодцем, устроенным свт. Тихоном. К сер. XIX в. часть левого берега Проходни из собственности семьи помещиков Викулиных перешла в общинную собственность гос. крестьян с. Тёшевка. В 1852 г. архим. Серафим предложил крестьянам обменять эту землю на другой, принадлежавший задонской обители участок. В 1853 г. земля при роднике на Проходне перешла в собственность Богородицкой обители. Однако свободный доступ к роднику был затруднен, т. к. смежная земля не являлась монастырской собственностью. Проблема разрешилась после переговоров с помещицей Елецкого у. А. И. Викулиной (одной из владелиц прилегающей к роднику лесной дачи), уступившей мон-рю 41 дес. земли на правом берегу Проходни. Трудами архим. Серафима и его преемника архим. Димитрия (Григорьева) на территории близ колодца и источника были поставлены дубовый сруб, неск. изб, устроена пасека. После прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г. монастырские владения у Тихоновского источника на берегу Проходни были расширены за счет пожертвования помещика Ливенского у. Орловской губ. Костомарова: он завещал обители 250 дес. земли в Ливенском у. По благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) эта земля была продана, а на вырученные средства мон-рь приобрел примыкавшие к меже прежнего монастырского участка на берегу Проходни 250 дес. земли в т. н. Семёновской лесной даче, включавшие часть левого берега лесной речки с источником, луговое ее правобережье и 41 дес. леса.

http://pravenc.ru/text/182471.html

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом. Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых – Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри. Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги. Основан в половине XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (2-я четв. XVI в.- 2.07.1609, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Запись рода Г. в синодике суздальского кафедрального собора позволяет предположить, что он происходил из духовенства (ГВСМЗ ОР. 5636/147. Л. 20 об.). Поставление Г. на Суздальскую кафедру совершилось в период между летом 1594 г. (его предшественник архиеп. Иона скончался 24 июня 1594) и весной 1595 г. (самый ранний сохранившийся документ с упоминанием Г. в сане архиепископа относится к 29 марта 1595 - ГА Владимир. обл. Ф. 575. Оп. 1. 106. Л. 5). (В лит-ре высказывалось мнение, что Г. до архиерейской хиротонии являлся архимандритом казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Последнее упоминание архимандрита данного мон-ря Гавриила содержится в акте, датируемом 1 марта 1592, жалованная грамота мон-рю 5 нояб. 1593 адресована уже архим. Герману (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 21/6429. Л. 1 об.- 5, 41-43). Поскольку хиротония Г. во архиепископа Суздальского и Тарусского произошла спустя почти 2 года, он не мог быть к этому времени архимандритом данного мон-ря.) В 1603/4 г. Г. титуловался «Суздальский, Тарусский, Калужский и Шуйский» (АСЗ. Т. 3. М., 2002. С. 267). За время управления Г. Суздальской епархией прекратился рост земельных владений кафедры. Цари лишь подтверждали владельческие права архиерея: Феодор Иоаннович подтвердил на имя Г. жалованные грамоты: в 1578 г.- на вотчины во Владимирском, Суздальском и Московском уездах, в 1587 г.- на луга под Суздалем, в 1588 г.- на рыбные ловли по рекам Волге и Ветлуге. Позднее подтвердительные акты были выданы Г. Борисом Феодоровичем Годуновым (25 марта 1599), Лжедмитрием I (11 сент. 1605), Василием Иоанновичем Шуйским (31 июля 1606), Лжедмитрием II (1609). В янв. 1598 г. Г. получил от Бориса Годунова для суздальского кафедрального Рождество-Богородицкого собора 200 р.- вклад по умершему царю Феодору Иоанновичу. Известны 2 благословенные грамоты Г. архим. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Левкию: на постройку церкви в с. Антилохове Суздальского у. (7 мая 1596) и на возведение каменной ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы в самом мон-ре (19 авг. 1604). Вероятно, в 1598 г. по распоряжению владыки были «обложены серебряным окладом» раки с мощами святителей Феодора и Иоанна Суздальских в кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/161487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием , еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре. В 1544 г. митр. св. Макарий назначил В. игуменом Никольского Песношского мон-ря . В 1553 г. на пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Богородицы монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн IV Васильевич , обративший внимание на В.- опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В 1555 г. В., возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиеп. Гурием (Руготиным) и архим. Германом (Садыревым-Полевым) был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 июля того же года (по др. данным, 27 июля) вместе с иноками Песношского мон-ря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова мон-ря Симеоном В. прибыл в Казань, ок. 1557 г. иноки основали казанский в честь Преображения Господня монастырь , вскоре В. освятил первый монастырский храм - каменную теплую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) с трапезной, немного позднее - собор в честь Преображения Господня. В 1565 г. братия мон-ря, в к-ром с самого начала была учреждена архимандрития , насчитывала ок. 100 чел., обитель имела обширные вотчины, 3 села и 7 деревень, получала ругу (чтобы «старцы не нужны были руками работати и землю орати... а да орют сердца, сеют словеса Божия»). В. занимался миссионерством среди татар, чему способствовало знание им татар. языка. Святой тайно от всех носил вериги, благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали христианство. До 1918 г. в Преображенском мон-ре хранился написанный В. устав мон-ря (не сохр.). 4 дек. 1563 г. В. совершил чин отпевания свт. Гурия, архиеп. Казанского.

http://pravenc.ru/text/154327.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова) , К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом , говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона , в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь ) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа). Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. 1418. Л. 10; 1166. Л. 154; 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Пертоминск. Пертоминский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь, общежительный, в Архангельском уезде, на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 20 верстах к северу от Архангельска. Основан в 1599 году на месте погребения Соловецких иноков святых Вассиана и Ионы (см. 12 июня). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году монастырь был упразднен; в 1778 году восстановлен. Монастырь посетил император Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Деревянный собор в честь Преображения Господня построен в 1679-1680 гг., освящен в 1684 г., с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трехъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящен в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев построен и освящен в 1899 г. Каменный во имя преподобных Зосимы и Савватия построен в 1807-1814 гг. и освящен 1814 г. Деревянный в честь Воздвижения Креста Господня построен и освящен в 1894 г. Гостиница для богомольцев - с 1869 г. Спасательная станция на западном Яренгском роге - с 1897 г.  Пертоминский монастырь отстоит от г. Архангельска в 117 верстах к северу и расположен на берегу ровном и песчаном. С северо-восточной стороны он окружён мхами и болотами, опоясанными смешанным дровяным лесом, а с западной – Унской губой, на восточном береге которой и находится обитель, в двух верстах от известных «Унских Рогов». Унская губа для мореплавателей на малых судах представляет прекрасную пристань от морских непогод, но зато в летнее время значительно затрудняет доступ к обители для пешеходов-богомольцев, в следствии чего обитель мало посещается богомольцами.

http://sobory.ru/article/?object=15384

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010