Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Челменский, Чермозерский), находился на горе Челма между Лёкшмозером и Челмозером (в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)). К. Ч. м. был основан на месте подвигов прп. Кирилла Челмогорского. Время основания монастыря неизвестно, предположительно между рубежом XIV и XV вв. и нач. XVI в. Основными источниками сведений об обители служат Житие прп. Кирилла, сохранившееся в списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 131-156; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об. и др.), а также составленное свящ. Ф. И. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). Прп. Кирилл, постриженик Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , пришел на гору Челма, поселился в пещере, построил «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления. Согласно Житию, пребывание Кирилла на Челме осложнялось конфликтами с местными язычниками («чудью белоглазой») с р. Онеги. Незадолго до кончины прп. Кирилла его посетил настоятель каргопольского в честь Преображения Господня монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) игум. Иосиф, который исповедал и причастил преподобного. Во время этой встречи прп. Кирилл предсказал строительство на горе Челма муж. обители и обещал и после своей кончины покровительствовать этому месту. Через неск. лет на Челму, где был погребен прп. Кирилл, пришел из Новгорода мон. Серапион и стал жить в его пещере, соорудив гробницу над захоронением Кирилла. Спустя 3 года мон. Серапион оставил это место. Затем пришел инок Арсений, при нем собралась братия в количестве 24 чел. Вместо сгоревшей Богоявленской ц. над мощами прп. Кирилла монахи построили и 9 мая 1419 г. освятили одноименный храм с приделом во имя вмц. Екатерины. Впосл. храм неск. раз горел и его возводили заново. При Арсении был построен также храм в честь Успения Пресв. Богородицы; пустынь стала именоваться Успенской, насельники начали осваивать земельные угодья. Достоверность содержащихся в Житии дат и изложение событий вызывают обоснованные сомнения, поскольку текст был создан лишь на рубеже XVII и XVIII вв. на основе Жития прп. Нила Столобенского.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове. Храм Спаса на Берестове Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения на Берестове Село Берестово — загородная резиденция киевских князей (свое название оно получило от окружавшего его березового леса). Здесь почил равноап. вел. кн. Владимир (1015; пам. 15/28 июля). «Повесть временных лет» говорит о храме свв. Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати», священник Иларион, ставший митрополитом Киевским (в 1051 г.). Под 1072 г. упоминается Спасский монастырь. В княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) в обители воздвигли каменный храм в честь Преображения Господня. После разорения Киева в 1240 г. Спасский монастырь пришел в запустение. В 1640-1644 гг. Преображенский храм (от него к тому времени сохранилась лишь западная часть) был восстановлен как приходской тщанием свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1647, пам. 31 декабря/13 января). Были устроены приделы во имя св. Владимира и свв. Космы и Дамиана. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не совершались. В советское время храм превратили в музей. Богослужение возобновлено в 1992 г. http://angela.org.ua/ Храм Преображения Господнего на территории возле Киево-Печерской Лавры - уникальный памятник архитектуры и живописи XI-XIX в.в. Имеет сложную строительную историю. Соборная церковь Спасского монастыря была одним из оригинальнейших древнерусских сооружений. Время ее постройки не определено в письменных источниках и является предметом дискуссии. Первое летописное упоминание о монастыре датировано 1072, последнее - 1231 г. Наиболее распространенная гипотеза связывает основание каменного храма с периодом киевского княжения Владимира Мономаха (1113-1125), поскольку здесь были похоронены трое его потомков: дочь Евфимия (1138), сын Юрий Долгорукий (1157) и внук Глеб Юрьевич (1171). Три каменных саркофага с погребенными захоронениями действительно были найдены археологами. Однако технологические особенности здания указывают на несколько более раннее время - последние десятилетия XI ст. Вероятно, каменный собор был заложен сразу после сожжения монастыря половцами в 1096 г. Кстати, Владимир Мономах вполне мог быть причастным к его сооружению, даже не будучи на то время киевским князем.

http://sobory.ru/article/?object=06203

Рязань. Церковь Спаса Преображения на Яру. Церковь Спаса на Яру Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви «в остроге на Яру» относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие. В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось по частям. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. В новой церкви был устроен придел в честь девяти мучеников Кизических. Стройный храм во имя Спаса Преображения, построенный на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж в Рязани, получил прозвание " Спаса на яру " . Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Особую красоту церкви определяет ее колокольня, представляющая собой восьмигранный крытый шатром столп. Церковь Спаса на Яру принадлежит к посадской архитектуре старых городов. В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. После прихода к власти большевиков церковь была закрыта в 1935 году. Здание церкви длительное время использовалось морской школой ДОСААФ для проведения занятий. В 1995 году храм был возвращён церкви, в нём были начаты реставрационные работы. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы. http://www.ryazan-hram.ru/node/184 По состоянию на 1994 г. в фондах Рязанского краеведческого музея, в кремле хранился антиминс (ткань с изображением лика Христа для причастия), на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.— Е. Д.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков». На основании этого краеведы делают вывод о том, что церковь Преображения Спаса на Яру в деревянном исполнении была сооружена именно в 1612 году. На месте этого храма ещё до его постройки существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога. Кладбище это ликвидировали после церковного раскола времён патриарха Никона.

http://sobory.ru/article/?object=00867

Люберцы. Церковь Спаса Преображения (старая). Спасская церковь, Преображенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый, деревянный храм Преображения Господня в деревне Либерицы был построен владельцем поместья думным дьяком Иваном Грязевым и освящен в 1632 году. Следующими владельцами села боярином Иваном Михаиловичем Милославским и князем Алексеем Петровичем Прозоровским храм был перестроен в камне. В 1821 году «тщанием и иждивением приходских людей и доброхотных дателей» храм был реконструирован, пристроены два придела: Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского в трапезной. Преображенский храм был взорван в 1936 году, разделив тогдашнюю участь многих святынь. Незадолго до разрушения в Преображенском храме села Люберцы служили священномученики Константин (Соколов) и Александр (Виноградов). Сейчас на месте бывшего Преображенского храма располагается городской стадион «Торпедо». http://lubihram.ru/history/index.php В 1632 г. в сельце Либерицы (Назарово тож) тщанием думного дьяка Ивана Грязева был построен деревянный храм в честь Преображения Господня. В 1676-1704 гг. боярин Иван Михайлович Милославский и князь Прозоровский перестроили храм в камне. Благодаря церкви, Либерицы стали центром округи и быстро разраслись. Селом владел будущий император Петр III. В 1821 г. к храму пристроили два придела: в честь Успения Божией Матери и Рождества Христова. Появились портики с колоннами. Здание приобрело характерный для того времени классический облик. На престольный праздник в Люберцы приезжали первоиерархи Русской Православной церкви, в храме пели хор Пятницкого, И.С. Козловский, знаменитый протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов. В 1932 г. арестовали и отправили в ссылку последнего настоятеля храма отца Владимира Ипполитова. Церковь закрыли, имущество — частично сожгли, частично свезли в подвал одного из цехов завода им. Ухтомского. Центральное паникадило долгое время находилось в люберецком обкоме. В храме пытались сделать клуб, затем спортзал. После неудачных переделок храм был разобран, церковное кладбище за алтарной стеной снесено. На месте разрушенного храма и кладбища располагается ныне городской стадион «Торпедо».

http://sobory.ru/article/?object=24237

Погост. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения. Гусевский погост Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Рязанская область, Касимовский район, с. Погост Координаты: 55.009454, 41.160821 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св.Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: « Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать. В 1777 году Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной. Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли...

http://sobory.ru/article/?object=01070

Спас. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Имеет 4 алтаря. Построена в 1806 г., закрыта в 1930-е годы. Вновь открыта в 1991 г. Построена в 1804 г., распространена в 1872 г. Престола четыре: в холодной два: средний Преображения Господня, южный Успенской Божией Матери, в теплой два: средний Святителя Николая, южный Великомученика Пантелеймона и Святых Великомучениц Варвары и Параскевы. Приписные часовни: 1) Апостолов Петра и Павла, д. Савинские Горки, Торжокский р. 2) Смоленская при начальной школе, д. Адрианово, Торжокский р. Источник: сайт Тверской епархии Удивительна и интересна история строительства храма и самого погоста Спас-на низу. Возникновение погоста Спасского можно отнести к XI-XIII в., считают специалисты. Именно этим временем датируются древнейшие находки на территории села. Изначально погост выполнял роль одного из форпостов Торжка, контролировавшего движение по Тверце на ближайших подступах к городу. Так называемая Спасская губа упоминается в Отводном списке Новоторжских земель в 1373 г. Появление храма в погосте можно отнести ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви:»Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы.»В Писцовых книгах упоминается две деревянные церкви: в честь Преображения Господня и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Основой современного здания является церковь постройки 1804 г. свой окончательный вид храм приобрел к 1889 г. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. - его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и хора. Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем, все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св.Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство - своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.

http://sobory.ru/article/?object=02449

Порздни. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Успенская и Преображенская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ивановская обл, Лухский р-н, с. Порздни Координаты: 57.004635, 42.548773 Проезд:От Луха около 20 км, от Пучежа около 40 км. От Пучежа участок дороги от Гари до Макаровского - плохая грунтовка, сложная даже в сухую погоду. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена в 1751 г. Имеет приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святых Зосимы и Савватия. Колокольня построена в 1763 г. Существовала ограда, сохранились ворота и часовня, входящие в ансамбль. Рядом стоящая Преображенская церковь (с колокольней и каменной оградой) построена в 1768 г. на средства князя Петра Григорьевича Вяземского. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, имела престолы: во славу Пресвятой Троицы, Преображения Господня, и в честь Божьей Матери, празднования её Благовещенья. Часть села Порздни в 1830-1840 гг. принадлежала Дмитрию Бутурлину, кузену А.С. Пушкина, прототипу Евгения Онегина. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображениясер. 18 - сер. 19 в.; рубеж 19-20 вв. Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной формы, в западной его половине, расположена теплая церковь Успения 1751 г. К юго-востоку от нее поставлена холодная церковь Преображения с колокольней, возведенная по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В 1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в 1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849 г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утр.), с четырьмя часовнями на углах. Почти в центре протяженных сторон ограды находятся южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 - нач. 20 в. Вне ограды, к юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв., завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения кирпичные, побеленные.

http://sobory.ru/article/?object=06043

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой епархии), находится в 5 км севернее г. Задонска Липецкой обл., на левом берегу р. Дон, близ дороги, соединяющей задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской и задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский монастыри . По преданию, землями, на к-рых позже расположился З. м., в разное время до XVIII в. владели Богородицкий мон-рь и семья Тюниных, в связи с чем местность называлась Тюнино. Считается, что на месте будущей монастырской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Ф. Тюнин имел пчельник с колодцем, и настоятель задонского Богородицкого монастыря игум. Прохор обращался к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной о возврате этой земли ( Болховитинов. 1912. Вып. 11. С. 110; Геронтий (Кургановский). 1873. С. 12; Нольде. 1865. С. 2-5). С 70-х гг. XVIII в. Тюнино принадлежало г. Задонску. 1813-1861 гг. Основание З. м. связано с почитанием еп. Воронежского и Елецкого свт. Тихона Задонского . В период пребывания на покое в Богородицкой обители в 1768-1783 гг. святитель уединялся недалеко от лесного источника. Подвижник, рассказывая о Тюнине своим келейникам, замечал, что это «святое и весьма приятное» место «утешает дух... радостью точно рай земной» ( Казанский. 1871. С. 55-56). Вскоре в полутора верстах на север от слободы Тёшевки, на высоком берегу р. Дон, в густом лесу, с оврагом над Тюнинским источником поставили деревянную, а затем каменную часовню (Запись исцелений, совершившихся при гробе угодника Божия свт. Тихона до открытия св. мощей его: Ркп.//ВКМ. 4338-2. Л. 6 об.). Позднее, в нач. XIX в., сюда были переселены крестьяне пригородной слободы Арканы, или Тёшевки.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), в пос. Хутынь в 10 км от Новгорода, на правом берегу р. Волхов, первоначально муж. В кон. XII в. в «пусте месте» при впадении р. М. Волховец в Волхов подвизался прп. Варлаам Хутынский вместе с неск. пустынниками, среди к-рых известен представитель боярства Неревского конца Новгорода Прокша Малышевич (в монашестве Порфирий; † 1207). 2-я редакция жития прп. Варлаама, созданная в XV в., сообщает, что преподобный видел «знамение лучей Божественных» на месте буд. обители. Прп. Варлаам поставил кельи, ископал колодец, построил, вероятно, сначала деревянную, затем каменную ц. в честь Преображения Господня, к-рую в 1192 г. освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский (фундамент храма обнаружен при раскопках в 1981-1982). Архиеп. Григорий «нарече манастырь» и возвел прп. Варлаама в сан игумена (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Согласно сохранившейся вкладной пергаменной грамоте прп. Варлаама (НГОМЗ. Инв. 25982/1543), основатель даровал обители «рыбные и гоголиные ловли и пожни» на противоположном берегу Волхова, с. Слудица с ц. вмч. Георгия, а также остров с рыбной тоней на М. Волховце. Общежительный устав, данный прп. Варлаамом мон-рю, не сохранился, наиболее раннее свидетельство об общежитии в В. Х. м. привел С. Герберштейн в «Записках о Московии» (нач. XVI в.): настоятель имел общую трапезу с насельниками, «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии». Прп. Варлаам был погребен в Преображенском соборе обители. «Построение каменной церкви». Миниатюра из Лицевого Жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 65 об.) «Построение каменной церкви». Миниатюра из Лицевого Жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 65 об.) Ок. 1208/09 г. в обители принял постриг свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович) , избранный в 1210 г.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображение Господне и неделя соловецких праздников 19-23 августа 18.08.2021 1092 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором 19 августа - главный престольный праздник Соловецкого монастыря Преображение Господне. В Спасо-Преображенском соборе он открывает неделю Соловецких праздников, во время которой в монастыре проводятся особые праздничные службы. 21 августа - Перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, основателей Соловецкого монастыря, вывезенных с острова в советское время. Этот праздник был установлен в 1993 году в честь возвращения на Соловки мощей преподобных. 22 августа - Собор Соловецких святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых православных подвижников Соловецкого монастыря. Суровый архипелаг стал местом подвижнической жизни для целого сонма русских святых. 23 августа - Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких. Праздник в честь местночтимых святых Соловецкого монастыря и заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, причисленных к лику Святых. Соловецкий архипелаг - поистине удивительное место. Суровый край, можно сказать «край земли», так как Соловецкие острова относятся к районам Крайнего Севера. Несмотря на необыкновенную красоту и уникальность этого места, условия для проживания здесь, мягко говоря, не из лучших. Суровая зима, холодное лето, бесконечные ветра, вечно «студеное» Белое море… Как известно, первыми постоянными жителями Соловков стали монахи. Монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобный Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви - Преображения Господня и Николая Чудотворца. К 1459 году на островах была построена еще одна деревянная церковь - Успенская. Примерно через двадцать лет, была получена жалованная грамота от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году Иваном III.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/18/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010