(статья из Православной богословской энциклопедии). Игнатий Богоносец , св. епископ Антиохийский. Сведения о жизни св. И. очень скудны и отрывочны. Наиболее ранния свидетельства о нем восходят к концу второго века. Так Ориген (Hom. 6 in Lucam) пишет: «И., святой мученик, второй после Петра епископ Антиохии, боролся со зверями в Риме во время гонения, написал послание к Римлянам и сборник еще нескольких посланий». Ириней (Adv. haer. V, 28) говорит очевидно об И., не упоминая его имени: «некто из наших, за исповедание Бога присужденный к зверям, сказал: я – пшеница Божия, которую измелют зубы зверей, чтобы сделаться ей чистым хлебом». Поликарп Смирнский (Ad Philipp. IX, XIII) удостоверяет факт пришествия И. из Сирии в Рим и написание им в это время нескольких посланий, как современник-очевидец, не успевший еще получить из Рима известий о кончине И. Ничего больше о жизни св. И. не знает и Евсевий, и все остальные сообщаемые им сведения заимствуются из посланий И. По Евсевию, И. был по антиохийской кафедре преемником Еводия, первого после апостола Петра епископа здесь. Но так как об Еводие ничего неизвестно, то впоследствии память о нем утратилась, и Златоуст и Феодорит называют И. непосредственным преемником ап. Петра. Апостольские Постановления (VII, 46) пытаются примирить оба предания тем, что Еводия ставят раньше ап. Петра. Хронологические данные о поставлении И. епископом и смерти его у Евсевия недостоверны (см. Harnack, «Die Zeid d. J.», Leipz. 1878). Мученические акты св. И. (M. Colbertinum, M. Vaticanum), составленные не ранее IV века и наполненные противоречиями, также заимствуют сведения о жизни И. из посланий. По посланиям (в их подлинной краткой редакции) И. является епископом Антиохии Сирийской, уже осужденным (вероятно проконсулом, а не императором) во время частного гонения на христиан в Антиохии на растерзание зверями и пересылаемым под стражею десяти солдат в Рим для исполнения там казни. Путь его идет отчасти морем, но главным образом по сухопутной дороге на Смирну чрез Филадельфию и другие города, в которых местные жители-христиане приветствуют его и заботятся облегчить по возможности его положение. В Филадельфии он вступал в спор с иудействующими и принимал участие в собраниях тамошних христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСИДА [греч. ψδα, лат. absida, concha - дуга, арка, свод], архитектурная форма; полукруглая, прямоугольная или граненая в плане ниша, увеличивающая пространство помещения и перекрытая конхой или сводом. Изначально слово «А.» (от ψδα - свод) представляло лат. эквивалент (apsida; впервые у Павлина Ноланского) греч. слова κγχη - конха (впосл. принято для обозначения полукруглого сводчатого завершения А.). Позже слово «А.» утвердилось как основное для описания таких архитектурных форм на Западе, откуда в XIX в. проникло в рус. обиход (в визант. книжности широкого распространения не имело, в древнерус. текстах не встречается). Наиболее важная функция а. в христ. храме - завершение алтарного пространства, в к-ром расположены горнее место , синтрон , епископский трон. Распространение А. в раннехрист. архитектуре объяснимо тем, что ее формы ассоциировались с рим. арками триумфальными и более универсальными почетными балдахинами, символизировавшими триумф и небо, свод А. (конха - букв. раковина) - с такими элементами древнерим. архитектуры, как экседры с раковинообразными завершениями, к-рыми украшались нимфеи, базилики, термы, погребальные сооружения, а также места собраний христ. общин. Имп. семантика формы А. в христ. контексте с IV в. проецировалась на Иисуса Христа и соответственно - на епископа; присутствие архиерея во время совершения таинств Крещения и Миропомазания предполагало включение А. в архитектуру баптистерия. Блж. Симеон , архиеп. Фессалоникийский († 1429), дал следующее символическое толкование А., называемой им «приалтарным полукружием» (μκυκλον το βματος): «Поелику алтарь здесь знаменует небо, то он и имеет вид полукружия; и это бывает повсюду во всех храмах, в знаменование горних небес» (О священном храме. Гл. в рус. пер. 107). Существуют 2 исходные, восходящие к позднеантичной архитектуре формы алтарных А.: полукруглая, выступающая наружу (ц. ап. Петра в Риме, IV в.) и полукруглая изнутри, расположенная между пастофориями, не выступающая наружу (Гроба Господня храм в Иерусалиме, IV в.), характерная для памятников Сирии (ц. Умножения Хлебов и Рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве), V-VI вв.). Первая могла заменяться прямоугольным изнутри и снаружи выступом (ц. Санти-Феличе э Фортунато в Виченце, V в.); вторая - тремя прямоугольными изнутри помещениями, скрытыми снаружи алтарной стеной (ц. в Дар-Ките, VI в.), как в целом ряде сир. построек. Сочетание этих форм позволяло создать более сложные формы алтарного пространства (важнейшая - алтари-триконхи, впервые в ц. Белого мон-ря (Дейр-эль-Абъяда) (Египет), V в.).

http://pravenc.ru/text/75794.html

Отдел А 1. Древнейшие западные календари Римский-Бухерианский Древнейший дошедший до нас календарь относится в половине IV века (354) и принадлежит римской церкви. Он составляет часть римского хронографа, в котором означены консулы, префекты города, епископы, есть пасхальная таблица и описание Рима. Перечисляя в первой своей части умерших римских пап с Луция (252), он останавливается на Юлие, умершем 12 апр. в 352 г. В сей части календаря поименовано 12 пап. Затем в другой части, начиная с Рождества Христова 25 дек., перечисляется всего 24 дня в году, в которые положено празднование памятей мучеников и праздников, в том числе и Рождество Христово, единственный в календаре господский праздник; апостолам посвящены два дня: 22 февр. памяти кафедры ап. Петра в Антиохии и 29 июня апп. Петру и Павлу, в апреле нет ни одной памяти; в марте одна: 7 числа Перпетуи и Фелицитаты в Африке. Из 22 памятей мучеников 15 находятся в наших святцах 48 , из 12 пап в 1 части календаря у пап находятся 4 во святых: Сильвестр, Марцеллин, Гай и Стефан. При означении памятей святых везде означено место или нахождения их мощей, или собрания в честь их, иногда происхождения святых. К именам не прибавлено слово: святого или мученика, у двух только мучеников означены годы кончины их (консульства Диоклитиана 9 и Максимиана 8) и еще время перенесения мощей Петра и Павла показано при консулах Туске и Бассе, т.-е. в 258 году. Цель сего календаря была означение времени и места празднования мученикам только в городе Риме. Это не есть полный календарь римской церкви того времени. Этот календарь по второму издателю своему называется Бухерианским, – по имени ученого иезуита Егидия Бухерия. Автором сего календаря некоторые считают Фурия Дионисия Филокала, составителя светского (языческого) календаря констанцианского 49 , о коем было выше, но без достаточных оснований 50 . Карфагенский Другой древний западный календарь, по времени следующий за Бухерианским, есть Бареагенский, открытый Мабиллоном. Мабиллон и Рюинарт относят его в 5 веку, Морчелли к 6 веку, Дюшен к 523–535 г. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ IV Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1210, Рим - 3.04.1287, там же; мирское имя Джакомо Савелли), папа Римский (со 2 апр. 1285). Происходил из знатной рим. семьи, внучатый племянник папы Римского Гонория III . Отец и брат Джакомо неск. раз занимали должности рим. сенаторов; мать принадлежала к влиятельной семье Альдобрандеска; дядя, кард. Томмазо, по прозвищу дель Весково, был известным поэтом и дипломатом. Савелли учился в Парижском ун-те. До принятия сана был женат, но рано овдовел. Двое его сыновей достигли значительных светских должностей: один был подеста в г. Урбино, второй - рим. сенатор. Избрав духовную карьеру, Савелли получил в качестве бенефициев должности каноника в Шалон-сюр-Марн (ныне Шалон-ан-Шампань) в Барселоне и ректора в Бертоне (еп-ство Норидж). 24 дек. 1261 г. папой Римским Урбаном IV возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). Долгое время был легатом в Витербо. В 1276 г. папой Римским Адрианом V назначен легатом к герм. кор. Рудольфу I Габсбургу для решения вопроса о его имп. коронации и урегулирования споров между ним и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским. В 1277 г. возведен в достоинство кардинала-перводиакона. 21 окт. 1282 г. кард. Дж. Савелли основал в Альбано и затем построил на собственные средства бенедиктинский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и св. ап. Павлу. После смерти папы Римского Мартина IV коллегией кардиналов 2 апр. 1285 г. в Перудже Савелли был избран папой и принял имя Гонорий в память о своем родственнике папе Гонории III. 14 мая 1285 г. в Риме Г. был рукоположен во пресвитера, 15 мая - во епископа, и 20 мая в соборе св. Петра состоялась его интронизация. Г. продолжил политику своих предшественников относительно борьбы между Арагонской и Анжуйской династиями за Сицилию, к-рая в 1282 г.

http://pravenc.ru/text/166151.html

Местное предание, зафиксированное в эпитафии Д. в ц. сщмч. Назария в Павии, связывало с именем епископа чудесное предотвращение чумы после перенесения из Рима части мощей мч. Севастиана и освящения во имя мученика алтаря при ц. ап. Петра в Тицине. О чуме, свирепствовавшей в городе 3 месяца, и о перенесении мощей мч. Севастиана упоминает Павел Диакон: во время бедствия многие видели, как по городу ходили светлый и темный ангелы, и если темный ударял в дверь дома, то наутро там кто-нибудь умирал. Чума продолжалась, пока в город не принесли мощи мч. Севастиана. Хронист не сообщает имя епископа, при к-ром происходили эти события. Если это был Д., то он занял кафедру в Тицине к кон. 680 г. Его предшественник Анастасий последний раз упоминается среди участников Собора в Риме, проходившего в кон. 679 или нач. 680 г. Эпидемия чумы, согласно Павлу Диакону, имела место после 2 знамений: частичного солнечного затмения в июле 679 г. и лунного затмения 28 июня 680 г. О лунном затмении с точной датировкой упоминает Liber Pontificalis в жизнеописании папы Агафона , т. к. в это же время чума свирепствовала и в Риме (PL. 128. Col. 807). Можно предположить, что еп. Анастасий умер во время эпидемии. Согласно Павлу Диакону, к 690 г. Д. уже занимал кафедру Тицина, когда Алахис захватил власть в королевстве лангобардов. В 690 г. Алахис занял Тицин, столицу королевства, в то время как кор. Куниберт (Куниперт) бежал и скрывался на одном из островов оз. Комо (Сев. Италия). Опасаясь, как бы Церковь Тицина не претерпела притеснений со стороны Алахиса, Д. решил его задобрить, отправив во дворец диак. Фому с благословением. Алахис, хотя и принял Фому, в разговоре грубо оскорблял его и издевался над ним. По возвращении Куниберта в Тицин и после бегства Алахиса епископ торжественно принял короля, выйдя ему навстречу с клириками и народом. О дальнейшей деятельности Д. известно мало. Ему приписывается содействие в ликвидации Аквилейской схизмы, хотя Павел Диакон об участии Д. в этих событиях не упоминает (Hist. Langobard. VI 4//PL. 95. Col. 631-632). Косвенным доказательством, что Д. мог принимать участие в этих событиях, является его послание к имп. Константину IV, где он выказывал себя защитником V Вселенского Собора.

http://pravenc.ru/text/168748.html

В сане пресвитера весной 451 г. Г. присутствовал на Соборе в Медиолане (совр. Милан) под председательством свт. Евсевия , еп. Медиоланского, на к-ром епископы Сев. Италии поставили подписи под томосом папы Льва I Великого , стремившегося накануне IV Вселенского Собора заручиться поддержкой зап. иерархов. Г. подписался от имени отсутствовавшего еп. Евстасия: «Я, Грат, пресвитер, направленный своим епископом церкви Августы Евстасием вместо него, со всем вышенаписанным согласился и подписался, провозглашая анафему тем, кто нечестиво мыслят о таинстве Воплощения Господня». В интерполированной версии «Мученичества св. Маврикия и Фиваидского легиона», созданной в сер. VI в., упоминается об участии Г. в 470 г. вместе с Домицием, еп. Генавы (совр. Женева), и Протасием, еп. Октодура (совр. Мартиньи-Виль, Швейцария), в перенесении мощей одного из воинов Фиваидского легиона, мч. Иннокентия, чьи останки были случайно обретены в результате обвала подмытого водой берега р. Родан (совр. Рона). Скончался Г. до 500 г., т. к. его преемник св. Иукунд, к-рый, согласно местному преданию, был учеником святителя, присутствовал на Соборе 502 г. в Риме в поддержку папы Симмаха . День смерти Г. известен благодаря аутентичной эпитафии рубежа V и VI вв. на мраморной плите (ныне хранится в ц. св. Христофора в пригороде Аосты), обнаруженной в древнем некрополе Аосты, где в 1972-1973 гг. была открыта христ. церковь V в. В районе этого же некрополя находится построенная в V в. ц. ап. Петра и св. Урса , в к-рой хранились мощи Г. В XIII в. они были перенесены в кафедральный собор Аосты, что послужило поводом для составления Жития святого, известного как «Великая легенда о св. Грате» (Magna legenda st. Grati), автором к-рого, вероятно, был каноник кафедрального собора Аосты Иаков из Курии. Сочинение исторически недостоверно и изобилует анахронизмами. Подобный стиль работы с источниками, порождающий легенды, был характерен для итал. агиографии XIII в. и отвечал вкусам эпохи, в угоду к-рым Иаков из Курии сделал из Г. лакедемонянина (спартанца), обучавшегося в Афинах. Содержание «Великой легенды...» впосл. было переработано в богослужебных целях для аостского бревиария и в таком виде помещено в компендиум «Каталог святых Италии» ( Ferrarius Ph. Catalogus sanctorum Italiae in menses duodecim distributus. Mediolani, 1613).

http://pravenc.ru/text/166385.html

16-го числа Поклонение Честных Вериг св. Апостола Петра Поклонение Честных Вериг св. Апостола Петра Во время гонения на юную Иерусалимскую Церковь , воздвигнутого Иродом Агриппой, царём Иудейским, около 42 года по Р.Х., ревностный проповедник Евангелия – Апостол Пётр закован был в цепи и заключён в темницу. Ночью, накануне того дня, в который положено было вывести Апостола на суд к народу, Ангел чудесно освободил Петра от оков и темницы ( Деян.12 ). Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме; благочестивые ученики его стяжали себе, как драгоценность и святыню, цепи или вериги св. узника и с уважением хранили, передавая их, при кончине своей, преемственно один другому. Верующие получали от них исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Ап. Павла ( Деян.19:12 ). Императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450), по обету своему бывши в Иерусалиме для поклонения св. местам, получила от Иерусалимского патриарха Ювеналия между духовными сокровищами и чудотворные вериги Ап. Петра. Пришедши в Константинополь, она одну из них в 439 году послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге Римского императора Валентиниана III (423–460), а другую в том же году положила в Царьграде, – в церкви св. Апостолов. Евдокия соорудила в Риме храм в честь вериг Ап. Петра. Между тем в Риме обретены и другие вериги Ап. Петра, которые там возложены были на него по повелению Нерона, осудившего его на смерть. В VΙ веке с благоговением писал о части вериг Ап. Петра св. Григорий Двоеслов к Динамию Патрицию. «Послал я к тебе в благословение от первоверховного Апостола небольшой крест с частицами вериг Апостола, – говорит святитель, – дабы вериги сии, недолго державшие его в узах, освободили тебя навсегда от грехов». В честь сих вериг, обретённых в Иерусалиме и Риме, установлено 16 января поклонение им. Оно началось на Востоке и Западе почти в одно время, и с IV века делается уже известным. О нём упоминает блаженный Иероним в письме своём к Евстохию. В древних Русских летописях 16 день января называется днём спадания вериг, ибо Писание свидетельствует, что они спадоша с Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА [лат. Cathedra sancti Petri apostoli], одно из наименований Папского престола (см. Папство ); праздник в календаре Римско-католической Церкви (22 февр.); реликвия, которая хранится в базилике св. Петра в Риме. Выражение «кафедра апостола Петра» применительно к кафедре Римского епископа впервые использовал сщмч. Киприан , еп. Карфагенский († 258). Цитируя слова Иисуса Христа, обращенные к ап. Петру (Мф 16. 18-19; Ин 21. 15-17), Киприан объяснял, что Бог наделил апостолов равной властью, но основал только 1 кафедру и поручил ее ап. Петру, и, т. о., К. ап. П. стала символом единения христиан в Церкви: «Тот, кто не сохраняет единство с Петром, не может думать, будто сохраняет веру. Тот, кто отступает от кафедры Петра, на которой основана Церковь, не может считать, что остается в Церкви» ( Cypr. Carth. De ecclesiae catholicae unitate. 4// Sancti Cypriani episcopi Opera. Turnhout, 1972. Pars 1. P. 251-252. (CCSL; 3)). В отличие от других раннехристианских авторов (сщмч. Климента Римского, сщмч. Иринея Лионского) Киприан Карфагенский считал основателем Римской Церкви только ап. Петра, но не ап. Павла ( F é vrier. 1977. P. 527-530; см. также: Mombili Thumaini M.-E. L " aspect d " autonomie et de communion dans la praxis africaine des recours à Rome. R., 2001. P. 59-62, 106-107). В посланиях сщмч. Киприана говорится о К. ап. П. как об основе единства Церкви ( Cypr. Carth. Ep. 43. 5. 2; 55. 8. 4; 59. 14. 1). Во 2-й пол. IV в. в полемическом трактате против донатистов (см. Донатизм ) св. Оптат , еп. Милевский, писал, что Римская кафедра, «на которой восседал Петр, глава всех апостолов», была основана прежде всех др. епископских кафедр, в ней воплощалось единство Вселенской Церкви ( Optatus. Liber II 2-6// S. Optati Milevitani Libri VII/Ed. C. Ziwsa. Vindobonae, 1893. P. 36-39, 42. (CSEL; 26)). Ап. Петр на кафедре. Фрагмент росписи в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Худож. Мазаччо. 1426–1427 гг.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТА, СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА, БАЗИЛИКА В РИМЕ Базилика сщмч. Климента в Риме. Фотография. 2005 г. Базилика сщмч. Климента в Риме. Фотография. 2005 г. [итал. Basilica di San Clemente; лат. Titulus Sancti Clementis], средневек. церковь, посвященная сщмч. Клименту , еп. (папе) Римскому, 3-му после ап. Петра хранителю епископской кафедры Рима; расположена почти на одинаковом расстоянии от рим. холмов Латерана и Целия. К. б.- сложный архитектурный комплекс, включающий средневек. базилику XII в. (верхняя церковь) и расположенные в ее основании раннехрист. базилику, вероятно кон. IV в. (нижняя церковь), и 2 здания рим. времени (возможно, жилой дом, I-II вв., и храм Митры, II-III вв.). Архитектурные сооружения римского времени Археологические раскопки на нижнем уровне средневековой базилики начал в 1857 г. доминиканский монах, археолог и настоятель К. б. Дж. Маллули (1812-1880); он же составил их 1-е описание. Фундаментальные исследования продолжены в XX в. Э. Хуньентом и Ф. Гвидобальди. Под полом раннехрист. базилики были открыты остатки прямоугольного в плане сооружения неизвестного назначения, стены которого сложены из крупных блоков туфа. К нему примыкает здание времени правления имп. Домициана (81-96; дата установлена по штампам на кирпичах), возведенное в технике opus mixtum. Оно состояло из небольшого размера помещений со сводчатыми потолками, сгруппированных вокруг центрального двора; предположительно являлось частным жилым домом. Во II-III вв. на месте внутреннего двора был устроен храм Митры (Mitreum). От языческого святилища сохранился пронаос, свод к-рого украшен орнаментальной стуковой декорацией, центральная часть храма (триклиний) и небольшая комната для новообращенных (катехуменов). Вдоль стен триклиния расположены каменные лавки для членов общины, в центре - мраморный алтарь с рельефным изображением Митры, убивающего быка, за алтарем в нише - статуя Митры. Раннехристианская базилика

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИТАЛИЯ. III Церковная архитектура Италии IV-XIV вв. Архитектура Римской империи Христ. архитектура И. IV-VI вв. является продолжением архитектуры имп. Рима I-III вв.: здания имели те же конструктивные и эстетические, отчасти типологические, особенности, что и ранее. Христ. архитектура катакомб связана с последующей христ. архитектурой лишь конфессионально; она не оказала влияния на дальнейшее развитие ее форм. Внутри рассматриваемого этапа выделяются 2 периода: IV в., когда в столицах складывалась новая типология христ. зданий, и V-VI вв., время распространения их по всей территории империи. Архитектура И. этой эпохи не имеет яркой специфики в отличие, напр., от архитектуры Сирии или Египта. Но постепенно формировались региональные особенности, к-рые станут определяющими в дороманский и романский период. I. Архитектура IV в. характеризуется постепенным отбором из существующих типов и форм тех, что наиболее подходили для христ. богослужения, и разработкой на их основе новых типов зданий. Главным типом христ. здания стала продольно ориентированная базилика, чаще всего 3-нефная, в редких случаях 5-нефная, сформировавшаяся к сер. столетия. Появились первые баптистерии (как тип они сформировались в V в.), всегда центрические, ротондальные либо октагональные; христ. архитектура заимствовала, причем без изменений, и античные погребальные сооружения, в первую очередь имп. мавзолеи. Ведущую роль в упомянутых процессах помимо Александрии и Антиохии сыграли Рим и Милан. Интерьер Латеранского баптистерия в Риме. Ок. 324, 432–440 гг. Интерьер Латеранского баптистерия в Риме. Ок. 324, 432–440 гг. 1. Рим. Первые большие христ. храмы Рима были построены по имп. заказу. Одним из наиболее ранних стал кафедральный собор Рима - Basilica Constantiniana на холме Латеран (позже Сан-Джованни-ин-Латерано, ок. 312 - ок. 324; здесь и далее датировки зданий Рима по Brandenburg. 2005). Частично сохранившееся здание первоначально представляло собой огромную 5-нефную базилику без трансепта. При ней был построен один из первых баптистериев - Латеранский (Сан-Джованни-ин-Фонте), по наиболее убедительной версии изначально представлявший собой ротонду (Ibid. P. 38-47). Вторым по значимости и масштабу зданием христ. Рима стала базилика над могилой ап. Петра - Сан-Пьетро-ин-Ватикано (после 320 - ок. 335), также 5-нефная, но с высоким протяженным трансептом. В ее комплекс входил мавзолей имп. Гонория (ок. 400, не сохр.), расширенный из уже существовавшего здания. Последним по времени имп. церковным зданием стал храм на месте казни ап. Павла - Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (384 - ок. 400). Здание, сохранившее план и отдельные фрагменты стен, является огромной 5-нефной базиликой с высоким и широким трансептом.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010