Выражение: неправильно разделил, по изъяснению св. Иринея (Haer IV, 34), указывает на разделенное сердце Каина, приносившего жертву Богу с завистью и злобою на своего брата Авеля - Нольте (Scheiner. Zeitschr. f. kath. Theol. t.VI) подразумевает здесь приносимые дары: неправильно разделил жертву т. е. самую лучшую часть удержал себе, См. у Гефеле. Т.е. к тебе возвращается дар твой, Мною не принимаемый, и он опять будет в твоей власти. Нольте, вместо ο ε читает: ο ου ο(???)ο υου, - от тебя происходит нерасположение к нему (Авелю) υ εε υου, и ты отстань от него, перестань преследовать его. Глава V Не мало бедствий произошло от того же и в ближайшее время. Мученичество апостолов Петра и Павла. Но оставив древние примеры, перейдем к ближайшим подвижникам: возьмем достойные примеры нашего поколения. По ревности и зависти величайшие и праведные столпы Церкви подверглись гонению и смерти. Представим пред глазами нашими блаженных апостолов. Петр от беззаконной зависти понес не одно, не два, но многие страдания, и таким образом претерпевши мученичество, отошел в подобающее место славы. Павел, по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз был изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада и мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира, и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения. О семикратном заключении ап. Павла нет свидетельства в книге Деяний апостольских. Вероятно Климент говорить об этом, как современник очевидец, или по достоверному преданию. Разумеют Италию и в частности Рим, как границу запада в отношении к востоку. Этого мнения держатся те, которые отвергают вторые узы Павла в Риме напр. Баур Шенкель и Гильгенфельд. Другие же (Неандер Герике, Гуг и пр.) относят это к Испании, о путешествии в которую предположительно говорить ап. Павел в посл. к Римл. (XV, 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Один из ранних примеров искусства эпохи имп. Константина - мозаики сводов обходной галереи мавзолея его дочери Констанции, позже ставшего ц. Санта-Констанца в Риме (1-я пол. IV в.). В секциях свода в декоративном обрамлении изображены фигурки амуров и психей, птицы, цветы и фрукты, сосуды для воды и вина, среди к-рых небольшие кресты и портрет имп. Константина. Единственной сюжетной композицией является сбор и давка винограда путти. Все элементы имеют символический характер, известны по росписям катакомб и рельефам саркофагов (те же мотивы на саркофаге Констанции) и развивают характерные для погребальной тематики идеи христ. любви, пребывания души в райском саду, Евхаристии, Крещения. В апсидах притвора, вероятно украшенного неск. позже, напротив друга друга располагаются композиции, представляющие Христа и апостолов Петра и Павла, традиц. для саркофагов: «Вручение ключей ап. Петру» (Traditio clavium) и «Даяние Закона» ( Traditio legis ). Если тематика росписи продолжает традиции предшествующей поры, то стиль свидетельствует о новом направлении, возрождающем античные объемно-пластические формы, энергичную динамику поз и движений, живописную многокрасочную палитру (портрет имп. Константина). В еще большей мере эллинистические традиции проявились в мозаиках ц. св. Георгия в Фессалонике, превращенной из мавзолея Галерия в имп. капеллу при имп. Феодосии Великом (до 395). На склонах купола изображены фронтально в рост святые с молитвенно воздетыми руками. Их сравнительно небольшие фигуры, рядом с к-рыми помещены надписи с именем и указанием дня памяти, представлены на фоне многоярусных архитектурных сооружений в виде аркад и портиков, увенчанных фронтонами и полукуполами. Образы святых отличаются спокойствием и глубокой одухотворенностью, их единообразные статичные позы в сочетании с тончайшей объемно-пластической живописной моделировкой ликов, пышными прическами, великолепием многоцветных драпировок создают эффект реальности небесного мира, в к-ром они пребывают. Это качество присуще мозаикам Фессалоники , Рима , Милана и Равенны кон. IV-V в.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В IX в. франк. мон. Теотгиз вскрыл саркофаг Е. и увез ее мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиеп. Гинкмара мощи Е. после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне деп. Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. ( Sigebertus Gemblacensis. Chronica//MGH. SS. T. 6. P. 339). От мощей происходили многочисленные чудеса. Мон. Альтман из Овиллера составил Житие Е. (ActaSS. Aug. T. 3. P. 580-599) и Сказание о перенесении ее мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г. Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789-1799) было закрыто, но мощи Е. удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Св. Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской ц. святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в наст. время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Е. Честная глава Е. хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, имп. Свящ. Римской империи и кор. Чехии. Кроме того, в наст. время частицы мощей Е. находятся в Киккском мон-ре (Кипр), в афонских мон-рях Ксенофонт и вмч. Пантелеимона, в мон-рях Агия-Лавра (близ Калавриты), ап. Иоанна Богослова Ипсилу (о-в Лесбос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в церквах Константина и Е. в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) и др. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190). Все Жития, посвященные равноапостольным Константину и Е. (BHG, N 361x-369k; BHL, N 3772-3790), являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени.

http://pravenc.ru/text/189737.html

В каролингский период в состав мессы А. о. была включена «Gloria» , поющаяся перед «Kyrie eleison» и молитвой «над народом»; в воскресенья Великого поста вместо «Gloria» диаконом читались 2 литании, напоминающие великую ектению в визант. обряде, с ответами народа «Умоляем Тебя» (Precamur te) или «Господи, помилуй» (Domine miserere) в 1-й и «Kyrie eleison» во 2-й. Впосл. чин мессы был приведен в большее соответствие со средневек. рим. чином: появились обряд accessus ad altare , совершавшийся перед пением входного стиха, ряд молитв мессы рим. обряда; месса А. о. стала заканчиваться, как и в Риме, чтением «заключительного Евангелия» (Ин 1). В наст. время древнейший текст анафоры А. о. отражен в сохранившихся за богослужением особых ее вариантах, употребляемых в Страстной четверг и на Пасху (Hänggi, Pahl. P. 452-454). Фрагменты анафоры, цитируемые в приписываемом свт. Амвросию Медиоланскому соч. «О священнодействиях» (De sacramentis. IV 21-27; см. Hänggi, Pahl. P. 421-422), отличаясь от текста более поздних амвросианских, практически совпадают с соответствующими фрагментами анафоры рим. обряда VIII в., зафиксированной в Сакраментарии Геласия (в редакции VIII в.- Palazzo. P. 42-48). Порядок анафоры А. о.: вступительный диалог, praefatio («Vere quia dignum» - Воистину достойно), Sanctus (Свят), «Te igitur» (Итак, Тебя), «Memento, Domine» (Помяни, Господи), «Communicantes» (Имея общение), «Hanc igitur» (Итак, сие), «Quam oblationem» (Каковое приношение), «Qui pridie» (Который пред днем), «Unde et memores» (Посему и воспоминая), «Suprae quae» (На которые), «Supplices te rogamus» (Умоляюще Тебя просим), «Memento etiam» (Еще помяни), «Nobis quoque» (И нам), «Per quem» (Чрез Которого), славословие и «аминь» (СДЛ. Т. 5. С. 24-28; о содержании отдельных частей анафоры см. Месса ; Литургия ап. Петра ). Молитвы и возгласы канона анафоры полностью соответствуют римским (за исключением упомянутых анафор Великого четверга и Пасхи), бóльшая часть разночтений несущественна (Hänggi, Pahl. P. 449-451). А. о. имеет больше вариантов praefatio (Ibid. P. 455-460; Lodi. P. 928-937), неск. отличается состав имен святых, упоминаемых в молитвах «Communicantes» и «Nobis quoque». К установительным словам , входящим в состав молитвы «Qui pridie», прибавлена фраза: «Будете смерть Мою возвещать, Воскресение Мое исповедовать, пришествия Моего ожидать, доколе Я опять с небес прииду к вам», напоминающая аналогичную аккламацию нек-рых анафор западносир. и кельт. обрядов . С XIII в. прежде молитвы «Qui pridie» (к-рой в средневек. лат. богословии усвоена роль тайносовершительной) предстоятель совершает умовение рук (до XIII в. оно входило, как и в литургиях большинства др. традиций, в комплекс обрядов приношения хлеба и вина) и возношение гостии (без звона в колокол, принятого в рим. обряде).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Церковное Предание может содержать ошибки и, следов., не может служить неопровержимым аргументом для той или иной интерпретации библейского текста. Несмотря на это М. П. для доказательства своей т. зр. обильно цитировал общепризнанных церковных авторитетов (блж. Августина , свт. Амвросия Медиоланского, католич. св. Бернарда Клервоского и Петра Ломбардского ). В рассуждениях о Церкви М. П. создал идеальную картину взаимоотношения светских и духовных властей и предложил программу реформ, чтобы реализовать ее. Центральной идеей М. П. было отрицание доктрины полноты власти Римского папы как в католич. Церкви, так и в сфере светских правителей (plenitudo potestatis) (Defensor pacis. II. XXIII 4). Современники крайне негативно восприняли представления М. П. о духовной власти. Был составлен список еретических заблуждений, содержавшихся в «Защитнике мира» и впосл. осужденных буллой «Licet juxta doctrinam»: М. П. считал, что все церковное имущество принадлежит светским властям; светские правители могут смещать и наказывать клириков, в т. ч. и папу Римского; ап. Петр не был главой христ. Церкви, потому что Иисус Христос не оставил наследников (поэтому Римские епископы как преемники ап. Петра не могут претендовать на вселенскую духовную власть); все клирики (священники, епископы и папа Римский) являются равными наследниками Христа, а их существующее неравенство - результат действий светской власти; духовное лицо (в т. ч. и папа Римский) не может налагать мирские наказания и вершить светский суд (Licet juxta doctrinam// Baronius C., card., e. a. Annales ecclesiastici. P., 1880. T. 24: 1313-1333. P. 322-329). Уже после публикации буллы «Licet juxta doctrinam» современники порицали М. П. за то, что он считал наследником ап. Петра не папу Римского, а епископа Антиохии, поскольку ап. Петр основал там епископскую кафедру раньше, чем в Риме (впрочем, М. П. не признавал власти над всей Церковью и за епископом Антиохии), а также за то, что он не признавал каноническое право (см.: Opicinus de Canistris. De preeminentia spiritualis imperii//Unbekannte Kirchenpolitische Streitschriften aus der Zeit Ludwigs des Bayern (1327-1354)/Bearb. v. R. Scholz. R., 1911. T. 1. S. 37-43; T. 2: Texte. S. 89-104; Alvarus P. De planctu ecclesiae. Venetiis, 1560. Fol. 91-94). Папа Климент VI публично заявлял, что нашел у М. П. 240 еретических заблуждений (этот список не сохр.- Konrad von Megenberg. Tractatus contra Wilhelmum Occam (De coronatione Caroli IV)//Unbekannte Kirchenpolitische Streitschriften aus der Zeit Ludwigs des Bayern (1327-1354). R., 1911. T. 2: Texte. S. 364).

http://pravenc.ru/text/2562404.html

В IX-X вв. К. был посвящен один из мон-рей, существовавших при базилике св. ап. Павла на Остийской дороге (Сан-Паоло-фуори-ле Мура) (LP. Vol. 2. P. 23). Впосл. эта обитель была объединена с монастырем св. Стефана, а со 2-й пол. IX в. получила название «монастырь св. ап. Павла» ( Ferrari. 1957. P. 254-271; Spera L. Dalla tomba alla «città» di Paolo: Profilo topografico della Johannipolis//Paolo Apostolo Martyri: L " apostolo San Paolo nella storia, nell " arte e nell " archeologia/Ed. O. Bucarelli, M. M. Morales. R., 2011. P. 133-137). Также в Риме была ц. Сан-Чезарио-де-Аренула, основанная до 1063 г. С XII в. она находилась при храме Сан-Паоло-алла-Регола. В XVI-XVII вв. церковь была разобрана при строительстве храма и госпиталя Св. Троицы для паломников (Сантиссима-Тринита-деи Пеллегрини) ( Armellini. 1891. P. 398; H ü lsen. 1927. P. 230-231). К. является покровителем Террачины, городской кафедральный собор посвящен этому святому. Сооружение собора на месте рим. храма восходит к V или VI в., затем он неск. раз перестраивался. Согласно Liber Pontificalis, папа Лев IV (847-855) передал дары этому храму (LP. Vol. 2. P. 122). В 1074 г., после перестройки, собор был освящен еп. Амвросием в честь ап. Петра и К. В 1088 г. здесь состоялось избрание Урбана II на Папский престол. Совр. постройка сохранилась с различными изменениями XII-XVIII вв. Под алтарем собора находится частица мощей К. Основная часть мощей К. и И. хранится в главном алтаре базилики Санта-Кроче-ин-Джерузалемме в Риме. В 1070 г. папа Римский Александр II подарил часть мощей (руку) К. католич. св. Аннону II, архиеп. Кёльнскому, который поместил святыню в ц. св. Георгия в Кёльне (ActaSS. Nov. T. 1. P. 96-97). Другую часть мощей мученика понтифик подарил жителям Лукки. Впосл. реликвия хранилась в монастыре св. Понтиана, в 2009 г. она была обнаружена в базилике св. Фридиана (Сан-Фредиано) в Лукке. 19 июня 2012 г. коммуна Чеза отпраздновала 400-летие со дня прибытия частицы руки К. В ранних русских иконописных подлинниках описание изображения К. и И. отсутствует. В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова сказано, что, поскольку на возраст мучеников нет никаких указаний, И. можно писать постарше, с проседью, с бородой средней величины, в фелони и епитрахили; К. следует изображать помоложе, с небольшой бородой, в стихаре и ораре ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 39-40).

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Из разумеющих слово Вавилон в собственном значении (1) одни считают местом написания послания Вавилонию или часть Месопотамии между Тигром и Евфратом, при слиянии оных, или в частности Селевкию, главный город сей страны, основанный Селевком Никанором, стоявший при Тигре trecentis stadiis a Babylone, по выражению Плиния 138 и у некоторых называвшихся именем древнего Вавилона. Это мнение подтверждают тем, что, по сказаниям многих древних писателей, Апостол Петр во время семилетнего своего епископства в Антиохии путешествовал с проповедью Евангелия на Восток, и посему, как Апостол обрезания, мог быть в Селевкии, потому что иудеи составляли значительную часть населения Вавилонии и посылали оттуда значительные приношения в храм иерусалимский; 139 другие считают местом написания Вавилон египетский, иже ныне Каир нарицается, по замечанию св. Димитрия Ростовского (Чет. Мин. декабря 17-го дня); сей Вавилон упоминается Птолемеем (Lib. IV. сар. 5) и Страбоном (Lib XVII) построен был Камбизом, на правом берегу Нила, почти насупротив Мемфиса. Мнение это подтверждают тем, что Апостол в конце послания приписывает целование от Евангелиста Марка, бывшего епископом в Александрии проповедовавшего Евангелие в Египте. Конечно, каждое из сих мнений имеет свои признаки вероятности; Евсевий 140 свидетельствует, что его современники утверждали, что первое послание Ап. Петра написано в Риме и что сей город назван в оном иносказательно Вавилоном, вероятно, или по обширности, или по множеству и смешению разных идолопоклонников или, наконец, потому, что в Риме иудеи находились в порабощении подобном Вавилонскому. § 66. Побуждение и цель Побуждением к написанию первого послания Петрова, по мнению блаженного Августина (Lib. de Fide et Oper, сар. XIV), послужило злоупотребление учения о вере спасающей независимо от заслуг или дел человека спасаемого. Из содержания послания видно, что между первыми читателями оного действительно было такое злоупотребление. Впрочем, у Апостола могли быть и другие побуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

началось не позднее XI в. В 60-х гг. его почитали в Киеве, о чем свидетельствует упоминание о В. в «Сказании о Борисе и Глебе» как об образце, к-рому хотел следовать св. Борис. Сохранилась служба святому в составе Новгородских служебных Миней 1095 г. Достаточно рано стало известно и слав. Житие В. в его древнерус. разновидности, неск. отличной от текста хорват. списков (т. н. Востоковская легенда); его текст был использован при создании краткого жития, вошедшего в состав древнейшей редакции древнерус. Пролога, и сказания о перенесении его мощей, также включенного в Пролог. Днями памяти В. были на Руси, как и в Чехии, 28 сент.- день убийства, когда читались служба святому и его проложное житие, и 4 марта, когда читалось сказание о перенесении мощей. Памятники, связанные с В., послужили лит. образцами при создании «Сказания о Борисе и Глебе». В XVI в. слав. Житие В. было включено в состав Четьих-Миней митр. Московского Макария. Только в древнерус. списках сохранилась «Вторая старославянская легенда о св. Вячеславе» («Легенда Никольского»). В росписях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры и Софийского собора в Вологде 80-х гг. XVII в. В. изображен седовласым старцем, у иконописцев того времени были уже смутные представления о житии святого. Б . Н . Флоря Почитание В. в католической Церкви Память празднуется 28 сент. (в Пражском, Краковском и ряде др. еп-ств - с октавой 5 окт.); в нек-рых еп-ствах отмечается также перенесение его мощей (4 марта; во Вроцлаве - 5 марта), а в Пражском - обретение мощей (27 июня). В 1333 г. в базилике св. ап. Петра в Риме был воздвигнут алтарь во имя В. В 1381 г. Пражский архиеп. Иоанн (Енштейн) учредил праздник для еп-ств Бамберг, Майсен, Регенсбург. В 1670 г. декретом папы Климента X праздник в память В. стал общецерковным и был причислен к разряду semiduplecis (полупраздничных), но до 1729 г. совершался по усмотрению местного епископа (ad libitum). Ист.: Fontes rerum bohemicarum/J. Emler. Pragae, 1873-1882. T. 1-3; Sbornik staroslovanských literarnich památek o sv. Václavu a sv. Ludmile/J. Vajs. Praha, 1929; Blaschka A. Die St. Wenzels-legende Kaiser Karls IV. Praha, 1934. Weimar, 1956; Devos P. Le dossier de S. Wenceslas dans un manuscript du XIII siècle//AnBoll. 1964. Vol. 81. Р. 87-131; Сказания о начале Чешского гос-ва в древнерус. письменности/Предисл., коммент. и пер. А. И. Рогова. М., 1970; Laurentius. Passio s. Wenceslai regis//MGH. Quellen z. geistes Gesch. d. Mittelalters. Weimar, 1972. Bd. 7. S. 23-42; Kristiánova legenda/J. Ludvíkovský. Praha, 1978.

http://pravenc.ru/text/161181.html

Примерами могут служить М. нимфеума на Виа-дельи-Аннибальди в Риме (30-20-е гг. I в. до Р. Х.). Однако стекло применено здесь только в обрамлении композиций, т. е. во второстепенных по значению зонах. Стеклянные тессеры в мозаичном декоре гротов и нимфеумов этого времени не обнаружены. Первые датированные М. из стеклянных тессер относятся ко времени имп. Тиберия (панно с надписью и изображением грифонов в колумбарии Помпония Хиласа, Рим, I в.). Примеры таких мозаик I в. по Р. Х. многочисленны, известны по декорации сводов, стен, ниш гротов, нимфеумов, фонтанов (октагон, предположительно нимфеум Золотого дома имп. Нерона, 64 - 68 гг., Рим; нимфеум дома Аполлона, Помпеи, 1-я пол. I в.; фонтаны в домах Малого фонтана, 62 - 79 гг., и Фонтана с колоннами, ок. сер. I в., оба в Помпеях); частных домов (настенный фриз, постройки на Палатинском холме, Рим, 23 - 63 гг.; стены, ниши в доме Нептуна и Амфитриты, 3-я четв. I в., Геркуланум), театров и цирков. В христианском мире Христос Гелиос. Мозаика гробницы Юлиев в базилике Сан-Пьетро-ин-Ватикано . Нач. IV в. Христос Гелиос. Мозаика гробницы Юлиев в базилике Сан-Пьетро-ин-Ватикано . Нач. IV в. В течение I - IV вв. репертуар, иконография и стиль изображений настенных и напольных мозаик в языческих и христианских сооружениях достаточно близки, что наглядно отражает процесс их взаимовлияния. Яркий пример представляют М. мавзолея имп. Константины, дочери имп. Константина I (ц. Санта-Констанца, 1-я пол. IV в., Рим), где на сводах кругового обхода на белом фоне размещены различные геометрические фигуры, растительные мотивы, сцены сбора винограда и приготовления вина (вендемия) и медальоны с бюстами Константины и предположительно ее супруга Констанция Галла; гробницы Юлиев в базилике ап. Петра в Ватикане (нач. IV в.) - с образом Христа-Гелиоса среди виноградных лоз и ветхозаветными сценами; 2-го дома с террасами (ок. 400, Эфес, Турция) - на своде которого бюсты Диониса и Ариадны в медальонах из лозы; имп. мавзолея Сентсельес в Таррагоне (сер.- кон.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание LIBER PONTIFICALIS [Лат.- Книга понтификов, Папская книга], сборник жизнеописаний Римских пап. Основная часть L. P. включает биографии понтификов, живших в I-VI вв.; она регулярно дополнялась до кон. IX в. В XII-XV вв. создавались новые редакции и продолжения L. P., к-рые обычно рассматриваются как особые произведения. Ранняя папская историография Древнейшие перечни Римских епископов, известные по упоминаниям в источниках, были составлены в 80-х гг. II в. С целью продемонстрировать непрерывность апостольского преемства в Риме сщмч. Ириней Лионский перечислил Римских епископов от апостолов Петра и Павла до Елевферия (171/7-185/93) ( Iren. Adv. haer. III 3. 2-3). Примерно тогда же список епископов Рима составил Егесипп ( Euseb. Hist. eccl. IV 22. 2-3; ср.: Tertull. De praescript. haer. 32). Аннотированный перечень предстоятелей Римской Церкви был использован в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (завершена ок. 325), где указаны даты и продолжительность каждого понтификата. Офиц. список понтификов, составленный в Риме, сохранился в редакции сер. IV в. Этот список, Каталог Либерия, содержится в Хронографии 354 г. (Календаре Филокала). В нем перечислены епископы Рима от ап. Петра до Либерия (352-366); указаны длительность каждого понтификата, консульские датировки, имена правящих императоров, иногда также краткие дополнительные сведения (изд.: LP. T. 1. P. 1-9; MGH. AA. T. 9. Vol. 1. P. 73-76; см.: LP. T. 1. P. I-XII; Caspar. 1926; Salzman. 1990. P. 47-49). Вероятно, к V в. относятся перечни Римских епископов, в к-рых обозначена только продолжительность каждого понтификата (LP. T. 1. P. XII-XXV, 13-41). На основании таких списков была создана серия фресковых папских портретов в рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), к-рую обычно датируют V-haч. VI в. (бóльшая часть портретов погибла в пожаре 1823 г.; см.: Duchesne. 1877. P. 34-36; LP. T. 1. P. XXV-XXX; Ladner G. B. I ritratti dei papi nell " antichità e nel medioevo. Vat., 1941. P. 39-51). Первоначальная версия

http://pravenc.ru/text/2463643.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010