Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в М. Азию, о чем упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (7.25, 15–16). Далее (без Иоанна Марка, который отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христ. общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян 13. 13–52; 14. 1–26). Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан. Для решения этого вопроса они отправились в Иерусалим, где рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Иерусалимский Собор апостолов (48 г.) принял решение не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (Деян 15. 1–31 и Гал 2. 9). Павел и Варнава жили в Антиохии, «уча и благовествуя» (Деян 15. 35). Через некоторое время они решили посетить основанные ими христ. общины в М. Азии. Однако между ними возникло разногласие из-за Иоанна Марка, которого Павел не хотел брать с собой, поскольку тот оставил их в Памфилии во время 1-го путешествия (Деян 15. 36–38). В конце концов Варнава отправился на Кипр с Марком, а Павел с ап. Силой — в М. Азию и далее во Фракию и Элладу (48 или 49 г.) (Деян 15. 39–41). На эпизоде расставания апостолов заканчивается повествование об апостоле ап. Варнаве в Новом Завете. Разногласие между апостолами не повлекло за собой вражды (Ioan. Chrysost. In Acta Apostolorum. 34, 1): ап. Павел с уважением говорит о Варнаве в своем послании (1 Кор 9, 6) (ок. 56). О более позднем сотрудничестве апостолов существует одно неясное упоминание в Послании Колоссянам (Кол 4. 10). Путешествия ап. Варнавы в Александрию, Рим и Медиолан. Ряд источников содержит разноречивые сведения об апостольской проповеди Варнавы в Александрии, Риме и Медиолане (совр. Милан). Климентовы «Встречи» (Recognitiones, IV в.), находящиеся в составе Климентин и дошедшие в лат. переводе Руфина Аквилейского (V в.), говорят о деятельности Варнавы в Риме еще во время земной жизни Спасителя. Климент встретил Варнаву в Риме, где апостол проповедовал Евангелие (Recognitiones. I, 6). Акты Петра (§ 4) также упоминают о пребывании Варнавы в Риме (NTApo. Tüb., 19242. S. 233). В Псевдо-Климентовых гомилиях рассказывается о том, как Климент Римский встретил ап. Варнаву, «одно-го из учеников Сына Божия», в Александрии (Hom. 1. 9–16; Hom. 2. 4) и спрятал его в своем доме, чтобы защитить от толпы философов, старавшихся опровергнуть проповедь ап. Варнавы с помощью силлогизмов. Ап. Варнава возвращается в Иудею, куда затем прибывает Климент. Они встречаются у ап. Петра, и ап. Варнава просит Климента сопровождать его в Рим (Hom. 1. 14–16. 5).

http://sedmitza.ru/text/413003.html

Чудесно освобождённый Ангелом из темницы, Пётр совершил третье путешествие. Из Иерусалима прибыл опять в Кесарию и жил там ( Деян.12:1–19 ). Вероятно, из Кесарии путешествовал св. Пётр для проповеди Евангелия по городам Финикии. Около 50 года он прибыл в Иерусалим и присутствовал на Апостольском соборе для решения спора, возбуждённого ревнителями Иудейства: должны ли христиане хранить обрезание и другие Ветхозаветные обряды? Ап. Пётр открыл собор своею речью ( Деян.15:1–7 ). После собора Ап. Пётр предпринял из Иерусалима четвёртое Апостольское путешествие. Он отправился в Сирию; и путешествовал в Антиохию и в другие страны и города. По сказанию Евсевия и других писателей, Пётр проповедал потом слово спасения в Малой Азии – Каппадокии, Галатии, Понте, Вифинии. Из Вифинии Ап. Пётр возвратился опять в Антиохию и, рукоположив Евода епископом Антиохии, прибыл в Илион или Трою, для которой поставил епископом Корнилия, и возвратился во Иерусалим. Из Иерусалима Апостол совершил пятое своё Апостольское путешествие в Египет. Из Вавилона Египетского, где был для проповеди сотрудник Ап. Петра – Марк, если слова: целует вы яже в Вавилоне соизбранная, и Марко сын мой ( 1Пет.5:13 ) понимать буквально, Пётр написал и своё первое соборное послание к христианам из Иудеев, бывшим в рассеянии в странах Малой Азии. В IV уже веке, когда образовалась мысль о долговременном пребывании Ап. Петра в Риме, некоторые говорили, что под именем Вавилона Ап. Пётр разумел Рим, и отсюда написал своё первое соборное послание. Но не легко поверить, чтобы Апостол, означая место написания своего послания, назвал его иносказательно. Поставив Марка епископом Александрии, св. Пётр возвратился в Иерусалим на день успения Богоматери. После успения Богоматери св. Апостол Пётр совершил из Иерусалима, кажется, уже последнее своё Апостольское странствие. Из Иерусалима он опять прибыл в Египет, и отсюда отплыл в Британию, из Британии в Грецию; был в Коринфе и в других городах Еллинских; наконец около 67 года прибыл в Рим. В Риме св. Ап. Пётр с великим усердием благовествовал веру Христову, умножал число христиан, поражал врагов и утверждал верующих. В Риме Ап. Пётр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жён, любимых Нероном; из Рима около 67 года по Р. X. Ап. Пётр написал второе своё соборное послание к христианам, обратившимся из Иудеев и язычников, бывшим в рассеянии в пределах Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в Малую Азию, о чем упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (7.25, 15–16). Далее (без Иоанна Марка, который отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христианские общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян 13. 13–52; 14. 1–26). Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан. Для решения этого вопроса они отправились в Иерусалим, где рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Иерусалимский Собор апостолов (48 г.) принял решение не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (Деян 15. 1–31 и Гал 2. 9). Павел и Варнава жили в Антиохии, «уча и благовествуя» (Деян 15. 35). Через некоторое время они решили посетить основанные ими христианские общины в Малой Азии. Однако между ними возникло разногласие из-за Иоанна Марка, которого Павел не хотел брать с собой, поскольку тот оставил их в Памфилии во время 1-го путешествия (Деян 15. 36–38). В конце концов Варнава отправился на Кипр с Марком, а Павел с ап. Силой – в М. Азию и далее во Фракию и Элладу (48 или 49 г.) (Деян 15. 39–41). На эпизоде расставания апостолов заканчивается повествование об апостоле Варнаве в Новом Завете. Разногласие между апостолами не повлекло за собой вражды (Ioan. Chrysost. In Acta Apostolorum. 34, 1): ап. Павел с уважением говорит о Варнаве в своем послании (1 Кор 9, 6) (ок. 56). О более позднем сотрудничестве апостолов существует одно неясное упоминание в Послании Колоссянам (Кол 4. 10). Путешествия Варнавы в Александрию, Рим и Медиолан Ряд источников содержит разноречивые сведения об апостольской проповеди Варнавы в Александрии, Риме и Медиолане (совр. Милан). Климентовы «Встречи» (Recognitiones, IV в.), находящиеся в составе Климентин и дошедшие в лат. переводе Руфина Аквилейского (V в.), говорят о деятельности Варнавы в Риме еще во время земной жизни Спасителя. Климент встретил Варнаву в Риме, где апостол проповедовал Евангелие (Recognitiones. I, 6). Акты Петра (§ 4) также упоминают о пребывании Варнавы в Риме (NTApo. Tub., 1924. S. 233). В Псевдо-Климентовых гомилиях рассказывается о том, как Климент Римский встретил Варнаву, «одного из учеников Сына Божия», в Александрии (Hom. 1. 9–16; Hom. 2. 4) и спрятал его в своем доме, чтобы защитить от толпы философов, старавшихся опровергнуть проповедь Варнавы с помощью силлогизмов. Варнава возвращается в Иудею, куда затем прибывает Климент. Они встречаются у ап. Петра, и Варнава просит Климента сопровождать его в Рим (Hom. 1. 14–16. 5).

http://sedmitza.ru/text/406185.html

Римскому Стефану I (253–257) о возложении рук и чтении молитвы над кающимся (Евсевий. Церк. ист. VII 2). К III в. относятся первые сведения о формировании системы христ. праздников. Ориген пренебрежительно отзывался о праздновании воскресного дня (Беседы на Исаию 6; Беседы на Бытие 10; Против Цельса VIII 23), упоминал о встрече Пасхи (Беседы на Исаию 6), сообщал о посте в среду и пятницу, Четыредесятнице — Великом посте (Беседы на Левит 10). Пост в среду и пятницу упоминает и Климент (Строматы VII 12), к-рый впервые сообщил о праздновании последователями гностика Василида наступление дня Богоявления (Строматы I 21). Евсевий Кесарийский ссылается на пасхальные послания свт. Дионисия Александрийского (Евсевий. Церк. ист. VII 20–22). О строгости соблюдения предпасхального поста можно судить по Посланию свт. Дионисия свящ. Василиду (PG. 10. Col. 1278). Свв. Афанасий и Кирилл Александрийские. икона афонского письма. XIII-XIV вв. IV–V вв. В это время в Александрийской Церкви под влиянием бурного расцвета егип. монашества и в связи с распространением переводов Свящ. Писания и литургии на диалекты копт. языка (в первую очередь саидический и бохайрский) и язык эфиопов (геэз) появляются различные богослужебные практики. Двумя основными разновидностями богослужебной практики этого времени являются немонастырская и монастырская. Описание богослужения, совершавшегося в кафедральных и приходских храмах Александрии и Египта в IV–V вв., отражено в ряде источников: списке Евхология еп. Серапиона Тмуисского (см. Серапиона Евхологий), неск. рукописях, содержащих фрагменты анафор; копт. и эфиоп. версиях литургико-канонических памятников (Каноны Ипполита и др.), восходящих к «Апостольскому преданию» св. Ипполита Римского (Бурбуруз П., прот. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского: Происхождение памятника); писаниях отцов и учителей Церкви, в первую очередь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и др. В IV–V вв. литургия в Александрии и Египте ежедневно не совершалась. По сообщению Сократа (Сократ. Церк. ист. V 22), литургию не служили по средам и пятницам; не совершалась она даже по субботам (кроме мон-рей), как и в Риме, хотя традиция непременной субботней Евхаристии в IV в. уже утвердилась во всех остальных Церквах Востока. Известны 3 александрийские литургии IV–V вв.: литургия ап. Марка, егип. версия литургии свт. Василия Великого, молитвы литургии, содержащиеся в Евхологии свт. Серапиона Тмуисского. Кроме того, сохранились фрагменты молитв александрийской Евхаристии IV–V вв., близких к тексту литургии ап. Марка (Ркп. ок. 600 г., Oxford Gr. Lit. D 2–4 — см. Дэйр-Бализэ, папирус; изд. в 1940, но впосл. утраченная ркп. VI в., Louvain 27; ркп. V в., University College, London, O. Tait 415). Значительное число рукописей, содержащих молитвы литургии ап. Марка, а также близость текстов др. александрийских литургий к литургии ап. Марка подтверждают, что эта литургия была основной в Александрийской Церкви.

http://sedmitza.ru/text/398641.html

Этот Лин должно быть то самое лицо, имя которого стоит во главе списка римских епископов. Имена Пуда и Прискиллы встречаются в легендах, лишенных достоверности. Однако в Риме уже в IV веке была церковь Пуда и другая Приска или Прискиллы. Это последнее имя было связано с самым древним римским кладбищем, и на этом кладбище сохранялись могилы Пуда и Прискиллы. На Ардейской дороге нашли христианскую усыпальницу, украшенную живописью эпохи Антонинов, если еще не более древней, и носящей имя некоего Амплия 53 . Около того времени, когда ап. Павел был освобожден, ап. Петр прибыл в Рим. Может быть он и раньше бывал здесь; это возможно, но доказать этого нельзя. Не уцелело никакого свидетельства об его апостольской деятельности в этой среде. Дошедшие до нас под его именем писания, канонические и иные, не содержат никаких сведений об этом. Но самый факт его пребывания в Риме имел такие последствия и вызвал столь серьезные споры, что стоит отдать себе отчет в основаниях, которые его подтверждают. Со второй половины II века мы встречаем точное и общераспространенное предание об этом. Достаточно сослаться на Дионисия Коринфского в Греции, Иринея в Галлии, Климента и Оригена в Александрии, Тертуллиана в Африке. Что касается самого Рима, то около 200 года Кай указывает там могилы апостолов 54 . С III века, отстаивая свой авторитет, папы начинают говорить о себе, как о преемниках ап. Петра; это преемство ни кем не оспаривалось. Когда только речь заходила о преданиях апостольских времен и о правах, которые на них основываются, весь христианский мир признавал, что римская церковь – церковь апостола Петра: там он скончался и оставил после себя свою кафедру. Все препирательства между Востоком и Западом не касаются этого пункта, и это особенно замечательно для обстоятельства, имевшего такие важные последствия. Но проследить его можно гораздо далее конца или даже середины II века. В своем Послании к римлянам 55 св. Игнатий Антиохийский имеет в виду римское апостольское предание и доказывает этим, что оно было уже известно и признано в Азии и Сирии. Уговаривая римских христиан не препятствовать его мученичеству, он продолжает: «Я не повелеваю вам, как Петр и Павел: те были апостолами, а я только осужденный». Эти слова не равносильны утверждению, что Петр был в Риме, но если бы было так в действительности, то Игнатий не мог бы выразиться иначе; если же предположить, что Петр не был в Риме, то весь ход мысли Игнатия лишен основания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок. 313-318) - пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение, и первый собор ап. Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола - композиционный центр храма. В IV-V вв. Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и капители сложной резьбы, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и золотофонные стенные мозаики. Ранние Б. имели свободную ориентацию, их апсиды нередко были направлены не на восток, а на запад (храм св. Гроба Господня в Иерусалиме, ок. 326; собор ап. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в.) не имела апсиды. Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь , Хор ), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий. В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Аннибале Альбани был открыт реликварий К., хранившийся под алтарем церкви, в нем обнаружена табличка с надписью, в к-рой говорилось о «мученике Флавии Клименте» (Flauius Clem[ens] m[ar]t[y]r - Mullooly. 1873. P. 387, 405-410; Mignot D.-A. Clément, cet inconnu//Studi su Clemente Romano. 2003. P. 164-167). В связи с этим в Римский Мартиролог было внесено поминовение св. Флавия Климента, рим. консуляра и мученика, казненного имп. Домицианом (22 июня). Табличка была исследована во время повторного освидетельствования мощей К. в 1867 г. С т. зр. А. Леклерка , надпись могла быть подлинной, но ее трудно датировать временем ранее IX-X вв.; А. Кантен и И. Делеэ считали надпись позднейшей фальсификацией (MartRom. Comment. P. 249, 251). Т. о., за исключением недостоверного свидетельства Мученичества Нерея и Ахилия, в источниках нет четких указаний на родственную связь К. и семейства Флавиев. По мнению Дж. Б. Лайтфута , К. мог быть вольноотпущенником Флавиев ( Lightfoot. 1890. P. 16-63), но большинство исследователей не разделяют эту гипотезу. Ап. Петр и сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика предалтарной арки базилики Сан-Клементе в Риме. Ок. 1120–1125 гг. Ап. Петр и сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика предалтарной арки базилики Сан-Клементе в Риме. Ок. 1120–1125 гг. Начиная со II в. христ. авторы утверждали, что К. был среди первых преемников апостолов на Римской епископской кафедре, но его место в ряду епископов определялось различно. Вероятно, древнейшая римская традиция представлена перечнем епископов в сочинении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей»: после апостолов Петра и Павла Римской Церковью управляли Лин , Анаклет I (Аненклет), К., Еварист (Эварист) и т. д. По-видимому, этот список согласовался с перечнем, составленным Егесиппом , к-рый посетил Рим при еп. Елевферии (171/177-185/193) ( Euseb. Hist. eccl. IV 22). Евсевий Кесарийский, в отличие от более ранних авторов, попытался установить даты правления Римских епископов. По мнению Евсевия, К., «соработник и сподвижник» (букв.- соатлет) ап.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

В 1976-1977 гг. на территории вост. пригородного некрополя Сирмия были исследованы остатки базилики И.- однонефного (?) одноапсидного храма, построенного в сер.- 2-й пол. IV в. Храм был идентифицирован по упоминанию в одной из эпитафий о погребении в «базилике господина нашего Иринея» (in basilica domini nostri Erenei). После неоднократных вторжений варваров в V-VI вв. Сирмий пришел в упадок, епископская кафедра перестала существовать. В это время реликвии мн. паннонских святых были перенесены в др. области, где продолжалось их почитание. Так, почитание св. Димитрия сохранялось в Фессалонике, св. Анастасии - в Риме и К-поле, святых Квирина и Поллиона - в Риме и т. д. (см.: Popovi V. Le dernier évêque de Sirmium//REAug. 1975. Vol. 21. P. 107-108). О перенесении мощей или др. реликвий И. из Сирмия сведений нет, однако почитание святого зафиксировано в ряде зап. и вост. богослужебных книг. О паломничестве к ц. св. Иринея (вероятно, в Сирмии) сообщал Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский (1088/89-1125), в Житии Тивериопольских мучеников ( Theophylacti Bulgariae archiep. Historia martyrii XV martyrum//PG. 126. Col. 220). Рассказывая об исцелении человека, страдавшего крайним чревоугодием, Феофилакт упоминает о том, что больной совершил паломничество в Рим, к гробнице ап. Петра, и к храму св. Иринея (Επεζτησε δ κα τν γιον Ερηναον); было известно, что в этом храме совершались чудеса. В 1071-1072 гг. Сирмий вошел в состав Венгрии, после чего местные церкви перешли в юрисдикцию лат. Калочско-Печского архиепископа. В 1231 г. Римский папа Григорий IX восстановил Сирмийское (Сремское) епископство с кафедрой в бенедиктинском мон-ре св. Стефана в Баношторе. В сер. XIII в. впервые упоминается о существовании ц. св. Иринея в Сирмии (ecclesia sancti Irenei Syrmiensis), при к-рой функционировал капитул каноников. Точное местоположение церкви неизвестно. По мнению ряда исследователей, ее можно отождествить со средневек. храмом в Мачванска-Митровице, на правом берегу Савы. В IV в. здесь, напротив Сирмия, располагался один из пригородных некрополей, где был сооружен мартирий, предположительно в форме триконха (исследован не полностью). В VI в. мартирий сгорел, в X-XIII вв. на его месте были последовательно сооружены 3 новые церкви, последняя из к-рых могла принадлежать лат. капитулу. Неизвестно, какому святому был изначально посвящен мартирий, тот факт, что в Х в. его руины ошибочно называли древним храмом И., скорее всего объясняется утратой местной церковной традиции ( Boskovi. 1974. P. 629-632). Однако, по мнению В. Поповича, мартирий можно связать с почитанием И.: храм был расположен рядом с рим. мостом через Саву, к-рый отождествляется с Базентским мостом, где был казнен святой (см.: М. Cupмujyм, «град-острво» и два острва//Ниш и Buзahmuja: Зб. радова/Ур. М. Pakoцuja. Ниш, 2007. 5. С. 238-239). Капитул И. перестал функционировать в 1-й пол. XVI в. в связи с тур. нашествием.

http://pravenc.ru/text/673987.html

Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу ап. Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе  с Крещением (но не вместо  него) x . На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний xi , было также воспринято и приводится, например, у прп. Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан.

http://bogoslov.ru/article/398148

Салоны (ныне Солин, близ Сплита, Хорватия), рукополагать во пресвитера архидиак. Гонората против его воли (Ibid. II 19; IV 34). П. приписывается письмо участникам Собора 588 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), созванного патриархом св. Иоанном IV Постником (582-595). В этом послании осуждается решение Собора закрепить за К-польским патриархом именование Вселенским (PL. 72. Col. 739). Ныне послание не признаётся подлинным, но об осуждении П. актов Собора 588 г. известно из сочинений свт. Григория Великого ( Vailh é S. Le titre de «patriarche œcuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 69). В Лжеисидоровы декреталии был включен ряд др. подложных документов, приписанных П. ( Jaff é . RPR. N 1049-1051). Краткая заметка о П. в Liber Pontificalis посвящена гл. обр. его деятельности в Риме. Он устроил в своем доме (местонахождение неизв.) приют для престарелых бедняков. Строительные работы были предприняты в ватиканской базилике св. Петра. По приказу П. гробница ап. Петра была покрыта серебряными панелями (интерпретация этого сообщения остается спорной), сооружен новый амвон, посвятительная надпись на к-ром сохранилась в Айнзидельнском итинерарии (ICUR. N. S. 1935. Vol. 2. N 4118). По указанию П. над могилой сщмч. Лаврентия была сооружена 3-нефная базилика (перестроена в XII-XIII вв.; в интерьере совр. базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура сохр. мозаичная композиция на триумфальной арке с предстоящими попарно Иисусу Христу апостолами Петром и Павлом, сщмч. Стефаном (справа) и П., сщмч. Лаврентием (который положил руку на плечо П.) и мч. Ипполитом (слева)). П. также приказал покрыть гробницу сщмч. Лаврентия серебряными пластинами (ее местоположение остается предметом дискуссий, подробнее см. в ст. Лаврентий ). П. также вручил реликвии сщмч. Лаврентия и др. римских святых диакону, которого послал в Рим свт. Григорий Турский ( Greg. Turon. Glor. martyr. 82). Кроме того, при П. была построена подземная церковь (cymiterium) во имя мч. Ермета (пам. зап. 28 авг.) в катакомбах Базиллы на Соляной дороге (Виа-Салария) (упом.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010