По возвращении в Антиохию, Павел и Варнава оставались здесь несколько времени с учениками (Деян. XII:27—28). Когда некоторые, пришедшие из Иудеи, ревнители иудейства стали учить об обязательности Моисеева закона для христиан из язычников, то Павел и Варнава противостали ложным читателям закона в духе евангельской свободы и вселенского характера христианства, а для окончательного решения спора были отправлены в Иерусалим к апостолам и пресвитерам. На составившемся по этому делу соборе (50—52 г.) Варнава содействовал тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников, и соборное определение было послано с Павлом и Варнавой и другими в Церковь антиохийскую. (Деян. XV:1—30). По некотором времени пребывания в Антиохии, Варнава был приглашен Павлом совершить новое путешествие для утверждения прежде основанных ими Церквей. Но он хотел взять в спутники родственника своего Иоанна Марка, на что не соглашался Павел, так как Марк оставил их в первое путешествие в Памфилии. Из этого произошло разделение: они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл опять в Кипр, а Павел с Силою отправился в другие страны. После этого обстоятельства книга Деяний апостольских ничего не говорит о проповеднических трудах Варнавы. Имя его еще встречается в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам (II, 13) узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, где находился и Павел, был увлечен примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, за что навлек на себя обличение Павла. В I-м посл. к Коринфянам (IX, 6) апостол языков с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который собственными трудами доставлял себе пропитание. Спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла, во время первого заключения его в Риме (Кол. IV:10); но неосновательно заключать, что около этого времени (62 г.) Варнава уже умер. Позднейшие сказания о Варнаве и особенно о последнем периоде его жизни, кроме разноречий, ничего не прибавляют к тем чертам характера, с какими он является в писании Луки. Вероятным представляется то, что он проповедывал в Александрии, где, как, известно, подвизался и родственник его Марк, и где его послание пользовалось особенною известностью; и что он скончался мученически от неверующих иудеев на родине своей – Кипре. Кончину его с большею вероятностью можем полагать в 76 г. по Р. Х..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После кончины св. Августина (между 604 и 609) Л. стал его преемником на кафедре Дуроверна. По сообщению Беды ( Beda. Hist. eccl. II 4), Августин лично совершил рукоположение Л. незадолго до кончины по примеру ап. Петра, к-рый рукоположил в качестве своего преемника свт. Климента , еп. (папу) Римского. Однако в «Житии папы Григория» утверждается, что Л. был рукоположен Меллитом, к-рого Августин ранее назначил епископом Лондиния. Августин был похоронен рядом с недостроенной монастырской ц. святых Петра и Павла; после завершения строительных работ и освящения храма Л. поместил его останки в капелле в сев. части церкви (согласно поздним источникам, это произошло в 613 - Historiae Anglicanae. 1652. Col. 1767; Thomas of Elmham. 1858. P. 131-133). Во время пребывания Л. на архиепископской кафедре действовавшие в Британии рим. миссионеры впервые установили связь с представителями ирл. Церкви. Беда привел цитату из письма Л., Меллита и Иуста , еп. Дуробрив (совр. Рочестер, графство Кент), епископам и аббатам Ирландии ( Beda. Hist. eccl. II 4). В ней упоминается, что аббат Колумбан из Галлии (вероятно, св. Колумбан ) и некий еп. Даган, встречавшиеся с рим. миссионерами, отказались вступать с ними в общение. Встреча Л. с Колумбаном могла произойти во время его путешествия в Рим или обратно. По-видимому, еп. Даган посетил Дуроверн и отказался принимать пищу даже в одном доме с Л. Такое поведение могло свидетельствовать об отлучении рим. миссионеров ирл. священнослужителями в связи с разногласиями о времени празднования Пасхи. Еп. Даган упоминается в ирл. Мартирологах IX в. под 13 сент. и 12 марта; неясно, идет ли речь о 2 лицах или о различных традициях, связанных с одним и тем же человеком ( Flechner. 2005). По свидетельству Беды, Л. и др. епископы также направили послание бриттским епископам, побуждая их к «католическому единству» (unitate catholica), т. е., очевидно, к вверению рим. пасхалии и принятию тонзуры, но не достигли успеха. Еп. Меллит участвовал в Соборе в Риме, созванном папой Бонифацием IV (608-615), на к-ром были приняты постановления о правилах монашеской жизни (не сохр.). Папа Бонифаций передал Меллиту послание для Л. (не сохр.; в кон. XI или нач. XII в. текст этого письма был сфабрикован в Кентербери, см.: Southern R. W. The Canterbury Forgeries//EHR. 1958. Vol. 73. N 287. P. 193-226).

http://pravenc.ru/text/2462451.html

О почитании в Риме мч. Генесия в более раннюю эпоху, до VI в., свидетельствуют памятники археологии. Надпись на одном из саркофагов кон. IV в. из ц. Сан-Мартино-аи-Монти содержит имя Генесий наряду с именами апостолов Петра и Павла. Надпись представляет собой нечто вроде молитвенного обращения, прошения о заступничестве об умершем у Спасителя и святых. На дне стеклянного бокала из рим. катакомб имеется изображение св. Генесия рядом со св. ап. Лукой. Впрочем, вопрос о том, имеем ли мы в данных случаях дело с Г. М. или с Генесием Арелатским, остается открытым. Изображение на дне бокала представляет собой идеализированный образ святого, без всяких атрибутов, указывающих на профессию писца или мима. В ср. века «Мученичество св. Генесия» легло в основу поэмы неизвестного прованского трубадура ( Mostert W. L " Ystoyre et la vie de S. Genis: nach der einzigen bekannten Handschr. z. 1. Mal veröff. Marburg, 1895). С XVI в. Г. М. стал считаться в Зап. Европе покровителем актеров. В Ирландии существует театральная премия св. Генесия, ежегодно вручаемая лучшему актеру Ирландской католич. гильдии театра,- статуэтка, изображающая святого. В средневек. искусстве Г. М., как правило, представлен как менестрель с к.-н. муз. инструментом в руках. Ист.: BHL, N 3315-3326; CPL, N 2194a; ActaSS. Aug. T. 5. P. 119-123; LP. T. 1. P. 419; Weismann W. Die «Passio Genesii Mimi» (BHL, N 3320)//Mittellateinisches Jb. Köln, 1977. Bd. 12. S. 22-43. Лит.: Von der Lage B. Studien zur Genesiuslegende. B., 1898-1899; Quentin H. Les martyrologes hist. du Moyen Âge. P., 19082. P. 172-173, 437, 456, 459, 485, 533-541; Van der Vorst C. Une Passion inédite de St. Porphyre le mime//AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 258-266; Allard P. La pérsecution de Dioclétien// Idem. Histoire de persécution. P., 19083. T. 4. P. 7-8; Delehaye H. Les origines du culte de martyrs. Brux., 19332. P. 299, 342, 345, 348-349; Leclercq H. Genès (Le Comedien)//DACL. T. 6. Col. 903-909; Aubert R. Genès Le mim//DHGE. T. 20. Col. 414-416; Prete S. Genesio di Roma//BiblSS. Vol. 6. Col. 121-125.

http://pravenc.ru/text/162035.html

После сер. IV в. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum» были существенно дополнены и объединены в календарь Римской Церкви. На основании Иеронимова М. и др. источников делались попытки восстановить римский календарь по состоянию на 1-ю пол. V в. Кроме дней поминовения епископов и мучеников в нем были указаны даты рукоположения Римских пап, освящения церквей и т. д. ( Urbain. 1901; Kirsch. 1924; см. также: Pietri Ch. Roma Christiana. R., 1976. Vol. 1. P. 617-624). Вероятно, календари, подобные рим. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum», использовались во мн. христ. общинах. Они имели практическое богослужебное значение и со временем заменялись более удобными или более полными таблицами, поэтому известны лишь единичные образцы, уцелевшие по случайности. Эти календари являются важными источниками сведений о распространении почитания отдельных святых и о структуре литургического года в различных регионах Римской империи. Среди них - фрагментарный арианский календарь из К-поля на гот. языке (с 23 окт. по 30 нояб.; см.: Loewe R. Der gotische Kalender//Zschr. f. deutsches Altertum und deutsche Literatur. 1922. Bd. 59. S. 245-290; Sch ä ferdiek K. Das gotische liturgische Kalenderfragment: Bruchstück eines Konstantinopeler Martyrologs//ZNW. 1988. Bd. 79. S. 116-137); африкан. Карфагенский календарь (1-я пол. VI в.); фрагментарный эпиграфический календарь из Кармоны (Испания) (VI-VII вв.; см.: Delehaye H. Le Calendrier lapidaire de Carmona//AnBoll. 1912. T. 31. P. 319-321). В каждом из этих календарей указаны только те праздники, к-рые отмечались в конкретной христ. общине. Так, в Карфагенском календаре выделяются праздники рождественского цикла (Рождество Христово, поминовение первомч. Стефана, ап. Иоанна, Вифлеемских младенцев), Богоявление (Эпифания), Вознесение Пресв. Девы Марии, а также дни памяти общехристианских святых (Рождество Иоанна Крестителя, поминовение апостолов Петра и Павла, Андрея). В календаре представлены мученики, почитавшиеся в Риме (Агнеса, Себастиан, папа Римский Сикст II, Лаврентий, Климент и др.), в Италии (Агата, Гервасий и Протасий, Феликс Ноланский и др.) и в Испании (Винцентий, Евлалия), но наибольшее число памятей относится к африкан.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Св. Лину приписывается составление Истории ап. Петра (именно, повествование о прении апостола с Симоном волхвом. Мученические акты св. ап. Петра и Павла (напечатанные в Bibliotheca Patrum, Париж 1644. t. VII) не принадлежат св. Лину. В церковной летописи архимандрита (епископа) Арсения о св. Лине сказано следующее: “вероятно, в 61 г. ап. Павел рукоположил первого епископа в церкви Римской, св. Лина, своего ученика В 67 г. ап. Петр, по свидетельству Тертуллиана (De praescript. 32), рукоположил для церкви Римской третьего епископа (после Лина и Анаклета) Климента; таким образом, выражаясь по Иринею (Против ересей, III, 3), “славнейшие два апостола, Петр и Павел основали и устроили церковь в Риме”. Конечно, замечает архимандрит Арсений, Анаклет и Климент были помощниками Лина, или же занимались проповедью слова Божия. Подобно и в Тавромене еще за год пред тем ап. Петр рукоположил Максима во епископа в помощь св. Панкратию. Годом кончины (мирной, а не мученической) полагается 79-й В богословском Словаре Миня сообщаются такие сведения о св. Лине: “Лин, о котором говорит ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (IV, 21), был, по мнению одних, сын Клавдия, о котором упоминается в 21 стихе 4-й главы в 2 посл. к Тимофею. Евсевий, Оптат, св. Епифаний, Августин, Иероним, блаж. Феодорит уверяют, что Лин был непосредственным преемником ап. Петра по Римской кафедре). Он правил церковью 12 лет и несколько месяцев. Апостольские Постановления (VII, 46), говорят, что задолго до смерти ап. Петра, Лин был посвящен ап. Павлом во епископа в Риме. Руфин Аквилейский (Recognotiones. 395) утверждает, что св. Лин и Анаклет при жизни св. ап. Петра и Павла, были епископами (или викариями, помощниками их) и управляли Римскою церковь в их отсутствие и что ап. Петр незадолго пред своею смертью избрал на Римскую кафедру Климента. Св. Епифаний Кипрский (Contra hacres.) пишет, что Климент по своей скромности, не принимал на себя управление делами Римской церкви, пока были живы св. Лин и Анаклет” Из всего вышесказанного видно, как недостаточны сведения о св. Лине.

http://pravicon.com/info-2791

В послании рим. пресв. Анастасия, друга и корреспондента прп. Максима Исповедника ? к монахам из г. Каралы (ныне Кальяри, Сардиния) после краткого изложения правосл. и монофелитского учений сообщается, что еретики пытались привлечь на свою сторону папских апокрисиариев, а также разослали по всему миру письма со своим вероучением, но в Риме нашлось множество твердых в вере клириков, к-рые отвергли эти письма (PG. 90. Col. 133-135). Вопреки традиц. мнению ( Hefele. 1895. P. 129-130) В. Грюмель полагал, что в послании Анастасия речь идет, вероятно, о др. послании патриарха Петра, к-рое датируется после 2 июня 657 г. Намек на это послание содержится в письме Максима Исповедника к пресв. Анастасию, которое, видимо, предшествовало посланию Анастасия к сардинским монахам. Письмо Максима датировано «Преполовением Пятидесятницы, попавшим на 18-й день месяца». Такая хронология указывает на 658 г., когда Преполовение было 18 мая ( Jülicher A. Berichtigung von Daten im heraklianischen Jahrhundert. Tüb., 1921. S. 130-133). Именно послание 658 г., а не документ, направленный Е., упомянуто в послании папы Агафона к Константину IV Погонату и в актах Вселенского VI Собора ( Mansi. T. 11. Col. 276-277, 572-573). События в Риме, связанные с посланием патриарха Петра, вызвали раздражение имп. Константа II, ожидавшего от Е. иного поведения. В актах допроса прп. Максима Исповедника упоминается высказывание некоего патриция Троила о том, что у императора якобы хватит сил, чтобы арестовать папу, т. е. Е., и разогнать «всех галдящих в Риме». Однако внешнеполитические и военные неудачи империи (поражение при Финике в Ликии в 655) отвлекли императора от этих планов. Перед кончиной Е. раздал все свое имущество бедным и клирикам. Погребен в базилике ап. Петра в Риме. Его имя не значится ни в одном древнем Мартирологе или календаре, о его почитании в Риме сведений нет, точное место захоронения уже в средние века было неизвестно. Кард. Цезарь Бароний внес имя Е. в Римский Мартиролог под 2 июня, руководствуясь, вероятно, тем, что в Liber Pontificalis папа назван человеком «выдающейся святости» (sanctitate praeclarior).

http://pravenc.ru/text/187003.html

Реймсским Эбоном в сан пресвитеров. Б. признал статус примаса за архиепископом Реймсским при условии соблюдения им прав папского престола. При Б. в Рим для совершения паломничества к могилам апостолов Петра и Павла из Англии прибыл кор. Уэссекса Этельвульф с сыном Альфредом (см. Альфред Великий ) и большой свитой. Этельвульф способствовал восстановлению после пожара 847 г. т. н. школы саксов в Риме (Schola Saxonum), странноприимного дома и церкви общины выходцев из Британии при ней, преподнес богатые дары базилике св. Петра, а также добавил к денарию св. Петра , выплачиваемому с кон. VII в. англами папе Римскому, значительную сумму из королевской казны. Б. принял в Риме посольство от визант. имп. Михаила III и Патриарха К-польского Игнатия во главе с иконописцем иером. Лазарем , к-рый привез папе дары, в т. ч. богато декорированное и украшенное миниатюрами Евангелие (PL. 115. Col. 689В). Посольство должно было заручиться поддержкой папы в процессе против архиеп. Сиракузского Григория Асвесты . Б. отказался одобрить смещение Григория, претендуя на юрисдикцию над Сиракузским архиеп-ством и соответственно на то, чтобы самому судить его. Б. одарил богатыми дарами и отреставрировал много рим. церквей, в т. ч. восстановил разрушенную арабами в 846 г. гробницу ап. Павла. Из сочинений Б. сохранились 4 послания: к Гинкмару Реймсскому об утверждении канонов II Собора в Суассоне (PL. 115. Col. 689C - 692D), к епископам западнофранк. королевства об осуждении клирика Хуберта (PL. 115. Col. 691D - 693B), к епископам Галлии с подтверждением привилегий мон-ря Корби (PL. 115. Col. 693C - 701C) и к Людовику, аббату мон-ря Сен-Дени во Франции, с подтверждением привилегий мон-ря (PL. 115. Col. 701C - 702C), и жалованная грамота с привилегиями мон-рю Фульда (PL. 115. Col. 702D - 704B). Б. приписывается утверждение положения о проведении церемонии похорон пап Римских, епископов, пресвитеров и диаконов в присутствии всего рим. клира. Могила Б., к-рый согласно Liber pontificalis отличался добротой, кротостью, благочестием, милосердием, строгим соблюдением постов, заботой о бедных, находится в соборе св. Петра в Риме. Согласно легенде, в промежутке между правлением Льва IV и Б. в течение 2 лет папский престол занимала папесса Иоанна, первое упоминание о ней относится к 1083 г. Но поскольку папа Лев IV умер 17 июля 855 г., а его преемник Б. правил с 29 сент. 855 г., возможность понтификата папессы исключена. Соч.: PL. 115. Col. 683-704; 129. Col. 1001-1012. Ист.: LP. Vol. 2. P. 140-150; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 339-341; Vol. 2. P. 703, 744. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 103-107; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 105-106. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78030.html

Согласно Liber Pontificalis, Е. был антиохийцем, а его отец Иуда - евреем из Вифлеема. Е. учредил в Римской Церкви служение 7 диаконов и разделил Рим на церковные округа, приписав к каждой церкви (титулу) пресвитеров, что свидетельствует о значительном распространении христианства в Риме в кон. I в. В Liber Pontificalis указано, что Е. принял мученическую смерть, о чем не упомянуто в Каталоге Феликса IV. В рим. календаре сер. IV в. «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» имя Е. отсутствует как среди мучеников, так и среди епископов. И. Делеэ отмечает, что в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 23 дек. в разных дружинах трижды присутствует имя некоего мч. Евариста. В 2 случаях среди проч. внесено его имя вместе с именем Виктора (вероятно, папы Виктора I ) и 1 раз - вместе с именами ап. Петра, Римского еп. Лина и др. епископов Рима первых веков (MartHieron. P. 662-663). Адон еп. Вьеннский, внес имя Е. в свой Мартиролог (IX в.) под 27 окт.- датой, которая указана в Liber Pontificalis как день погребения папы возле гробницы ап. Петра. Кард. Цезарь Бароний перенес память Е. на 26 окт. Е. приписываются 2 декреталии, вошедшие в корпус Лжеисидоровых декреталий (PL. 130. Col. 81-90). Отрывки (строматы) из них содержатся в Декрете Грациана. Там же сохранилось 2 др. фрагмента, ошибочно приписываемые Е. (PG. 5. Col. 1047-1058; Jaffé . RPR. Vol. 1. P. 4). Ист.: LP. Vol. 1. P. XC-XCI, 126; ActaSS. Oct. T. 11. P. 799-804; MartRom. P. 478; Henschenius G. Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum//ActaSS. Apr. T. 1. P. XX. Лит.: Gaspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8, 13, 53; Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 4, 62, 64; Botte B. Évariste (2)//DHGE. Vol. 16. Col. 111; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/186897.html

Обретение мощей св. Амфивала. Миниатюра. XIII в. (Королевская б-ка Альберта I. Брюссель) Обретение мощей св. Амфивала. Миниатюра. XIII в. (Королевская б-ка Альберта I. Брюссель) Вскоре после утверждения христианства в Римской империи св. равноап. имп. Константин Великий принял меры к отысканию, сохранению, прославлению Креста и Гроба Господня в Иерусалиме (326), святых мест. Со 2-й пол. IV в. известна традиция раскопок с целью обретения мощей, особо развитая в средневековье. Большое внимание реставрации катакомб, о посещении к-рых пишет уже блж. Иероним Стридонский, уделяли папы Римские. В ризницах соборов хранились огромные собрания святынь, впосл. ставшие опорой для изучения А. х. В хождениях многочисленных паломников описаны древние христ. святыни (итинерарии по Риму известны с VII в., самый подробный - Уильяма из Малмсбери , 1120-1140); в XII в. делались попытки систематического описания собора ап. Петра (П. Маллио) и Латеранской базилики (диак. Иоанн). В эпоху Возрождения стимулирующее воздействие на А. х. оказало зарождение интереса к античности и первые значимые находки христ. памятников в Риме (статуя Ипполита пресвитера, саркофаг Басса Юния и др.). А. х. сохраняла описательный характер до начала Реформации (Т. Альфарано, О. Панвинио, Альд Мануций, П. Угонио), когда в ответ на критику ученых-протестантов, указывавших католич. Церкви на ее «порчу (см. в ст. « Магдебургские центурии »), их оппоненты как к аргументам обратились к материальным свидетельствам, выявленным А. х. (Ц. Бароний ). Целенаправленное натурное изучение катакомб как памятников ранней Церкви начал А. Бозио . Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " , Ватикан)) Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " , Ватикан)) В XVII-XVIII вв. развитие А. х. определялось соперничеством ученых, представителей католицизма и протестантизма. Изучение раннехрист. древностей католич. стран сосредоточилось вокруг собирания святынь. В спорах по вопросам догматики и литургики нередко прибегали к подделкам надписей, печатей и т. п., чтобы подчеркнуть вклад Римской Церкви в развитие христианства. Протестанты, отрицавшие все, что исходило из Рима, приписывали фрески катакомб средневек. монахам, подвергали сомнению датировки и подлинность погребений и т. д. Но создание церковных собраний «мраморов» и мозаик, а позже и лапидариев с каталогами привили почтение и интерес к находкам, способствовали их сохранению. В Риме продолжались труды по описанию храмов (П. де Анджелис, Дж. Северано, Дж. Гримальди, А. Донати), исследовались Неаполь (Ж. Мабильон ), Равенна (Дж. Дж. Чампини), Сиракузы (М. А. Больдетти), в XVII в. при содействии ордена францисканцев появились первые обмеры памятников Св. земли. Развитие классической эпиграфики подтверждало историчность евангельских текстов надписями I в. ( «Клавдиева таблица» , надпись из Тиволи , Палатина Секунда надпись , Нимфея надпись , надпись из Баальбека ).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Закончив строительство укреплений «города Льва», Л. велел восстановить укрепления Остии (работы начались еще при папе Римском Григории IV) и Порто. В Папской области при Л. были восстановлены укрепления Орты и Амелии, заново отстроена на новом месте Чивитавеккья, разоренная сарацинами в 812 г. (согласно Liber Pontificalis, место было указано папе ап. Петром, явившимся в одеянии военачальника; строительство укреплений завершено в 854). Из церковного строительства в Риме следует упомянуть восстановление Ватиканской базилики св. ап. Петра. В жизнеописании подчеркивается, что Л. сделал ее еще величественнее, чем она была, установив в ней золотые светильники и серебряные ворота. На небольшой ц. св. Андрея, примыкавшей к базилике, были установлены новые колокола. Также Л. отстроил Латеранский дворец. При Пасхалии I (817-824) из дворца украли подаренный Карлом Великим папе Римскому Льву III (795-816) золотой крест, украшенный драгоценными камнями, к-рый использовался в папских процессиях; Л. распорядился изготовить копию этого креста. Папа покровительствовал мон-рям и делал щедрые дары обителям в Ср. Италии, прежде всего мон-рю Субиако близ Ананьи, основанному свт. Венедиктом Нурсийским ; в Субиако Л. возглавил освящение монастырского храма. Взаимоотношения с правителями из династии Каролингов у папы складывались по-разному. Если отношения с имп. Лотарем I были хорошими, то с его сыном Людовиком II Итальянским они были натянутыми, хотя сторонам всегда удавалось достичь согласия. В 850 г. Л. помазал в Риме Людовика II императором и соправителем отца, Лотаря I. Также понтифик совершил помазание малолетнего Альфреда Великого (король Уэссекса в 871-899/901), посланного в Рим в 853 г. своим отцом кор. Этельвульфом. В сохранившемся фрагменте послания, адресованного Этельвульфу, Л. упоминал, что нарек Альфреда своим духовным чадом, предоставил ему титул и даровал почетное одеяние рим. консула.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010