Наступило время действовать, а не созерцать 15.04.2024 17:03:48 Жукова Нина Борисовна Любая нация уходит своими корнями в пережитый исторический опыт и традиции. Особенность русской самобытной историко-культурной цивилизации метко определил более ста пятидесяти лет назад Николай Яковлевич Данилевский, который считал, что «русский, перестав быть русским, обращается в В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В. Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России, сохранение ее территории и упрочнения российской государственности, процветания и благополучия всех проживающих в ней этносов при сплачивающей роли русского народа. Для русского народа за всю историю российского государства неизменной оставалась православная вера. Я далека от того, чтобы утверждать, что современная Россия — образец православного государства, но стремление ее политического лидера к этой цели-неоспоримый факт. Напомню уже забытое историческое событие. В августе 2001 года В.В. Путин посетил Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь и, общаясь там с народом, сказал: «Без христианства вряд ли состоялась Россия сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно и своевременно. Наряду с православием русского народа, прославлением лишенным всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы и это идея равенства всех народов перед Богом положена в основу внутренней и внешней политики И два десятилетия Владимир Владимирович Путин воплощает эти слова в государственные дела. В интервью с Такером Карлсоном в феврале 2024 года он еще раз сказал о роли Православия в жизни современной России: «Религия не во внешних проявлениях, не в том, чтобы каждый день ходить в церковь или бить головой в пол. Она в сердце». Православные идеалы по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, о которых сказано в Указе Президента от 9.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики»: любовь, совесть правда, справедливость, честь, милосердие, патриотизм помогут сплотить Россию. Эти идеалы присущи и другим традиционным религиям. Но для того, чтобы эти базисные ценности стали нормой повседневной жизни, политикам, представителям исполнительной власти, народу необходимо действовать, а не созерцать.

http://radonezh.ru/2024/04/15/nastupilo-...

Не Сего, но Варавву 04.05.2013 19:45:19 Протоиерей Андрей Ткачев Когда угроза реальной смерти нависла над совершенно невинным Иисусом Христом, Пилат хотел воспрепятствовать этому злодейству. Повинуясь голосу совести и внутреннего беспокойства, прокуратор придумывал способы отпустить Невинного. И возможность, казалось бы, была. Был обычай на праздник отпускать приговоренного к смерти, чтобы милосердием, отказа от пролития крови почить Бога. Матфей говорит так: «На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (Мф. 27:15-16) По всей видимости Пилату, воспитанному на Римском праве, и в голову не могло прийти, что еврейский народ станет с неистовыми криками требовать смерти для Христа, даже если при этом придется отпустить очевидного злодея. Римское право это вам не египетские пирамиды. Те замерли в песках, и интересны только туристам и ученым. А Римское право живет доныне, поскольку на его базе сформирована вся современная юриспруденция. Принципы неотвратимости наказания, адекватности кары преступлению, необходимости доказательства для вины, адвокатура и многое другое, было рождено римлянами, исходя из естественного нравственного закона, о котором в послании к Римлянам говорит апостол Павел. Эта система мышления и юридической практики вынашивалась и рождалась столетиями, и была так точно скроена и так крепко сшита, что действительно живет до сих пор. Человек, усвоивший эту систему, по праву считает себя цивилизованным. Для него естественно ждать и от других народов, что те познают лучшее и смирятся под крепкую руку Римского права на основании свободного выбора. С евреями же все произошло с точностью до наоборот. Они любили свое и презирали чужой, в независимости от качества. Их поведение было непредсказуемо. Пилат презирал этот народ, которым правил по воле Императора. Презирал, но и боялся. Боялся религиозной фанатичности, бытовой упертости, непонятного культа, боялся так, как любой человек боится того, чего не понимает. Кроме того, после Вавилонского пленения евреи стали всемирным народом. От Инда до Пиренеев их можно было найти всюду. Множество их было и в Риме, даже близ венценосных особ. Пилат боялся их влияния и жил, стиснутый страхом и ненавистью.

http://radonezh.ru/analytics/ne-sego-no-...

Песнь о Роланде      Есть войны ужасно обыденные, как смена времен года. Бесконечная вереница войн тянется от дней древних. Все соседние народы друг с другом повоевали. Прибавим к этому вороху войн еще и внутренние усобицы. Про эти обыденные войны население быстро забывает, только профессиональная память историков их фиксирует надолго. И есть войны особенные, судьбоносные. От них приключаются такие значительные перемены в жизни народов, что любой образованный человек обязан эти войны знать. Не только лишь историки, а любой думающий человек. Первая мировая война из их числа. Отдаленные последствия ее до сих пор сказываются. Есть исторические выкладки, согласно которым страшнейшая Вторая мировая война – это неизбежная «вторая часть» Первой. Германия по итогам Первой мировой войны осталась в незавидном положении. По прошествии «межвоенного периода» Гитлер решил взять реванш и стал строить новую тысячелетнюю империю. И ведь могло у Германии получиться, да Россия помешала. Она помешала, несмотря на то, что после Первой мировой Россия была сама ввергнута в пучину революционных событий с последующей гражданской войной, коллективизацией, политическими репрессиями…      Что в Первой мировой такого особенного, кроме большого количества воюющих сторон? Она шокировала европейские народы принципиально новым подходом к боевым столкновениям. Грянул на весь белый свет скандал: в цивилизованной Европе было разработано и успешно опробовано химическое оружие. Мужественного боя между героями не потребовалось, его успешно заменило отравление газом. Не знали еще люди оружия массового поражения. Классическая европейская война – это сражение между армиями, со стрелковым оружием, саблями и конницей, с гремучей артиллерией. А тут противник просто тихо выпустил ядовитый газ при нужном направлении ветра и со спокойной душой потравил врагов без разбору, целыми батальонами. Мужественного боя между героями не потребовалось, его успешно заменило бытовое отравление. Газовые атаки Первой мировой войны были восприняты просвещенными людьми как демонстрация жестокости, не достойной цивилизованного человека, европейца, носителя гуманистических идеалов.

http://pravoslavie.ru/72899.html

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в мероприятиях, посвященных 65-летию освобождения Красной Армией концлагерей Аушвиц и Беркенау 29 января 2010 г. 12:04 27 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) принял участие в мероприятиях, посвященных 65-летию освобождения Красной Армией концлагерей Аушвиц и Беркенау (Польша). Памятные мероприятия начались с открытия выставки «Освобождение концлагеря Аушвиц» в государственном музее «Аушвиц-Биркенау» (Польша). Экспозиция, которая была подготовлена российским музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (Москва), станет постоянным выставочным разделом в бывшем нацистском концлагере. Она разместилась в бараке номер 16, в котором содержались русские военнопленные. Выставку представили министр образования и науки А.А. Фурсенко , директор музея «Аушвиц-Биркенау» П. Цивиньски и директор музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов В.И. Забаровский. Игумен Филипп обратился к собравшимся со следующими словами: «65 лет назад русские солдаты положили конец античеловеческим, дьявольским делам, которые творились на этой земле. Сегодня мы знаем, что многие простые люди, воевавшие в рядах Красной Армии, были верующими, несмотря на политику государственного атеизма в тогдашнем Советском Союзе. Они освобождали народы Европы от нацистского зла не во имя какой-то идеологии. Они защищали свои святыни, свои семьи, свое Отечество, а значит, отстаивали наши общие европейские ценности. Поэтому нам надо вместе помнить их подвиг и чтить их память». Представитель Русской Церкви предложил в этот памятный день задуматься над причинами появления нацистской идеологии в цивилизованной Европе: «Почему стали возможны здесь и в других местах Европы массовые убийства людей разных вер и национальностей? По какой причине появились люди, способные убивать себе подобных? Дух ненависти смог подчинить их умы и сердца потому, что они оказались восприимчивыми к словам и идеям вражды, направленной против других народов. Нам, современным жителям Европы, необходимо всеми силами избегать враждебных речей в адрес друг друга. Напротив, мы должны говорить и искать дружбы и сотрудничества, хранить мир ради процветания нашего континента. В этом нам должна помочь память о тех, кто отдал свои жизни в борьбе с нацизмом. Уверен, что работа настоящей выставки будет содействовать сохранению памяти о том вкладе, который внесли русские люди в защиту общих европейских ценностей милосердия и человеколюбия. Предлагаю совершить молитву о душах тех, кто отдал свою жизнь в этом месте, и тех, кто погиб, освобождая Освенцим».

http://patriarchia.ru/db/text/1051578.ht...

Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Герман призвал освободить архиепископа Охридского Иоанна 4 декабря 2006 г. 18:33 В письме, датированном 1 декабря и адресованном Николе Груевскому, премьер-министру Республика Македония, Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Герман выразил глубокую обеспокоенность судьбой архиепископа Охридского Иоанна (Йована), недавно повторно отправленного за решетку. В 1960-х годах Православная Церковь в Македонии в одностороннем порядке заявила о своем автокефальном статусе, разорвав тем самым единство с Сербским Патриархатом и с Православными Церквами-Сестрами. Раскольничья Македонская церковь оказалась в жестком противостоянии с Сербской Церковью. Архиепископ Йован, разорвавший связи с раскольничьей церковью Македонии и возвратившийся в каноническую Сербскую Церковь несколько лет назад, стал мишенью светских властей и групп, враждебных Сербскому Патриархату. Впервые он был арестован в июле 2005 года и приговорен к 18-месячному заключению в тюрьме македонской столицы Скопье «за разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти, раскола и нетерпимости». Впоследствии иерарх был освобожден, но недавно вновь арестован. В связи с повторным арестом архиепископа Йована Митрополит Герман направил письмо главе правительства Македонии (копия Патриарху Сербскому Павлу ), опубликованное на официальном сайте Православной Церкви в Америке . Уважаемый господин премьер-министр, мое письмо продиктовано глубоким уважением к Вам и к занимаемой Вами должности премьер-министра, а также добрыми чувствами к Вашей стране — Македонии — и ее гражданам. Как Предстоятель Православной Церкви в Америке я обращаюсь к Вам, чтобы ходатайствовать об архиепископе Йоване, повторно отправленном в тюрьму. Я призываю Вас использовать Ваше влияние, чтобы обеспечить пересмотр приговора, вынесенного архиепископу Йовану. Подвергнуть иерарха суду и тюремному заключению за то, что он говорит и действует в соответствии со своей совестью, значит серьезно нарушить и свободу совести, и свободу религиозной веры и деятельности. Эти свободы отражают идеалы человеческих свобод, характеризующие ценности всех цивилизованных народов. Я призываю Вас, во главе Вашего правительства и Вашего народа, найти пути разрешения спорных вопросов более уместные, нежели тюремное заключение религиозных лидеров.

http://patriarchia.ru/db/text/168020.htm...

Простые мысли о татарском языке и не только. 14.03.2017 07:42:06 Кульков Сергей Андреевич Приближается Пасха. На пасхальной утрене во всех храмах будет прочитано Евангелие на разных языках. По уставу, в этот торжественный день отрывок из первой главы от Иоанна читается на церковно-славянском, современном русском, древних языках и " на современных языках, наиболее известных в данной местности " (Богослужебные указания). Без сомнения, этот отрывок прочтут где-то на древне-греческом, где-то на латинском. Знатоков арамейского, коптского, немного, но, может быть, где-то прочтут и на них. Остальные переводы отцы будут читать на английском, немецком, французском, итальянском, кто-то с трудом, кто-то с напряженным вниманием - вдруг среди прихожан найдутся знатоки, которых покоробит мой легкий ирландский акцент? При этом далеко не все задумаются над понятными и простыми для понимания словами церковного устава: " на современных языках, наиболее известных в данной местности " . Кто-нибудь задумывался над этими словами? Что они означают? Относится ли английский, французский, немецкий, к  языкам, наиболее известным в данной местности? " Нет! Кто-нибудь из интеллектуалов, грамотных отцов, у которых хватило сил выучить иногда по нескольку иностранных языков, задумывался, что это означает? А ответ на вопрос прост и прямолинеен: мы живем в огромной стране с богатым историческим наследием,  в том числе с этнографическим разнообразием. Россия, сначала империя, потом Советский Союз, сохранили народы, которые в любой другой " цивилизованной стране " вымерли бы еще в средние века: вепсы, юкагиры, коми, нагайбаки, саамы, нивхи и другие. Всего в России числится 190 народов, некоторые из которых насчитывают несколько тысяч, а иногда десятков носителей родного языка. По численности языки распределяются примерно так: Русский, татарский, чеченский, башкирский, чувашский, аварский, армянский и другие, вплоть до тех, число носителей которых исчисляется десятками. Некоторые народы, казалось бы, потерявшие волю к сохранению своей языковой культуры, тем не менее, не подвергаются принудительной ассимиляции. Это резко контрастирует с исчезновением многих этносов на западе, американских индейцев, австралийских аборигенов, полабских славян и др. Интернет, СМИ, айфоны и прочие прелести современной цивилизации приводят к обеднению речи человечества и каждый год навсегда исчезает несколько языков. В России этот процесс идет медленнее.

http://radonezh.ru/analytics/prostye-mys...

Раздача хлеба голодным детям священником Модератовым. 1891-1892 гг. Лукояновский уезд, с. Протасово. Фото М.Д.Дмитриева, 1892 год Во второй половине XIX века в России получило известность стихотворение некоего Н. Павлова: В увеселениях безвредных Спектаклей, балов, лотерей Весь год я тешил в пользу бедных Себя, жену и дочерей. Для братий сирых и убогих Я вовсе выбился из сил: Я хлопотал для хромоногих, Я для голодных ел и пил; Рядился я для обнаженных, Для нищих сделался купцом, Для погорелых, разоренных Отделал заново свой дом. Моих малюток милых кучу Я человечеству обрек: Плясала Машенька качучу , Дивила полькою Сашок; К несчастным детям без приюта Питая жалость с ранних лет, Занемогла моя Анюта С базарных фруктов и конфет. Я для слепых пошел в картины И отличился как актер. Я для глухих пел каватины , Я для калек катался с гор. Ведь мы не варвары, не турки. Кто слезы отереть не рад? Ну как не проплясать мазурки, Когда страдает младший брат? Во всем прогресс по воле неба, Закон развития во всем; Людей без крова и без хлеба Всё больше будет с каждым днем, И с большей жаждой дел прекрасных Пойду, храня священный жар, Опять на всё я за несчастных: На бал, на раут, на базар! Как видно, в, казалось бы, полностью утратившем национальное сознание обществе Стив Облонских, графинь Нордстон, Бетси Тверских, Алексеев Вронских и других персонажей бессмертного романа Л.Н. Толстого всё-таки не полностью исчезли способность к критичной самооценке и понятие о правильном и ложном. Русские люди всегда чурались гламурной показушной благотворительности. Возможной она стала лишь тогда, когда высшая знать окончательно запуталась в западных нововеяниях. Состояние тогдашнего общественного мнения страны исчерпывающе показано в «Анне Карениной». Но разве плохо подавать руку помощи нуждающимся? Не плохо. Это по-христиански, это в духе цивилизованной Европы, наконец. Как могут, так и помогают – зачем придираться? А была ли в России альтернатива великосветской благотворительности? Да, была. В середине XIX века в знаменитом «Русском архиве», издаваемом знаменитейшим же архивариусом всех времен и народов П.И. Бартеневым , печатались статьи провинциальной помещицы, которая подписывалась очень милым псевдонимом: Старушка из степи.

http://pravoslavie.ru/113514.html

Разделы портала «Азбука веры» 28 Мар 2022 Епископ Нарвский и Причудский Лазарь высказался относительно трагических событий на территории Украины В Избранное Епископ Нарвский и Причудский Лазарь выступил с обращением в связи с трагическими событиями в Украине. Текст обращения опубликован 23 марта 2022 на сайте Нарвской и Причудской епархии Эстонской Православной Церкви . Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогие друзья! Сегодня внимание мировой общественности приковано к трагическим событиям в Украине. Люди, воспитанные на идеях христианского гуманизма, во всех концах света с глубокой скорбью и тревогой следят за военными действиями, которые уносят жизни мирных жителей и военнослужащих обеих сторон. Многие десятилетия народы, проживающие на европейском континенте, существовали в мире и добрососедских отношениях, именно поэтому случившееся вызывает глубочайшее недоумение и растущую обеспокоенность. Происходящее на наших глазах вооруженное противостояние, особенной болью отзывается в сердцах православных христиан. Со времен Гражданской войны (1917–1922) впервые мы наблюдаем жестокое противоборство двух близких по культурному коду и вероисповеданию народов, некогда живших в одной большой стране. Тяжелая ситуация усугубляется растущей ненавистью как между конфликтующими, так наблюдающими со стороны людьми и поддерживающими ту или иную сторону. Скорбь и сочувствие вызывает не только лишения, которые испытывают сейчас наши братья и сестры во Христе, в Украине они вынуждены оставлять свои дома, свою родину и искать прибежище в других странах. Огромная беда это злоба и разобщение, раздоры происходят и внутри семей, а недавние друзья становятся кровными врагами. Средства массовой информации, блогеры, лидеры мнений в интернет-пространстве очень часто специфически подавая новости, взывают не к разуму, а к эмоциям, провоцируют агрессию на национальной почве. Живя в демократическом обществе, мы вольны придерживаться любых точек зрения, по-своему толковать происходящее в мире, однако, высказывание мнений должно иметь цивилизованный характер.

http://azbyka.ru/news/episkop-narvskij-i...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Геннадий Калябин Как влияют тела небесные на дела земные " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 4  голоса:  4.0 из  5) Вопрос о влиянии небесных светил на человеческие судьбы волновал ученых и в глубокой древности, и в «темные» Средние века, волнует и по сей день. В истории разных народов мы часто находим обожествление светил (Солнца – в Египте, Перу и Персии; Луны – в Китае; звезд и планет – в Вавилоне и Риме и так далее). А астрология (гадание по звездам и планетам) существует уже несколько тысяч лет и теперь вновь становится популярной в странах «цивилизованного мира», к сожалению, и в России… Преподобный Иоанн Дамаскин еще в VIII веке писал: «Эллины, конечно, говорят, что через восхождение, и захождение, и сближение этих звезд, и Солнца, и Луны устраиваются все наши дела; однако мы утверждаем, что хотя от них и получаются предзнаменования дождя и бездождия, как холода, так и жары, как влажности, так и сухости, также ветров и подобного, но никоим образом не предзнаменования наших дел. Ибо мы, происшедши от Творца одаренными свободною волею, бываем господами своих дел. Ибо если мы все делаем вследствие течения звезд, то по необходимости совершаем то, что делаем, а то, что совершается по необходимости, – ни добродетель, ни порок; если же мы не имеем ни добродетели, ни порока, то недостойны ни похвал, ни наказаний, а также и Бог окажется несправедливым, доставляя одним блага, а другим бедствия». Другими словами, небесные явления, равно как и социально-политические или экономические условия, никак не отменяют моральной ответственности человека за нарушение Божественных заповедей и, с другой стороны, никому не препятствуют прийти к Господу с покаянием и верой в прощение грехов. В то же время Библия советует вглядываться в окружающий мир, ибо вечная слава Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:20 ). В книге Бытия рассказывается о создании Богом Солнца для управления днем, Луны для управления ночью и звезд, чтобы светить на Землю ( Быт.1:16–17 ), то есть указывается на значение небесных тел для поддержания условий, необходимых для жизни на Земле. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ), – восклицает пророк Давид.

http://sueverie.net/kak-vliyayut-tela-ne...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Фальсификаторы истории и Третья Мировая война. В. Саулкин передача 5. 15.08.2019 19:37 Виктор Саулкин Возмутившее страну выступление школьников из Уренгоя в бундестаге также одна из спецопераций информационной войны. Бундестаг спокойно и невозмутимо слушал рассказы русских школьников о тяжелой участи солдат вермахта - «невинных жертв» войны, которые погибли от «тяжелых условий» в советском плену. Постепенно мысль о том, что солдаты вермахта и солдаты Красной армии - невинные жертвы двух диктаторских режимов утвердится в сознании немцев, а затем и всех европейцев. Но это будет лишь первый шаг. Вскоре выяснится, что хотя отдельные военные преступники и в форме немецкой армии творили преступления на территории России, но такие же военные преступники в советских гимнастерках творили не меньшие преступления на территории Германии, Польши, Венгрии, Румынии. А лагеря смерти Маутхаузен и Освенцим вполне сравнимы с лагерями, в которых содержали немецких военнопленных. И вообще, если бы не сталинский режим, не коварные замыслы Сталина напасть на Германию, то Гитлер никогда бы не пошел на Восток. Поэтому в этой войне двух тоталитарных монстров нет правых и виноватых. Кроме, разумеется, великих демократий США и Великобритании, которые спасли человечество. В подобной версии истории Второй мировой войны сражавшиеся на стороне рейха венгры, румыны, итальянцы и испанцы, также добровольцы легионов СС «Шарлемань» и «Фландрия» из Франции, Бельгии и Голландии, сеявшие на нашей земле смерть разрушения, также становятся «невинными жертвами» кровавой войны, развязанной Гитлером и Сталиным. В этом случае все страны Европы, своим трудом дисциплинированно крепившие мощь Третьего рейха, и даже страны, воевавшие на стороне Германии - «белые и пушистые», в отличие от Советского Союза. И делается вывод, что США и Великобритания свою благородную миссию выполнили не до конца. Германия-то покаялась и вернулась в дружную семью цивилизованных народов, а Россия, упорно не желая признавать вину Советского Союза, вынашивает реваншистские планы и вновь угрожает агрессией мирной Европе.

http://radonezh.ru/radio/2019/08/15/19-3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010