В Риме открылись первые Кирилло-Мефодиевские чтения Рим, 21 февраля 2011 г. Кирилл ни Мефодий а Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Первые Римские Кирилло-Мефодиевские чтения, в работе которых принимают участие видные православные богословы и светские ученые, открылись в воскресенье в Риме, передает корреспондент РИА Новости. Чтения организованы по инициативе Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Института славяноведения РАН, а также ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины в итальянской столице. Научным куратором проекта является ведущий научный сотрудник Института славяноведения Наталья Запольская. " Организаторы римских чтений собрали на одной площадке светских и церковных ученых, поспособствовав, таким образом, продолжению процесса преодоления противостояния и недоверия между ними. Мы обсуждаем здесь серьезные вопросы, касающиеся истории, словесности и литургики, которые волнуют как церковное, так и светское общество " , - заявил РИА Новости председатель учебного комитета Украинской православной церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний. Он подчеркнул актуальность обсуждения этих насущных тем в русле Кирилло-Мефодиевской духовной традиции. " Перспектива культурного развития наших народов неразрывно связана с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они не просто дали нам азбуку и перевели Священное писание на славянский язык, они ввели славян в чреду цивилизованных народов. Поэтому нынешние чтения являются данью уважения и поклонения великим славянским просветителям. Кроме того, в век, отмеченный тенденцией к разделению, народы, которые имеют общие славянские корни, должны почувствовать свою общность в культуре и духовной традиции " , - отметил архиепископ. Он также подчеркнул, что в Римских чтениях принимают участие не только авторитетные ученые, но и молодые люди, которые только еще готовятся стать священниками и богословами. " Для меня, как ректора Киевской духовной академии, важно, что наши студенты приобщаются к обсуждению этих проблем, участвуют в прениях по самым разным вопросам " , - указал владыка Антоний.

http://pravoslavie.ru/44871.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Для того чтобы представители разных народов и религий жили в мире и согласии, нужна крепкая государственная власть 2 марта 2015 г. 19:35 28 февраля 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , стал ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук В.В. Беляков. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о Ближнем Востоке, о Египте и о сосуществовании христиан и мусульман в этом регионе. У меня в гостях — ведущий сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Владимир Владимирович Беляков. Здравствуйте, Владимир Владимирович! В. Беляков: Здравствуйте, владыка! К сожалению, не так давно произошел очень громкий и печальный эпизод в Ливии, где после событий 2011 года, после разрушения страны государствами НАТО, исламские экстремисты убили 21 египтянина. Причем все эти египтяне были христианами-коптами, приехавшими в Ливию на заработки. Сам Египет очень жестко отреагировал на это событие. Президент Ас-Сиси приказал немедленно бомбардировать лагерь подготовки исламских экстремистов и попросил своего министра иностранных дел поднять этот вопрос в ООН, потому что исламский экстремизм в последние годы расползается как страшная эпидемия. И одному государству с этим не справиться. С этим надо справляться всем миром, в том числе, конечно, и христианским. Я думаю, что одной из причин, по которой именно христиане стали жертвами исламских экстремистов, является то, что, по-видимому, из-за своего невежества экстремисты ассоциируют христиан с западным миром, который, к сожалению, в последние годы причинил мусульманскому миру много зла. Митрополит Иларион: Ближний Восток нельзя мерить мерками так называемой западной демократии, потому что, прежде всего, Ближний Восток — это конгломерат различных этнических и религиозных групп. И далеко не всегда, как мы знаем из истории, они жили в мире и согласии. К сожалению, для того, чтобы эти группы уживались вместе, нужна, прежде всего, внешняя сила. Этой внешней силой является крепкая государственная власть. Можно по-разному относиться к тем режимам, которые существовали до недавнего времени в странах Ближнего Востока, но мы знаем, что при этих режимах не было того, что мы наблюдаем сейчас — той дьявольской вакханалии, происходящей на глазах у всего цивилизованного мира, с которой теперь не знают, что сделать, потому что она как джинн, выпущенный из бутылки.

http://patriarchia.ru/db/text/2322704.ht...

Нехристианское покаяние С другой стороны, обидно, когда листочек оказался невостребованным, так как батюшка провел общую исповедь. Порой этот листочек сохраняется до следующей, настоящей исповеди, порой смельчаки сдают его на растерзание батюшке, и пишут потом новый – в деле исповеди нужен максимализм! 18 августа, 2013 С другой стороны, обидно, когда листочек оказался невостребованным, так как батюшка провел общую исповедь. Порой этот листочек сохраняется до следующей, настоящей исповеди, порой смельчаки сдают его на растерзание батюшке, и пишут потом новый – в деле исповеди нужен максимализм! Когда наука о человеке еще делала первые шаги, то считалось вполне возможным то, что на земле есть нерелигиозные племена. Такие племена даже «находили» — например, жителей Андаманских островов. Однако позже этнографы в ходе полевых исследований показали, что эти племена религиозны – просто не всякий темнокожий человек доверит сокровенные тайны белому путешественнику. Теперь религиозный мир бесписьменных народов изучен гораздо глубже, чем в XIX веке. И результаты этого изучения помогают нам, цивилизованным, как мы себя привыкли называть, людям, не только понять жизнь соседних, неписьменных народов – таких, как племена африканцев или столь милых нашему сердцу с детских лет во всей свой романтике мужества и близости к природе американских индейцев. Что более важно – этнография позволяет «белому человеку» взглянуть на себя и внутрь себя. Покаяние как таковое – я не говорю о церковном Таинстве покаяния – считается чем-то исключительно «цивилизованным», исключительно тем, что ставит «цивилизованного», «образованного», «воцерковленного» человека на ступень выше, чем другие, «необразованные» и «невоцерковленные». Однако мы склонны забывать, что гордость мешает нам не только осознать свое родство со всеми людьми, созданиями Божиими, но и вглядеться в свои глубины, и посмотреть в лицо Христа, принесшего нам великую и пугающую новизну. Милые девчушки в платочках и юноши «печального образа» с пробивающейся или уже довольно кустистой бородой пишут длинные списки грехов, а потом, понурив голову, стоят многочасовую очередь на исповедь к батюшке.

http://pravmir.ru/nexristianskoe-pokayan...

Русский характер. Статья 9: Характер нравственности М.В. Нестеров. Святая Русь В западной и в либеральной отечественной публицистике много наговорено о русском варварстве и жестокости на фоне европейской цивилизованности и добродетельности. Но если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь народов, то возникает другая картина. В русском языческом пантеоне не было бога войны, в то время как у европейских народов в дохристианских религиозных представлениях понятие о воинственном божестве доминировало, а весь эпос выстроен вокруг тем войн и завоеваний. Интересны в этом смысле материалы, приведенные Виктором Калугиным в статье «Идеалы русского эпоса». Во французской поэме «Песня о Роланде» повествуется о крестовых походах и кровавых сражениях с иноверцами: Пусть синагоги жгут, мечети валят. Берут они и ломы, и кувалды, Бьют идолов, кумиры сокрушают, Чтоб колдовства и духу не осталось. Ревнует Карл о вере христианской, Велит он воду освятить прелатам И мавров окрестить в купелях наспех, А если кто на это не согласен, Тех вешать, жечь и убивать нещадно. Насильно крещены сто тысяч мавров. Русские войны велись в защиту правой веры, «тем не менее темы религиозной ненависти и религиозной мести в русском народном эпосе попросту нет » (В. Калугин). Русский человек после победы над иноверцами никогда не стремится насильственно обратить их в свою веру, тем более «наспех». В былине «Илья Муромец и Идолище» русский богатырь освобождает Царьград от «поганого Идолища», но отказывается быть воеводою города и возвращается на родину. В средневековом европейском эпосе цель крестовых походов – «кто не убит в бою, тот окрещен», для чего рыцарь готов «вешать, жечь и убивать нещадно». Таким образом, «основная мысль былин и древнерусских летописных воинских повестей – освобождение , рыцарских хроник – завоевание , крещение иноверцев. Тема религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе, точно так же как отсутствуют темы религиозной или расовой непримиримости, вражды» (В. Калугин). В древнерусской литературе отсутствует тема обогащения при завоеваниях, разбоя, в то время как сюжеты на эту тему распространены в западноевропейской литературе. Призыв «Песни о Сиде»: «Нападайте дерзко, грабьте проворно… Грабя врагов, разоряя всю область». Борьба за дележ добычи, боязнь оказаться обделенным, не получить свою долю оказываются определяющими во всех подвигах Сида. Герои «Песни о нибелунгах» одержимы поиском зарытого клада – золота Рейна. Главный герой древней английской поэмы «Беовульф» погибает, «насытив зренье игрой самоцветов и блеском золота… В обмен на богатства жизнь положил я». Ни одному из героев русского эпоса не приходит в голову «жизнь положить в обмен на богатства». Более того, Илья Муромец не способен принять откуп, предлагаемый разбойниками, – «золотой казны, платья цветного и коней добрых, сколько надобно». Он не сомневаясь отвергает путь, где «богату быть», но добровольно испытывает дорогу, где «убиту быть».

http://pravoslavie.ru/1072.html

Сказки и были Третьего Рима 22.06.2022 16:41:59 Егор Стрельников Становление и противостояние Русский философ, социолог и культуролог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885), насчитал в истории человечества всего 12 культурно-исторических цивилизационных типов. Он же уверенно выделил русско-славянский тип в особую ветвь германо-романской европейской культуры. Уникальность нашей культуры, к которой вполне применим эпитет «великая», состоит в том, что она вобрала в себя значимые явления разных форм и видов культурной доминанты соседних народов и народностей, не нарушая их идентичности и при этом сохранив и «своё лицо»! Это во многом уникальный случай в мировой истории, наполненной войнами, уничтожившими некоторые цивилизации, что свидетельствует о живительной и созидательной силе русско-славянской культуры, ставшей по сути матрицей для всего Русского мира. Её антипод - агрессивная западно-европейская (германо-романская) цивилизация, пытающаяся самоутвердиться или паразитировать на культурно-цивилизационных платформах других народов. Из нашей же истории мы помним мощнейший накат ярких представителей той самой цивилизации – духовно подчинённых Ватикану германских рыцарей-крестоносцев, огнём и мечом прокладывающих себе дорогу на Восток, чтобы привести нас – дикарей и схизматиков в свою веру с целью окончательной колонизации и подчинения власти Запада. Тогда на их пути стали русские дружины и народное ополчение во главе с нашим национальным героем, святым князем-воином Александром Невским! Вдохновляли и укрепляли их православная вера, родная культура, великий и могучий русский язык. На этом фундаменте и закладывалась идеология России, как Третьего Рима – последней опоры и надежды по-настоящему цивилизованного человечества. В дальнейшем, особенно после окончания Второй Мировой войны, «пальма первенства» в агрессивном продвижении уже вполне глобалистских идей и западного образа жизни перешла к другим представителям германо-романской цивилизации - англо-саксам и в первую очередь к США. Последнюю Данилевский, кстати, не рассматривал, как самобытную и уникальную цивилизацию, в силу её относительной молодости, а так же эклектичности и вторичности по отношению к более старым типам цивилизаций. К тому же американский проект создавался на костях разрушенной европейскими переселенцами в Новом свете древней и самобытной индейской цивилизации, что лишает американцев морального права «учить жизни» другие народы.

http://radonezh.ru/2022/06/22/skazki-i-b...

«За что и с кем мы воевали» ЗА ЧТО И С КЕМ МЫ ВОЕВАЛИ В преддверии дня Победы все беззастенчивее становятся заявления, будто бы в войне этой виноват СССР и Победа была не победой, а поражением. Война велась, якобы, не за право на национальную жизнь, не за сохранение народов в мировой истории, а за американскую демократию. Этот тезис тиражируется в западных СМИ. Им оперируют депутаты Совета Европы – этого IV либерального Интернационала, самодовльно раздающего сертификаты на цивилизованность. Требуя извиниться за «оккупацию» и возводя памятники легионам СС, дерзко оскорбляют Россию прибалтийские страны и Польша, которые, если бы не наша Победа, вообще исчезли бы с карты. Но виноваты в этом мы сами. Ибо поругание Победы и истории никогда не было бы начато на Западе, пока его не совершили на Родине Победы. Наш внутренний семейный спор и осуждение реальных и мнимых грехов мы вершили, увы, не с подобающим христианским осмыслением истоков наших взлетов и падений. Подобно библейскому Хаму мы выставили Отечество на всеобщее поругание, за что и терпим теперь кару. Именно отечественные глумители первыми внедрили суждение, что Советский Союз – еще худший тоталитарный монстр, чем нацистский Рейх. Война же была между двумя хищниками за мировое господство, и СССР, якобы, чуть ли не первым готовился напасть на Германию, но Гитлер, мол, просто опередил Сталина. Наш постсоветский либерал, который «нежно чуждые народы возлюбил и мудро свой возненавидел» (Пушкин), уверен, что у плохого государства не могло быть ничего правильного и праведного. Но в памяти о войне Отечественной – войне с чужеземцами, пришедшими завоевать и поработить, споры о том, плохим или хорошим было государство, вообще неуместны. Беда случилась не с государством, а с Отечеством (это в гражданской войне решается спор о государстве). В нынешнем состоянии национального презрения нам внушают, что можно ненавидеть свое Отечество и даже желать ему поражения, если государство устроено не так, как хотелось бы. Но бывает ли идеальное государство без несовершенств и грехов? Когда уместно и правомерно спорить о государстве, и когда нация обязана подняться над этим, отложить распри по поводу устроения государства и объединиться, чтобы защитить Отечество, иначе нечего будет обсуждать потом, не будет вообще никакого потом?

http://pravoslavie.ru/4928.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто-то хочет перевести стрелки с Ближнего Востока на Мьянму 05.09.2017 1470 Истерика вокруг «геноцида мусульман в Мьянме» волной прокатывается по миру и по России. Никто толком ничего не знает ни про Мьянму, ни про этих рохинджа. Истерика вокруг «геноцида мусульман в Мьянме» волной прокатывается по миру и по России. Никто толком ничего не знает ни про Мьянму, ни про этих рохинджа. Многие специалисты по региону описывают проблему как конфликт чуждых Мьянме пришельцев из гиперперенаселенного Бангладеш и коренного населения. То есть как традиционный конфликт между мигрантами и коренными. Такие конфликты имели место, например, в Краснодарском крае и Адыгее между местными (русскими и адыгами) и курдами, турками-месхетинцами, армянами, цыганами из Азии и с Закавказья, которые, будучи «беженцами», наращивали этническое и экономическое присутствие в регионе. И трупы были, и пожары... В Мьянме, как говорят специалисты, хватает своих мусульман из коренных народов, и конфликтов между ними и буддистами ранее не было. Мало кто знает точно, что именно там происходит и почему. Большинство фото с трупами и костями, среди которых бродят буддийские «монахи-убийцы», опознаны как фейки. Тем временем в Афганистане позавчера американскими бомбами убиты десятки гражданских - женщин и детей. За прошедшие лет десять таких «ошибок» - на тысячи трупов. У американских посольств никаких митингов. Вокруг Мосула и на территориях ИГИЛ вообще не действуют никакие законы милосердия и более-менее цивилизованной войны - бомбят и убивают мусульман всех возрастов и обоих полов без счета всеми доступными способами - тяжелыми бомбами, напалмом, химическим оружием. И хвастаются потом перед мировой телеботвой этими жестокостями. У натовских посольств никаких митингов. Аль-Акса и Палестина окрашены палестинской кровью. Даже левые и демократически настроенные израильтяне протестуют по этому поводу. У израильского посольства ноль митингующих. Сирия потеряла около миллиона населения убитыми и несколько миллионов беженцами.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему Киев готов воевать на Востоке ещё 25 лет 06.03.2016 1870 Время на чтение 11 минут Прошедшая 4 марта в Париже встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» (России, Украины, Франции и Германии) не стала прорывной в процессе украинского урегулирования. Отчасти это связано с болезненной реакцией Киева на обескураживающее признание председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о том, что европейское и евроатлантическое будущее «незалежной» становится всё более призрачным. По словам главы ЕС, оно отодвигается, как минимум, на 20-25 лет. Лишний раз подтверждая разумный выбор «семьи цивилизованных народов» держаться на безопасном расстоянии от континентальной «чёрной дыры», украинские силовики минувшей ночью обстреляли поселок Трудовские на западной окраине Донецка . Глава «Радикальной партии» национал-популист Олег Ляшко ограничился вербальной интервенцией, пообещав Евросоюзу, что через пять лет тот сам прекратит своё существование, а на политической карте Европы останется только Украина . В свою очередь, киевский эмиссар пан Климкин отреагировал в рамках дипломатического протокола, отклонив одну из ключевых проблем украинского урегулирования - проведение местных выборов в Донбассе. Стоит отметить, что небольшое «забегание вперёд» было включено в переговорную повестку с подачи ФРГ и Франции. Москва продемонстрировала конструктивный подход, согласившись провести голосование до июня. Впрочем, этот шаг навстречу не был оценен по достоинству Киевом, который, складывается впечатление, делает всё возможное, чтобы окончательно завести в тупик мирный процесс. Глава МИД Украины обосновал очередную неудачу за столом переговоров тем, что для организации выборов в Донбассе нужно, прежде всего, решить вопрос обеспечения безопасности. Как выяснилось, в качестве условия г-н Климкин предложил установить «контроль ОБСЕ над российско-украинской границей». То есть, Киев, по-прежнему, убеждён, что текст Минского соглашения следует читать по-арабски - снизу вверх. Когда выполнение последних его пунктов предшествует первым. Естественно, такой подход не встретил понимания со стороны главы российского МИД.

http://ruskline.ru/opp/2016/mart/7/poche...

Закрыть И.А.Гончаров и русская цивилизация Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть» Владимир Мельник   00:17 24.03.2011 3292 Время на чтение 14 минут И.А.Гончаров является, может быть, единственным русским классиком XIX века, который последовательно выстраивает свою философию русской цивилизации. Самое слово «цивилизация» для него является во многом исходным и определяющим. Можно сказать, что писательская деятельность Гончарова имеет своей целью способствовать становлению сильной, самобытной и цивилизованной России. В своих размышлениях об исторической судьбе и миссии России романист исходил из представления о том, какое место Россия должна занять среди других народов. Чаще всего вопрос о роли отдельных наций в истории рассматривался современниками Гончарова в рамках гегелевской концепции, согласно которой каждый новый период в развитии мировой истории и культуры связан с расцветом той или иной нации. В свое время эту концепцию развивал в своих критических статьях В.Г.Белинский. Отголоски ее встречаются и в книге близкого гончаровского знакомого, редактора «Вестника Европы» М.М.Стасюлевича «Опыт исторического обзора главных систем философии истории». Эту книгу, кстати сказать, Гончаров, несомненно, знал. Стасюлевич писал здесь, что каждый народ «выполняет свою роль: как атом, вместе с другими себе подобными составляет целое, называемое человечеством...» Писал в этом же духе и Ф.М.Достоевский: «Судьба распределила между ними (народами - В. М.) задачи: развить ту или другую сторону общего человека... только тогда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ, применительно к условиям своего материального состояния, исполнит свою задачу». Эта же мысль определяла во многом гончаровский патриотизм, его размышления о задачах русского общества в целом и русского человека-деятеля как представителя своей нации. В «Необыкновенной истории» сказано: «Каждая нация рождается, живет и вносит свои силы и работу в общую человеческую массу, изживает свой период и исчезает, оставив свой неизгладимый след!».

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/24/...

Киевский провал Как так получилось, что «принципов ненасилия» хватило ненадолго? 21 февраля, 2014 Как так получилось, что «принципов ненасилия» хватило ненадолго? О событиях в Киеве и перспективах России — Сергей Худиев. Мы привыкли к ткани цивилизации как чему-то само собой разумеющемуся — что по улицам можно ходить безопасно, в магазинах всегда есть еда, метро ходит, а на будущее можно строить планы. Но иногда эта ткань проваливается — и открывается бездна, «руина», привычный цивилизованный мир рассыпается на глазах, трупы валяются на улицах, разъяренные толпы волокут по асфальту очередного врага народа, кто-то успевает выскочить из пылающего здания, кто-то — нет, все то, что мы видели в Ливии — а теперь видим на Украине. То, что происходит в Киеве  — это провал; провал во всех смыслах. И провал как «бездна», и провал как «неудача». Неудача общества, неудача нации, неудача государства — и, главное, неудача христиан. Еще недавно восторженные люди, мечтавшие о светлом европейском будущем, стояли с плакатами — «Украина — це Европа». Очевидно, имелось в виду не просто отметить тот несомненный факт, что Украина находится в Европе, а и подчеркнуть другое — стремление к мирной, зажиточной жизни, в которой безопасность, права и достоинство каждого человека находятся под надежной защитой. Сергей Худиев Была даже серия картинок, показывавшая нищету, нецивилизованность и грубость нравов в тени России, и, напротив, процветание, изящество, взаимную приязнь и уважение, которые существуют в Европе и воцарятся на Украине, когда она наконец водворится в «семье свободных европейских народов». Сейчас вспоминать об этом можно только с горькой иронией. Европа — по крайней мере, идеализированная Европа — отличается тем, что в ней ценят человеческую жизнь. Безобразия бывают — вон, в Лондоне были массовые грабежи — но убивать при этом не убивали, ни хулиганье, ни полиция. По этому простому и очевидному критерию происходящее в Киеве гораздо больше напоминает какую-нибудь Ливию, чем мечтаемую Европу. Увы, даже записав людей в ЕС (что маловероятно), нельзя изменить их культуру, привычки и отношение друг ко другу. А эта культура оказалась… увы, не на высоте.

http://pravmir.ru/kievskij-proval/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010