В первой книге по топонимике Подмосковья " Всё Подмосковье. Географический словарь " , изданной в 1967 году коллективом Московского филиала Географического общества СССР, указывалось, что " ...первые сведения о находившейся здесь усадьбе, принадлежавшей нескольким богатым дворянским родам, относятся к 1548 году " . В старину селение звалось Фомино (возможно по фамилии известных митрополичьих бояр Фоминых, родоначальник которых, Степан, был назначен ещё сыном Дмитрия Донского Василием в митрополичьи бояре, как племянник святителя Алексия), а также есть сведения, что Фомино упоминается ещё в 1498 году как митрополичье владение. Была поставлена здесь и небольшая придорожная часовенка, что бы каждый проезжающий мимо, мог помолиться. Более подробных сведений, до нас, к сожалению, не дошло. Также известно, что нынешнее название село получило лет триста назад по посвящению возведённого здесь храма в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Как отмечено в писцовых книгах 1584-1586 гг. Московского уезда: " В стане Радонеж и Корзенев ...за Федором да за Иваном да за Григорием за Петровыми детьми Окинфовыми, что купили у митрополичьего сына боярского Девятого Царевского село Фомино на речке на Лашюдке, а в нем церковь Иоанна Богослова, древяна клетцки без пения, пашни лесом поросли серой земли 46 четьи в поле а в дву потомуж, да сена 30 коп, да лесу дровяного 20 десятин " . Село Фомино, что на речке на Лашутке - было владение братьев Окинфовых (Фёдора, Ивана и Григория Петровичей), вероятно, старое поместье их отца Петра Окинфова, перешедшее им по наследству. Упомянутая церковь Иоанна Богослова и дала, как часто бывает, будущее новое имя селению. Первая деревянная церковь со временем обветшала (или сгорела?) и новые хозяева построили новый храм, а посвящение ему было дано по особо чтимой со дня явления в России Казанской иконы Божией Матери. Как известно, список иконы Богоматери Казанская прибыл на Московскую землю из Казани в 1611 году. Именно с этой чудотворной иконой объединённые войска князей Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого выбили в 1612 году поляков из Китай-города, заблокировав их в Московском Кремле и принудив к быстрой сдаче. А дата успешного удара казаков отряда князя Дмитрия Трубецкого по Китай-городу, дата внесения походной иконы ополчения - чудотворного Казанского образа в освобождённую Москву, стала считаться всенародным праздником и отмечаться 22 октября (4 ноября по н. ст.) как праздник иконы Казанской Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=09297

В 1874 прихожане соорудили придел, в котором были освящены еще два престола – во имя вмч. Параскевы и в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1897 приход заложил каменную церковь, строительство которой завершилось только в 1910-х. Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; имелся Никольский придел. Придельный иконостас изготовили петербургские мастера; иконы для главного иконостаса писали монахини соседнего Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря (1900-е). В нач. 1930-х храм закрывался, но во время Великой Отечественной войны по требованию верующих был возвращен приходу. По счастливой случайности в период 11-летней бесхозности храм не утратил ничего из убранства: сохранились иконостасы, образа, осталась в целости архитектура сооружения. В этом храме в советский период служили многие клирики, уцелевшие во время репрессий или вернувшиеся из мест заключения. Из наиболее заметных настоятелей – протоиереи Константин Вергаскин, Михаил Масловский. После возрождения Чуфаровского монастыря Казанская церковь, расположенная от обители по соседству, в двух километрах, передана братии в качестве подворья. В наст. время в храме служат иеромонахи. Маколовская церковь – одна из самых известных в Мордовии. В 1970-х храм прошел обследование и был зарегистрирован как памятник архитектуры республиканского значения.  Комментарии и обсуждение храм деревянной Иоанно-Богословской церкви, сруб которой маколовские крестьяне купили в Саранске в 1824 г., сгорел в начале 1904 года. В июне 1904 г. и был заложен действуюший ныне храм. храм был закрыт в 1933 г. Открыт в 1941г. иконостас, написанный в Чуфаровском монастыре полностью сохранился. Сохранились также: выносное распятие пожертвованное воинами в 1914 г., вернувшимися с Первой мировой и написанная на Афоне в 1891 г. икона Божией Матери " Избавительница " сайт Маколовского прихода 18 июня 2013. В 1903 г. как Приложение к Симбирским Епархиальным ведомостям было напечатано " Статистическое описание соборов,монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года " - автор Н.Баженов.

http://sobory.ru/article/?object=24876

Кирпичная церковь, сооружённая в 1779 г. Бесстолпный пятиглавый четверик с крупным южным приделом Кирилла Новоезерского (1-я пол. XIX в.) и трапезной, в которой помещался Пятницкий придел. В кон. 1880-х г.г. перестроена в псевдорусском стиле на средства К. Н. Попова, в 1891-1893 г.г. им же сооружена высокая отдельно стоящая многоярусная шатровая колокольня в псевдорусском стиле. Закрыта в 1930 г. Использовалась как мельница, на колокольне помещалась пожарная каланча. С 1990-х г.г. заброшена, в тяжёлом состоянии, в 2001 г. выгорела колокольня. В 2008 г. передана епархии, активный ремонт еще не начат. Своеобразным символом Алатыря, венчающим исторический центр города, является церковь Казанской иконы Божией Матери. Она была построена в 1779 году на средства алатырского купца К. Н. Попова. В 1957 году церковь была признана памятником архитектуры. В августе 2001 года случилось непоправимое – сгорел купол колокольни (1887 г.). В 2008 году все строения, входящие в ансамбль Казанской церкви, были переданы в собственность Чебоксарско-Чувашской епархии. В последние годы это красивейшее архитектурное произведение стиля «московского барокко» возрождается. Большую работу по восстановлению храма проводит настоятель, иерей Александр Шешуков. К настоящему времени здесь выполнены кровельные работы, восстановлена кирпичная кладка вокруг здания. Вот уже три года в церкви проводятся службы. 26 июня 2017 года епископ Алатырский и Порецкий Феодор совершил чин освящения крестов и куполов для храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь. Его Преосвященству сослужил настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь иерей Александр Шешуков. По окончании чина освящения владыка-епископ обратился к присутствующим с архипастырским словом и наградил архиерескими грамотами строителей храма. 30 июня 2017 года состоялось долгожданное и очень значимое событие – на колокольню был установлен шатёр с куполом и крестом. Ещё 6 куполов на храме появились немного ранее. Нужно отметить, что архитектура многоярусной колокольни Казанского храма уникальна. Высота строения – около 46 м, толщина стен первого яруса превышает 166 см, а богатое декоративное убранство было выполнено за счёт применения разновидного тёсаного кирпича (около 15 видов). Отдельные элементы декора мастера покрывали известковым раствором, придавая вид белого камня. Шатёр и купола устанавливала бригада из Челябинска. Технику предоставили АО «Электроавтомат» и мужской Свято-Троицкий монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=04992

От купца Иустина узнала, что икону он перенес в лавку недавно, а в дом его она попала спустя примерно 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. ок. 1619) и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор девичьего в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря «на благословение от первоявленной», где он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в мон-ре, нек-рые получали исцеление. По благословению владыки и игумении монастыря образ проводили «на большое расстояние» с пением тропаря «Заступнице усердная». Старица обратилась к народу «с честною иконою Богоматери», народ пал на землю. До Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в мон-ре прп. Макария Желтоводского, где икона была поставлена в соборном храме. На др. день по окончании Божественной литургии игумен благословил старицу иконой прп. Макария Желтоводского «равной меры» с Казанской иконой. При приближении к Касимову народ и священство крестным ходом под колокольный звон окрестных церквей вышли навстречу. Касимовская Казанская икона была поставлена на убранный цветами и пеленами аналой. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходский храм вмц. Параскевы Пятницы, близ которого жила Иустина. Из дальних мест в Касимов к Касимовской Казанской иконе приходили люди разных сословий, многие получали исцеления. Старица Иустина с сыновьями начала строить деревянную Казанскую ц. с приделом прп. Макария Желтоводского. Касимовская Казанская икона и образ прп. Макария из Желтоводского монастыря стояли в это время в ц. вмц. Параскевы Пятницы. Это отмечено в писцовых книгах Касимова 1627 г. писца Петра Семеновича Воейкова, Касимовская Казанская икона. названа чудотворной: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанския древена клетцки… а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския... стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы…» (Добролюбов.

http://pravicon.com/info-3983

Сегодня туда иногда забредают разве что лишь «черные следопыты». Их воображение бередят старые описания богатой утвари из серебра и даже с украшениями из жемчуга давно снесенного храма в Саварне и рассказы о будто бы зарытом в 1920-е годы кладе, в котором последний батюшка спрятал имущество подлежавшей закрытию церкви. Погост Саварня – вообще место загадочное, чему способствует и почти полное отсутствие информации о нем. Сведений нет даже в вездесущей Всемирной паутине. Этот недостаток и хотелось бы отчасти восполнить. Саварня имеет богатую многовековую историю. По сохранившемуся преданию, этот погост существовал уже в начале XVI столетия при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. В 1623 году вместо обветшавшего деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы по благословению патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) – отца царя Михаила Федоровича – местный вотчинник Прокопий Хрисанфович Измайлов, владевший сельцом Мерзяевым в саварнинском приходе, выстроил новую деревянную Богородице-Рождественскую церковь с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Известно, что храмоздатель Измайлов несколько лет служил воеводой в Тюмени и заново отстроил тюменский острог. В 1653 году в Саварне имелось 6 дворов, в которых, в основном, жили члены церковного причта, а в приходе погоста значилось 153 двора крестьян и барская усадьба. В 1721-1724 гг. в погосте построили второй храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако в 1750 году страшный пожар фактически уничтожил Саварню. Тогда из огня не успели спасти ничего, сгорели даже антиминсы – шелковые платы, полагаемые на престол для совершения литургии, и запасные Святые дары. Почти четыре года погост был мертв, пока, наконец, по благословению первого архиерея возрожденной Владимирской епархии епископа Платона (Петрункевича) в 1754 году не была построена и освящена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Казанский же храм восстанавливать не стали. Ровно два столетия спустя в Саварне в 1823 году начали возводить каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Работы велись очень долго – в общей сложности четверть века. Каменную церковь освятили лишь в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова). Каменный храм в Саварне строился при священнике Исидоре Михайлове, сын которого Иван по месту рождения получил фамилию Саваренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а внук священника затерянного среди лесов погоста Федор Иванович Саваренский занимал должность секретаря Гороховецкого съезда мировых судей, выслужив чин надворного советника и потомственное дворянство.

http://sobory.ru/article/?object=37015

22 октября 1898 года, в день явления Казанской иконы Богоматери, в Шульгинской церкви состоялся первый в её истории Престольный праздник. К этому времени в храме производились работы по расширению боковых стен. Накануне их приостановили и убрали из церкви рабочие станки. На церковное торжество прибыли: председатель Невельского отделения Епархиального училищного Совета, настоятель Невельского Успенского собора священник Дмитрий Гнедовский, благочинный 1-го Невельского округа Пётр Серебренников, священник Туричинской церкви Василий Лиоренцевич, Плисской – Михаил Ширкевич, Еменецкой – Сафроний Серебренников, Новохованской – Дмитрий Зубовский и два диакона: Невельского монастыря отец Феодорит и Еменецкой церкви – Сазоновский. Местный псаломщик Кривенков успел к этому времени образовать целый хор из детей деревни Шульги, который пел на правом клиросе. На левом клиросе пели ученики школы грамоты из деревни Носики. После окончания литургии Дмитрий Гнедовский благословил детей крестиками и подарил в здание строящейся церковно-приходской школы образ Казанской иконы Божией Матери в хорошем киоте. За дневным богослужением и на вечерне народу было около тысячи человек, что давало понять о почитании Казанской иконы Богоматери, находящейся в Шульгинской церкви, и за пределами прихода. В этот день в ещё не открытую, а только строящуюся школу изъявили желание записаться 72 ребёнка обоего пола и 58 взрослых девушек на занятия по воскресным и праздничным дням. Казанский храм в деревне Шульги Невельского района Псковской области чудом пережил годы религиозных гонений и сохранился до начала 21 века в своём первозданном виде. В ночь на 13-е июля 2002 года церковь сгорела дотла. Спустя два года, на её фундаменте была отстроена новая церковь в честь иконы Казанской Божией Матери, которая существует в настоящее время. По материалам газеты " Полоцкие епархиальные ведомости " , 1874-1918гг. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=12964

Все началось через три года после взятия г. Казани, т.е. в 1555 году. Житель города Романова (так назывался ранее Тутаев) по имени Герасим сидел не берегу Волги в районе города Казани. И случилась страшная гроза, с громом и молнией. И сквозь этот гром он услышал голос Богородицы, обращенный к нему. Богородица поведала ему о чудотворной иконе, находящейся в городе и велела везти ее в родной город и построить храм, на берегу реки, на том мете, где в земле схоронены три каменных креста – один вверху, два других чуть ниже. - Как же я узнаю ту самую чудотворную икону? – спросил Герасим. И в тот же самый миг почувствовал он, как правая рука его онемела и полностью потеряла всякую чувствительность. По окончанию грозы, пошел Герасим в город Казать, как было ему велено Богородицей и долго ходил по городу, всматриваясь в иконы и пытаясь отыскать ту самую, чудотворную. Долго ходил Герасим в своих поисках, пока однажды не коснулся онемевшей рукой одной из икон с ликом Богородицы. И в тот же момент рука его ожила, и понял он, что поиск его завершен. Герасим вернулся в родной город с иконой и стал рассказывать людям о своем ведение, о своем чудесном исцелении и о храме, который нужно возвести в честь Казанской иконы Богородицы. Он описал место на Волге, как сказал ему святой голос и о приметах, которые укажут на правильный выбор. В то время на месте нынешней церкви стояла на берегу Волги деревянный собор в честь Николая Чудотворца – покровителя путешественников и купцов, которые в большом количестве проплывали по реке по своим торговым делам и молились святому. Деревянный собор обветшал и начал разрушаться и было принято решение на его месте возмести новый – каменный. Когда церковь снесли и начали строить фундамент для новой церкви, то наткнулись на каменный крест, похожий на те, что находили в районе Киева – оставленные по преданию самим Андреем Первозванным. Тогда-то и вспомнили люди о рассказе Герасима! Стали копать чуть ниже и нашли еще 2 таких же каменных креста. С того момента все уверовали в рассказ своего соотечественника и всем миром взялись сооружаться новый храм. Решено было для укрепления фундамента привезти большие каменные валуны. Помогали все проходящие торговые суда. И когда наконец-то валун был доставлен, совершили молебен, как это было принято при закладке храма. Каково же было удивление людей, когда следующим утром они увидели, что гигантский камень изменил свое расположение, будто указывая точное место! Но церковь не была построена… Пришли смутные времена смены царей и династий, во время которых бесследно исчезла та самая Казанская чудотворная икона. Все, чем владеем мы ныне, есть лишь список со святой иконы. Лишь в 1758 строительство церкви возобновилось.

http://sobory.ru/article/?object=03240

Все эти сохранявшиеся корпусочки назывались пустыньками. По ним водили приезжавших богомольцев и сами сестры часто их посещали, особенно в праздничные дни. В Прощеное воскресенье, после вечерни, а также на Пасху и на Рождество, в большие праздники обязательно обходили все пустыньки и могилки блаженных (возле собора) и матушки Александры, схимонахини Марфы, Елены Васильевны Мантуровой и служки угодника Божия Мотовилова (возле Казанской церкви). Из сруба Дальней пустыньки сделали алтарь в кладбищенском храме Преображения. Там в особой витрине хранились вещи преподобного. Храмов в монастыре было девять. 1 . Теплый собор во имя Св. Троицы с приделами во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в память преподобного Серафима. На хорах еще два придела во имя иконы Божией Матери «Владимирская» и в память обретения главы Св. Иоанна Крестителя. 2 . Тихвинская деревянная церковь (построена Иваном Тихоновым) с приделами Всех святых и Архангела Михаила. 3 . Под Тихвинской была церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». После разгона монастыря там устроили мельницу, и осенью 1928 года весь храм сгорел. 4 . На кладбище была церковь Преображения. 5 . В богадельне (так называемой старой больнице) был Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Главный вход в него был со стороны канавки, а с севера и с юга были двери в жилые коридоры. В две келии, примыкавшие к алтарю, выходили даже окна, так что больные старушки могли молиться прямо у себя в келиях. В этом храме и совершалась в 1927 году, на Воздвиженье, последняя всенощная, когда произошло прощание сестер. 6 . В игуменском корпусе был домовый храм равноапостольной Марии Магдалины. В нем Государь Николай Александрович просил отслужить ему обедню. Причем просил дать ему такого священника, который бы совершил службу неспешно и благоговейно, но за один час. Мать-игумения назначила о. Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба о. Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал этого священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. По рассказам, когда о. Петр вошел к Государю, то было растерялся, упал ему в ноги, но Помазанник Божий поднял его, посадил рядом с собой и, обращаясь к товарищу обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви», – и с этими словами возложил на него крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Особенно это общение полезно пастырям. Узнав поближе отверженных миром людей, пастырь поймет, что, в сущности, эти люди гораздо ближе к Христу, чем он, потому что грешники, сознавая свое падение, любят Господа, прощающего и милующего их. Православие – религия жалости и смирения, жалеть надо грешников и сознавать свои грехи. А это чувство дается при соприкосновении с миром отверженных и убогих» . Жалость и милость, простота отношений, понимание человеческих слабостей и недостатков, кондовая церковность, воспитанная в русской глубинке – вот та среда, в которой формировалась личность отрока и юноши Александра. Будучи уже в зрелом возрасте, он писал, что все «доброе, способное… умилить и расторгать… душу, идет непременно из далекого детства и связывается с впечатлениями религиозными и церковными, привязывается как-то неизбежно к молитве матери, то к лику иконы с мерцающей лампадой, то к службе церковной. Так Церковь с ее обиходом жизни влияет еще на чистую детскую душу и налагает на нее ту печать, которую не в силах стереть время» . В 1896 г. Александр Васильевич окончил Костромскую духовную семинарию, обучаясь в которой, он почти ежедневно видел перед собой пример истинного пастыря-проповедника, богослова, признанного церковного учителя и духовного отца – епископа Виссариона (Нечаева, +1905), человека неутомимого духовного горения и мужества. В 1900 г. Александр завершил учебу в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия. В том же году он принял монашеский постриг с именем Федора (в честь великомученика Федора Стратилата). Постриг совершил ректор Казанской академии епископ Антоний (Храповицкий), который вместе со схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым), настоятелем Казанской Седмиезерной пустыни, оказал огромное влияние на духовное становление будущего архиепископа. По окончании академии он был оставлен при ней профессорским стипендиатом. В 1901 г. он направляется на преподавательскую работу в Калужскую духовную семинарию. С 1902 г. назначен инспектором Казанской духовной семинарии, в 1904 г.

http://bogoslov.ru/article/4468270

В этом же году было совершено праздничное богослужение иконы Божией Матери, именуемой " Казанская " . С 1996 года Китаевская пустынь является самостоятельным монастырём. За короткое время обитель стала известна многим. В настоящее время Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь - известное место паломничества православного мира. Ввиду достаточной удалённости пустыни от города, пещеры Китаевской горы редко посещают - это позволяет сохранять их древний облик почти без изменений. А сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Монастырские богослужения происходят в храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря - частицы мощей святых апостолов и других святых, а также список с иконы Божией Матери " Ватопедская " , другое название её - " Закланная " и др. святыни. http://angela.org.ua/ Первые упоминания монастыря на Китай-горе относятся к XII веку, но, только, начиная с XVIII века, когда в 1767г. был построен храм в честь Пресвятой Троицы, монастырь начинает приобретать те черты, которые мы видим сейчас. После Октябрьской революции монастырь разделил судьбу многих храмов и обителей нашей Церкви - в 1933г. он был закрыт и частично разрушен. В 1990г. храм в честь Пресвятой Троицы был передан Церкви и при нем организован приход. Возрождение монастыря в Китаево началось в 1993году и связано с первым настоятелем схиархимандритом Феофилом (Россохой) (†1996). Монастырь постепенно благоустраивался: были восстановлены братские келии, храм в честь святых 12 Апостолов, частично была упорядочена территория монастыря. В 2009г. Свято-Троицкая церковь, которая исторически являлась главным храмом обители, была возвращена монастырю, а существовавший ранее при храме приход был упразднен. Намесником Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря является священноархимандрит Прохор (Костюченко). В монастыре находятся такие святыни: - частицы мощей святых Апостолов и других святых, - мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого, - список с чудотворнной иконы Божией Матери " Ватопедская " ( " Закланная " ), - у северной части алтаря Свято-Троицкого храма, под спудом, почивают мощи преподобной Досифеи. администрация сайта Китаевского Свято-Троицкого монастыря. www.kitaevo.kiev.ua Китаевская пустынь, в 9 верстах от Киева, в 2 верстах от Днепра, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII веке князем Андреем Боголюбским. В XVII веке был отшельнический скит, а в 1775 году князь Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя преподобного Сергия и кельи. Ныне здесь существует трехпредельная каменная церковь во имя Святой Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служит кладбищем для лаврской братии. Здесь находится могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением.

http://sobory.ru/article/?object=06709

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010