Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г В К. восстановлена церковная жизнь. В обоих храмах XVI в. (ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове и ц. в честь Вознесения Господня), закрытых в 20-х гг. XX в., но сохранявшихся в качестве памятников старины, возобновилось богослужение. РПЦ возвращена трапезная ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой освящен алтарь (древнейшая часть сохр. музейные функции). Церковь в честь Вознесения Господня (с 1994 памятник архитектуры ЮНЕСКО) получила статус Патриаршего подворья. Богослужение в ц. Казанской иконы Божией Матери (1649-1653) в советское время не прекращалось. Колокольня была построена ок. сер. XVI в., возможно на месте звонницы перед юж. крыльцом ц. Вознесения Господня. В 1640 г. на нее был повешен благовестный колокол, отлитый мастером Даниилом Матвеевым. Ее переоборудование и освящение в ней престола во имя вмч. Георгия Победоносца произошли в 1678 г., в нач. 40-х гг. XIX в. нек-рые каменные и деревянные стены разобрали частично с фундаментами, с запада пристроили кирпичную трапезную, внутри нижнего яруса столпа был устроен свод. Под рук. Барановского с 20-х гг. XX в. были разобраны поздние пристройки, после реставрации 1966-1967 гг. храм приобрел древний облик. В плане колокольня представляет собой круглую 2-ярусную башню, перекрытую купольным сводом и увенчанную малой главкой, в декоре варьируются большой и малый ордеры, круглые формы кокошников разного размера. Дворцовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и свт. Аверкия Иерапольского была выстроена на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения и соединялась с дворцовыми покоями переходом, разобранным, как и дворец, в 1767 г.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Недалеко от Калужских ворот Земляного города, на Якиманке, была построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Улицу в то время называли «улица Большая к Калужским воротам», но чаще Якиманкой, по стоящей в начале ее церкви святых Иоакима и Анны. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 г. и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 г. к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е гг. строится каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Антиминс на церковь был выдан 30 сентября 1694 г. Изображений здания храма того времени до нас не дошло. По-видимому, это была типичная посадская церковь, как и многие в Замоскворечье, – главный храм был кубический, трапезная с двумя приделами и шатровая колокольня на западном фасаде. Только стройная шатровая колокольня, выходившая на красную линию улицы Якиманки, достояла до 1929 г., когда и была снесена. В 1778 г. в Казанском храме устраивается еще один придел во имя святого Иоанна Воина, который в 1814 г. переосвятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Церковь чаще всего называлась Казанской, что на Житном дворе. Это название появилось в начале XVIII века, когда на пустующие окрестности перевели из Московского Кремля Житный двор. В XVII веке царское хранилище жита (запасов зерна) находилось в Кремле между Троицкими и Никольскими воротами. В 1701 г. случился пожар, постройки кремлевского Житного двора сгорели. По приказу царя Петра I на этом месте начали строить арсенал. Для хранения зерна нашли пустующее место в Замоскворечье, рядом с городскими укреплениями между Калужскими и Серпуховскими воротами. Там построили двенадцать амбаров-житниц, по границе с которыми прошла Житная улица.

http://sobory.ru/article/?object=34814

Данные этой описи заставляют думать, что в пожар 1630 г. сгорела не только каменная церковь Николы Можайского, но и бывшая при ней теплая Георгиевская церковь. Описываемая Бартеневым церковь уже новой постройки; в память же о прежней церкви новый храмоздатель устроил только придел того же имени. Этой описью заканчиваются также и письменные свидетельства о Никольской церкви. Дальнейшая ее история восстанавливается уже только преданием. По преданию, каменная церковь Николы Можайского после пожара 1630 г. была восстановлена храмоздателем купцом Веневитиновым. Каком году было это восстановление, не известно. При этом, надо думать, первоначальный вид церкви изменен и она перестроена по типу каменных церквей г. Мурома, появившихся около того же времени, например, Вознесенской, Георгиевской. Новопростроенная церковь была впоследствии освящена уже в честь Казанской иконы Божией Матери. (Примечание: Это переименование Никольской церкви в Казанскую произошло не ранее конца XVIII столетия. Основанием для такого мнения служит отметка в окладных книгах 1676 г.: " Церковь Нерукотвореннаго Спаса да церковь Николая Чудотворца Можайского. А тое церкви Николая Чудотворца приход приписан к церкви Спаса Нерукотвореннаго образа потому, что та церковь построена близ тое церкви " . Очевидно, в это время церковь не была еще переименована. Не именуется церковь Казанской и в описи г. Мурома 1760 года). С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь Николая Чудотворца Можайского. По преданию, он стоит на месте храма того же имени, построенного царем Иваном Васильевичем. О времени постройки того храма также не сохранилось сведений. Известно только, что в 1820-25 гг. этот храм был распространен на средства помещика А. И. Гейциг. С северной стороны к Казанской церкви примыкает холодный Спасский придел, сообщающийся с ней тремя арками. Придел этот устроен в последней четверти XVIII столетия на средства помещика Ив. Ник. Гейциг, отца вышеупомянутого храмоздателя. К западной стене Казанской церкви примыкает колокольня с шатровым верхом. Время постройки ее не известно, но над входом в колокольню высечен 1788 г. Может быть, это год ее построения, хотя, судя по своей архитектуре она скорее подходит к XVII веку.

http://sobory.ru/article/?object=35995

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Итак, церковь в честь иконы Казанской Божией Матери построена в 1908 г. Исследователи неоднократно отмечали, что художники этого времени обращались к национальному наследию, к формам древнерусского зодчества, что и стало одной из отличительных черт русского модерна. В тот период А.В. Щусев, В.А. Покровский, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, С.И. Вашков проектировали храмы в традициях старорусской архитектуры. В русле этого направления работал и Н.К. Рерих. Художник принимал участие в декоративных работах храмов на Пороховых заводах под Шлиссельбургом, в Пархомовке. Он – автор мозаики «Спас Нерукотворный» над входом церкви Святого Духа в Талашкине, выполненной В.А. Фроловым. Рерих был захвачен идеей синтеза разных искусств, воплощённой в монументальных формах. Стремление создать архитектурный образ, не повторяющий буквально памятники московско-новгородской школы, но «внутренне связанный с оригиналом», могло осуществиться при свободном владении историческим материалом. Образованность перечисленных архитекторов и художников не подлежит сомнению: безусловное подтверждение этому – их творения, включая и теоретические работы. Важным, на наш взгляд, является тот факт, что в архитектурный облик Казанской церкви очень органично вписался иконостас Рериха. Так кто же был архитектором этого храма? В анкетном листе «по приёмке имущества ликвидированной церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря г. Перми» мы читаем: «Здание храма каменное, сооружённое в 1908 году в стиле древне-новгородских церквей, на месте первого монастырского деревянного храма, сооружённого в 1873 году и за ветхостью разобранного... На северной стороне храма в особой нише под звонницей помещается большого размера икона майоликовая «Нерукотворный Спас с избранными святыми»; по-видимому, изображены святые, имена коих носили создатели храма Каменские. Другая икона находится на восточной (алтарной) стене храма, также в особой нише, большого размера – «Казанской Божией Матери». Обе иконы исполнены под древне-новгородское письмо... Внутри стенной росписи не имеется... Иконостас деревянный, обшитый бронзовой золотистой басмой, одноярусный. Размером: ширина 9 аршин 14 вершков и 4 аршина 4 вершка высоты. Исполнен в стиле древне-новгородских церквей по проекту московского художника С.И. Вашкова... Все иконы в иконостасе написаны в древнехристианском духе особым своеобразным декоративным способом известным художником Рерихом и имеют высокохудожественную ценность».

http://sobory.ru/article/?object=05824

Древний Донской образ Пресвятой Богородицы стилистически связан с моравской школой иконописи, испытавшей влияние иконописцев Константинополя, Салоник, Афона. Местночтимые иконы Божией Матери Донской находятся в московских храмах: в Богоявленском патриаршем соборе, в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре, в храме во имя Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в храме Положения ризы Господней, что на Донской улице, в других храмах. Малый собор Донского монастыря Святые иконы, хранящиеся в малом Донском соборе в Донском монастыре и в храме Ризоположения, отличаются интересной особенностью: как и на Почаевской (поясной) иконе, Божия Матерь здесь изображена держащей в левой руке плат. «В шуйце держйши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет». В день празднования Донской иконе Божией Матери, 19 августа/1 сентября, поется «Акафист Пресвятей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея Донския» с припевом: «Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая». В некоторых рукописных акафистах припев: «Радуйся, Владычице Милостивая, града Москвы и страны нашея Скорая Заступнице». Неоднократно спасала Божия Матерь народ и страну нашу от тяжких бедствий и от иноземных нашествий через святыя Ее иконы, в ряду которых «Знамение», Владимирская, Смоленская, Казанская, Донская с давних пор почитаются заступницами Отечества. Воспевая перед Донским образом Божию Матерь и вознося Ей присное благодарение за избавление от иноплеменников, Святая Церковь Русская не устает обращаться к Владычице Небесной с теплою молитвой и о даровании мира во всем мире: «Благоволи в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирного заступления пред Владыкою всех, Его же воинства Небесная славят, поюще Ему: Пресвятая Богородице, мир весь и землю Русскую сохраняй во веки! Примечание: Из «Акафиста Пресвятей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея Донския». – «Православный церковный календарь», 1981 г. Издание Московской Патриархии.

http://sedmitza.ru/text/403020.html

Не новость, что купцы городов и весей российских были устроителями и попечителями православных храмов. В Перми благотворительной деятельностью славились братья Фёдор Козьмич (1802–1883) и Григорий Козьмич (1814–1893) Каменские – купцы 1-й гильдии. Именно их стараниями создан в Перми Успенский женский монастырь – открыт в 1882 году. Успенская женская община была утверждена Государем Императором в 1875 году. Для этого они в 1872 году приобрели землю «до двух десятин пространством», дачу с лесом и постройками у великобританского подданного Э. Тета. Тогда же они приступили к устройству домовой церкви, для чего в одном из имеющихся домов пристроили с восточной стороны алтарь на каменном фундаменте, с западной – двухэтажную полукаменную постройку с кельями. В этой церкви поставлен был двухъярусный иконостас, «украшенный высокою резьбою, вызолоченною на полимент... Все иконы, которых в нижнем ярусе было 6, кроме Царских врат, а в верхнем – 7, круглых, писаны по золотому чеканному полю». Выполнил иконостас пермский цеховой мастер П.Д. Баталов. Настоятелем «к новоустроенной при общине домовой церкви... определён Пермского уезда Юговского Христорождественского собора протоиерей Григорий Остроумов», а освящен храм в честь иконы Казанской Божией Матери в день Покрова, 1 октября 1873 года. На территории общины возведён каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящён в 1878 г.); под сводами его устроен нижний Печерский храм – родовой склеп, где впоследствии были захоронены оба брата Каменские. В 1882 году Пермская Успенская женская община переименована в Пермский Успенский женский общежительный монастырь. Собор, как и другие здания ансамбля, разрушен в 30-е годы нашего века. Целой осталась церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (уже каменная), построенная в 1908 году усилиями Ивана Григорьевича Каменского (1857–1910). И.Г. Каменский окончил с золотой медалью Московскую академию коммерческих наук, а затем Боннский университет, где защитил диссертацию и получил степени доктора философии и химии. Он был знатоком и коллекционером отечественного искусства, собирал произведения живописи, среди которых были и три работы Н.К. Рериха. Именно И.Г. Каменский заказал Рериху иконостас для своей фамильной церкви. Он был знаком не только с Н.К. Рерихом, но и с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, и, возможно, поэтому появились мнения о том, что майоликовые панно на северной и восточной стенах выполнены одним из названных художников.

http://sobory.ru/article/?object=05824

В первой половине XIX века прихожанами было решено построить вместо обветшавшей церкви новую каменную, о чём иереем Иваном Бутеевым и крестьянином Семёном Савельевым было отправлено прошение во Владимирскую духовную консисторию. 26 июня 1815 года епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт подписал прошение на возведение каменной церкви, каковую взялся выстроить каменщик Герасим Никифоров из гороховецкого села Никулино. 8 июля 1816 года была заложена новая церковь, завершённая спустя два года (строительство обошлось в 4500 рублей). Однако, освящение храма об одной главе, с колокольней, увенчанной высоким шпилем (ярким примером веяний храмовой архитектуры первой половины XIX столетия), состоялось лишь в 1821 году – 29 июня. Главный престол остался в прежнее наименование – в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельный в тёплой церкви освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет акиншинскую церковь окружила каменная ограда, а в 1855 году её стены были украшены " священной живописью " . Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря находится в 5-ти километрах на юго-запад от посёлка Мстёра. Рядом несёт свои воды речка Тара. От бывшего когда-то здесь села Акиншино-Богородское (имение князей Ромодановских) до недавнего времени оставались лишь название да полуразрушенный храм в честь иконы Казанской Божией матери. В 2003 году на этой земле, овеянной древними традициями и легендами, открывается Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря, первым скитоначальником назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук). Братией и трудниками скита построены жилые помещения, трапезная, мастерская, баня, смотровая площадка. Произведена реставрация и освящение храма. У подножия холма восстановлен источник Казанской Божией Матери и купальня. Материал из буклета: " Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь " Церковь Казанской иконы Божией Матери Первая церковь в Акиншине была построена в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли по 30 чети въ поле, перелогу 10 четей». К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья, Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. Патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистой Богородицы (здесь не сказано«Казанская») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо неё, с благословения епископа Суздальского Иоакима, была построена новая деревянная церковь также в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Во время поновления храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где почивают преподобные, одна сестра, идя вечером, увидела двух монахинь у решетки против алтаря, где во времена нашествия французов складывали тела убиенных. Они спросили проходящую: «Когда будет готова церковь? Нам уже надоело шататься». Та ответила, что не знает, но предполагает, что скоро. После этого монахини стали невидимы. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была сооружена в 1887 году усердием московской купчихи А.А. Смирновой, которая, находясь в преклонных летах и памятуя о приближающейся смерти, не могла решить, как распорядиться своими средствами. Было у нее желание еще при жизни поместить свой капитал на какое-нибудь доброе дело, так, чтобы он принес пользу и по ее смерти. И вот однажды видит она во сне, что пришел к ней в полном облачении святитель Алексий, благословил ее и спросил, где у нее деньги. Она вынесла шкатулку с деньгами и подала святителю; он взял шкатулку, вторично ее благословил и сказал, что деньги он возьмет на обновление ветхого храма, и с этими словами пошел от нее по дороге к Зачатьевскому монастырю. По пробуждении своем госпожа Смирнова приняла этот сон за ответ на свой вопрос о вложении капитала. Помолясь Богу, она отправилась к игумении Зачатьевского монастыря Валентине, рассказала свое видение и попросила принять деньги на нужды обители. Действительно, в это время старинный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина», где почивали игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, пришел в ветхость. Игумения Валентина, с благодарностью приняв дар, с усердием начала возводить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, соединив ее с собором двумя открытыми арками. В Зачатьевском монастыре необходимо было приступить к ремонту теплой церкви. В то время обителью управляла смиренная и богобоязненная игумения Калерия, которая очень скорбела о том, что у нее нет для этой цели средств. В своем горе она отслужила панихиду по преподобным, усердно моля: «Вам, преподобные, вверяю сие дело, помогите мне в моей скорби». А вечером, молясь в своей келье перед иконой Божией Матери, взывала: «Владычица, утешь же меня хоть чем-нибудь завтра». Молитвы настоятельницы были услышаны, так как на следующий день явилась незнакомая особа и вручила полтораста рублей серебром. Таким образом сказалась милость Владычицы и скорая помощь преподобных. Кроме того, некоторые, приходя ночью осматривать церковные постройки, видели въявь игумению Иулианию и монахиню Евпраксию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

В приходе существуют земские народные школы: в селе – с 1885 года, в дер. Харитонове – с 1893 года и в дер. Пустоши – вышеописанная Преображенская церковь -школа с 1895 года. Богородское-Чечкино Село Богородское-Чечкино, при колодцах, находится от уездного города в 20 верст., а от губернского в 140 верст. До тридцатых годов XVIII столетия Чечкино было сельцом; в 1730 году владелец Чечкина, князь Иван Алексеевич Урусов основал в нем церковь , которая была освящена в честь Владимирской Иконы Божией Матери 13 ; с этого времени бывшее сельцо стало именоваться селом Богородским-Чечкиным. Новопостроенная кн. Урусовым церковь стояла в селе до конца столетия; а в 1797 году усердием прихожан сооружена новая каменная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь без особенных изменений существует до настоящего времени. Престол в церкви один, – холодный. Колокольня при церкви каменная же. В 1862 году отдельно от холодной церкви прихожане своими средствами построили теплую каменную пятиглавую церковь . Престолов в ней три: главный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1862 г.) и придельные: в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1865 г.) и в честь Зачатия Иоанна Предтечи (освящен в 1872 г.). Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: а) старинная икона Владимирской Божией Матери в дорогой сребропозлащенной ризе, украшенной жемчугом, пожертвованная в церковь основателем ее, кн. И. А. Урусовым; б) напрестольный крест, пожертвованный кн. Урусовым; в сем кресте хранились до тридцатых годов настоящего столетия частицы Св. мощей угодников Божиих: 1) Св. ап. Тита, 2) Св. Василия Великого , 8) Св. равноап. кн. Владимира, 4) Св. благоверного кн. Михаила Черниговского, 5) Св. муч. архидиакона Лаврентия, 6) Св. Андрея Стратилата, 7) Св. Феодора Стратилата, 8) Св. муч. Христофора, 9) Св. равноап. Феклы, 10) Св. преподобномученицы Пелагеи и 11) Св. праведные Анны; но в означенное время сии частицы Св. мощей из обветшавшего уже креста изъяты были и вложены в нарочито для них устроенную икону; в) богослужебные сосуды, пожертвованные в церковь в 1785 году тем же кн. Урусовым; на потире имеется следующая надпись: «сии сосуды построены в церковь образа Владимерския Богородицы обещанием Князя Иоанна Алексеевич а Урусова для моления о здравии и поминовении души родителей ево в Суждальскую ево вотчину в село Богородское 1735 года, м-ца Августа 30 дня»; е) два евангелия, из коих одно печати 1656 года, а другое – печати 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010