Надо отметить, что в конце XIX столетия благочинным третьего Новосельского округа Муромского уезда был потомственный дворянин священник Гавриил Алексеевич Валединский, затем его в 1898 году сменил Павел Смирнов. Это подтверждается церковными метрическими книгами, сохранившимися до наших дней (Вачский районный архив Загса). В 1896-1917 гг. священником Новосельской церкви был Иван Иванович Покровский (зять Гавриила Валединского), псаломщиками: Гаврила Покровский, Николай Левитский дьяконами: Евгений Преображенский, Григорий Знаменский. В 30-х годах прошлого века началось разрушение храма, растаскивание церковной утвари, икон. В бывшем здании храма размещался склад. После проведения капитального ремонта там был обустроен сельский клуб. В 30-х годах прошлого столетия в Новосельском приходе служил священник Мраморов Михаил Иванович, которого арестовали 2.11.1937 года и в этом же году 2 декабря его расстреляли.  Двенадцатого сентября 2012 года для новосельцев и жителей района произошло знаменательное событие, связанное с тем, что в храме Казанской иконы Божией матери Владыка Варнава - епископ Выксунский и Павловский совершил Великое освящение престола в служении всего духовенства благочиния. Было совершено богослужение, крестный ход, окропление святой водой помещения, затем отслужили праздничную литургию. В храме новая утварь, установлены престол и высокий иконостас. Пол там с зеркальным блеском. Вокруг храма смонтирована кованая изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой. Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010 г. 12 сентября 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в селе Новоселки Вачского района чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в конце двадцатых годов прошлого века, после чего в нем располагался сельский клуб.

http://sobory.ru/article/?object=22340

Приходъ состоитъ изъ села Верхозерья и деревень: Старинокъ (1 вер.от церкви), Малитинки (2 вер.) и Усада (1 вер.), въкоихъ по клировымъ ведомостямъ числится 1,288 душъ муж. пола и 1,415 женскаго. Въ приходъ имеются две земскихъ народныхъ школы: въ селе Верхозерье съ 1872 года и въ дер. Усадъ съ 1888 года; учащихся въ 1896 году въ обеихъ школахъ было 76. http://hram-kazanskoy.ru/ Особую архитектурную ценность представляет храм как памятник русского зодчества. Исследователи православной архитектуры отмечают уникальное сочетание каменно-кирпичной кладки в основании храма с традиционными русскими деревянными постройками в его верхней части. Этапы работ по восстановлению храма С 2010 по 2014 г.г. проведена расчистка заброшенного храма (закрыт в 1938 г., за последние годы обрушились крыша и купола). В 2012 г. в правом притворе сделаны полы и крыша, сооружена временная винтовая лестница в колокольню. В 2014 г. на праздник в честь Иконы Казанской Божией Матери снят последний сохранившийся и покосившийся купол на колокольне. Получена официальная верительная грамота от Епархии с благословлением на восстановление храма. В 2015 г. в левом притворе сделаны деревянные полы, в самом храме настелено временное покрытие для пола, оконные проемы закрыты изготовленными баннерами, что было необходимо для проведения служб. На Пасху проведена первая служба за времена современной России. В 2016 г. изготовлены колокола, подняты и установлены на колокольне на временном каркасе. Храм обрёл голос и впервые за 80 лет колокольный звон разнесся по округе. Проведено оформление земли и храма в собственность, запущен сайт и произведён лазерный замер всего храма для дальнейших проектных работ. В 2017 г. разработан эскиз проекта восстановления балок, перекрытий, кровли, куполов. Храм электрифицирован, установлены пластиковые окна в притворах, запущен способ пожертвования на строительство храма - именной кирпич. Колокола установлены на постоянное место на колокольне , изготовлен и смонтирован стационарный помост звонаря. Сделан помост для колясочников: на данный момент техническое оснащение восстанавливаемого храма представляет особую ценность и обеспечивает возможность доступной среды для инвалидов-колясочников. В этом отношении на данный момент храм Казанской Иконы Божией Матери является единственным в своем роде во всей Владимирской области. Также в 2017 г. проведены предпроектные работы по восстановлению источника и купели.

http://sobory.ru/article/?object=04484

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В Казанском монастыре было два храма – летний рубленный деревянный, где находился чудотворный образ Казанской иконы и тёплый с трапезной в честь святого апостола Иоанна Богослова. Тут же колокольня шатровая рубленная. На ней было 7 колоколов благовестных 20-ти пудов, другой – 70-ти пудов. В нескольких кельях жили основатель монастыря иеромонах Авраамий и 6 братьев. Каменная Казанская церковь построена в 1753 г., а Рождественская – в 1822 г. (каменная). Эти церкви-красавицы дошли до наших дней, только Рождественская была разрушена в 30-40-х г.г. ХХ века (колокольня стояла до 50-х), а Казанская стоит и сейчас. Церковь трёхпрестольная, кроме основного Казанского - левый придел в честь Святителя Иоанна Златоуста, а правый - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прихожанами Казанской церкви были, в основном, жители деревни Головково. По данным 1904 г., в приходе церкви было 325 мужчин и 355 женщин, это около 700 человек. По календарю Нижегородской епархии, изданном в 1887 г. по благословению преосвященнейшего епископа Модеста, мы узнаём, что в это время (конец XIX в.) служил в Казанской церкви священник Дмитрий Соколов, диакон Михаил Щеглов, псаломщик А. С. Прозоровский. Сохранились сведения о том, что в 80-е г.г. XIX в. при Казанской церкви была построена церковно-приходская школа. Инициатива строения принадлежала священнику Василию Алексеевичу Кармазинскому. Школа открылась в ноябре 1885 г. по почину и на средства крестьянина-предпринимателя Д. И. Тяжёлова. Были перечислены некоторые средства от Макарьевского уездного земства, но основная забота о строительных материалах опять легла на Тяжёлова. Торжественное освящение школьного здания состоялось 4 октября 1898 г. Началось оно литургией в Казанской церкви. На торжество прибыли и земские начальники – Николай Павлович Шан Гирей (известно, что он являлся троюродным братом М. Ю. Лермонтова, был участником обороны Севастополя и освобождения Болгарии), Н. П. Веселитский, уездный исправник А. К. Болдырев и статский советник Николай Евграфович Стогов и др.

http://sobory.ru/article/?object=07828

К концу XVIII века в Плесце было задумано выстроить каменную церковь. К тому времени в ковровском крае уже стояло или строилось около 20 каменных храмов – совсем немного среди общего числа церквей. Было получено разрешение на возведение от епархиального начальства, в 1791 году был заложен первый кирпич, а в 1798 году каменный храм с холодной церковью, тёплым приделом и оградой был построен. Шатровую колокольню увенчала маленькая маковка, а на холодной церкви их было пять. Навес паперти, примыкающей к колокольне удерживали два массивных каменных столба. Главный престол новой церкви освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освятили в честь святых апостолов Петра и Павла и в память о первой сельской церквушке – в честь святителя и чудотворца Николая. В конце XIX века ричт церкви состоял из двух священников, двух псаломщиков и диакона. От довольно большого прихода из 11 деревень, которые «находятся не далее 5 вёрст; препятствий к сообщению с ними не имеется», плесецкие священнослужители получали за одни только требоисправления до 1120 рублей в год, а вместе со сбором хлебом и доходом от земли выходило до 1480 рублей. В приходе тогда проживало в 389 дворах 1500 мужского и 1655 женского пола душ и 13 раскольников. Дома священнослужителей стояли на земле, принадлежащей церкви. Также Казанскому храму принадлежали деревянный амбар с погребом и четыре каменные невходные часовенки в приходских деревнях. Интересно, что долгое время в Плесце служили представители одного рода. Родоначальником его стал уже упоминавшийся выше составитель описи трёх плесецких храмов священник Ермолай Евдокимов. Ко времени описания храмов 1702 года он уже более 20 лет священствовал в тогдашней Никольской церкви. В 1727 году, прослужив почти 50 лет, о. Ермолай удалился в Михайлову пустынь (тогда ещё Владимирского уезда), где был пострижен в иеромонахи. На посту настоятеля в селе Плесец его сменил сын Михаил. Внуки, правнуки и праправнуки Ермолая Евдокимова служили в плесецком храме вплоть до середины XIX века. Потомки многочисленного рода служили в других уездах Владимирской епархии и даже далеко за её пределами диаконами и священниками. Были и такие, кто покидал духовное сословие и выходил «в светское ведомство». Например, в 1830 году доктор медицины и профессор Владимирской духовной семинарии Митрофан Иванович Алякринский получил потомственное дворянство вместе с орденом св. Владимира IV степени (медик от Бога, щедрый и отзывчивый, предпочтя карьере в столице работу во Владимире, он завоевал истинную любовь всех слоёв населения тогдашнего губернского центра).

http://sobory.ru/article/?object=03515

В храме устроены три придела: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери; южный — во имя святителя Николая Чудотворца; северный (в подклете) — во имя преподобных Серафима Саровского и Алексия, человека Божия. Первый дубовый резной двухъярусный иконостас был устроен по рисункам М. В. Красовского. В 1922 году он был перенесён в Никольский придел. Иконы на Царских вратах, а также образа Спасителя и Божьей Матери исполнены в стиле открытого греческого письма. Центральный деревянный иконостас из морёного дуба был перевезён в 1922 году из церкви святителя Николая Чудотворца при Доме призрения малолетних детей сирот в память Николая и Елены Брусницыных на Косой линии. Оттуда же перенесены клиросы и большие иконы в киотах. Также из Никольского храма две картины Н. А. Кошелева, написанные им в 1898 году: «Божия Матерь — Всех скорбящих Радость» и «Благословение детей». Престол кипарисный на дубовой основе с мраморной отделкой был подарен к освящению храма А. А. Кузнецовым и М. М. Игнатьевым. При освящении П. И. Летуновским было пожертвовано двухъярусное бронзовое паникадило на 28 свечей с хрустальными цепями. После освящения в храме находилась икона Воскресения Христова с частицей камня Гроба Господня, присланная патриархом Иерусалимским Дамианом. У правого клироса центрального придела в киоте-поставце находится Казанская икона Божией Матери — родовой образ семьи Муравьёвых, из которой происходил преподобный Серафим Вырицкий. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время на храмовой территории располагаются: часовня, родник, трапезная, церковные лавки и небольшое кладбище. В 2001 году над могилой преподобного Серафима Вырицкого по проекту С. А. Павлова была выстроена деревянная часовня клетского типа. В часовне рядом с преподобных могила его бывшей до монашества супруги — схимонахини Серафимы (Муравьёвой) (1872—1945). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

В период расцвета монастыря, в конце XIX века в его штате числились до 500 монахинь, не считая послушниц. Её посещали члены Императорской фамилии. У обители имелись свои сенокосы, угодья, пасека, сады. В монастыре так же писались иконы, был организован приют для девочек сирот. На начало ХХ века тут было построено 14 жилых корпусов, имелась своя мельница, об­ширный скотный двор и служебные постройки. И конечно храмы, которых было пять. Помимо двух названных, это освященный в 1880 году  великолепный Казанский собор, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским. По мнению специалистов – это один из красивейших храмов  России, где и хранилась явленная на источнике святыня. Так же имелся больничный храм пророка Ильи и вмч. Пантелеимона и домовая церковь в честь иконы Божией Матери Боголюбской с двумя приделами: святого Григория - просветителя Армении и Всех Святых. Уже после прославления в лике святых Кронштадтского пастыря, в старом игуменском корпусе был освящен шестой храм - в его честь. Военно-революционный парадокс После октябрьского переворота, монастырь не избежал разорения и поругания святынь, хотя его насельницы демонстрировали лояльность новой власти. Так, весной 1919 года, когда в городе начался голод,  монахини передали продовольственному комитету города 200 пудов квашеной капусты и 75 пудов муки, чем спасли многих горожан от смерти. В фонд помощи голодающим в 1922 году Казан­ский монастырь передал  658 тысяч рублей. Однако, это не спасло его от окончательного закрытия. Сначала там устроили  детскую коммуну, а с сентября 1922 года на территории монастыря разместилась воинская часть и монахинь просто выставили за ворота.  Новые «хозяева» вели себя, как варвары. Великолепный Казанский собор со снятыми куполами и крестами сначала использовали под клуб, а потом во­обще превратили в мусоросборник. Храм Андрониковской иконы стал складом. Колокольню Ефремовской церкви исполь­зовали, как водонапорную башню. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. В итоге она была доведена до аварийного состояния. Сады были вырублены, на месте монастырского кладбища устроен плац, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Воинствующее  безбожие торжествовало, но одержать победу, несмотря на все усилия не могло.

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

В 1930 году храм закрыли, мотивировав тем, что в пос. 2 церкви, а " культурных учреждений " не хватает. Верующие люди долго сопротивлялись, но в Людиново пригласили латышских стрелков и они заняли помещение. С начала сбросили с куполов кресты, затем колокола. Старинную икону вырезали из рамы и разорвали на куски. Что стало с иконостасом – неизвестно. Во время войны храм открыли, но службы совершались надолго. Восточная часть храма сгорела и его вновь закрыли. Уже после войны неоднократно перестраивали на «советский лад». В результате получилась типично советская постройка общественного пользования. В таком виде здание и было возвращено церкви в 1999 году. Первое свидетельство о городе Людиново как о населенном пункте содержится в «выписи» из «Брянских писцовых книг» (1595 г.) как упоминание о «Людиновском рубеже». Более подробное описание деревня Людиново на реке Псурке в Батоговской волости Брянского уезда встречается в «Брянских писцовых книгах», датированных 1626 годом. Принадлежала деревня князю Юрию Андреевичу Звенигородскому из «дворцовых сел». В качестве приданного за его дочерью переходит к Шереметьевым, и в придание дочери Шереметьева, вышедшей замуж за графа Бутурлина переходит к их фамилии. В 1750 году статский советник Никита Никитович Демидов покупает в г. Людиново на р. Ломпати у действительного камергера и кавалера Аркадия Ивановича Бутурлина. В том же году принимается решение о строительстве церкви в Людинове. В 1755 г. Н.Н. Демидов выделяет надел из своих владений на содержание своей новопостроенной церкви святых пророков Божиих Илии и Елисея. С 1777 году по образовании г. Жиздры и уезда в составе Калужского наместничества (с 1796 губернии) с. Людиново, в котором было учреждено волостное управление, относится уже к Жиздринскому уезду. В 1802 году Петр Евдокимович Демидов (внук Н.Н. Демидова) чуть севернее старого деревянного храма начал строительство нового каменного трехпрестольного, с каменной колокольней (Рошефор «Опись церковных памятников Калужской губернии» СПб, 1882 г., с. 27). Центральный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) в честь святителя Николая Чудотворца, и южный в память первого деревянного храма – в честь св. пророка Божия Илии. Завершение строительства храма и его освящение произошло в 1820 году уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов – Мальцове Иване Акимовиче.

http://sobory.ru/article/?object=01754

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010