Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. 2. 19 марта 1924 г. Никольским викарным архиереем Великоустюжской и Усть-Вымской епархии был назначен еп. Иерофей (Афонин) . Он прибыл в Никольск в кон. марта, 25 апр. официально вступил в управление викариатством. Архиерей жил в сторожке при кафедральном Сретенском соборе Никольска, активно объезжал приходы Никольского р-на (районное деление Северо-Двинской губ. введено 10 апр. 1924), рукополагал для них священников и диаконов из числа крестьян, принимал в клир епархии освобожденных из-под стражи священнослужителей, боролся с обновленчеством, создал сестричество. В июле 1924 г. еп. Иерофей обратился в Никольский райисполком с просьбой зарегистрировать Никольскую епископскую кафедру. В регистрации было отказано. Вскоре Никольского архиерея обвинили в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти», в окт. 1924 г. началось следствие по этому обвинению. С осени 1924 г. еп. Иерофей временно управлял Великоустюжской епархией в связи с уходом на покой еп. сщмч. Алексия (Бельковского) . Никольский викарий также окормлял приходы Коми (Зырян) автономной обл. В связи с разногласиями с клиром Сретенского собора в кон. 1924 г. архиерей стал служить в никольской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой поселился. Состоявшийся 27 дек. суд над еп. Иерофеем приговорил его к 6 месяцам принудительных работ, замененных штрафом; Никольская кафедра как религиозное объединение решением суда объявлена ликвидированной. Еп. Иерофей обжаловал это решение, 25 февр. 1925 г. оно было отменено Северо-Двинским губ. судом; уголовное дело в отношении архиерея прекращено. Но 1 апр. Северо-Двинский губотдел ОГПУ возобновил следствие в связи с подозрениями в «самовольном» управлении еп.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь был образован 17 июля 2002 года. На проходившем в этот день заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение удовлетворить прошение Епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) о преобразовании Казанского прихода села Чимеево в Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Первое упоминание о селе Чимеево относится к 1681 году. Именно в это время на берегу реки Нияп (приток Тобола) поселился раб Божий по фамилии Чимеев. Он был каторжником, за что отбывал наказание - точно неизвестно, но когда кончился срок приговора, он принял решение остаться в Зауралье. Вскоре после этого к нему стали присоединяться другие люди и со временем образовалось поселение, которому власти присвоили статус слободы. В один светлый и солнечный день дети, игравшие недалеко от реки, увидели, как по ней медленно, стоя вертикально и против течения, плывет большая икона Пресвятой Богородицы. Икона остановилась напротив того места, где играли дети, которые к этому времени уже успели позвать взрослых посмотреть на чудо. С благоговением и молитвами икону достали из реки и торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены. В знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеево и близлежащих сел и деревень пожаловали для иконы ризу, украшенную дорогими камнями. Большой вклад в это дело сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. Его трудами и пожертвованиями было произведено много строительно ремонтных работ в храме и на его территории, на его средства приобреталась различная церковная утварь. В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость, и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к Епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма. Отцом Иаковом Серебренниковым было составлено прошение и отправлено к Владыке. 26 января 1888 года было получено благословение на строительство нового храма в честь явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. 7 мая 1889 года совершилась закладка нового храма, которую совершил благочинный округа отец Александр Елеонский и отец Иаков Серебренников. 21 мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской иконы Божьей Матери. Чин освящения, а также первую Божественную Литургию возглавил благочинный отец Александр Елеонский в сослужении отца Иакова и духовенства соседних приходов. 26 июля 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен отец Василий Соколов.

http://sobory.ru/article/?object=06062

Вместо этой деревянной церкви в 1783-85 (1675-1677) гг. построен существующий ныне каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца, как это видно из надписи на церковной стене: " Лета 7183 начата сия церковь созидатеся во имя Чудотворца Николая и придел Леонтия Ростовскаго при державе Государя царя ... Алексея Михайловича, а совершена сия церковь ... в лето 7185 " . Холодная церковь до настоящего времени сохранила свои архитектурные особенности. Церковь эта с одной главой, утвержденной на глухом фонаре, алтарь одночастный, крыша на четыре ската с подзором, окна в два яруса с теремками, крест на главе с короной в верху. Что касается теплой церкви - трапезы, то она благодаря перестройке утратила свой первоначальный вид. Расширение трапезы, вероятно, произошло в начале настоящего столетия, когда к ней устроены были приделы в память упраздненной Ильинской церкви, приход коей был приписан к Николе - Зарядному (Примечание: В сотной книге г. Мурома 1574 г. упоминается уже церковь во имя пророка Илии... По окладным книгам 1676 г. при Ильинской церкви значится поп Михаил да посадских приходских дворов: двор подьячего и два двора пушкарских. В 1677 г. Ильинскому священнику Митрополитом предоставлено было право служить молебны на судах, которые останавливаются против церкви, ибо его церковь без прихода. За это право был положен оброк по 8 алтын 2 деньги на год/Владимирские Епархиальные Ведомости, 1886 г., часть неофициальная, с. 211/. Из сохранившейся в церковном архиве грамоты, данной в 7195 (1687) г. (?) Митрополитом Рязанским и Муромским Павлом по просьбе посадского человека Авдея Крюкова, видно, что обе вышеименованные церкви к тому времени " обветшали, стены и углы и на них кровля все сгнило и служить в них не мочно " . Митрополит разрешил вместо этих двух церквей построить новую в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. пророка Илии. В 1772 г. с благословения Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, эта церковь была вновь перестроена и освящена в тоже наименование. По духовным росписям 1771 г. при ней значится прихожан 24 двора. В 1811 г. церковь была упразднена, а приход приписан к Николаевскому храму.) По Благословению Преосвященного Ксенофонта в трапезе Никольского храма устроены приделы в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии; придел же в честь Леонтия Ростовского был упразднен.

http://sobory.ru/article/?object=36095

Холодная Покровская церковь построена в 1693 году. Престолов в ней три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах; в честь Покрова Пресвятые Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Теплая Троицкая церковь сооружена в 1817 году тщанием села Иванова крестьянина Осипа Васильева Бандурина с братьями. – Престолов в церкви три: главный – в честь Св. Живоначальной Троицы и придельные: в честь Знамения Божией Матери и в честь Смоленской Божией Матери. Св. иконы, утварь и ризница в церквах богато украшены серебром и золотом. Из св. икон замечательна древняя икона Казанской Божией Матери, украшенная жемчужною ризою с дорогими камнями. Из церковной ризницы по древности и ценности заслуживают особенное внимание: дородоровые ризы, – дар князей Черкасских; дородоровые же ризы, – приложенные купцами Гарелиными и Зубковыми; бархатные ризы, – вклад купца Куваева; серебряной ткани шесть риз и четыре стихаря, – вклад Гарелина и Бакулиной; три ризы с двумя стихарями золотой ткани, – дар братьев Гарелиных; бархатных шесть облачений с четырьмя стихарями, – жертва Кукушкина и Диличенского. В 1882 году к Покровской церкви приписана церковь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Церковь эта построена в 1882 году усердием мещанина Парамона Коленкова из прежде бывшей часовни того же наименования. В 1887 году она старанием церковного старосты, Шуйского мещанина Ивана Немцева, была расширена и вновь освящена. В 1891 году при церкви построена колокольня усердием того же старосты Немцева. В 1898 году в церкви поставлен новый иконостас, стены расписаны священными картинами и сделана духовая печь. В таком виде церковь существует до настоящего времени. Покровскому собору принадлежат два каменные дома, из которых в одном помещается богадельня, а в другом – имеется палатка для хранения церковного имущества, палатка для склада свеч Епархиального завода, помещение для церковных сторожей и отделение для церковной библиотеки. В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1797 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Покровский храмовый комплекс формировался более ста лет: 1765-1774 гг. - возводится каменная Покровская церковь с приделом св. Афанасия, Великого и четырехъярусной колокольней (при священнике Евлампии (Семенове) и протоиерее Алексии (Павлове); 1770-е гг. - сооружается каменная ограда с башнями (при протоиерее Алексии (Павлове); 1846-1847 гг. - завершается колокольня дополнительным 5-м ярусом (при священнике Алексии Максимовиче Синицыне); 1858-1860 гг. - возводится придел Грузинской иконы Божией Матери (при священнике Александре Тимофеевиче Городецком); начало 1860-х гг. - строится каменная сторожка с сараем; 1873-1874 гг. - перестраивается и расширяется южный придел и освящается в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Афанасия Великого (при священнике Стефане Димитриевиче Садикове); 1884 г. - строится новая колокольня в северо-западной части ограды по проекту архитектора П.Ф. Федорова на средства купца П.И. Буракова; 1884-1890 гг. - разбирается первоначальная колокольня (при протоиерее Феодоре Иоанновиче Образцове). Далее церковь обустраивается постоянно. Церковь невелика, с одной увенчанной крестом главой, покрытой шатровой кровлей. Тверские зодчие древнерусские формы слили с новыми, привнесенными с европейским барокко, но упрощенными, без нагромождений и пышности. Отсюда внушительность церкви и одновременно своеобразный уют и праздничность. К главному храму во имя Покрова Пресвятой Богородицы пристроены два придельных: южный - в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия Александрийского, северный - в честь Грузинской иконы Божией Матери. Приделы объединены широкой трапезной частью. Декоративная обработка ее фасадов выдержана в классических традициях. В начале 1930-х годов новая колокольня разбирается (взрывается), сносится большая часть ограды, во время Великой Отечественной войны утрачивается завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями " Облпотребсоюза " , что постепенно привело сооружение в аварийное состояние, а к началу 1980-х годов поставило выдающийся памятник церковного зодчества на грань полного разрушения. С 1987 г. начинаются проектно-реставрационные работы. Восстанавливается ограда с башнями. Храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) передаются в пользование Тверской епархии Русской Православной Церкви в 1992 г., и тогда же совершается первая Божественная литургия во вновь открытой после десятилетий запустения Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери Высоко-преосвященнейшим Виктором, епископом Тверским и Кашинским, с духовенством г. Твери. Официальный статус храма - Архиерейское подворье храм Покрова Божией Матери г. Твери. Наместником подворья назначен протоиерей Павел Сорочинский. Первое время с момента открытия храма служба совершалась в Афанасьевском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=00004

Дальнейших сведений о церкви Липовицкого Погоста до конца XYIII века не имеется. Из сохранившейся  в церкви грамоты, данной в 1797 году епископом Владимирским Виктором на построение каменного храма, видно, что в то время в Липовицком Погосте была «пришедшая в ветхость» деревянная церковь в честь Казанской Пресвятой Богородицы. Через 10 лет, т.е. в 1807 году была устроена трапеза каменного храма. В ней были устроены два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца. Что касается главного храма, то он был отстроен к 1812 году и освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1873 году трапеза храма была разобрана до основания и устроена более обширных размеров. В то же время построена заново и каменная колокольня. Что же касается  главного храма, то он существовал в том же виде, как и построен в начале XIX столетия. Престолов в храме было три: главный - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. великомученика Георгия Победоносца. Церковь внутри богато украшена живописью и св. иконами: на многих иконах дорогие серебряные ризы. Утварь и ризница церковная также очень богатые. Из священных предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1685 года. Причта при церкви положено по штату – три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получалось от службы и требоисправлений, земли пахотной и сенокосной и процентов с причтового капитала около 2700 рублей в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной - 3 десятины 1000 кв. сажен, пахотной удобной - 90 десятин, неудобной - 5 десятин, сенокосной удобной - 102 десятины 338 сажен. Неудобной земли под кустарником - 5 десятин, под церковью и кладбищем - 1 десятина 198 сажен.  Под дорогами - 3 десятины 1350 сажен, под озерами и источниками - 8 десятин 1800 сажени. А всего – 218 десятин 2286 сажен. Кроме того, в Гороховецком уезде за рекой Окой церкви принадлежал земельный участок - 34 десятины 65 сажен, поросшей после пожаров и вырубок редких лесов. Таким образом,  всей земли при церкви 252 десятины 2351 сажен.

http://sobory.ru/article/?object=22343

Настоятели храма: сщмч. Афанасий Докукин (1935 - август 1936): сщмч. Феодор Дорофеев (1936-1937); Владислав Бобиков (11 февраля 2003 - 9 ноября 2007); Леонид Салтыков (с 9 ноября 2007). http://www.starikovo.ru/ В 2002 году церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Стариково была возвращена верующим в очень тяжёлом состоянии и находилась в таком виде ещё в течение 8 лет. Восстановление храма началось в начале 2010-х гг., но основные реставрационные работы проводились с 2012 под руководством архитектора-реставратора, руковдителя проектной мастерской Патриаршего Архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой лавры - Сергея Александровича Гаврилова и окончилась (внешний ремонт) в 2018 году. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы. С сайта: http://museum-taldom.m.o.muzkult.ru/starikovo История Казанской церкви в деревне Иванцево Талдомского городского округа неразрывно связана с соседним селом Веретьево, где до 2012 года находился известный памятник подмосковного деревянного зодчества – храм великомученика Георгия Победоносца. Георгиевская церковь в Веретьево была построена в 1778 году, сохраняя в своем облике черты церковных построек более ранней допетровской эпохи. К середине XIX века кладбищенская церковь уже не могла вместить всех прихожан, поэтому в 1858 году по инициативе жителей села Стариково был возведен новый приходской храм. Главный престол каменной церкви получил посвящение в честь Казанской иконы Божией Матери, а его приделы – во имя великомученика Георгия и святителя Николая Чудотворца. Село Куточ (Кутач, Веретьево, Веретня) на реке Дубне являлось старинной вотчиной Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова. В писцовых книгах 1627 года среди вотчин этой обители упоминается «погост промеж рек Дубны и Пази, а на погосте церковь Христова мученика Георгия деревянная верх шатром, в церкви деисус, двери царские, образы местные, и ризы, и книги и всякое церковное строение мирское…» Точная дата появления Борисоглебского монастыря неизвестна, но по одной из версий, начало его существования может относиться ко второй половине XIIbeka: времени основания подмосковного города Дмитрова.

http://sobory.ru/article/?object=03836

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сарафаново, бывшей вотчине дворян Долгово-Сабуровых - малоизвестный памятник архитектуры XVII века. В какие годы и чьим усердием был создан этот храм? Точная дата возведения храма неизвестна. Есть сведения, что церковь в Сарафанове была освящена при правлении царя Бориса Годунова, около 1600 года. Но так ли это на самом деле? Профессор архитектуры Н. С. Борисов, относит Казанский храм к более позднему времени - 1660-м годам. Действительно, в убранстве доминируют великолепные по рисунку наличники редкой формы " коруна " с тройным " очельем " . Световые проёмы западного и южного фасадов искусно обрамлены филигранными " цепями " . В целом можно усматривать сходство этого ярославского храма с декором Троицкой церкви в Останкине (Москва), построенной во второй половине XVII столетия. Обратясь к более далёким временам, мы узнаем, что ещё в XIII веке в Ярославль из Большой Орды приехал мурза Атун Анданович. Ему очень понравилась Ярославская земля, что и послужило для этого господина принять здесь обряд крещения с именем Бориса и получить небольшой надел. В деревне Сарафаново Борис (Анданович), спустя некоторое время решил заложить деревянный храм. В XVI-XIX вв. Сарафаново было владением старинного дворянского рода Долгово-Сабуровых - потомков крещёного мурзы Бориса (Атуна Андановича). Стоит сказать, что Дологово-Сабуровы после явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579 год), решили построить каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Белоснежная красавица-церковь с пятью чешуйчатыми главками и пристроенной в XIX веке к трапезной трёхъярусной колокольни мало кого могла оставить равнодушным. Звонкий и мелодичный набор колоколов, самый большой из которых весил 150 пудов, придавали храму особое величие и торжественность. В церкви находилось 4 престола: главный, центральный - в честь Казанской иконы Божией Матери; другие - во имя св. пророка Илии, св. праведных Захарии и Елизаветы и св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10875

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

В 1709 г. по благословению Казанского митрополита на средства подполковника Ивана Петровича Обухова и др. помещиков, владевших прилегавшими к Жадовке землями, на роднике была построена новая деревянная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в которую перенесли обретенную икону. В 1711 г. Обухов начал строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери близ родника. Общину при часовне и строящейся Казанской ц. возглавил настоятель сызранского в честь Вознесения Господня мон-ря игум. Михаил. В докладе митр. Тихона указывалось, что «в Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 году по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле и построена в той пустыне церковь Божия... и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена» ( Скала. 2000. С. 6). В 1713 г. Обухов и др. помещики Л. Т. Аристов, С. П. Ребровский, Ф. Воронцов и В. Зимнинский подали царю Петру I челобитную, текст к-рой пересказан в сохранившемся указе Казанской губернской канцелярии симбирскому обер-коменданту И. Бахметьеву от 16 февр. 1714 г.: «...они де, по обещанию своему под церковь Божию и монастырь и на пропитание церковным служителям и монахом дают из своих дач в тех урочищах по осьмидесят сажень земли... чтоб великий государь пожаловал их, велел меж их поместныя земли со всеми угодьи по заручным их челобитным за тем монастырем справить» ( Гуркин. 2005. С. 46-48). По благословенной грамоте, выданной 15 марта того же года митр. Тихоном игум. Михаилу, в обители была возведена холодная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с теплым сев. приделом во имя свт. Тихона Амафунтского (небесного покровителя Казанского митрополита и основателя К. м. старца Тихона). При этом митр. Тихон распорядился, чтобы алтари церкви «были просторны и светлы, с прирубными пятистенными стенами; престолы учинить о четырех столбцах, а запрестольные образы поставить не близ престолов, чтоб во время иерейскаго служения иерею в каждении меж престолов запрестольных образов пройти было свободно» (Там же С. 48-49). В новый храм перенесли явленный Казанский образ и поместили слева от царских врат.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010