На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с XVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый - каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела - Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив (чудом сохранилась лишь единственная фотография храма), саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны... Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь.

http://sobory.ru/article/?object=09606

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены. В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты. После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века. В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведение каменного храма в селе Смольнево близ Киржача Владимирской губернии взамен старой деревянной церкви длилось чуть больше четырёх десятилетий и было завершено примерно к 1780 году. На этом месте начиная с 1715 года стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её построил владелец села генерал-адьютант Семён Андреевич Салтыков. А каменный храм в 1736 году начал строить сын генерала - граф Владимир Семёнович Салтыков (1705-1751). Завершил же внук - Сергей Владимирович (1739-1800). Годы строительства пришлись на период нескольких русских государей, включая двадцатилетнее правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны, воцарившейся на российском престоле в 1741 году. Почему же так затянулось строительство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, размах его был таков, что у Салтыковых не всегда находились деньги для продолжения.

http://sobory.ru/article/?object=06748

«Сегодня Южная столица Казахстана — Алма-Ата — украшается без малого тремя десятками храмов, старинных и новопостроенных. Каждый из них имеет свою историю, каждый по-своему благолепен, архитектурно интересен и, конечно же, значим для духовной жизни мегаполиса. Среди алматинских церквей особое место занимает храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — Казанский собор, расположенный в исторической части города, именуемой Малой станицей. Эта изящная церковь, сияющая множеством куполов и радующая глаз мастерством зодчих, — самый первый храм города Верного, одно из старейших зданий Алма-Аты. Казанский собор, воздвигнутый усердием благочестивых жителей Семиречья, вместе с Церковью и народом пережил времена благоденствия и тяжких испытаний. Он стал безмолвным свидетелем жизни многих поколений людей, под его своды приходил верующий народ, принося к престолу Божию свои скорби и радости.  Три рождения пережил за свою историю Казанский храм: первое — когда был создан благочестивыми семиреченцами в XIX столетии, второе — после возвращения верующим в середине ХХ века, и третье — совсем недавно, в ходе полномасштабной реставрации, с привлечением компетентных исследователей и высококлассных специалистов. Заботой ктиторов, при поддержке благотворителей и неравнодушных людей святыня, пережившая землетрясения и эпоху гонений, обветшавшая за свое долгое существование, была восстановлена и получила новую жизнь. Сооружение водосвятной часовни — это часть большого и значимого проекта по возрождению и обновлению храма. Сегодня Казанский собор становится значимым духовным и культурным центром Алма-Аты, местом притяжения паломников и туристов. Познакомиться со старейшим храмом Южной столицы, увидеть уникальные иконы и чтимые святыни приходят люди разных вероисповеданий и национальностей». С 2021 года в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери по благословению главы Православной Церкви Казахстана, при поддержке фонда «Апостол» осуществляются полномасштабные реставрационные работы. В результате реставрации старейшему храму Южной столицы Казахстана был возвращен исторический облик и архитектурные детали, утраченные в годы гонений на веру. Воссозданию святыни предшествовала большая научная деятельность по поиску и исследованию архивных материалов в Казахстане и России. В результате реставрации были восстановлены четыре купола над центральной частью храма, три паперти (входа) в церковь и создан резной позолоченный иконостас, повторяющий дореволюционный. Профессиональные мастера укрепили стены и своды, отремонтировали полы, укрепили фундамент.

http://patriarchia.ru/db/text/6056645.ht...

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла заступ и стала сама копать в том месте, где указала Матрена. Копали долго, но не нашли искомого. Вскоре к ним присоединились и другие, но успеха в деле не было. Тогда сама Матрена взяла в руки заступ и стала копать в том месте, где в их доме была печь. Выбрав значительное количество земли она нашла заветное сокровище. Все увидели чудесную икону Богородицы «Одигитрии» с предвечным Младенцем завернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не поврежденный, точно икона была только что написана. Радостная весть о чудесной находке быстро облетела весь город. К месту обретения прибыл архиепископ и совершив молебен с крестным ходом перенес икону в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем этой церкви был священник Гермоген, в последствии патриарх всея Руси. По совершению в этом храме молебного пения перед иконой, она торжественно была переправлена с крестным ходом в Благовещенский собор. На пути следования этой иконы от чудного образа Богоматери было явлено первое чудо исцеления слепца Иосифа. Так начались бесчисленные чудотворения от этой дивной иконы. В последующие времена было отмечено, что от «Казанской» иконы Богородицы особо много исцелений подается людям, страдающим глазными болезнями. Это преимущественное исцеление слепоты телесной не служит ли чудным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омраченных слепотою ислама. Вскоре после обретенья иконы с дивного образа был снят точный список и вместе с подробным донесением отправлен в Москву к царю Ивану Васильевичу IV (Грозному). Ознакомившись с делом, царь повелел, на месте обретения иконы устроить женский Богородицкий девичий монастырь и в нем хранить обретенную икону. В устроенном монастыре Матрена вместе со своей матерью первыми приняли монашеский постриг. Матрену постригли с именем Мавры и в последствии на стала настоятельницей этого монастыря. Кроме первоначальной деревянной церкви, вскоре была воздвигнута новая, каменная церковь с трапезною палатою. В 1595 году митрополитом Гермогеном был освящен новый каменный собор в честь Успения Богородицы. В это время образ Пресвятой Богородицы «Казанской» был богато украшен царскими вкладами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Императрица Екатерина II, посетив Казанский девичий монастырь в 1768 году, повелела украсить венец иконы золотыми коронами с бриллиантами.

http://pravoslavie.ru/1541.html

Источник: ...Насельница: – Вот перед нами большая площадка, сейчас она зеленая, трава покрыла, но здесь была огромная свалка, самая настоящая городская свалка. И ходить было здесь не то что даже страшно; напротив этой свалки был дом, когда-то он был примерно таким, как мы сейчас его видим. Но в советское время церковь была уничтожена, из нее сделали, совершенно ее обезобразив, коммунальное жилье. И когда нам уже отдали (монастырю) это здание, оно было абсолютно разрушенным, без основания, без крыши, там даже не жили бомжи, то есть невозможно было никому находиться, это было просто страшное место. Но год назад удалось завершить восстановление храма. Кстати, сейчас здесь не одна церковь, а целых две. На первом этаже располагается придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Игумения Антонина: – На первом этаже до разорения храма сохранялась водосвятная часовня. Но когда мы начали восстановительные работы, так получилось, что вода ушла. Поэтому было принято решение и внизу тоже освятить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сейчас воду можно набрать в водосвятной часовне рядом с Богоявленским храмом, а в монастыре, по сравнению с дореволюционным временем, стало на один храм больше. Насельница: – Конечно, он совсем миниатюрный, совсем маленький, потому что здесь помещается где-то десять-четырнадцать человек максимум. И здесь тоже наши святыни, наша икона Казанской Божией Матери, икона преподобномученицы Анастасии и икона «Всецарица» Божией Матери – уже от этой иконы получали исцеление. Игумения Антонина: – Сестры очень любят тот маленький домашний храм, потому что мы молимся в этом храме, у нас правило проходит в этом храме. В этом корпусе живут пожилые монахини, они к таинству Соборования часто прибегают в Казанском храме. У нас есть свидетельство художника, который по благословению своего духовника после многодневного поста принялся писать образ. Это верующий человек города Рыбинска, раб Божий Роман. Он привез нам этот образ и написал свидетельство о том, что когда писал его и когда пришло время покрыть образ каким-то раствором, образ преподобномученицы вздулся. То есть облачение, все, что он прорисовал, было уже хорошо на новой доске написано, а сам лик преподобномученицы почему-то вздулся. Он попытался его аккуратненько сохранить, но образ все равно вздувался. Тогда он взял скальпель и потихонечку начал им срезать, чтобы снова написать или еще что-то…И каково было его удивление, что за этим вздутым слоем новой краски образовался лик. Вы понимаете? Он об этом рассказал нашему владыке, владыка Вениамин благословил этот образ чтить, потому что произошло второе событие: он мироточил на протяжении сорока дней.

http://sobory.ru/article/?object=37818

Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона ( Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» ( Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли. Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

На заседании Ученой Архивной Комиссии 23 июня 1897 г. был заслушан вопрос о возможности разборки деревянного храма в с. Хламово Пронского уезда. Для обследования храма был приглашен член РУАК С. Д. Яхонтов, который отметил, что «в случае, если храм будет сломан, ни архитектура, ни археология в тесном смысле ничего не утратили бы», так как храм похож стал на простой молитвенный дом, с заурядной архитектурой, где колокольня совсем накренилась и грозила обвалом. Внутри храма не осталось никакой старины, а живопись в иконостасе «невысокого достоинства» (ТРУАК, т. XII, вып. 3,1898 г. с. XLII-XLV). В 1898 г. строительной комиссии церкви с. Хламова, Пронского уезда, было разрешено заложить трапезную нового каменного храма на месте деревянного с употреблением на это «по мере надобности из капитала, хранящегося в Рязанском отделении Государственного Банка» (РЕВ, 11, 1897 г., с. 222). В Донесении благочинного 3 Пронского округа за 1916-1917 г.г. указывалось, что в с. Хламове церковь строится с 1897 г., где окончательно отстроены и освящены колокольня и трапезная. Из всего вышеуказанного следует, что церковь в с. Хламове отстроена была к 1917 году не полностью. Был освящен только придел в честь Казанской иконы Божией Матери, а настоящая с центральным алтарем в честь Ильи пророка не была построена. Упоминание о деревянном храме Казанской Божией Матери, на месте которого была поставлена часовня, говорит о том, что там был некогда храм в честь иконы Божией Матери Казанской, привезенной, скорее всего, из упраздненной церкви, но освященной в честь Ильи Пророка. Документальных свидетельств о том не сохранилось, кроме записи в клировой ведомости. В 1923-1926 г.г. храм был передан группе верующих, о чём имел место договор о сдаче церковного имущества обществу верующих Ильинского храма Троице Пеленицкой волости Спасского уезда. В августе 1926 г. (число отсутствует) был составлен акт Троицкой волмилицией Спасского уезда, где предлагалось «поправить часть крыши, поврежденной бурей и покрасить купол колокольни. Не исправление обязательства взятого по договору, будет возбуждено ходатайство о расторжении такового».

http://sobory.ru/article/?object=17953

Построенная обитель стала называться Борисоглебской. По указанию князя Бориса с новоявленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери для монастыря делается копия, которую он привозит в обитель. По распоряжению князя монастырь переводят на остров, а церковь в честь святых Бориса и Глеба обращают в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться сельцом Ворсмой, а присёлок при церкви - Жатвенным Борисоглебским погостом. Строятся деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху - в честь Пресвятой Троицы, внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре возводится еще один храм - во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых - Михаила Федоровича. Главными устроителями святой обители были князья Черкасские - Иван Борисович, Яков Куденетович и Михаил Яковлевич. Род Черкасских был особо близок к династии Романовых. Князь Иван Борисович Черкасский приходился государю двоюродным братом, а в период смуты Черкасские много сделали для дома Романовых. Благодаря этим отношениям к монастырю было особое внимание. Так по указу царя Михаила и благословению патриарха Филарета часть Ризы Господней передали благочестивому князю Ивану Борисовичу Черкасскому за заслуги перед Отечеством, а князь даровал в свою очередь святыню опекаемой им обители. Частицы Ризы Господней в России хранились только в трёх местах: в Москве, в Свято-Троицком Островоезерском монастыре и позднее в Санкт-Петербурге. В конце 17 в. при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в обители началось активное каменное строительство. В это время строится первая каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Она была выстроена на фундаменте известняка, залежи которого были обнаружены неподалёку от Ворсмы. В 1743 году часть имения князей Черкасских в качестве приданого для Варвары Алексеевны Черкасской, выходившей замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, перешли во владение рода Шереметевых. Как и прежние владельцы они усердно обустраивали и благоукрашали святую обитель. При них в монастыре было три храма, надкладезная часовня, каменная восьмигранная колокольня с семью колоколами, построенная в 1692 году, каменный двухэтажный келейный корпус, конюшня, каретник, гостиница для паломников, два ледника и баня. В честь Михаила Архангела был выстроен главный собор обители - Троицкий, в западном правом углу которого стояла гробница над местом захоронения первоначальника монастыря и подвижника благочестия иеросхимонаха Макария. Островоезерский монастырь был особо почитаем, поскольку здесь жили монахи по строгому афонскому уставу. Главной святыней монастыря был серебряный Крест с запаянной в него частицей Честного Животворящего Креста Господня. Незадолго до революции Крест таинственным образом исчез. Во время освящения Иордани в праздник Крещения он выскользнул из рук священника и ушел под воду. Несмотря на то, что место было неглубокое, никакие попытки найти Крест не увенчались успехом.

http://sobory.ru/article/?object=05553

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010