В 1616-1620 гг. Д.М. Пожарский рядом с Никольским храмом построил деревянный трехшатровый, двухэтажный храм в честь Воскресения Христова, в котором кроме Воскресенского престола были еще четыре придела: два внизу – в честь Казанской иконы Божией Матери, и в честь чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и два придела наверху, «на полатех»: в честь страстотерпца Христова Димитрия Солунского, своего небесного покровителя, и в честь святого мученика Феодора Тирона, небесного покровителя сына Д.М. Пожарского – Федора. Возле Воскресенского храма была построена высокая колокольня. В конце 20-х - начале 30-х годов XVII века на месте обветшавшего Никольского храма Д.М. Пожарским был построен двухшатровый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи – святого покровителя младшего сына своего Ивана, с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая. В начале 50-х годов XVII века храм Воскресения Христова сгорел. На его месте был выстроен новый храм Воскресения Христова, имевшего только два придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких. В конце XVII века оба деревянных храма сгорели. В церковных документах (архив нижегородской области) с 1722 года вместо Воскресенской церкви упоминается уже Николаевская церковь, а вместо Предтеченской церкви с приделом Николая Чудотворца – церковь Иоанна Предтечи с приделом в честь святой Анны. Николаевский храм существовал до середины XVIII века, в 1754 году на его месте была построена каменная церковь и при ней колокольня. Прихожане, недовольные состоянием этой церкви и малой вместимостью, в мае 1817 года обратились к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею с прошением «оную каменную церковь и колокольню ветхие разобрать и на том месте пространную каменную церковь, настоящую во имя Преображения Господня, с двумя в трапезе приделами: во имя Рождества Иоанна Предтечи, и во имя Святителя и Чудотворца Николая, и при них колокольню каменную… выстроить». При этом они брали на себя обязательства выстроить ее за свой счет. Указ с разрешением на строительство был получен 27 июня 1817 года.

http://sobory.ru/article/?object=01877

Первое упоминание о Завалине имеется в " Писцовых книгах " за 1637-1643 гг, где оно тогда числилось за Лаврентием Алексеевичем Кологривовым. Имеются также сведения и о выстроенной здесь церкви Святителя Николая в 1635 году. В 1713 году, взамен обветшавшей церкви, строится новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Святителя Николая и мучеников Флора и Лавра. Освящение Казанской церкви состоялось в 1715 году. Ровно через 100 лет на средства владелицы поместья Елизаветы Фёдоровны Акинфовой (урождённой Грибоедовой) в селе Завалино, чуть в стороне от деревянного обветшавшего храма, строится каменный храм с колокольней. В церкви было также три престола: в холодном находился главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, в тёплой трапезной - во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и во имя Святой праведной Елисаветы. Храм был возведён в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Пять небольших валунов, привезённых с Бородинского поля, по замыслу Елизаветы Фёдоровны должны были дополнительно подчеркнуть связь храма Божьего с подвигами русских воинов, в том числе двух её сыновей, благополучно вернувшихся с той войны. Четыре камня сохранились до наших дней и лежат перед церковью посреди разбитого прихожанами и батюшкой цветника. Как можно заметить, что эта кирпичная церковь в стиле зрелого классицизма, прекрасно сохранилась до наших дней. Здесь мы можем видеть, что храм состоит из однокупольного четверика с боковыми портиками, полукруглой апсиды, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни. Центральный вход украшает классический треугольный фронтон на четырёх массивных каменных колоннах. Луковичная глава возвышается на сферическом куполе, установленном на большом центрическом световом барабане. Колокольня представляет собой композицию " ротонда на четверике " , где первый ярус звонницы в совокупе с углом трапезной, украшен рустовкой. Третий же ярус звонницы украшен полуколоннами. Стены оштукатурены и выкрашены в нежный бело-желтоватый цвет. Кровля и купола покрыты оцинкованным железом. Внутренняя отделка также проста и лаконична, как и наружная. Старинных росписей не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=02829

Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Приделы: восточный - в честь Троицы Живоначальной, западный - в честь входа Господня в Иерусалим, северный - в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, южный - в честь святого Николая (иконы Николая Великорецкого, северо-восточный - в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских, юго-восточный - в честь преподобного Александра Свирского, юго-западный - в честь преподобного Варлаама Хутынского, северо-западный - в честь святого Григория Армянского, с северо-востока также приделы святого Василия Блаженного и Рождества Богородицы. Богослужения начались в 1991 г., но регулярно не совершаются. В октябре 1552 года " позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад всё множество бесчиссленное народа московского " - москвичи выходили встречать возвращающуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Русь была избавлена от опасности нападения её злейшего врага. Такое историческое событие нуждалось в увековечивании, и вскоре после возвращения Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) из Казанского похода, на месте будующего храма Покрова-на-Рву была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами. А 1 октября 1555 года Иван Грозный " повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских врат " . Через пять лет, 1 октября 1560 года, были освящены приделы Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория " Великая Армении " . Если предыдущая деревянная церковь имела главным престол в приделе Троицы, то при строительстве каменного собора центральное место занял храм во имя Покрова Богородицы, а придел Живоначальной Троицы стал первым к востоку от входа. Центральный храм и придел Трёх патриархов были закончены в следующем, 1561 году. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объёма семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов. Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном основании - " Поставлен бысть храм каменный преудивителен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов " . В одном из приделов храма позднее был погребён московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552), он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова-на-Рву и получил в народе прозванье храм Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=02934

украшений, выполнена из обозженной глины без глазури. Снаружи церковь выбелена, и только кое-где на пилястрах положен очень тонкий слой штукатурки, видимо, в позднейшее время, при ремонтах церкви. В церкви имеется три престола: главный храм в честь Казанской Божией Матери, левый придел во имя св. Николая Чудотворца и в притворе придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Казанской церкви у западной стены находились деревянные хоры с каменной лестницей, которая помещается в южной и западной стенах. Во время пожара хоры совершенно сгорели, и в настоящее время их предположено не возобновлять, а лишь заделать оставшиеся гнезда от деревянных балок в западной стене, при чем вход на хоры держать внизу закрытым. В Казанской же церкви находился великолепнейший резной, из липового дерева, иконостас очень тонкой работы, от которго случайно уцелела небольшая колонка, сплетенная из вырезанных виноградных лоз, листьев и гроздей. Иконостас возвышался до начала сомкнутого купола, как это можно усмотреть по оставшимся на стене обрисам. Казанскую церковь венчает сомкнутый восьмигранный кирпичный купол с круглым на нем световым барабаном, который перекрывался купольным деревянным сводом, также сгоревшим. Вообще, пожаром уничтожены следующие части здания, которые в настоящее время предположено возобновить в том виде, как они были до пожара, при чем при проектировании их я руководствовался случайно сохранившимся фотографическим снимком церкви до пожара. Над главной церковью сгорела конструкция крыши, покрывающей сомкнутый свод, и главка с сводчатым перекрытием над барабаном. Над Покровским и Никольским приделами и над колокольней сгорели крыши. Во всей церкви, за исключением Никольского придела, сгорели оконные переплеты с коробками, а также и двери. В Никольском приделе сильно попорчен огнем деревянный пол, а в Казанской церкви каменный пол, при падении тяжелой бронзовой люстры, потрескался и во многих местах поврежден. Все стены церкви внутри и снаружи местами закоптели, а местами, где была штукатурка, полупились, в особенности внутри Казанской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=38409

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года. Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением. Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий. Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии». В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

http://sobory.ru/article/?object=12137

В 1990 году здание храма возвращено верующим. На территории города Катав-Ивановска находились часовни: св. Александра Невского, свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца, иконы Божией Матери Казанской, св. пророка Илии. До настоящего времени сохранилась только часовня св. пророка Илии. До 1990 года верующие г. Катав-Ивановска и близлежащих городов имели возможность молиться в деревянном храме в честь Казанской иконы Божией Матери (бывшем старообрядческом храме), располагавшемся в г. Катав-Ивановске по ул. Красноуральской. До сегодняшнего дня храм не сохранился. http://katav.prihod.ru/history Казанско-Предтеченский храм — одна из главных достопримечательностей Катав-Ивановска, церковь с богатой историей и уникальной архитектурой. Храм находится в центре города, по соседству с особняком Белосельских-Белозерских, в котором расположен Катав-Ивановский краеведческий музей. Основатели Катав-Ивановска промышленники Иван Твердышев и Иван Мясников поставили в поселке при железоделательном заводе первую деревянную церковь. Храм был освящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. Вот и получилось, что имена основателей закрепились не только в названии города, но и в имени главной церкви Катав-Ивановска. В 1824 году на месте деревянной церкви был построен большой каменный двухэтажный храм необычной для православных храмов архитектуры. Средства на постройку новой церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний (летний) храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний — в честь Иоанна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским. Величественная церковь сразу стала украшением небольшого поселка. В 1929 году храм закрыли и устроили в нем рабочий клуб. За годы советской власти облик здания был изменен кардинально. После клуба здесь размещались кинотеатр и краеведческий музей. В 1990 году здание храма вернули верующим, а музей переехал в особняк Белосельских-Белозерских. До 1990 года верующие Катав-Ивановска молились в старообрядческом деревянном храме Казанской иконы Божией Матери, который до наших дней не дошел.

http://sobory.ru/article/?object=20695

В послевоенные годы на территории бывшего женского монастыря, освобожденного от воинского постоя, начинается жилищное и социальное строительство (красная линия ул. Ленина, Хохрякова, Плеханова, юго-вост. часть территории). С 1960 г. здание Казанской церкви передано Дзержинскому райпищеторгу и использовалось последним под склад. К этому времени были утрачены купола, звонница, захоронение И. Г. Каменского, значительно повреждены майоликовые панно. В 1985-1995 гг. реставрационные работы выполнялись Перм. специальными научно-реставрационными мастерскими (ПСНРМ). Авторы проекта: Канторович Г. Д. (руководитель авторского коллектива), Артеменков М. Ф., Побоженко В. А. (архитекторы), Кашихин Л. С., Федотов А. М. (авторы ист.-архивных изысканий). Реставрацию майоликового панно «Казанской Божией Матери» выполнял художник-реставратор В. Минин (Москва). Кроме Казанской церкви на территории монастыря сохранились 2-этажные корпуса – каменный игуменский и полукаменный сестринский. В настоящее время оба занимает община возрожденного Успенского женского монастыря. Первая церковь Успенского монастыря была деревянной и просуществовала 32 года, в 1905 году ее разобрали и построили на этом месте каменный храм, освященный также в честь Казанской иконы Богородицы. Строительством храма руководил Ю. Скавронский. Скорее всего, этот храм возведен по проекту В.М. Васнецова. Монастырь был основан в 1873 году, сначала просто как женская община. Средства для создания выделили благотворители, пермские купцы – Григорий Козьмич и Федор Козьмич Каменские. 1 октября 1873 года Высокопреосвященным Антонием, архиепископом Пермским и Верхотурским. было совершено торжественное освящение первой монастырской домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот день - 1 октября 1873 года можно считать днем основания Пермской женской обители, преобразованной впоследствии в Успенский общежительный монастырь. При монастыре были открыты: женское епархиальное училище, церковно-приходская школа, приют для девочек, странноприимная гостиница, больница и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=02915

Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году, когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого, был освобождён войском, несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами, на месте Пречистенской колокольни. Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году. Освятили его в 1769 году. Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм. Освящён он был 22 октября 1907 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Трёх Святителей и святых: великомученика Харлампия, святителя Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского. В 1930 году церковь была закрыта советскими властями, обезображена и превращена в склад " Заготзерно " . В 1991 году храм был возвращён Церкви. Началась долгая его реставрация. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Появление в Астрахани храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от разбойников во главе с атаманом Заруцким был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской Божией Матери. Заруцкий бежал ещё до прихода воеводы, а над восточными проездными вратами кремля в честь этого образа был сооружён каменный храм. Ворота и башня под храмом получили наименование Пречистенских в честь " Пречистыя Богородицы Казанская " . В 1709 году над воротами была возведена каменная соборная колокольня, а храм был упразднён, икону Казанской Божией Матери ещё раньше перенесли в Успенский собор, где она находилась долгое время. В 1707 году в новом селении за рекой Кутум, имевшем первоначально название Посад, был расквартирован Казанский солдатский полк, а позже стали здесь селиться астраханские купцы и прочие жители. Все они были приписаны к приходской Смоленской церкви, находящейся по другую сторону реки Кутум.

http://sobory.ru/article/?object=01042

В 1769 году в монастыре был построен величественный храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1794 г. игуменом Тюменского Троицкого монастыря был назначен иеромонах Андрей, но он, прибыв в монастырь, отказался в нём остаться (по неизвестной причине). Но, побывав в Рафайловском монастыре, игумен Андрей испросил благословение - и остался в нём настоятелем. В 1804 г. Рафайловский монастырь был упразднен, а св. Андрей был переведен сначала в Иоанно-Введенский, а затем в Симонов монастырь, где и скончался в 1820 г. В 1645 г. на берегу Исети была основана пустынь. По преданию, её основатель старец Рафаил. В месте впадения в Исеть небольшой речки (Ялынка) лодка старца остановилась и, несмотря на усилия гребцов, не двигалась с места. Старец, воззрев на небо, стал возносить молитву и на высоком берегу увидел Царицу Небесную, которая приказала остановиться здесь и основать обитель. В 1657 г. пустынь переросла в большой мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. Знаменитая на всю округу красивая каменная церковь с четырьмя престолами имела звонницу в сорок саженей (85 метров), стояла на берегу реки, на пригорке. В 1740-х г. при монастыре была основана школа церковной грамотности митрополитом Антонием (Нарожницким), в которой в 1748 г. было семь учащихся. В школе преподавались чтение, письмо и катехизис. В 1769 г. в монастыре был построен храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. До 1804 г. Рафаиловым монастырем управлял игумен Андрей: строил и перестраивал здания обители, наставлять братию и возвращал в лоно православной церкви старообрядцев, заполонивших тогда Исетскую провинцию. Затем, по решению архиепископа вместе с братией монастыря переведен в Иоанно-Введенский монастырь, где отказался от настоятельской должности, и ушел в Московский Симонов монастырь. В 1984 г. по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена 31 местночтимый сибирский подвижник вошел в Собор Сибирских святых.

http://sobory.ru/article/?object=58419

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010