В 1792-96 гг. теплый храм был перестроен, а в 1801 г. был перестроен и холодный храм. Теперь в храме два престола: в холодном восточном – во имя святителя и чудотворца Николая и в теплом западном – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом. Причт состоит из священника и псаломщика. У священника собственный дом, псаломщик живет на квартире. Капитал причта 3150 руб. 14 коп. Прихожан в г. Симбирске в 43 дворах 114 душ муж. пола и 125 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Около губернаторского дома находится Николаевская (Казанская) церковь. Она иногда называется «дворцовою», потому что состоит, как бы при губернаторском доме, который называется «дворцом», ибо в нем во время своего пребывания в Симбирске останавливались Государи Александр I (1824 г.), Николай I (1836 г.), Александр II, будучи наследником (1837 г.), цесаревич Николай Александрович (1863 г.). По клировым ведомостям церкви она считается построенною первоначально с посвящением в честь Казанской иконы Божией Матери, с наименованием «Казанской церкви» она прежде и значилась в Симбирске; когда она стала называться «Николаевской» - неизвестно. В настоящее время церковь существует в двух видах, как холодная и теплая. Обе церкви самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать приделами, они существуют одна рядом с другой, на одной линии к востоку, но между ними нет соединительного входа. Теплая, западная посвящена Казанской иконы Божией Матери; холодная, восточная – во имя св. и чуд. Николая Мирликийского. Время построения последней, за неизвестностью, в церковных документах не обозначается. Построение же теплой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, по клировым ведомостям, относится к 1792 г. В подтверждение этого предположения в тех же клировых ведомостях делается ссылка на «купчие крепости прихожан, около храма живущих и имеющих дома».

http://sobory.ru/article/?object=35405

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1998 Казанская церковь расположена в центре села Новосёлки Брянского района на возвышенном берегу реки Судость. Храм в селе Новосёлки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени (1604-1613 г.г.), указывается и деревянный храм в Новосёлках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика Василия Александровича Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и поныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В документах XVIII в. храм упоминается как освященный во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя мчч. Флора и Лавра, но с XIX в. храм неизменно именуется Казанским. В XIX в. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В 1885 г. была открыта церковно-приходская школа. В 1930-е г.г. в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 г. он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста в 1937 г. храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1851 г. рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика Петра Павловича Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е г.г. этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е г.г., при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма. Церковь во имя Казанской Божией Матери является памятником истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 3200187000, решение облисполкома 406 от 10 июля 1979 г. В 1998 г. была возрождена приходская община. Первоначально богослужения совершались в здании крещальни. К началу 2010-х г.г. был восстановлен зимний придел храма, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, в котором совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=10825

В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально также с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божий Матери. В 1864 году к Казанской церкви пристраивается тёплый придел, освященный во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. В 1902-1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражской храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский и совершил здесь богослужение. В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт по причине отсутствия культовых служащих, но разорению не подвергался. Богослужение в храме возобновись на Пасху в 1944 году. 20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Действующий при храме приход входит в состав Кстовского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии. В настоящее время храм в честь иконы Божий Матери двухпрестольный пятиглавый, деревянный, обшитый тёсом. С западной стороны примыкает небольшая трапезная, под ней располагается шатровая колокольня. Это редкий тип церкви, восьмерик на четверке (шатровый храм). Архитектура храма несёт в себе черты древнерусского народного деревянного зодчества. Главный придел освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, боковой придел освящен во имя Святого Николая Мир Ликийского Чудотворца. Источник:     Возникновение первого православного храма в Великом Враге связано с существовавшей здесь мужской пустынью, приписанной к Московскому Симонову монастырю и впервые упомянутой в конце XVI века. Точная дата закрытия пустыни и «обращения» ее в приход не установлена: по одним источникам это произошло в 1724 году при Петре I, по другим в – в 1764 году при Екатерине II. В 1777 году в пожаре сгорели все бывшие монастырские строения, включая две деревянные церкви. В 1788 году прихожанами была выстроена небольшая деревянная Тихоновская церковь, а в 1792 году возведена ныне существующая Казанская. Богослужение в первой из них было прекращено из-за ветхости храма в 1864 году. В 1887 году здание Тихоновской церкви разобрали, после чего в трапезной Казанского храма был устроен теплый придел во имя св. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=02655

Храм был закрыт перед войной, но уже с 1946 года в нем вновь возобновилась служба. В честь 300-летнего юбилея Знаменского прихода в 2005 году отлили в Воронеже и установили на колокольне «именные» колокола. Звонница храма в селе Ляховка состоит из семи колоколов. В 2002 году рядом с храмом расчищены бьющие родники, установлена часовенка, ниже оборудована купель.  Храмов два: холодный и теплый. Холодный храм деревянный, без колокольни, построен в 1705 г.г. Евлашевым, с престолом в честь иконы Знамения Пресвятые Богороди­цы, ветхие и для Богослужения неудобный. Теплый храм каменный, с колокольнею, построен в 1830 г. княг. Елиз. Рост. Вяземской, с престолом в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Церковной земли 33 д. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома для них общественные, на помещич. земле. Жалованья от казны: священнику 300 р., псаломщику 100 р. Капитал Причт 5000 р. Прихожан: в с. Ляховке (н. р.) 452 м. и 475 ж., в д. Кадышевке (при родниках, в 4 в.; н. р.) 152 м. и 150 ж.; всего в 210 дв. 604 м. и 625 ж. Церк.-прих. школа открыта в 1888 г., помещается в собств. деревян. доме. Ближайшия села: Репьевка – Космынка в 6 вер., Ртищева Каменка в 8 вер. и Выры в 7 в. Расстояние от Симбирска 46 в., от Ртищево-Каменского волост. правл. 8 вер. Почтов. адрес – с. Ключищи (в 33 в.). Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск Всех деревянных храмов, построенных в XVIII в. и до нашего времени сохранившихся, в нашей епархии можно насчитать до 45. Из них самый древний храм находится в селе Ляховке Симбирского уезда, освященный в честь иконы Знамения Божией Матери. Он построен в 1703 г. в царствование Великого Государя Царя Петра Алексеевича. Стоит он на глинистой почве, на ровном месте, недалеко от новой каменной церкви, построенной в 1828 г. До 1828 г. в Ляховке был еще другой, также деревянный храм во имя Нерукотворенного Спасова образа, с деревянной колокольней, теплый и к означенному времени настолько «обветшалый», а «колокольня наклонилась», как говорится в храмозданной грамоте архиепископа Казанского и Симбирского Филарета 1828 г. на новую каменную церковь. А деревянный Знаменский храм в это время был «не в худом состоянии».

http://sobory.ru/article/?object=51564

На пожертвования царя Михаила Феодоровича , боярина И. Н. Романова и на др. средства при игум. Гурии на месте сожженной Предтеченской ц. в 1635-1638 гг. был построен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: бесстолпный 3-апсидный четверик, вытянутый с севера на юг, завершенный 3 рядами килевидных кокошников и увенчанный 3 шатрами. Барабан центрального шатра прорезан световыми проемами; в сомкнутом своде церкви сохраняются голосники. К храму примыкают 2 придела: во имя св. Иоанна Предтечи и св. Симеона Богоприимца (к 1887 переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери), апсиды к-рых составляют единую линию с апсидами четверика. Объемы приделов также завершены 3 рядами кокошников и главками (предполагается, что первоначально приделы имели шатровые завершения). С юж. стороны храма - крыльцо с арочными входами и полуциркульным сводом с распалубками. Храм декорирован узорочьем, характерным для зодчества 2-й трети XVII в., с использованием белокаменных деталей и зеленых поливных изразцов. Основной объем украшают сдвоенные полуколонки, помещенные в ниши; юж. и зап. стены, а также все апсиды прорезаны окнами с килевидными кокошниками. Барабаны шатров украшены цепочками из дынек, шатры - мелкими кокошниками и белокаменными гуртами. В сер. 30-х гг. XIX в. к Смоленскому храму была пристроена квадратная, крытая крутой 4-скатной кровлей трапезная, под сев.-зап. частью к-рой устроен подвал из 5 камер. Храм также был перестроен: появились фронтоны в стиле ампир над приделами и апсидами. В 1912 г. изучением храма занимался П. Д. Барановский . В результате реставрационных работ (1962, 1976-1989, 1991-1994, 1999-2000) церкви был возвращен первоначальный облик. На стенах и сводах интерьера сохранились фрагменты масляной живописи XIX в. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. В 1650 г. в В. м. была возведена теплая кирпичная надвратная ц. в честь Вознесения Господня с трапезной.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Добираться до церкви было крайне сложно, особенно во время ледостава, разлива реки и в период дождей. Это подтолкнуло жителей посада испросить разрешения у Астраханского епископа Илариона по строительству своего храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале весны 1753 года жителям была выдана сборная книга для сбора пожертвований. Строили храм из камня, с особым деревянным приделом в честь Праведных Захария и Елисаветы. Через 16 лет, в 1769 году, храм был построен, а через три года к нему была пристроена колокольня. В 1797 году деревянный придельный храм был из-за ветхости разобран. В 1807 году, после чумной эпидемии, случившейся в Астрахани, купец Макарий Абезьянин, в честь избавления от этой страшной болезни пристраивает придел в честь Священномученика Харлампия. В 1811 году на средства другого астраханского купца Ивана Мултанова в Казанском храме появился левый придел в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1858 году Казанская церковь во время очередного астраханского пожара сгорела, остались лишь каменные стены. В том же году она была восстановлена на средства прихожан. Расширение церкви были и в 1876 и 1879 гг. Несмотря на перестройки и расширения, храм не обладал достаточной внешностью, что при большом стечении богомольцев в воскресные и праздничные дни создавало большие неудобства. Настоятелем церкви протоиреем Иларионом Туберозовым в начале 1902 года был специально приглашён для осмотра и освидетельствования всех недостатков храма городской архитектор П. И. Коржинский. После осмотра Коржинский пришёл к выводу: " Устранение всех недостатков равно полной разборке храма " . В марте 1902 года архитекторы Коржинский и Корягин предложили безвозмездно составить план и смету на строительство новой церкви и наблюдать за строительными работами. А через год купцы Александр Афанасьев и Иван Губин преподнесли в дар земельный участок, приобретённый на их совместные средства для расширения места под строительство церкви. Всего на строительство нового храма было собрано пожертвований на сумму 70 тыс.

http://sobory.ru/article/?object=01042

Первый деревянный храм в Орлове был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, поэтому и место это имело название Покровский погост. В польско-литовское лихолетье эта церковь была уничтожена и восстановлена лишь во второй половине XVII столетия с новым именованием в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. Эта деревянная церковь была перенесена в 1698 г. из подмосковной вотчины бояр Стрешневых с. Узково (Усково, Узкое). После реформы по конфискации церковной собственности в царствование Екатерины Великой в 1760-е гг. с. Орлово с дер. Румянцево стали владениями, населенными государственными крестьянами. Со второй половины XVIII столетия в Орлове существовала деревянная однопрестольная Никольская церковь. В 1813 г. к Никольскому храму в селе Орлове приписали малоприходную каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в с. Говорово, построенную в 1734 г. в старинной помещичьей усадьбе князей Трубецких. Таким образом, в приход Казанской (Никольской) церкви попали с. Говорово, дер. Суково, а также старинное сельцо Картмазово на Сетуни, где с XVII столетия до конца XVIII в. существовал деревянный храм Успения Божией Матери. Каменный храм в с. Орлово возвели на средства фабриканта Епанешникова в 1861 г. вместо сгоревшей в декабре 1851 г. деревянной церкви. Первоначально он был с двумя приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Позже в 1873 г. к нему пристроили трапезную часть, в которой устроили третий придел, посвященный Донской иконе Божией Матери. С 1910 г. по благословению высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, настоятелем храма святителя Николая в с. Орлове 2-го благочиннического округа Московского уезда назначили священника Николая Яковлевича Лаврова. 31 июля 1910 г. отец Николай получает новое назначение к Никольской церкви в с. Орлово, расположенное ближе к Москве, чем с. Воскресенское-Саввино (платформа Переделкино (17-я верста) Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Здесь вполне проявились педагогические способности отца Николая Лаврова, ставшего законоучителем в двух церковно-приходских и одной земской школах прихода. Первая церковно-приходская школа была открыта в Орлове. Здесь учились крестьянские мальчики и девочки разного возраста. На средства князей Туркестановых, владельцев усадьбы в Говорове, была основана еще одна церковно-приходская школа, получавшая содержание от Владыки Трифона (Туркестанова), епископа Дмитровского. На средства Московского уездного земства существовало земское училище в дер. Румянцево.

http://sobory.ru/article/?object=31738

При церкви существовала с 1895 г. по 1905 г. школа грамоты, в селе есть также земская школа. В пользование причта отведено прихожанами 33 дес. пахотной земли, да 7 дес. пожертвовано помещиком Лутовиновым: 5 дес. распашной и 2 дес. луговой, причем собственно в пользу причта назначено согласно завещанию жертвователя 2 дес., а 5 дес. в пользу церкви. В 1904 г. в штате причта состояли священник и псаломщик. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ключ Горшеченского района Курской области. Ключ – старинное русское село. Возникло в первой половине XVIII в. До 1928 года территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Ключе, Нижнедевицкаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1799 году (а по клировой ведомости в 1803 г.) на месте прежде бывшей деревянной. Один штат. Прихожан 1220 душ, деревня Быстрина (ныне – Быстрик, в 2 верстах)». Архиепископ Самбикин продолжает: «Село Ключ (или Дубинино), в 35 верстах от г. Нижнедевицка и в 10 верстах от границы Курской губернии. Название «Ключ» взято от множества ключевой воды, а другое название села – «Дубинино», вероятно потому что это село было окружено вековым дубовым лесом. Лет 250 назад местность, где ныне село, было приютом разбойничьих шаек. В 5 верстах от села, в логу, некогда окруженном густым лесом, по преданию, жил атаман разбойников Юрка Темирязев. Разбойничьи его подвиги вынудили правительство (при царе Алексее Михайловиче) выслать против него войско и Юрка был схвачен и взят в Москву, а сообщники его частию были побиты, а частию разбежались; после сего стали являться поселенцы и основали нынешнее село Ключ. Первые поселенцы были из Ефремова и Тулы. Около 1730 года таких переселенцев собралось до 500 душ и тогда ими была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17394

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками». Недалеко от храмов на Рудне с древних времен находится святой источник Казанской иконы Божией Матери. Вода источника обладает целебной силой и до сих пор почитается и в среде старообрядцев разных согласий. По преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Ныне эта икона находится в храме Рождества Богородицы и почитается чудотворной. Каждый год 21 июля совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. В первой половине XVIII века рядом с этой церковью стояла церковь свт. Николая Чудотворца. До сих пор среди особо почитаемых святынь находится образ свт. Николая Чудотворца. В 1781–1782 годах оба храма были построены заново, зимняя церковь была освящена в честь Рождества Христова а летняя церковь, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была построена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21206

В начале 1820-х гг. решили прихожане выстроить вместо деревянной каменную церковь, для чего тогдашний сельский священник Фёдор Григорьевич Юницкий в январе 1822 года направил прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению (Черткову): «В означенном селе Овсянникове деревянная во имя Казанской Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая церковь пришла уже в ветхость, вместо которой желаем мы построить новую каменную, в то же наименование с двумя теплыми приделами: первым – во имя Рождества святителя Иоанна Предтечи и вторым – святителя и чудотворца Николая, на приличном и удобном месте. На построение оной церкви приходские люди усердствуют от себя посильное вспомоществование». Через два месяца было получено благословение Его Преосвященства на возведение каменного храма с разрешением сбора дополнительных средств, которое препоручалось отставному солдату Никифору Васильеву. В том же 1822 году строительство было начато и завершено четыре года спустя. Главный престол в холодном храме освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придельный – во имя святителя и чудотворца Николая, южный – в честь рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, не дожил до радостного дня освящения нового храма отец Фёдор Юницкий. Он скончался в 1823 году в возрасте 45 лет. Преемником его стал молодой иерей Григорий Никитич Ильинский, женившийся на дочери покойного батюшки Пелагее. Отец Григорий прослужил в Казанском храме до 1861 года. 5 ноября 1842 года священник Ильинский за содействие к прекращению пожара был награждён золотой медалью с надписью «За усердие», носимую в петлице на ленточке ордена св. Владимира. Место у алтаря после о. Григория занял его племянник Фёдор Филиппович Дмитревский. При о. Фёдоре в 1872 году вокруг храма была выстроена каменная ограда. А сам настоятель за время служения (он умер летом 1885 года) был награждён набедренником, скуфьей и удостоен нескольких благословений от епархиального начальства и Святейшего Синода. Похоронили Фёдора Филипповича рядом с супругой Пелагеей Михайловной, скончавшейся двумя месяцами ранее.

http://sobory.ru/article/?object=03795

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010