Вечером 20 июля Предстоятель возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе г. Саранска во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саранска и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После богослужения Предстоятель посетил городское кладбище мордовской столицы, на котором похоронена его бабушка Параскева Ивановна Гундяева, и совершил заупокойную литию на могиле рабы Божией Параскевы. Затем Святейший Патриарх возглавил церемонию возложения цветов к Мемориалу Славы в г. Саранске, установленному в память о жителях Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны. В завершение церемонии Святейший Влыдка обратился к участникам церемонии со словом. В тот же день в Доме Правительства Республики Мордовия в Саранске состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла. 22 июля Предстоятель посетил ряд храмов Саранской епархии. Утром Святейший Патриарх побывал в новопостроенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Ромоданово, где обратился со словом к собравшимся. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил церковь святителя Димитрия Ростовского в селе Ульянка Ичалковского района, а затем побывал в доме своего деда, священника Василия Гундяева, в селе Оброчное, и совершил заупокойную литию на его могиле. Затем Предстоятель направился в село Ичалки. В храме Архистратига Михаила Святейший Владыка приложился к мощам местночтимого святого Филарета Ичалковского и поделился с паствой своими воспоминаниями об этой церкви. В селе Кемля Святейший Патриарх посетил старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы и обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, собравшимся на сельской площади.

http://pravmir.ru/zavershisya-pervosvyat...

Воскресенская церковь была построена в Казанской стрелецкой слободе ещё в середине XVII века. Первые упоминания о ней восходят к 1672 году. Вероятнее всего, Казанская слобода появляется в Астрахани намного раньше, при расселении стрельцов в Земляном городе. После известного восстания Стеньки Разина сюда был направлен на поселение солдатский тысячный полк. В конце XVII века была значительно увеличена в Астрахани численность солдат, которых продолжали селить в Казанской слободе, а позже начали обустраиваться и новые солдатские слободы. В 1697 году в Казанской слободе уже упоминается церковь в честь Покрова Богородицы, но, скорее всего, она была не приходской, а приписной или придельной. Это видно из того, что в 1747 году Воскресенская церковь, что в Казанской солдатской слободе, имела придел в честь Покрова Богородицы. В «Ключаревской летописи» (Астрахань, 1887 год, с. 44) приводится рассказ о том, что бывший в Астрахани в 1722 году губернатор Артемий Петрович Волынский, ожидая приезда Государя императора Петра I, велел все деревянные, находящиеся в кремле дома снести, а церкви деревянные перенести в другое место. Тогда же была перенесена из кремля и Воскресенская церковь, на место, где позже образовался «армянский базар», и переименована в честь Казанской иконы Божией Матери, почему и слобода та стала называться Казанскою. В этом рассказе есть несомненная доля истины, так как кремлёвская Воскресенская церковь могла быть перенесена на место прежде стоявшей здесь местной Воскресенской, которая могла к тому времени и сгореть, по причине частых в Астрахани пожаров. Но о переименовании Воскресенской церкви в Казанскую, скорее всего, здесь неверное указание, так как слобода могла быть названа Казанской в честь какого-либо присланного из Казани стрелецкого или солдатского полка. После распланировки города в 1747 году Воскресенская церковь, из-за очень малого числа прихожан при ней, была предназначена к слому. Тогда жители Ямгурчеевой слободы стали просить астраханского епископа Илариона разрешить перенести к себе в слободу за свой счёт эту упразднённую Воскресенскую церковь с приделом, иконо-стасом и всей церковной утварью. 30 декабря 1748 года епископ Иларион своей резолюцией разрешил перенести храм. Церковь после переноса по желанию прихожан была переименована в честь Архистратига Божия Михаила, а придел – в честь Мучеников Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=50853

В 1850 г. на втором этаже флигеля богодельни на средста Ф. М. Королькова была оборудована домовая церковь во имя Сергия Радонежского. В 1861 г. из-за карстовых явлений здание осело и треснуло, его пришлось перестраивать, храм заново освящен в 1863 г. На этот раз основным жертвователем выступил мещанин Иван Платонович Платонов. В 1890-1893 гг. казанская купчиха Юлия Петровна Годяева на средства, завещанные её дедом Федором Егоровичем Постниковым (1806-1881) выстроила новый корпус богадельни, большую часть которого заняла трехпрестольная церковь. Главный Сергиевский престол освящен в 1891 г., приделы в честь чудотворной иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и во имя мученика Феодора Черниговского (в честь Ф. Е. Постникова) - в 1893 г. Главный корпус богадельни, выходящий на улицу - трехэтажное здание в стиле классицизм - сохранился с 1848 г. почти без изменений. Корпус с церковью, построенный в 1891 г. двухэтажный с базиликальным третьим этажом, завершенным куполом - эклектика. В 1850-1897 гг. священником, позже, протоиереем храма был Гавриил Николаевич Спасский (1819-1909), выпускник Казанского духовного училища. В 1897-1918 гг. священником церкви был Антонин Иванович Четаев (1857-?), выпускник Казанской духовной семинарии. Храм закрыт в 1918 г., когда Ложкинская богадельня стала государственным домом престарелых. Из книги: Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998. В 1850 году В.М. Ложкин устроил при богадельне церковь во имя Сергия Радонежского, освященную в 1851 г. В начале церковь была приписана к Николо-Ляпуновской церкви. Иконы были написаны в мастерской Т. Т. Гагаева, кроме иконы Сергия, привезенной из Троице-Сергиевской Лавры. Стены расписал москвич П. Н. Шейстов. В новом здании, построенном в 1890 г. на средства Ю. П. Годяевой, и церковь тоже обрела новый вид. Храм стал трехпрестольным: главный – во имя Сергия Радонежского, приделы - иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и св. мученика Феодора Черниговского. Главный иконостас – четырехъярусный, придельные - трехъярусные. Иконостасы были сделаны из дуба в мастерской Тюфилина, а иконы для них были написаны палешаниным Сафоновым.

http://sobory.ru/article/?object=23496

Побуждением к посвящению в честь Казанской Богоматери было явление на колодце (и доселе существующем среди села) чудотворной иконы. Эта икона, по единогласному преданию жителей села, ныне находится в церкви пригородней Старооскольской Стрелецкой слободы. Взята она была из села по следующему случаю. Благочинный священник Стрелецкой Старооскольской церкви, благоговея пред чудотворною иконою Казанской иконы Божией Матери, решился перенести ее из села Ключ, тогда принадлежавшей Курской епархии и находившагося в его ведомстве. По случаю празднования чудотворной иконы 8 июля в селе Ключ было многолюдное стечение богомольцев, не помещавшихся в малой церкви. Благочинный поставил это на вид жителям села и указал на неприличие и какие то законы, будто бы запрещавшие иметь чудотворную икону в деревянном храме, а потому убедил жителей Ключа построить каменную церковь, а до времени ея постройки икона взята была благочинным в Стрелецкую подгородную церковь. Каменная церковь в селе Ключ была начата постройкою в 1794 году и окончена в 1798 году. В это время (1799 год) село Ключ отошло по епархиальному управлению к Воронежскаму Преосвященству. Жителям села Ключ, когда те обратились к бывшему своему благочинному возвратить их чудотворную икону, было отказано. Жаловались они Курскому Преосвященному, но тот дозволил им только снять копию с иконы. Снятая с чудотворной иконы Казанской Богоматери копия свято чтится жителями села». На рубеже XIX-XX веков в штате Казанской церкви числились: два священника (Василий Данков и Митрофан Мишин), диакон (Митрофан Илларионов) и два псаломщика (Иван Станков и Илья Богомолов). У церкви отмечено 39 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 244, в них проживало 2414 человек. Казанский храм – один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Официально закрывался властями 5 августа 1940 года. Однако в период оккупации богослужения возобновились. Росписи внутри церкви сделаны в советское время. В настоящее время церковь является памятником истории и культуры народов Российской Федерации и объектом культурного наследия (код 4600000508). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17394

Стараниями благочестивого генерал-губернатора началось благоустройство не только дворянской усадьбы по дворцовому типу, но и домовой церкви, которая приобретает новый, «псевдоготический имидж». Будто подчиняясь правилам игры, храм обзавелся ротондами на южных и северных фасадах четверика, пышной аркадой, огибающей алтарную часть. К западному фасаду были пристроены две башни, вторившие веяниям готических соборов. Одна была обустроена под колокольню, во второй находились часы. Изящные капители высоких колонн между башнями придавали постройке дворцовый шарм и изысканность. Новый торжественный облик отвечал вкусам высокопоставленного заказчика и его именитых гостей. Уверенной рукой мастера были прорезаны круглые окна квадратными филенками над проемами алтаря и трапезной, фасады исправлены плоскими пилястрами. Имя архитектора перестройки Казанской церкви в Карабихе осталось неизвестно, но в том облике, какой она приобрела в начале XIX века, ясно прослеживаются черты, характерные для творчества выдающегося русского архитектора В.И. Баженова. Возможно, автор проекта перестройки был хорошо знаком с работами великого Мастера и в чем-то даже копировал его. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. “Знаменитые архитекторы русского классицизма в годы интенсивного строительства усадеб были буквально “нарасхват”. Так что вполне возможно, что автор, стремясь угодить желанию знатного заказчика или показать свою “образованность”, мог выполнить проект в стиле известного зодчего. В 1828 году вдова князя Голицына, Наталья Ивановна Толстая, продолжает перестройку, начатую мужем. К главному храму она пристраивает придел в честь Зосимы и Савватия. В зимней церкви особо почитались икона Божьей Матери «Взыскание погибших», в память о погибшем в 1812 году под Бородином сыне М.Н. Голицыне от второго брака Николае, и дверное изображение Михаила Архангела, в память о муже. Дворяне Некрасовы, купившие усадьбу Карабиха в 1861 году у потомков Голицыных, совсем не занимались благоустройством Казанской церкви, ибо своей домовой они считали церковь в селе Абакумцево, где находилось их родовое кладбище, а в 1860-е годы была устроена и семейная усыпальница дворян Некрасовых. Изысканная красавица, церковь Казанской иконы Божьей Матери, постепенно ветшала и требовала заботы и внимания.

http://sobory.ru/article/?object=39167

Источник: сайт " Наша газета " Первая церковь в прежнем селе Старом Никулине построена была в 1660 году, во имя Казанской Божьей Матери (Холмогоров " Материалы для истории Симбирскаго края " , стр. 4), впоследствии она сгорела и теперь на ея месте поставлена часовня, о которой упомянуто выше. Настоящая церковь в селе Пилюгине, Волынщино тож, каменная, во имя Архистратига Михаила, построена в 1817 г. помещицею Надеждою Васильевною Краевскою. В этой церкви хранится явленная икона Владимирской Божьей Матери. Икона явилась в соседней деревне Дубенках, около родника. О времени и обстоятельствах ея явления не сохранилось никаких сведений. Местные жители рассказывают, что явленная икона перенесена в церковь из часовни, построенной на месте ея явления, но затем помещик Василий Петрович Чуфаров куда то ее увез, так что в настоящее время в церкви хранится не подлинная явленная икона, а снимок с нея. Ежегодно 23 июня, из села Сгараго Никулина совершается, в сопровождении большого числа богомольцев, стекающихся и зсоседних селений, крестный ход, (с иконой Владимирской Божьей Матери, в д. Дубенки (в трех верстах), и там, на месте явления иконы, в часовне, происходит общее молебствие. Одновременно с празднованием явленной иконы, в селе Старом Никулин устраивается однодневная ярмарка. В 1888 году здесь открыта церковно-приходская школа. Из книги " Селения Симбирского уезда " (П. Мартынов, 1903 г.): " Храм каменный, построен в 1817 г. помещицей Надеждой Васильевной Краевской. Престолов три: – в честь Владимирской иконы Божьей Матери; в приделах – во имя Архистратига Божьего Михаила и во имя Святителя Митрофания Воронежского. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Прихожан крестьян: в с. Старом Никулинев 21 двор - 50 м. и 63 ж. " . Из книги Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск. Храм каменный, построен в 1817 г. помещицей Надеждой Васильевной Краевской. Престолов три: главный холодный – в честь Владимирской иконы Божьей Матери; в приделах теплых – во имя Архистратига Божьего Михаила и во имя святителя Митрофания Воронежского.

http://sobory.ru/article/?object=25845

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/  Ред. 2011 Село Борисоглеб с Казанской церковью и храмы закрытого города Радужный и села Буланово выделены Владимирской епархией в специальное благочиние: VI-e Радужное благочиние. Местность, столь необычная для наших равнинных краев, носит название странное – Баглача, что означает выстланная бревнами дорога по болоту. Первое письменное упоминание о Баглачевской волости относится к 1504 году. О существовании на местном погосте церкви Св. князей Бориса и Глеба сообщают лишь патриаршии окладные книги 1628 года. В 18 веке была построена новая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Бориса и Глеба. Старожилы, заставшие время расцвета храма, рассказывают о необыкновенной красоте и богатстве храма. В храме особо почиталась чудотворная икона Божией Матери Казанской. Храм закрыли перед войной. В те годы он был полностью разрушен, отсутствовали даже своды в трапезной, а на колокольне росли деревья. Никаких хозяйственных построек не было. Все средства, поступающие от благодетелей, уходили на восстановление храма. В храме не было постоянного священника. Батюшка Власий благословил меня на служение Господу и людям, и в 1997 году я стал настоятелем этого храма по благословению своего духовника. Приход наш – сельский, небогатый. Местных деревенских жителей мало. Прихожане в основном из г. Радужного. Наш храм находится в одном километре от города. Но дороги к храму нет, есть только тропинка, она идет болотом и опушкой леса, где весной и осенью топко. Зимой тропинка занесена снегом. Дорогу сделать нельзя, т.к. территория храма находится за пределами границы ЗАТО г.Радужный (Закрытое Административно-территориальное Образование). В храм могут дойти только физически здоровые люди, или доехать на личном транспорте через КПП (в объезд 16 км). Коротко о себе. Родился я в п. Кубинка Московской области в семье кадрового военного. Окончил высшее военное училище, служил в Кантемировской дивизии. После увольнения из армии судьба свела меня со схиархимандритом Власием в Пафнутий-Боровском монастыре Калужской области. В 1994 году я стал его духовным чадом. В 1996 году отец Власий благословил меня отвезти литературу в храм, где староста и казначей также его духовные чада. Так в 1996 году я впервые попал в храм с. Борисоглеб во Владимирской области.

http://sobory.ru/article/?object=02070

При устройстве Петропавловского завода владельцем завода Максимом Походяшиным была выстроена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, освященная в 1759 г. с благословения Тобольского митрополита Павла. В 1767 г. с благословения того митрополита Павла в Петропавловском заводе на средства Походяшина была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1787 г. во вновь выстроенной церкви был освящен нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1798 г. был освящен верхний храм во имя св. апостолов Петра и Павла. Внутри храм был несколько раз обновляем, а снаружи остался в своем первоначальном виде; только в 1893 г. ко храму было пристроено крытое крыльцо и храм обнесен каменной оградой с чугунными решетками. К Петропавловскому храму приписана Николаевская церковь в дер. Лаче. Здесь была прежде деревянная часовня, которая в 1897 г. с разрешения Екатеринбургской духовной консистории от 24 февраля 1892 г. за 1942 была обращена в церковь и 26 января того же года освящена во имя св. Николая Мирликийского. Кем, когда и по какому случаю построена бывшая часовня, достоверно неизвестно. Особого причта при Николаевской церкви не положено, Петропавловский причт служит в ней в ноябре – январе, на 2 и 5 неделе Великого поста и 3 раза после Пасхи. В приходе 3 часовни: в селе Петропавловском, на кладбище, каменная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в XVIII ст. Максимом Походяшиным; другая в дер. Митяевой, деревянная, в честь иконы Знамения Божией Матери, построенная на средства местных жителей, и третья в дер. Денежкиной, построенная местными жителями в честь иконы «Утоли моя печали». «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Комментарии и обсуждение Походяшин Максим Михайлович – один из таких людей, которые не жалели своего достояния на строительство церквей. За свою жизнь он построил четыре храма: в Петропавловском и Богословском заводе и два - в Верхотурье. К сожалению, в настоящее время сохранился в первозданном виде только один - храм Петра и Павла в городе Североуральске.

http://sobory.ru/article/?object=12530

26 июля 1914 года состоялось освящение храма, чему накануне предшествовало всенощное богослужение, совершенное протоиереем Ф.Н. Орнатским с другим приглашенным духовенством, при пении лейб-гвардии Семеновского полка. Чин освящения храма совершил епископ Гдовский Вениамин. Со дня освящения храма служба совершалась в нем только в летний, дачный сезон, в виду неприспособленности храма для службы в зимнее время. Иконостас был исполнен по рисункам инженера Красовского - дубовый, резное дерево с металлическими приборами. Паникадило 2-х ярусное в 28 свечей бронзовой отливки с хрустальными цепями, с бронзовыми отливными подвесками. Прибор в 28 металлических свечей, окрашенных под желтый воск. Цепь 11 аршин. Паникадило дар П. И. Летуновского. Престол кипарисного дерева на дубовой основе. Одежда престола белая мраморная, дар А. А. Кузнецова и М. М. Игнатьева. Царские врата — иконы Спасителя и Божьей Матери открытого греческого письма, в серебрянной басменной оправе размером 1,5 вершка. Патриарх Иерусалимский Дамиан прислал икону Воскресения Христова, содержащую в себе частицу камня гроба Господня. Святой Синод подарил дароносцу серебряную, вызолоченную, и пасхальный трехсвечник бронзовый с эмалевыми украшениями. Большое Евангелие в серебряном окладе с камнями, иконопись под слюдой. Евангелие в малом, бархатном окладе с серебром. Евангелие напрестольное в лист 9 вершков в бархатном окладе с бронзовым матовым зеленого золочения пропильпым крестом, с иконой Спасителя в камнях - дар П. Я. Мешкова. В вратах икона Спасителя и Казанской Божьей Матери на цинке. На тех же вратах с внутренней стороны икона де Иисус Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Креститель на цинке. Из икон: икона св. Иосифа Белгородского Чудотворца на липовой цке (доске) с ковчежцем Строгановского письма в висячем светло-дубовом киоте с бронзовым отливным кронштейном; икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями; икона ап. Павла 2x1 аршин; икона св. м. Лидии 2x1 аршин; икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями (2-я хоругвии бронзовые, зеленого золочения, чеканные - 2 штуки); колокола: 158 пудов 20 фунтов с железным языком 6 пудов, 73 пуда 10 фунтов, 43 пуда 5 фунтов, 17 пудов, 1 пуд, 22 фунта. Из пояснительной записки о стиле храма, приложенной архитектором к его проекту.

http://sobory.ru/article/?object=00109

Вечером, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.), Предстоятель Русской Православной Церкви совершил утреню всенощного бдения в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. После богослужения Его Святейшество посетил деревянную Троицкую церковь Свияжска, являющуюся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. 21 июля 2016 года, в праздник чествования Казанского образа Царицы Небесной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена возглавил в Благовещенском соборе Казанского кремля Божественную литургию, после которой состоялся крестный ход к Казанскому Богородицкому монастырю. За богослужением присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич и президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. В рамках визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым, а затем с председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем Самигуллиным. В Казанском кремле состоялся прием от имени президента Республики Татарстан по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви. Затем Святейший Владыка в сопровождении митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова посетил Раифский Богородицкий мужской монастырь и детский приют при обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010