Еще до появления в 1890-1900 годах часовни и храма «на Устье», на месте прежних пристаней Бакалда существовала православная церковь. Вот что об этом повествуется в «Истории Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани»: « Бакалдой называлось местечко в устье Казанки, в нескольких километрах от монастыря, где стояли пристани и лабазы. 30 лабазов принадлежали монастырю в XIX веке. Поэтому в 1830-1850-х годах, когда при архимандрите Гаврииле обитель переживала второй расцвет, а торговля шла особенно бойко, здесь существовала приписная к обители церковь. В то время в каждом городе имелись так называемые в народе " церкви на торгу " - то есть на рынках и прочих местах оживленной торговли. Монастырский храм " на Бакалде " можно отнести к их числу. И естественно, как же могла называться церковь, первой встречавшая всех заплывших в устье Казанки - единственной ведущей в город судоходной реки? Конечно, в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Казани, ради паломничества к которой многие и приезжали в наш город. Деревянная малая церковь Казанской иконы Божией Матери на Бакалде была построена и освящена 7 июля 1824 г. Церковь была бедной и снаружи, и внутри. При ней имелся один малый колокол. Никаких ценных реликвий и богатых иконных риз в описи 1832 г. не значится. В иконостасе упомянуты лишь иконы Спасителя и Божией Матери в местном чине - видимо, без риз. Церковь закрылась из-за бедности.в 1852 году. Архимандрит Никодим в конце XIX века писал с горечью, что вообще " монастырская Бакалда размыта Волгой, и владеть ею монастырь перестал " . Таким образом, церковь на Бакалде просуществовала чуть больше четверти века, оставив только память о себе. Кроме этой церкви, на Бакалде была и деревянная, так называемая «подвижная» или «передвижная» часовня, которая находилась рядом с ней и приносила определенные доходы за счет продажи свеч, икон и книг. » В статье использованы материалы из книги: А.Рощектаев « История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани», изд-во «Русич», Казань-2004 г.

http://sobory.ru/article/?object=34237

Верхозерский приходъ Село Верхозерье, при озере Урановскомъ, находится въ 27-ми верстах отъ уездного города и въ 110-ти от губернскаго. Название свое село получило отъ того, что находится въ верховьях длиннаго Урвановскаго озера. Въ писцовыхъ книгахъ 1629-30 гг. село Вехрозерье значится старинною вотчиной Саввы Ив. Мертваго; въ селе церковь во имя Св. Николая Чудотворца – древяна клецки, при церкви дворъ попа Ивана, пашни церковной по 15 четвертей въ поле, сена 30 копенъ; въ селе дворъ прикащиковъ и 2 двора крестьянскихъ. Въ окладныхъ книгах 1676 года отмечена въ Верхозерье уже другая церковь въ честь Казанской иконы Божией Матери, следовательно въ промежутокъ между 1630 и 1676 г. церковь здесь была перестроена. При церкви значится дворь попа Гаврила, да в томъ же селе приходскихъ 9 дв. крестьянскихъ, дер. Усадъ, въ ней 2 двора помещиковыхъ, живутъ въ нихъ дворники, да 27 двор. крстьянскихъ (в настоящее время въ Усадь 129 дворовъ), дер. Косиково, въ ней 6 дв. крестьянскихъ, дер. Старинки, в ней 6 дв. крестьянскихъ (ныне здесь 106 дворовъ). Земли церковной изъ боярскихъ дачь 3 четв. Въ двухъ поляхъ, сенныхъ покосовъ на 26 копенъ. Вышеупомянутая церковь была деревянная, въ 1812 году она сгорела. Вместо нея въ 1814 году начатъ постройкою каменный храмъ, въ 1821 году былъ построенъ и освященъ придельный храмъ, настоящий же храмъ освященъ въ 1825 году. Съ того времени наружный видъ храма остается безъ изменений, внутренния же украшения были обновляемы. Престоловъ въ храме два: главный въ честь Казанской иконы Божией Матери, въ приделе во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательнаго древностью или ценностию не имеется. Причта при церкви по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание причта получается: отъ земли пахатной и сенокосной до 130 руб. въгодъ, от службъ и требоисправлений до 670 руб. Дома у членовъ причта собственные на отведенной крестьянами земле. Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахатной 26 дес. 2,133 саж. и сенокосной 7 дес. 2,032 саж.; планъ и межевыя книги на эту землю хранятся въ целости.

http://sobory.ru/article/?object=04484

В настоящее время уже не существует престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, даже в приделах и ни в одной из Коротоякских церквей нет престольного праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и таким образом «Богомолие царя Алексея Михайловича»», указавшего построить храм Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожено. Рождество-Богородицким собором назывался Коротоякский собор до конца XVIII ст. В г. Коротояке существовала отдельная от Рождественского собора церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, как исторический памятник основания этого города на этот праздник. О ней известия встречаются под 1738 г. Так в росписи Коротоякских церквей за этот год сказано: «В г. Коротояке собор Богородицкий, при нем был протопоп Иосиф,; поповский староста; Казанская церковь; Покровская церковь, при ней были священники Антоний и Гавриил; Успенская, при ней был поп Данила; Архангельская, поп Федор; Никольская, поп Косьма и Димитриевская, при ней священники Андрей и Михаил». В росписи 1759 г. также упоминается Покровская церковь. В позднейшее время уже не встречается сведений о Покровской приходской церкви, а упоминается в документах Покровский собор в 1798 г. и при нем был священник Петр Алексеев. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Существовавшая церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Коротояке Казанская церковь в пригородной г. Коротояка Дмитриевой слободе каменная, с приделом св. Дмитрия, построена была в 1795 г. На месте, занимаемом прихожанами Казанской церкви, первоначально жили черкасы, поселенные здесь царем Алексеем Михайловичем – они были причислены к полку Острогожских черкас и зависели от их полковника. Роль черкас как охранителей безопасности края окончилась, и правительство сочло переселить черкас в село Урын, а на их место перевести русских людей на черкасские усадьбы. Русских переселенцев сначала было 15 семейств… В г. Коротояке было две приходских церкви: Казанская и Дмитриевская, первая сгорела от грозы в 1786 г., а вторая, упоминаемая в 1721 г., сгорела от пожара в 1789 г. Тогда жители Дмитриевской и Казанской (или Успенской слободы) решились сообща построить взамен сгоревших двух деревянных одну каменную в честь Казанской Божией Матери с приделом св. Дмитрия. Эта церковь была построена в 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=38565

В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Феодоровича Грекова при надзоре опекунов, его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. Храм строился по частям и был достроен в 1837 году, колокольня пристроена в 1898 году. В 1930-е годы во время гонений на веру храм был закрыт и превращен в колхозный склад. В 1970 году сгорел и как ветхий фонд передан в 1991 году Русской Православной Церкви. http://stupinoblag.ru/blagochinie/church/36/ Территория Троицкого храма с. Лужники в первой половине XVI в. — оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь в честь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Фёдоровича Грекова при надзоре опекунов, его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. Каменная церковь строилась постепенно. В 1819 году был построен трапезный храм с приделами в честь Казанской иконы е Богородицы (правый) и великомученицы Екатерины (левый). Колокола были расположены на столбах около церкви, т.к. колокольня была не готова. В 1847 году произведён центральный Троицкий придел. Храмоздателями документы указывают поручика Порфирия Фёдоровича Грекова и его сына корнета Константина Грекова. Колокольня храма была пристроена позже, в 1852 году. В 1897 году вокруг храма была возведена каменная ограда на средства Серпуховского купца Сергея Антиповича Никитина. В церкви достаточно утвари. Приходских дворов 60. В приход входят деревни Соколова Пустынь, Сайгатово, Тутыхино. Усадебной и пахотной земли не было. Была выделена сенокосная земля с неудобным рельефом. На церковной земле стояли деревянные дома попа и дьячка. Пономарь жил в господском флигеле без платы. На содержание священнослужителей выделялось ежегодно 700 рублей в два полугодичных срока из доходов малолетних детей покойного поручика Грекова, но в связи с расстроенным финансовым положением детей поручика, жалование выплачивалось с задержкой.

http://sobory.ru/article/?object=09248

Здание церкви в 1996 г. передано православным, и с 1997 г. в нем проводятся регулярные богослужения. В 2005 г. была заново построена колокольня, повешены колокола, храм внутри оштукатурен заново, ведется реставрация. 19 октября 2008 г. в селе Алешино Пушкинского района состоялось давно ожидаемое жителями села торжество — великое освящение храма во имя вмч. Георгия Победоносца. Кроме престольного праздника особенно почитается день празднования Казанской иконы Божией Матери, т. к. в селе была еще одна церковь в честь Казанской иконы, построенная в середине XVIII в. как домовая семьи фельдмаршала А.Б. Бутурлина. Храм в честь Казанской иконы был редкий для Подмосковья образец елизаветинского барокко. Одноглавая церковь, перекрытая куполом с главкой, с небольшой трапезной и алтарем выглядела как единый двусветный объём. К ней была пристроена колокольня. Выстроена на средства генерал-фельдмаршала графа А. Б. Бутурлина как усадебная. С 1927 г. для богослужений не использовалась, в 1931 г. разобрана на кирпич, в настоящее время от нее ничего не сохранилось. Использован материал сайта московской епархии http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=626 и история села Название села вовсе не связано с мужским именем, как это воспринимается в современном звучании. Объяснение дает надпись на хранившемся в церкви «Апостоле», напечатанном в 1687 г.: «Дан оный святой Апостол в село Ольшню; оное село прозвано тако якобы от ольх, росших на его месте, да и речка прозывается Ольшанка от ольшнякова леса». Итак, Ольшня-Олешня (Алешня) – Алешино. По документам, село известно с конца XVI века. Проходило по дворцовому ведомству, то есть находилось в привилегированном положении. В 1585 году в нем была возведена деревянная церковь Великомученика Георгия. " По сказке попа Георгиевской церкви Феодора с причетниками (1680 г.), к той церкви церковной земли - пашни 12 четьи в поле, а в дву потомуж, сена на речке Олыпанке с новоросчистными покосы 40 копен, а та церковная земля врозни, полосами, меж крестьянской земли, а пашенной лесной поросли в полях у них нет, и тою де полевою церковного землею многою завладели села Алешни крестьяня насильством, да ониж, крестьяня, на полевой церковной земле построили 4 двора крестьянских; да к той же Георгиевской церкви пустошь Зуева, а в ней сенных покосов 60 копен да пашни лесом поросло 14 четвертей в поле, а в дву потомуж, а та пустошь от села 3 версты по дмитровской дороге " (из " Исторических материалов " Холмогоровых).

http://sobory.ru/article/?object=04056

Прихожане стали думать о приобретении жилья для батюшки. По Божией воле узнали, что рядом с церковной территорией продается дом. Это предопределило место строительства храма святителю Николаю Угоднику, потому что вместе с домом была приобретена и земля. В приобретении церковного дома помогли Г.Б. Вашакидзе, В.Л. Ташланов, Е.И. Ренев, В.М. Дацкевич и другие. 6 декабря в актовом зале Дома детского творчества состоялся сход жителей сел Казанское и Новоселезнево с повесткой «О строительстве церкви в с. Казанское». Сход провел Глава Казанской сельской администрации С.Л. Черкасов. Все присутствующие на сходе пришли к единому мнению: откладывать строительство храма больше нельзя. На этом же сходе было принято обращение к гражданам района с просьбой оказать посильную помощь в строительстве православного храма в селе Казанском. 22 мая, на празднование памяти святителя Николая, после Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери иерей Евгений сообщил присутствующим, что прежде существовавший храм в селе Казанском был освящен в честь Святителя Николая, поэтому и новый храм будет освящен в честь этого святого. 14 августа 2005 года иерей Евгений Пуртов освятил Поклонный крест и земельный участок под строительство храма. Однако, начала строительства пришлось ждать долго. Оно началось лишь 14 июня 2006 года. 6 апреля 2007 года перед самой Пасхой верующие встречали иерея Вадима Овчинникова из Знаменского кафедрального собора города Тюмени, который позднее, 11 января 2008 года, Указом Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия был назначен настоятелем прихода в честь Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2007 года продолжилось строительство храма. Комитет по делам национальностей Тюменской области выделил на его строительство 15 миллионов рублей. Строительство вело «Бердюжьеагрострой» во главе с гендиректором Петром Максимовичем Неймешевым. Весной 2008 года по благословению Владыки Димитрия начался сбор средств на колокола. Собирали всем миром. 19 декабря 2008 года колокола были освящены и 27 декабря установлены на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=25255

В мае 1719 года обитель пострадала от сильного пожара. Её даже пытались объединить с Муромским Благовещенским монастырём, причём последний закрыть. Но жители Мурома воспротивились этому. И всё же существование Борисоглебского монастыря двигалось к концу. По указу Екатерины Второй он попал в число упразднённых. 26 января 1765 года Владимирский епископ объявил о закрытии монастыря. В 1992 году уцелевший Рождественский храм был приписан к муромскому Благовещенскому монастырю. Источник: Е.И. Сазонова " Муром. Прогулки по городу и окрестностям " . 2012.   Село Борисоглебское находится в 125 верстах от Владимира и в 17 верстах от Мурома. Село образовалось из слободки, расположившейся вблизи существовавшего здесь до 1764 г. Борисоглебского монастыря. Первое упоминание об этом монастыре относится к XIV в. В 1345 г., говорится в летописи, преставился князь муромский Василий и положен был в его вотчине в г. Муроме в церкви св. муч. Бориса и Глеба в монастыре на Ушне, при митрополите Феогносте. В писцовых книгах Муромского уезда 1628-29 гг. значатся церкви монастыря: «В монастыре церковь св. благ. вел. князей Бориса и Глеба древяна на подклетях; церковь во имя св. муч. Флора и Лавра древяна…» Вместо двух деревянных в XVII ст. в Борисоглебском монастыре построены две каменные церкви: во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы; год построения этих церквей неизвестен. В 1699 г. в Борисоглебском монастыре была построена третья каменная церковь во имя св. Николая чудотв. В 1764 г. Борисоглебский монастырь был упразднен и его церкви были обращены в приходские. Вознесенский храм каменный, пятиглавый, кресты на главах железные, прорезные; алтарь в храме троечастный, разделенный арками; за одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежнего. Другая каменная церковь – двухэтажная, также пятиглавая; в нижнем этаже престол в честь Рождества Христова. В нижнем этаже престол в честь Рождества Христова, в верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью давно уже упразднен. Внутри Рождественского храма в трапезе погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин, в монашестве Иоасаф. С Рождественскою церковью соединена каменная с шатровым верхом колокольня; в ней сохранились две кельи для монашествующих и хлебная.

http://sobory.ru/article/?object=04295

Церковь Иоакима и Анны - каменная церковь в формах зрелого классицизма принадлежит к распространенному в Галичском уезде типу храмов с венчающим восьмериком, имеющим завершение в виде декоративного пятиглавия. Храм был усадебным: его соорудила на свои средства в 1815 году одна из местных помещиц Наталья Ивановна Чалеева (1793-1857). Туровское, расположенное на высоком северном берегу Галичского озера - одно из живописнейших мест Галичского уезда. Близость к городу и почитаемому Авраамиеву Заозерскому монастырю была исключительно притягательна для костромских помещиков: свои усадьбы здесь имели представители дворянских родов Сипягиных, Перелешиных, Лермонтовых, Сумароковых, Френевых. К настоящему времени уцелели лишь остатки чалеевской усадьбы с прекрасным парком. В начале ХХ века приход церквей составлял 969 человек из 12 селений. Досточтимая местная святыня — престольный крест с надписью «сей крест положен в храм Богоотцов Иоакима и Анны в село Туровское, в котором заключается частица честного древа; сверх того, заключаются камения разные из святых мест, маслины из сада Геосиманского (принесена 1 августа 1846 года из святого града Иерусалима). В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Казанской иконы Божией Матери; в честь святого и праведного Богоотца Иоакима и Анны; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа... Современное состояние храма плохое, церковь не используются. Само же село в настоящее время жилое. Путь до села от города Галич занимает на автомобиле не более 20-30 минут. По материалам сайта: " костромские-деревни.рф " Богоотцовская церковь с. Туровского каменная, с такою же колокольнею, построена в 1815 г. на средства прихожан. Ограда каменная, кладбище при церкви. Престолов три: в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе с южной стороны – св. и прав. Богоотец Иоакима и Анны и с северной стороны – св. Николая чудотворца. Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его: жалование от казны священнику 88 руб. 20 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. и проценты с общего причтового капитала в 2206 руб. 47 коп. Причтовые помещения церковные. В пользовании причта состоит церковной земли: усадебной 1 десятина 600 кв. сажень, пахотной 28 десятин 1158 кв. сажень и сенокосной 5 десятин 640 кв. сажень. Плана и межевой книги на землю при церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=24127

http://sharangha.ru/hrams/10-kazanskiyhram.html По историческим справкам из «Государственного Архива Кировской области» и из Вятского Епархиального Архива, приход в честь Казанской иконы Божией Матери был основан в 1872 г. (анкетные сведениях о приходе Казанско-Богородицкой церкви села Роженцово на 1882 г.) . «Лесная местность прихода была единственной причиной заселения этого края крестьянами степных уездов. Лесная же местность была главной причиной и в открытии села, так как по отсутствии удобных дорог крестьяне увидели себя вдали от приходского храма и своего духовного отца. Все жители прихода - русские и православные, из них мужского пола - 1403 и женского - 1506. Прихожане, хотя жители и лесные и народ неграмотный, но благодаря своему усердному посещению приходского храма смягчают прежний свой грубый характер. К пище и еде не имеют изысканного вкуса. В одежде довольствуются своими домоткаными зипунами и бублёнными полушубками. Лес в приходе смешанный: ель, пихта, береза, липа; с небольшим количеством дуба, вяза, клена, рябины и черемухи. Сосновый лес находится в западной части прихода. Постоянные жители лесов - из зверей: медведь, волк, заяц, белка, куница, лисица и лось; из дичи: рябчик, тетерев и глухарь. Местные жители прихода ремеслами не занимаются» (Основание: ф. 574, оп. 1, д. 950/11, л. 1228-1229). Приход был открыт по определению Вятской Духовной консистории (протокол от 06.03.1872 г.) в 1872 г. из 15 селений в 7 верстах вокруг села Роженцова из деревень сел. Нежнурского и Шаранги. Приход отнесен к четвертому благочинническому округу Яранского уезда, где был единственным приходом благочиния. В клировой ведомости Казанско-Богородицкой церкви села Роженцово Царевосанчурского благочиния на 1873 г. указано, что «церковь деревянная на таковом же фундаменте устроена по благословению преосвященного Аполлоса епископа Вятского и Слободского в 1872 г. из молитвенного дома в честь Казанской Божией Матери, освящена 1 апреля 1872 г. в честь Казанской иконы Божией Матери царевосанчурским благочинным протоиреем Михаилом Алексеевичем Никоновым. Эту дату принято считать годом основания села. Причта при сей церкви по штату положено: настоятель и псаломщик. Духовенство обеспечено содержанием ругою и другими сборами от прихожан. Земли при церкви нарезано 66 десятин. Метрические книги за сей год велись исправно. Расстояние сей церкви от г. Вятки 300 в., от местного благочиния 40 в. Ближайшие к сей церкви села Троицкое - Шаранга в 14 в. и Николаевское - Нежнур в 15 в.

http://sobory.ru/article/?object=12594

От святого образа продолжали происходить разные чудотворения, и в знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеево и близ лежащих сел и деревень пожаловали для святой иконы ризу украшенную дорогими камнями. Большой вклад в это дело сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. Его трудами и пожертвованиями было произведено много строительно ремонтных работ в храме и на его территории, а также на его средства приобреталась различная церковная утварь. В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к Епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма. Отцом Иаковом Серебренниковым было составлено прошение и отправлено к Владыке. 26-го января 1888 года было получено благословение на строительство нового храма в честь явления Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. 7-го мая 1889 года совершилась закладка нового храма, которую совершил благочинный округа, отец Александр Елеонский и отец Иаков Серебренников. 21-го мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Чимеево. Чин освящения, а так же первую Божественную Литургию возглавил благочинный отец Александр Елеонский в сослужении отца Иакова и духовенства, соседних приходов. 26-го июля 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен, отец Василий Соколов он прослужил в этом храме практически 37 лет. В годы воинствующего атеизма и безбожной власти его семья зимой была выгнана из дома на улицу. Его приютили сердобольные жители села Чимеево. В 1930 году отца Василия арестовали, предлагали отречься от Христа, взамен обещая безбедную жизнь. Но отец Василий мужественно отказался от предложений чекистов и остался верен Богу, за что и испил чашу страданий за Христа. Дата и место смерти отца Василия не известны. Вместо отца Василия, в храм приехал служить отец Александр Бердинский. В 1937 году в год, когда была объявлена пятилетка, по окончательному уничтожению религии храм закрыли. Отец Александр был растрелен. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Когда дело дошло до Чудотворного образа, то несколько человек не могли сдвинуть икону с места. Председатель местного сельсовета Гурьян Гладков, хотел топором разрубить образ Богоматери, но невидимой силой был отброшен назад, у него открылось сильное кровотечение, из носа и рта и через три дня он умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010