Храм в честь великомученицы Варвары (Казань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святой Великомученицы Варвары — православный храм в Вахитовском районе Казани. Содержание История [ править править код ] Точная дата постройки Варваринской церкви не известна (антиминс датирован 1781 годом). Храм был возведен в конце 18 века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-80 гг. из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева. Во время пугачевского бунта вице-губернатор, 104-летний старик, укрылся от пугачевцев в Богородицком монастыре. Пугачевцы казнили губернатора прямо на паперти собора. Возможно изначально церковь относилась к Арскому кладбищу, а после того, как там был построен свой храм во имя Ярославских чудотворцев, Варваринская церковь стала приходской. В 19 веке Варваринская церковь находилась на окраине города на печально известном Сибирском тракте, как раз напротив построенного в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова каменного с колоннами моста Сибирской (называемой также Арской, по направлению к ближайшему крупному городу) заставы. Сейчас на этом месте соединяются улицы Горького и Маркса, на месте оврага — жилой дом. По этому мосту проезжали мимо храма и бывали в нем А. Н. Радищев (1790), А. И. Герцен (1835), Н. Г. Чернышевский (1864), В. Г. Короленко (1884). На мосту встретились Бирон, возвращавшийся из ссылки по распоряжению Елизаветы Петровны, и Бурхард Миних, содействовавший ссылке Бирона в Сибирь, а теперь сосланный туда же. 12 июня 1774 года, после небольшого боя у Арской заставы в город ворвался Емельян Пугачев. Архитектор первоначальной церкви неизвестен, по сохранившемся фотографиям — это был храм в стиле классицизма, с теплым приделом во имя св. Жен-Мироносиц. В 1901-07 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского на средства собранные прихожанами был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма 18 века, в частности нижние ярусы колокольни. Внешний облик храма сходен с церковью Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерной пустыни, также построенных архитектором Малиновским. Сочетание разновеликих арок, сводов, оконных проемов создает неповторимый уютный храмовый интерьер с замечательной акустикой, что свойственно всем творениям Малиновского (собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске 1898—1906, Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (с. Ачи) 1886—1896 гг., Храм святителя Гурия Казанского (с. Ташкирмень) 1895, Храм в честь свв. первоверх. апп. Петра и Павла (с. Бахта) 1912—1917 гг., Собор в честь Живоначальной Троицы в Раифском монастыре 1910 г, соборный храм Троицкого женского монастыря в Лаишево и др.).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_в...

Николо-Набережная церковь (Муром) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николо-Набережная церковь (или церковь Николы Мокрого) — православный храм Муромской епархии Русской православной церкви, находящийся в городе Муроме, Владимирской области. Церковь расположена на высоком берегу реки Оки. Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Содержание История [ править править код ] Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым». В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Христофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён. В 1803 году к храму была пристроена трапезная с приделом Сошествия Святого Духа. В 1847 году появился новый придел в честь священномученика Власия — покровителя животных, так как в числе храмоздателей были купцы Суздальцевы-Ушаковы, занимавшиеся торговлей скотом. Церковь была закрыта в 1940 году. В 1950—1960-х годах в храме размещалась птицефабрика. В конце 1960-х годов Николо-Набережную церковь передали городскому музею, который предполагал создать в ней экспозицию, посвященную реке Оке и выставку деревянной скульптуры (на тот период вся коллекция хранилась в храме). В последующие годы храм пустовал.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Набереж...

Закрыть itemscope itemtype="" > Строится город - строятся храмы 11.10.2011 548 Время на чтение 5 минут Сегодня, глядя на наш почти миллионный город, трудно представить, что к началу XX века граница города проходила за железнодорожным вокзалом по Большой Садовой улице, а будущий микрорайон Улеши был загородной слободой. Но ведь в начале XIX века город был еще меньше! Перестроенный в 1772 году из древней часовни деревянный храм в честь Честного Креста Господня, по документам тех лет, числился «за городом, у Московской дороги», а ведь это и была будущая Киновия, чье здание доныне расположено на Октябрьской улице недалеко от Московской. Сегодня это исторический городской центр... Город рос, росли его кварталы, а вслед за новыми кварталами возникала потребность и в новых храмах для обитателей городских окраин. В документах XIX века то и дело звучат эти нотки: в 1844 году освящен деревянный храм в честь Сошествия Святого Духа в новых кварталах выше Затона (сегодня каменный Духосошествен­ский храм является кафедральным собором нашей епархии), в 1860 году на пустом месте (оттого и прозванном Безымянной площадью) для жителей окрестных кварталов, чье население стремительно увеличивалось за счет семейств фабричных рабочих, освящена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (сегодня каменный Покровский храм стоит на углу улиц Большой Горной и Горького). Особенно интенсивно город начал расти на рубеже XIX - XX веков. Вслед за новыми улицами и кварталами появлялись и новые храмы: 28 сентября 1897 года освящен домовый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц (в районе современного Городского парка), в 1898 году освящен Александро-Невский полковой храм при казармах Саратовского гарнизона (здание сохранилось, расположено близ перекрестка улиц Московской и Степана Разина), 25 июля 1898 года - Никольская церковь-школа в районе железнодорожной станции Capamob-II (ныне Свято-Никольский мужской монастырь), 28 декабря 1903 года - Серафимовская церковь в районе Сенного базара, недалеко от выезда на московскую дорогу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Храм Рождества Христова (Уптар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Приход в честь Рождества Христова поселка Уптар Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви был организован 1993 году по инициативе жителей поселка. Содержание История [ править править код ] Первые шаги по организации в поселке церковной жизни относятся к весне 1993 года. Тогда по инициативе регента собора Сошествия Святого Духа на апостолов г.Магадана Ирины Семеновны Козулиной, которая также являлась учителем музыки в уптарской средней школе, взрослые и дети стали собираться в клубе «Энергетик» для молитвы (пели акафисты Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, вмч.Георгию Победоносцу) и чтения Закона Божия. Приход в честь Рождества Христова пос.Уптар Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви был организован 1993 году по инициативе жителей поселка. В мае 1993 года магаданский священник прот.Сергий Барицкий провел в здании администрации поселка собрание с заинтересованными лицами. На этом собрании Лидия Петровна Вильк была избрана старостой прихода, которым и является до сегодняшнего дня (уже почти 20 лет). Первой регистрацией прихода в 1993 году в органах юстиции занимался о.Сергий Барицкий. По благословению епископа Магаданского и Чукотского Ростислава (Девятова) (ныне митрополита Томского и Асиновского) приход был назван в честь Рождества Христова. Здание, переданное под церковь, имеет 2 этажа и построено из деревянного бруса. Раньше в нем располагалось семейное общежитие. Для некоторых жителей поселка это обстоятельство явилось поводом для смущения и нежелания посещать приход. А может это просто оказалось удобной отговоркой? Церковная же история, которая свидетельствует об устроении храмов и монастырей на местах языческих капищ, была и остается для многих «terra incognita». Первую службу в уптарском храме в день Рождества Христова 7 января 1994 года совершил ныне покойный прот.Анатолий Кожеуров. Кроме того, в этот день о.Анатолий провел малое освящение храма, а также покрестил 27 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Церковь Сошествия Святого Духа (Плиссы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Сошествия Святого Духа — деревянная церковь, обшитая тёсом, построенная в середине XVIII века в духе храмового зодчества Беларуси. Престольный праздник: Сошествие Святого Духа, переходящий праздник (50-й день после Пасхи). Содержание История [ править править код ] Храм Сошествия Святого Духа изначально был выстроен из дерева, на небольшом открытом холме, расположенном прямо над озером. На расстоянии в 50 км от храма проходит автомобильная дорога Невель-Полоцк. До сегодняшнего времени заказчик, строитель или автор проекта здания неизвестны. В летописных источниках за 1864 год значится, что в погосте под названием Плиссы расположена церковь Сошествия Святого Духа, в которой главный престол был освящен в честь Святого Духа; с правой стороны от него располагался второй престол, который был освящен во имя Святого Николая Чудотворца, а с левой стороны — престол в честь Павла и Глеба. Все престолы были также деревянными. Согласно устным преданиям, возведение храма пришлось на 1747 год. В архитектурном плане церковь Сошествия Святого Духа представляет собой сильно вытянутый прямоугольник, на восточном фасаде которого имеется выступающая пятигранная апсида, а на северном и западном фасаде имеются выступы крыльца. Основной составляющей церкви стал крестообразный план, который был дополнен со стороны восточной части симметричными приделами, а со стороны запада — парой симметричных трапезных. Церковный притвор главного четверика имеет объединенную часть с папертью. Общая пространственная композиция храма несколько многообъемна, в которой четко выражена присущая крестообразность плана, выполненная при помощи несколько повышенных объемов определяющих помещений. Не только приделы, но и боковые трапезные — одноэтажные. Храмовый световой барабан — это восьмерик, который перекрыт при помощи граненого купола, над габаритами которого ступенчато расположены еще пара восьмигранных барабанов, которые соединены между собой при помощи восьмигранного купола; самый маленький барабан венчается небольшой главкой, оснащенной крестом и яблоком.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сошест...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Минская " Описания иконы Описание иконы Минская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр. Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Пинске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день. В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа. На иконе, помещенной с левой стороны иконостаса, изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными кр[...] Икона Минская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Согласно преданию, эта икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Существует предположение, что в русскую землю чудотворный образ был привезён святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса). Около пятисот лет икона была одной из главных святынь православного Киева. В 1482 году крымский хан Махмет Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму её бросил в воды Днепра. И вот 13 августа 1500 года жители Минска увидели необычный свет, исходящий из реки Свислочь напротив древнего замка минских удельных князей. Подплыв на лодке к источнику света, горожане увидели икону. Образ подняли из воды и торжественно перенесли в замковую церковь. Так город обрёл свою святыню, получившую название Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1616 году, во время распространения унии (слияния православного и католического вероисповеданий), икона попала к униатам и находила[...]

http://pravicon.com/icon-195

Спасское. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не позже 1781. Адрес: Вологодская область, Сокольский район, деревня Спасское Координаты: 59.568189, 41.482853 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1768 г. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Святого Духа на апостолов. Вновь устроенный в тёплом храме главный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 3 ноября 1877 г. В 1788 г. в приходе числилось 1909 человек, в 1868 г. - 2081. Стрелицкая Богородицерождественская церковь, 1781 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, преп. Феодосия Тотемского, вмч. Георгия Победоносца. I. Местоположение церкви В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в 117 верстах по этому тракту от г. Вологды на правом высоком берегу реки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Богородицы и в связи в ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь меж холмами и обрывами и описывая дугу близь холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда. С версту от Стрелицких храмов на большой дороге, между деревнями Пенкиным и Биряковым, выделяются два большие деревянные здания. Это двухклассное министерское училище и Биряковское волостное правление.

http://sobory.ru/article/?object=41441

Скит Параклит Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пустынь Святого Параклита (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), Параклитова пустынь) — мужской скит Троице-Сергиевой лавры. Располагается в деревне Смена близ Сергиева Посада, в 6 км от Лавры. Содержание История [ править править код ] В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от Гефсиманского Черниговского скита , в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры . Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиевопосадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX века здесь началась совсем другая жизнь. В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын – Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита. Летом 1858 года наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен. В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский . Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_Параклит

Храм Ахтырской иконы Божией Матери (Пигулино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Пигулино построен в 1819 году на средства помещика Б. М. Лыкошина в архиетктурном стиле зрелого классицизма. В храме частично сохранились внутренние росписи середины XIX века. Содержание История [ править править код ] Церковь Ахтырской Божией Матери. Фото 1941 г В 1805 году титулярный советник Богдан Михайлович Лыкошин подавал прошение в Священный Синод, с просьбой о строительстве в селе Пигулино каменного храма. Разрешение было получено, но в связи с нашествием французов, строительство приостановили. Храм в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы заложили в 1812 году на небольшом пригорке, на левом берегу речки Лужня. Его приделы построены в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По главному престолу и село Пигулино часто называли Ахтыркой. Долгое время служба проводилась в приделах храма освященных в 1819 году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Иосафе (Сретенском). В 1851 году завершили и освятили Ахтырский престол, на средства нового владельца усадьбы, капитана Дмитрия Ивановича Микулина, при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Вещезерове). Из Москвы привезли и установили иконостас, выполненный живописцем, членом Академии Художеств Мягковым. Еще в конце XIX века в ризнице храма хранились облачение и утварь, пожертвованные семьями Лыкошиных, Нахимовых, Микулиных. В 1901 году прихожане Ахтырского храма пожертвовали в церковь колокол весом 103 пуда 4 фунта (около 1851 кг.; не сохранился), стоимостью 1650 рублей и металлические вызолоченные хоругви, стоимостью 130 рублей. В 1910 году, как и ныне, к югу от храма размещались деревянные дома священника и сторожа. В документах Вяземской уездной милиции за 1924 сохранилась опись Пигулинской церкви составленная в 1919 году настоятелем протоиереем Михаилом Смирновым. В храме хранились: три серебряных вызолоченных чаши для причащения; две серебряных дарохранительницы; три больших Евангелия в переплетах с металлическими украшениями; три больших металлических напрестольных креста; шесть хоругвей; двадцать восемь подсвечников; пятьдесят восемь икон, некоторые в металлических окладах; шестнадцать священнических и шесть диаконских облачений; более двухсот книг богослужебного и духовного содержания; пять колоколов. До середины 1990 годов в храме находилась чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Ахтырской...

Смена. Параклит-Тарбеева пустынь. Церковь Параклита. Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Утешителя (Параклита) , Духа Святого Сошествия , Обретения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1861. Архитектор:П.Я. Миронов Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Смена, Параклит-Тарбеева пустынь Координаты: 56.318193, 38.237032 Проезд: Вариант 1: Из Москвы с Ярославского вокзала до ст.Сергиев Посад, От Сергиева Посада автобусом или маршрутным такси 15 до остановки " пос.Смена " - 7 км, после автобусной остановки идти 1.5 км пешком. Вариант 2: На автомобиле сразу после въезда в поселок Смена будет поворот направо, далее 1 километр через гаражи и поле (дорога сильно потрёпана). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Как видно из письма Наместника Лавры, он желал поставить здесь только три - четыре келии, но без церкви. Но пришло время и Московский почётный гражданин Иван Кириллович Королёв, узнав «какъ иногда въ морозы зимой, и въ дождливую погоду лтомъ, старцы, по колно въ грязи или снгу, бредутъ в Скитъ къ возымлъ построить для нихъ церковь, и этимъ доставить старцамъ боле въ их Желание своё онъ заявилъ покойному Намстнику Лавры Архимандриту который сперва не соглашался на устройство церкви, указывая на то, что цль поселившихся старцевъ была избжать посетителей и предаться совершенному а когда у нихъ будетъ церковь тогда уже трудно будет достигнуть сей цли. Однако же о. Наместникъ решительного ничего не сказалъ г. Королёву, а общался посоветоваться со старцами, и тогда дать отвтъ.» Когда Наместник Лавры объявил старцам, что «Бог посылает благодетеля, который желает им построить церковь», то они все единодушно изъявили согласие на постройку храма. Это видно из письма Наместника к И. К. Королеву, написанному 28 февраля 1860 года: «Теб всеблагому промыслителю Господу, безначальному Отцу, собезначальному Сыну, и соприсносущному Духу, Святому Параклиту, буди благодарение, честь и слава и ныне и присно и во веки вековъ. Аминь.

http://sobory.ru/article/?object=14084

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010