Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1674–1676 гг. Перестроен в 30–40 гг. XIX в. Фотография. 2003 г. в г. Боровичи Новгородской обл., на правом берегу р. Мста (ул. Александра Невского), ныне архиерейское подворье Новгородской и Старорусской епархии. Точная дата основания неизвестна. Согласно надписи на утраченной в XX в. раке св. прав. Иакова Боровичского , Б. м. был основан в 1327 г., ц. в честь Сошествия Св. Духа построена в 1345 г. Эта т. зр. отражена в работах XIX в.: «История Российской иерархии» архим. Амвросия (Орнатского) , «Описание Боровичского Свято-Духова монастыря с окрестностями» и др. Первым сохранившимся документальным свидетельством о ц. в честь Сошествия Св. Духа является житие св. прав. Иакова Боровичского (XVI в.), в к-ром повествуется о перенесении мощей святого в окт. 1544 г. из деревянной часовни, поставленной на берегу Мсты на месте, где колода со св. мощами пристала к берегу, в незадолго до этого построенный храм Сошествия Св. Духа на апостолов (неизвестно, была ли церковь в то время монастырской или приходской). В 1572 г. свящ. новгородского Розважского мон-ря Трифон, свящ. Софийского собора Посник и диак. Димитриевской ц. Симеон, направленные в Б. м. Новгородским архиеп. Леонидом , засвидетельствовали исцеления от мощей св. Иакова. Согласно самой ранней описи Б. м., содержащейся в писцовой кн. Бежецкой пятины письма Василия Звенигородского (1582), все монастырские постройки были деревянными: 3 храма, 11 келий и ограда со св. вратами; в обители жили игумен и 14 монахов. Сообщается также, что мон-рь «стал ново после прежних больших писцов», т. е. либо был основан вновь, либо нек-рое время пребывал в запустении. Ряд сведений по истории Б. м. во 2-й пол. XVI в. содержатся также в пространном «обыске» по поводу явления мощей прп. Иакова и чудес от них, включенном в сборник того же времени - ГИМ. Син. 447 (см.: Горский А. В. , Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Ч. 3. 234. С. 131-133), однако этот источник остается неопубликованным и неизученным.

http://pravenc.ru/text/153209.html

Екатеринбург. Церковь Сошествия Святого Духа. Духосошественская, Свято-Духовская церковь, Малый Златоуст Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1755 и 1768. Год утраты:1928 Адрес: г. Екатеринбург, перекресток ул. Малышева и ул. 8-марта Координаты: 56.834072, 60.600534 Проезд:остановка: площадь Малышева, автобусы 2, 14, 25д, 25у, 61, 64 троллейбусы 3, 7, 17 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Сошествия Святого Духа (Духосошественская или Свято-Духовская церковь) была заложена 28 мая 1755 года и строилась на деньги, завещанные екатеринбургским купцом Филиппом Сокольниковым. Подрядчиком выступил Гордей Нечкин, который 3 года спустя участвовал в строительстве самого крупного храма города — Екатерининского собора. Церковь была заложена «за городом», т.е. за крепостным валом. Однако позднее в этом районе вырос широкий Покровский проспект (ныне ул. Малышева), а храм стал не только возрожденным духовным, но и географическим центром города. Свято-Духовская церковь была одноэтажной и имела три придела: срединный — в честь Сошествия Святого Духа, северный придел Иоанна Златоуста и южный – во имя иконы Покрова Божией Матери. Это был третий по счету православный храм Екатеринбурга и первый, построенный из камня. Ныне на месте Свято-Духовской церкви, взорванной советской властью в августе 1928 года, располагается сквер перед зданием Дома бытового комбината «Рубин». Свято-Духовская церковь и приход расположены в южной и западной частях города. Прихожане, коих за 1900 г. считалось 3114 душ обоего пола, занимаются главным образом торговлей и разными ремеслами. Приход образовался в 1760 г. и называется Златоустовским (по церкви придельной), каковое название удержалось и до настоящего времени. В конце декабря 1759 г. было отчислено от Богоявленского прихода к Златоустовскому 178 православных дворов и 30 раскольнических. Первый каменный в Екатеринбурге храм был Свято-Духовский. Заложен он протоиереем Кочневым 28 мая 1755 г. по благословенной грамоте Тобольского митрополита Сильвестра. Строился храм «на оставшийся по смерти Екатеринбургского купца Филиппа Сокольникова пожиток». Деньги подрядчикам за доставку материалов и за работу выдавала екатеринбургская ратуша и выдавала крайне не аккуратно, вследствие чего работы прекращались на весьма продолжительное время.

http://sobory.ru/article/?object=37413

Кыштым. Церковь Сошествия Святого Духа. Свято-Духосошествиевская церковь, Во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов Сортировка: Карта и ближайшие объекты Двухэтажная церковь построена в 1760-64 г. на острове посередине городского пруда и является самым древним каменным строением в Кыштыме. Верхний (неотапливаемый) этаж именовался в честь Сошествия Святого Духа, а нижний (отапливаемый) этаж назывался именем Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева церковь была осквернена. Случилось это в 1774 г., когда повстанцы разрушили деревянные стены, окружавшие Верхне-Кыштымский завод, и заняли остров. Они раскинули свой лагерь вокруг церкви, разграбили ее, вводили в нее коней, жгли внутри костры. Сохранилось предание, что во время захвата церкви церковный староста Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни. После изгнания пугачевцев и приведения церкви в порядок, состоялось второе ее освящение. К этому времени растащенное имущество церкви было обнаружено в Каслях, Нязепетровске, в ряде окрестных деревень и свезено на прежнее место. Церковь закрыта большевиками в 1936 г. При советской власти ее имущество было разграблено или уничтожено. Колокола при стечении народа сброшены, здание использовалось под хозяйственные нужды: склады, городской музей, типографию. С 1958 г. здесь размещался кинопрокат. В 2000 г. храм передан местной православной религиозной организации. Ремонтируется. Рядом с демидовской усадьбой, на острове возвышается старейший храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, в народе – Старая церковь. На Южном Урале это второй по времени создания каменный храм – старше него только Уйский (Троицкий) собор в Троицке. К тому же он один из немногих храмов, выстроенных в стиле барокко, практически не подвергшийся перестройке. А главное – он был рожден вместе с Кыштымом и стал свидетелем всей его истории. Если верить одной легенде, то в 1755 году, спустившись с горы Егоза, осмотрев окрестности и начало строительства завода, Никита Никитич Демидов отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!» Это «спонтанное решение» и по сей день вызывает недоумение исследователей. «Церковь была заложена не в центре поселения и не на горке, а на острове посреди пруда, – пишет Г.Х. Самигулов. – Это совершенно нестандартное решение: чтобы церковь или мечеть были отделены от поселения водным пространством. Сложно сказать, чем руководствовались Демидовы, принимая решение о таком размещении храма». Тем не менее, строительные работы на означенном месте закипели сразу же. Бутовый камень везли с Кыштымского и Сугомакского рудников – благо, его после вскрышных работ накопилось много. Архитектурный проект был выбран не совсем обычный.

http://sobory.ru/article/?object=12340

Большое Филино. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:приблизительно 1800 - 1850. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, д. Б. Филино Координаты: 57.047624, 43.927767 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - не доезжая Ковернино в д. Гари поворот направо 2. Нижний Новгород - Семенов - не доезжая Ковернино в д.Бетино поворот налево Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Духовская церковь (кладбищенская) с колокольней (Тихоновское направление XVIII в., середина XIX в.). Закрыта в 1938 году, взята под охрану государства в 2000 г. По материалам краеведческого музея " Отчина " в р.п. Ковернино Храма Сошествия Святого Духа в селе Филино не было. " Церковь холодная, построена 1850 года, теплая, отдельностоящая, 1773 года, тщанием прихожан. Престол в холодной один, в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня, в теплой один же во имя Святителя и Чудотворца Николая " - сведения из клировой ведомости архива ЦАНО за 1875 год. Духовского ни храма, ни придела в селе Филино не было. По храмам села Филино: ... " в холодном храме престол один - Воздвиженья Честнаго и Животворящего Креста, в теплом - тоже один - во имя Святителя и Чудотворца Николая... " . Старый Никольский был построен в 1773 году, а вот Крестовоздвиженский - в 1854 году. К 1917 году в селе Филино Ковернинского района находилось два деревянных храма: Крестовозвиженский (летний) и Никольский (зимний). До революции приход этот относился к первому благочинию Семеновского уезда. Первый храм был построен здесь в 1850 году, а освящен спустя несколько лет – 11 сентября 1854 года. Вторая церковь была построена в 1773 году. Оба приходских храма возводились «тщанием прихожан», то есть на их пожертвования. В приходских Клировых ведомостях XIX века про Филинские храмы писали: «Зданием деревянные; холодная на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, окрашенная краскою на манер каменной [покраска фасадов под кирпичную кладку - прим. авт. ], крепкая. Есть еще церковь деревянная, весьма ветхая, но в ней кроме Святого Престола утвари никакой не имеется».

http://sobory.ru/article/?object=12446

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Богословский погост, Варламова пустынь, Важский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1426. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост Координаты: 62.226694, 43.099164 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Сошествия Святого Духа (Трех Святителей) Часовня Варлаама Важского Церковь Иоанна Богослова (разрушена в 1949-50 гг.) Карта и ближайшие объекты Основан в 1426 г. прп. Варлаамом Важским. Упразднен в 1764 г., храмы преобразованы в приходские Иоанно-Богословского прихода. Название Погост Пинежка дано по правым притокам Ваги рекам Пинежка и Малая Пинежка, между устьями которых на высоком угоре располагались постройки монастыря. К концу 1940-х гг. на территории погоста находились: деревянная церковь Сошествия Святого Духа 1782 г. с приделом Трех Святителей, каменная церковь Иоанна Богослова 1802 г. с приделами Варлаама Важского и Скорбященской И.Б.М. (1809), деревянная часовня Варлаама Важского (1821 г., возобновлена в 1894 г.). Первые монастырские деревянные церкви - Иоанновская (до 1450 г., возобновлена в 1520-30 гг.) и Трехсвятская 1450-70 гг., сгорели в 1622 г. Следующая деревянная Иоанновская церковь построена в 1627-31 гг., Варлаамовский придел в ней устроен в 1635 г., разобрана за ветхостью в 1821 г. Трехсвятская деревянная церковь с 1630-х гг. отстраивалась заново дважды. Обе постройки последовательно сгорели к 1671 г. Во второй из них был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа. Следующая деревянная церковь была освящена уже как Духовская с приделом Трех Святителей, она простояла с 1671 по 1782 г. и была за ветхостью разобрана и заменена нынешней. Каменная Иоанновская церковь была построена в 1802 г. на новом месте к юго-востоку от Духовской. Обе имевшиеся церкви и часовня были закрыты в 1929 г., колокола сняты, несмотря на протесты населения, священники и церковные активисты репрессированы. В Варлаамовской часовне устроено зернохранилище, в Духовской церкви - школа. Иоанновская церковь разобрана в 1949-50 гг. В 1998-99 гг. рухнуло ярусное завершение Трехсвятительской (Духовской) церкви. В настоящее время готовится проект реставрации монастыря. Ежегодно в день памяти Варлаама Важского 2 июля (19 июня по старому стилю) проходит Крестный ход от г. Шенкурска и молебен у Варлаамовской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=24800

Щелканово. Церковь Рождества Христова. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В селе Щелканово было два храма – в честь Рождества Христова и единоверческий в честь Сошествия Святого Духа. Христорождественский храм был построен в 1800 г. на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Второй храм, Сошественский, был построен в середине XIX в. До наших дней здание второго храма не сохранилось - оно было разобрано в 1970-е гг. Сохранившийся храм в честь Рождества Христова имеет четыре придела – главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью. Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей. Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление. 13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие " Бор " . По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия. До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.

http://sobory.ru/article/?object=01611

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Свято-Духовский скит. Скит. Действует.   Год основания:1901. Адрес: г. Почаев, Кременецкого р-на Координаты: 49.995354, 25.543567 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Свято-Духовского скита начинается с 1197 года. По документальным свидетельствам, Мефодий основал небольшую часовню на одной из Почаевских гор. А позже, в 1219 году, на вершине этой горы заложили монастырь и храм Преображения Господнего. Обитель отличалась строгостью монашеской жизни. Позже в нем основали типографию и богословскую школу. Стены монастыря стали его своеобразной летописью: на них монахи записывали все важные события. В 16–17 веках обитель постигли беды: сначала она была разорена в результате набегов, потом моровая язва истребила практически всех монахов. Восстановление монастыря началось в 1901 году – здесь, в тиши вековых деревьев, на горе, основали скит Святого Lyxa. Но в советские времена его снова закрыли. В стенах обители устроили психиатрический диспансер. А монахи переселились в Почаевскую Лавру. Второе возрождение монастыря, который стал скитом, началось в 1990 году. Монахи восстановили вратарную церковь Онуфрия Великого, церковь Всех Святых, возвели корпус для келий, каменную ограду вокруг обители. Также построили колокольню и три часовни. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день архиерейское богослужение совершалось в лаврском соборном храме, а после службы соединенные крестные хода из лавры, Лосятино и Старого Почаева с особой торжественностью, со всем духовенством во главе с архиепископом Модестом последовали на урочище «Скиток». На скиту их встретил крестный ход из Старого Таража, после чего и началось само торжество закладки Свято-Духовского храма. 21 сентября этого же года был изготовлен иконостас для храма в честь сошествия Святого Духа на апостолов, который являлся делом рук мастера по резьбе иконостасов Калязинского купца Макария Васильевича Шишкина. Изготовил мастер иконостас из соснового и липового дерева, покрытого красным золотом на полимент за 3200 рублей, и уже в январе 1903 года иконостас был доставлен из Калязина (Тверская область) в скит.

http://sobory.ru/article/?object=09030

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск) Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск) (Празд. 13 авг.), чудотворный образ, наиболее почитаемая православная святыня Беларуси. Название иконы (лат. Minscensis), данное ей по месту явления в Минске, а также год этого события приведены в вышедшем в свет в 1672 г. 2-м издании лат. каталога чудотворных икон Божией Матери нем. автора В. Гумппенберга. Краткий рассказ о явлении и чудесах М. и. основан на сведениях, предоставленных ректором Виленской академии, историком и писателем иезуитом Альбертом (Войцехом) Виюком-Кояловичем (1609-1677). В каталоге икон сообщается о том, что в 1500 г. в Минске, «главном городе Литвы» (ВКЛ), на р. Свислочь был явлен образ Божией Матери. После разорения Киева «сарматами» икона по воде прибыла к Минску; явленную икону перенесли в замковую церковь для всеобщего поклонения. Далее упоминается современное автору местонахождение святыни в ц. Св. Духа у монахов-базилиан. Со ссылкой на то, что «кроме других чудес, зафиксированных в источниках (в которых упомянуты исцеления многих слепых и бесноватых)», говорится о прекращении эпидемии чумы, «которую образ не только после шествия с ним по городу остановил, но даже отовсюду и дальше изгнал; упоминается также, что великая победа над скифами была добыта благодаря этому образу» ( Gumppenberg. 1672. P. 947). К рассказу об этом «литовском образе» автор присовокупил, по его словам, недавно сочиненное 3-частное моление к Божией Матери, к-рое он взял из тех же материалов Виюка-Кояловича ( Idem. P. 947-950). Пространная версия истории М. и. с описанием чудес от нее была создана в 1700-1723 гг. в Свято-Духовом монастыре базилианским мон. Яном Ольшевским ( Николай (Трусковский). 1864. С. 62). Хранившаяся в мон-ре рукопись была утрачена, но основные сведения об иконе с добавлениями к ее ранней истории были опубликованы (см.: Stebelski.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

Городец. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты 24 июня 2011 года распоряжением Управляющего Религиозной организацией " Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) " архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, имеющим пастырское попечение о Местной религиозной организации " Православный Приход церкви в честь Святаго Духа г. Городца Нижегородской области " назначен иерей Роман Смирнов. В центре Городца около здания ТЦ «Добрыня» находится старинный храм, который требует капитального ремонта. Это памятник архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем. В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам». Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях. Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=10365

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010