Уфа. Домовая церковь Сошествия Святого Духа при Архиерейском доме. /// Объект утрачен Домовая церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:1828. Год утраты:приблизительно 1973 (снесена при расчистке места под обком КПСС) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, на месте Дома Правительства по адресу ул. Тукаева, д. 46 Координаты: 54.716361, 55.940957 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Пространство огромной административной площади с монументальным Домом Правительства отшлифовано и ухожено, в нем трудом узнается старинная Архиерейская слобода и Соборная площадь. Но попробуем все же разобраться, тем более, как говорят, зачистка исторического ландшафта в ближайшее время будет продолжена. Архиерейкой (в просторечии – Архирейкой), или Архиерейской слободой длительное время уфимцы называют район на южном склоне холмов от Труниловского оврага и западнее до Семинарской слободы. Название это возникло естественным образом по самому значительному зданию – Архиерейскому дому, стоявшему над бельским склоном, укоренилось и, несмотря на все очевидные изменения и переименования, все же каким-то чудом сохраняется по сей день. " Архиерейский дом, центральные ворота. Белокаменные стены наружной стороны были украшены рустами, впечатляюще выглядел и каменный забор из плитняка по периметру усадьбы. К главному входу со стороны Воскресенской улицы вела тополиная аллея, недалеко от нее находились два фонтана " . Первоначально дом архиерея был деревянным, в 1827 г. его сломали и через год на его месте был выстроен большой каменный двухэтажный дом-резиденция архиерея, где была устроена домовая Крестовая церковь с двумя престолами: в основном храме – во имя Святого Животворящего Духа и в приделе – в честь Всех Святых. В этом месте ранее, при строительных работах, были найдены остатки кургана, в котором находились византийские золотые монеты V в. и золотые изделия массой более трех килограмм – такие захоронения археологическая наука классифицирует как царские. Так что само по себе место выделялось. В 1877 г. Архиерейский дом был перестроен (средства выделил известный уфимский благотворитель И. Ф. Базилевский). В 1897 г. были проведены работы по ремонту здания, значительно улучшившие его внешний и внутренний вид. Архиерейский дом стоял чуть севернее по склону, чем нынешний Дом Правительства. Он хорошо просматривался со стороны Оренбургского тракта, в свою очередь, с южной террасы дома открывался великолепный вид на забельские дали и Усольскую гору.

http://sobory.ru/article/?object=47812

Скопин. Свято-Духов Скопинский мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История монастыря берет свое начало в 1385 г., когда была заложена Троицкая пустынь в честь замирениния Московского и Рязанского князей. Это одна из заветных обителей преподобного Сергия Радонежского. По одному преданию, раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление и остался подвизаться в этом месте. Его в видении посетил преподобный Сергий и благословил основание обители: «Пусть воля Божия тут сотвориться». С конца 1620-х известно первое документальное свидетельство о Свято-Духовом монастыре, который именовался как монастырь Святой Живоначальной Троицы. Был небогат, в 1764 указом императрицы Екатерины II упразднен. На его месте устроена богадельня. В 1786 г. в его постройки переведена братия сгоревшего рязанского Духова монастыря, в связи с чем восстановлен и назван Свято-Духовым. В монастыре имелись две церкви. Первая во имя Владимирской иконы Божией Матери – более древняя. По преданию, она была домовою в усадьбе бояр Романовых. Вторая — церковь Сошествия Святого Духа, основанная не позже начала XVII в. 1880 г. – дата постройки последнего здания. Это пятиглавый храм в псевдорусском стиле с трапезной, с Никольским и Ильинским приделами. Надвратная колокольня построена в начале XIX в. К этому времени в обители были следующие строения: настоятельские покои с братской трапезой и садом, братский двухэтажный корпус, выстроенный из камня в 1818-1830 г.г., состоявший из 24 келий, каменная баня, амбар, деревянный ледник, каменный скотный двор. Все эти сооружения построены при игуменах Аркадии и Павле в 1830-1832 годах. В XIX в. монастырь немноголюден. Обитель закрыта в 1918 г. вскоре после революции. Постройки частично сломаны, частично переделаны. В 1921 г. в монастыре организована первая в городе советская профсоюзная школа, затем агротехнический пункт. С 1937 г. – партийная школа. Начиная с военного времени, бывшие монастырские постройки использовались как детский дом, а после как школа-интернат.

http://sobory.ru/article/?object=41679

Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Каменный храм был построен в 1789 г. купцом Петром Месняевым. В начале XIX в. к нему пристроена каменная трехъярусная колокольня. В храме было три престола: главный - в честь Сошествия Святаго Духа, южный - во имя бессребреников Космы и Дамиана, северный - во имя святителей Афанасия и Кирилла, епископов Александрийских. С правой стороны от колокольни была каменная сторожка. Имелась церковная библиотека. Храм закрыли в 1923 (1930) г., а его здание использовали под склад. Сначала в нем хранили махорку, потом зерно. Позже в храме были конюшня, вальцевая мельница. В 1950-е гг. были разобраны на кирпичи трапезная часть и колокольня, а от четверика остался остов без крыши и купола. В 1988-92 гг. к 750-летию героической защиты города в уцелевшем четверике была устроена диорама " Оборона Козельска от татаро-монгольских полчищ " , для чего была проведена его реставрация, в ходе которой были восстановлены крыша и купол, а окна заложены кирпичом. 10 ноября 1994 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 6 мая 1994 г. 466 храм был передан Калужской епархии. На момент передачи храм весь был завален мусором. Восстанавливал храм и его первым настоятелем был игумен Петр (Барабан), при поддержке прихожан и благотворителей активно участвовал в проведении восстановительных работ. Тогда были разобраны заложенные кирпичом окна, вставлены рамы, проведена реставрация внутри и снаружи, сделано крыльцо, настелен пол, устроен иконостас и оборудован алтарь. Первая Божественная литургия была совершена на праздник Крещения 19 января 1996 г. Храм действует как Архиерейское подворье. Информация с сайта Храм с приделами св. Косьмы и Дамиана, свв. Афанасия и Кирилла. Каменный, с каменной колокольней и оградой. Храм был построен в 1789 г. купцом Петром Минаевым (Месняевым). В 1810 г. было подано прошение от прихода о разрешении постройки новой каменной колокольни на средства прихожан, за подписью священника этого храма Василия Андреева. Разрешение было получено, что подтверждено указом 2041. В церковной библиотеке было 26 томов книг. Метрические книги и исповедные ведомости велись с 1804 г. исправно и сохранились до нашего времени в Калужском областной Госархиве.

http://sobory.ru/article/?object=07221

Новинки. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1817 году попечением Петра Алексеевича Степанова. Престолы: во славу сошествия Святого Духа на Апостолов и в честь Божьей Матери, празднования Её введения во храм Иерусалимский и Святителя Петра, митрополита Московского. Деревянная, древняя, в сельце Мостечное, вновь исправленная в 1859 году. Престол в честь святителя Тихона Амафунтского. В Новинках была церковно-приходская школа. Долгие годы её возглавлял священник Капитон Княжевский. Его правой рукой была А. Княжевская. Школа считалась одной из лучших в уезде. В годы советской власти в храме располагалась механическая мельница. http://furmblago.prihod.ru/ Введенская с. Новинки каменная, с такою же колокольнею, построена в 1817 г. помещиком Петром Алексеевичем Степановым. Престолов 2: а) в холодной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, б) в теплой в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В приходе, в 2-х верстах от Введенской церкви есть другая, деревянная холодная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского; когда и кем построена, неизвестно. Расстояние от Костромы 60 в., от Нерехты 30 в. Ближайшие церкви: Тихоновская д. Мостечное в 2 в., Архангельская с. Березники в 2,5 в., Николаевская с. Пенья и Николаевская с. Иванцева в 5 в., Троицкая с. Михалькова в 7,5 в. Храм утрачен в советский период. На месте церкви характерные бугры заросшего фундамента. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в волость Емстну . В 1628 г. упоминается церковь " Введение Пречистые Богородицы в селе Новинках в вотчине Андрея Колычева " . В 1627-1631 гг. " за вдовою Анною Ондреевскою женою Колычова с детьми с сыном Васильем да с дочерью девкою Марьею в поместье по ввозной грамоте 1627 г. за приписью дьяка Бажена Степанова, что было в поместье за Васильем Офонасьевым Овцыным, а после того было в поместье за мужем ее за Ондреем Колычовым, село что была пустошь Микулино Новинки тож, а в селе церковь Введенье Пречистые Богородицы древена клетцки, а на церковной земле во дворах поп Козма Микитин, дьячек Федка Онофриев, пономарь Кирюшка Кирьянов, проскурница Оринка Иванова... " .

http://sobory.ru/article/?object=35217

Суворово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Краснокирпичная с белокаменными деталями церковь строилась на средства прихожан в «тоновской» манере в 1865-1877 гг. Трапезная с приделами Сошествия Святого Духа и Святителя Николая, а также колокольня возведены в 1893-1894 гг. по проекту С.И.Бородина. Закрыта в 1930-е гг., сейчас восстанавливается. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Западное направление. – М.: Компания Спутник, 2003. – С. 44. Село Суворово с древних времен являлось приселком дворцового села Ярополец. По документам известно, что в Суворове исстари имелась деревянная церковь Рождества Богородицы, которую, по мере обветшания, заменяли новой деревянной (в 1627 г. и в 1691 г.). История каменной церкви связана с именем графа З.Г.Чернышева, который в 1760—1770 гг. создал в своей части Яропольца садово-парковый ансамбль. В 1774 г. его тщанием был воздвигнут и каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Постройка церкви была приурочена к посещению Яропольца императрицы Екатерины II в 1775 г. В 1865 г. ставшую тесной церковь разобрали и начали возведение вместительной каменной церкви в честь Рождества Богородицы с двумя приделами — в честь Сошествия Святого Духа и во имя святителя Николая Чудотворца (не сохранились). Строительство церкви было закончено в 1893 г. К концу 1930-х гг. церковь была закрыта. Во время войны она пострадала от пуль и снарядов, позднее была разграблена и пришла в запустение. В годы гонений на Церковь подверглись репрессиям настоятель храма священник Валериан и клирик иеромонах Виктор (Смирнов), расстрелянный на полигоне Бутово. В 1981 г. в церкви были восстановлены крыша и кровля над трапезной, сделан цементный пол, забиты оконные и дверные проемы для консервации, и частично восстановлены столбы и цоколь ограды, во избежание полного исчезновения. С октября 2000 г. церковь Рождества Богородицы в Суворово зарегистрирована как местная православная религиозная организация. В ней ведутся восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=04530

Бор. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1855. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Нижегородская область, Бор Координаты: 56.36088, 44.05313 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Для старообрядцев, вышедших из раскола, признавших единство церкви, но сохранивших старые обряды, разрешено было возводить культовые здания. Их называли единоверческими. Первая такая церковь появилась в Нижнем Новгороде в 1798 году, освятили ее в честь Сошествия Святого Духа. Всего в Нижегородской Епархии возвели 10 единоверческих церквей, четыре из которых стояли в Семеновском уезде. На землях села Мухино таковой являлась Ильинская, построенная в 1855 году тщанием Г.Н. Роткова из деревни Еголево и именуемая в народе Духовской. Она была единственной единоверческой церковью на территории нынешнего города Бор. К концу XIX века церковь стала многопрестольной: появились посвящения в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Сошествия Святого Духа. Ее прихожане (576 душ мужского пола и 666 - женского) жили в радиусе 35 верст в деревнях Дроздово, Ямново, Першино, Круглово, Казаковка, Ильинская, Дьяконово, Петрово, Микинская, Палкино, Мухино. Ильинская церковь - первая на Бору пострадавшая от произвола власти. В 1930 году был сфабрикован документ, по которому будто бы 15 тысяч жителей просят закрыть две церкви Бора из пяти, среди них - единоверческую. Церковь закрыли, сняли кресты с куполов, увезли колокола. В здании разместилась столярно-мебельная артель. Позднее на территории храма разместили рынок. Ильинская церковь была построена в 1855 году в качестве летнего (холодного) храма. В плане храм представляет собой вытянутый трехчастный прямоугольник, рубленный " в лапу " . Основное пространство храма - это единый сруб трапезной и молельного помещения, крытый двускатной кровлей. К востоку к нему прирублена достаточно высокая пятигранная алтарная апсида. Она крыта тёсом на пять скатов и завершается крестом. К западу - закрытая паперть, перед которой открытое двухвсходное крыльцо. Над крыльцом (а также и над алтарём), во фронтоне четверика расположены полуциркульные окна.

http://sobory.ru/article/?object=31658

Астрахань. Церковь Сошествия Святого Духа на старом кладбище. Духосошественская /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В Астрахани до середины XVIII века не существовало одного отдельного православного кладбища. Свои кладбища существовали при всех городских монастырях и почти при всех городских приходских храмах. Загородные кладбища устраивались только для умерших во время чумных эпидемий, так, например, умерших в «моровую язву» 1692-1693 годов хоронили на Симбирском бугре, в то время почти совсем ещё не заселённом. С начала XVIII века, когда все внутригородские погосты были переполнены, стала остро чувствоваться нужда в отдельном общегородском кладбище. В 60-х годах XVIII столетия городские власти выносят решение об устроении такого кладбища. Устроено оно было к востоку от города, за Иоанно-Предтеченским монастырём с располагавшейся за ним Солдатской слободой, и простиралось вплоть до виноградного сада, принадлежавшего тогда Спасо-Преображенской обители. Вскоре после обустройства кладбища на нём была сооружена деревянная церковь в честь праведного Лазаря Четверодневного. Можно предположить, что церковь эта была выстроена в 1768 году, так как с этого года от астраханской рыбной конторы причту «при особо построенной в г. Астрахани для погребения умерших тел Лазаревской церкви» выплачивалось по 100 рублей в год. К концу 80-х годов XVIII века кладбище это оказалось совершенно заполнено могилами, неудобными и маловместительными склепами, что и привело астраханского обер-коменданта и начальника области бригадира Алексея Базина к мысли о переносе его на новое место. Место это располагалось за виноградным садом Спасо-Преображенского монастыря, в сторону монастыря Покровского, на бугре, называемом Ивановским. 17 марта 1789 года общая Городская Дума обратилась к Астраханскому архиепископу Никифору (Феотоки) с прошением перенести со старого на новое кладбище Лазаревскую церковь или построить там часовню. Вскоре после этого 20 июня 1789 года астраханский купец Григорий Иванович Чуреков пожелал построить на новом кладбище каменную церковь в честь Святителя Николая Угодника. На строительство Г.И. Чуреков готов был сразу же пожертвовать 25 тыс. штук кирпича, до 500 четвертей извести и на бут щебня, а с весной ещё до 100 тыс. штук кирпича. Недостающие же средства Г.И. Чуреков намеревался восполнить за счёт добровольных пожертвований, на что он просил у епархиального начальства сборную книгу. После этого решение о переносе Лазаревской церкви на новое кладбище было отменено, а купцу Чуренкову в июле 1789 года была дана храмоздательная грамота за подписью архиепископа Никифора и сборная книга.

http://sobory.ru/article/?object=41148

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг. Добровэц [румын. Dobrov], С. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. Этот храм является последним, основанным молдав. господарем св. Стефаном Великим (1457-1504). В кон. XIV в. здесь уже существовал мон-рь Преображения Господня, которому в 1499 г. господарь пожаловал 3 села в долине р. Добровэц. 27 апр. 1503 г. был заложен каменный Свято-Духовский храм 2-го мон-ря, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на его зап. стене справа от входа. В окт. того же года обители были дарованы великим господарем 5 близлежащих сел. В 1607 г. господарь Симеон Мовилэ (1606-1607) построил рядом с ц. Св. Духа небольшой храм, где был похоронен умерший в том же году его сын Павел. Храм рухнул в 1986 г., но в 1992 г. был восстановлен; по формам он близок к главной церкви мон-ря. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу с согласия митр. Варлаама подчинил обитель афонскому мон-рю Зограф. В 1743 г. в мон-ре была построена монументальная 8-гранная 3-ярусная надвратная колокольня, в среднем ярусе к-рой была устроена небольшая ц. св. Георгия. В 1863 г. мон-рь был упразднен. Мон-рь действовал в 1930-1948 гг. В 1990 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение возродить мон-рь как женский, затем он стал мужским. Прямоугольная в плане церковь (32×8 м) традиционна для храмов Молдавского княжества и восходит к собору Нямецкого мон-ря (1497-1498): это триконх с обширным нартексом, а также с помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей, где похоронены Анастасия, жена господаря Богдана III (1504-1517), и представители семейства Раковицэ. С востока храм имеет полуциркульную апсиду, боковые же конхи снаружи не выявлены. Барабана и купола нет, т. к. над зданием возвышается кровля с большим выносом, понижающаяся над апсидой. Среди близких параллелей монастырской церкви в молдав. архитектуре XV-XVI вв.- церковь мон-ря Арборе (1503) на Буковине, построенная одним из бояр св. Стефана Великого. Стены храма укреплены 6 контрфорсами. По верхней части стен вокруг всего храма идет фриз из 2 рядов полуциркульных в завершении ниш, причем нижние в 2 раза шире верхних. Немногочисленные оконные проемы имеют готические формы. В XVIII в. храм перестроили: возвели 3 массивные главы на цилиндрических барабанах, тесно поставленные в ряд; фасады оштукатурили. В 1975 г. в результате проведенной реставрации храму вернули первоначальный облик.

http://pravenc.ru/text/178655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Григорьев Илья Николаевич; род. 13 июля 1967, село Хормалы Ибресинского района Чувашской АССР), епископ Гурьевский, викарий Кемеровской епархии. Из семьи священника. После окончания школы служил алтарником в храме святого апостола Иоанна Богослова в селе Каменка Пильнинского района Нижегородской области. В 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Советской армии. Демобилизовавшись, продолжал послушание алтарника в том же храме. В 1988-1991 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. После окончания семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию. 28 августа 1992 г. епископом Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) рукоположен во диакона, 29 августа хиротонисан во иерея и назначен на должность настоятеля храма Сошествия Святого Духа города Ульяновска. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов была построена как домовой храм при Симбирской чувашской учительной школе в 1884 г. по инициативе И.Я. Яковлева на пожертвования Православного Миссионерского общества и частных благотворителей с пособием от Министерства народного просвещения. В 1918 г. церковь была закрыта. 1 ноября 1991 г. храм был освящен епископом Проклом. Богослужения священник Илья Григорьев совершал на церковно-славянском на чувашском языках. Окончил академию отец Илья в 1996 г. и в 1997 г. защитил дипломную работу на кафедре «Основного богословия» на тему «Проблема соотношения веры и знания в разработке П. Е. Астафьева». После окончания духовной академии поступил в Санкт-Петербургский технический университет на экономический факультет, который окончил в 2000 г. 19 марта 1999 г. архиепископом Проклом пострижен в монашество с наречением имени Игнатий в честь святителя Игнатия (Брянчанинова). 23 августа 2012 г. на епархиальном собрании духовенства Симбирской епархии избран членом епархиального суда. 13 июля 2014 г. митрополитом Симбирским Феофаном (Ашурковым) игумен Игнатий назначен на должность настоятеля храма в честь святого равноапостольного князя Владимира в городе Ульяновске с сохранением прежних послушаний.

http://pravenc.ru/text/158852.html

Торжок. Воскресенский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, каменная, круглая с двумя престолами, - главный посвящен усекновению главы святого Иоанна Предтечи (Серафима Саровского по данным 1914 года), а второй престол на хорах - сошествию Святого Духа на апостолов. Эта церковь была построена в 1840 году при игумении Ерминингельде и освящена на новых антиминсах 1 февраля (Предтеченский престол) и 30 сентября (в честь Святаго Духа). Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 29 августа с малым крестным ходом. Построена по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова в 1840 году. Цилиндрический объём храма украшен ионическими пилястрами, круглый барабан с арочными проёмами увенчан куполом. По материалам издания: Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО " Пожтехника " Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи находится на территории Воскресенского монастыря, расположенного на высоком левом берегу Тверцы. Каменная двухпрестольная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, где главный престол посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи и пророка Серафима Саровского, а второй (на хорах) - сошествию Святого Духа на апостолов, возведена по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова в 1833-1840 годах. Необычная храмовая композиция в стиле классицизма представляет собой высокий цилиндрический объем, завершенный световой ротондой, увенчанной шлемовидным куполом и главкой. Здание украшено ионическими пилястрами и карнизами с кирпичным узором, закрыли в 1923-1931 годах. В настоящее время здание церкви не принадлежит Православной Церкви и нуждается в срочной помощи. http://www.voronezhgid.ru/architecture / В 1625 г. монастырь имел два храма деревянных - один во имя Воскресения Христова с приделом во имя Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, " на полатех " , другой во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Эти храмы простояли до 1702 г., после чего началось строительство каменных храмов.

http://sobory.ru/article/?object=08548

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010