Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь Россия, Брянская обл., Брасовский рн, пос. Пчела. Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью. Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры в XII веке преподобным Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку. По преданию, пустынь «на плоском месте» существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья. После литовского разорения возобновлена около 1620 года с разрешения царя Михаила Федоровича и с благословения патриарха Филарета по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери – вклад царя, сюда же перенесли из часовни резное на дереве изображение святителя Николая, явленное в этих местах. Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии построен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь святителя Николая Чудотворца – в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754 год), во имя Всех святых над Святыми вратами (1780 год) и во имя Сошествия Святого Духа (1815 год). Вместо деревянного корпуса трапезной был построен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека пополнилась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Буйничи. Свято-Духов монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1633. Год утраты:Не установлен. Адрес: Могилёвская область, Могилёвский район, д. Буйничи Координаты: 53.849316, 30.262879 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Буйничский в честь сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь — православный монастырь, существовавший с 1633 по 1930 годы в посёлке Буйничи (совр. Могилёвский район Могилёвской области Белоруссии). В 1633 году Богдан Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, исполняя желание умершего отца Елены — князя Б. Б. Соломерецкого, для противодействия насаждаемой в Речи Посполитой Брестской унии, выдали фундуш на основание православного монастыря и на передачу ему небольшого надела в Буйничах, а также части имения Барколабово с сёлами Костинка и Холмы (всего 1900 десятин земли). Устройством новооткрытой обители по просьбе Богдана Стеткевича занимался игумен Богоявленского Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич), который фактически объединил оба монастыря: обители имели одинаковый устав, одно содержание, монахи и игумен ежегодно переходили из одного монастыря в другой. Хранившийся в конце XIX века в ризнице уфимского Воскресенского собора антиминс, подписанный в 1637 году епископом Сильвестром Коссовым, свидетельствует о постройке к этому году в Буйничском монастыре Успенского храма. В конце XVII века он обветшал и был заменен новым деревянным тёплым храмом с трапезной. Посетивший монастырь в 1697 году П. А. Толстой упоминает о существовании в нём в то время церкви Святого Духа «изрядного строения». Во время русско-польской войны монастырь подвергся разорению со стороны казаков И. Н. Золотаренко. В 1708 году монастырь был разграблен шведскими солдатами, разобравшими деревянный успенский храм для строительства настилов и мостов. В 1718 году на месте деревянного храма была построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=41270

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИЦКИЙ Василий Иванович (1827, с. Федяково Нижегородского у. и губ.- 12.10.1890, с. Улала (совр. Горно-Алтайск), прот., миссионер, сотрудник Алтайской духовной миссии , этнограф, лингвист. Из семьи дьячка. В 1846 г. окончил Нижегородскую ДС. 5 марта 1849 г. назначен наставником в Азрапинское приходское уч-ще в Лукояновском у. Нижегородской губ. В 1851-1853 гг. также являлся катехизатором в сельской Покровской ц. 12 янв. 1853 г. по приглашению своего двоюродного брата миссионера прот. С. В. Ландышева подал прошение и был направлен в Томскую епархию, определен в Алтайскую миссию. В Сибирь прибыл в 1854 г. 16 июля 1854 г. Томским и Енисейским еп. Парфением (Поповым) рукоположен во диакона, 17 июля - во священника к походной миссионерской ц. Всемилостивого Спаса в Улале. Наряду с богослужением обучал детей алтайцев Закону Божию, рус. грамоте и церковному пению. 22 дек. 1855 г. переведен в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в сел. Майма с поручением заведования Майминским отд-нием миссии, совершал миссионерские поездки по всему Горному Алтаю. Ближайшим помощником В. был катехизатор, миссионер М. А. Парвицкий (впосл. митр. Московский св. Макарий (Невский) ). В 1857 г. В. открыл уч-ще. В 1858 г. утвержден в должности «сотрудника начальника миссии» и переведен в Калтанский улус, входивший в Кондомское отд-ние миссии. 13 дек. переехал в Кузедеевский улус, к-рый сделал центральным станом Кузнецкого округа миссии. В Кузедеевском улусе стараниями В. были построены дом для миссионера (1859), церковь (1864), колокольня (1877). 26 авг. 1876 г. В. был возведен в сан протоиерея. 15 февр. 1884 г. назначен помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий и старшим миссионером Улалинского отд-ния. Вел переписку миссии, заведовал архивом, заботился о деятельности школ и мон-рей. Награжден орденом св. Анны 3-й (1870) и 2-й (1882) степени, орденом св. Владимира 4-й степени (1886). 2 авг. 1890 г. В. подал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья, в том же году скончался. Свои небольшие сбережения завещал миссии. Еще при жизни В. по его заказу были сшиты ок. 20 ряс, для того чтобы «по смерти оставить каждому миссионеру по ряске». В. был погребен в каменном склепе храма в Улале. Надпись на могильном камне свидетельствовала, что он «окрестил 2117 человек» («больше всех миссионеров», по свидетельству прот. Василия Постникова ). Храм разрушили в 30-х гг. XX в., могилы миссионеров сохранялись до сер. 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/150383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Историческая литургика БРАТОТВОРЕНИЕ средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения

http://pravenc.ru/rubrics/122744_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МБОРЬЯ [Албан. Mborje], ц. Христа Жизнедателя (Kisha e Ristozit; в честь Воскресения Христова) в бывшем мон-ре близ г. Корча, Албания. О сооружении и росписи церкви сообщают 2 греч. надписи над зап. входом и юж. окном; в них сказано, что ктитором был еп. Нифонт (1389/90), во время правления севастократора Иоанна и его брата деспота Феодора, не упоминающихся в других источниках. Еп. Нифонт, вероятно, возглавлял Девольскую епископию в составе Охридской архиепископии. Согласно тур. дефтеру 1431 г., с. Мборья считалось собственностью епископа Корчи. Изначально церковь представляла собой небольшой кирпичный храм типа компактного вписанного креста с главой на 8-гранном барабане; позднее (возможно, в XVIII в.) с юга и запада была сооружена обширная каменная пристройка. Роспись сохранилась фрагментарно, т. к. в позднее время большей частью была переписана. Судя по уцелевшим фрагментам первоначальных фресок, а также по фотографиям чеш. ученого А. Странского, сделанным в 1930 г. (ныне в Национальном музее Сербии), можно восстановить первоначальную программу росписи. В куполе, вероятно, находился образ Христа Пантократора с поклоняющимися ангелами, на подпружных арках изображались святые в медальонах. В апсиде помещены поясное изображение Божией Матери «Оранта» с Младенцем Христом в медальоне (с греч. надписью: « πντων χαρ»), сцена «Служба св. отцов», а в апсидах жертвенника и диаконника - изображения первомч. Стефана и свт. Кирилла Александрийского. Циклы праздников и страстей не разделены. В верхнем ярусе «Рождество», «Преображение» и «Вознесение»; в среднем - «Вход в Иерусалим», «Поцелуй Иуды», «Сретение», «Крещение», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Сошествие во ад» и «Отречение Петра». В зап. части храма - «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Успение Пресв. Богородицы». В нижнем ярусе на юж. стене изображены Деисус, арх. Михаил и еп.

http://pravenc.ru/text/2562744.html

Новая Селя. Шиханский Покровский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://sobory.ru/article/?object=45039

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры 18 июля 2016 года,  когда Церковь празднует день памяти преподобного Сергия Радонежского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, освященном в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Митрополиту Илариону сослужили архиепископ Пятигорский и Черкессий Феофилакт, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, епископ Переславский и Угличский Феодор, и.о. духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Захария (Шкурихин), братия обители. Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Захария (Шкурихин). Обратившись к молившимся в храме с архипастырским словом, владыка Иларион сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского – основателя этой святой обители, где покоятся его святые мощи и куда каждый раз на день его памяти стекаются тысячи паломников со всего мира. Тропарь преподобному Сергию начинается со слов: «От юности Христа возлюбил еси, преподобне…».  В этих словах заключена вся суть его монашеского подвига. Он возлюбил Христа, и всё, что мы знаем о нем, проистекало из этой любви, которой его сердце было поражено еще в самые юные годы. Господь наш Иисус Христос привлекает к Себе самых разных людей. Так было при Его земной жизни, так было после Его смерти и воскресения на протяжении всей истории Церкви вплоть до наших дней. Когда Господь вышел на проповедь, Он избрал Своих учеников. Христос шел по берегам Галилейского озера, призывал рыбаков, которые занимались своими обычными земными занятиями, они бросали все и следовали за Ним. Так происходило и в последующие века, потому что образ Иисуса Христа и Его Божественное слово привлекали людей, которые были готовы оставить все ради того, чтобы следовать за Господом.

http://mospat.ru/ru/news/49328/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры 18 июля 2017 года, когда Церковь празднует день памяти преподобного Сергия Радонежского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, освященном в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Архипастырю сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий, братия обители. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения, обратившись к верующим с архипастырским словом, владыка Иларион сказал: «Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. И всякий раз, собираясь на этот праздник в стенах Троице-Сергиевой Лавры, мы задумываемся о том, в чем значение и смысл монашеского жития. Многие люди, живущие в миру, а особенно те, кто далек от Церкви, не понимают, что это такое — монашеская жизнь, и зачем она нужна. Такие люди обычно говорят: «Разве это не противоестественно, чтобы человек — мужчина или женщина — всю жизнь прожил в одиночестве, не вступая в брак? Разве не Сам Господь заповедовал: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1.28). И разве человеку не естественно по природе влечение к противоположному полу?» Кто является подлинным родоначальником монашеского жития? Называют разные имена: одни говорят – Пахомий Великий, другие — Антоний Великий, вспоминают родоначальников русского монашества — преподобного Антония и Феодосия Печерских.

http://mospat.ru/ru/news/48331/

Святая Мария Магдалина стала самой известной ученицей Христа. Ее имя в европейской культуре стало почти нарицательным. Считается, что Мария из галилейского города Магдала до своего обращения к Спасителю была грешницей. Часто ее отождествляют с женщиной, омывшей ноги Христа мирровым маслом и отершей стопы своими волосами, хотя в Евангелии от Иоанна (11:2) говорится, что это сделала другая Мария — сестра Лазаря Четверодневного. Из Евангелия известно, что из Марии Магдалины Христос изгнал семь бесов (Мк.16:9). 4 августа Православная Церковь празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины. Святая Мария Магдалина стала самой известной ученицей Христа. Ее имя в европейской культуре стало почти нарицательным. Считается, что Мария из галилейского города Магдала до своего обращения к Спасителю была грешницей. Часто ее отождествляют с женщиной, омывшей ноги Христа мирровым маслом и отершей стопы своими волосами, хотя в Евангелии от Иоанна (11:2) говорится, что это сделала другая Мария — сестра Лазаря Четверодневного. Из Евангелия известно, что из Марии Магдалины Христос изгнал семь бесов (Мк.16:9). Мария Магдалина была первой, кому явился Воскресший Христос (Ин. 20:11-18). По Преданию, после Сошествия Святого Духа на апостолов, она пошла проповедовать Евангелие и дошла до самого римского императора. Ему она вручила красное яйцо — символ жизни — и приветствовала его пасхальным возгласом: «Христос воскрес!» Оттуда и берет начало традиция красить яйца на Пасху. На месте Магдалы, родного города Марии, на берегу Галилейского моря в Израиле находится храм в честь святой, принадлежащий Русской Духовной Миссии Московского Патриархата. Читайте также: День памяти равноапостольной Марии Магдалины Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/4-avgusta-pamyat-svyat...

Пушкино. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Город Пушкино был образован в 1925 году из нескольких населённых пунктов, расположенных по берегам рек Учи и Серебрянки. Градообразуюшем стал дачный посёлок Пушкино, который был образован при строительстве Московско-Ярославской железной дороги, движение по которой было открыто в 1862 году от Москвы до Сергиевского Посада. Боголюбский приход был основан в 1874 году, когда по инициативе А.И. Ключарёва на средства дачников на западной стороне железнодорожной линии по благословению Высокопреосвященства была построена по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина холодная деревянная церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Этот храм стал одним из первых храмов в подмосковных дачных посёлках. В 1875 году рядом была построена зимняя деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа. Первоначально пристанционные храмы были приписаны к Пушкинскому сельскому Никольскому храму, но в дальнейшем приход стал самостоятельным. В 1912 году на новом участке, к югу от храмового комплекса, приступили к строительству каменного храма в честь Сошествия Святого Духа, при этом деревянный Святодуховский храм по окончании строительства планировали разобрать. В 1914 году " Строительная комиссия Боголюбской при станции Пушкино церкви " под председательством Константина Петровича Бахрушина и по проекту Карла Карловича Гиппиуса завершила строительство каменной тёплой церкви Святого Духа, а старый одноименный храм разбирать повременили. Таким образом, на 1917 год в дачной местности при станции Пушкино (не следует путать с селом Пушкино) находились три храма: деревянные Боголюбской иконы Божией Матери (1874 г. постройки) и Сошествия Святого Духа (1875 г. постройки), а также каменный храм Сошествия Святого Духа (1914 г. постройки). С приходом Советской власти гланый храм прихода в честь Боголюбской иконы Божией Матери был закрыт. Вскоре обезглавленный храм перестроили в общежитие, которое простояло примерно до 1984 года. Теперь на этом месте гаражный комплекс. Старый деревянный Святодуховский храм был разобран зимой 1922 года и перевезён в Новую Деревню, где был собран в упрощённых формах и освящён в честь Сретения Господня. Храм на новом месте не закрывался. В 1981 году в храме был освящен приставной престол во имя Сошествия Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=03331

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010