Часть вторая Чествование святых мощей и почести воздаваемые телесным останкам всякого христианина Поучение в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в город Бари Празднуем сегодня перенесение св. мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ливийских в город Бар, в южной Италии. Это событие произошло, по изволению самого Святителя, для сохранения в безопасности его святых останков от набегов Турок на Ликию в конце одиннадцатого столетия. Праздник чествования мощей одного из знаменитейших Святых дает нам повод к размышлению вообще о значении святых мощей в жизни церковной. В обширном смысле на церковном языке мощами называются тела всех умерших христиан 49 . Чествование мощей началось в первые времена христианства, времена гонений на Христову церковь . Бесчисленное множество христиан пролило свою кровь за веру во Христа. Мучительна была их смерть, ибо предваряема была бесчеловечными разнообразными истязаниями. Но чем позорнее была такая смерть, тем почетнее было их погребение. Христиане с благоговением собирали останки мучеников и переносили их с честью в усыпальницы, устроенные в подземельях, куда укрывались христиане для совершения богослужения. Гробницы мучеников служили в сем случае престолами, на которых приносилась бескровная жертва тела и крови Христово! В память этого чествования до сих пор каждый престол в православной церкви снабжается частицами святых мощей, хранимыми в антиминсах на самом престоле, также и особых вместилищах под престолом. При совершении чина освящения каждой церкви сии частицы мощей торжественно обносятся вокруг храма с пением стихов в честь мучеников. Равно и внутри храма во всех молитвах освящения прославляются святые мученики. В чине рукоположения священнослужителей предписано при троекратном обхождении престола, прославлять престол пением трех стихов, из которых одним чествуются святые мученики, ради святых мощей их, возлежащих на престоле и под престолом. Спрашивается: на чем основывается столь великая честь, воздаваемая святым мученикам? На том, что по выражению одного из церковных песнопений, «кровью мучеников церковь украсилась, как порфирою и виссоном», то есть кровь мучеников составляет для церкви такое же великолепное украшение, каким для людей богатых, вельмож и царей служит великолепное одеяние, с тем различием, что внешнему великолепию не всегда соответствует внутреннее достоинство этих лиц, тогда как кровь мучеников служила свидетельством внутреннего достоинства церкви, величие христианского духа, одушевлявшего христианское общество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла 13 мин., 11.07.2023 Содержание День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Смысл названия дня Петра и Павла День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Апостол Петр До того, как стать учеником Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы. Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю. После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения (единоверческая). Никольская единоверческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1819 году император Александр I дал разрешение на постройку на углу Кузнечного переулка и Грязной улицы, недалеко от Владимирской церкви и Кузнечного рынка, единоверческого храма. Постройка по проекту мастера классицизма Авраама Ивановича Мельникова была начата в августе 1820 г. и завершилась в 1827 году. Церковь была поставлена на возвышенную площадку - стилобат; перед ней была устроена площадь, с которой на стилобат вела широкая каменная лестница. В церкви было устроено пять престолов. Главный алтарь был освящен во имя Преображения Господня 14 июня 1831 года, правый придел - во имя Тихвинской иконы Божией Матери - 7 августа 1827 года, левый - во имя Святителя Николая Чудотворца - 24 июля 1828 года. На хорах церкви, под главным сводом, был устроен придел во имя Сошествия Святого Духа, освященный 27 мая 1828 года, а под юго-западным куполом - придел, освященный в честь святого Антония Великого 15 января 1866 года. В 1832 году в ограде церкви возвели две часовни в память избавления от холеры. Внушительное, крестообразное в плане здание церкви расчленено карнизом на два яруса. К нижнему ярусу примыкает портик с шестью дорическими колоннами, верхний ярус оформлен четырьмя угловыми башнями, связанными друг с другом открытой колоннадой. Здание завершалось большим центральным куполом на четырехгранном основании и четырьмя малыми, увенчанными восьмиконечными крестами. Храм был устроен по образцу древних русских церквей. В нем было много старинных икон, среди них иконы новгородского и псковского письма в золотых и серебряных ризах, пожертвованных прихожанами; находились там и древние святые антиминсы и Евангелия, печатанные при патриархах Филарете и Иосифе, и богослужебные печатные книги XVI - XVII веков. Богослужение в храме совершалось с соблюдением обрядов, существовавших в России до патриарха Тихона. Вскоре после постройки новый храм стал не менее известной единоверческой церковью, чем Миловская церковь на Захарьевской улице. Вплоть до 1917 года эти два храма оставались главными единоверческими церквями Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=01575

Еще одна сохранившаяся в центре города церковь рубежа XVII – XVIII вв. может продолжить ряд храмов этой эпохи: Петропавловского, Пятницкого, Евдокиинского… Все они похожей формы. Хотя и разных размеров. Все выстроены в стиле русского барокко: восьмерик на четверике. Первоначальный каменный храм был построен еще до 1685 г. (точная дата неизвестна), но значительно обновлен в конце XVIII века. С самого начала в нем находилась Тихвинская икона Божией Матери, в честь которой он и назван, но лишь в 1844 г. от этого образа начались чудотворения и исцеления, а в 1859 г. над храмом явилось видение Богоматери, после чего внезапно утих начавшийся было пожар Старотатарской слободы. С этого времени церковь и ее чудотворная икона стали главной святыней Старотатарской слободы, привлекавшей паломников со всего города. Именно на средства от возросшего прихода богомольцев удалось капитально отремонтировать храм в 1870-х и 1890-х годах, расширить его и устроить два придела: Сретения Господня и Сошествия Святого Духа. Большие средства выделили также купцы А. И. Суворов и И. С. Петров. В советское время храм был разорен, мало того – на метр ушел в землю из-за напластования вокруг нескольких слоев асфальта. Но его уникальное положение главного православного храма Забулачья (издревле населенного в основном татарами) уже подразумевало его возрождение в новое время в качестве единственного кряшенского прихода Казани. В I половине 1990-х годов кряшенский приход – со службами на татарском языке, – размещался в Сретенском приделе Петропавловского собора (на первом этаже), но в 1996 году силами верующих началось возрождение Тихвинской церкви, и община переехала туда. В настоящее время хорошо отреставрированная Тихвинская церковь, выкрашенная в нежный сиреневато-голубой цвет, несмотря на свои маленькие размеры, производит впечатление одной из самых изящных храмовых построек Казани, сохранившей все основные черты своего внешнего облика рубежа XVII – XVIII веков. Особенно красиво смотрится со стороны ул. Тукаевской кружевная восьмигранная колокольня. (Из книги Андрея Рощектаева " Путеводитель по святыням Казанской епархии " )

http://sobory.ru/article/?object=06601

Москва. Зачатьевский монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Зачатьевский монастырь. Церковь Духа Святого Сошествия Построена в период с 1844-1850 гг. на территории Зачатьевского монастыря. Архитектором был приглашен Михаил Дормидонтович Быковский. К церкви примыкает больничный корпус. Закрыта в 1925 году. В 1930 году перестроена. Открыта в 2001 году после длительной реставрации. В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому . В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма. В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни. В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной. В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02387

84. Слово в Неделю Всех святых 213 «Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» ( Мф. 19, 29 ). Не без чувства смущения, братие, приступаю я ныне к слову: не оставив мира и вращаясь среди него не телом только, но умом и сердцем, как могу я говорить слово назидания вам, оставившим мир и удалившимся от него в пустыню? Как могу изъяснить вам великую заповедь Господа о том, что хотящие следовать за Ним должны оставить все ради имени Его? Но, уповая на благословение и молитвы святых, дерзаю сказать слово, чтобы совершить вверенное мне «служение слова», каковое составляет мою обязанность. Установив после праздника Пятидесятницы праздник в честь всех святых, святая Церковь хочет наглядно показать, сколь могущественны действия Духа Святого в душах людей и как воистину сторицею восприяли все подвизавшиеся для Бога святые. Приведши нам сначала на память сошествие Святого Духа на апостолов, чрез которых сообщены были дарования Духа Святого всем верующим, святая Церковь представляет опытное как бы свидетельство того, сколь многих людей возвел Дух Святой «в меру... возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ), сколь разнообразные возрастил Он плоды духовные во множестве святых. Одни, апостолы, распространили учение Христово до концов земли, другие мученическою смертью запечатлели преданность свою Христу, третьи в наибольшей полноте воплотили в себе образ и подобие Божие, по которому создан был человек в начале. Подобное разнообразие дарований духовных устроено с тою целью, чтобы было более взаимного общения в членах Тела Христова, то есть Церкви, чтобы была между ними как бы равномерность ( 1Кор. 12, 12–26 ), чтобы каждый, не имеющий какого-либо дарования или имеющий его только отчасти, нуждался в содействии другого, имеющего, чтобы дарование каждого служило на общую пользу. Только Господь Иисус, получивший от Отца Своего «Духа... не мерою» ( Ин. 3, 34 ), в равной степени имел все дарования, прочие же получили в различной степени, так чтобы имеющий какие-либо дарования не превозносился, зная, что у других есть еще иные дарования, а не имеющий некоторых дарований не приходил в уныние, зная, что обладает дарованиями, каких лишены иные. Кроме того, хотя и различны дарования Духа в святых, однако обыкновенно святые, обладая некоторыми дарованиями в полноте, не лишены были и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В пятницу, 13 декабря, православные христиане отмечали праздник в честь особого почитаемого на Руси святого апостола Андрея Первозванного. " По евангельскому преданию, Андрей, родом из Вифсаиды, был ближайшим учеником пророка Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Святой Иоанн сам направил будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий " , - рассказывает об апостоле агентство " РИА-Новости " . В информации кратко изложена история жизни и служения святого апостола Андрея: " Андрей первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего брата Петра. Поэтому апостола Андрея и именуют Первозванным " . После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился проповедовать в восточные страны, а затем " по Днепру поднялся до места, где стоит теперь Киев. Здесь, как гласит древнерусская " Повесть временных лет " , у Киевских гор он сказал бывшим с ним ученикам: " Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей " . Апостол поднялся на горы, благословил их и поставил на вершине крест. Затем апостол Андрей поднялся по Днепру до поселений славян, где был построен Новгород. Отсюда он прошел через земли варягов в Рим и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом византийском селении - будущем могучем Константинополе - основал христианскую Церковь. Таким образом, по церковному учению, имя святого апостола Андрея связывает материнскую Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников - его изгоняли из городов, избивали. Но и многие чудеса Господь явил через ученика Своего " . Апостольский путь святого Андрея завершился в греческом городе Патры, где в 62 году он был распят на кресте, имевшем форму буквы " Х " . Символическое изображение этого креста помещается на флаге Российского флота, который поэтому называется Андреевским, завершается информация " РИА-Новости " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor24.htm

Скачать epub pdf ПЯТИДЕСЯТНИЦА Тропарь (глас 8) Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак (глас 8) Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1Кор. 16, 8 ; Деян. 2:1–4, 20:16 ). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» 606 . Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных – напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь . Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Неделя 1-я, Всех Святых Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30 В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых. Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»? Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна. Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» ( 1Кор.6:2 ). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«СИЯ БО ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯ – СВЯТОСТЬ ВАША» (1 Фес.4,3). «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех» ( Мф.10,32 ) . Таково непреложное обещание Господа Иисуса Христа. Кто исповедает Господа Иисуса Христа перед людьми, того и Господь исповедает пред Отцем Своим Небесным. Иными словами: кто открыто, безбоязненно и не стыдясь, проявит себя в жизни, как истинный христианин, и жизнью своею даст другим людям добрый пример исполнения евангельских заповедей, о том и Господь Иисус Христос торжественно засвидетельствует, что это – действительно Его последователь, и увенчает его Своей Божественной славой, к которой призываются все христиане. Истинные христиане, жизнью своею исповедавшие Христа и увенчанные за это Божественною славою, это и есть те святые, память которых сегодня празднуется. В сегодняшний день Церковью установлено праздновать память Всех Святых, какие только когда-либо жили и подвизались во имя Христово на Земле. Зачем это установлено и почему именно в сегодняшний день – в первое воскресение после Пятидесятницы или праздника Сошествия Святого Духа? Есть много святых, безвестно подвизавшихся, о которых мы ничего не знаем. Все истинные подвижники всегда старались скрывать свои подвиги, свои добрые дела от людей, бегая людской похвалы, ибо хорошо помнили заповедь Христову о том, что всякое добро надо делать втайне, так как иначе оно теряет свою цену. И если все же о многих святых мы знаем, то это потому, что Сам Бог благоволил открыть нам их жизнь, подвиги и чудеса для нашего назидания и вразумления, как Он Сам сказал: не вжигают светильника и не поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть  ( Мф.5,15 ) . Тем не менее многие святые все же остались для нас неизвестными: мы не знаем ни их имен, ни их происхождения, ни местожительства, ни образа жизни. Но преклоняясь пред подвигами святости, Церковь не хочет и их оставить без должного прославления, тем более, что, воздавая честь святым, мы в сущности прославляем Самого Бога, «дивного во святых Своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010