Кыштым. Церковь Сошествия Святого Духа. Свято-Духосошествиевская церковь, Во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Двухэтажная церковь построена в 1760-64 г. на острове посередине городского пруда и является самым древним каменным строением в Кыштыме. Верхний (неотапливаемый) этаж именовался в честь Сошествия Святого Духа, а нижний (отапливаемый) этаж назывался именем Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева церковь была осквернена. Случилось это в 1774 г., когда повстанцы разрушили деревянные стены, окружавшие Верхне-Кыштымский завод, и заняли остров. Они раскинули свой лагерь вокруг церкви, разграбили ее, вводили в нее коней, жгли внутри костры. Сохранилось предание, что во время захвата церкви церковный староста Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни. После изгнания пугачевцев и приведения церкви в порядок, состоялось второе ее освящение. К этому времени растащенное имущество церкви было обнаружено в Каслях, Нязепетровске, в ряде окрестных деревень и свезено на прежнее место. Церковь закрыта большевиками в 1936 г. При советской власти ее имущество было разграблено или уничтожено. Колокола при стечении народа сброшены, здание использовалось под хозяйственные нужды: склады, городской музей, типографию. С 1958 г. здесь размещался кинопрокат. В 2000 г. храм передан местной православной религиозной организации. Ремонтируется. Рядом с демидовской усадьбой, на острове возвышается старейший храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, в народе – Старая церковь. На Южном Урале это второй по времени создания каменный храм – старше него только Уйский (Троицкий) собор в Троицке. К тому же он один из немногих храмов, выстроенных в стиле барокко, практически не подвергшийся перестройке. А главное – он был рожден вместе с Кыштымом и стал свидетелем всей его истории. Если верить одной легенде, то в 1755 году, спустившись с горы Егоза, осмотрев окрестности и начало строительства завода, Никита Никитич Демидов отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!» Это «спонтанное решение» и по сей день вызывает недоумение исследователей. «Церковь была заложена не в центре поселения и не на горке, а на острове посреди пруда, – пишет Г.Х. Самигулов. – Это совершенно нестандартное решение: чтобы церковь или мечеть были отделены от поселения водным пространством. Сложно сказать, чем руководствовались Демидовы, принимая решение о таком размещении храма». Тем не менее, строительные работы на означенном месте закипели сразу же. Бутовый камень везли с Кыштымского и Сугомакского рудников – благо, его после вскрышных работ накопилось много. Архитектурный проект был выбран не совсем обычный.

http://sobory.ru/article/?object=12340

Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище — православный храм в Донском районе Москвы, на территории Даниловского кладбища. Относится к Донскому благочинию Московской городской епархии. Содержание История [ править править код ] История храма в честь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище Москвы уходит в далекий XVIII век. В 1770 году первопрестольную столицу поразило тяжкое бедствие – эпидемия чумы. Появилась она в Лефортове, в сухопутном госпитале, и оттуда распространилась по всему городу. Не прошло и года, как от заразы стали погибать уже по тысяче человек в день! Население охватил панический ужас. Власти не ведали, какие предпринять меры во спасение. 21 сентября 1771 года Императрица Екатерина II, «видя прежалостное состояние Москвы и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней», Высочайшим манифестом объявила о посылке в Москву “персоны, от нас поверенной”, графа Григория Орлова, избранного “по довольно известному его усердию и верности к нам и Отечеству”. Влиятельному фавориту Государыни давалась “полная мочь”, ему должны были повиноваться все учреждения, он “имел вход” в московские департаменты и знал волю Императрицы, “чтоб прекратить, колико смертных сил достанет, погибель рода человеческого”… Григорий Орлов, именным указом Екатерины II, повелел открыть несколько новых городских кладбищ подальше от стен тогдашней густонаселенной Москвы. Одно из них появилось на территории слободы древнего Данилова монастыря. Отсюда и ведет свое происхождение название нынешнего Даниловского кладбища. В 1772 году, для нужд кладбища и ближайших поселений, был построен небольшой деревянный храм в честь мучеников Херсонских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора). Со временем постройка изрядно обветшала, посему, на средства именитого московского купечества – Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых и других – был возведён новый храм, каменный. Строительство длилось 9 лет: с 1829 по 1838 годы. Спроектировал новую церковь известный архитектор эпохи московского классицизма Ф. М. Шестаков. Он является автором таких замечательных столичных памятников как храм Вознесения Христова на Большой Никитской, или просто Большое Вознесение, колокольни храма в честь святителя Николая в Толмачах, при нынешней Третьяковской галерее и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сошествия...

Тобольск. Домовая церковь Сошествия Святого Духа. Домовая церковь в Архиерейском доме Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Архиерейский дом являлся резиденцией тобольских архиереев. Отсюда его название – «Архиерейский дом». Исторически это здание уже пятое по счету. Четыре прежних строили и разбирали в разных частях Тобольского кремля. Фундаменты первого и четвертого по счету Архиерейских домов стояли у бровки Троицкого мыса. Второй и третий находились в центре Софийского двора. Здание Архиерейского дома представляет собой образец гражданской архитектуры второй половины XVIII в. Построено губернатором Д.И. Чичериным для Архиепископа Варлаама I (Петрова). Дом построен в стиле классицизма. Здание было заложено в 1773 году, причем при строительстве была разобрана на кирпичи часть крепостной стены. В Архиерейском дворце были устроены две домовых церкви: на втором и третьем этаже. Домовые церкви были пристроены уже после завершения возведения основного здания. Церковь в честь Сошествия Святого Духа была заложена в 1776 году, освящена в 1784 году. В 1833 году храм был перестроен Архиепископом Афанасием, к нему пристроен алтарь с красивым иконостасом работы художника Шелудкова. Резьбу для иконостаса выполнил крестьянин д. Почекуниной Бронниковской волости Иван Гиронкин. Среди церковной утвари этого храма примечателен напрестольный крест, пожертвованный 28 сентября 1675 года тобольским воеводой Иваном Борисовичем Репниным за исцеление его сына Аникиты от тяжкой болезни после моления перед Абалакской иконой Божией Матери. На третьем этаже Архиерейского дома в 1790 году был устроен небольшой храм во имя Всех святых, освященный в 1795 году. В 1844 году Преосвященным Владимиром этот храм был перестроен. В 1894 году храм был отремонтирован с устройством в Архиерейском доме несгораемой каменной лестницы. В начале ХХ в. был проведен новый ремонт Архиерейского дома. Последним хозяином Архиерейского дома был Епископ Гермоген, принявший в 1918 году мученический венец от богоборческой власти.

http://sobory.ru/article/?object=30551

Спустя век после закрытия в восстанавливаемом соборе Свято-Духова монастыря Вологды состоялось архиерейское богослужение 9 июня 2020 г. 16:11 8 июня 2020 года, в День Святого Духа, председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил молебен с водоосвящением и чтением акафиста в восстанавливаемом соборе Сошествия Святого Духа Свято-Духова монастыря города Вологды. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Свято-Духов монастырь» иерей Алексий Булеков, благочинный Архиерейских подворий Вологды протоиерей Алексий Ольховников, настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого протоиерей Николай Булеков, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр (Чеборов), проректор по развитию Вологодской семинарии иерей Александр Бородовицын, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), духовенство Вологодской епархии . Богослужебные песнопения исполнил хор собора Сошествия Святого Духа. На богослужении присутствовало руководство Управления МВД по Вологодской области и организации-попечителя. По окончании молебна митрополит Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом. Поздравив жителей Вологды с праздником Святого Духа, владыка выразил надежду, что через некоторое время в этом соборе будет совершена первая с начала XX века Божественная литургия. Свято-Духов монастырь по предсказанию преподобного Галактиона был основан на месте его подвигов между 1627 и 1632 годами. Первоначальное название — Знаменская Галактионовая пустынь, впоследствии — Свято-Духов монастырь. В 1654 году на пожертвование царя Алексея Михайловича был выстроен каменный собор в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов и теплая каменная Знаменская церковь. В 1697 году были обретены честные мощи преподобного Галактиона.

http://patriarchia.ru/db/text/5649044.ht...

Храм в честь великомученика Георгия Победоносца (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь великомученика Георгия Победоносца (Тула) , называемый в старину храмом Сошествия Святого Духа (на Хопре), является памятником истории и культуры регионального значения. 90 лет здание пустовало, восстановление только началось. Содержание История [ править править код ] Согласно писцовой книге 1625 года, на месте нынешнего храма стояла деревянная церковь с приделом, освященным в честь Жен Мироносиц. В Туле тогда существовала еще одна Георгиевская церковь, «на Ржавце», и в названии зареченского храма тоже было уточнение: Георгиевская «под Ужовым болотом». Позднее появились другие уточнения: «на Хопре», «в Казенной слободе», «на Оружейной слободе». В 1696 году на этом месте был построен каменный храм во имя великомученика Георгия с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. В 1757 году из-за ветхости церковь разобрали и начали возводить новую, гораздо более обширную и прочную, – во имя Сошествия Святого Духа, с приделами Иоанна Богослова (справа) и Георгия Победоносца (слева). В приделах богослужения шли с 1766 года. Полностью достроили храм лишь к 1769 году; тогда же поставили и колокольню с восемью колоколами. Строительство Свято-Духовского храма велось на добровольные пожертвования прихожан, большинство из которых были оружейниками. Храм был прекрасным образцом стиля барокко. В XVIII веке там находился самый большой из приходов Гончарной и Кузнецкой слобод: в него входила примерно треть населения Заречья, а также жители ближайших деревень Куруловки, Клоковой (в 1856 году отошла к приходу села Горелки) и Протопоповой. В числе прихожан были братья Красильниковы владельцы железных и медных заводов в Казанском, Уфимском уездах и в Оренбургской губернии – и их дети. По количеству и богатству украшений Свято-Духовская (Георгиевская) церковь превосходила все зареченские храмы. В то время она считалась главной церковью оружейной слободы. В середине XIX века серебряной утвари в ней было более 17 пудов (около 280 килограмм), правда, в основном из низкопробного серебра.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_в...

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Свято-Духовский скит. /// Епархия неизвестна Скит. Действует.   Год основания:1901. Адрес: г. Почаев, Кременецкого р-на Координаты: 49.995354, 25.543567 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История Свято-Духовского скита начинается с 1197 года. По документальным свидетельствам, Мефодий основал небольшую часовню на одной из Почаевских гор. А позже, в 1219 году, на вершине этой горы заложили монастырь и храм Преображения Господнего. Обитель отличалась строгостью монашеской жизни. Позже в нем основали типографию и богословскую школу. Стены монастыря стали его своеобразной летописью: на них монахи записывали все важные события. В 16–17 веках обитель постигли беды: сначала она была разорена в результате набегов, потом моровая язва истребила практически всех монахов. Восстановление монастыря началось в 1901 году – здесь, в тиши вековых деревьев, на горе, основали скит Святого Lyxa. Но в советские времена его снова закрыли. В стенах обители устроили психиатрический диспансер. А монахи переселились в Почаевскую Лавру. Второе возрождение монастыря, который стал скитом, началось в 1990 году. Монахи восстановили вратарную церковь Онуфрия Великого, церковь Всех Святых, возвели корпус для келий, каменную ограду вокруг обители. Также построили колокольню и три часовни. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день архиерейское богослужение совершалось в лаврском соборном храме, а после службы соединенные крестные хода из лавры, Лосятино и Старого Почаева с особой торжественностью, со всем духовенством во главе с архиепископом Модестом последовали на урочище «Скиток». На скиту их встретил крестный ход из Старого Таража, после чего и началось само торжество закладки Свято-Духовского храма. 21 сентября этого же года был изготовлен иконостас для храма в честь сошествия Святого Духа на апостолов, который являлся делом рук мастера по резьбе иконостасов Калязинского купца Макария Васильевича Шишкина. Изготовил мастер иконостас из соснового и липового дерева, покрытого красным золотом на полимент за 3200 рублей, и уже в январе 1903 года иконостас был доставлен из Калязина (Тверская область) в скит.

http://sobory.ru/article/?object=09030

Рязань. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Святого духа - единственная сохранившаяся постройка Духовского монастыря. Монастырь существовал с 1505 по 1783г. на территории рязанского кремля, к северу от Архиерейского двора. Уникальная двухшатровая Духовская церковь возведена в 1642г. солигалицким мастером В.Зубовым. Она отличается редкостной изысканностью и гармоничностью архитектурных форм. Колокольня и трапезная пристроены в XVIII-XIXbb. Церковь Святого Духа у северных стен Кремля — единственная сохранившаяся постройка Духовского мужского монастыря, основанного в XV веке. В 1514 году весь монастырь был истреблен пожаром, но вскоре возобновлен. Существующий ныне храм построен в 1642 году зодчим Василием Харитоновичем Зубовым — выходцем из Соли Галицкой (Солигалича). Частично сохранился закладной камень, из которого и были почерпнуты сведения об авторстве храма и дате его закладки. Небольшой, с двухчастной апсидой четверик продолжается двумя рядами необычайно выразительных кокошников; плоскости фасадов разбиты лопатками с кирпичным декором между ними. Особую изящность церкви придает двухшатровое завершение — низкие восьмерики с тонко профилированными карнизами, поясами килевидных кокошников, золотыми звездами на гранях, грушевидными главами, увенчанными позолоченными ажурными крестами. Несколько позже с западной стороны была пристроена обширная трапезная. В 1783 году монастырь вновь сильно пострадал от пожара и через четыре года был упразднен. Церковь же восстановили в 1798 году на средства княжны Александры Владимировны Козловской (урожд. Долгоруковой). Епископ Рязанский и Шацкий Симон (Лагов; 1778–1804) писал в 1789 году: «Текущего января 28 дня получили мы три письма из Москвы от ея сиятельства княгини Козловской и Бригадирши Александры Владимировны тысячу рублев ассигнациями на возобновление церкви бывшаго духова монастыря того ради определяем, первое: сумму оную консистории принять в збережение так, чтобы оная не токмо не могла пропасть от похищения, но и ни на что иное не была трачена». Еще 4 000 руб. были выделены княжной в виде вклада, проценты с которого шли на содержание церкви и притча. По просьбе Александры Козловской трапезная была расширена пристройкой придела, освященного в честь святой мученицы Александры. Были сделаны и другие переделки: изменены окна и двери, поправлены стены и главы, обновлен алтарь. Колокольня была восстановлена значительно позже. В 1861 году клировые ведомости сообщали о Свято-Духовской церкви: «Зданием каменная, крепка, покрыта железом, без колокольни, колокола висят на столбах». Возвели же новую звонницу в 1864 году, по проекту зарайского архитектора И. В. Стопычева стараниями старосты купца В. Е. Панова, с 1855 года и до самой своей смерти в 1902 году поддерживавшего и опекавшего храм.

http://sobory.ru/article/?object=00865

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной клирика Московской епархии архимандрита Сергия (Рыбко) 13.07.2022 19:55:50 МОСКВА Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной клирика Московской епархии архимандрита Сергия (Рыбко). Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Дионисию, митрополиту Воскресенскому, первому викарию Патриарха Московского и всея Руси, управляющему Центральным викариатством г. Москвы Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Матфею, архиепископу Егорьевскому, управляющему Северо-Восточным викариатством г. Москвы Клиру и прихожанам храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище и храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы Родным и близким архимандрита Сергия (Рыбко) Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Со скорбью воспринял известие о кончине архимандрита Сергия (Рыбко), настоятеля храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище и храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве. Приняв монашеский постриг и сан пресвитера в Свято-Введенском ставропигиальном монастыре Оптина пустынь, отец Сергий усердно нес свои послушания сначала в этой прославленной обители, а затем в пределах Московской епархии. Трудами почившего священнослужителя была возрождена Свято-Духовская церковь на Лазаревском кладбище, воздвигнут Сергиевский храм в Бибиреве, возведен один из крупнейших храмов столицы в честь Собора Московских святых. Кроме того, он принимал участие в строительстве храма в честь Торжества Православия в Алтуфьеве. Вместе с тем главной заботой покойного отца архимандрита была пастырская работа с людьми. Он был ревностным пастырем: искренним, добрым, умеющим найти слова утешения для каждого приходящего, вне зависимости от уровня его образования и социального статуса. На каждом месте своего служения отец Сергий заботился прежде всего о формировании крепкой общины и о созидании необходимых условий для совместной молитвы, а также об организации просветительской и молодежной работы. Немало сил почивший посвятил трудам по изданию творений святых отцов.

http://radonezh.ru/2022/07/13/svyateyshi...

Свято-Троицкий храм (Адлер) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Живоначальной Троицы был воздвигнут из перестроенного здания авиакасс стараниями отца Алексия Стаднюка, назначенного настоятелем прихода в 1994 году. Храм был освящён великим освящением в 1998 году. Он представляет собой трехглавое здание со звонницей. При храме в 2000-х годах было сооружено обширное двухэтажное кирпичное здание воскресной школы, при котором имеется домовая церковь в честь Сошествия Святого Духа . Содержание История [ править править код ] Территория, на которой расположен Троицкий православный комплекс, является историческим памятным местом закладки форта Святого Духа в 1837 г. и охраняемой историко-ландшафтной территорией, на которой был основан населенный пункт Адлер. Здесь находится братская могила 11 русских воинов, погибших во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Это памятное место взято под охрану Государства решением Краснодарского краевого исполкома от 20.01.1975 В период с 1898 по 1947 годы здесь стоял храм Сошествия Святого Духа. Однако, храм переживший и Революцию и Великую Отечественную войну, в 1947 году был разрушен местными жителями. По словам очевидца, дожившего до наших дней и бывшего в те послевоенные годы ребенком — храм разрушали до основания с помощью трёх тракторов и двух пожарных машин, рядом с храмом располагались часовня и маленькое кладбище для священнослужителей, которые так же сравняли с землёй. После совершенного кощунства, для всех участников сего действа был устроен концерт. На том самом месте где стоял храм Святого Духа построили летний кинотеатр «Победа». Церковная община в Адлере была вновь создана в 1990 году стараниями архимандрита Флавиана (Осколкова) (ныне настоятеля храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской Низменности). В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29.12.1990 г. «О безвозмездной передаче бывших церковных сооружений находящихся в собственности государства религиозным организациям», воссозданной православной общине были возвращены сооружения, являвшиеся до 1917 года собственностью Церкви — на тот момент это здание авиакасс и прилегающий к ним пункт добровольной народной дружины. Позднее в 1992 году Приходу Свято-Троицкого храма было передано то самое здание летнего кинотеатра «Победа», сооруженное на месте разрушенного храма. Так постепенно начала разгораться православная жизнь в районе. Службы проходили в бывшем здании добровольной народной дружины.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Орша. Успенский Кутеинский женский монастырь (старый). /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1631. Год утраты:Не установлен. Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Витебская область, Оршанский район, г. Орша, южная окраина Координаты: 54.487238, 30.413364 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основан в 1631 году княгиней Анной Огинской (матерью Богдана Стеткевича-Завирского), передавшей на содержание монастыря часть своих землевладений с деревней Свистелки, благодаря чему в некоторых источниках обитель упоминается как Свистёльская. В монастыре было несколько деревянных церквей и прочие монастырские постройки. Также, в монастыре находилась двухъярусная брама-звонница с каменным нижним ярусом. В 1655 году был возведён каменный Успенский собор. В 1691 году построена кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х годов. В 1920-е годы монастырь был закрыт, храм использовался под склад и коптильню. Успенский собор монастыря вновь был открыт со времени Великой Отечественной войны. В настоящее время на месте монастыря построены многоэтажные дома. Кутеенский Успенский женский монастырь//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907. Свято-Успенский женский монастырь расположен на живописном левом берегу Днепра. Монастырь был основан в 1631 г. неподалеку от впадающей в Днепр речки Кутеинки, которой сейчас уже нет, и носил название Кутеинского. Основали монастырь княгиня Анна Огинская и ее сын Богдан Стеткевич, которые выделили землю под строительство монастыря и передали ему в пользование деревню Свистелки близ Орши вместе с людьми и угодьями. В монастыре была построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, но в 1635 г. она сгорела и вместо нее была выстроена каменная церковь с главным престолом в честь сошествия Святого Духа, которую освятил митрополит Петр Могила. В 1655 г. в монастыре был возведен каменный Успенский собор. В 1656 г. монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Кроме соборного каменного храма, в Успенском монастыре существовала деревянная теплая церковь в честь Покрова Божией Матери, каменный храм в честь святителя Николая, двухярусная надвратная колокольня, множество жилых и хозяйственных построек, а на реке Кутеинке действовала водяная мельница.

http://sobory.ru/article/?object=41274

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010