В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Б. м. относился к числу крупнейших духовных феодалов России. В 1678 г. обители принадлежали 1227 крестьянских дворов, к 1702 г.- 1725 ( Вдовина. 1988. С. 42). По 2-й ревизии (1744-1746) П. Б. м. владел 11 135 душами мужского пола в 104 населенных пунктах в 17 уездах страны, имел 11 096,5 дес. (свыше 12,1 тыс. га) пашенной земли (Там же. С. 43). Основное население, подчиненное П. Б. м., проживало в Боровском, Ржевском, Тарусском и Тверском уездах, основные угодья располагались в Боровском, Тарусском, Звенигородском и Каширском уездах. В Боровском у. П. Б. м. принадлежали Рябушинская, Рощинская и Высоковская слободы в Боровске, сёла Отепцево (ныне Атепцево) и Котово (ныне деревня) (оба - ныне Наро-Фоминского городского окр. Московской обл.), Беницы (ныне деревня), Русиново (ныне микрорайон г. Ермолино), половина с. Федотова (все - ныне Боровского р-на Калужской обл.), 16 деревень и сельцо; в Верейском у.- половина с. Федотова и 4 деревни; в Дмитровском у.- дер. Меленки (ныне Дмитровского р-на Московской обл.); в Звенигородском у.- Татарская слобода (ныне дер. Татарки в составе Одинцовского городского окр.) и 3 деревни; в Зубцовском у.- дер. Шишкино (ныне Зубцовского р-на Тверской обл.); в Каширском у.- с. Тульчино (ныне деревня в составе городского окр. Серпухов), слободка Тешилова (ныне не населенная дер. Спас-Тешилово городского окр. Серпухов), сельцо и 2 деревни; в Малоярославецком у.- с. Киселёво (ныне деревня в Боровском р-не) и 3 деревни; в Медынском у.- с. Адамовское (ныне деревня в Дзержинском р-не Калужской обл.); в Московском у.- 2 сельца (Ивановское и Терешково) и 3 деревни; в Оболенском у.- с. Трёхсвятское и 4 деревни; в Ржевском у.- с. Кравотынь (ныне деревня в Осташковском городском окр. Тверской обл.) и слободка Трестьянка, 23 деревни (в т. ч. Емша (Замостье), Зальцо и Заплавье); в Серпуховском у.- с. Енино (ныне городского окр. Серпухов Московской обл.) и деревня; в Старицком у.- дер. Нащокина (ныне Нащёкино Старицкого р-на Тверской обл.); в Тарусском у.- с. Татьянинское (ныне дер. Тарусского р-на Калужской обл.), 7 деревень и 2 сельца; в Тверском у.- с. Ульяновское (ныне деревня Ульяново Зубцовского р-на Тверской обл.) и 6 деревень (Там же. С. 55-62). П. Б. м. имел земли и в более отдаленных уездах: в Алатырском у.- сельцо Тарханово, а в Кинешемском у.- дер. Федяево (ныне Вичугского р-на Ивановской обл.) (Там же). В 1761 г. годовой доход мон-ря составлял 2889 р., из к-рых 1064 р. платилось в Коллегию экономии ( Попроцкий. 1861. С. 524). В 1763 г. П. Б. м. владел в 16 уездах страны 18 селами, 10 сельцами, 3 слободками, 79 деревнями, 339 пустошами, 2 поселками, 15 рыбными ловлями, 3 мельницами, а также дворовыми местами в Боровске, Калуге, Серпухове (тремя) и подворьем в Москве (Там же).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Для нас вопрос о началах византийского искусства имеет особую важность. Если будет когда-либо дознано, что источники византийского искусства и культуры лежат там же, где открыт был сам закон христианства, то и для общей археологической науки, и для русского палестиноведения в частности, несомненно, наступит новая эра... Какая живая задача для христианской археологии разобрать, с точки зрения бытовой обстановки, иконографию византийских лицевых рукописей»... Такая постановка вопроса о происхождении византийского искусства является весьма важной; она обещает множество плодотворных результатов; несомненно, изучение памятников Палестины, обрядов, совершавшихся на местах деятельности Христа, легенд, связанных с этими местами уяснить многие детали памятников древнехристианского искусства, а также начала этого искусства, его происхождение, а равно и происхождение византийского искусства. Блестящее подтверждение этому находим в некоторых примерах, приводимых Н.П. Кондаковым в указанных докладах. Последний по времени напечатанный труд Н.П. Кондакова посвящен истории византийской эмали. Труд этот носит такое заглавие: «Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали. Спб., 1892» 40 . Этот труд обладает еще в большей степени теми качествами, которые ставят все вообще труды Н.П. Кондакова выдающимися и ценными. Подготовляясь к составлению этого труда, автор совершил несколько путешествий по Европе, Кавказу. Благодаря высоко просвещенному вниманию А.Б. Звенигородского, труд этот издан достойным образом по отношению к внутреннему значению ученого исследования и значению самого предмета исследования; он явился одновременно на французском и немецком языках и таким образом сослужит, несомненно, великую службу науке. Роль эмали 41 в византийском искусстве была весьма высока. Оно, как известно, избирало этот вид живописи для наиболее дорогих, непосредственно близких к человеку и вместе с тем высоких образов. А потому понятно, как важно для лучшего знакомства с историей византийского искусства капитальное исследование одной из главных отраслей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 1584 году основан был Архангельск с деревянными стенами; в Астрахани в 1589 году построена крепость каменная, такая же основана в Смоленске в 1596 году. В начале царствования, в 1586 году, сочли нужным укрепить Москву, заложили Белый, пли Царев, город; строителем был церковный и палатный мастер Феодор Конь. Как производилось это городовое строенье, видно из наказа, данного князю Звенигородскому с товарищами, ехавшему строить крепость в Смоленске: «Приехав в Смоленск, сыскать на посаде и в уезде сараи и печи все, владычни и монастырские и всяких людей, где делывали кирпич, известь и кирпич жгли, и все эти сараи и печи отписать на государя, потом велеть их починить и покрыть, также поделать новые сараи и печи, лес и дрова приготовить, а если можно, то и камень на известь, и бутовый камень велеть ломать. Для этого дела послана с ними государева казна, и все те дела им делать наймом, нанимать охочих людей, уговариваясь с ними, а сваи велеть делать государевыми дворцовыми селами, росписать на выть по сту свай и велеть вывезти эти сваи в Смоленск зимою по пути дворцовых же сел крестьянам. Ко всему делу взять у смоленского воеводы 10 человек целовальинков из смольнян, посадских лучших людей, и велеть им ведать денежные расходы и писать их в книги подлинно, порознь, по статьям, и к этим книгам, ко всем статьям целовальники должны руки прикладывать, чтоб в деньгах кражи не было. А на рассылку взять у воеводы детей боярских 20 человек; и над этими детьми боярскими, целовальниками и подмастерьями беречь, чтоб они посулов не брали и не корыстовались ничем, и самому князю Звенигородскому с товарищами посулов и поминков не брать, не норовить никому и не корыстоваться ничем. А кто не станет запасами промышлять или кому поноровить, или посул возьмет, или чем покорыствуется, тот будет от государя казнен смертию». Война с Баторием при Иоанне, значение, какое приобрел во время этой войны крепкий Псков, должны были навести на мысль о необходимости укрепить Смоленск, тем более что войско оставалось в прежнем ненадежном положении: и против крымцев оно билось из обоза под Москвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вероятно, жертва человека была принесена здесь для умилостивления богов, а мясная пища была предназначена для «кормления» богов и предков, которых славяне наделяли человеческим образом и потребностями. Люди должны их поить и кормить, за что боги исполняют желания людей. Мясо для пропитания богов приносили русы, по данным Ибн Фадлана и Константина Багрянородного; Перун в Новгороде «досыта ел и пил», пока его не сбросили в Волхов. Вероятно, такие же магические действия совершали на жертвенной площадке XIII в., расположенной у подножия городища Звенигород на месте более раннего селища Бабина долина. В центре площадки был разожжён огонь, рядом положен на спине с поджатыми к груди ногами скелет человека, голова его отсечена и находилась в стороне. Кругом в один ряд уложены части туш коров, тоже только съедобные, а по краям площадки расположены семь коровьих черепов, лежащих на шейных основаниях и повернутых к центру. Над жертвенной площадкой в глинистом склоне выбита «хлебная» печь такого же типа, что и в других жертвенных сооружениях Звенигорода, и в неё втиснут скорченный скелет подростка. После завершения всех ритуалов площадка была завалена большими камнями. Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30–35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение, как это делалось в Индии, где вместе с человеческой жертвой, принесенной богине смерти, клали заступы, которыми рыли могилу (Тейлор Э.Б., 1989, с. 492). Убитый человек, брошенный в священный колодец, через который проходил один из путей на тот свет, был отправлен в подземный мир в качестве жертвы предкам. Скорченные погребения изредка встречаются на могильниках восточных и западных славян. В южнорусских землях их насчитывается 16 (Моця А.П., 1990, с. 27). В Словакии на могильнике Забор из 52 погребенных четыре находились в скорченном положении, в Победиме из 118 погребенных пять были скорчены (Chropovsky В., 1978, S. 99–123; Vendtova V., 1969, S. 171–193). Погребённых в таком положении, по-видимому, связывали или хоронили в мешках. Такой обычай объясняют верой в упырей (Kowalczyk М., 1968, S. 82–83) или видят в них погребения волхвов (Моця А.П., 1981, с. 101–105). Вряд ли таким способом могли погребать волхвов, так как язычники должны были к ним относиться с почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Какой человек пишет лучшие иконы, картины и снимает кино? 18 сентября 2023 Предлагаем вам беседу священника Павла Сержантова с кинорежиссером Валерием Семеновичем Ткачевым. В живом общении мы коснемся того, о чем почти не говорят. Мы не делаем безапелляционных заявлений, не навязываем свои выводы как единственно верные. Просто обменяемся мнениями, пообщаемся на важные темы церковного и светского искусства, поговорим о путях становления человека. Статья Священник Павел: Хочется сразу же поставить ребром ключевые вопросы по теме искусства. И поискать на них ответы. Что за люди создают шедевры? Каков путь становления этих людей? Меня интересует не только их путь в искусстве, но их путь человеческого становления. Какой была их антропологическая стратегия? И как она связана с их искусством? В разные эпохи господствовали свои антропологические стратегии, благодаря им человек реализовался, – эта тема в последние десятилетия входит в научный оборот. Я думаю, что ведущие антропологические стратегии эпохи влияли на искусство этой эпохи . Дам конкретные примеры. 1) В Средние века на Руси господствовала стратегия, которая характерна для человека исихастского . Именно он создавал иконы, такие как Спас Звенигородский преподобного Андрея Рублева. 2) В Новое время предпочитали писать иконы в портретной манере, так работал человек разумный в XIX в. 3) Начало XX в. взорвалось искусством русского авангарда. Человек подсознательный стал авангардистом. Это особая антропологическая стратегия. Даже если К. Малевич вспоминал об иконах, его живопись была весьма далека от искусства человека исихастского. 4) С середины XX в. на первый план вышел человек виртуальный , художники занялись видеоинсталляциями. Как Вы считаете, можно ли перечисленные четыре антропологические стратегии проследить по кино, хотя бы отчасти?

http://bogoslov.ru/article/6193163

Фёдор Дмитриевич Самарин (16.02.1858–23.10.1916) Фёдор Дмитриевич Самарин Общественный, государственный и церковный деятель славянофильского направления, член Государственного совета Российской империи. Биография Родился в богатой и родовитой русской православной дворянской помещичьей семье. Его отец — публицист Дмитрий Фёдорович Самарин (1827—1901), мать — Варвара Петровна Ермолова (1832—1906), дочь генерал-майора П. Н. Ермолова. До пятого класса мальчики в семье Самариных учились дома, сдавая весной экзамены, а с пятого класса начинали ходить в гимназию. В 1876 году Фёдор Дмитриевич окончил 5-ю Московскую гимназию с золотой медалью. В 1880 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата по историческому отделению. С 1880 служил по выборам, в декабре 1880 года был выбран Московским губернским земским собранием на должность непременного члена Звенигородского уездного по крестьянским делам присутствия. Был гласным Московского уездного и Московского губернского земских собраний. Оказал содействие развитию народного образования в Московской губернии. В январе 1884 года был выбран предводителя дворянства в Богородском уезде Московской губернии, на этой должности до 1891 года. С 1884 по 1886 год — почётный мировой судья Богородского округа. Был председателем съезда мировых судей Московского уезда Московской губернии. Организатор московских попечительств о бедных. С 1894 по 1896 год по избранию Московской городской думы, председатель городского попечительства о бедных арбатского участка города Москвы. В течение нескольких лет, по избранию Московской городской думы, был попечителем одного из начальных городских училищ. В 1904 году сложил с себя должность попечителя городского училища. Был членом кружка «Беседа», в 1905 году стал основателем «Кружка москвичей». С 1906 по 1908 год был уполномоченным Московского дворянства на 1-4-м съездах Объединённого дворянства. Написал ряд сочинений публицистических сочинений. Один из основателей в 1906 году газеты «Окраины России». В 1906 году был участником заседаний Предсоборного присутствия. Член Новоселовского кружка, один из учредителей Братства святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Состоялось заседание редакционного совета портала «Богослов.Ru» 23 декабря 2022 – 23 декабря 2022 События Редакционный совет научного богословского портала «Богослов.Ru» на очередном заседании 20 декабря рассмотрел работу издания в 2022 году и редакционный план на следующий год.  Заседание, проходившее в дистанционном формате, возглавил председатель Редакционного совета, главный редактор портала, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл. Редакционный совет большинством голосов утвердил план работы электронного ресурса на 2023 год. Также члены совета обсудили текущую деятельность портала, обменялись мнениями по поводу тематики публикаций, некоторых аспектов редакционной политики и перспектив развития издания. Согласно Положению о научном богословском портале «Богослов.Ru» , утверждённому Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Редакционный совет состоит из ректоров и представителей корпораций центральных духовных школ, а также иных авторитетных богословов и православных мыслителей, научно-педагогических работников, внёсших значительный вклад в развитие научной области знаний. Основные задачи совета — определение редакционной политики портала, утверждение тематического годового плана, формирование рекомендаций по развитию и совершенствованию деятельности портала, укрепление научного авторитета портала и расширение его читательской аудитории, а также обмен мнениями по вопросам публикуемых материалов.    Источник : Богослов.Ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6176618

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Второй сезон проекта «Лица Академии» представили в Большом зале Московской духовной академии 14 декабря 2022 – 14 декабря 2022 События 13 декабря в Большом актовом зале Московской духовной академии прошла презентация проекта «Лица Академии». Своеобразным вступлением к ней стал показ интервью с деканом факультета церковно-певческого искусства игуменом Лазарем (Гнативым). Открывая встречу, ректор МДА, главный редактор портала «Богослов.Ru» епископ Звенигородский Кирилл (Зинковский) обратил внимание на то, как важно сохранять академическое наследие. Некоторые герои первого сезона «Лиц Академии», вышедшего в 2012 – 2015 годах, уже ушли в вечность, поэтому проект приобрёл вневременное значение. «Если бы в своё время не сняли эти интервью, то часть их духовного багажа, их духовного и преподавательского опыта для многих из нас канула бы в Лету», — отметил владыка. Об истории создания проекта рассказал продюсер и ведущий второго сезона (реализован при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2022»), заместитель ректора МДА по работе с грантами, заместитель главного редактора портала «Богослов.Ru» священник Анатолий Колот. По его словам, первый и второй сезоны «Лиц Академии» значительно отличаются. «Мы с коллегами постарались разработать такой формат, который был бы в тренде сегодняшних передач на YouTube, того контента, который пользуется популярностью, — подчеркнул отец Анатолий. — При этом мы стремились соответствовать актуальным тенденциям именно в плане формы, а в плане содержания — отразить то внутреннее наполнение, которым богата Московская духовная академия». Научный редактор портала «Богослов.Ru», преподаватель кафедры богословия МДА священник Димитрий Артёмкин обратил внимание, что работа над подобным проектом — долгий, насыщенный и очень трудоёмкий процесс. Уже во время подготовки вопросов создатели проекта столкнулись с трудностями, которые не очень знакомы авторам популярных интервью: многие преподаватели академии — люди совершенно непубличные. «Выяснилось, что в открытых источниках про добрую половину наших героев ничего нет, — пояснил отец Димитрий. — И тут мы осознали, что идём в правильном направлении, что попросту должны рассказать о них миру».

http://bogoslov.ru/event/6176520

профессор Алексей Петрович Лебедев (2.03.1845–14.07.1908) Естественнонаучная апологетика История Древней Церкви Рецензии и заметки Священное Писание Нового Завета Общая церковная история История Русской Православной Церкви профессор Алексей Петрович Лебедев Известный российский историк, профессор Московской духовной академии, Московского университета. Биография Уроженец села Очаково Московской губернии. Родился 2 марта 1845 года. Отец Алексея был православным священником. Благодаря стараниям родителей начатки христианского воспитания он получил ещё в детстве. Семья жила небогато, но дружно. По-видимому, Алексей рано осиротел (что, конечно же, не могло не сказаться на ухудшении материального положения). Вероятно, именно поэтому он не стал обучаться в ближайшем к родному селу духовном училище: Звенигородском или Волоколамском. В конце концов стараниями близких он был определен в Перервинское училище: сироты, дети священнослужителей, оформлялись туда на казенное содержание. В училище Алексей пребывал в числе средних учеников. Однако благодаря целеустремленности и усердию его он окончил неплохо, а по выпуске, заручившись благословением, поступил в Московскую духовную семинарию. Здесь он сумел проявить свою даровитость и вскоре вошёл в число первых студентов. С успехом пройдя полный курс обучения в семинарии, продолжил образование в Московской духовной академии. Следует отметить, что своё призвание к истории он обнаружил не сразу: какое-то время тяготел к изучению философии. С учетом этого обстоятельства по окончании академии, в 1870 году, он был рекомендован профессором В. Кудрявцевым для работы на кафедру метафизики в Киевскую академию. Между тем, руководство сочло эту мысль неуместной и посчитало необходимым оставить его в МДА. В знак признания достижений Алексея Петровича ему было предложено выбрать одну из пяти вакантных, на тот момент, кафедр, где он хотел бы служить. Вопреки ожиданиям ректора, А. В. Горского, выбор пал на кафедру церковной истории. Разносторонние знания, любовь к науке, чуткость, внимательность и ответственность А. Лебедева вызывали уважение у студентов. Сообщается, что желающих посещать его лекции всегда было много. Не так гладко складывались отношения с некоторыми из его коллег. Царившая тогда в академии атмосфера консерватизма не располагала к продвижению свежих, оригинальных научных идей. И это смущало совесть ученых, склонных к глубоким изысканиям. Новая мысль могла встретить отпор уже только в силу своей новизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕМЕНОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Надежда Васильевна Семёнова ( 1865 - 1938 ), мученица Память 25 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родилась 8 сентября 1865 года в городе Воскресенске (ныне город Истра ) Звенигородского уезда Московской губернии. Крещена в младенчестве в Вознесенском храме города Воскресенска . Впоследствии Надежда была прихожанкой, а затем с 1928 года старостой этого храма. Обучение Надежда проходила в расположенном рядом с упомянутым храмом училище. С приходом советской власти ее представители начали борьбу с верующими Воскресенска, добиваясь закрытия Вознесенского храма. В 1922 году властями из храма были изъяты богослужебные сосуды, серебряные части Евангелий, четыре креста и другая церковная утварь. 10 мая 1934 года в храм явилась назначенная местными властями комиссия с целью признать храм аварийным и непригодным для дальнейшего использования без произведения капитального ремонта. После осмотра комиссия потребовала в течение месяца снести купол храма и построить плоскую кровлю, снять колокола и разобрать верхний ярус колокольни. Члены приходского церковного совета пытались оспорить решение комиссии, обращаясь в различные инстанции вплоть до Президиума ВЦИКа. Основную ответственность за обращение взяли на себя Милица Кувшинова , Евдокия Кузьминова и Надежда Семёнова. 14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щапов написал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив, что в доме, где он живет как квартирант, хозяйка дома Надежда Васильевна Семёнова держит связь со священниками и агитирует за религию, а впоследствии на допросе добавил, что Надежда якобы критически отзывалась о деятельности советских властей.  После тайного расследования и опроса других людей 21 августа 1937 года Надежда Васильевна была арестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве.  11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 декабря она прибыла этапом в Тайшетлаг Иркутской области. Скончалась 8 мая   1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена на Акулынетском кладбище в Тайшетском районе. Причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода РПЦ от 12 марта 2024 года. Использованные материалы Редакция текста от: 19.03.2024 17:28:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681896.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010