Много лет назад я служил в Латвии в местах, где было много старообрядческих молелен, и мне приходилось слышать от местных старообрядцев, что у них в часовнях есть иконы «рублева письма», при этом я не видел там икон старше конца XVII века. Еще не так давно некоторые иконы из собрания Рогожской или Гребеньщиковской общин подписывались если не самим Рублевым, то уж обязательно «рублевская школа». Таким образом предположение И.Э.Грабаря о том, что автор Звенигородского чина – столь прославленный мастер, имеет давнюю расхожую традицию. При этом в 20-30 годах наши знания о средневековом искусстве в силу перерыва иконописной традиции были  беднее и примитивнее, чем сейчас, и во многом составлялись на основании сложившейся позднейшей мифологии. К счастью научная работа искусствоведов последующих десятилетий, вплоть до нынешнего времени восстанавливает реальную картину художественной ситуации этого периода, чему свидетельство и упомянутые исследования  Третьяковской галерее. Список имен великих художников русского средневековья обогатился для нас еще одним или даже несколькими авторами «Звенигородского чина», наши представления о деятельности и творчестве иконописцев работавших в России в этот период – точнее и достовернее. Подготовила Оксана Головко Читайте также: Как исследовали иконы «Звенигородского чина» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2016 26 июня, 2017 30 июня, 2017 9 февраля, 2024 11 октября, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 15 марта, 2022 26 октября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/menya-ne-ubedili-issle...

Такой же набор вещей найден на святилище Аркона и встречается на культовых местах других народов. В каждом случае понять значение этих жертвоприношений можно только гадательно, так как очень трудно определить «не только каково прошлое само по себе, но и то, каким видели свое собственное время люди прошлого» (Гуревич А. Я., 1984, с. 30). В общих чертах смысл большинства оставленных на капищах Звенигорода даров может быть расценен как обращение к богам с просьбой о благополучии, защите и сохранности (женские украшения-обереги, острые предметы, замки, ключи). По убеждениям язычников, вещи и их владелец обладали магической сопричастностью, в вещах заключена частица их хозяина (Гуревич А. Я., 1970, с. 64). Оставляя на святилище свою вещь, «часть себя», человек, по-видимому, устанавливал связь с божеством, отдавая себя под покровительство богов, просил защиты и помощи в различных повседневных делах. Также на Арконе, по словам Саксона Грамматика, «можно было видеть здесь множество общественных и частных даров, жертвованных благочестивыми обетами требующих помощи» (Фамицын А. С., 1884, с. 24). По Гельмольду, мелкие дары оставляли при частных жертвах, Помимо частных жертв, на капище 3 Звенигорода проводили общественные жертвоприношения. При них важную роль играли человеческие кости и черепа, положенные в специальные ямы и окруженные жертвенными дарами. Эти жертвоприношения, вероятно, должны были умилостивить богов, способствовать сохранению жизни и вечному возрождению общины. Человеческие жертвы приносили только в честь главных богов (Гельмольд, 1963, с. 129). Существенного различия в наборе жертвенных подношений, обнаруженных на трех капищах Звенигорода, заметить не удается, но планировка самих капищ была неодинаковой, вероятно, и их значение было разным. Капище 1, раскопать которое не удалось из-за растущих на нем больших дубов, по-видимому, представляло собой круглую площадку, окруженную углублениями, как и капище на Богите, но здесь в углублениях находилось много вещей. Капище 3 имело довольно сложную планировку и было разделено на несколько частей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Культ огня у славян был связан с домашним очагом, в котором обитают души предков (Никольская Р. А, 1959, с. 111). Домашний очаг рассматривался как символ семьи, обилия и мира, печи кланялись молодые во время свадьбы, печь полагалось кормить, бросать в нее куски хлеба, вспоминая при этом предков, через печь проходил один из путей на тот свет (Афанасьев А. Н., 1865, с. 178–180; Иванова Ю. В., 1983, с. 119; Белецкая Н. Н., 1978, с. 120; Ветловская В. Е., 1987). Соответственно такому всеобъемлющему значению огня его следы видны всюду на святилищах. Огонь многократно разжигался на культовых валах и во рвах, где он служил дополнительным ограждением и защитой священного места. Так же делали перед Перуном, которому «яко богу, жертву приношаху огон[ь] неугасающий з дубового древия непрестанно паляху» (ПСРЛ, т. 40, с. 44). Вечный огонь жрецы поддерживали и в Пруссии (Мержинский А., 1895, с. 257). Все площадки капищ покрыты углем, по наиболее прожженные участки находились непосредственно перед идолами на капищах 2 и 3, а также перед идолом в сооружении 14 в Звенигороде. Углем и золой покрыты остатки жертвоприношений и пол в культовых сооружениях на святилищах. Особенно многочисленны прослойки угля, золы и обожженной глины, разделенные стерильными слоями засыпки, в заполнении глубокого внутреннего рва на городище-святилище Говда, где огонь разводили многократно ( 10, 4, 5). В ряде сооружений на кострищах найдены мелкие пережженные косточки – остатки сожженных жертв (сооружения 9, 10, 14), обожженные зерна ржи (сооружения 4, 5, 14), встречаются частично обожженные кости человека (сооружение 5) и часты находки вторично обожженных черепков глиняной посуды. На капище 3 в Звенигороде был сделан большой круглый очаг с сильно прожженным подом, обставленный кругом большими камнями и окруженный жертвенными вещами, что, вероятно, тоже было связано с поклонением огню (рис. 39). Неотъемлемой принадлежностью большинства культовых сооружений в Звенигороде являются нитеобразные печи, в которых горел сильный огонь (сооружения 2, 5, 6, 8, 9,12,14,15).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кроме этого, они жили в Полтавской, Черниговской к Каменецподольской губерниях. Штундисты, по словам означенного автора, преувеличивали размеры своей секты: так в 1877 году они определяли свою численность цифрой 300 т. 274 . Автор приведенных нами сведений не определяет источника, из которого он их черпал. Сообщение его о существовании сектантов в 1877 г. в Бессарабской, Черниговской и Полтавской губ., в имевшемся у нас под руками материале, не нашло подтверждения. В просматриваемых нами делах Херсонской духовной консистории не найдено было топографических и статистических данных относительно сектантов за означенное время. По сообщению корреспондента «Одесского Вестника», в 1877 году малорусских баптистов было 200 человек 275 . Автор статьи «Баптизм или штунда в Киевской губ.», передает, что с 1876 г. штундисты появляются в сс. Вотылевке, Винограде и Боярке, Звенигородского уезда; в 1878 г. в сс. Шубиных-Ставах, Моринцах, Каменном Броде, Репках и Яблуновке, того же уезда; в 1879 г. в селе Тиновке, Разумнице и Крутых Горбах, Таращанского уезда, и в с. Чижовке и Красногородке, Звенигородского уезда. С 1876 года число сектантов в Киевской губернии, по словам того же автора, увеличивалось в такой постепенности: в 1876 г. – 706, в 1877 г. – 946, в 1878 г. – 1100, в 1879 г. – 1196 276 . По «Ведомости Киевской духовной консистории», от 20-го ноября 1887 года, с 1876 г. по 1879 год включительно, штундизм проник, кроме означенных автором статьи «Баптизм или штунда в Киевской губернии», 13 мест, – еще в 8 мест: в сс. Капустницы, Сквирского уезда, в сс. Погибляк, Кобеляки и д. Редко-Дубы, Звенигородского уезда, в с. Лесовичи, Таращанского уезда, в сс. Пруссы, и Яблуновку, Васильковского уезда, и в с. Топиловку, Чигиринского уезда. Таким образом, по официальным данным, в Киевской губ. штундизмом было вновь заражено 21 поселение. По исповедным росписям 1879 года явных штундистов в с. Чаплинке, Косяковке, Вотылевке и Плоевке было 770 человек 277 . Число баптистов к концу семидесятых годов в Киевской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит: «Высокая нравственность — профессиональное качество священнослужителя» 26 ноября 2020 г. 15:37 К своему юбилею ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит поделился воспоминаниями о жизненном пути. Интервью опубликовано на сайте Московской духовной академии. — Владыка, позвольте еще раз Вас поздравить с памятной датой Вашей жизни — 40-летием со дня рождения. Не секрет, что студенты всегда живо интересуются личностью своего ректора, тем более недавно назначенного. А потому, если позволите, в этом интервью хотелось бы подробнее поговорить именно об основных этапах Вашей жизни. Владыка, расскажите, пожалуйста, о себе и о своем пути к вере. — Я родился в Рязанской области, рядом с городом Скопин. К вере я пришел достаточно рано: мне было почти 12 лет, когда я стал ходить в храм. К этому времени рядом с нашим поселком открылся храм, и у меня появилась возможность самостоятельно ходить до него пешком. До этого времени единственный храм был достаточно далеко, и родители, соответственно, не могли отпускать меня одного. Но я всегда, сколько себя помню, интересовался темой веры и религии. Даже когда не ходил в храм, с живым интересом слушал рассказы своей бабушки об Иисусе Христе, правда все это воспринимал по-своему, по-детски, и многие вещи понимал, конечно, не совсем правильно. Помню такой эпизод из детства. В детском саду у нас была воспитательница Валентина Митрофановна. Очень верующий человек. Но она никогда это не афишировала. За ее доброту мы ее очень любили. Однажды мы, мальчишки, никак не хотели заходить после прогулки обратно в здание, хотя она настойчиво звала нас. Помню, была осень, и мы играли и валялись в листьях. Девчонки, самые дисциплинированные, окружили Валентину Митрофановну, и она им что-то рассказывала. Потом и мы, наконец, зашли. Воспитательница нас наказала следующим необычным образом. Она сказала: «Я кое-что интересное рассказывала девочкам, а вам в наказание этого не расскажу». Мы были заинтригованы и нашли болтливую девчонку, которая все рассказала, но по-своему. Немного приврала. Она сказала, что некие цыгане поймали одного Человека и пригвоздили Его к дереву. Мне тогда было очень жалко Этого Человека, но я тогда еще не знал, Кто это на самом деле. Речь, конечно же, шла об Иисусе Христе. Хотя, по-моему, эта девочка все же упомянула, что это был Боженька. Таково одно из первых моих восприятий христианского учения, потому что до этого у нас в семье об этом вообще не говорили.

http://patriarchia.ru/db/text/5725630.ht...

Фестиваль музыки и ремесел «Звенящая струна» пройдет в подмосковном Звенигороде 6 июня 2023 г. 13:17 17-18 июня 2023 года в подмосковном Звенигороде (Одинцовский городской округ) пройдет Шиховский фестиваль музыки и ремесел «Звенящая струна». Фестиваль приурочен к 465-летию подмосковной деревни Шихово — центра древнего промысла по производству музыкальных инструментов. В рамках фестиваля будет реализована насыщенная культурная и просветительская программа, а главным событием станет театральная премьера. Инициатором проведения фестиваля выступили Администрация Одинцовского городского округа и Фонд развития социальных и просветительских инициатив «Настоящее». Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, который объявил проект победителем своего конкурса с предоставлением гранта на его организацию. Среди партнеров фестиваля также Звенигородский музей-заповедник. Информационным партнером проекта выступил журнал «Фома». Цель фестиваля — привлечь внимание общественности к знаменитому когда-то в России и за рубежом уникальному шиховскому промыслу по изготовлению струнных щипковых музыкальных инструментов, показать востребованность инструментов в наше время, представить промысел как сферу культурных интересов и актуальную среду для профессионального развития.  «Тема сохранения и возрождения традиций сегодня достаточно популярна в обществе и актуализируется в разных проектах. Однако важной и даже уникальной особенностью именно шиховского промысла является то, что до сегодняшнего дня он сохранился в живом, непрерванном состоянии: свои навыки молодежи передают мастера — продолжатели древних династий, проживающих в этом месте уже более двух веков, — отметил главный редактор журнала " Фома " , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   Владимир Легойда . — При этом важно, что организаторы фестиваля расширяют контекст разговора о преемственности — от ремесла к культуре, и наконец, о наследовании духовной традиции и христианской веры».

http://patriarchia.ru/db/text/6033996.ht...

— Монументальная роспись, да и иконы – это ведь часто не один и тот же художник – один мастер компонует, пишет личное, другие художники одежду, ученики – фон и так далее. Как быть с атрибуцией? — Разумеется, и этот фактор тоже надо учитывать, причем очень показательна в этом отношении более поздняя иконопись. Так, перед открытием персональной выставки Симона Ушакова , от которого сохранилось около 50 подписных икон, нам удалось провести технологические исследования и даже реставрацию некоторых произведений. Обнаружилось, что в больших подписных работах Ушакова, признаки его индивидуальной манеры проявляются в наименьшей степени, из чего, в свою очередь, был сделан логический вывод, что маэстро в подобных случаях мог ограничиваться только предварительным рисунком или какими-то заключительными правками, а порой, может быть, просто подписывал коллективную работу. Тем более, что в эту эпоху подпись была не столько актом личного самоутверждения, сколько удостоверением качества. Мне сложно представить, что тот греческий художник, который писал основную часть деисусных икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, исполнил все изображения целиком, включая одежды и фоны. Но даже в том случае, если роскрышь одежд, например, выполняли ученики, мне все равно кажется, что мастеров могло быть двое или даже трое – очень близких по манере, но всё же обладавших своими индивидуальными приемами, которые мы, возможно, еще обнаружим – подобно тому, как были обнаружены индивидуальные различия между иконой Спаса и двумя другими иконами Звенигородского чина. Вопрос о национальности мастеров не имеет смысла — Автором икон Звенигородского чина может быть русский или греческий художник (или два художника). Вот это важно – грек или русский? — Знаете, мне кажется, что обсуждаемый вопрос не имеет вообще никакого отношения к проблеме национального самоутверждения. Мы говорим сейчас не о чем-то специфически греческом или специфически русском, мы говорим о более или менее единой духовной и художественной культуре средневекового православного мира, который ещё иногда называют «византийским содружеством». В конце концов, именно из Византии в конце X века к нам пришло христианство, а вслед за ним и христианское искусство, причем имеется в виду не просто набор образцов и иконографических схем и даже не чрезвычайно изощренные художественные приемы, но вся сложнейшая система символического изобразительного языка, нацеленного на передачу иррационального сверхчувственного содержания в чувственных образах.

http://pravmir.ru/kak-issledovali-ikonyi...

V. 3-го марта епископ Августин представил Св. Синоду свое мнение, которым полагал: 1, в Академии, «на казенном содержании пищей, теплом и прислугою содержать до 70 студентов, а прочим, которых отцы не потерпели от неприятеля разорение и могут на их коште содержаться и иметь для себя в Москве квартиры, производить по прежнему жалованье, коего на студента богословия не более положено, как 24 р. 2. Пятьдесят студентов и учеников, которые в Академии содержать себя не могут, перевести в Троицкую Семинарию и содержать их на академическую сумму, состоящую в 3-х тыс. рублях и остающуюся от жалованья на Академию, положенного. 60 студентов и учеников, также не могущих содержаться в Академии, поместить в Вифанской Семинарии и содержать их и в сем только 1813 г. на сумму Семинарии оной, коей суммы за расходами прошедших годов имеется на лицо 3.300 р. сверх 20.500 р., обращающихся из процентов в Сохранной Казне. В Перервинскую Семинарию поместить 50 человек и содержать их, как мною уже учреждено, пищей, отоплением и освещением из монастырских доходов. Итого в Троицкую, Вифанскую и Перервинскую Семинарии переместить из Академии 160 человек. Как число учащихся в Академии простирается до 1.610 человек, а потому за означенным перемещением 160 человек самых бедных могут еще открыться такие, которые не в состоянии будут иметь квартир в Москве, то можно таковым из студентов обучаться в Троицкой и Вифанской Семинариях на своем содержании с получением только жалованья от Академии, а ученикам обучаться в Дмитровском, Коломенском и Звенигородском училищах, где удобно могут найти себе квартиры за небольшую цену. Ежели же исправить комнаты, которые ныне находятся без употребления в Троицкой Семинарии и в Звенигородском училище, на что, впрочем, потребны и время, и суммы, то в Троицкой Семинарии можно поместить еще до 50 человек, а в Звенигородском училище до 100 человек». Св. Синод указом от 21 марта 1813 г. разрешил в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии открыть учение и переместить из нее учеников и приказал: «поскольку предположенное к содержанию неимущих студентов и учеников пособие может быть оказано только в один настоящий год, а продолжать оное в следующее время по неимению суммы надежды не предвидится, то предоставить (предоставлено) Комиссии Духовных Училищ войти в рассмотрение, нельзя ли из состоящих в ведомстве ее капиталов сделать такого распоряжения, дабы и на будущее время недостаточные студенты и ученики имели безостановочное к содержанию себя пособие».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они же насыпали и дополнительный земляной вал. Валы городища ни по своей конструкции, ни по расположению не были приспособлены для обороны. На их плоских вершинах и ровном дне рвов находились площадки для огней и жертвоприношений. Городище Звенигород, как и Богит, было разделено на две части – сакральную и общественную. На сакральной части были расположены круглые капища, жертвенные ямы и сооружения с хлебными печами, жертвенные площадки, длинные дома для хранения богатств святилища. На общественной части стояли длинные дома для общественных пиров и сходок, ямы для одноразовых жертвоприношений, жилища служителей культа. Особенностью Звенигорода является только богатство и разнообразие найденных на нем жертвенных даров. На обоих городищах отсутствуют обычные жилые и хозяйственные постройки, их площадки не были пригодны для постоянного заселения. Святилища Богит и Звенигород не были разрушены врагами, на них нет следов разгрома. Они были оставлены преднамеренно, все культовые объекты засыпаны землей и забросаны камнями, идолы убраны, а жертвоприношения, в том числе дорогие золотые и серебряные вещи, оставлены на месте. Датировка збручских святилищ Найденные на святилище Звенигород вещи характерны для древней Руси и в целом относятся к периоду с X–XI до XIII веков включительно. Часть из них имеет более узкую датировку, но, как правило, в пределах не менее двух веков, и лишь некоторые вещи бытовали в строго ограниченный отрезок времени. Последнее относится, главным образом, к вещам, появившимся в XIII в., что особенно важно, так как определяет конечную дату существования святилища. Основная часть находок происходит с открытых капищ, площадки которых насыщены разновременным материалом, и период их функционирования может быть определен только суммарно. К закрытым комплексам на городище могут быть отнесены углубленные культовые сооружения, использовавшиеся неоднократно, в заполнении которых выделяются стерильные прослойки. Единообразие культуры по всей территории Киевской Руси позволяет привлекать в качестве аналогий материалы достаточно удаленных памятников, вплоть до Новгорода, но преимущественно все же использованы данные из юго-западных областей Руси, тем более что некоторые вещи имеют узкое распространение и, вероятно, произведены на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как установлено Б. А. Рыбаковым, в женском и девичьем костюме и в головных уборах присутствовала сложная символика, смысл которой состоял в защите от окружающего зла. Оберегами служили височные кольца и шейные украшения, покрывавший их орнамент был насыщен магической силой (Рыбаков Б. А., 1951, с. 399–404; 1971, с. 17). В Звенигороде самой многочисленной группой женских украшений были проволочные височные кольца разных типов. Кольца представляли собой круг, имевший сам по себе двоякое значение: символ солнца и охрана от злых сил. В ряде мест на святилище височные кольца лежали вместе по четыре штуки или в количестве, кратном четырем, и были переплетены между собой. Так было в сооружении 5, где вместе находилось четыре трехбусинных кольца. В длинном доме 8 также были переплетены между собой дужками четыре серебряных трехбусинных кольца, на капище 3 были положены вместе восемь проволочных колец. В одном случае вместе оказалось 18 проволочных колец, но из них 16 принадлежало к одному типу с обратно завернутым концом и два были с просто заходящими друг за друга концами, то есть здесь, по-видимому, находились кольца от нескольких головных уборов. Полные наборы височных колец, найденных в курганах, обычно состоят из четырех или восьми экземпляров (Седов В. В., 1982, с. 100). Следовательно, в Звенигороде часто приносили в дар богам целые наборы головных украшений. В такой жертве могла заключаться просьба охранить и защитить владелиц этих украшений. В то же время кольца – знаки Солнца – должны были способствовать плодородию и хорошему урожаю (Hensel W., 1970, S. 243–250). Металлических перстней и браслетов найдено немного и все они, кроме одного перстня-печати со знаком Рюриковичей, имели одну особенность – были несомкнутыми, пластинчатые и витые браслеты часто специально разогнуты, как и перстни, сделанные из обломков пластинчатых браслетов. Может быть, в этом есть определенная связь с поверьем, что с замкнутым кольцом на пальце нельзя входить в святилище. В Греции и Риме это не имел права делать даже жрец Юпитера, если кольцо у него не было сломано (Фрезер Д., 1986, с. 234). Кольцо препятствовало выходу души через пальцы, с умирающего полагалось снять перстень. При похоронах руса на Волге девушка, отправляемая на тот свет, перед смертью сняла с себя браслеты и ножные кольца – вероятно, они мешали уходу души в иной мир (Ибн Фадлан, 1939, с. 82). Замкнутые кольца считались действенными оберегами от злых духов и ведьм (Фрезер Д., 1986, с. 234). По сохранившемуся в сказках представлению, волшебное кольцо удовлетворяло все желания хозяина (Афанасьев А. Н., 1865, с. 214). При помощи колец гадали: «Кольца мечють в воду и поясы» ( Григорий Богослов , Гальковский Н. М., 1913, с. 35). Среди разнообразных вещей на других святилищах обычно браслеты и перстни отсутствуют. Вероятно, целые и замкнутые браслеты не полагалось приносить в жертву. Может быть, единственный замкнутый перстень-печатка, найденный в Звенигороде, был оставлен в память и в честь умершего?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010