Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Пасхальный детский крестный ход по линии обороны Москвы 6 мая в день великомученика Георгия Победоносца в окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде состоялся Пасхальный детский крестный ход по местам боевой славы. Крестный ход посвящен памяти воинов, погибших на последнем рубеже обороны Москвы на Звенигородском направлении. Организаторы: детское православное движение «Вестники». Участники: Школа «Пересвет», воскресная школа храма Иоанна Воина, православная гимназия «Сабурово» при храме святителя Николая, детский дом Сергиева-Посада Гимназия Иоанна Богослова, школа храм Александра Невского, приют Сергиево-Посадского монастыря, школа-интернат Преподобного Сергия Радонежского и мы – ход четвертые классы гимназии «Радонеж». Маршрут Крестного хода проходил от села Ершово до Скита Саввино-Сторожевского монастыря , расстояние – 10 км. В годы Великой Отечественной войны Ершово оказалось на линии фронта. В самом Ершово и на Скоковом поле происходили ожесточенные кровопролитные бои. Село несколько раз переходило из рук в руки. Немцы, захватив Ершово на очень короткое время, сожгли его (из 106 домов осталось всего 11). 6 января 1942 года, при отступлении из села, фашисты заперли в храме раненых пленных советских солдат и мирных жителей и взорвали церковь. Здесь война унесла жизни более чем 600 человек: среди них бойцы 144-й дивизии, державшей здесь оборону Москвы, и местные жители. Но именно здесь и были остановлены фашистские оккупанты. В Звенигород и дальше на Москву их не пустили. После войны на месте храма был воздвигнут памятник погибшим воинам, село заново отстроено, в 1995 году по благословению Патриарха московского и всея Руси Алексия II началось строительство нового храма на месте взорванного по сохранившимся чертежам. Путь наш начался с молебна в храме св. Александра Невского в городе Звенигороде. После молебна и напутственных слов отца Настоятеля участники Крестного хода сели в автобусы и приехали в село Ершово, где с приветственным словом к нам обратился настоятель Троицкого храма:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/137...

«Обозревая минувший год, необходимо сказать о том, что еще никогда прежде не освящалось столько отреставрированных и вновь построенных храмов, а именно 23», — подчеркнул митрополит Ювеналий, особо отметив великое освящение Георгиевского собора в Одинцово и Георгиевского храма в Видном. Положение Московской епархии в 2007 году характеризуют следующие цифры. В епархии — 42 благочиннических округа, включая монастырский. В этом году для эффективности управления приходами из Одинцовского благочиния было выделено 6 приходов в отдельное Звенигородское благочиние. Талдомское благочиние было переименовано в Дубненско-Талдомское. В Московской епархии 1074 зарегистрированных прихода, в том числе 18 образованных в этом году. Клириков — 1209, из них 89 диаконов. За прошедший год было совершено 52 иерейских и 47 диаконских хиротоний. Из других епархий принято 6 священников. Почислено за штат по состоянию здоровья и другим причинам 7 священников и один диакон. Запрещено в священнослужении 6 священников и 7 диаконов. В настоящее время в епархии действуют 12 мужских и 12 женских монастырей. Общее число насельников составляет 284 человека. Всего храмов в епархии — 1271, из них 428 приписных. Вновь построенных храмов — 253, в стадии строительства находятся 147 храмов. Остается не переданным Церкви 101 храм. Одним из важнейших направлений социального служения монастырей Московской епархии становится все возрастающая благотворительность. В них действовало 14 пунктов раздачи одежды, питания и лекарственных средств, была оказана материальная поддержка 12 детским учреждениям интернатского типа и 7 учреждениям для престарелых и инвалидов. Не обойдены вниманием и исправительные учреждения: насельники обителей духовно окормляли содержащихся в этих учреждениях людей и оказывали им материальную помощь. Продолжалось сотрудничество обителей с медицинскими учреждениями Подмосковья и организация собственных с высококвалифицированными специалистами из числа монашествующих. При Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре продолжает свою деятельность Православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Медицинская помощь оказывается бесплатно на благотворительной основе, подчеркнул владыка Ювеналий. При Казанском женском монастыре села Колычево вот уже три года действует медико-диагностический центр Макария Колычевского, специализирующийся на молекулярно-генетических исследованиях, диагностике инфекционных заболеваний. Казанский монастырь окормляет два психоневрологических интерната.

http://patriarchia.ru/db/text/340207.htm...

Второй тематический раздел конференции был посвящен методологии в современной миссии и душепопечении. С докладом на тему «Методологические проблемы использования некоторых визуальных средств и текстологических решений в современной православной миссии (на примере проекта " Евангелие в манге " )» выступил проректор по научной работе Курской духовной семинарии, руководитель миссионерского отдела Курской епархии кандидат богословия протоиерей Тигрий Хачатрян. Намеченная первым докладчиком проблематика была продолжена докладом Д.И. Файдыш, соискателя ученой степени доктора наук в клинической психологии (Pacifica Graduate Institute, Калифорния, США), председателя Международного комитета ученых Американской психологической ассоциации (отдел 39), лауреата премии Американской  психологической ассоциации (АРА, Div. 39) «Интернациональный ученый в психоанализе 2019-2020 г.» под названием «Методологическое соотнесение светской психологии и христианской антропологии». Завершился второй раздел конференции докладом « " Дедуктивная теодицея " : дедуктивный подход в богословии и в полемике с аксиоматическими (конвенциональными) вероучениями» Д.В. Забавина — математика, эксперта в области искусственного интеллекта, катехизатора при храме Успения Божией Матери на Городке г. Звенигорода и при Никольском кафедральном соборе г. Актобе (Казахстан). Третий раздел конференции, посвященный методологической проблематике в сектоведении, открылся докладом доцента СДА кандидата богословия Р.М. Коня «Проблема демаркации протестантов и неопротестантов в российском религиоведении и церковном сектоведении». Затем прозвучал доклад преподавателя сектоведения Ставропольской духовной семинарии, преподавателя теологии Института дружбы народов Кавказа, аспиранта СДА иерея Валерия Переверзева «Сравнение методов исследования воззрений Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского в российской светской и церковной науке». В заключение сектоведческого раздела с докладом «Методологические проблемы изучения йоги в современном церковном сектоведении» выступил магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии , заместитель начальника управления образовательных программ Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия Д.В. Дружинин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Картино жил известный писатель В.А. Гиляровский. В 1930-е гг. храм был закрыт, его убранство расхищено или уничтожено. Староста храма Лосев Алексей Егорович предположительно расстрелян в Бутово в 38 г. (документов пока найти не удалось). Храм сильно пострадал в боях во время Великой Отечественной Войны. Храм был передан общине верующих в 1990 г. Он представлял из себя руины: отсутствовали купол и завершение колокольни, крыша, окна. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время при храме с 1998 г. действует Детская воскресная школа. Кроме изучения Закона Божия дети в ней занимаются рисованием, знакомятся с историей Московской области, учатся любить свою малую Родину на уроках краеведения. Духовенство храма поддерживает тесную связь с директорами школ и учителями ОПК, священники всегда готовы прийти на помощь, разъяснить непонятное преподавателям этого пока ещё нового для наших образовательных учреждений предмета. Духовно окормляются и ученики тучковского интерната, дети с самого раннего возраста ощутившие на себе всю жестокость нашего мира. Отрадно видеть этих ребят по воскресеньям в храме, участвующих в соборной молитве церкви. Приятно отметить и то, что и в творчестве детей прослеживаются религиозные мотивы: на последнем Пасхальном фестивале, проходившем в городе Рузе, их работы были признаны одними из лучших. С 1998 г. богослужения стали совершаться в храме круглый год. В 2000 г. были установлены купола (шатры) и кресты, а в 2001г. установлены колокола. В настоящее время происходит реставрация внутреннего убранства храма. При храме действует воскресная школа для взрослых. На занятиях, во время бесед со священнослужителями, чтения священных книг, просмотра видеокассет православного содержания, люди восполняют пробелы своего духовного образования, открывают перед собой необъятные просторы православной веры. Прихожане храма часто бывают в паломнических поездках. За последнее время были посещены: Оптина Пустынь и Дивеево, Серпухов и Можайск, совершены поездки в Боровск и Звенигород. Верующие не только знакомились со святыми местами, но и с радостью откликались на любую возможность помочь обителям.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

Московская духовная академия провела онлайн-конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 13 мая 2020 г. 13:22 11-12 мая 2020 года Московская духовная академия провела ежегодную научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Форум прошел в режиме онлайн на платформе Zoom. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим : «Я рад приветствовать вас на весенней сессии XV ежегодной международной научно-практической богословской конференции " Экзегетика и герменевтика Священного Писания " . Несмотря на то что в этом году мероприятие впервые проводится дистанционно, в онлайн-формате, в конференции участвуют представители многих высших духовных учебных заведений, среди которых Минская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Донская духовная семинария, Николо-Угрешская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Калужская духовная семинария, Екатеринодарская духовная семинария. Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция вызвала интерес и среди коллег из светских высших учебных заведений — Московского педагогического государственного университета и Российского государственного социального университета. Основной целью конференции является активизация исследований в отечественной библейской науке, а также повышение уровня мотивации к изучению Священного Писания среди обучающихся духовных и светских учебных заведений. Во втором послании к Тимофею читаем: " …ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:15-17). Этими словами апостол Павел, с одной стороны, указывает на возможность совершенствования человека через познание Священного Писания, а с другой стороны — на роль Священного Писания в приуготовлении человека ко всякому доброму делу.

http://patriarchia.ru/db/text/5636317.ht...

Випускний акт Московської духовної академії відбувся в онлайн-форматі 2 липня 2020 р. 11:10 30 июня 2020 года в онлайн-формате состоялся выпускной акт Московской духовной академии , посвященный окончанию 2019/20 учебного года. Ведущим мероприятия стал доцент кафедры библеистики М.В. Ковшов. Праздничная программа началась с молитвы. Затем была показана видеозапись традиционного благодарственного молебна, который клир академического храма совершил 28 июня после Божественной литургии. К выпускникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . «Сердечно поздравляю вас с окончанием очередного учебного года, который стал для кого-то завершающим, а для кого-то одним из этапов в получении богословского образования в стенах Московской духовной академии. Год этот оказался очень непростым: опасная пандемия нарушила течение привычной жизни в большинстве стран, влияя на многие политические, экономические, социальные и культурные процессы, в том числе и на систему духовного образования. Окончание учебного года, выпускные экзамены и защиты квалификационных работ проходили в дистанционном режиме. Однако, внешние, не зависящие от нас обстоятельства хотя и причинили нам скорбь, но и многому нас научили», — сказал архиерей. «Всечестные отцы, пастыри словесных овец, на вас лежит огромная ответственность за вверенные вам души — за каждую погубленную из них строго взыщет Господь, — подчеркнул епископ Питирим. — Святой апостол Петр обращается к вам со словами назидания: " …пасите Божие стадо… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия " (1 Петр. 5:2). Другой первоверховный апостол — Павел — заклинает своего юного ученика апостола Тимофея: " …проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое " (2 Тим. 4:2-5). Свидетельствовать об Истине, быть ее провозвестником — значит положить всю свою жизнь без остатка на ее алтарь. Для пресвитера служение Истине вбирает в себя три главных направления деятельности: совершение Святых Таинств и обрядов, проповедь и душепопечение. Предстояние перед Престолом Божиим требует от предстоящего целомудрия, телесной чистоты и нравственной непорочности. Для проповедника важно быть образованным и гореть благодатным огнем евангельского благовестия. Для пастыря главная добродетель — жертвенность и сострадательная любовь к пасомым».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5658218...

Григорий Палама поэтично раскрыл глубокую истину Божьего домостроительства:«Христос восстановил Божественное гостеприимство». Апостол Павел ясно об этом пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2.19). Гостеприимство – это умение делиться, заботиться друг о друге, не подавляя другого. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40), – говорит Христос. Патриарх заключил свое выступление словами: «Господь нам помогает понять, что нет странников, есть только наши гости». Вторым докладчиком был Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор (Хорефтакис). Его доклад назывался «Благословение странника». Вот некоторые его тезисы: «Христос прошел свой земной путь как странник. Отверзать руку брату своему, тому кто беден, потому что это Христос страждет вместе с ним. В странноприимстве мое спасение. Подай и брату, и страннику. Мера нашей благодарности – это страннолюбие, или филоксения. Странник – священная фигура у древних греков. Великий грех у римлян – презрение к странникам. Странноприимство – это встреча с Богом. Ближнего создает любовь. В лице ближнего предстоит сам Христос. Всякий странник имеет право на заботу. Монастыри Египта всегда содержали странноприимные дома, где принимали всех странников и путников». Приветствие Антиохийского Патриарха Иоанна Х (Язиджи) было зачитано отцом профессором Порфириусом (Жеоржи) из Баламандского богословского университета. Патриарх Иоанн в своем приветствии вспомнил небольшое указание апостола Павла о трудности путешествия в Азию. «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1. 8). Ссылаясь на эту цитату, патриарх также актуализирует современное состояние верующих Антиохийского патриархата, находящихся в эпицентре боевых действий и военных противостояний. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было зачитано епископом Звенигородским Антонием (Севрюком). В приветственном слове было указано на добродетель гостеприимства, которая является олицетворением любви к ближнему и Богу и является общей для Ветхого и Нового Заветов.

http://bogoslov.ru/article/5541858

Возрастание обители, умножение братства, создание уникальных архитектурных и иконописных форм были связаны, прежде всего, с личностью самого святого Саввы. Он притягивал своим трудолюбием, строгостью к себе и любовью к другим. Как чадолюбивый отец, он всех принимал и учил добродетельному житию. Преставился преподобный в 1407 году. На Московском церковном соборе в 1547 году он был канонизирован как чудотворец. Мощи его находились в Звенигороде до Октябрьской революции. В 1919 году рака с мощами была вскрыта, и до начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, после были переданы одному жителю Звенигорода, затем – в 1985 году – в Даниловский монастырь, а в 1998-м торжественно перенесены в соборный храм Саввино-Сторожевского монастыря, где и хранятся по настоящее время. Святой Савва окончил свой земной путь как блаженный муж, который, по псалму Давида, «яко древо, насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1: 3). По толкованиям святых отцов, под древом, посаженным «при исходищах вод», можно понимать жизнь во Христе, жизнь при потоке «живой воды» той Премудрости, «Которая соблаговолила воспринять человека для его спасения, чтобы сам человек сделался древом, насажденным при исходищах вод» . «При исходищах вод» – это в Духе Святом, по сказанному: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). Самарянке Христос говорил: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Вот что было источником премудрости поминаемого ныне Саввы – он жаждал «воды живой», стремился к стяжению Духа Святого. И за эту «жажду» Христос сделал его плодоносным деревом, даровал Савве победы над плотскими бранями. «Алкание правды», молитва о Духе Святом, следовательно, было главным в монашеском устремлении преподобного. Но для того чтобы посеянное в сердце семя Христово принесло плод, нужно было все время выдергивать плевелы, которые постоянно пытается всеять в сердце враг рода человеческого. Поэтому каждый день для святого Саввы был днем борьбы, был выбором между делами плоти и делами духа.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Образ апостола Павла всегда привлекал иконописцев – одной из вершин русской иконописи является икона апостола Павла из Звенигородского деисуса работы преподобного Андрея Рублева. На иконе Рублева апостол Павел предстает философски углубленным и созерцательным. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности. Апостол Петр До призвания О жизни апостола Петра до призвания его Господом известн о очень немного. Изначально апостола звали Симоном. Он был уроженцем Вифсаиды – небольшого рыбацкого городка на берегу огромного Галилейского озера, иначе называемого Галилейским морем. Отца Симона звали Иона и он, согласно преданию, был рыбаком. Как известно, в семье рыбака Ионы был еще один сын; он в отличие от брата, названного традиционно еврейским именем Симон, носил эллинистическое имя Андрей. Можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, Симон женился и перебрался в Капернаум в дом родителей своей супруги. Из Евангелия известно, что в доме вместе с семьей Симона проживала его теща. Также можно предположить, что и Андрей, брат Симона, также жил в его доме. В Евангелиях неоднократно упоминается, что своим ремеслом – рыбной ловлей – братья промышляли совместно. В любом случае, до призвания Господом Иисусом Симон – глава и кормилец семьи. Он, унаследовав ремесло своего отца, добывал средства рыболовством. Это занятие было скорее рискованным и тяжелым, чем доходным – он имел всего одну лодку и не располагал достаточными средствами, чтобы нанять помощников. Несмотря на трудную жизнь и отсутствие должного образования, Симон – пылкий по характеру – отличался горячей искренней верой, стараясь по мере возможностей соблюдать заповеди. Вообще религиозная пылкость – семейная черта Симона. Известно, что его брат Андрей, услышав проповедь Иоанна Крестителя стал его учеником. Симон часто навещал брата, подвизавшегося в Иудейской пустыне. Однажды, когда Симон пришел к брату, тот рассказал ему, что встретил Спасителя – ожидаемого Мессию. Симон также пожелал увидеть Господа, и Андрей привел его к Спасителю. Евангелие от Иоанна так рассказывает об этой встрече: Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр (Ин. 1, 40–42).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010