Мы общаемся без помпезности, без каких-то искусственных интонаций, понимаете? — Люди приходят к Вам с самыми разными проблемами… А с какими в основном? Житейскими, духовными? — Люди спрашивают совета — иногда, например, как имущество делить. Я говорю — идите в юридическую консультацию, я в этом не специалист. Религиозные вопросы, жизненные, нравственные — вот здесь священник должен посоветовать. Есть воля Божия, есть воля человеческая. У меня был случай, когда я попал в очень неприятную, тяжелую ситуацию и понял, почему — потому что хотел свою волю показать. Господь нас специально сталкивает с тем, что мы должны в себе осознать, чтобы мы потом помогли другим людям. Ко мне приходят часто и говорят: «Батюшка, вот я работаю, но мне не нравится эта работа, я хочу с нее уйти». — «А куда ты уйдешь?» — «Не знаю, но найду». А я говорю: «Не уходи, пока не найдешь». Ну что, один ушел вот так с работы, которая не нравилась, и потом полгода ходил, искал другую! Поэтому я всегда говорю из своего опыта: не надо спешить в таких вещах. Общаясь с народом, надо быть осторожным. Иногда ко мне приходят посоветоваться в связи с семейными конфликтами, и я говорю: «Это ваш внутренний семейный вопрос, это вы должны сами рассудить». Сейчас очень много разводов, мужчины изменяют, уходят, женщины тоже уходят. Когда брак уже распался, остается только сочувствовать. Часто конфликты возникают из-за веры: жена с ребенком ходит в церковь, а муж против этого и устраивает скандалы. И здесь надо вспомнить слова Христа: и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22); Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10, 34-36). —У меня очень хорошие, теплые отношения со Звенигородским историко-архитектурным музеем 1 . Музей в советские годы спас от разрушения и монастырь, и наш храм. Здесь работал Игорь Грабарь, он открыл фрески Андрея Рублева.

http://pravoslavie.ru/124164.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗВЕНИГОРОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Центр Звенигорода. Фотография с сайта ru.wikipedia.org Звенигород , город в Московской области России , в пределах Одинцовской епархии . Население 12,9 тыс. жителей (2010). Расположен в 3,5 км от одноимённой железнодорожной станции (конечный пункт одноколейной железнодорожной ветки от станции Голицыно), на левом берегу реки Москвы, в 30 км к западу от Москвы , на Клинско-Дмитровской гряде Смоленско-Московской возвышенности. Через город проходит Малое Московское Кольцо. Предположительно был основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году: " А се даю сыну своему Ивану Звенигород " . Так город становится центром удельного Звенигородского княжества Ивана Ивановича , сына Калиты, которое существовало в 1339 — 1492 годах, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. По завещанию Дмитрия Донского 1389 года Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу , который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425 . В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями, остатки валов сохранились и поныне. В основании вала были поставлены деревянные бревенчатые срубы, заполненные плотной глиной. Внешняя сторона вала также была густо покрыта глиной. Подобную крутую (до 70 градусов) наклонную плоскость достаточно было слегка полить водой, чтобы сделать ее скользкой и недоступной для нападающих. Вся верхняя площадка вала и внутренний его скат были тщательно вымощены мелким булыжником, так, что даже в самую сырую погоду воинам легко было взойти на боевую площадку вала. По углам кремля были поставлены четыре башни, одна из которых была проездной. Кроме того, крепость защищали широкие овраги. По тем временам это было мощное фортификационное сооружение.

http://drevo-info.ru/articles/18157.html

Словом, мы утверждаем, что, по соображении всех обстоятельств времени и места, Звенигород и Руза были так или иначе (то есть, путем купли или захвата) присоединены к Москве отнюдь не позже Можайска и Коломны, и что молчание о сем летописцев, при описании княжения воинственного Юрия Даниловича, скорее означает лишь то, что эти города присоединены к Москве ранее сего княжения, а именно, в княжение первого московского князя Даниила Александровича; летописи же не упоминают о сем по той же причине, по которой пройдены молчанием и другие события, касающиеся постепенного возрастания и приращения территории Московской области, до того периода, когда князья московские стали вместе и великими князьями всея России. Время основания Звенигорода, как посела, неизвестно; несомненно, что он должен был существовать ранее, чем упоминается в письменных актах, то есть, ранее 1328 года, однако, едва ли ранее первого нашествия на Россию татар в 1237 году, ибо не упоминается в числе городов Владимиро-Суздальской области, разоренных Батыем, ни в междоусобных войнах удельных князей в течении XIII столетия. 1 Существование Звенигорода, как города, и в конце этого столетия более чем сомнительно, так как он не упоминается даже и в том случае, когда к этому представлялся прямой повод по его географическому положению, а именно в нашествие татар и опустошение ими Владимиро-Суздальской области, в 1293 году, под начальством ханского брата Дюденя, когда по летописям исчисляются пространно все разрушенные в то время города оной: Владимир, Суздаль, Муром, Юрьев, Переяславль, Дмитров, Москва, Коломна, Можайск, Волок и Углич. Звенигород, находящийся, по своему географическому положению, как раз на пути этого нашествия, не упоминается вовсе. А это приводит к одному из двух заключений: что в XIII столетии Звенигород не существовал вовсе, или существовал не как город, а такой посел, который еще не заслуживал внимания. Мы, с своей стороны, полагаем, что молчание летописей о Московском Звенигороде, о способе и времени его присоединения к Московскому княжеству, ведет к прямому заключению, что он, существуя до начала XIV столетия как малозначащий посел, учинен «городом» лишь в первом десятилетии XIV столетия, при воинственном князе московском Юрии Даниловиче, с устроением в нем «сторожевого укрепления» для наблюдения и защиты Москвы со стороны Литвы и ее союзников – тверских и рязанских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Рубрики Коллекции Zvenigorod-centr_Stepashin F.W. Звенигород 6 мин., 17.06.2016 Поделиться Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России». На одной из площадей Звенигорода стоит монумент: князь со снятым шлемом в руке и сидящий рядом монах с раскрытой книгой на коленях и благословляющим жестом руки. Это — памятник соработничеству светской власти и Церкви в устроении своей земли. Юрий Звенигородский и Савва Сторожевский. С этими именами связан взлет города на высоту, предельно возможную для него в ту эпоху, когда соседняя Москва уже примеряла одежды владычицы русской… Двумя с лишним веками ранее, когда Русь была мозаикой из удельных княжеств, Звенигород нес сторожевую службу. Как и крепостица Москва, он охранял рубежи Владимиро-Суздальской земли. В этом лесистом краю дорогами были реки, и Москва-река оказывалась удобна для вражеского проникновения вглубь северо-восточной Руси. А неприятелем на том направлении у здешних князей оказывались Новгород, Смоленск, даже Чернигов. Вторая половина XII века — время буйных междоусобий Рюриковичей. И Юрий Долгорукий, и его сын Андрей Боголюбский много воевали с соседями и много строили в своем Залесье. Кто-то из них двоих и стал основателем Звенигорода, срубленного на холме над Москвой-рекой западнее будущей русской столицы. Может, отчасти верна легенда, связывающая название города со звоном сторожевого колокола, оповещавшего о враге. Будто бы звон был слышен даже в Москве. Но, скорее всего, название перенесено из южных русских земель, где были города с тем же именем. Смещавшийся на северо-восток политический центр Руси уводил с собой и привычные для людей названия.

http://foma.ru/zvenigorod.html

Русанова И. П., Тимощук Б. А. II. Языческий центр на реке Збруч Збручский идол был найден в 1848 г. в реке Збруч ниже по течению от горы Соколихи и выше Девич поля, на землях с. Лычковцы в 18 км от г. Гусятин (теперь районный центр Тернопольской области). Вскоре окрестности находки (рис. 16) были осмотрены местным любителем древностей М. Потоцким и приехавшим сюда членом Краковского общества науки Ф. Жебравским, которые пришли к выводу, что идол мог стоять на горе Богит, где сохранились каменные валы и где они увидели «квадратный каменный фундамент». Ими был сделан схематический рисунок местности (Lenczyk G., 1964, S. 5–58). В 1880 г. берега Збруча в районе находки идола осмотрел А. Г. Киркор, которого заинтересовала скалистая гора Соколиха, городище Звенигород около с. Крутилов и Бабина долина, где, по преданию, стояла каменная баба, разбитая жителями для строительного материала. Но в основном А. Г. Киркор занимался исследованиями курганов (Kirkor А. Н., 1876, S. 65–85). Несмотря на большой интерес, вызываемый до сих пор Збручским идолом, и множество спорных вопросов, с ним связанных, за последующие более чем 100 лет сколько-нибудь серьезных археологических работ в этой местности не проводилось. Целенаправленные исследования были начаты в 1984 г. Прикарпатской экспедицией Института археологии РАН, задачей которой являлось сплошное обследование местности, выявление и изучение здесь культовых памятников. В предшествующие годы экспедиция проводила работы на городищах-святилищах, расположенных по берегам рек Днестра и Прута в пределах Черновицкой и Ивано-Франковской областей Украины, в результате чего были выявлены основные признаки таких городищ (Тимощук Б. А., Русанова И. П., 1983, с. 161–173). Этот опыт помог получить максимум сведений о городшцах-святилищах на Збруче при наименьшем повреждении памятников. Экспедицией обследованы и частично раскопаны три городища- святилища на правом берегу р. Збруч – городище в урочище Богит (1984 г.), расположенное в 5 км от с. Городница; городище Звенигород (1985, 1987–1988 гг.), находящееся в 1 км вниз по течению реки от с. Крутилов; городище Говда (1988, 1989 гг.) в 3 км от с. Крутилов. Исследовали также селища, окружающие эти городища. По обоим берегам р. Збруч и его притока р. Гнилой проведены сплошные разведки (ими руководили И. О. Гавритухин и С. В. Пивоваров). При разведках обнаружены памятники трипольской культуры, эпохи бронзы, раннего железа, раннеславянские и древнерусские поселения. По Збручу древнерусские памятники концентрируются отдельными группами возле трех городищ-святилищ на правом берегу реки и около городища Замчисько у с. Иванковцы на его левом берегу (рис. 16). На р. Гнилой и ее притоке р. Тайне, имеющих более пологие и открытые берега, древнерусские поселения располагаются равномерно. Наиболее крупные раскопки проведены на поселении Бабина долина около городища Звенигород, где работы вел Тернопольский краеведческий музей под руководством М. А. Ягодинской.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Збручские городища-святилища находятся на земле древней Подолии, занимавшей бассейн верховьев Южного Буга и левобережную часть бассейна Днестра. Здесь проходит Волыно-Подольская возвышенность, приближающаяся на юго-западе к отрогам Карпат. Известняковые холмы этой возвышенности образуют несколько гряд. Одна из таких гряд, называемая Подольскими Татрами, тянется с северо-запада к юго-востоку на протяжении 200 км при ширине 10–12 км. Высота холмов достигает 440 м над уровнем моря, над окрестностями холмы возвышаются на 50–60 м, а наиболее высокие из них поднимаются на 100–200 м (Денисик Г. И., 1987, с. 434–436). Збруч, левый приток Днестра, течет с севера на юг (его протяженность 244 км) и в среднем своем течении, пересекая Подольские Толтры, имеет узкую долину в виде каньона, ограниченного высокими холмами. Здесь берега реки на протяжении 15 км покрыты старыми лиственными лесами, состоящими в основном из граба и дуба. В настоящее время лесистая местность между Збручем и его притоком р. Гнилой не заселена и почти лишена проезжих дорог. Эти красивые холмистые и лесные места носят название «Медоборы» и считаются заповедником. Городища-святилища языческого центра на Збруче находятся на холмах, расположенных в нескольких километрах друг от друга. Первое из них занимает вершину горы Богит, самой высокой в Медоборах – 428 м над уровнем моря и 150–200 м над окружающей местностью. Гора круто поднимается над прилегающей равниной и далеко видна. Она отстоит от Збруча на 1,5 км и по направлению к реке местность постепенно понижается. Второе городище-святилище, Звенигород, устроено на склоне высокого плато над самым берегом Збруча и удалено от Богита по прямой на 5 км. Третье городище-святилище расположено на отроге горы Говда (урочище Касарня) над самым Збручем. Оно удалено от городища Звенигород вниз по реке на 2 км и находится собственно между городищами Богит и Звенигород. Располагаясь на возвышенностях или на склонах, городища-святилища находятся в окружении синхронных им древнерусских селищ, то есть они являются частью определенных поселенческих структур. Городище-святилище Богит

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

5–12; Janusz B., 1918, S. 133–134), не был определен. Прикарпатской экспедицией были обследованы и частично раскопаны три городища-святилища и примыкающие к ним селища – городища Богит, Звенигород и Говда, расположенные в 3–5 км друг от друга (Русанова И.П., Тимощук Б.А., 1986, с. 90–99; Тимощук Б. А., Русанова И.П., 1988, с. 78–91; Тимощук Б. А., 19896, с. 79–83). На городищах Збруча отмечены те же признаки, которые характерны для других городищ-святилищ. Но, в отличие от рядовых святилищ, святилища Богит и Звенигород занимают большую площадь, разделенную на несколько разных по значению частей, здесь открыты многочисленные культовые постройки разнообразной конструкции, сохранились остатки жертвоприношений, в одной из построек находился каменный идол. По своим размерам, планировке и находкам городища-святилища на Збруче могут быть сопоставлены с культовыми центрами на Арконе, горе Шлонжа в Силезии и городищами-святилищами в Свентокжицких горах Польши. Раскопки на городищах Богит и Звенигород дали совершенно новые конкретные материалы для освещения многих языческих обрядов и верований. Эти материалы подтверждают и уточняют данные письменных и этнографических источников и помогают понять многие прежние археологические находки. Верования и обряды, которые сопровождали славянина от рождения до самой смерти, требовали большого количества культовых мест и святилищ для молений, жертвоприношений и гаданий. По данным Гельмольда (XII в.), у славян все поля и селения изобиловали божками (1963, с. 129). По его сообщениям, «у славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев» (с. 183). По представлениям И. Срезневского, в той же мере, как различны были боги, различны должны были быть и сами святилища ( Срезневский И. И. , 1948, с. 18). Обосновать культовый характер открытого памятника довольно трудно. Для этого далеко недостаточны лишь необычный вид объекта или непонятное с современной точки зрения его назначение. Для подтверждения культового значения памятников необходимо выявить их определенные признаки, отражающие закономерности в расположении, конструкции, планировке, характерные для большинства культовых мест и святилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В целом состав находок в подножии капища обычен и для других культовых сооружений Звенигорода. Здесь найдены: украшения (проволочные височные кольца – 12, бусины – 4, бронзовый браслет, пластинчатый перстень, бубенчик, пряжки – 4), оружие и снаряжение всадника (наконечники стрел – 4, стремена – 2, шпоры – 2), орудия труда (ножи – 15, ножницы, пряслице, мотыжка, долото), а также замки – 6, ключи от них – 4, предметы христианского культа и бронзовая Монета с отверстием для подвешивания из Фессалоник (определение А.В. Фомина) и некоторые другие предметы (рис. 32, 8–17; 39; 44–48). Количество вещевых находок и обилие жертвенных ям позволяет предположить, что капище 3 было наиболее посещаемым местом, здесь могло стоять изображение божества, особенно почитаемого язычниками. Пыльцовые анализы показали большую затоптанность почвы у подножия капища (данные Е.А. Спиридоновой), где молящиеся оставляли свои дары. По внешнему виду (холм, покрытый камнями) и по составу находок капище 3 Звенигорода напоминает святилище ненцев в устье Печоры, на котором также найдены многие украшения, обломки медных котлов, христианские кресты и иконки, где стояли деревянные идолы и которое посещалось верующими с X до XVII в. (раскопки Л. П. Хлобыстина и О. В. Овсяникова 1985–1987 гг.) (Архив ИА РАН, 10143, 10694, 12472). Вокруг капища 3 были расположены культовые сооружения разной конструкции. Сооружение 4, находившееся у южного подножия капища, представляло собой почти квадратный котлован со сторонами около 2 м, углубленный в материк на 50–80 см (рис. 42; 49, 5, 6). Посредине северо-западной стены сохранилась столбовая яма от опоры, поддерживавшей, вероятно, перекрытие в виде навеса. Пол вымощен камнями и сильно обожжен. Вдоль стены лежал расчлененный на две части костяк мужчины 20–25 лет. Непосредственно возле него было насыпано зерно и положен серп. В других местах на том же уровне находились три ножа, две шпоры, два трубчатых замка, большой ключ от внутреннего замка и ключ от навесного замка, топор, серебряный витой браслет и пряслице (рис. 50, 2–8; 51, 9–13). Ниже каменной вымостки пола на обожженном материке лежали кости крупного и мелкого рогатого скота, свиньи, лошади и среди них нижняя челюсть человека 40–50 лет. Сооружение использовали, по крайней мере, дважды и в завершение забросали камнями. В нем нет признака жилых или хозяйственных помещений, отсутствуют следы военного разгрома. По ряду признаков – многократному использованию; применению каменной вымостки, употреблению огня, составу находок, обычному и для других сооружений Звенигорода, наличию зерна и серпа, расположению рядом с капищем – сооружение 4 может рассматриваться как культовое, а все в нем найденное – как остатки жертвоприношений.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Закрыть Любовь к отеческим гробам В Звенигороде древние могильные курганы отдают под коттеджную застройку 29.07.2005 465 Время на чтение 5 минут Бьют тревогу московские историки: на окраине Звенигорода отдан под индивидуальную застройку ценнейший археологический памятник федерального значения - Дунинское городище. Репортер " ВМ " решил убедиться, так ли это, а заодно выслушать комментарии специалистов. На подъезде к деревеньке Дунино, примыкающей к восточной границе Звенигорода, в глазах рябит от солидных, с иголочки, разноцветных коттеджей. Здесь заканчивается прославившееся на весь мир богатством новых поселенцев Рублево-Успенское шоссе, и этот участок Одинцовского района считается в Подмосковье сверхпрестижным. Но теперь, видимо, свободная недвижимость иссякла, а " денежные мешки " по-прежнему стоят в очереди. Чем иначе объяснить, что минувшей зимой подмосковная администрация предоставила Звенигородской инвестиционной компании для индивидуальной жилой застройки Дунинский археологический комплекс - уникальный памятник, объединивший древнее укрепленное городище и несколько примыкающих к нему селищ? Но может быть, я ошибаюсь? Послушаем специалистов. - Этот документ - грубейшее нарушение закона, там вообще не упоминается о том, что территория - памятник! - возмущается старший научный сотрудник Института археологии Российской Академии наук (ИА РАН), кандидат исторических наук Сергей ЧЕРНОВ. - Необходимые в таких случаях согласования Министерств культуры РФ и Подмосковья отсутствуют. Но даже если бы подмосковные чиновники попытались их получить, им бы ответили отказом. Потому что еще до выхода губернаторского распоряжения руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил ШВЫДКОЙ официально просил подмосковное руководство остановить застройку селищ и городищ на территории Звенигорода и организовать там историко-культурный заповедник. Тем более что археологические объекты окружает реликтовый еловый лес, практически не изменивший свой породный состав с первого тысячелетия н. э.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Увы, ученые спасти древнее наследие не в силах. Уже после того как был подготовлен проект коттеджной застройки правого москворецкого берега, некий гражданин Атрощенко умудрился оформить в мэрии Звенигорода 1,7 га прямо на третьем дунинском селище для... личного подсобного хозяйства! Так кто из нас дикари - угро-финны, балты, вятичи и кривичи, чьи могилы дошли до нас через тысячелетия в целости и сохранности, или современные просвещенные россияне, для которых древние курганы - досадная помеха загородному поместью? МЭРИЯ ЗВЕНИГОРОДА: " МЫ ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ " Главный архитектор Звенигорода Владимир СЕМОЧКИН воспринял обвинения археологов с удивлением: - К утере курганов городские власти не имеют никакого отношения. Виноваты владельцы ближайшего к Дунину санатория " Поречье " . Это они распродали окрестности частным застройщикам, которые завалили селища помойками. И теперь к уникальным памятникам ни пройти ни проехать. Мы же, наоборот, за свой счет заказали проект музеефикации Веселого кургана Дунинского городища, который позволил бы открыть для туристов это место, помог бы представить, как жили наши далекие предки на берегу Москвы-реки. - Но позвольте, и в постановлении областной администрации, и на выпущенном проектировщиками градостроительном плане черным по белому значится индивидуальная частная застройка на территории археологического комплекса... - Это всего лишь предварительные наметки. Совершенно необязательно, что там вырастут коттеджи. Если ученые выдадут официальное заключение о невозможности размещения там частного жилья, тогда мы их мнение, конечно, учтем. Но пока об этом говорить вообще рано. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010