Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Московской духовной академии ввели карантин из-за COVID-19 у ректора 04.09.2020 13:14 Версия для печати Фото: patriarchia.ru Сергиев Посад, 4 сентября. Карантин введен в Московской духовной академии, главном учебном заведении Русской Православной Церкви (РПЦ), после обнаружения коронавируса у ее ректора епископа Звенигородского Феодорита. «В связи с выявлением у ректора Московской духовной академии Преосвященного епископа Звенигородского Феодорита коронавирусной инфекции в академии введен карантинный режим», – сообщает РИА Новости со ссылкой на рабочую группу при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. В свою очередь на  сайте  самой академии уточняется, что решение о введении карантина было принято 3 сентября по согласованию с Учебным комитетом Русской православной церкви и руководством лавры. По информации МДА, болезнь у ректора епископа Феодорита протекает в легкой форме, он чувствует себя хорошо. «Вместе с тем, чтобы не подвергать риску студентов и преподавателей, ректор принял решение изолироваться в больнице за пределами академии. На данный момент, помимо ректора, ни у одного студента, сотрудника или преподавателя коронавирус не выявлен. Учебный процесс продолжается в полном объеме в дистанционной форме», – говорится в сообщении на сайте МДА.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сыну Письмо 2 6 Воскресенье, 16 июня, 7 ч. 30 мин. утра. (1913 г.) Дорогой Сережа! Очень рад за тебя. Вижу, что поездка твоя за границу приносит пользу не только тебе, но и всем нам. Все, разъехавшись, довольно скоро соскучились друг о друге. Сейчас получил письмо от Нюши 7 , которая пишет, что очень соскучилась обо мне и на днях выезжает из Алексина. Саша 8 пишет, что общество в Кастрополе не совсем симпатичное, пишет, что скучает обо мне. Мне же до сих пор не пришлось не только уехать в отпуск, но даже съездить в Звенигород 9 . Сытин 10 засуетился с нашей постройкой дома и хлопотал о немедленном заключении нотариального договора и о ходатайстве пред Св.Синодом о дозволении нам заключить договор на 24 года. Все эти дела потребовали пребывания в Москве и ежедневного хождения в Консисторию. Ходил к доктору, который, прочитав исследование мочи и выслушав, сказал, что он доволен мной, ездить на Кавказ для меня, нервного, без нужды нет надобности, пить воду не надо, а на Кавказе в настоящее время большой съезд, воды дожидаются по целым дням, и это нервного человека может еще больше расстроить, а советует ехать в Крым на солнце ввиду застарелого бронхита и лежать на солнце, или куда-либо еще в теплое и сухое место. Думаю, что соберусь в Крым, или уеду в Звенигород на месяц. В настоящее время, сидя в Москве, на Солянке 11 , один, очень соскучился обо всех, а в особенности о дорогом моем сожителе по помещению, придешь в комнату, нашу с тобой, посмотришь, – все кажется здесь – и стол стоит по обыкновению, и лыжи стоят, и постель, а дорогого хозяина, владетеля всего этого – милого Сережи, нет. Сперва пришлось поплакать о тебе, на чужой стороне один, что-то его встречает на чужбине – вот какие мысли гнездились в моей голове, но получив первую открытку из заграницы, я, возблагодарив Милосердного Господа за тебя, совершенно успокоился. Теперь одно могу писать: будь здоров, весел, набирайся сил и здоровья. Хорошенько знакомься со всеми по возможности достопримечательностями и чаще пиши. Твои послания меня очень радуют. Читая их, чувствую, что я как-будто с тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

- Обольщаться тут нечем, - пессимистично настроен г-н Чернов. - Нас часто спрашивают, почему мы против передачи археологических памятников в частные руки. Ответ прост: сохранить археологический объект можно, присвоив территории охранный режим минимум в ранге парка. Но какой же частный владелец в здравом уме устроит парк на своей земле, купленной за немалые деньги? Могу вам продемонстрировать, что на самом деле происходит после приватизации памятника - за примером далеко ходить не надо. Мы снова поднимаемся в гору и идем к западу, в направлении санатория " Поречье " . Там - еще один археологический памятник, только относится он к Средневековью. В те времена, когда на месте будущей Москвы только корчевали пни для сел боярина Кучки, район нынешнего Звенигорода был густо заселен кривичами и вятичами (самое раннее из здешних селищ датируется X-XI вв.). А нынешние москвичи, которым эта земля приглянулась для усадеб, оставленные предками курганы срыли. - В 1990-х годах здесь прошла серия атак на землю, не все из которых мы, к сожалению, отбили, - продолжает археолог. - Сначала территорию с несколькими курганами выкупила одна фирма, которая вообще не пожелала нас слушать. Затем она, видимо, не без выгоды перепродала землю физическим лицам. Один из них, по фамилии Колосов, начал строительство безо всяких разрешений, и, по сути, уничтожил оказавшийся на его участке курган. Дальше - больше. В 2003 году звенигородская администрация выставила на торги большую часть Поречьевского комплекса, тогда еще остававшуюся в государственной собственности. Желающие купить курганы не заставили себя ждать. Под угрозой уничтожения всех трех поречьевских курганных групп мы вынужденно пошли на уступки: разрешили взять земли первой (верхней) поречьевской курганной группы, но не в собственность, а в аренду, причем без права застройки курганов. Конечно, плохо, что теперь эти объекты за высокой металлической изгородью и любопытные прохожие не могут на них посмотреть. Но это меньшее из зол... - К сожалению, сейчас в Подмосковье сложилась ситуация, при которой у нас нет действующего механизма спасения археологических памятников от застройки, - считает заведующая отделом охранных раскопок ИА РАН Ася ЭНГОВАТОВА. - На все наши обращения в администрации Московской области и Звенигорода мы не получили ни единого конструктивного ответа. И согласовывать застройку Дунинского комплекса мы не собираемся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Утром встал – надо сразу ехать. Мы стали реже бывать в Москве – это и хорошо, и плохо. Плохо, что мы редко видимся с нашим духовным отцом на литургии, с нашими братьями и сестрами – а у нас очень дружный приход, мы как одна большая семья. Духовные вопросы часто приходится обсуждать по телефону. В остальном, переезд за город – это плюсы. Посмотрите на жителей Подмосковья – они спокойней, уравновешенней столичных жителей. Конечно, во многом это зависит от человека, но образ жизни влияет – здесь другой темп, другая степень возбужденности. Москва высасывает энергию, силы, деньги, заполняет собой всё. Под Звенигородом жизнь дешевле – неважно, снимаешь ты жилье или покупаешь свое. Здесь негде тратить деньги, меньше соблазнов. Даже если пойдешь в кафе – чек здесь будет меньше, чем в Москве. И нервов тоже тратится меньше. Татьяна: Москва высасывает энергию, силы, деньги, заполняет собой всё – Для меня самое главное, что здесь нет суеты. Москва отнимает у меня очень много энергии и сил, даже если я еду туда просто по делу. Под Звенигородом нет пробок, чистый воздух, люди проще и спокойнее – в таком окружении находиться гораздо приятней. Хотя я не могу сказать, что всегда стремилась к тишине и покою – скорее, наоборот. И мне не в первый раз пришлось круто изменить свою жизнь. Я по специальности инженер-конструктор; окончила институт в начале 1990-х – как раз в тот год, когда специалистов перестали распределять, а все конструкторские бюро развалились. И вообще всё развалилось, было непонятно, как жить. Знакомые позвали меня в Америку – поработать. Неожиданно для меня самой эта поездка не окончилась через несколько месяцев, как я предполагала – у меня стала складываться успешная карьера в сфере недвижимости. Через несколько лет работы я уже смогла купить себе маленькую квартиру в Вашингтоне, недалеко от Белого дома. Все эти годы мы общались с Сережей, с которым я познакомилась на последнем курсе института. Я предложила ему прилететь в Вашингтон – если у меня получилось добиться успеха, почему у него не получится? Сергей: – В 1990-е годы казалось, что весь мир для нас открыт, и весь мир настроен к нам дружелюбно.

http://pravoslavie.ru/118605.html

Внимательный осмотр живописи в микроскоп и последующее микрофотографирование позволяют уточнить количество и последовательность наложения слоев краски, а также в общих чертах представить себе пигментный состав различных красочных смесей, который затем уточняется с помощью химического или рентгенфлюоресцентного анализа. Из всех этих особенностей наименее устойчивым является как раз пигментный состав, поскольку он отчасти зависит от того, какие именно материалы находятся в данный момент в распоряжении иконописца. А вот число, а главное последовательность и способ наложения красочных слоев уже в большей степени определяются устойчивыми навыками художника, его индивидуальной манерой. На иконах Звенигородского чина их больше, они тоньше и сильнее сплавлены друг с другом, вероятно, за счет того, что верхние слои накладывались поверх не вполне просохших нижних. Подрумянка здесь спрятана между слоями охрений, а под белильными бликами положен еще один подготовительный слой, более светлый по тону, чем остальное охрение, благодаря чему высветления в целом выглядят не так контрастно. В «Троице» охрение исполнено только в два слоя, прозрачная подрумянка нанесена поверх остальных слоев, белильные мазки заметно плотнее и ярче, да и живопись в целом кажется значительно более плотной. Перечисленные отличия никак не могли быть обусловлены эволюцией манеры одного мастера, даже если предположить, что он шел по пути некоторого упрощения исходной художественной системы – например, отказался от подробного подготовительного рисунка, уменьшил количество красочных слоев и сделал их более плотными. Но если его рука привыкла проводить линию определенным образом, на определенную длину и убирать кисть в определенный момент времени, писать короткими или, напротив, длинными и тонкими мазками, очень трудно представить, что эти «базовые» навыки, составляющие основу индивидуального «почерка», по какой-то причине изменились. При этом дело отнюдь не в простоте или сложности приемов – в обоих случаях достигается чрезвычайно эффектный и абсолютно безупречный с художественной точки зрения результат, но идут к нему мастера совершенно разными путями.

http://pravmir.ru/kak-issledovali-ikonyi...

В начале июня Девлет-Гирей выступил из Перекопской крепости, требуя от России возврата Казани с Астраханью, а самому русскому Царю, предлагая перейти «под начало, да в береженье» к нему и к турецкому султану. Одновременно с выступлением крымчаков начался и организованный ими в Поволжье бунт башкир, остяков и черемисов, правда, быстро подавленный отрядами сформированными торговыми людьми Строгановыми. Двигаясь к русским рубежам, Девлет-Гирей не уставал повторять, что «едет в Москву на царство». Русские земли были уже заранее распределены ханом между его родней и крымскими мурзами. Вторжение громадного крымского войска, как несколькими веками ранее и завоевательные походы Батыя, ставило под вопрос независимость Руси и само ее дальнейшее существование. Народный эпос бережно сохранил настроения крымчаков, выступивших в поход: «А не силная туча затучилася, а не силнии громы грянули: куде едет собака крымской царь? А ко силнему царству Московскому: «А нынечи мы поедем к каменной Москве, а назад мы поидем, Резань возмем». А как будут оне у Оки-реки, а тут оне станут белы шатры роставливать. «А думайте вы думу с цела ума: кому у нас сидеть в каменной Москве, а кому у нас во Володим ере, а кому у нас сидеть в Суздале, а кому у нас держать Резань Старая, а кому у нас в Звенигороде, а кому у нас сидеть в Новегороде?» Выходить Диви-Мурза сын Уланович: «А еси государь наш, крымской царь! А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве, А сыну твоему в Володимере, а племнику твоему в Суздале, а сродичю в Звенигороде, а боярину конюшему держать Резань Старая, а меня, государь, пожалуй Новым городом: у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко, Диви-Мурза сын Уланович » . О том же говорят и сухие строки летописи: «прииде (Девлет-Гирей - прим.авт.) с великими похвалами и с многими силами на русскую землю и расписал всю русскую землю кому что дати, как при Батые». Вторит летописи и немец Генрих Штаден: «На следующий год, после того, как была сожжена Москва, опять пришел крымский царь полонить Русскую землю. Города и уезды Русской земли - все уже были расписаны и разделены между мурзами, бывшими при крымском царе; было определено - какой кто должен держать. При крымском царе было несколько знатных турок, которые должны были наблюдать за этим: они были посланы турецким султаном по желанию крымского царя. Крымский царь похвалялся перед турецким султаном, что он возьмет всю Русскую землю в течение года, великого князя пленником уведет в Крым и своими мурзами займет Русскую землю. Он дал своим купцам и многим другим грамоту, чтобы ездили они со своими товарами в Казань и Астрахань и торговали там беспошлинно, ибо он цари и государь всея Руси».

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/24/...

Вд. Лукерья Алексеева жена Безобразова... Вд. Марья Федорова жена Полева... Вд. Марья Петровская жена Измаилова... Кирьяк Иванов сын Самарин с матерью со вдовою Марфою да с сёстрами с девками с Марьею да с Акулиною... Вд. Анна Прокофьева жена Измаилова... Вд. княгиня Соломанида княж Юрьева жена Звенигороцкого с сыном со князем Юрием ... Вд. княгиня Татьяна княж Семенова жена Приимкова-Ростовского, княз Семенова дочь Звенигородского... Девка княжна Настасья княж Юрьева дочь Звенигородского... Вд. княгиня Алена княж Григорьева жена княж Тимофеева сына Долгоруково... Вд. Антонида Григорьева жена Бутикова... Вд. Ульяна Иванова жена да невестка её вдова Аксинья Иванова жена Воейкова... Вд. Мавра дьяка Юрьева жена Резанцова с сыном с Микиткой да с дочерью с девкой с Ульянкой... Вд. Полагея Федорова жена Навалкина... Девка Настасья Федорова дочь Чемоданова... вопче с дядьями её с Осипом да с-Иваном Чемодановыми... Вд. княгиня Анна княж Микифорова жена Мещёрского с дочерью с девкою княжною Настасьей.... с тем , что она поступилась за дочерью своею за княжною девкой Анною Федору Квашнину... Вд. Анна столника Федорова жена Бутурлина с дочерью с девкой с Фотинией... Вд. Полагея думного дияка Иванова жена Грязева... Вд. Огрофена Васильева жена Бутурлина да вдова Авдотья княж Григорьева жена Тюфякина... Вд. Марья Григорьева жена Вельяминова.... вопче с Семёном да Федором Вельяминовыми.... Вд. Офимья Яковлева жена Юш(кова) с девкой (По склейкам: думной диак Михайло Данилов. А. М. И. Д. Приказные дела старых лет , св. 712, 75. В книг нет прямых указаний на время её составления. Но судя потому, что боярин С. В. Головин умер в 7142 г., а дьяк Мих. Данилов в 7143 г., следует отнести её к 7142–7143 гг.). 2.–7147 г. Доимка, что на ком Московских всяких чинов с людей и с городовых со вдов и с недорослей с перехожих крестьянских дворов донять денег на прошлой на 146-й год. (л. 1 об.) Co вдовы княгини Марьи княз Микитинской жены Егупова-Черкаского 15 р. I 149-го сентября в 26 день у вдовы княгини Марьи 15 руб . . . Платил деньги Степан Бутурлин, а донять на ней тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материалы, полученные на Богите, существенно дополняют сведения о крупных славянских святилищах, известных в Арконе, Шлонже, на Лысой Горе, Добжешуве, Радзикове. Новые данные о памятниках такого типа получены при исследованиях второго городища-святилища на р. Збруч – Звенигорода. Городище-святилище Звенигород В 5 км от горы Богит на коренном берегу Збруча расположено большое городище со сложной системой валов и рвов (рис. 27). Раскопки показали, что здесь находилось собственно два разновременных городища. Одно из них, расположенное на ровном плато вершины холма, окружено низким валом, построенным в раннем железном веке (высоцкая культура), и в древнерусское время было занято поселением. Следами этого поселения являются западины от углубленных построек, покрывающие всю площадь городища и врезающиеся в насыпь древнего вала. В древнерусское время было начато строительство оборонительной линии этого поселения, от нее сохранились отдельные участки вала и рва на площади древнего городища и к западу от него (рис. 27). Весь этот участок на плато местные жители называют Замчищем. Второе городище, называемое Звенигород, расположено на крутом склоне холма, спускающемся от плато к долине Збруча и обращенном к югу (рис. 27; 28). Мыс городища ограничен поймой Збруча и глубоким оврагом Слепой яр, по которому течет ручей. Городище отделено от плато валом 2 и рвом, которые спускаются по крутым склонам к юго-востоку и юго-западу, дугообразно огибая площадку городища. Вал заканчивается над обрывами к долине Збруча и к Слепому яру (высота обрывов 20–30 м). Другой вал, внутренний (1), находится ниже по склону, делит площадку городища на две части. В плане он также имеет дугообразную форму, его концы тоже спускаются по склонам и снабжены еще дополнительными отрогами. С юго-западной стороны дугообразные валы 1 и 2 соединены еще одним валом, «Земляным», идущим по склону вдоль оврага. Въезд на городище расположен на южной оконечности мыса и имеет вид пандуса, поднимающегося вверх и огражденного вдоль обрыва двумя невысокими валами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Был конец весны. Повезла она в мае своего мужа в Звенигород, где у них был свой домик; Алексей Васильевич там жил безвыездно, а Елизавета Дмитриевна иногда приезжала к батюшке, и он все молился о больном. В октябре месяце Алексей Васильевич стал проситься к батюшке и к доктору (в это время батюшка уже не служил в соборе: был болен глазами). Поехала Елизавета Дмитриевна с ним в клиники; доктор Богданов, осмотрев его, сказал, что прочтет лекцию и объяснит его болезнь студентам. Пока приготовлялись к лекции, у Алексея Васильевича сделалось сильное трясение в ногах, сам он тоже весь стал трястись, лицо его приняло синеватый оттенок. Елизавета Дмитриевна сказала об этом Надежде Николаевне Мешковой, та позвала доктора, он его опять осмотрел, и они ушли посоветоваться в кабинет; через несколько минут позвали Елизавету Дмитриевну туда и сказали ей, чтобы она его скорей везла и причастила бы и пособоровала, так как Алексей Васильевич должен сегодня ночью скончаться! Елизавета Дмитриевна свезла его на квартиру, а сама, заливаясь слезами, побежала к батюшке и плача сообщила ему слова доктора, что муж ее в ночь должен скончаться. Батюшка дал ей прежде успокоиться, потом повел ее в приемную комнату и, став перед образами, начал горячо молиться. Излив перед Господом свою пламенную мольбу и духом получив удостоверение в несомненном исполнении просимого, пастырь опять с великой лаской и любовью начал утешать Елизавету Дмитриевну. Потом батюшка, благословив ее, сказал: «Жаль, что я не могу его причастить, потому что сам болен, но скажи ему, что я буду за него молиться и приду к нему»; потом еще прибавил: «Причастить надо, а соборовать не надо, умереть он не умрет, но еще поживет и поработает, он нам здесь еще нужен». Елизавета Дмитриевна пошла от батюшки с полной верой; пришедши домой, она сейчас же позвала священника, больного причастили; он после этого заснул, а Елизавета Дмитриевна пошла в часовню Иверской Божией Матери. Приходит она домой, муж ее уже проснулся, такой веселый и говорит: «Какой я сон сейчас видел: будто бы пришел ко мне батюшка и дал мне кусочек просфоры, один кусочек упал; батюшка говорит: «Это твоя болезнь упала», а другой кусочек он положил мне в рот и сказал: «Не унывай, ты выздоровеешь»; потом благословил меня; у меня теперь ноги получше, не так ломят» (они у него перед этим совсем отнялись). К Рождеству Христову больной стал вставать на ноги; Елизавета Дмитриевна опять увезла его в Звенигород.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Острые предметы – серпы, косы выполняли двоякую роль. С одной стороны, они представляли собой эмблему плодородия и радуги, были связаны с сельскохозяйственными культами (Афанасьев А. Н., 1865, с. 352). С другой стороны, они, наряду со всякими режущими и колющими орудиями, являлись оберегами от злых сил. Их клали на пороге дома для его защиты, в Полесье ими во время грозы «рассекали» тучи, предотвращали град (Макаров Н. А., 1981, с. 261–264; Толстые Н. И., С. М., 1981, с. 46; Kowalczyk М., 1968, S. 37). Эти орудия клали в погребения в качестве оберегов (Рябинин Е. А., 1974, с. 24). В Звенигороде серпы явно относились к обрядам земледельческого культа – в сооружениях 4, 5 и 14 они лежали вместе с расчлененными костяками и были посыпаны хлебными зернами. На капищах серпы и косы скорее выполняли функции защиты. Ножи представляют собой обычную находку на всех древнерусских поселениях, но, как правило, не больше, чем по одному–два экземпляра в каждом доме. В Звенигороде они встречаются крайне неравномерно. В длинных домах 2, 7, 8, где хранились богатства святилища, найдено по два-три ножа. В длинном доме 3, в котором происходили общественные собрания, а также в сооружениях 6, 8, 12, служивших для выпечки хлеба, но в которых не проводили жертвоприношений, ножей не найдено совсем, тогда как во всех сооружениях, в которых сохранились остатки жертвоприношений (4, 9–11, 13, 14), ножи присутствовали непременно по много экземпляров. Но в массовом количестве ножи находились на капище 3, где их обнаружено 42. Вероятно, также много их было на капище 1, на котором в небольшой траншее было встречено пять ножей. В то же время на капище 2, которое, несомненно, занимало существенное место в культовых действиях, найден всего один нож. Такое распределение ножей по объектам на святилище указывает на их культовое значение как оберегов и символов хозяйственности, что наблюдается у многих славянских народов (Колчин Б. А., 1959, с. 71). Ножи и ножницы употреблялись при заговорах. Считалось, что нож может предотвратить стихийное бедствие, его при вихре втыкали в землю. Нож и ножницы служили оберегами для новорожденных, они могли отпугнуть смерть, препятствовали злым намерениям умерших (Афанасьев А. Н., 1865, с. 261; Белецкая Н. Н., 1984, с. 78; Этнография..., 1987, с. 398). Для благополучия ножом крестили хлеб ( Григорий Богослов , Гальковский Н. М., 1913, с. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010