Глава первая. Причины унии, определяющие характер оной Русь и Византия. Русь и католичество. Галиция. Сближение Галиции с католичеством. Падение Галиции. Католичество в Галиции. Сближение Западной Руси с католичеством. Ягейло. Католичество в Западной Руси. Неприязнь Русских к Польше и католичеству. Витольд. Планы его. Русские на костницком соборе. Ошибки Витольда. Желание независимости. Препятствия. Свидригейло. Сигизмунд. Казимир. Русь и Польша. Первое соединение Руси с Польшей. Церковь : флорентийский собор, Исидор, разделение митрополий. Отношения пастырей к правительству. Действия правительства. Папы. Отношение Руси к Польше после 1453 г. Отношение православия к католичеству после флорентийского собора. Классы народа. Духовенство. Поведение пастырей. Виленский Собор 1509 г. Церковь и правительство при Казимире. Конституция. Образование оной. Конфедерации. Преемники Казимира. Второе и окончательное соединение Руси с Польшей. Церковь . Королевские привилегии. Иезуиты. Сигизмунд III. Когда история представляет нам борьбу противных идей, движущих враждебные массы одного и того же народа, важность такой борьбы определится по мере того, как весь народ примет в ней участие, идея ее приведет в движение все силы страны и станет народной идеей; но чтобы определить характер такой эпохи, мы непременно должны вникнуть в события того времени, когда начала, одушевлявшие эту борьбу, развиваются и приготовляются ее действователи. Разительная и очевидная важность существования унии для истории нашего отечества начинается не тогда, когда она возникла под честолюбивыми замыслами епископов, но с того времени, когда соделалась политической задачей, когда в лагерях козацких предводителей решено было отторгнуть Западную Русь от Польши, а в московском кабинете соединить ее с Московией. Но эту эпоху приготовляли с лишком два столетия: в них постепенно вспыхивали искры, пока, наконец, раздулся пожар, решивший судьбу стольких земель и народов. И потому, чтобы объяснить характер унии, надлежит разыскать, что предуготовило ее, какие действователи готовились выступить на бурное поприще, и с какими силами; надлежит найти причины великой борьбы двух вероисповеданий, борьбы за свободу совести, отличительной черты XVI и XVII веков, отразившейся у нас, но особенным образом, вытекшим из прежних понятий народа и его исторической жизни, причины борьбы двух народов единого племени, но разной жизни, которые оба должны уничтожиться, чтобы составить единый, великий народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриотическое служение 17.06.2005 384 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. И пытаясь дать оценку событиям новейшей истории, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " . Патриарх Тихон (Белавин) 1917 год вовлек в круговорот революционной истории и Русскую Церковь. Для самой Церкви решающим событием стал Поместный Собор 1917-1918 годов, ознаменовавший окончание " синодальной эпохи " . Собор восстановил институт патриаршества и регулярную традицию созыва соборов. Духовный авторитет 11-го патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), избранного Собором, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить нравственное и культурное наследие России для потомков. Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал у Кремлевского Успенского собора. В то время центральный барабан пятиглавия собора уже был пробит артиллерийским снарядом, но менять вековое место интронизации не стали. Люди смотрели на печальника и заступника с надеждой, полагая, что в смутное время патриарший авторитет укрепит церковное единство. Пройдет год, и в дни первой годовщины победившей власти Святейший патриарх обратится с воззванием к Совету Народных Комиссаров, призывая их отказаться от " бесцельной жестокости, обагряющей в крови русский народ " . Казни без суда, захват заложников, расстрелы, гноение заключенных в тюрьмах без допросов, обвинение ни в чем неповинных. Вместо обещанной свободы - безнаказанность, убийства и грабежи. Патриарх протестовал против отсутствия свободы печати, против насильственного выселения жильцов из домов. Второй раз (первый раз это было сделано в мартовском 1918 года патриаршем обращении) он дает правдивую оценку Брестского мира - грабительского и унизительного для России. Новая власть расчленила, раздробила Родину, угасила храбрость в сердцах ее воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский католик князь Иван Гагарин, Благодатный огонь и протодиакон Кураев 15.04.2023 742 Время на чтение 9 минут Новая русская народная примета: если протодиакон Кураев беснуется в Великую Субботу, значит в этом году Благодатный огонь опять сойдет. I. Величайшее чудо Божие – ежегодное схождение Благодатного огня на Святой Гроб Господень в канун Православной Пасхи, празднуемой в соответствии с александрийской пасхалией, когда службу совершает православный Патриарх, представляет собой поразительное доказательство величия Церкви Православной и истинности ее веры. В 1859 году госпожа Варвара Брюн де Сент-Ипполит, пребывая в Иерусалиме, присутствовала при схождении Благодатного огня в Великую Субботу и описала это чудо в своем письме к духовному отцу своему, игумену Антонию, опубликованному под заголовком «Торжество Пасхи в Иерусалиме» в санкт-петербургском журнале «Странник» (апрель, 1860 год). В этом описании упоминается присутствовавший в храме Гроба Господня князь Иван Сергеевич Гагарин, перешедший в католичество в 1842 году и через год вступивший в орден иезуитов. «В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви – все свечи. Во всем городе и даже в окружности не осталось ни у кого и одной искры огня. Только в домах католиков, евреев и протестантов огонь не угасает. Даже турки следуют обычаю православному и в этот день тоже приходят в храм Гроба Господня. Я видела, как дети их держали в руках своих пучки свечей, и говорила с ними через переводчицу. С этими детьми были и взрослые. В 12 часов пополудни двери храма были отворены, и собор полон народу. Все без исключения – старый и малый – идут в церковь. На переходе из Воскресенского храма в Кувуклию есть особенные места, где расположено несколько широких лестниц за решеткой. С этих возвышений открывается вид и на Воскресенский собор, и на Кувуклию. Греки в большие праздники предоставляют их русским дамам. По множеству народа мы с трудом пробрались туда. Кавас нашего русского преосвященного пришел и поставил нас на хорошие места. Толпами поклонников не только наполнены были все пять ярусов хор, но и на стенах, где только можно было сколько-нибудь держаться, везде сидели арабы. Один обратил на себя особенное внимание: он уселся на ручке большого канделябра перед иконой и еще посадил к себе на колени дочь свою, девочку лет семи, и все время оставался на своем месте. В храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые белыми чадрами. С ними были и дети разных возрастов. Все это суетилось и хлопотало и нетерпеливо ожидало Благодатного огня. Между народом стояли турецкие солдаты и ружьями унимали волнующихся арабов. На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в латинскую церковь...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/15/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Руси и вселенскость Православия Призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства 20.02.2023 1325 Время на чтение 11 минут Фото: из открытых источников «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29) Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта «Русская народная линия», недавно написал очень интересную статью «Нерусские русские». Ровно 30 лет назад мы написали похожую статью (она была опубликована в ряде англоязычных православных изданий того времени), русский перевод которой предлагаем ниже. Анатолий Степанов призывает к имперскому, многонациональному мировоззрению в Церкви, ибо националисты – враги Церкви, как видно из нынешней ситуации на Украине. В самом сердце российской столицы стоит величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы, известный многим как храм Василия Блаженного, которому в нём посвящён придел. Возвышающийся на Красной площади собор стал для современного мира своеобразным символом России, вечной России. По Божиему промыслу, так и должно быть, ибо эта церковь не является, как многие ошибочно думают, памятником с фантастическим или экзотическим убранством. Правда в том, что ее архитектура символически и сакраментально знаменует призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове 1909 года назвал его «храм Славы и храм скорби». «Множество куполов возглавляют ту церковь: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий всё здание». Символика ясна: все великие мировые цивилизации объединены вокруг Православия. Миссия и призвание России, самая цель ее существования, ее Богом данное предназначение – собрать воедино народы мира (каждый со своей индивидуальностью, своеобразием и культурой) в Церкви Христовой. Многообразие и единство Церкви есть отражение Пресвятой Троицы – трёх лиц, составляющих одно Божественное существо; множество народов и культур, объединённых единой верою в единой Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Это опасная уступка либерально-компрадорским силам Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев считает, что отказ в передаче Исаакиевского собора Церкви носит политический характер 07.09.2015 956 Время на чтение 3 минуты В редакцию «Русской народной линии» поступило заявление председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева в связи с ситуацией вокруг Исаакиевского собора. «Как известно, власти Санкт- Петербурга отказали передать Русской Православной Церкви центральный – Исаакиевский собор города, - говорится в документе. - Однако в отличие от невразумительного лепета противников возвращения Церкви ее храмов, именно Церковь выступает с четкой, аргументированной позицией в этом вопросе. В частности, глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда заявил , что демагогия противников передачи Исаакиевского Собора Русской Православной Церкви противоречит федеральному закону о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. " Аргументация правительства Санкт-Петербурга, выдвинутая в пользу сохранения Исаакиевского собора в оперативном управлении одноименного музея, вызывает недоумение. Она не только противоречит закону, но и просто не соответствует действительности...Во-первых, федеральный закон, регулирующий порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, имеет четко определенный перечень оснований для отказа. И среди них не предусмотрено возможности отклонить заявку на передачу объекта в связи с тем, что расходы по его содержанию в случае положительного решения лягут на город...Кроме того, опасения правительства Санкт-Петербурга относительно того, что расходы на реставрацию и содержание Исаакиевского собора станут бременем для городского бюджета, как представляется, безосновательны " ». «Ранее руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова заявила, что Церковь намерена содержать этот памятник архитектуры точно так же, как содержит другие храмы, то есть за счет средств от приходов, - напомнил председатель СПГ Валентин Лебедев. - Еще более смехотворной и абсолютно несостоятельной представляется демагогия о том, что Исаакиевский Собор и другие центральные соборы российских столиц до революции 1917 года принадлежали не Церкви, а государству. Не следует забывать, что в то время государство было православным, поэтому сама полемика о возвращении Русской Православной Церкви того, что ей уже принадлежит, по меньшей мере, неадекватна».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/07/et...

Какие услуги предлагало духовенство советской власти Как происходил обновленческий раскол в XX веке, и каков был главный мотив раскольников — на Международной  конференции  «Религия и русская революция», прошедшей в октябре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, рассказал священник Александр Мазырин. приход Церковная полемика завершилась Поместным Собором Феномен обновленческого раскола вполне определенный. Этот раскол возник в совершенно конкретный исторический момент, в мае 1922 года, далее по-своему эволюционировал и постепенно сошел на нет в 40-е годы. В вопросе о его сущности легче выявить главный аспект, на котором и будет сфокусировано внимание в предлагаемом докладе. Хотя докладчик отдает себе отчет в том, что и обновленческий раскол не был внутренне однородным, не все вовлеченные в него были движимы одним и тем же мотивом. Однако главный мотив раскольников просматривается достаточно отчетливо. Сами обновленцы свою генеалогию выводили из прогрессивного церковного движения, возникшего вначале XX века, выступившего против синодального режима и поддерживаемого тогда первенствующим Санкт-Петербургским митрополитом Антонием Вадковским. Эта концепция была, в основном, хотя и с оговорками, воспринята советскими религиоведами и некоторыми церковными историками. Однако за последние 20 лет эта обновленческая теория была серьезно пересмотрена. Ныне, как представляется, трудно не согласиться с мнением Александра Геннадьевича Краевского, что церковная полемика начала века завершилась Поместным Собором 1917-18 годов. Именно Собор, а не маргинальные группы 20-х годов следует считать прямым наследником этих дискуссий. Важнейшие реформы, которые осуществил Собор 1917 года, следующие: Эти реформы были действительно необходимы Русской Церкви и смогли в значительной мере ее сплотить. Масса верующих почувствовали свою ответственность за дальнейшую судьбу Церкви, что было очень важно в условиях разворачивающихся гонений на нее. Духовенство предлагало услуги советской власти

http://pravmir.ru/evolyutsiya-raskola-i-...

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (Сергия Радонежского). Карта и ближайшие объекты В 2005 году по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посетившего обитель, в архитектурный ансамбль Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря был включен приходской храм Махрищской слободы преподобного Сергия, находящийся у стен обители. В мае 2006 года началась реставрация разрушенного храма, завершившаяся осенью 2009 года. Восстановленный в его прежнем историческом облике храм преподобного Сергия Радонежского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящен по имя Святой Живоначальной Троицы. Так возродившаяся Троицкая обитель вновь обрела свой главный престол. По материалам официального сайта РПЦ Московского патриархата Патриархия.ру, http://www.patriarchia.ru/db/text/1247299.html в т.ч. новостная лента от 15 августа 2010г. про освящение храма http://www.patriarchia.ru/db/text/1248427.html Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. В смутное время междоусобия и междуцарствия Махрищский монастырь был разорён, разграблен и почти дотла сожжён польскими интервентами. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. К 1807 году главный собор обители - Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, освящённый 23 августа 1808 года. Слово на освящение храма произнёс молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Филарет, митрополит Московский.

http://sobory.ru/article/?object=03853

Первое, что видит путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, – это Крестовоздвиженский собор на Зареке. С самых давних времен здесь существовало кладбище по названию Троицкой церкви, построенной в 1783 г. В XIX в. Зарецкое Троицкое кладбище было своеобразной границей города – никакого жилья за ним уже не было, только огороды и покосы. Среди частокола деревянных и редких чугунных крестов возвышались две маленькие деревянные церкви, в подклете которых даже к июлю не успевал растаять зимний лед. Поскольку в Карелии зимы долгие и холодные, на месте старинной деревянной кладбищенской Крестовоздвиженской церкви решили построить каменную. Но в бедной Олонецкой епархии строить ее было не на что, а горное правление только что закончило возведение заводского Александро-Невского храма. И все-таки 16 июля 1848 г. на месте старого Крестовоздвиженского храма заложили новую церковь, которую строили 4 года. 14 июля 1850 г. храм увенчали крестом, а в ноября 1852 г. строительство было окончено. Сооруженную церковь величали красой города. Ведь тогда каменный храм в городе был только один – Александро-Невский. Более половины требуемой суммы (16 тыс. рублей серебром) на сооружение новой каменной церкви пожертвовал петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. 29 декабря (по ст. ст.) 1852 г. Высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, освятил храм. В 1857 г. усердием бывшего церковного старосты и купца Петра Аврамова (1824 -1875 г.г.) в Крестовоздвиженском храме был устроен второй престол, а также два каменных помещения – для хранения архива и ризного имущества. В 1896 г. при Крестовоздвиженской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей зарецкого квартала. Сначала своего помещения у школы не было и она располагалась в Назарьевском братском доме специально на Соборной площади для народных чтений. В церковно-приходской школе обучалось 99 человек. Когда в 1898 г. церковный совет принял решение построить при храме школьное здание, в газеты Санкт-Петербурга было подано объявление о сборе средств. Сто рублей, а по тем временам это была достаточно значительная сумма, пожертвовал на строительство приходской школы отец Иоанн Кронштадтский. Очевидной была и молитвенная помощь известного в России пастыря о духовном просвещении края. Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Олонецкий Венедикт, который благословлял строительство храма, но ушел из жизни, не дождавшись его завершения. В Крестовоздвиженском храме мы можем почтить память великого сына России – Константина Ивановича Арсеньева – ученого, педагога, одного из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь тайный советник К.И. Арсеньев был похоронен 29 ноября (по ст. ст.) 1865 г. (слева, у кануна).

http://sobory.ru/article/?object=01168

поиск:   разделы   рассылка Илья Архипов Два мира – две морали Церковь корректирует Всеобщую декларацию прав человека Источник:  НГ-Религии В Москве в начале апреля под эгидой Русской Православной Церкви (РПЦ) прошел Всемирный Русский Народный Собор. На нем была принята " Декларация о правах и достоинстве человека " . Представители РПЦ, в частности, заявили, что в Декларации ООН, принятой в 1948 году, " нет места традиции православного Востока " . Эта проблема долгое время рассматривалась преимущественно в церковных кругах и теперь, во время Собора, была вынесена на широкое общественное обсуждение. Авторы Декларации заявляют: " Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру " . Однако только в одном этом утверждении содержится залог будущих дебатов. Как и кто определит, что такое добро, которому призваны служить права и свободы человека? Очевидно, что у религиозного и светского сознаний будут разные ответы на этот вопрос. Собор говорит, что этому должна " содействовать религиозная традиция, имеющая своим первоисточником Бога, так как голос совести человека может быть заглушен грехом " . Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев) в своем выступлении объяснил, о чем идет речь: " С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека " . Митрополит Кирилл призывает не отделять проблемы нравственности от прав человека. Причина падения нравственности общества, по его мнению, в слишком широком понимании прав и свобод: " Задача концепции прав человека состоит в том, чтобы защищать ценность человека и способствовать возрастанию его достоинства, а не в том, чтобы выпускать из бутылки джинна, который начинает рубить иконы на выставках в Манеже, проводить выставки " Осторожно: религия! " , а потом убивать людей только потому, что они принадлежат к другой национальности. Это все звенья одной цепи.

http://religare.ru/2_28600.html

Предстоящий Всероссийский церковный собор, его состав и задачи «Святая» Русь – нередко называет народ наш свою родину. «Православные!» обычно на мирском сходе начинает речь свою русский крестьянин. В этих названиях очевидно выражается утвердившееся в русском народе сознание, что православная вера составляет существенную, коренную основу его народной жизни. Еще в прежние века наблюдавшие Россию иностранцы, как Герберштейн и Олеарий, уже заметили, как «московиты хвалятся, что они одни только христиане, а западных осуждают как отступников от первобытной церкви и древних святых установлений» 2 ; они говорят, «что они самые лучшие христиане, какие только живут на свете» 3 . Посторонние наблюдатели и в настоящее время обыкновенно указывают на религиозность и благочестие, как на характерную особенность русского народа. В самом деле, если судить по внешности, православная вера и народное благочестие у нас, на Руси, процветают. Всюду возвышаются и вновь созидаются величественные храмы: внутри блестят они золотом и красуются художеством; гудят колокола, народ теснится при торжественных богослужениях; сияют десятки хоругвей при крестных ходах; каждое крупное дело, каждое общественное предприятие освящается молебствием; в часовнях и особо чтимых святых местах непрерывные толпы богомольцев и многие сотни и тысячи неугасимых свеч и лампад; плотной стеной обступает народ выходящего из церкви архиерея и целый час готов простоять, чтобы только получить его благословение. Все это прекрасно и с несомненностью свидетельствует о неугасающей силе всенародного русского благочестия; но кто же не знает, что не в этом одном дело. Не роскошна была горница Сионская; тесен, мрачен и душен был подземный храм катакомбы; но собиравшиеся там на молитву верующие были, конечно, неизмеримо выше нас, как христиане. Не богатством и разнообразием внешних форм благочестия превосходили они нас, а тем, что тогда, по свидетельству священного дееписателя, «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян. 4:32 ), «старались» они, по апостолу, «сохранить единство духа в союзе мира» ( Ефес. 4: 3 ), «единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 15: 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010