Конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» 15 ноября 2017 г. 20:13 Состоялась третья секция конференции ПСТГУ «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» В рамках Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» состоялась секция «Поместный собор как итог синодальной эпохи». Доклад кандидата богословия, доцента кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Георгия Бежанидзе был посвящен исследованию разрушения симфонии церковно-государственных отношений на протяжении Синодальной эпохи. В средневековье Церковь и государство были одним общественным институтом.«Царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой, и невозможно отделить их друг от друга»,- так писал Константинопольский патриарх Антоний великому князю московскому и владимирскому Василию Дмитриевич, сыну Дмитрия Донского», - сказал Георгий Бежанидзе. Тот же смысл вкладывал в эти отношения и патриарх Никон: «два меча иже есть духовный и светский владычествовати Господь Иисус в Церкви утвердил, владычество духовное и мирское». И хотя при Петре I патриаршество было упразднено, идея церковно-государственного единства оставалась в сознании духовенства и народа. Живя в Екатерининскую эпоху святитель Тихон Задонский отмечал, что в христианском обществе власть двоякая: гражданская и духовная. «Гражданская власть управляет внешними делами, а духовная наблюдает то, что касается внутреннего, душевного состояния,- пояснил докладчик. - Но такая идея союза Церкви и государства была возможна только в условиях существования сакрального государства, понятие о котором стало размываться после появления идеи общественного договора, на основе которого построены все современные государственные системы власти». Идея такого договора, сформулированная английским философом Томасом Гобсом (и затем развитая Жан Жаком Руссо) нашла поддержку в XIX и у славянофилов, например, у А.С.Хомякова и Ю.В.Самарина. Свою лепту внесли и декабристы, по своему интерпретирующие волю Бога в отношении царской власти: «избрание царей противно воли Божией» писал в своем православном Катехизисе С.Муравьев-Апостол. Борьба с этими идеями митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) только на некоторое время приостановила их распространение в обществе, котрый не уставал напоминать, что союз Церкви и государства, это прежде всего союз правителя государства с Богом, выдвинув вместо триады: «Православие, самодержавие, народность», свою: «Вера, царь, Россия».

http://e-vestnik.ru/news/pstgu_sobor_i_s...

Мглин. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Деревянный храм Успения известен с XVII в. Каменный собор заложен в 1815 г. в память о событиях Отечественной войны 1812 г. на пожертвования коллежского асессора Г. Лишина. Закончен в 1830 г. на деньги, пожертвованные Николаем I. В 1980-х гг. реставрирован по проекту архитектора А.Г. Азарова. Ныне действует, рядом в 1990-е гг. построена небольшая колокольня. История собора в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Мглин ведет свое начало с XVII века. Первоначально на его месте был построен деревянный одноПрестольный храм в честь Успения Божией Матери. Антиминс для этого храма освятил Архиепископ Феодосий в 1693 году. Дальнейших сведений об этом храме не сохранилось, но в записях 1767 года сообщается, что на этом месте стоит трех-Престольная деревянная церковь Успения Божией Матери. Приделы освящены во имя Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. В память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками и в знак благодарности Господу за спасение мглинчане решили построить всем миром Успенский собор. Строился он на пожертвования, которые исчислялись полушками, копейками, рублями, десятками, сотнями. Самое крупное пожертвование на строительство храма внес коллежский асессор Григорий Лишин — инициатор народной стройки. Он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же — векселями. На эти средства и началось строительство собора. Строился он 15 лет. К осени 1825 года работы все еще не были завершены. Поэтому в этом же году, когда император Александр I проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, жители обратились к нему с прошением: «Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности в Православной Греко-Российской Вере, через ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное Отечество наше и чудесным образом от неприятельского нашествия в 1812 году избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на месте существовавшей ветхой деревянной церкви построить с Божией Помощью и усердием дателей новую каменную трех-Престольную церковь. Благонамеренную такую цель восприняв в заложении храма в 1815 году, благое начало положили, приобретя себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Яншине, который по временам делал значительные пособия. Но впоследствии возникли, как горы, неудобства.

http://sobory.ru/article/?object=00673

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены четыре новых имени 4 апреля, 2019. Новостная служба Трое из этих новомучеников были убиты за веру в годы Гражданской войны, один – в 1937 году 4 апреля. ПРАВМИР. Священный Синод включил имена протоиерея Андрея Зимина и священников Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На заседании Синода были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина ( журнал 29 ) и священника Григория Никольского ( журнал 30 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к сегодняшнему заседанию, члены Синода повторно рассмотрели вопрос о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священников Павла Кушникова и Николая Заварина ( журнал 31 ). Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею — 5/18 января, священнику Григорию — 27 июня/10 июля, священнику Павлу — 23 февраля/8 марта, священнику Николаю — 6/19 августа, в дни их мученической кончины. Честные останки священномучеников, в случае их обретения, будут считаться святыми мощами. Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. Был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. В 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, усердно принялся за развитие народного просвещения. Под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

http://pravmir.ru/v-sobor-novomuchenikov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Варфоломей намеренно саботирует Всеправославный Собор? Диакон Владимир Василик о том, состоится ли Собор и где, в свете последних событий в мире 03.12.2015 1373 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук отметил, что место проведения Всеправославного Собора может измениться из-за роста напряженности в отношениях России и Турции. Напомним, что председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев предложил провести Всеправославный Собор в России. В свою очередь, папа Римский Франциск пообещал Константинопольскому Патриарху Варфоломею помолиться за успешное проведение Всеправославного Собора в Стамбуле. О том, состоится ли все-таки Всеправославный Собор и где, рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик : Ныне возможны все варианты, в том числе срыв Всеправославного Собора. Российско-турецкий конфликт делает почти невозможным проведение Собора в Стамбуле – в бывшем Константинополе. Патриарх Варфоломей повел себя достаточно резко с Болгарским Патриархом Неофитом, выставив перед ним ряд заведомо не выполнимых требований, в том числе возвращение мощей греческих святых. Патриарх Неофит внимательнейшим образом его выслушал, заявив, что должен посоветоваться с Синодом. Затем Патриарх Варфоломей выступил в Болгарии с публичными заявлениями, в которых призвал болгар вернуть мощи греческих святых, некогда ими похищенных. Константинопольский Патриарх делает странные деструктивные заявления, хотя нужно всех собирать и ласкать в виду грядущего Собора, а жестко поговорить можно и потом. Но ответом явилось всеобщее возмущение, манифестации и отказ премьер-министра Болгарии принять Патриарха Варфоломея. В связи с его демаршем возникает вопрос: А желает ли он сам проведения Всеправославного Собора? Тем более, что фигура Патриарха Варфоломея в высшей степени неоднозначна. С одной стороны он выступает с резкими экуменическими заявлениями, с другой, насколько мне известно, подкармливает зилотов Афона, старостильников и прочих радикально православных элементов. Иными словами, он слишком умён для того, чтобы класть яйца в одну корзину и так уж безоглядно отдаваться экуменическим и либеральным кругам, за которыми возможно стоит закулиса.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/03/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь намерена создать свою Общественную палату 29.01.2009 353 Русская Православная Церковь намерена создать специальную площадку для дискуссий мирян, передает " Интерфакс-религия " . " Поместный Собор рекомендует Священному Синоду разработать механизм консультаций, который бы позволил православной общественности обсуждать наиболее актуальные темы " , - заявил вчера епископ Венский и Австрийский Иларион по итогам второго дня работы Поместного Собора в Москве . " Я бы сейчас не хотел изобретать термин, но это будет нечто вроде церковной Общественной палаты, где будут вестись дискуссии на актуальные темы " , - отметил владыка. Он также сообщил, что Поместный Собор утвердил устав Русской церкви в той редакции, в которой он существует на сегодняшний день, после правок прошедших ранее Архиерейских Соборов. По словам епископа Илариона, в среду на заседании среди участников Поместного Собора разгорелась дискуссия о статусе этого форума. В уставе Русской Церкви, принятом в 1990 году, предполагалось, что Поместный Собор будет созываться раз в пять лет. Архиерейский Собор в 2000 году исправил эту норму устава, убрав указания на сроки. Кроме того, согласно главе нынешнего устава, посвященной Поместному Собору, в Русской церкви ему принадлежит " высшая власть в области вероучения и канонического устроения " . Поместный Собор состоит из архиереев, клира, монашествующих и мирян в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. В ходе вчерашней дискуссии избранный Патриарх Кирилл напомнил, что в истории Христианства Вселенские Соборы, определявшие вероучение, были Соборами, которые состояли исключительно из архиереев. В то же время он указал на необходимость слышать голос Церкви, а для этого, как заявил новоизбранный Предстоятель, необходимо проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий. При этом предстоятель подчеркнул, что " никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет " . " Упаси Бог хоть одному Патриарху войти в историю с именем реформатора. Но есть перемены, растущие из глубины народной жизни. Разве при жизни моего предшественника жизнь Церкви стояла на месте? Но кто назовет моего предшественника, Святейшего Патриарха Алексия реформатором! " - заявил новоизбранный Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/01/29/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь становится защитницей национальных интересов народа Архиерейский Собор СПЦ принял важнейшее послание по вопросу Косова 24.05.2018 807 Время на чтение 9 минут В конце апреля - начале мая состоялось ежегодное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви (СПЦ), сообщает официальный сайт СПЦ. Заседание началось 29 апреля в монастыре Печки Патриаршей соборным служением Литургии, затем архиереи СПЦ переехали в Патриаршую резиденцию в Белград, где под председательством Святейшего Патриарха Сербского Иринея продолжились заседания, в которых приняли участие все епархиальные архиереи СПЦ. В начале заседаний Собора Святейший Патриарх Ириней обратил внимание присутствующих на то, что перед Сербской Церковью сегодня встают существенные вопросы жизни и миссии в современном мире, переполненном серьезными духовными проблемами и искушениями. Но одновременно современная ситуация открывает и большие возможности для работы по духовному возрождению народа. Собор отметил, что отношения Сербской Православной Церкви с сестринскими Православными Церквями развиваются в духе единства и любви. Однако есть и проблемы в отношениях с Румынским и Болгарским Патриархатами, который пытается неканонически вмешиваться в вопрос урегулирования статуса раскольнической Македонской православной церковью. В этом контексте Собор выразил солидарность в сострадательной братской любви с мученической сестринской Церковью на Украине , которая подвергается преследованиям со стороны нынешнего киевского режима. Собор обсудил поступившие предложения, замечания и дополнения в проект нового Устава Сербской Православной Церкви и постановил отложить окончательное решение этого вопроса. Всем архиереям СПЦ предложено представить свои замечания по проекту Устава не позднее 1 ноября сего года. Затем их обсудит специальная соборная Комиссия, и только после этого они будут рассмотрены Архиерейским Собором, теперь уже в следующем году. Это несомненная победа тех сил в Сербской Церкви, которые выражали опасение по поводу некоторых положений проекта церковного устава. Архиерейский Собор прислушался к их голосу. Напомним , что Русская народная линия обращала внимание на противоречивость проекта нового Устава Сербской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/24/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор? Идет эфир Радио РНЛ с участием священника Сергия Карамышева 10.12.2015 2191 В четверг, 10 декабря, с 20:00 до 21:00 на сайте «Русской народной линии» можно будет услышать в прямом эфире XIII выпуск Радио РНЛ. Ведущий программы Радио РНЛ - известный православный публицист, многолетний обозреватель радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин. К участию в передачах приглашаются известные читателю РНЛ авторы, а также общественные деятели, ветераны боевых действий, писатели. Гостем студии 10 декабря будет священник Сергий Карамышев. Тема передачи - «Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор?». Свои вопросы для ведущего Виктора Саулкина и его собеседника священника Сергия Карамышева можно оставить на форуме под статьей. Радио РНЛ выходит в прямом эфире по четвергам с 20:00 до 21:00 часов. [audio=/media/radio/2015-12-10.mp3][/audio] Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 13. Ответ на 6., М.Е.: 1. Сам ролик с РНЛ - никак не пашет.2. А ссылочка то (Прямая ссылка на поток вещания: http://185.37.61.231:8000/live) - " The file you requested could not be found " WARUM?Wozu? Нужно ли это вообще слушать?Не нужно! Верно. Полностью согласен. Но я к тому - что не стоит тогда и ссылочик такие давать. 12. Re: Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор? Прямая ссылка на поток вещания: http://185.37.61.231:8000/live Интересно было бы послушать запись эфира. Ссылка не работает. Интересно по каким причинам по техническим или из соображений цензуры? 11. Если экуменисты и содомиты собираются вместе, то это далеко не собор, а всего лишь сборище нечестивых. Какой вселенский или " всеправославный " ? Вы о чем? Он в любом случае при таком составе представителей будет разбойничьим. Хотя бы одна поместная православная церковь (не чешская, конечно, и не американская имеются в виду) отказались участвовать в этом собрании, и тогда Православие сохранится. А если состоится по подготовленной повестке и примет отступнические решения, то кто заставит нас принять эти решения? Никто! 2-3 православных архиерея (не диомиды, конечно) в России есть, а Один - Первосвященник по чину Мелхиседекову - пребудет с нами во веки. " Не бойся, малое стадо! " (Лк. 12, 32)

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/08/so...

Киев. Выдубицкий монастырь. Собор Георгия Победоносца. Собор. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 1696 и 1701. Адрес: Украина, Киев, ул. Выдубицкая, 40. Координаты: 50.416836, 30.56736 Проезд:маршрутным такси 193 до остановок " Выдубицкое озеро " или " улица Выдубицкая " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь заложена в 1696 г. стародубским полковником Михаилом Миклашевским. Об этом свидетельствует надпись на иконостасе, по левую сторону царских врат. Церковь каменная, одноэтажная, имеет пять глав. На стенах храма несколько досок с гербами. Росписи мало, имеющаяся – современная, плохая по качеству, мозаики нет. Иконостас очень типичный, резной, крашеный и золоченый, четырехъярусный. Царские врата деревянные, резные, золоченые. Колокольня каменная, оштукатуренная и беленая известью, трехъярусная, барочной архитектуры. Два яруса старые, третий пристроен позднее; из девяти колоколов четыре древних. Ограда общая монастырская, без башен, с тремя воротами. Кладбище также общее монастырское. На нём много богатых и дорогих памятников, не мало художественных. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г. Георгиевский собор (1696-1701) в плане (29,5х23,5 м по осям) крестовый, пятикупольный, с двухъярусными барочной формы верхами. Между рукавами креста расположены четыре небольших помещения: в восточных находятся ризница и дьяконник, а в западных – лестницы на хоры и две часовни в верхнем ярусе. Фасады собора оформлены пилястрами с оригинальными капителями – их волюты перевернуты. Основные объемы и барабаны куполов завершает упрощенный антаблемент, состоящий из фриза с розетками и карниза. Окна украшены наличниками и двухколонными портиками с треугольными фронтончиками. Окна центрального барабана имеют ушастые наличники, а боковых – простые. Собор являет на диво стройную композицию четырех башен, тесно поставленных возле средней. Бегу вертикальных линий вверх ничто не препятствует, и только венчающий карниз их перебивает, но затем они снова устремляются дальше, чтобы затухнуть в мягких очертаниях грушевидных верхов с изящными маковками. Архитектура собора – подлинный шедевр украинского барокко. Подобно внешнему виду, интерьер храма поражает высотно раскрытым пространством, слитым воедино благодаря огромным аркам.

http://sobory.ru/article/?object=05590

Пенза. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А.Г. Старжинского, утвержденному в 1895 году. Главный его престол - в память Успения Божией Матери - был освящен 1 мая, левый - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, - 15 мая и правый - во имя Святых Жен-мироносиц - 19 июня 1905 года. Построен он был на средства горожан стараниями настоятеля храма протоиерея Г.Н. Феликсова и церковных старост, последовательно занимавших этот пост в годы строительства храма, - купцов М.Е. Ивановского, С.Л. Тюрина и, в особенности, мещанина А.Д. Гуторова. В 1934 году Успенский храм бып закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 года как кафедральный собор возрожденной Пензенской епархии. С 1950 по 1953 год в нем были сооружены теперешние иконостасы. Под южным приделом в 1970-х годах для совершения заупокойных служб была устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Напротив алтаря собора находится могила, в которой захоронены пензенские архиепископы Феодосии (Погорский) и Серафим (Тихонов). 2 октября 1999 года по случаю празднования 200-летия Пензенской епархии Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году в собор перенесли мощи причисленного к лику святых епископа Иннокентия (Смирнова), почивающие ныне в специально устроенной раке. Пятиглавый храм с примыкающими к нему тремя полукруглыми апсидами с востока и небольшой звонницей с запада, выстроен в " русском национальном " стиле, воплотившем в себе идеи государственности и народности. Уравновешенность масс, умеренное использование декора, характерного для древнерусского зодчества, придают ему черты торжественности и монументальности, что сыграло не последнюю роль в изменении статуса кладбищенского храма, а именно - превращение его в Пензенский кафедральный собор. Источник:http://pravoslavie58region.ru В 1836 году на новом кладбище, открытом вместо погоста, существовавшего у Боголюбской церкви, была построена каменная церковь во имя святых жен мироносиц. 21 ноября 1899 года церковь сгорела и вместо нее в 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А.Г. Старжинского. Главный его престол – в память Успения Божией Матери – был освящен 1 мая; левый, в честь наследника российского престола Алексея Николаевича, – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, – 15 мая и правый – во имя святых жен мироносиц – 19 июня 1905 года. Однако, по привычке, храм продолжали часто называть Мироносицким. Построен храм на средства горожан.

http://sobory.ru/article/?object=18552

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010