Юхнов. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты Казанский собор в г. Юхнове был построен в 1804 г. Он каменный, с пятью главами, трех престольный: главный –– в честь Казанской иконы Божией Матери (был освящен в 1815 г.), в южном приделе –– в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северном –– в честь святителя Николая Чудотворца. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно. К 100 – летнему юбилею храма был построен каменный притвор, который соединил храм с колокольней. Тогда же на колокольне были установлены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства С.Я.Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в золоченом серебряном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению в 1812 г. Эта икона была помещена за правым клиросом и под ней, в память об избавлении города, было установлено древко штандарта, полученного в бою 19 января 1813 г. у французского драгунского полка полковником С.Храповицким. В 1864 г. при соборе было открыто Женское церковное училище. Ежегодно в собор приносилась из Юхновского Казанского мужского монастыря чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. К собору были приписаны тюремный храм в честь Илии Пророка и храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевский) на городском кладбище, к которому с 1882 г. ежегодно в день престольного праздника 28 июля от собора стал совершаться крестный ход и в церковной ограде совершалась вселенская панихида. Казанский собор был закрыт в 1930 г. Протоиерей Павел Заболотский был расстрелян органами ЧК 18 сентября 1918 г. у опушки леса, на северной окраине города. Священник Александр Митрофанов 7 сентября 1930 г. тройкой ПП ОГПУ Западной области был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Второй священник собора, о. Сергий Соколов после закрытия собора перешел служить в Одигитриевский храм. В 1937 г. он был арестован и расстрелян 8 января 1938 г. по приговору тройки УНКВД Смоленской области. После закрытия Казанский собор стал использоваться под зерносклад. В 1935 г. была разобрана часть кирпичной кладки колокольни Казанского собора и сброшены колокола. Во время Великой Отечественной войны пятиглавый купол Казанского собора был разбит, и полностью разрушена колокольня. Своды были пробиты в нескольких местах, крыша храма полностью сгорела, выгорел храм и изнутри. К востоку и югу от храма было устроено немецкое кладбище. В 1950-е гг. храм переходит в ведение Юхновского райпо. В 1954 г. верующие г. Юхнова ходатайствовали перед Святейшим Патриархом Алексием I об открытии храма, но это не дало никаких результатов из-за сопротивления гражданской власти. В 60-70-е гг. XX в. с южной и восточной сторон храма были построены склады.

http://sobory.ru/article/?object=09859

1918. Священный Собор и представители приходов об отношении Церкви и государства Написано в 1918 году как реакция на отделение Церкви от государства и ‘Декрет о свободе совести’. 9 ноября, 2013 Написано в 1918 году как реакция на отделение Церкви от государства и ‘Декрет о свободе совести’. 14 (27) марта 1918 года В Совет Народных Комиссаров от членов Всероссийского Церковного Собора и представителей православных приходов заявление Всецело поддерживая поданное нами в Совет Народных Комиссаров 14–27 марта заявление, считаем долгом в связи с имеющими место словесными переговорами прежде всего заявить, что по вопросу об отношении Церкви к государству Всероссийский Церковный Собор уже составил определенное постановление, в основу коего положен тот взгляд, что государство не может быть безрелигиозным и что Россия может быть государством только православным; этой основной точкой зрения, «нисколько не нарушающей свободу других вероисповеданий», определяются взаимные отношения Православной Церкви и государства при признании полной внутренней свободы Церкви. В настоящее время нынешняя власть, исходя из иного принципа, устанавливающего полное отделение Церкви от государства, издала декрет, названный «Декретом о свободе совести». Но даже стоя на таком принципе, Совет Народных Комиссаров в целом ряде статей декрета резко нарушает и свободу совести, и внутреннюю свободу Церкви. 1. Когда запрещается безусловно преподавание Закона Божия не только в государственных, но и в общественных, и даже в частных учебных заведениях, вопреки желанию родителей, принимающих оплату труда законоучителя на свой счет, есть несомненный факт насилия над частными лицами и, в сущности, над самим народом и полное нарушение свободы совести граждан; а воспрещение преподавания Закона Божия в школах церковных, готовящих будущих пастырей Церкви, есть уже явное гонение на Церковь. Исходя из понятия о государстве безрелигиозном, декрет мог бы лишь ограничиться прекращением отпуска государственных средств на вознаграждение законоучителей и требованием, чтобы Закон Божий в школах общеобразовательных, не специально церковных, не преподавался принудительно. Конечно, и такой порядок, мы говорим это с полной уверенностью, не обеспечивал бы еще школе того характера, который соответствует взгляду громадной части православного русского народа, но по крайней мере порядок этот не был бы явным нарушением принципа свободы совести.

http://pravmir.ru/1918-svyashhennyj-sobo...

Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107817.html 12 ноября 2015 Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4267548.html Официальный сайт Московского Патриархата 10 ноября 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся XIX Всемирный русский народный собор по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " . По итогам форума было принято Соборное слово. XIX Всемирный русский народный собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам. История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Вот уже десять веков Русь развивается под влиянием того мощнейшего религиозного и культурного импульса, который придал ей князь-христианин. Всемирный русский народный собор подчеркивает, что деяния вселенского масштаба, изменяющие земной путь народов, не могут быть результатом личного произвола либо отражением интересов какой-либо узкой мировоззренческой или социальной группы. Выбор, совершенный равноапостольным князем, стал выбором всего русского общества; верность этому выбору была многократно подтверждена в истории нашей страны, нередко – вопреки самым неблагоприятным внешним обстоятельствам. Подобная духовная стойкость, а также впечатляющие результаты национального и государственного строительства, украсившие минувшее тысячелетие, красноречиво свидетельствуют о том, что князь Владимир верно понял историческое призвание Руси, что его действия совпали с Божественным замыслом о ее народе.

http://religare.ru/2_107817_1_21.html

#0f80738425 Закрыть itemscope itemtype="" > В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС? Прежде чем формулировать доктрину «Русского мира», нам самим нужно провести работу над ошибками Анатолий Степанов   09:12 06.04.2024 883 Время на чтение 4 минуты Фото: РНЛ Как сообщалось , 27 марта в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Международной общественной организации «Всемирный русский народный собор». В ходе заседания соборного съезда был утвержден Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира». На принятый ВРНС документ негативно отреагировали в целом ряде частей Русской Православной Церкви вне России. Ожидаемо негативной была реакция со стороны Украинской Православной Церкви. Отдел внешних церковных связей УПЦ опубликовал заявление по этому поводу. «Украинская Православная Церковь отмежевывается, категорически не разделяет и осуждает изложенные в этом документе идеи», – подчеркивалось в заявлении. Следом митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) заявил о своём выходе из состава Всемирного русского народного собора. И вот вслед за Литовской епархией РПЦ Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата в послании Синода к верующим подчеркнула , что не имеет никакого отношения к ВРНС и не принимает «Наказ XXV Всемирного русского народного собора» как «не соответствующий духу евангельского учения». В обращении так и говорится, что «идея Русского мира подменяет евангельское учение». Можно предположить, что Украиной, Литвой и Эстонией дело не ограничится, будут и еще негативные оценки Наказа ВРНС со стороны частей Русской Православной Церкви находящихся вне России, особенно в Европе. Словом, Наказ ВРНС вызвал нешуточный скандал и дополнительное напряжение в приходах и епархиях Русской Церкви. В ответ на подобного рода заявления некоторые православные публицисты уже обвиняют тех, кто не принимает «Наказ XXV Всемирного русского народного собора» в коллаборационизме и чуть ли не в предательстве Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/v_...

Всемирный Русский Народный собор: «Рубежи истории — рубежи России» (ФОТОРЕПОРТАЖ) 1 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный Русский Народный Собор. 1 октября, 2012 1 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный Русский Народный Собор. 1 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Bceмuphый Русский Народный Собор. Всемирный Русский Народный собор На Всемирном Русском народном соборе. Панорама Перед открытием. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Журналисты-скауты Перед открытием Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Заместитель Главы ВРНС, председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев объявил заседания Собора открытыми и произнёс вступительное слово. Глава Всемирного Русского Народного Собора, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая перед собравшимися, отметил, что «народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов, и плата за эти эксперименты слишком высока» Пленарное заседание Выступление Святейшего Патриарха Кирилла По его словам, празднование 4 ноября 400-летия окончания Смуты должно стать торжеством всероссийского масштаба, позволяющим «раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса». «Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения. Мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать», — убежден Глава ВРНС. Патриарх Кирилл: Русская история требует защиты! Святейший Патриарх Кирилл отметил, что российские элиты должны понимать главное: лишь общество, «сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду», дать новый импульс конструктивному взаимодействию людей — «не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных общественных механизмов, основывающихся на основе нравственных императивов». Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что события 1612, 1812 и 1942 годов — не просто повод «для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий, а свидетельство духовной правоты наших предков».

http://pravmir.ru/vsemirnyj-russkij-naro...

Вопрос о составе будущего собора есть один из важнейших вопросов, подлежащих решению при подготовительной работе к собору. Поднимается этот вопрос довольно редко и решение его для некоторых кажется очевидным: собор будет состоять из епископов русской Церкви и, быть может, нескольких архимандритов и протоиереев; миряне же на него не будут допущены. Но такое решение вопроса не соответствуя ни духу христианства, ни древней канонической практике, ни требованиям жизни, лишило бы собор значительной доли нравственного авторитета, нравственного влияния на общество и не привело бы к ожидаемому от собора обновлению церковной жизни. Собор епископов русской Церкви не будет собором русской Церкви. Он объединит и оживит только Иерархию, но ни народные распри, ни существующее разделение между мирянами и иерархией от этого не уменьшатся. Эхо будет коллегия иерархов-епископов, где-нибудь при закрытых дверях рассматривающая и решающая церковные вопросы, столь же непонятная и чуждая народу, как чужд и непонятен ему Св. Синод. Всякое разобщение между членами тела непременно ведет к ослаблению и даже к прекращению жизни тела. Поэтому сила и крепость Церкви, тела Христова. зависит от живого непосредственного общения между всеми ее членами. Главная причина подавленности, слабости, можно сказать, окаменелости нашей церковной жизни лежит в разобщенности не только отдельных членов иерархии и народа между собою, но и в разобщенности иерархии, как целого, от мирян. Иерархия у нас носит характер особой, чуждой народу организации с особыми, иногда противоположными интересам народа, интересами. Собор, состоящий из одних епископов, только санкционировал бы самым фактом такое положение вещей, и это в то время своего созвания, когда организация враждебных Церкви сил поражает своею стройностью и сплоченностью. «Где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Глава Церкви, – там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ). Христос обещает верующим пребывать среди них только тогда, когда они собраны во имя Его, так как только тогда они составляют Церковь ( Мф. 18, 17 , ср. Деян. 1, 4 по русск. тексту). Собранность, соборность есть, таким образом, существенный признак Церкви. Христос не определяет, кто должен составлять этот собор, эту Церковь . Он требует лишь, чтобы двое или трое собрались во имя Его, и следовательно, право участвовать в этом соборе имеет всякий, носящий имя Христово, всякий христианин. И в апостольской Церкви различие положения мирян и клира не вело к разделению их не вело к нарушению принципа соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Как председатель редакционной комиссии Освященного Архиерейского Собора митрополит Павел ознакомил журналистов с соборными Постановлениями. Выступавший далее митрополит Волоколамский Иларион отметил, что первой темой на нынешнем Архиерейском Соборе была подготовка Всеправославного Собора, который должен состояться на Пятидесятницу сего года на греческом острове Крит. «Подготовка к этому Собору велась 55 лет. За это время много тем было обсуждено, — рассказал владыка. — Какие-то темы были сняты с повестки дня — не потому, что по ним было достигнуто какое-то решение, а потому, что этого решения достичь не удалось». Вокруг готовящегося Собора распространялось и, к сожалению, продолжает распространяться  довольно большое количество разного рода слухов, констатировал председатель ОВЦС: «Говорят, например, что это будет " Восьмой Вселенский Собор " . И есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор — это будет антихристов собор, что на нем заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский собор и так далее. Мы в Отделе внешних церковных связей каждый день получаем по два-три письма от православных верующих из разных уголков нашей Родины, содержащих призыв " не ехать на Восьмой Вселенский Собор " , " не ехать на антихристов собор " . В последнее время число этих писем значительно возросло — очевидно, в связи с появлением информации о том, что состоится Всеправославный Собор. Вчера сотрудники нашей канцелярии мне доложили, что поступило 43 таких письма, то есть примерно в пятнадцать раз больше, чем среднестатистическое количество подобных посланий в день». Митрополит Иларион рассказал о том, какова на сегодня ситуация с подготовкой Всеправославного Собора. «У нас было много опасений, связанных с этим собранием делегаций Поместных Православных Церквей», — отметил владыка. Так, например, в случае, если бы решения принимались большинством голосов, существовала вероятность, что Церквам, которые не согласны с тем или иным решением, его могли бы попытаться навязать — например, в вопросе о переходе на новый церковный календарь. «Поэтому с самого начала подготовки мы настаивали — и этого удалось добиться — что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Это означает, что у каждой Поместной Церкви будет делегация из 24 архиереев (в делегациях тех Церквей, где насчитывается меньше архиереев, соответственно, будет меньше участников), но голос у каждой Церкви будет один. В общей сложности четырнадцать общепризнанных Православных Церквей должны принять участие в Соборе, и у каждой будет свой голос. Если хотя бы одна Церковь выступает против какого-либо решения, то это решение не проходит. Если хотя бы одна Церковь не согласна с тем или иным мнением, то это мнение не принимается».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4370118...

С. Б. Сорочан Хронология важнейших событий 313 г. – Миланский императорский эдикт, уравнивавший в положении язычество и христианство. 325 г. – Первый Вселенский собор в Никее. Осуждение арианства. Принятие Символа веры , определяющего равенство природы Бога Отца и Бога Сына. 330 г., 11 мая – Провозглащение Нового Рима – Константинополя столицей Восточной Римской империи и освящение ее. 378 г. – Поселение вестготов в восточной части Римской империи. 381 г. – Второй Вселенский собор в Константинополе, утвердивший Никейско- Константинопольский Символ веры . 392 г. – Императорский эдикт Феодосия Великого, запретивший языческие обряды. 395 г. – Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. 431 г. – Третий Вселенский собор в Эфесе, осудивший несторианство. 410 г. – Взятие Рима готами под предводительством вождя Алариха. 429 г. – Вторжение вандалов в северную Африку. 438 г. – Издание Кодекса Феодосия. 449 г. – Монофиситский церковный собор в Эфесе. 451 г. – Четвертый Вселенский собор в Халкидоне, осудивший монофиситов («единоестествеников»). Признание двуединой природы Христа. 455 г. – Взятие и разграбление Рима вандалами. 476 г. – Свержение императора Западной Римской империи Ромула Августула. 486 г. – Война Византии с готами. 493 г. – Создание остготского королевства в Италии. 528–535 гг. – Законодательные реформы Юстиниана I. Создание «Свода гражданского права» (Corpus juris civilis). 532 г. – Народное восстание «Ника» в Константинополе. 532–537 гг. – Сооружение третьего (окончательного) варианта Великой церкви (храма Св. Софии) в Константинополе. 532–555 гг. – Завоевательные войны Юстиниана I. Отвоевание северной Африки, Италии и частичный захват Испании. 553 г. – Пятый Вселенский собор в Константинополе, осудивший несторианские тексты («Три главы») и подтвердивший решения предыдущих четырех соборов. 568 г. – Вторжение лангобардов в Италию. 80-е гг. VI в. – Активное вторжение южных славян в пределы Византии. 584 г. – Образование Равеннского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Предисловие Очерк монументально истории Москвы Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Успенский собор Благовещенский собор Древние чертежи Москвы Иван Великий Спас на Бору Чудов монастырь Церковь Рождества Предтечи Церковь Риз Положения, или Печерская Синодальный прежний Патриарший дом Вознесенский девичий монастырь Церковь Константина и Елены Благовещение на Житном Дворе Придворные Кремлевские церкви Церковь Рожественская Верхоспасский Собор Словущаго Воскресения, или обновления храма Воскресения Христова Распятская Церковь Церковь Св. Екатерины Мученицы Стретенский собор на сенях Спас на сенях у царевен Успение Богоматери Св. Апостолов Петра и Павла Св. Мученицы Варвары Государев дворец Царские терема Оружейная палата Потешный дворец Арсенал Кремлевские укрепления Спасские ворота Кремлевские Никольские ворота Троицкие ворота Покровско-троицкий собор Лобное место     Памятники Московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы Сочинение Императорского общества истории и древностей российских действ. Члена Ивана Снегирева С тремя планами Москвы, двадцатью тремя картинами, по рисункам Академика Солнцева, отпечатанными красками и семнадцатью гравированными и литографированными рисунками. 1842–1845 Предисловие Памятники Московской Древности, запечатленные историческими воспоминаниями и пережившие столько веков и столько испытаний, представляют нам остатки и вместе признаки древнего быта и бытия Москвы, проявление в ней городской и государственной, внутренней и внешней жизни народа и, так сказать, родословие города, который сделался сердцем и душой Государства. По связи своей с религией, нравами, обычаями, правлением, образованностью, они составляют священное достояние государства отличительное украшение древней его столицы и важный предмет истории отечественных художеств, тесно соединенной с историей народного образования; ибо прошедшее, по всеобщему закону перерождения, хотя изменится, но продолжается непрерывно в настоящем. История Москвы открывает нам, сколько существовало и сколько истреблено было таких памятников и вместе с тем письменных свидетельств, без коих и памятники, пощаженные временем, остаются безгласными и незначительными; даже самое восстановление и поновление иногда сглаживали с них черты их характера и стиля, наводя на них новый колорит, им не соответственный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Кукобой. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Карта и ближайшие объекты В 180 километрах от Ярославля и в 58 километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в живописном месте на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село Кукобой. Названия реки и села станут понятны, если учесть, что когда-то эти земли населяли финно-угорские племена. В переводе с языка одного из этих племен – древнесаамского – слово Кукобой означает «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком». В центре села величественно возвышается Спасский собор, созданный в начале XX века. Храм поражает своей красотой, изумительными пропорциями, богатейшей орнаментикой из белого облицовочного камня. Собор выполнен в традициях так называемого «псевдорусского стиля» - широко распространенного в первой половине XX века. Это направление в архитектуре основывается, как писал видный историк и археолог И.Е. Забелин (1820 – 1908), на самобытности русского народного зодчества XVI – XVII веков «где своенародные и самобытные черты, … главные мотивы декора». Собор Спаса Нерукотворного стоит в одном ряду с такими представителями этой школы в Москве как Здание Городской Думы (1890-1892 гг.) и исторический музей (1875 – 1881 гг.) Строительство храма началось в 1909 году на средства благочестивого купца Ивана Агаповича Воронина, родом из деревни Рябинки, что в 3-х километрах от Кукобоя. Жил он в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царский рублей. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела – строители, каменщики, плотники, резчики. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазуревый для колоколен – доставляли по железной дороге из Финляндии, причем каждый кирпич был отдельно завернут в бумагу и пронумерован. Строительство было завершено за неполных 4 года.

http://sobory.ru/article/?object=04311

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010