В начале 1947 года отец Сергий получил приглашение от Патриарха и Совета по делам Русской Православной Церкви приехать в СССР для преподавательской работы в Московской Духовной Академии. Протоиерей отказался, ссылаясь на возраст. На самом деле, со слов Е. Липской, отец Сергий в последние годы просто «отказался жить», ушел во внутренний затвор. Он медленно таял, не особенно вникая в дела мирские, почти ничего не ел. В ноябре 1944 года он уже написал духовное завещание, по которому весь его архив родные обязаны были передать дочери Александре. Скончался отец Сергий Четвериков 29 апреля 1947 года. Отца Сергия облачили в монашеские одежды, отпевание состоялось в часовне при кладбище Славичье Удолье (Соловьиная Долина). Крест, заказанный еще при жизни самим отцом Сергием, и поныне находится у его могилы. В 1970 году приехавшая из США дочь Александра установила черную мраморную плиту, на которой надпись: «Иеросхимонах Сергий». О потомках. Александра так и не вышла замуж. Профессор В. В. Зеньковский одну из своих книг – «История русской философии», вышедшую в 1948 году, посвятил Александре: «Посвящаю мою книгу другу и сотруднику Александре Сергеевне Четвериковой». После отъезда о. Сергия Четверикова из Парижа Зеньковский был духовным руководителем Движения и принимал самое деятельное участие в жизни храма. Скончался он в 1962 году в Париже. Александра переехала в США. Получила степень магистра в университете штата Индиана. В том же университете преподавала в течение десяти лет русский язык и литературу. Три года преподавала в Свято-Владимирской духовной семинарии. Состояла членом Русской академической группы в США. Скончалась 16 марта 1989 года в городе Вэлли-Коттедж, штат Нью-Йорк, США (вероятно, на Толстовской ферме). Ольга, еще будучи в Париже, вышла замуж за студента Свято-Сергиевского богословского института Сергея Верховского . Муж в 1944–1951 годах преподавал в институте догматическое и нравственное богословие, историю философии. В Париже у супругов Верховских родилось три дочери – Мария, Ольга и Вера. В 1952 году семья переехала в Соединенные Штаты, где Сергей Сергеевич преподавал в той же духовной семинарии, что и Александра. Ольга скончалась в Нью-Йорке в мае 1978 года; муж пережил ее на восемь лет. Одна из дочерей Верховских, Ольга Сергеевна, выйдя замуж за историка Джона Баррета Данлопа, обратила всю свою семью в православие; ее муж занимается историей России, а сын – православный священник на Аляске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В шестидесятых годах XX столетия в конгрегациях элитарных либеральных протестантских церквей США возникает такое новое явление, как глоссолалия. Оно захватывает Епископальную, Объединенную методистскую и Объединенную пресвитерианскую церкви. Практика глоссолалии была воспринята с явным неодобрением руководящим клиром этих церквей. Попытки вразумить или оказывать прямое давление на исповедовавших модное нововведение часто приводили к противоположным результатам – многие просто порывали со своими общинами. Протестантские пастыри вынуждены были отнестись более лояльно к прихожанам, практиковавшим глоссолалию. Их уже не выставляли за двери. То же самое вскоре (1966 год) начинает происходить и среди американских католиков. Центром проповеди харизматического возрождения католиков становятся три богословских университета: Дюкенси (штат Пенсильвания), Нотр-Дам (штат Индиана), Лайола (штат Калифорния). Отсюда распространяются богословские разработки, в которых «научно» обосновывается языкоговорение среди католического клира и рядовых прихожан. Здесь уместно отметить, что Римско-Католическая Церковь ныне отличается своей терпимостью ко всякого рода новшествам. Напомним, что в ее недрах возникло учение о догматическом развитии церкви, категорически отвергнутом Православием. Согласно ему Католическая Церковь получила право принимать новые догматы : в 1854 году Римская курия приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, утверждавший, что Она была изъята от первородного греха, а в 1950 году появляется догмат о вознесении Богородицы. Так что появление глоссолалии среди католиков не застало их врасплох, а послужило поводом к оживленному богословскому осмыслению этого явления. Главная трудность состояла в обосновании правомерного возникновения харизматического движения и привязке этой новации к богословию Католической Церкви. Воцерковлением харизматической ереси активно занялись видные католики-иезуиты: Д.Гелпи, Р.Лорентен, Р.Мартина, Л.Суэненси и др. Они исходили в своих построениях из того, что ничего некатолического, принципиально нового в этом явлении нет. Иезуиты широко использовали труды таких столпов католической теологии, как Ф.Аквинский с его теологией «даров Духа», постулатами И.Лойолы и других авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

В числе лаврской братии были лица из клира иноверных церквей. Таковы были: Амвросий Попель, прежде доминиканец, потом униат; Венедикт – сперва кармелит, потом униат, Феофил Бенклеевский, Маркиан и Антоний Богданович, также обращение из униатов. Штат Александроневского монастыря При основании Александроневского монастыря штат его не был определен. В 1732 г., Высочайшим указом, данным Синоду 4 мая, велено было определить штат духовных властей, монахов, церковников и всякого рода служащих, но и в этом раз штата определенного составлено не было. Уже в 1764 г., когда отобраны у монастырей вотчины, был определен штат Невской Лавры. Именно на содержание Лавры, с архиерейским домом положено 15000 руб. на 202 лица. В этот штат не введена семинария, имевшая, с 1742 г., свой казенный оклад; не введены также лица, служившие по управлению вотчинами; число слуг уменьшено, но за то возвышен оклад наместника и прочих начальствующих. За то была включена в штат консистория, на которую положено около 800 р. В 1775 г., по случаю соединения новгородской и с.-петербургской епархии под одно управление архиепископа Гавриила, сделан новый штат сумм на содержание новгородского и с.-петербургского архиерейских домов. На консисторию положено годовой суммы 8609 р. 97½ коп. В 1797 г. к прежнему окладу прибавлено было 1766 р. Вотчины Александроневского монастыря и управление ими На содержание Александроневского монастыря к нему приписано было: 1) 3067 дворов и 13811 душ, принадлежавших Иверскому и приписным к нему монастырям; 2) 590 дворов и 2407 душ в Олонецкой губернии, принадлежавших новгородским монастырям Вяжицкому, Хутынскому и Антониеву. В 1713 году, по Высочайшему указу 5 декабря, приписано было около 100 дворов и 500 душ, принадлежавших Никольскому монастырю в Ладоге, Макарьевской пустыни в Тигодском погосте и Воскресенскому монастырю, что на Истре (Можайского уезда). В 1714 году, от Троице-Сергиевой Лавры, приписано к Невскому монастырю 3551 двор с 18512 душ, да от Духова монастыря 248 душ, 1390 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С целью объединения «УПЦ в США» и Американской епархии УАПЦ 14 октября 1950 года в Нью-Йорке был созван так называемый «собор объединения», на котором произошло планировавшееся слияние двух украинских группировок в единую «Украинскую православную церковь США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), Возглавил новообразованную структуру Иоанн Теодорович, получивший титул «митрополита Иринупольского». В свою очередь, Мстислав Скрыпник получил титул «архиепископа Филадельфийского» 845 . После того, как в мае 1971 года скончался «митрополит» Иоанн Теодорович новым первоиерархом «УПЦ США и Рассеяния» был избран «архиепископ» Мстислав Скрыпник, унаследовавший от своего преемника титул «митрополита». Сразу же после своего вступления в должность, «митрополит Филадельфийский» Мстислав Скрыпник взял курс на вхождение «УПЦ США и Рассеяния» в юрисдикцию Вселенского Патриархата. Вступив в прямые переговоры с Экзархам Константинопольской Православной Церкви в Америке архиепископом Иаковом, он быстро добился вполне определённых результатов. Подтверждением тому может служить официальное приветственное Послание патриарха Константинопольского Афинагора (Спиру), направленное уже в октябре 1971 года VII Собору «УПЦ в США и Диаспоре» и лично «митрополиту Филадельфийскому» Мстиславу Скрыпнику. Помимо официальной переписки, имели место быть и личные встречи первоиерарха «УПЦ США и Рассеяния» с патриархом Афинагором 846 . С канонической точки зрения, вхождение «УПЦ США и Рассеяния» под омофор Вселенского Патриарха без согласия Московского Патриархата оказалось бы абсолютно противозаконным деянием. Поскольку раскольническая юрисдикция, возглавлявшаяся «митрополитом» Мстиславом Скрыпником, состояла из приходов в 1923 году самовольно вышедших из состава Северо-Американской митрополии Российской Православной Церкви, вопрос урегулирования канонического статуса «УПЦ США и Рассеяния» не мог рассматриваться без самого непосредственного участия Московского Патриархата. Исходя из таких соображений, патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) направил 16 марта 1972 года Послание патриарху Константинопольскому Афинагору, в котором напомнил о недопустимости ведения односторонних переговоров с раскольниками без согласования со священноначалием Русской Православной Церкви 847 . Авторитетное мнение патриарха Пимена было услышано и переговоры Фанара с «УПЦ США и Рассеяния» прекратились более чем на два десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также он является членом Совета директоров Киевской теологической семинарии. В настоящее время продолжает обучение в РХГИ (Санкт-Петербург) на факультете философии, богословия и религиоведения. В настоящее время является руководителем районных филиалов подразделений «Нового Поколения» («Церкви Божией») Ярославской области. У П. Окары и его супруги Надежды Михайловны два сына и пять дочерей 80 . Связи «Нового поколения» с российскими, зарубежными пятидесятническими и харизматическими организациями Главными союзниками и вдохновителями «Нового поколения» остаются иностранные евангелисты. Организация находится с ними в постоянных контактах, причем многие бывают по ее приглашению в Ярославле. С 1991 года здесь проповедовали более 50 евангелистов, в том числе Верн Сноу (США), Ульф Экман (Швеция), Карл Густав Северин (Швеция), Расти Рассл (США), Элбет Пирсон (США), Дион Робертс (Берег Слоновой кости), Лари Ли (США), Кевин и Лесли МакНолти (США), Рик и Бетти Стромбек (США-Украина), Кеннет Коупленд (США), Боб Вайнер (США), Марк Билайз (США), Марион Шварц (Германия), Сандей Аделаджа (Нигерия – Украина), Мерилин 81 Хикки (США), Давид Хасавей (Англия) и другие 81 . При этом, естественно, «Новое поколение» тесно связано и с организациями, которые иностранцы возглавляют за рубежом или курируют в странах СНГ. Так, постоянное сотрудничество осуществляется со «Словом жизни» Ульфа Экмана (Уппсала, Швеция), объединениями Сандея Аделаджи «Посольство Божье» и «Слово Веры» (Киев, Украина). Сионизация пятидесятнического движения в России, проводимая по инициативе Ульфа Экмана, привела также к установлению тесных связей с еврейскими мессианскими организациями – израильской сектой «Евреи за Иисуса», фондом «Эвэн-Эзер», а также несколькими «евангельскими» церквями из г. Ашдод 82 . Аналогичные контакты установлены с наиболее крупными «церквями», входящими в РОС ХВЕ и ХВЕП. Новые связи возникают, как правило, на всероссийских пятидесятнических конференциях, регулярно проводимых в Москве, и международных – в Уппсале, Швеция.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

Серафим (Роуз) , иером., «В поисках Православия». «Русский пастырь», США, (42), 2003 г. Серафим (Роуз) , иером., «Живая связь со св. отцами: Архиеп. Андрей (Рымаренко)», «Русский пастырь», США, III (35), 1999 г. Серафим (Роуз) , иером.. «Златоуст для последних времен. Значение архиеп. Аверкия для Вселенского Православия», «Православная Русь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1976 г. Серафим (Роуз) , иером., «И.М. Андреев – истинный православный новообращенный из русской интеллигенции», «Русский пастырь», США, (16), 1993 г. Серафим (Роуз) , иером., «Как не надо читать святых отцов», «Русский пастырь», США, (21), 1995 г. Серафим (Роуз) , иером., «Митрополит Филарет Нью Йоркский», «Русский пастырь», США, (33–34), 1999 г. Серафим (Роуз) , иером., «Письма о Церкви к духовному сыну», «Русский пастырь», США, (13), 1992 г. Серафим (Роуз) , иером., «Православие в Америке: прошлое и настоящее», «Русский пастырь», США, (37–38), 2000 г. Серафим (Роуз) , иером., «Православная Галлия», Введение к книге свят. Григория Турского «Vita Patrum. Житие отцов», Москва, 2005 г. Серафим (Роуз) , иером., «Приношение православного американца, Сборник трудов отца Серафима Платинского», Москва, 2003 г. Серафим (Роуз) , иером., «Протопресвитер Михаил Помазанский – богослов в древней традиции», «Русский пастырь», США, (31), 1998 г. Серафим (Роуз) , иером., «Созерцание первичного творения как содержание Книги Бытия: каково отношение Православия к эволюции?», «Русский пастырь», США, (22–23), 1995 г. Серафим (Роуз) , иером., «Царствие Небесное», Москва, 1999 г. Серафим (Роуз) , иером., «Что такое сергианство?», «Русский пастырь», США, (8), 1990 г. Серафим (Роуз) , иером., Герман (Подмошенский), игумен, составители, «Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиеп. Иоанна (Максимовича) », Москва, 1993 г. Серафим (Соболев) , архиеп., «Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1993 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Дриллок Давид (род. 1938, Индиана, шт. Пенсильвания), закончил Колумбийский университет (1960) и Св. — Владимирскую семинарию (1963), профессор литургической музыки Св. — Владимирской семинарии, с 2004 года на покое. — Прим перев. 25 Лазор Павел (род. 1939, Канонсбург, шт. Пенсильвания), протоиерей ПЦА, выпускник, преподаватель и проректор Св. — Владимирской семинарии, с 2007 на покое. — Прим. перев. 26 Феодосий (Франк Лазор; род. 1933, Канонсбург, США), митрополит; окончил Св. — Владимирскую духовную семинарию (1960), епископ Ситкинский и Аляскинский (1967), Питтсбургский и Западно–Пеннсильванский (1972), Митрополит всея Америки и Канады, предстоятель Православной Церкви в Америке (1977), с 2002 на покое, — Прим. перев. 27 Хопко Фома (род. 1939. Эндикотт, США), протопресвитер, выпускник Св. — Владимирской семинарии, священник (1963), преподавал догматическое богословие в Св. — Владимирской семинарии, в 1992–2002 — декан семинарии, женат на дочери прот. Александра Шмемана Анне. — Прим, перев. 28 Губяк Даниил Афанасьевич (род. 1926, Акрон, шт. Огайо), протопресвитер, выпускник Св. — Владимирской семинарии, рукоположен в 1952, с 1973 — заведующий канцелярией Православной Церкви в Америке; с 1992 — настоятель Подворья ПЦА в Москве, в наст время на покое в США; женат на Евдокии Мартынюк. — Прим. перев. 29 Смиренский Алвиан, родился в Китае, позднее переехал в США, выпускник Св. — Владимирской семинарии, священник, известный переводчик русской православной литературы на английский язык. — Прим. перев 30 Рошак Михаил (род. 1946, Карбондейл, шт. Пенсильвания), протоиерей; выпускник Св. — Владимирской семинарии (1979), директор европейского представительства Национального Совета Церквей США (1985–1991), региональный секретарь Объединенных Библейских Обществ по Восточной Европе (1991–1996), в наст, время служит в Православной миссии Норт–Стэффорда (шт. Виргиния). — Прим. перев. 31 Иаков (Кукузис: 1911. Турция — 2005, США), экзарх Вселенского Патриарха в Западном полушарии, архиепископ (глава) Греческой Православной Архиепископии Северной и Южной Америки (1959–1996). — Прим. перев. 32

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Идеи Эдварса не получили широкого распространения в XVIII  веке. Точно так же не получили они и организационного закрепления в сектантской среде, хотя и имели много общего с течением, возникшим в конце XIX  века и уже ставшим, собственно, пятидесятниче-ским. 6. Первые пятидесятнические церкви в США Добросовестный в плане научных изысканий советский религиовед А.Т.Москаленко, ссылаясь на американского исследователя Д.А.Гордона, пишет, что «первой пятидесятнической церковью в США явилась так называемая Церковь Бога 16 . Она выросла в 1886 годуиз небольшой общины методистов и баптистов в восточной части штата Теннесси и западной части штата Северная Каролина. Основали эту секту, как утверждает американский исследователь Гордон, бывшие баптистские проповедники Р.Г.Сперлинг и В.Ф.Бриант. В течение многих лет община считалась одной из «святых церквей», но в 1896 году в результате усиленных молений в общине начались внезапные крещения Святым Духом. Это было воспринято как ниспосланное Богом чудо, наподобие того, что было в день Пятидесятницы. Проповедники из общины Сперлинга и Бри-анта разнесли весть о чуде и в другие штаты, и за пределы страны. Так, благодаря бурной миссионерской деятельности было положено начало современному движению пятидесятников, пишет А.Т.Москаленко 17 . В числе первых пятидесятнических церквей называют также негритянскую общину, основанную в 1886 году Н.С.Релайгом, которая через несколько лет стала оплотом пятидесятничества среди темнокожего населения США и получила название Объединенная святая церковь Америки. Несколько ранее, в 1880 году, проповедник Д.С.Варнер основал в городе Андерсон (штат Индиана) Церковь Божию, несшую идеи пятидесятничества, которая, как и Церковь Бога, принимала участие в движении «святых». И все-таки какую из этих общин можно считать родоначальницей современного движения пятидесятников, ведь в них обеих происходило так называемое возрождение «личной пятидесятницы»? Дело, однако, в том, что в этих общинах факты «крещения» Духом Святым не получили массового закрепления, поэтому ни одна из них не сумела возглавить пятидесятническое движение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

1966 год. В этом году в г. Питтсбурге (США) начала собираться для молитв и изучения Деяний Апостолов группа студентов-католиков из Дуквенского университета. Они желали постигнуть тайну жизненной силы первоапостольской церкви. В это же время они натолкнулись на книги Д. Вилькерсона «Крест и кинжал» и Дж. Шерилла «Они говорят на иных языках». Прочитав эти книги, они почувствовали, что им чего-то недостает и, познакомившись с группой протестантов-харизматов, стали молиться о том, чтобы Дух Святой пробудил в них всю благодать крещения и помазания с помощью полновластной жизни воскресшего Господа. В результате «через обучение, молитвы и возложение рук все больше студентов и профессоров исполнялось Святым Духом». Нередко молитвенные собрания продолжались с 22 часов до 5 часов утра. Во время этих собраний некоторые говорили и пели на «языках». Так харизматическое движение зародилось и в среде католической церкви. 1967 год. Из Питсбурга «пробуждение» было занесено и в католический университет Нотр-Дам в г. Саусбенде (штат Индиана), который поддерживал дружеские связи с Питтсбургским университетом. Оттуда движение очень быстро распространилось по всем штатам и Канаде. Спустя 5 лет в США было зарегистрировано более 500 католических харизматических молитвенных групп. В них сотрудничали многие священники и члены монашеских орденов иезуитов и францисканцев. Независимо от этого движения в различных городах США возникло «Джизус-пипл» («народ Иисуса»), движение с явными чертами харизматизма. Лидерами этого движения были Чак Смит, Артур Блессит, «Моисей-Давид» – основатель молодежной секты «Дети Божий» – и Дэвид Вилькерсон. Их поддерживали основатель миссии «Кэмпус крусайд» Билл Брайт и Билли Грэм. Наряду с множеством реабилитационных центров для бывших алкоголиков и наркоманов возникли также и первые «христианские» рок-группы и рок-оркестры. 1968 год. В IV Всеобщем заседании Всемирного Совета Церквей в г. Уппсала участвует Давид де Плесси. В слове, обращенном к делегатам, он указал на то, что пятидесятническое движение и экумения должны лучше познакомиться друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

• анабаптисты (Германия), менониты (Голландия) 1630 — начало движения баптистов • квакеры (1649) — Англия, США • конгрегационалисты (1646) — Англия, США • Церковь Братьев (1708) — Германия, (1729), США • ученики Христа (1801 — 1832) — США • методисты (1740) — Англия, США • адвентисты (1846) — США • Армия Спасения (1878) — Англия, США • пятидесятники (1906 — 1907) — США, Англия Кроме этих основных направлений протестантства, вызванных Реформацией, на Западе (в Европе и в США) возникло еще много разных, более или менее протестантского характера, деноминаций, «свободных Церквей», «пацифистских Церквей», разных организаций, групп и сект так называемых «консервативных евангеликов» (фундаменталистских по духу и агрессивному прозелитизму). Многие возникшие в Новое время религиозные движения и организации, именующие себя иногда Церквами, хотя и употребляют христианскую терминологию и библейскую мотивацию, по существу не являются христианскими и с христианским учением совершенно расходятся. К их числу относятся мормоны, иеговисты, мунисты и т. п. Кроме того, сейчас появилось множество так называемых «новых» религиозных групп и течений, которые довершают собой невероятную смесь и хаос в христианских разделениях. VI. NPOTECTAHTCKUE КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ В XIX веке в среде протестантских Церквей появилось стремление к созданию конфессиональных союзов, объединений и альянсов для укрепления своих позиций. Возникли: • 1867 год — Ламбетская конференция англиканских Церквей, которая собирается каждые десять лет • 1868 год — Генеральная Конференция лютеранских Церквей, которая в 1945 году преобразовалась во Всемирную Лютеранскую Федерацию • 1877 год — Всемирный Альянс Реформатских Церквей • 1881 год — Всемирный методистский Совет • 1905 год — Баптистский Всемирный Альянс Все эти конфессиональные организации протестантских Церквей не только не содействовали идее единства всех христиан в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, но, наоборот, лишь закрепляли разделение христианства на отдельные и враждебные друг другу конфессии. Ибо укрепление конфессионализма — это усиление процесса разделения христиан. VII. TPAГUЧECKUE ПОСЛЕДСТВИЯ ХРИСТИАНСКИХ РАЗДЕЛЕНИЙ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010