390. Преображенский , мужской, 1-го класса, в гор. Тифлисе. Устроен в 1822 г. при дворцовой церкви во имя св. Ираклия и Дарии, построенной в 1790 г. царицею Дариею, супругою ц. Ираклия II. К м-рю была приписана Шио-Мгвинская пустынь, отчисленная от него в 1887 г. “Жур. Мин. Вн. Д.”, 1844 г., V, 112; “Обз. вл. за Кавк.”, I, 184; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1851 г., 89 (покупка дома для м-ря); 1887 г., 161 (об отчислении от м-ря Шио-Мгвимской пуст.). 391. Преображенский – Моздокский , мужской, упраздненный в заштат. гор. Моздоке, Терской обл., Грозненского у. Основан в полов. XVIII ст. при занятии края для распространения христианской религии. В 1763 г. в настоятели его назначен в сане архимандрита инок Троице-Сергиевой лавры Никанор Николаев. Упразднен в 1799 году. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1025; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 315; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1879 г., II, “Опис. Тр. Серг. лавры”, 115. 392. Преображенский – Ржищевский или Иржищевский , женский, общежительный, Киевской губ. и уезда, в 83 вер. к юго-зап. от Киева и в 3 вер. ниже мест. Ржищева, на берегу р. Днепра. Существование его становится известным с 1649 г., но он был основан значительно раньше предками дворян Вороничей для поддержания правос- лавия и был мужским. В 1687 г. приписан к Кирилловскому Киев. мон., в 1710 г. к митроп. Софийскому дому; впоследствии он был доведен до убожества и в нынешнем столетии считался самым бедным монастырем; наконец, в 1852 г. обращен в женский. При м-ре находится школа. “История Росс. Иер.”, V, 669; Ратшин, 141; Евгений, “Опис. Киево- Софийск. соб.”, в прибавл., 189; Похилевич, “Сказание о насел. мест. Киев. губ.”, 51; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1852 г., 10 (обращ. в женский); 1884 г., 243 (школа); “Акты Зап. Р.”, V, 171 (Гр. 1687 г. Кириллову м-рю о предоставл. ему в управл. Ржищев. м-ря), 239 (Универсал 1692 г. о пожалов. Кириллов. м-рю озер, принадлежав. Иржищев. м-рю). 393. Преображенский – Спасский – Брагинский – Селецкий , мужской, ныне село Селец, Минской губ., Речицкого у., Брагинской волости, в 79 вер. к югу от Речицы и в 5 вер. к сев. от мест. Брагина, на прав. берегу р. Брагинки. Основан в 1609 г. кн. Адамом Вышневецким и супругою его Александрою Ходкевич для укрепления православия против унии. В 1742 г. кн. Мих. Вишневецкий отдал м-рь базилианам; в 1830 г. приписан к Благовещ. Лядинскому м-рю, а в 1842 г. закрыт и обращен в приход. “Минск. губ. вед.”, 1864 г., 50 (год основания); Строев, “Спис. иер. и наст.”, 548; Архим. Николай, “Ист. стат. оп. Мин. еп.”, 163; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1882 г., III, Отд. 1, 449 (дополн. к “Дворц. разряд.”; архим. Панкратий 1626 г.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

До соединения в 189798 г. теплого и холодного храма в этом алтаре совершались богослужения по зимам. На большой лампаде есть надпись: «1763 год) августа дня приложих Анисим Сатирин». Документы от прежних храмов не сохранились. В архиве настоящей каменной церкви сохранились лишь манифесты с Петра I, военные реляции, послания Св. Синода и архиепископа Вениамина против Пугачева, и часть переписки с Консисторией и благочинными, а также многочисленные предбрачные «ведения». Послание арх. Вениамина сохранилось то, о котором упоминается в описании с. Кукмор, Мамадышск. у., и которое напечатано в «Сборнике древностей Казанской епархии» («Православн. Собеседник» за 1868 г.). Все манифесты и военные реляции уже стали достоянием истории. Возникает лишь недоумение – неужели сельским священникам приходилось читать крестьянам, осеняющим себя крестным знаменем при произнесении слов «Божией милостью», манифест Императрицы Екатерины II от 3 апреля 1775 года «О экипажах и ливрее»? Благочиннические предписания строгих Николаевских времен неожиданно поражают деликатностью. С легкой руки Помяловского ждешь встретить в них бурсаческие выражения. На предписаниях, особенно благочинного о. В. Екатерининского священнику с. Тагашева о. Кордуанскому, перемещенному в с. Алаты за 183137 годы, удивляет даже изысканность: «С получения сего имеете Вы, Ваше Благословение»... Сделавшись протоиереем, о. Екатерининский слово «предписание» стал заменять «уведомление». С получения сего благоволит Ваше благословение». Так обращался с подведомственным духовенством сельский благочинный в суровые 30-е годы... Такой же деликатностью отличаются уведомления 20 и 30-х годов протоиерея Флегонта Талантова. Сдержно деловой характер носят предписания прот. С. Чернышева. Перебирая толстую прочную синюю и серую запыленную, пахнущую плесенью, поеденную мышами бумагу в каменной церковной кладовой, рассматривая разрешения на браки архиепископа Филарета (Амфитеатрова) и др., витиеватые, благодушные росчерки духовных под бесчисленными предбрачными отношениями, «ведениями», невольно восстановляешь мирную патриархальную жизнь сельского духовенства за прошлое столетие. Лишь иногда благочиннические предписания напоминают, что «винопитие» и кляуза нарушали безмятежное житие хозяйственного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инока пустынника Висьяна на Иосифа игумена Волоцкого, собрание от святых правил. Православн. Собес. 1863 г., ч. III, ст. 206, 11. 1309 В предсмертном завещании преп. Нил просит передать в Кириллов м-рь книги, взятые из б-ки последнего. Ркп. Троицко-Сергиев. Лавр. 188, л. 18 об. – 19. 1312 «Послание великого старца ко Брату, просившу от него написати ему еже на пользу души», ibid., л. 105. 1317 «Истиннаго бо заповедем божественным делателя рекошя отцы не точию еже деанием хранити их, но и умне съблюдатися от преступлениа заповеднаго», ibid., л. 22 об. 1319 «Вси святии обретошя благодать Духа деланием заповедей преже чювьствене, таже умне», ibid., л. 22. 1320 «О сущих в предъспеании и доспевших в просвещение рече: сии не требуют глаголати псалмы, но молчание и неоскудну молитву, и видение. Сии бо с Богом съвъкуплени суть и несть им требе отторгнути ум от Него и вложити в смущение; прелюбы бо деет ум таковых, аще отступит от памяти Божиа и в худейших вещех рачителне емлется», ibid., л. 35. 1326 «Аще… не удовлимся в потребах наших от деланиа своего за немощь нашю или за иную некую вину благословну, то взимати мало милостыня от христолюбцев, нужнаа, а не излишняа», ibid., л. 14 – и об. 1328 «Егда… утишится ум от помысл,… сердцу внемли и молитву душевне или умне дей», ibid., л. 31 об. 1329 «Нам сосуди злати и сребряны и самыа священныа не подобает имети; такоже и прочяа украшениа излишня, но точию потребнаа церкви приносити. Великий же Пахомие и самое здание церковное украшено быти не хотяше…. Колми паче нам подобает от таковых вещей (т. е. украшения церковного) съхравятися», ibid., л. 16 об. – 17. 1330 Заметив, что инокам следует избегать украшений храма, преп. Нил так объясняет причину этого: «понеже немощни и страстни есмы и умом и поползновени», ibid., л. 17. 1334 «Аще кто поврежается от котораго брашна или немощи коея ради или от естества да не понужает себе на приатие того, но приемлет ползующее того. Глаголет бо великий Василие, яко не подобает, имижь – брашны съставляти тело, симижь – ратовати е».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

93 См. для примера челобитную русских князей к патриарху о благословении на Киевскую митрополию избранного ими Полотского архиепископа Ионы, в 1488 голу. Вестн. Запад. России, 1868 г., кн. II, от. I. 94 О городских общинах в западном крае, см. стат. В. Б. Антоновича, «Исследование о городах юго-западного края», в монографиях по истор. зап. и юго-зап. России, Киев, т. I, стр. 135–194. 95 Вернее – «Велея», «Велья река»; см. заметку в Вилен. Арх. Сб. т. VII, стр. 9, примеч. 23. См. о начале Вильны в «Очер. ист. г. Вильны» в 5 и 6 вып. Памят. стар. зап. губ. Батюшкова. Быть может название «Вильны» литовское; вильно – по-литовски «волна». См. статью «Значение некот. имен Литов. князей и названий местностей Литвы» в Ж. М. Н. П, 1850 г., т. 66. 96 Вильна, по отзыву униата Стебельского, в XVI веке была «столицей и гнездом православия» (см. Христ. Чт. 1851, «Прав. и рус. нар. в Литве», июнь, стр. 470, 472.) Народонаселение Вильны, несмотря на различие в вероисповеданиях, в домашней и общественной жизни преимущественно употребляло язык русский. См. Васильевского. «Очер. ист. г. Вильны», в Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. VI, глав. 6. стр. 1. 97 См. Акты изд. Вилен. Ком. для разб. др. акт., т. XX. Акты, касающиеся гор. Вильны; в предисловии помещены многие любопытные подробности, относящиеся до истории и быта древней Вильны. – Можно полагать, что духовенство православное, не только высшее, но и низшее, вело также безбедную жизнь. См. в этом отношении любопытное духовное завещание («духовницу») начала XVI века священника Виленской Юрьевской церкви Матфея; из этого завещания усматривается, что он обладал довольно значительным благоприобретенным имуществом, как-то: домом, серебром, мехами, коврами, лошадьми; у него оказались и капиталы, а также библиотека (Вилен. Арх. Сб., т. VI, стр. 12). – " В полоцкой земле, или в великом княжестве Литовском, приходское духовенство едва ли не лучше было обеспечено, чем в других краях Руси»: замечание И. Беляева в его ст. «Полоцкая православная церковь до Брестской унии» в Православн. Обозрении, январь и февраль 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

11) На вопрос, почему Пр. Дева именуется Владычицей, Царицей небесной? – ответим, потому, что Она Матерь Владыки и Царя небесного и о Ней сказано: Пс. 44:10 . 12) Почему Дева Мария почитается честнейш. Херув. и славнейш. Серафимов? Потому же, почему, напр. мать, родившая и воспитавшая царя земного, считается выше всех министров и проч. слуг царевых Матерь Божия выше ангелов потому же, что они суть только служебные духи: Евр. 1:7, 13, 14 . X. О почитании св. Ангелов 1) Божеское поклонение должно воздавать одному Богу... однако, это нисколько не противоречит и тому, что можно и должно почитать небесных духов – св. Ангелов. Православн. христиане всех веков, воздавая Божие Богови, соблюдали и учение правосл. Церкви о почитании св. Ангелов и за это соблюдение по ходат. св. Ангелов перед Богом были охраняемы в земной жизни и удостоились вечного блаженства. 2) Почитая царя земного, мы не можем не почитать ближайших слуг его, напр., министров и др. власти; напротив, многие из нас за счастье сочли бы личное знакомство с ними и возможность раскланяться им за какое-либо содействие в земных нуждах наших. Подобно сему, преклоняясь пред Царем небесным, мы должны почитать и слуг Его: Евр. 1:14 . 3) Св. Ангелы возносят молитвы наши к престолу Божию: Откр. 8:3–4 . Каждому человеку христианину от Бога дается Ангел Хранитель: Мф. 18:10 . 4) Ходатайство св. Ангелов за людей видно из кн. Товита: гл. 12, ст. 12 и книги прор. Захарии, гл. 1, ст. 12–13. 5) Как царские слуги управляют на земле частями государства, напр.: губернаторы, так и в духовном мире Ангелы управляют разными частями земли: Откр. 7:1 . 6) Имя Ангел, – означает вестник, имя должности, а не природы, поэтому неудивительно, что в свящ. Писании это имя приписывается и людям: Иоанну Крестителю: Мф. 11:10 ; Пастырям церквей: Откр. 2:1; 3:1 . В строгом же смысле Ангелами называются в свящ. Писании особые существа – бесплотные духи, именно: 7) Св. Ангелы имеют разные степени (9 степеней или ангельских чинов) I. Высш. степень: а) шестикрыл серафимы: Исаии 6:2; б) Многоочитии херувимы: Быт. 3:24 ; в) Богоносные престолы: Koл. 1:16. II . Средняя степень: а) Господства: Кол. 1:16 ; б) Силы: 1Петр. 3:22 ; в) Власти. III. Низшая степень: а) Начала: Кол. 1:16 ; б) Архангелы: 1 Фесс. 4:16; и в) Ангелы: 1Петр. 3:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Можно ли возбудить в себе любовь к ближнему, когда ее не чувствуешь? Его же (Там же. Ноябрь). Несколько слов о восстании против властей. Его же. (Там же. 1863. Март). Достаточно-ли для философии метода естественных наук? Его же. (Сборник изд. по случаю юбилея м. д. Академии в 1864 г). О самоотвержении. Его же (Душ. Чт. 1867. Сентябрь). П. И. Горского-Платонова Иерусалим в настоящую минуту (Прибавл. 22). Разбор учения Дарвина о происхождении видов в царстве животном и растительном (Прибавл. 23). Описание святой земли. Горы ливанские и горы на запад от Иордана (Душ. Чт. 1866 Декабрь. – 1867. Январь–1869. Июнь). Псалмы (76–150) в русском переводе (Душеп. Чт. 1868. Январь. Февраль. Апрель и Май). О трудах архимандрита Михаила (Прав. Обозр. 1873. Февраль и Апрель). Несколько слов о статье преосв. Феофана по поводу издания священных книг В. 3. в русском переводе (Правосл. Обозр. 1875. Ноябрь). О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг В. Завета (Правосл. Обозр. 1877. Янв. Февр. Апр). Псалтирь в новом славянском переводе Амвросия, архиепископа московского (Правосл. Обозр. 1878. Январь и следующие книжки). Н. К. Соколова О мирской власти епископов Римских (Прибавл. 18). О духовенстве в древней Руси (Прибавл. 19). Лекции по истории восточной церкви Стэнли (Пр. 20, 21.). Народная школы и благотворительные учреждения протестантов во Франции (Прибавл. 22). Извлечение из писем о церкви англиканской (Приб.22). Начатки движения в англиканской церкви к соединению с восточною (Прибавл. 23). Общество для распространения религиозного чтения в Англии (Православн. Обозр. 1862. Май). О протестантском богословии и современном его направлении в Англии (Прав. Обозр. 1863. Янв. и февраль). Е.Е. Голубинского Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской, или молдо-валашской. М. 1871. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя Турками до настоящего столетия: 1) Школы. 2) Писатели (Правосл. Обозр. 1812. Т. 1 и 2). История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах (Читано на втором археологическим съезде в Петербурге. Правое дави Обозр. 1872. Т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

ростовский стр. 148. Бароний кончину его относит к 4 апреля. 397 г., Геншений в Деяниях (Apr. I, 38) к 7 апр. 398 г., согласуясь с преданием миланским. Против него за Барония восстали Паги и Тильмон (X, 761) и вообще Баронию следуют и все новейшие. Он скончался в великую субботу, а она падает на 4 апр. 397 года. Рукоположен он 7 дек. 374 года. Мощи его хранятся ныне в особой кустодии Амвросиевой церкви в Милане. Сн. Филарета Уч. об отцах § 159, Фесслера Патрологию (Instit. Patrol. Т. И) и Православн. Обозрен. 1861 г. Богородица в Кураторовых . В Константинополе был храм во имя Божией Матери, построенный Вериною супругою Льва Макелла. Начальствовал над работою некто Куратор, отсюда и название храма ( ν τοισ Κουρτορισ). Храма был построен на подобие гроба Господня близ площади Тавра. Хотя Куратор значит: целитель, но икона Божией матери целительницы (см. 18 сент.) имеет другое происхождение; ибо изображается исцеляющею клирика. 8 Пр. Патапий . Есть на Патапия два слова св. Андрея критского (изданы у Комбефизия и в Патрологии Миня Т. 97 стр. 1206–1254); на основании их написана Метафрастом его жизни на греч. языке опять у Миня (Т. 116. стр. З58) В месяцеслове Василия сказано, что мощи его положены в Константинополе, где он и скончался. Св. Андрей в словах повествует; о 3 чудесах им совершенных: о исцеления слепого, о исцелении страдавшего водяною болезнию и одержимого бесом, о исцелении рака на грудях женщины. Жизнь его написана св. Андреем вследствие явления ему Патапия во сне, так как св. Андрей сначала, слышав много чудесного о Патании, с пренебрежением и недоверием относился к сему; из всего слова видно, что св. Андрей жил не долго спустя после кончины Патапия, след. жизнь Патапия относится к 7 же веку или началу его. 9 Зачатие Богородицы . О сем празднике довольно сказано у Ассемани (Cal. un. eccl. V, 432–460). Он относит начало его ко временам Иоанна Дамаскина († ок. 780 г.). Начало его гораздо ранее – не позднее 7 века; ибо св. Андрей критский († 712 г.) написал ухе канон на сей праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

162 Там же. Ск. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православн. исповедания, т. 7, стр. 306; «Киев. Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 156. 174 Архив Св. Синода, д. 1737, 380, т. 1, л. 141. Значение Киев. Акад. в развитии дух. школ в России 180 Указн. книги Киевск. Дух. Консистории за 1746–7 годы, 53: указ Св. Синода от 8 октября 1748 г. 184 Акты Киево-Братского монастыря и Академи, собранные В. Аскоченским, в библиотеке Киев. Академии, т. 1, 26. 185 Архив Св. Синода, д. 1737 г., 380, т. 4, л. 98 и сл.; сн. Историко-Статистич. описание Чернигов. епархии, 1873 г., ч. 2, стр. 207. 193 Там же, т. 5, л. 385 и сл.; Историко-Статистич. Описание Чернигов. епархии, ч. 2, стр. 208; Список студентов Киев. Академии 1727 года в Описании документов и дел архива Св. Синода, т. 7, прилож. 8. 195 Историко-Статистич. Описание Черниговской епархии, ч. 2, стр. 98 и 208; Акты, относящиеся к истории Киев. Академии, собранные Д. Вишневским, в библиотеке Церковно-археол. Музея при Киев. Дух. Академии, Муз. 817, д. 6. 197 Акты, относящиеся к истории Киев. Академии, собранные Д. Вишневским, в библиотеке Церковно-археол. Музея при Киев. Дух. Акад., Муз. ея д. 6. 198 Русский гомилет начала 18 века Иоакам Богомолевский, Д. Совицкого, Киев, 1903 г.. стр. 90–93. 201 Указн, кн. Киев. дух. Консистории за 1742 г., 60. В 1740 г. Викарий Григорович был еще Киево-Братскимъ экономом. См. Акты Киево-Братского монастыря и Академии, собранные В. Аскоченским, т. 1, 15. 207 В письме ректора Александро-Невской семинарии иеромонаха Гавриила Кременецкого от 5 октября 1745 года Викарий Григорович называется уже «покойным». См. «Акты Киево-Братского монастыря и Академии, собранные В. Аскоченским», т.1, 25, л. 231. 210 «Киев с древнейшим его училищем Академиею», В. И. Аскоченского, ч. 2. Киев, 1856 г.. стр. 126. 218 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Правосл. исповедания, т. 2, 944, стр. 665. 221 Списки иерархов.., П. Строева, стр. 207 и 636. В 1751 году он бежал из Москвы. См. Указн. кн. Киев. дух. Консистории за 1751 г., 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырям. В Суздале монастыри с вотчинами: Спасо-Евфимьев, Покровский девичий; без вотчин: Васильевский, Ризположенский девичий, Троицкий девичий, Александровский девичий, Николаевский девичий; в Суздальском уезде – монастыри с вотчинами: Спасский-Куноцкий; без вотчин: Успенский, Золотниковская пустынь, Макарьевская пустынь, Богоявленская пустынь на Истре, Ивановский девичий монастырь, Козмодемьянова пустынь, Николаевский монастырь – Пищикова пустынь, Петропавловский монастырь, Покровская пустынь, что в с. Иванове, Городецкая пустынь – Девичий монастырь, Покровский девичий монастырь, что на Куксе, Богородицкий девичий, что на Котме, Свято-озерская пустынь, Ламская пустынь, Холуйская пустынь; в Юрьеве – Архангельский монастырь с вотчиной; в уезде – Черевский монастырь – Дубовые церкви с вотчиной, Введенский девичий без вотчин; в Шуе – Троицкий монастырь с вотчиной; в уезде – Николаевский Шартомский монастырь с вотчинами, Введенский девичий монастырь без вотчин. Дополнительные сведения о названных монастырях можно найти у В. В. Зверинского – в его «Материале для историко-топогр. исследования о православн. монастырях в Росс. Империи», вв. I–III; у священ. Ратшина в «Полном собр. истор. свед. о монастырях», у Амвросия – История Иерархии тт. II–VI; у П. Семенова в географ.-стат. словаре Российской Империи тт. I–V... Но по епархиям монастыри нигде не указаны, что и имелось в виду в представленном примечании. Более обстоятельная ведомость монастырей с распределением их по епархиям, относящаяся к первой половине XVIII в. помещена в конце тома особым приложением II. 744 Напр., роспись о том, сколько в Тверской епархии городов и в них монастырей, помечена 25 сентября 190 года, а вся ведомость об епархиальных городах и монастырях помечена сентябрь-октябрь 7190/1681 г. В ней не указано количества дворов за казанскими, нижегородскими, ростовскими и другими монастырями... Эти справки, очевидно, наведены после того, как проект от 2 сентября 1681 г. был уже составлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сего ради всяк чтый да разумеет сия, яко не просто ниже всуе восточная церковь прияла есть, из единыя просфоры, святых частицы, не множае ниже менше девяти полагати, но по подобию якоже прежде рехом, небесных девяти чинов благочинне расположи. Якоже бо тамо от единаго существа всем силам небесным быти, по великому в богословии дионисию ареопагитск ому, в девять чинов всему воинству сих разделитеся, сице и зде, от единыя просфоры, рекше от единаго существа всем святым быти, в различныя же чины разделитися, якоже божественный павел глет, и тои дал есть, овы убо апслы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф.4 ; 1Кор.12 ), к совершению святых, в дело служения в создание тела христова. 1 κ προσφορς τρας τ λγχ μερδας ξγων σταυροειδς κ τς σφραγδος ερες, τν γων πντων μνμην ποιεται κα τϑησι. Κα τν μν ες τιμν κα μνμην προσφρει τν τιμων πουρανων δυνμεων. Κα ααγκαον προσφρειν πρ ατν, τι κα τ μυστηρ τς οκονομας ατο καϑυποργησαν· κα τι νϑησαν μν, κα μα σμν κκλησα· κα τι πιϑυμοσι παρακπτειν ες τ τς κκλησας μυστρια, κομιζμενοι κα οτοι νβασιν· κα τι μεϑ’ μν εσι φλακες μν κα διαλλακτα πρς Θεν ντες.–Migne, Patrol. Curs. Complet., Series Greca, tom. 155, colum. 280. Писания отцов и учителей церковн., относящиеся к истолкованию православн. богослужения, том II, СПб. 1856 г., стр. 123–124. 2 У Павла Манутия (Pauli Manutii Epistolae, Venetiis, MDLIIX) имеются письма к молодому Николаю Нафанаилу, который хотя и готовился к медицинской карьере, но имел познания в латинском языке, свойственные ритору (Pauli Manutii Epistolarum liber quartus, p. 217). Он называется сыном Иоанна Натанаила, имевшего драгоценную и обширную библиотеку, которая вместе с кораблём, на котором переправлялась на остров Крит, попала в руки пиратов (perculerat me graviter acerbus ille nuncius de navi a piratis abducta, qua vehebatur in Cretam exquisite multorumque nummorum bibliotheca parentis tui... p. 211), тут же восхваляются познания отца его Иоанна Нафанаила в языках и священном Писании (... scientiae non modo graecae verum etiam latinae linguae, quarum alteram magistro patre tuo Iohanne Nathanaelo, sacrarum litterarum peritia... p. 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010