докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых Слуцкой архимандрии); “Русск. истор. библиот.”, IV, 7 (Виленский собор 1509 г.; архим. Иосиф), 28 (Киевский собор 1640 г.; архим. Самуил Шитик); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 310, CXXVI (грам. 1709 г. митроп. Киев Иоасафа Кроковского, коею делает своим наместником в Белорусс. епархии архим. Св. Троиц. Слуцкого м-ря Иоасафа Лапицкого), 430, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 508. Троицкий , женский, 3-го класса, Уфимской губ., Бирского у., близ города. Под именем женской общины основан в 1857 г. монахинею Виталиею, урожденной Акулиною Сомойловой, и помещалась в центре города, в пожертвованных купеческим сыном Тихоном Ромадниным двух домах. В 1864 г. эта община принята под покровительство духовного и гражданского ведомств с припискою ее к Бирскому Троицкому собору. В 1874 г. она переведена за черту города в особо устроенное здание, причем ей передана кладбищенская церковь . В 1878 г. переименована в общежительный м-рь. При м-ре существует школа. “Собр. узакн. и распор. правит.”, 1878 г., 179, ст. 733; “Сборн. стат., истор. свед. по Уфим. и Оренб. губ.”, Отд. II, 48; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1878 г., 144; 1884 г., 248. 509. Троицкий – Верх – Теченский , женский, общежительный, Пермской губ., Шадринского у., в 68 вер. к юго-зап. от Шадринска, при р. Тече. Под именем женской общины учрежден в 1860 г. при Троицкой кладбищенской церкви села Верх-Теченского. В 1868 г. община переименована в общежительный монастырь с числом монахинь, кроме игуменьи и казначеи, из 15 лиц и с составом причта из священника и причетника, без всякого пособия от казны. При м-ре находится училище для девиц. “Сенат. ведом.”, 1861 г., 13; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г. 113, ст. 918; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 10 (учр. общ.); 1868 г., 149 (переим. в м-рь); 1884 г., 248 (училище); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 217. 510. Троицкий – Голутвин – Новый , мужской, 2-го класса, Московской губ., в гор. Коломне. До 1799 г. он был архиерейским домом, существовавшим еще в 1350 г.; с переводом Коломенских архиереев в Тулу, сюда был переведен монастырский штат из Богоявленского-Голутвина мон. и в отличие от старого назван новым. Собор св. Троицы был домовою архиерейскою церковью. “Ист. Росс. Иер.”, III, 739; V, 339; Ратшин, 231; “Опис. монаст.”, 1817 г., 33; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 53; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., I, смесь, 191 (с 1818 г. здесь был настоятелем архим. Никанор, с 1848 г. митроп. Новгор. и Спб.); 1877 г., I, Отд. 2, 268 (воспомин. архим. Пимена).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иеракс (Бочаров), иеромонах Будущий иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров) родился в 1880 г. Пострижен в монашество 13 апреля 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре. Там же в 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . 22 декабря 1919 г. на Троицком подворье в Москве Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России рукоположен во иеромонаха для служения в церкви Скорбящей Божией Матери, что при военном госпитале в Лефортове в Москве. Распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) 17 февраля 1921 г. назначен в церковь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (что при Солдатенковской больнице). На его послужном списке 1923 г. имеется запись: «иеромонах Иеракс известен как ревностный пастырь церкви, служащий при самых трудных материальных условиях бескорыстно и довольствуется самым малым содержанием» 514 . Прихожане этого храма ходатайствовали перед архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) о награждении иеромонаха золотым наперсным крестом. Они писали: «Мы, прихожане Церкви Божией матери «Отрада и Утешение», благодарные своему духовн[ому] Пастырю иеромонаху Троице-Сергиевской Лавры Иераксу за его благоговейное богослужение, постоянные поучительные беседы и горячее участие в церковном пении – 2 марта 1923 г. обратились с просьбой к Высокопреосвящен[ному] Никандру (Феноменову) наградить иеромонаха Иеракса золотым наперсн[ым] крестом, который тогда же был приобретен нами. Но церковь православн[ую] как раз в то время постигло великое несчастие; архипастыри ее подверглись заключениям и ссылкам, вследствие чего просьба наша о награждении нашего духовного отца осталась без ответа. Теперь милостью Господа Бога, мы снова видим (хотя далеко и не всех) пастырей церкви у кормила корабля Христова и снова обращаемся уже к Вашему Высокопреосвящ. с покорнейшею просьбой наградить иеромон. Иеракса золотым наперсным крестом» 515 . Имя о. Иеракса было внесено в листок наград. Прошение было направлено и Святейшему Патриарху Тихону 516 , что свидетельствовало о большой любви прихожан к своему пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

– «Учение Евангелиста Иоанна о слове», Москва, 1869. – «Святые подвижницы восточной церкви», СПб., 1871; особое (2-е) издание, с изображениями святых подвижниц, исполненными академиком Ф. Г. Солнцевым, СПб., 1885. – «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», в 7-ми книгах, Чернигов, 1873. – 2) Статьи, помещенные в различных повременных изданиях: « Максим Грек » («Москвитянин», 1842). – «Изыскание о проповеднике XIII столетия, епископе владимирском Серапионе» («Прибавл. к Твор. св. Отцев», 1843 г., ч. I). – «Свидетельство времен апостольских о том, как должно писать имя Иисус и изображать крест» (там же). – «Откуда коронные жители Лифляндии получили христианство : с востока или с запада?» («Москвитянин», 1843 г.). – «Несколько слов о книге: «Стоглав» (там же, 1845). – «Содержание рукописи: «Златая Чепь», принадлежащей началу XIV века, («Чтения Моск. общ. истории и древн. росс.», 1846–1847, кн. II). – «Кирилл и Мефодий, славянские просветители» (там же, кн. IV и V). – «Послание Льва, митроп. русского, к латинянам об опресноках, с сведениями о сочинителе послания» («Временник Моск. общества истории и древн.», кн. V). – «Св. великомученик Димитрий Солунский и солунские славяне» («Чтения Моск. общ. истор. и древн.», 1847–1848, кн. VI). – «Житие преподобного Феодосия Печерского , в переводе на русский язык» («Учен. зап. 2 отделения Импер.акад наук», 1856, кн. 2). – «Исследование о смерти царевича Димитрия» («Чтения Моск. общ. ист. и древн.», 1858, кн. I), магистерская диссертация автора. – «Рязанские иерархи» («Христиан. чтение», 1859, т. I.) – «Библейские книги 1507 г.» («Изв. Акад. наук», т. VIII, вып. 2). – « Геннадий, патриарх константинопольский » («Православн. обозрен.», 1860, апрель). – «Когда должно начинать воспитание человека в вере? » («Черниг. епарх. извест.», 1861, 1). – «Новое вино в ветхих мехах» («Душепол. чтен.», 1861, март). – Описания монастырей гамалеевского Харлампиева и каменского Успенского («Черниг. епарх. изв.», 1862 и 1863). Все исчисленные и другие труды преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Такие люди погибают сами от себя, потому что, по слову апостола, не приемлют с любовию истины, чтобы спастися ( 2Солун. 2, 10 ). Следовательно, коль скоро и в этих ужаснейших грехах грешники искренно раскаются, они могут получить прощение от Бога. Св. Афанасий Великий пишет: «Христос не сказал: не отпустится хулившему и раскаявшемуся, но: хулящему, т. е. упорно пребывающему в хулении; ибо у Бога нет греха непростительного для тех, которые свято и достойно каются Ему». (см. в «Хр. чт.» 1842 г., стр. 351. 9). И св. Иоанн Златоуст о хуле на Духа Святого пишет: «и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено» 104 , (на Матф. в рус. пер. 1843 г., т. 2. Бес. XLI, стр. 216). Какая бездна милосердия Божия в истинно обращающемуся грешнику! – (Сост. по «Нравствен. православн. богословию» прот. П. Солярского . С.-П.-Б. Изд. 2, 1875 г., стр. 71). 2. Ропот на Бога а) Что такое ропот на Бога? Ропот на Бога, или жалобы на Его провидение обыкновенно допускают люди, испытуемые скорбями и бедствиями, когда говорят: «Господь забыл нас: других наделяет многими дарами Своими, а у нас отнимает и заслуженное; чем же мы грешнее других? Чем же другие заслужили более?» Дерзко и безрассудно так жаловаться на судьбы Божии, всегда благие и премудрые, но часто непостижимые и сокровенные для нас. Не так судит и говорит истинный чтитель Бога. Зная, что Всеблагий хощет всем спастися, и все творит во благо наше, он, и в несчастиях благодаря и славя Господа, – говорит с Иовом: «Господь даде – Господ отъят; яко Господеви изволися, тако бысть – буди имя Господне благословенно» ( Иов. 1, 21 ); говорит и с Давидом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс. 118, 68 ). б) Библейские изречения о ропоте на Бога. Ропот воспрещет: Господь сказал иудеян; не ропщите между собою ( Uoah. I. 43 ). – Не ропщите, как некоторые роптали и погибли от истребителя ( 1Кор. 10, 10 ). – Все делайте без ропота и сомнения ( Филип. 2, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

406), мы сделали замечание, что с этим мнением нашего историка нельзя согласиться (Современн. богослужен. на православн. востоке. Киев. в. 1, стр. 114, прим. 1). Теперь в капитальном труде о святогорском искусстве приват-доцента Лейпциг­ского университета Г. Брокгауза под заглавием: «Die Kunst in den Athos-Klöstern», Leipz. 1891, мы находим полное подтверждение нашей мысли. Из этой книги видно, что храмы святогорские, по обычаю православного востока, всегда расписывались религиозной живописью. Расписывались эти храмы и в 1312 г. (один из параклисов Ватопедского монастыря), и в 1360 г. (параклис св. Николая в лавре св. Афанасия), и в 1425 г. (параклис св. великомученика Георгия в обители св. Павла), и в 1512 г. (в Карейском соборе) – (Brockhaus. S. 273–277). Сличая, далее, «зографическую летопись» преосв. Порфирия с подобною летописью, составлен­ною Генрихом Брокгаузом, который некоторые надписи афонских храмов воспроизводит в своей книге с дипломатическою точностью и даже Факсимиле, мы видим, что «летопись» нашего историка страдает большими хронологическими погрешностями. Так, например, роспись параклиса св. Николая в лавре св. Афанасия г. Брокгауз относит к 1360=6868 году (S. 274), а преосв. Порфирий к 1580–7868 году (стр. 408; ср. Перв. путеш. в афон. мон., ч. I, отд. II, стр. 207), роспись параклиса св. Георгия в Святопавловском монастыре к 1425=6933 году (S. 275), а преосв. Порфирии к 1393 году (стр. 406), роспись Кутлумушскаго монастыря к 1540=7040 году, преосв. Порфирий же на целое сто­летие позже – к 1640 году (стр. 409), чем самого себя поставил в большое затруднение, когда ему пришлось говорить о времени построения этого монастыря (Перв. путешеств., ч. II, стр. 190–191), роспись Дионисиатскаго монастыря Брокгауз датирует 1547=7055 годом (S. 284), а преосв. Порфирий относит ее к 1647 г. (стр. 410), хотя год от сотво­рения мира читаем в надписи тот же самый 7055 (Перв. путешеств., ч. I, отд. II, стр. 92) и т. д. Таких погрешностей немало и в других датах, и произошли они или от неправильного и поспешного чтения надписей, или, как, например, в первом и последнем случаях, от неправильного перевода летосчисления от сотворения мира на летосчисле­ние от Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

е. как следует понимать трехлетнее пребывание его у Мелетия. Это сомнение, думается, разрешается удовлетворительно, если мы переведем буквально подлинное свидетельство Палладия относительно указанного события. Слова Палладия: ς δ παρδρευσε μυσταγωγηθες τν το λουτρο παλιγενεσαν μφ τ τρα τη, προγεται ναγνστης – следует буквально перевести так: когда он, освященный банею возрождения, пробыл около трех лет, то сделан был чтецом, т. е. крещенный в 369 году, он был поставлен в чтецы в 371 г., или позднее, так что у него оставался трехлетний период времени между крещением и вступлением в церковные должности. Так же понимает это Неандер (В. I, р. 14). Одиноким и непонятным остается свидетельство Феодора Тримифунтского, будто Иоанн принял крещение в городе Амиде от еп. Беатана и вскоре поставлен в чтецы Антиох. церкви епископом того города Пимением (Λαβν δ τ γιον βπτισμα ν μδη τ πλει π Βαιτανο πισκπου, εθως ναγνστης προχειρζεται ν ντιοχε π Ποιμενου το πισκπου ατς (de vita et exsilo Ioan. Chrys. Migne, Cursus compl. patr. t. XLVII, pag. 57). – 2341 Ястребов. Католический догмат о непогрешимости папы («Труды Киевск. Духовн. Академ.» 1881 г., т. 3-й, стр. 289–290). 2343 Беляев. Теория папской непогрешимости в сопоставлении с фактами истории («Православн. Собеседн.» 1881 г., т. 3-й, стр. 262–267. Янус. Папа и собор. Перевод Ладинского. Стр. 410-я и далее, 449–451. «В душе такого человека, говорит Янус, тотчас образуется лестный взгляд, что его желания и мысли происходят от Божественного вдохновения, что он находится под особенным благодатным управлением неба и что в силу его достоинства ему досталась на долю как полнота власти, так и полнота истины и познания. Он поверит этому тем легче и ухватится за это тем скорее, чем незначительнее его познания и чем менее он имеет понятия о тех трудностях и сомнениях, которые удерживают ученого богослова от принятия того или другого мнения. При этом самый благомыслящий папа может вообразить себе, что он далек от всякого самопревозношения и есть только смиренный орган говорящего чрез него Духа Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 Местное гражданское и духовное начальство обязано иметь строжайшее наблюдение, чтобы крестьянские избы не были обращаемы в публичные молельни, и чтобы вообще в часовнях не были устраиваемы престолы, как принадлежность православн. церквей, а равно и не было колокольного звона. Престолов, устроенных в часовнях до 1842 г., не уничтожать. – В 1842 году повелено было раскольнические часовня и молитвенные дома, под разными именованиями устроенные до 17 сент. 1826 г., оставить в том же положении, в каком они в то время были. Строить же вновь что-либо похожее на церкви или переделывать или возобновлять подобные здания раскольникам воспрещается, – а равно заводить скиты, обители и т. п., и именовать себя староверцами, скитскими общежителями, пустынножителями и т. п. несвойственными названиями. Для погребения умерших раскольников отводятся отдельные места при общих кладбищах; но устройство часовен и молитвенных домов на сих кладбищах воспрещается (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 52, 50. 49 и 51 по изд. 1876 г.). 19 На рапорте благочинного городских церквей Казанских, протоиер. Ираклия Лепоринского, о мерах к уничтожению неправославно написанных и вводимых в употребление у православных христиан икон, преосвященный Казанский положил такую резолюцию: «Священникам Казанской епархии вменить в обязанность чрез Еп. Вед., чтобы они, если будут представляемы к ним для освящения на употребление в домах иконы, писанные необычным образом, не только не освящали сии иконы, но (по силе 103 ст. Уст. о пред. и прес. прест.) представляли бы оные чрез благочинных к епархиальному начальству, чем у приобретающих такие иконы отнимется охота покупать оные, а у неискусных иконописцев обычай писать оные (Ц. 0. В. 1874 г. 14). 20 Государь Император, по всеподданнейшему докладу Обер-Прокурора Св. Синода, в 21 день октября 1881 года, высочайше повелеть соизволил: восстановить в прежней силе действие 155 ст. Уст. о пред. и прес. прест. (Св. Зак. т. XIV по изд. 1876 г.). воспретить спектакли и публичные зрелища (кроме драматических представлений на иностранных языках) 23, 24 и 25 декабря, накануне воскресных дней, двунадесятых праздников и дня усекновения главы Иоанна Предтечи, в течение всего Великого поста и в неделю св. Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

119 На этом основании не повторяется присяга при определении на должности присутствующих в консистории благочинных священников, так как они уже раз присягали на верность службы перед принятием сана; также и потому же не присягают церковн. старосты при выборе на второе и далее трехлетие, архиереи же дают особую присягу при посвящении во епископа (Указ 1776 г. янв. 22. Зап. по церков. законов. изд. 1857 г.). 120 На практике ведется, что все чиновники, определяемые правительством на службу, приводятся к присяге в тех присутственных местах, в которые или в ведение которых они поступют (Руков. для сел. паст. 1868 г.). 121 На практике в этом случае ведется так: рекруты приводятся в церковь лицом, служащим в присутств. по воинск. повинн., который вручает священнику список рекрутов. Священник, по приводе к присяге (форма которой также доставляется ему), подписывает список рекрут, приведенных им в этот раз к присяге. 122 Примечание составителя. В настоящее время почти все должностные лица этой категории вступают в свои должности без присяги. Относительно присяги таких лиц, здесь нелишним будет заметить, что для привода их к присяге священнику должна быть доставлена повестка от подлежащего начальства вместе с присяжным листом, без чего он не должен приводить к присяге. 123 Этой статьей на священника, приводящего к присяге присяжных заседателей, а равно и свидетелей, возложена обязанность объяснить только святость присяги; но вовсе не предоставлено права касаться существа дела и возбуждать сочувствие к подсудимому. Таким внушением, не согласным и с точным смыслом изложенного в 666 ст. уст. угол. суд. клятвенного обещания, нарушается законный порядок привода к присяге (Сбор. ст. суд. уст. состав. А. Богослов. стр. 11, 1872 г.). 124 В случае неимения на месте заседания духовного лица того исповедания, к коему принадлежит свидетель или заседатель, обязанность приводить к присяге возлагается на председателя (715 ст. уст. уголов. суд.); но из этого не следует, чтобы закон наш воспрещал иноверцам присягу по обрядам Православн. Церкви и через посредство православного священника (Решен. угол. кассац. депар. 1869 г. июн. 5 д. 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

из отч. Об. Пр.”, 1847 г., 28 (крестн. ход); 1851 г., 91 (надел. землею); 1853 г., 86 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 501, 3; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых); “Церковн. вед.”, 1889 г., 24, прибавл., в примеч., 690; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403 CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 531. Успенская , женская община, Новгородской губ., Валдайского у., при сельце Успенском. Учреждена в 1873 г. помещицею Камецкою, пожертвовавшею 600 десят.; здесь предположено учредить лечебницу. В 1889 г. она состояла приписною к Короцкому св. Тихона Задонского м-рю. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1873 г., 23, ст. 241; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1873 г., 92. 532. Успенский , мужской, общежительный, Енисейской губ., Красноярского у., в 6 вер. от Красноярска, на уступленной городом земле. Учрежден в 1878 г. с богадельнею при нем, больницею для духовенства всей епархии, школою иконописания и ремесл для мальчиков – сирот всех сословий, а также с помещениями для отделения Енисейской миссии. Содержание его обеспечено отводом 4.000 дес. земли в Канском окр. “Собр. узак. и распор. прав.”, 1879 г., 32, ст. 164; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1878 г., 144; 1884 г., 239; “Церковн. ведом.”, 1889 г., 42, прибавл., 1262 (преосв. Антоний, основатель м-ря). 533. Успенский , женский, общежительный, в гор. Оренбурге. Учрежден в 1866 г. под именем женской общины на средства почет. гражд. Деевых, городского общества и Оренбургских казаков. В 1872 г. община переименована в общежительный монастырь, в интересах православия среди множества раскольников. При м-ре существует школа. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1866 г., 14 ст. 108; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1866 г., 144 (учрежд.); 1872 г., 89 (переим. в м-ръ); 1884 г., 248 (школа). 534. Успенский , женский, 3-го класса, при гор. Краснослободске, Пензенской губ., на левом берегу р. Мокши. Под именем богадельни основан в 1809 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

собор 13 правилом, под страхом отлучения от церкви, возбранил священным лицам удаляться от законного сожития с своими женами, а 30 правилом допускает это священникам иноплеменнических церквей по снисхождению. – Четвертый вселенский собор положил клятву на приемлющих рукоположение за деньги, и клятва сия никаким собором не отменена, – Матфей же Властарь, основываясь на учении одного человека, – именно Златоустого, что не следует верного человека предавать анафеме, учит, что «мнение отца Златоустаго должно иметь более силы, чем определенное четвертым Вселенским собором (Синтагма, сост. 1, гл. 7). – Не имели ли право, подражая отцам шестого собора и учению Златоустого, и пастыри русской церкви, если бы потребовалось, сделать даже отступление от прежде бывших постановлений (собора) Синода? Очевидно, имело и имеет, ибо, «не старым хартиях и номоканонам заповедал нам апостол повиноваться, по действительным наставникам нашим, которые заботятся именно о нашем спасении, зная именно наши духовныя нужды и имея дол удовлетворить их» (Слово профес. Чельцова. Проток. 1872–73 г., 341 стр.). 5) В обвинение православн. церкви. За допущенное единоверие и в оправдание своего ложного взгляда на клятвы собора 1667 г., раскольники указывают на 212 ответ из книги Питирима «Пращица», в которой, якобы, на вопрос: «аще который иерей ныне во святей церкви отслужит Св. литургию по старопечатным служебникам на седьми просфорах», дан такой ответ: «аще которые попы дерзнут тако служити, противящеся восточной и великороссийской церкви и вышеупомянутой соборной клятве, таковии суть прокляты и извержены и весьма священно служения обнажены, и от таковых собором проклятых и священства изверженных попов не может быть сущее святое тело и кровь Христова весьма». – Таким образом, говорят старообрядцы, Питирим ясно засвидетельствовал, что служить по старым книгам нельзя, что дерзнувший сотворить сие, – иерей подвергается проклятию,… очевидно отсюда, что единоверческие священники, совершая службу по старым книгам, на семи просфорах, подлежат этой клятве и не может быть от них сущее тело и кровь Христовы».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010