7.  Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. - М.: " Индрик " , 2004. - 320 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).   8. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. - М.: СП «Слово», 1991, с. 66;   9. Мень А.В . История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 6: На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. - М.: СП «Слово», 1993,   10. Клемен Карл Христиан. Жизнь мертвых в религиях человечества. - М.: Intrada, 2002.   11. Геродот. История. В 9 кн./Геродот; Пер. Г.А. Стратановского.- М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2002, кн. 2.   12. Словарь Библейского Богословия . Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др./Пер. с франц. - Киев, Изд. КАЙРОС, 2003.   13. Евдокимов Павел. Этапы духовной жизни. От отцов - пустынников до наших дней//пер. с франц. С. Зайденберга и М. Иорданской - М.; Свято-Филаретовская Московская высшая православная школа, 2003.   14. Протоиерей Александр Шмеман . Водою и Духом. О таинстве крещения. - М.: Гнозис-Паломник, 1993.   15. Ранние отцы церкви . Антология.//Брюссель, 1988.   16. Иоанн (Шаховской), архиепископ. Апокалипсис мелкого греха. - М.: «Лепта - Пресс», 2002.   17. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни/Пер. с испанского, вступ. ст. и комм. Е.В. Гараджа. - К.: Символ, 1996.   18. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви./Под ред. свящ. Георгия Кочеткова - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001 г.   19. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии/Пер. с франц. Г.В. Вдовиной под ред. А.И. Кырлежева, предисл. Н. Лосского - М.: Центр по изучению религий, Издательское предприятие " Путь " , 1994 г.   20. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В семи томах. Т. 3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры/Художн. В. Виноградов. - М.: СП " Слово " , 1992.

http://bogoslov.ru/article/782964

3 Филарет. Истор. русск. Церкви, ч. 1, стр. 181. Слич. Христ. чтен. 1847 г., ч. 1, стр. 234–241. 12 Эти восследования содержатся в Минеях – общей и месячной и в Триодях – Постной и Цветной. Типик определяет, когда и как соединять пение Минеи с пением Октоиха и Триодей – и Триоди петь вместо Октоиха. 13 Таковы правила: об одежде братии, о больницах, о стронноприимницах, о монастырских служителях и т. п. 14 Allat. Dissert. de libris Graec. Eccles. pag. 5. Истор. обозрение богослужеб. Книг греко-рос. Церкви, стр. 24. 18 Таковы, напр., монастыри: воскресенский – иерусалимский, иосифский – волоколамский, песношский и другие. Ист. обозр. богосл. Книг греко-росс. Церкви, стр. 29 примеч. 23. Истор. росс. Иерархии, ч. 2, стр. XLIV и ч. V стр. 223. 19 Это показывают находящиеся в нём два послесловия, из коих одно, составленное константинопольским писцом, читается так: « О оци и сн и дс стмъ, ynobahie по вр имя коснухся трудолюбезн книгы сея, иже есть око црковное бестоабо удостоивати мняся црковное ucnoлhehie в hebдehiu яко во тм шатается, на же рачительство жeлahieм распали къ таковй купли труда. аще же и не художн ciю снискахом. Но обаче трудн края достигохом. Лету сущу 6909 мaiя 30 въ црствующом град при держав црской, Ioahha Андроникова сна при apxienuckon вселенстм nampiapce матеи въ пречтнй обители црьской всестыя бца unepibлemo в ча 3. дне. гршный аанасей мaлйшiй въ единообразныхъ. Оцы cmiu и бpamiя о Х проходяще книгу ciю не порецте ба ради тягости на дшу мою» и проч. Другое из упомянутых послесловий, позднейшее, читается так: « лт 6937 написана бы книга ciя в oбumeлi стыя трца Сергева монастыря при блговрнм великомъ кнзи bacuлiu bacuлiebu при apxienn kiebckoм и всея ру Фоти nobeлhieмъ раба бжia игумена Савы, рукою смрена инока iohы» Листы в этой рукописи по местам перемешаны, по всей вероятности, переплётчиком. Один из первых листов, на которых излагается всенощное бдение, помещён в конце рукописи, третьим от конца (см. стр. 18 и 541); под 25 числом марта устав прерывается продолжением устава на 8 мая, также на все остальные дни этого месяца (стр. 277–287) и на весь июнь, и продолжается уже после 25 июля, где следует устав на остальные дни марта (309–328), на весь апрель (328–337) и на первые 7 дней мая (337–340), после которых наконец являются прерванные под 25-м днём остальные дни июля (341–343).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Егда же вид блаженный Никонъ церковь , совершену подъписаниемъ, зло веселяшеся духомъ, глаголя: «Благодарю тя, Господи, и славлю пресвятое имя твое, яко не презрл еси прошение мое, но подарова ми, недостойному, сия вся моима узрти очима». Не о вншней бо мудрости великий съ радостотворное оно имя, но от благодати утшителный свтъ в сердцы си приимъ, сия изрече, б бо сладокъ словомъ, премудръ же разумомъ и всми образы украшенъ, имиже о Боз богатет человекъ, сими всми исполненъ. Чюдно же б того зрти, толико ко иже о Боз житию имуща тщание, пищу имуща воздержание, богатство же еже ничтоже стяжати, священныя же его и престарвшыяся уды, власяными рубищи одяни, услаждающеся, паче мякких ризъ одяние. От юности убо до толики веръсты, ни старостию отпадъ, ни различными брашны услаждаяся, ни изнеможения ради телеснаго измени образа ризнаго. Аще бо и в тайн преподобный творяше своя добродтели, утаитися хотяше от человекъ, но Господь яко светилника сего показует всмъ, да и прочии управятся на длания его и ревность пути добродтелнаго приимуть. По совершении же церковнм мало пребывъ, и убо старостию и многими постничества труды и болзньми, в долз времени дйствуемыми, ослабвшу того телеси. Зело изнеможе и уразум ко Господу свое отхождение, повел созвати братию. Онмъ же скоро пришедшима и с плачемъ одру представшемъ, зряще отца своего зело изнемогающа. Преподобный же мало восклонся, и, елико мощьно, къ ученикомъ полезная бесдоваста, заповдует имъ о всяческих, елика к составлению иноческаго жития подобная. Таже о пнии и молитв завща, дневней вкуп и нощнй бываем. К симъ же поучаше, яко не подобаетъ хождения частая творити, но и терпениемъ симъ запоручи еже на мст ономъ и искушения находящая до конца претерпвати. Еще же и ко еже по немъ настоящимъ послушание имти, ненавидти праздность, яко многихъ золъ виновну, но дло рукамъ даяти, священными псалмы спваемо. Безмолвию же радоватися, матери добродтелемъ сущи; очесъ душевныхъ мудрование художн и чист имущи, и ни о чемже тако пещися, якоже о безмолвии. «Вдыи, – рече, – будите, яко к совершению добродтелей сие можетъ возводити». Но и о человеколюбии слово приложи, рекъ: «Аще есть мощно, ни единаго приходящих тщама отпустити рукама, да некако утаится вамъ Христа презрти, единаго от просящихъ видомъ показавшася. Бодръствуйте же, молящеся со всяцмъ трезвнием, да съхранени будете от врага и соблюдите общание цломудрия вашего. Сами бо всте, яко не престаях вамъ всмь возвщая слово Божие, и обще, и по единому. И нын убо, отцы и братия, и чада возлюбленнаа о Христе, молю васъ, пребудите во словесх моих, яже предахъ вамъ, имйте сия въ умхъ ваших, и сохраняйте сих, держаще вру праву и житие благочестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если проповедать Слово Божие благовременно и безвременно есть непременная обязанность Пастырей; то внимание их Поучениям есть непременная обязанность пасомых. Поучения необходимы для наставления в вере, которая насаждается от слуха ( Рим.10:14,17 ), для побуждения к добрым делам ( 1Тим.3:1 ; 2Тим.3:16–17 ) и для прославления событий, воспоминаемых Церковью. Поучения необходимы и важны вообще для всех верующих ученых и простых. Ученым необходимы для очищения, возвышения и освящения их ума и сердца. Ибо в Проповеди возвещается Слово Божие; предлагается наставление для совести, которая при многих естественных знаниях может блуждать во мраке; не иметь тонкого чувства, указываемого Откровением, к различению добра и зла. Так Ап. Павел обличает и поучает мудрых века сего: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор.8:2 ), твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр.5:14 ). На простых же Христиан Проповедь благотворно действует, впечатлевая в их души семена правой веры и Богоугодной жизни. Если они и не все понимают; но они чувствуют, что слышимая ими Проповедь есть учение Божественное и спасительное, умиляются и часто слезами и вздохами свидетельствуют о благотворном действии Слова Божия на сердца их. 97 Как-то: Акакий Архиепископ Константинопольский V века, в письме ad Petium Fullonem de Trisagio. Св. Дамаскин, о Православн. Вере. кн. 3, гл. 10. Зонарь in comment, in canones 88. conciliorum. Codinus, de origine Constantinopol. Вальсамон, в примеч. на 81-е прав. Трул. Собора, и другие. 98 Evagr. lib. 3, cap 44. Дамаскин о Православн.вере кн. 3, гл. 10. Нечестивое прибавление первоначально сделано было в 474 году Петром Гнафеем Евтихианином и Теопасхитом, Епископом Аниохийским. Император Анастасий хотел было ввести это прибавление в Константинопольской Церкви; но народ восстал против сего и защитил древнее Православное пение. Evgar. lib. 3, cap. 16. 30, 44. Baronius sub anno 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

27) Владимирская семинария учреждена в 1749 году 623 ) Владимирским преосвященным Платоном Петрункевичем, бывшим воспитанником Киевской Академии, который в 1749 году вызвал из Киево-Печерской лавры в новоустроенную Владимирскую семинарию иеродиакона Гедеона Новопольского. Интендантом семинарии назначен был в 1750 году находившийся при доме преосвященного Платона «малороссийский дворянин Василий Степанов сын Лазаревич». В 1751 году, в помощь Гедеону Новопольскому, прислан был из Киева другой учитель иеромонах Палладий, а вскоре перемещён сюда из Вятской семинарии и третий учитель Феодор Редикорский, из воспитанников Московской Академии 624 ). Н. Петров. 1 Статья составлена в виду предпринятого Киевской дух. Академией издания актов и документов для ее истории и печатается с целью вызвать поправки и дополнения, которые приняты будут автором с глубоко» благодарностью. 3 Полное собрание законов Росс. Империи, т. 6, 4105, стр. 781. Постановление Св. Синода о сем последовало еще 24 мая 1721 г. См. Полное собрание постановл. и распоряж. по ведомству православн. исповедания, т. 1, 90, стр. 116–117. 4 «Выписки о семивариях», 1730 г., в рукописи Киево-Соф. собора, 177, д 277 и 278. Выписки эти послужили, в свое время, одним из источников для автора «Истории Российской иерархии», 1807 т. Сл. Описание документов и дел архива Св. Синода, т. 2, ч. 1, стр. 517 и 518. Здесь разумеется «Славянская грамматика» Феодора Поликарпова, изданная в Москве в 1721 году. См. «Обзор русской дух. Литературы», Филарета, 3 издание, 1884 г., стр. 284. 5 Ту же «Выписку», л. 279; см. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православн. Исповед., т. 7, 4291, стр. 105 в 106. 8 Архив Св. Синода, д. 1737 г., т.2, л. 90 и 91; Описание докум. и дел архива Св. Синода, т. 4, стр. 228 и след. 10 «Духовные школы Курско-Белоградской епархии», Ф. И. Титова. Курск, 1855 г., вып. 1 и 2, стр. 3 и след. 16 Выписка о семинариях, л. 295; «Очерк истории Смоленской дух. Семинарии», И. Сверанского, Смоленск, 1892 г., стр. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

к вост. от Кобрина и в 6 вер. от местечка Антополя, на ровной и безлесной местности. Село Торокань издавна принадлежало православн. Николаевскому Жидичину м-рю и в 1599 г. отдано Римскому выходцу Петру Аркадию, и, как кажется, в это время уже существовал православн. м-рь. Основан в начале XVIII ст. униатами базилианами; в 1839 г. воссоединен в православие; в 1842 г. причислен к 3-му классу; в 1874 г. упразднен, причем штатная сумма обращена на усиление средств женских монастырей в гор. Вильно и Гродно, а здания, земли и угодья приписаны к Гродненскому Борисоглебскому монастырю. Бобровский, “Гроднен. губ.”, II, 1054; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1874 г., 95, ст. 1121; 1875 г., 18, ст. 222; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1839 г., 9 (о воссоединении); 1874 г., 83 (упраздн.); “Акты Зап. Р.”, IV, 141 (Ж. гр. 1599 г. Петру Аркудию на село Торокань); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г., Отд. I, 41 (Очерки униат. церкви). 78. Бодбийский св. Нины , женский, общежительный, Тифлисской губ., Сигнахского у., в мест. Бодби, в 2 вер. от Сигнаха. Он первоначально был мужским и основан в IV ст. грузинским царем Марианом; в XV ст. разрушен. В 1889 г. Св. Синод определил при соборном храме – усыпальнице св. Нины учредить женский м-рь, и первою игумениею назначена монахиня Страстного Москов. м-ря Ювеналия. “Закавказ. Вестн. 1815 г., 28; 1847 г., 11; “Арханг. губ. вед.”, 1861 г., 10 (могила и описание жизни Феофилакта Русанова , бывшего экзархом Грузии с 1817 по 1821 г., уроженца Арханг. губ.); “Церковн. вед.”, 1889 г., 9, 79 и 29, прибавл., 869 (учреждение и открытие м-ря); “Собр. узак. и распор. правит.”, 1889 г., 31. 79. Болдинский – Воскресенский , мужской, совсем уничтоженный, Астраханской губ. и уезда, в 7 вер. к сев. от Астрахани, при истоке р. Болды из Волги. Он существовал в XVIII ст. В 1705 г. в нем скрывался от мятежников митрополит Астраханский Самуил. В 1771 г. он был подмыт водами и потому перенесен на более удобное место, при чем построены церкви Антония и Феодосия Печерских , Симеона Столпника и на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Однако никто подобным образом не рассуждал и никто никогда не возбуждал спора относительно виновности Виктора, или о правильности и законности 1-го правила Антиохийского собора. – Главная вина осужденных состояла не в самом содержаний обряда, а в злонамеренном и своевольном обособлении из-за этого обряда от церкви, или что тоже – в нарушении церковного мира и учинения церковного мятежа. Правило ясно говорит, что «отлучению подвергаются только те лица, которые будут продолжать любопрительно возставати противу добраго установления... И к развращению людей и возмущению церкви осовитися (полная Кормч. 1 пр. Антиохийского собора). – Без этого «любопрения и обособления» одно только содержание обряда само по себе не заслуживало бы и осуждения. – Как это напоминает о нашем расколе, осужденном собором 1667 г., – тем более что наши раскольники мало того, что не приняли постановление церковной власти, но и обвинили церковь за произведенные обрядовые исправления в еретичестве и похулили обряд исправленный, а самую церковь признали зараженною скверною антихристовою... Единоверцам же, так как они «не возстают любопрительно противу содеяннаго собором 1667 ,г., не особятся от православн. церкви к развращению людей и возмущению церкви»,православная церковь дозволяет соблюдать так называемые старые обряды и по старым книгам совершать службу, так как, при разнообразии в обычаях и обрядах, они сохраняют полное единство с православн. церковью – в вере. – Обратимся далее к древней церкви. В третьем веке церковь Карфагенская расходилась с церковью Римскою по вопросу о принятии еретиков в лоно православия, – именно: Карфагенская церковь , во главе с Киприаном, требовала, безусловно, перекрещивать всякого еретика; Римская, во главе с папою Стефаном, крещение еретиков не отметала. – Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской, к папе Стефану, который прервал было общение с Киприаном, писал: «И жившие в Риме не во всем соблюдают то, что предано от начала… и что не наблюдают в Риме одинаково всего, что наблюдается в Иерусалиме, почему и в других весьма многих провинциях многое, по различию мест и людей, пестреет разнообразием, и однако из-за сего никогда не было отступаемо от мира и от единства Кафолической церкви». (см. в патрологии Мина, т. 3-й). –

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Этот слепотствующий анонимный фронт твердо стоит на правиле, что все направленное против православия и законно, и политически мудро. Если срытие с лица земли ряда православных храмов, приспособление ряда храмов для мирских надобностей, произвольная передача ряда православных храмов инославным, удушение целых приходов, удушение православн монастырей, отнятие резиденции православных архиереев накануне въезда архиерея в Латвию и т п акты рыцарям этого фронта казались и кажутся и законными, и демократическими, и политически разумными, то акт удушения православн духовно- учебных заведений им, конечно, должен казаться актом высшей политической дальновидности и мудрости. С этим актом на этом пресловутом фронте могут связываться самые радушные их надежды. В самом деле. С удушением православных духовно-учебных заведений Православной Церкви неоткуда черпать кандидатов священства. Уже в настоящее время 30 проц. православных приходов вдовствуют. С каждым годом, число вдовствующих приходов увеличивается. Фантазии ярого душителя православия может уже предноситься такое вожделенное время, когда православные приходы останутся совершенно без пастырей, без просвещенного пастырского руководства приходы придут в полное расстройство, и тогда рыцари протвоправославного фронта объявят их несуществующими и властною рукою станут распределять достояние Православной Церкви. Что понравится, возьмут себе, что ублагорассудится, передадут протежируемым конфессиям и присным своим. А прихожане? По поражении пастырей рассеются овцы. Эти мечты рыцарей противоправославного фронта не новы, не оригинальны и не так мудры, как кажутся им самим. Этот метод был известен и Нерону, и Диоклетиану, и Калигуле, и Юлиану Отступному, и туркам и Ленину с его присными. Все они мечтали создать в Церкви оскудение пастырства в надежде, что с оскудением пастырства рассеются пасомые, оскудеет Церковь . Или то, что не удалось носителям неимоверной власти и силы, удастся нашим рыцарям противоправославного фронта? Или то, что не удалось великим мира сего даже на заре христианства, удастся нашим врагам православия ныне, когда Православная Церковь успела покорить сотни миллионов душ и прочно утвердиться во всех концах вселенной? Наши местные гонители, очевидно, забыли, что та горсточка православных, которой приходится подвергаться здесь в Латвии жесточайшим издевательским ударам, не одинока в этом мире, что она составляет органическую часть Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

18. Погребальный вертеп евреев в Абуде. 43. Елевферополь, ныне Бетжибрин. 19. Внутренний вид Иамнийской церкви. Развалины церкви в Ибне (Иамнии). 44. Развалины в Елевферополе. 20. Вид древней крепости в православном селении Тайбе. 45. Сирские надписи в Ера ель-мой близ Бетжибрина. 21. Вид развалин монастыря св. пророка Илии на холме Оф в соседстве с православн. селением Тайбе. 46. Развалины храма в ел-Бире по пути в Набулуз. 22. Часть мозаики в алтаре церкви св. Георгия в православн. селении Тайбе. 47. План развалины церкви в ел-Бире. 23. Вид водопровода над потоком Док от Иерихона на север. 48. Силом. 24. Развалины монастыря на пути к неби-Муса. 49. Силом. 25. Развалины древнего водопровода в Иади Кельт. 50. 1) Самаританская надпись в Набулузе. – 2) Кивот с свитком Самарянского пятокнижия в тамошней синагоге. IV. Иерусалим. Берлин. Издание Шотта и К , – выпуклый, гипсовой четырехугольный план Иерусалима с русскими объяснениями. План вделан в черную раму под стеклом, которая вложена в особенно приготовленный для этого ящик. V. Сирия. Л. Лаборда. – Voyage de la Syrie. Par Mr. Alexandre de Labord, Becker, Hall, et Léon de Laborde, redigé et publié par Léon de Labord. Paris. 1837. – Альбом из 54 сирийских и палестинских видов и планов, включая в это число и 2 листа заглавия и введения. VI. Сирия и Палестина, – альбом из 33 сирийских и палестинских видов и планов, изданных Л. Лабордом, и кроме того 1 вид Иерусалима. В начале нет ни заглавия, ни оглавления. Очевидно, этот альбом составляет продолжение предыдущего. VII. Малая Азия. Л. Лаборда. – Voyage de l " Asie Mineure. Par Mr. Alexandre de Laborde, Becker, Hall, et Léon de Labord, redigé et publié par Léon de Laborde. Paris 1838. – Альбом, заключающей в себе 92 вида Малой Азии и Константинополя и 4 листа заглавия, введения и проч. VIII. Египет Верхний и Нубия. – Альбом, заключающий в себе 53 фотографических вида, рукописный перечень которых помещен в начале альбома на 2-х листах. Этот альбом заключает в себе следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

37 Из загородного архиерейского дома, в 7 верстах от города. Городской архиерейский дом, находившийся в крепости близ казанского Благовещенского собора, после пожара 1815 г. еще не был отстроен. 39 Собрание слов Кирилла, говоренных к вятской пастве, напечатано было в первый раз в 1832 г.; в 1833 г. вышло второе издание сих слов; в 1835 г. издано третье дополненное издание; в 1836 г. вышло четвертое издание сих слов. См. Полное собрание слов и речей Кирилла... Москва 1854 г. ч. I стр. 35. 40 Несколько тысяч крещенных черемис вятской епархии в 1828 г. собирались для совершения языческого жертвоприношения. По Высочайшему повелению для наставления этих черемис в христианской вере отправлен был из Москвы миссионер, священник Александр Покровский. В августе месяце 1829 г. он убеждал черемис и успел их снова привести к вере в Иисуса Христа. См. Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г. Ал. Стурдзы. Москва 1857 г. стр. 81–86. 41 Указ от 2 декабря 1828 г. См. православн. противомусульм. миссия в казанском крае и проч. в Прав. Собеседн. за 1870 г. ч. 2, стр. 233–236. 44 Под этими 60 000 отнюдь не следует разуметь чуваш и черемис из язычества, обращенных к христианству, а нужно разуметь чуваш и черемис уже крещенных, но доселе предававшихся языческим обрядам. Следовательно, рекомендованным Преосвященнейшим Филаретом способом было направлено на путь истинной веры 60 тысяч чуваш и черемис, а не вновь просвещено. Язычествующих некрещеных чуваш и черемис в то время и не было уже такогоˆгромадного числа. Преосвященнейший Филарет в 1828 г., как известно, собрал через казанскую духовную консисторию сведения о крещенных до него чувашах и черемисах и о не крещенных. По собранным сведениям в тогдашней епархии казанской оказалось: крещенных черемис – 66 650, а некрещеных – 1005 человек; чуваш крещенных – 350 818 чел., а некрещеных – 4253 человека. Таким образом, чуваш и черемис некрещеных было всего только 5260 человек. Кроме того Преосвященнейший требовал навести справку, какое количество из всех вообще крещеных инородцев оставили языческие и магометанские заблуждения до 1829 г. и сколько затем остается придерживающихся этих заблуждений. Вот эти-то оставившие свои языческие заблуждения крещеные чуваши и черемисы и разумеются в количестве 60 000 душ. См. православн. противомусульманская миссия в казанском крае... Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2. стр. 239–244. Что же касается до количества вновь окрещеных чуваш и черемис в течение 1829. г., то это количество весьма ясно обозначено в письме (13-м) преосвященнейшего Филарета к преосвященному Кириллу от 31 марта 1830 г. В этом письме говорится: «В течение прошедшего (т. е. 1829) года просвещено св. крещением тысяча триста душ – в нынешнем (т. е. 1830 уже году) – около двух сот и еще готовятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010