1697 г. о том же; игум. Самуил); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 372 (прошение 1722 г. игум. Богоявл. Полоц. м-ря о принятии его под покровит. св. Синода); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей; назван Dziesienski). 136. Воскресенский – Мамай Маджарский , мужской, общежительный, Ставропольской губ., Новогригорьевского у., близ заштат. гор. Святого Креста и около развалин татарского гор. Мамайские Маджары, при р. Куме. Начал устраиваться еще в 1882 г. братством св. Андрея Первозванного в Ставрополе, предназначавшим его по случаю близости Калмыцких кочевьев для миссионерских целей. В 1884 г. м-рь открыт с таким числом братии, какое обитель может содержать на свои средства. В „Ставропольских епар. в.” говорится, что основан в 1879 г. еписк. Ставроп. Германом в священное воспоминание св. кн. Тверского Михаила, замученного в Маджарах, близ гор. Св. Креста (Карабаглы). Здесь находится икона св. кн. Михаила с частью его мощей. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1882 г., 99; 1884 года, 231; “Ставроп. епар. в.”, 1888 г., 9, неофиц., 385. 137. Воскресенский – Нижний , мужской единоверческий, 3-го класса, Самарской губ., Николаевского у., в 60 вер. к зап.-юго-зап. от Николаевска, при р. Большом Иргизе, близ слободы Криволучья. Основан после манифеста 1762 г. раскольничным монахом Авраамием и назывался Нижним-Воскресенским, по своему положению относительно других раскольничьих монастырей, построенных по р. Иргизу. В 1829 г. иноки монастыря приняли единоверие, причем монастырь положен в 3-м классе. “Полн. Собр. Закон.”, 1829 г., IV, 3042; “Журн. Мин. Вн. Д.”, 1860 г., XL, Отд. II, 127; “Отеч. Зап.”, 1836 г., CLXXXI, 80; Леопольдов, “Стат. опис. Сарат. губ.”, II, 118; Ратшин, 490; Любопытный, “Сборн. для ист. старообрядчества”, изд. Н. Поповым , т. II, вып. IV, 23–49 (с приведением указов и распоряжений правительства). 138. Воскресенский – Новодевичий , женский, 1-го класса, в С.-Петербурге, Александро – Невской части, по Царскосельскому шоссе, между зданиями городских скотобоен и Московскими триумфальными воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

13:1–12, 17:8–14) П.Орлов. «Православн.обозр.», май 1889 г. Некоторые намеки на антихриста, и притом личного, можно находить в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Эти намеки настолько таинственны и прикровенны, что составленное на основании их только учение об ан­тихристе может легко страдать сильными погрешностями; во всяком слу­чае такое учение не может иметь характера положительности и несом­ненности: оно не может быть гарантировано от чисто субъективного и произвольного понимания дела. И в Православной Церкви всегда суще­ствовало и существует убеждение, что на основании прикровенных апо­калипсических сказаний можно составлять только частное мнение, а ни­как не положительное учение о чем-либо. Поэтому в наших системах догматического богословия апокалипсические сказания никогда не служат доказательством личности антихриста. Так действительно и должно быть: для человеческого ограниченного разума очень трудно проникнуть в со­кровенные тайны Апокалипсиса. Этой трудностью понимания Апокалип­сиса объясняется и то, что на основании апокалипсических мест, состав­лено очень много разнообразных мнений об антихристе. Таких мнений де-Ветте и Эбрард насчитывают до семидесяти пяти. Ввиду таких трудно­стей понимания апокалипсических мест, относящихся к нашему предме­ту, они не могут служить для нас оружием против направляемых на эти места возражений со стороны протестантов. Поэтому, не вдаваясь в поле­мику с противниками нашего мнения об антихристе, мы ограничимся толь­ко кратким объяснением, основанном на толковании отцов и учителей Церкви, относящихся к нашему предмету мест Апокалипсиса. Эти места суть Апок. 13:1–12, 17:8–14, 19:2 . Тайнозритель Иоанн видит «выходящаго из моря зверя с семью головами и десятью рогами... на головах его имена богохульные... и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть... и даны были ему уста, говорящие гордо и богохуль­но... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его и живущих на небе» ( Апок. 13:1–2, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

915 О городских общинах в западном крае. см. стат. B. В. Антоновича, „Исследование о городах юго-западного края“, в монографиях по истор. зап. и юго-зап. России, Киев, т. I. стр. 135–194. 916 Вернее – „Велея“, „Велья река“; см. заметку в Вилен. Арх. Сб., т. VII, стр. 9, примеч. 23. См. о начале Вильны в „Очер. ист. г. Вильны“ в 5 и 6 вып. Памят. стар. зап. губ. Батюшкова. Быть может название „Вильны“, литовское; вильно – по-литовски „волна“. См статью „Значение некот. имён Литов. князей и названий местностей Литвы в Ж. M. Н. П., 1850 г., т. 66. 917 Вильна, по отзыву униата Стебельского, в XVI веке была „столицей и гнездом православия“ (см. Христ. Чт. 1851, Прав. и рус. нар. в Литве“, июнь, стр. 470:472) Народонаселение Вильны, несмотря на различие в вероисповеданиях, в домашней и общественной жизни преимущественно употребляло язык русский См. Васильевского, „очер. ист. г. Вильны“, в Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. VI, глав. 6. стр. 1. 918 См. Акты изд. Вилен. Ком. для разб. др. акт., т. XX. Акты, касающиеся гор. Вильны; в предисловии помещены многие любопытные подробности, относящиеся до истории и быта древней Вильны. Можно полагать, что духовенство православное, не только высшее, но и низшее, вело также безбедную жизнь. См. в этом отношении любопытное духовное завещание („духовницу“) начала XVI века священника Виленской Юрьевской церкви Матфея. Из этого завещания усматривается, что он обладал довольно значительным благоприобретённым имуществом, как то: домом, серебром, мехами, коврами, лошадьми; у него оказались и капиталы, а также библиотека (Вилен. Дух. Сб., т. VI, стр. 12). „В полоцкой земле, или в великом княжестве Литовском, приходское духовенство едва ли не лучше было обеспечено, чем в других краях Руси“; замечание И. Беляева в его ст. „Полоцкая православная церковь до Брестской унии“ в Православн. Обозрении, январь и февраль 1870 года. 919 Как сказано в уставе: чтобы „слов сбытных межи собою не мовили, и на стол не возлегали, и мёду их братского не розливали“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

63 Напр. миссионера Эдкинса (в Пекине), который выразился об его ответ по забайкальской миссии (за 1867), что с удовольствием читал его и что он достоин стать наряду с отчетами современных миссионерствующих епископов (европейцев, – «Иркут. Еп. Вед.», 1871, 43). 64 Впрочем, м. Исидор заявил пр. Вениамину (шутя, вероятно), что его вызвали для его удовольствия, чтобы дать ему возможность по­бывать на казенный счет в России и на родине (Письма, 58). 65 Из не сибирских дел пр. Вениамин занимался составлением проекта присоединения сиро-халдеев, хлопотавших о том с 50-х годов XIX ст. 67 Место для могилы было приготовлено уже в 1880 г. – в подзе­мелье кафедрального собора 37). 69 Он не пропускал ни одного воскресного и праздничного дня без богослужения, каждую пятницу, по примеру своего предшествен­ника, в домовой своей церкви отправлял литургии с акафистом Бо­жией Матери, а по вторникам – молебное пение с акафистом пред мо­щами свят. Иннокентия. Только с 1883 г., когда в вознесенском монастыре поселился викарий, архиеп. Вениамин стал приезжать к акафисту через две недели. 72 Нанечатанныя в 1894 г. в Православн. благовествике 21) «Мысли об институте правосл. Благовестников» – не напечатанная в свое время часть отчета за 1865 г. 75 Мысль об этом издании, в которое вошло все, что печаталось об управлявшихся пр. Вениамином миссиях за 1862–1883 гг., принад­лежат ему же и осуществлена благодаря пожертвованию Немчиновым 2000 руб. (Письма 42). «Труды прав. миссий вост. Сибири» – необходимое пособие для всех, интересующихся миссионерским делом и не только в восточной Сибири. На основании исключительно этого издания составлены статьи: «Забайкальские прав. миссия в царствование императора Александра II (1855–1881)». (Прав. благ., 1893, 22–24) и «Иркутск. прав. миссия в царствование имп. Александра II (1855–1881). (Там же, 1895 г.). 76 Кроме того, оно вошло в состав сборника, изданного в 1877 г. в Казани под заглавием: «Учение о христианской православной вере, наложенное в беседе с бурятами».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Опис. рукоп. гр. Толстова. С. 535 О других сочинениях Илариона Великого — там же. 134, 343, 439, 588 Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 626 Опис. рукоп. Царск. 153, 580 и др. См.: печатн. Пролог под 21 числом октября и снес.: прим. 198 — о рукописных Прологах. В одних рукописях Илариону — святому, а в других — великому усвояются, например: а) Поучение о отвержении мира (Опис. рукоп. Рум. муз. С. 618 Опис. рукоп. Толстова. 588 б) Наказание к отрекшимся мира Христа ради (Опис. рук. Царск. 153, 166, 580 Опис. Рум. муз. 626 Опис. рукоп. Толстова. 439 в) Поучение о безмолвии (Опис. рук. Царск. 153, 408 Известно нам только по одному списку XV в.— в Торжеств. Рум. муз. 435. Л. 340–344 где оно помещено под 3 числом мая, когда празднуется Церковию успение преподобного Феодосия Печерского. Другие списки этого самого Поучения с именем Феодосия Печерского встречал в древлеписьменных славянских Прологах митрополит Евгений (Словарь дух. писател. 2. 284. Изд. 2-е Кстати заметим, что все сочинения преподобного Феодосия, которые будем рассматривать, мы поместили в подлинном тексте в Учен. зап. II Отд. Ак. наук. Т. 2. Вып. 2 Впрочем, ныне открыт древнейший источник, из которого равно могли позаимствовать и преподобный Феодосий, и летописец. Это «Слово о ведре и казньх Божиях» в Златоструе болгарского царя Симеона (893–927). Только в поучении преподобного Феодосия и в летописи к заимствованному из этого Слова с некоторыми пропусками и переделками приделано особенное начало, или приступ, а в Поучении сделаны еще вставки, которых нет ни в Златоструе, ни в летописи, и прибавлен очень большой конец, или целая последняя часть (Срезневск. Сведения о малоизв. и неизвестн. памятн. 24 в Зап. Ак. наук. Т. 9. Кн. 2. 34–43. СПб., 1866 Помещ. в рукоп. импер. Публ. библ., поступившей из Древнехран. Погодина, под названием: «Матица Златая». 1024. Л. 220 об. Слово начинается: «И се, ведуще, братия...» А в конце Слова нет обычного заключительного оборота или славословия. Помещ. также в сборн. Новг. Соф. библ. XV в. 578. Л. 224 под заглавием: «Поучение св. Панкратия о крещении обеда и пития в первую неделю поста св. апостол, списано Феодосием, худым мнихом». В числе святых известны только два Панкратия: священномученик Панкратий, живший в I в. и не оставивший никакого писания, и преподобный Панкратий Киево-Печерский, известный по одному имени. Поэтому выражение: «Поучение св. Панкратия» можно считать выдумкою или ошибкою писца, а самое поучение приписать тому, о ком сказано: «Списано Феодосием, худым мнихом» — и кому оно действительно приписывается в другом вышеупомянутом списке. Оно издано также в Православн. собеседн. 1858. 3. 255

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

454 Литература по этому вопросу чрезвычайно обширна и разнообразна. Сюда относится все, что написано на всех языках против деистов и что было уже отчасти указано. 455 Из сочинений, направленных против всех трех гипотез, более замечательны следующие: Uhlhorn: Die modernen Darstellungen Leben lesu. 1866г. (Перевед. Точаловым на русский язык в Христ. Чт. за 1867г). Schiecopp: Uorträge über d. Person Iesu Christi. 1866г. Филипп Шафф: Иисус Христос – чудо истории (перев. с немец.). Спб. 1875г. 457 „Religionsgeschichtliche und Kritische Studien“ в Английском переводе Фротингама, Нью-Йорк. 1864г., стр. 176. См. Шаффа: Иисус Христос – чудо истории, примеч. 79, стр. 112. 458 Теория проводится как в сочинении „Leben Iesu“ обширном, изданном в 1835–36 гг. в двух частях, так и в „Leben Iesu“ сокращенном, „ fur das dentsche Yolk bearbeitet,“ изданном в 1864г. в Лейпциге. 461 Из многочисленных сочинений достаточно указать на следующие: Аббата Гетэ. „Refutation de la pretendue Uie de Iesus de M.E. Renan, par M. J " abbe Guette“ 1865. „Lehmau: Renan wider Renan“ 1866. Архимандрита Михаила (ныне Епископа): „О Евангелиях и Евангельской истории по поводу книги: Жизнь Иисуса, соч. Э. Ренана“, Москва. 1870. 462 Для более полного знакомства с опровержением всех этих гипотез могут быть рекомендованы следующие сочинения: Соболева: „Действительность воскресения Господа нашего Иисуса Христа.“ М. 1874г. Петропавловского: „О воскресении Иисуса Христа“ (Чтен. в Обществе Любит. Дух. Просвещ. 1873. Кн. IX, XI и XII). „Тело воскресшего Христа Спасителя (Прав. Обоз. 1880 август). Гудера: „Беседа о воскресении Иисуса Христа“. 1871. Архим. Макария: „Введение в правосл. Богословие“. 463 Это воззрение, говорит Страус, ниспровергнуто еще замечанием Оригена , что ложь учеников, ими самими придуманная, никак не могла одушевить к столь твердому проповеданию о воскресении Христа Иисуса среди величайших опасений (Leben lesu. В. II, S. 685). 464 Можно указать для прочтения статью г. Муратова: „Действительность смерти Господа нашего Иисуса Христа“. Православн. Обозр. 1881г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписанных к Духову Вилен. м-рю); VI, 1726 г., 10 (значился приписным к Духову Вилен. м-рю, но его хотел взять к себе еписк. Витебский); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 42. Благовещенский – Митрофанов , мужской, 1-го класса, в губерн. гор. Воронеже, в юго-зап. части, на конце Ново-Московской улицы. Основан в 1836 г. при кафедральном Благовещенском соборе, в котором открыто почивают в серебряной раке мощи святителя архиеп. Воронежского Митрофана, в схиме Макария, скончавшегося в 1703 году 23 ноября и погребенного в присутствии Импер. Петра 4 декабря. Открытие нетленных мощей последовало 6 августа 1832 г.; 25 июня 1833 г. они торжественно перенесены из Архангельского собора в Благовещенский, а 23 ноября того же года совершено переложение мощей в новую серебряную раку, сооруженную городским обществом. Память святителя чтится церковью 23 ноября. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Воронеж. Иосиф. “Истор. свед. о жизни св. Митрофана, первого Воронеж. еписк.”, Спб., 1842 г.; Л. Ефремов, “Уроки из жизни св. и чудотв. Митрофана, еп. Воронеж. или поучительная для нас жизнь его”, Ворон., 1873 г.; Преосв. Игнатия, “Поучения при св. мощах св. чудотв. Митрофана Воронеж.”, Спб., 1848 г.; “Полн. собр. Закон.”, 1836 г., XI, 9182; Ратшин, 87; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 63 (описание собора), 191 (житие св. Митрофана); “Воен. стат. обозр. Ворон. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.”, 147; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 41, 81; на 1887 г., 310; “Словарь ист. о свят.”, 182; “Истор. свед. о жизни Митрофана, первого Воронеж. епископа”, Москва, 1832 г.; “Сказанве о обретении и открытии честных мощей Митрофана, напечат. по определ. св. Синода”, Спб., 1832 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 98 (пожертв. земли с домом); 1845 г., 93 (покупка 3 домов); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. дома); 1860 г., 12 (покупка дома); “Воронеж. губ. вед.”, 1848 г., 21 (св. Митрофан, еп. Воронеж.); 1850 г., 46 (Челобитная его, в которой он жалуется на распоряж. Коротояк. и Олшан. воевод в неправильной нарезке межев. границ в домовой его Баршевской Богатской вотчине); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 275, 476; Второв, “Воронеж. акты”, II, прилож. объясн. плана гор. Воронежа, стр. V; Москвитянин, 1842 г., IX. 154 (письмо около 1700 г. святит. Митрофана Воронеж. к архим. Александру Никол. – Шартомин. м-ря); 1843 г., I, 240 (грам. и благослов. 1693 г. Митрофана игумену Ионе Макарьев. – Желтовод. м-ря, о сыне святителя Иване); 1844 г., I, 250 (письмо 1692 г. свят. Митрофана к стольнику Петру Алексеевичу о своей домовой вотчине, что на р. Лиме); Григорович, ‘Обзор учрежд. православ. м-рей, 1764–1869 г.”, 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Инстр. Благочин. подробно перечисляются книги, которыЙ должны быть при каждой церкви, как необходимые к руководству священникам и к наставлению прихожан, как-то: Библия , Православное Исповедание Петра Могилы , Грамматы об учреждении Св. Синода с исповеданием Веры Восточных патриархов, Творения Св. Отцов в русском переводе, Четьи-Минеи, Пролог, Катехизис пространный и краткий и книги, указываемые начальством, как полезные для увещания раскольников и обличения неправых раскольнических толков (Прим. к § 1). Для сей же цели Св. Синод при Указе от 15 февр. 1832 года разослал список книг, составленный преосвящ. Григорием архиеп. Тверским, с предписанием завести при каждой церкви библиотеки и выписать означенные в том списке книги. В списке этом поименовано 38 книг, именно: 1) Библия , 2) св. Амвросия Медиоланского о Должностях; 3) Его же о Покаянии и некоторые поучительнае слова; 4) Его же избранные поучительные слова; 5) Св. Василия В. Богоугодных трудов 4 части; 6) Св. Григория Назианзина поучительных слов 2 части; 7) Св. Ефрема Сирина разные поучительные слова; 8) Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Ев. Матфея и Иоанна, на кн. Деяний св. апостолов и на 14 Павловых посланий; 9) Св. Игпатия Богоносца послания к верующим во Христа; 10) Св. Иоанна Лествичика Лествица, возводящая на небо; 11) Св. Иоанна Дамаскина Богословие или Обстоятельное изложение прав. христ. веры; 12) Св. Иустина Мученика Разговор с Трифином иудеянином об истине христианского закона; 13) Св. Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии; 14) Его же о Церковном священноначалии; 15) Св. Кирилла Иерусалимского Огласительные и Тайноводственные поучения; 16) пр. Макария Египетского слова; 17) Его же Беседы о христианском совершенстве; 18) Бл. Августина Единособеседование души с Богом·, 19) Его же святые и душеспасительные размышления; 20) Его же Таинственное богословие; 21) Благовестник или толкование на 4 Еванг. Феофилакта Болгарского ; 22) Жития св. или Четьи-Минеи; 23) Пролог или Синаксарий; 24) Св. Димитрия Ростовского полное собрание сочинений; 25) Полное собрание сочинений Тихона Воронежского; 26) Собрание поучительных слов в св. четыредесятницу Илии Минятия ; 27) Православное исповедание веры Петра Могилы ; 28) Катехизис православно-восточной Греко-Российск. Церкви; 29) О должностям пресвитеров приходских; 30) Наставление правильно состязаться с раскольниками; 31) Увещание на раскольников; 32) Начертание церковно библейской истории; 33) Начертание церковной истории от библейских времен; 34) Ответы Никифора архиеп. Славенского на вопросы, предложенные ему старообрядцами; 35) Известие о возникшей в Польше Унии, соч. Каменского, 36) О служении и чиноположении православн. Церкви; 37) Кормчая книга и 38) Духовный Регламент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

677. Борколабовский – Вознесенский или Ворколабовский, женский, заштатный (с 1795 г.), Могилевской губ., Старобыховского у., в 12 вер. к сев. от Быхова, на прав. берегу Днепра, при рч. Лихве. Основан в 1623 г. Богданом Стеткевичем на урочище, называемом «борок». В соборном храме Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 г. кн. Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. При присоединении края в 1771 г. в штат не положен, но при издании штатов в 1795 г. оставлен на своем содержании. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.», III, 428; Ратшин, 176, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 17; Безъ-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.», 205; “Могилев. губ. вед.», 1851 г., 2; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1849 г., 81 (надел. лесом); 1884 г., 249 (школа); Строев, “Спис. иер. и наст.», 505, 506, 508; “Акты Зап. Р.», V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича на влад. остров. Борком с условием, чтобы навсегда пребывала в православии под надзор. Оршан. Кутеин. игуменов; игуменья Фотинья Киркоровна); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа, 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 678. Боровенская – Гордеева – Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский – Боровенский, Новгородской губ., Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала еще в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и арх. Михаила, а игуменом тогда был Исаия. В 1656 г. значилась приписною к Иверскому м-рю, а в 1690 г. приписана к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя арх. Михаила построена в 1812 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 428, 741; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Географ. Общ.», VIII, прилож., 263; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 18; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 76; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 18 (Расходн. книга митроп. Новгор. Никона 1652 г.; уплочено 4 руб. за рыбу черн. попу Никодиму да старцу Ефросиму); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье XVII ст. игум. Тихона на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», V, 285, 97 (в 1656 г. Боровенский-Никол. м-рь имел 17 дворов крестьян), 922, 379 (грам. 1690 г. митроп. Корнилия властям Ивер. м-ря о смерти строителя Венедикта Буторина и о дознании, что именно он взял при жизни из Ивер. м-ря, уезжая в Боровенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

77 А в греческом сборнике того же музея за 473 (in 8), XIV в. в чине погребения умерших после: χαιρε σεμνη равно как и после апостола стоит: λληλοια γ (л. 144 и 150). Изложенные здесь сведения об указанных сборниках сообщены нам проф. И.Е. Троицким , которому приносим нашу искреннюю благодарность. 78 Прав. Собесед. 1882 г. ч. 2, стр. 360–361, примеч. После указанных данных нет оснований сомневаться, что и в греческом часослове, который раскольники на соборе в Грановитой палате показывали холмогорскому архиепископу Афанасию (Три челоб. стр. 130), стояла сугубая аллилуйя. 81 О стоглав. соб. против раскольников – в Чт. моск. общ. любит. дух. просв. 1875 г. стр. 85; Древне-русск. жит. святых, стр. 256–257; Прав. Обозр. 1872 г. ч. 2, стр. 719. 82 Истор. русск. церкв. Филарета, арх. чернигов., пер. 3, стр. 131; спес. Обз. русск. дух. литер, т. I, стр. 163; Памятн. стар. русск. литер. т. IV, стр. 117; Истор. русск. церкв. арх. Макария, т. VIII, стр. 137–138; Журн. минист. народн. просв. 1881 г. Ноябрь, стр. 19. 84 Mign. Patrol. curs. complet., series graeca, t. 155 cap. 352, pag. 652. Сочинение это переведено на русский язык, только приведенные слова переданы не совсем точно относительно занимающего нас вопроса: «и поется третий антифон с прибавлением по стихам аллилуйя» (Писан. св. отц. и учит. церковн., относящ. к истолк. православн. богослужения, С.-Петербург 1856 г. т. 2, стр. 500). Трудно сказать, от чего произошла эта неточность. Как в греческом тексте ясского издания (1683 г.) сочинений блажен. Симеона (гл. 316, стр. 253), с которого сделан был перевод (там же, стр. 7), так и в издании тех же сочинений на новогреческом языке, сделанном в Венеции в 1820 году (стр. 330), стоит: λληλοια διπλον. 85 По недостатку данных, трудно сказать, по каким соображениям и под какими влияниями греческая церковь , употреблявшая, говоря вообще, трегубую аллилуйю, в XV–XIV вв. стала употреблять в некоторых случаях и сугубую. Нельзя не отметить только того обстоятельства, что сугубая аллилуйя встречается в греческих богослужебных книгах преимущественно в чине погребения умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010