В.В. Бычков Россия. XIX-XX века Глава 1. Христианская философия искусства Начиная с петровских времен господствующее положение в России занимает секулярная прозападная культура и, соответственно, эстетика. Религиозное эстетическое сознание уходит далеко на задний план официальной культуры и в традиционном виде сохраняется только в среде старообрядцев, в монастырях, да в душах отдельных мыслителей, художников и писателей. Однако уже к середине XIX в. наряду с ростом социально-просветительских и либерально-демократических тенденций в русском обществе начинает ощущаться кризис духовности, который способствовал возрождению религиозной эстетики. Гоголь Одним из первых ошибочность безрелигиозного материалистического пути в культуре и искусстве осознал Николай Васильевич Гоголь. На опыте своего собственного высокохудожественного творчества он понял принципиальную неосуществимость популярной в его время тенденции «эстетического гуманизма» – внедрения в общество нравственности с помощью секуляризованного искусства. Возможность преодоления трагического разлада между эстетическим и нравственным началами он усматривал только в религиозной сфере и после более чем столетнего господства мирского искусства, являясь одним из его ярких представителей, он ставит проблему связи культуры с Церковью , христианского преображения культуры, пожалуй, впервые в русской мысли осознанно выдвигает идею «православной культуры». На личном опыте пережив духовное «преображение», он остро ощущает, что его творчеством руководит Бог, и видит задачи искусства в пробуждении душ человеческих для встречи с Богом, в нравственном очищении их, в теургическом опыте осуществления на земле божественной справедливости («правды»). Жизнь истинного (т. е. религиозного) художника представляется Гоголю близкой к монашескому подвигу, совершаемому в особо трудных условиях – в миру; его деятельность – молитвой, а награду за все это он видит в божественной красоте, открывающейся верующему в таинстве Божественной Литургии, личному осмыслению которой он посвятил специальный трактат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Каширина Научная конференция «Жизнь и труды Святителя Феофана – в истории и современности» (Москва, 21 июня 2016 г.) «Главная задача – познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана» Климент, митрополит Калужский и Боровский, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося аскета, богослова, экзегета, духовного писателя, подлинного учителя христианской жизни и нравственности – святителя Феофана, Затворника Вышенского . Его перу принадлежит большое количество как самостоятельных, так и переводных произведений, а кроме этого, он оставил значительное эпистолярное наследие. Большая часть его трудов относится ко времени пребывания на покое в Свято Успенском Вышенском монастыре. Своё литературное наследие он завещал всему православному русскому народу. В каждой строке его произведений просматривается неиссякаемый источник духовного подъёма, обращённый внутрь души человека и приводящий в Царствие Небесное. Литературное наследие святителя Феофана является актуальным и для современного право славного христианина. Я убеждён, что оно останется таковым и в будущем. Представленный первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского » охватывает период до 1859 г. Он был подготовлен к выпуску Научно-редакционным советом по изданию трудов святителя Феофана при Издательском совете Русской Православной Церкви к 200-летию со дня рождения сего дивного угодника Божия. Подготовленная «Летопись» – это не просто памятное, юбилейное издание, а плод кропотливого пятилетнего труда церковных и светских учёных, приложивших немало усилий, чтобы осуществить этот масштабный проект. При работе над первым томом «Летописи» архивной группой был проработан большой массив не известных ранее архивных документов. Благодаря новым материалам, собранным в архивах России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в Иерусалиме и Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, удалось уточнить множество фактов биографии святителя Феофана, обнаружить новые идеи и темы в его творчестве, открыть не известные ранее широкому читателю произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Положение начальствующих в древних обителях (по книге святителя Феофана Затворника «Древние иноческие уставы») Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря Данный доклад является продолжением исследования, посвященного анализу взглядов святителя Феофана на положение начальствующих в монастырях 225 , представленного на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности», которая состоялась 19 июля 2015 г. в Тамбове. В докладе на основе эпистолярного наследия святителя были проанализированы различные вопросы устроения внутренней монашеской жизни: послушание как основа духовной жизни, о необходимости непрестанного духовного совершенствования для настоятеля, об отношении насельниц к начальствующим, об отношении настоятельницы и священника в монастыре, помысел об оставлении настоятельского послушания и др. С самого своего зарождения, по мнению профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского , «для мира христианского иноки были тем же, чем были мученики в первенствующие времена, – живым свидетельством святости Христовой веры, образцом чистейшей нравственности, побуждением и подкреплением для колеблющихся, орудием обращения для неверных» 226 . Первые подвижники, просиявшие дивными добродетелями, и стали первыми основателями иноческих обителей, в которые привлекали иноков высоким примером своей жизни во Христе. Основателем и учредителем отшельнического иноческого жития по праву считается Антоний Великий (251–356), основателем общежительного иноческого жития – Пахомий Великий (+348). Святитель Феофан, Затворник Вышенский , в конце своей жизни подготовил к изданию книгу «Древние иноческие уставы», которая, по его замыслу, должна была стать дополнительным томом к «Добротолюбию». В Предисловии к книге, вышедшей в 1892 г., святитель Феофан особенно отметил преемственность традиций, которая сохраняется в Церкви благодаря иноческим Уставам, написанным «в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь ублажает память первосвятителей Русской Православной Церкви, просиявших делами благочестия и мудрого управления паствой Христовой, – Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Эти святители управляли Церковью в разное время, но все они, благодаря своей ревности о спасении вверенных им душ, имели один и тот же дух Христовой любви к ближним, готовность положить за ближних самые души свои. Первым по времени управлял Церковью святой митрополит Петр – с 1308 по 1326 год. Он происходил от благочестивых родителей, был родом из Волынской области. С детских лет почувствовав сильное влечение к иноческой жизни, будущий святитель на двенадцатом году жизни поступает в монастырь, где предается подвигам поста и молитвы, за что по достоинству и пользуется всеобщим уважением и любовью. За благочестивую жизнь и подвижническую ревность вскоре его возводят в сан игумена, и он делается руководителем основанного им на берегу реки Раты монастыря. Впоследствии святой Петр был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси и добро управлял Церковью до дня своей смерти. Управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность в среде народной пала чрезвычайно низко. Часто Святителю приходилось ездить в Орду для защиты Церкви и христианской веры. И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. Другим важным делом святителя Петра было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшой городок Москву и при этом дал совет князю Ивану Даниловичу Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм в честь Успения Божией Матери. «Если ты послушаешь меня, сын мой, – говорил он князю, – то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут». Его предсказание в точности сбылось, но сам он до окончания постройки храма не дожил. Скончался святитель Петр мирно в 1326 году, 21 декабря, и тело его, от которого проистекало множество чудес, оказалось нетленным. Ему принадлежит написанная им чудесная икона Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В Католическом университете Милана состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на итальянском языке 19 мая 2010 г. 10:46 17 мая 2010 года в Католическом университете Милана состоялась презентация итальянского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность». Презентацию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В президиуме также заседали ректор университета профессор Лоренцо Орнаги, архиепископ Миланский кардинал Диониджи Теттаманци, профессор Римского Университета Адриано Роккуччи. В зале присутствовали также посол Российской Федерации в Ватикане Н.И. Садчиков, генеральный консул Российской Федерации в Милане А.В. Парамонов, представители православного и католического духовенства Милана, члены профессорской корпорации университета, представители общественности и студенты. В приветственном слове к участникам презентации ректор университета Лоренцо Орнаги выделил общие темы, являющиеся предметом пастырской заботы Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Бенедикта XVI . В частности, профессор Орнаги подчеркнул актуальность темы свободы и ответственности в контексте современного плюрализма мнений. «Еще в бытность председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Святейший Патриарх Кирилл активно поднимал темы нравственности и свободы на международной арене. Это обусловлено как личной судьбой Патриарха, так и трагической историей всего русского народа, который пережил семидесятилетнюю эпоху атеизма, всячески подавлявшего свободу и достоинство человека», — сказал ректор. По его мнению, «сегодня Россия переживает период рассвета Православия, когда прокладываются новые пути сотрудничества государства и Церкви и шире — общества и религии». В свою очередь кардинал Теттаманци подчеркнул, что в настоящее время Католическая и Православная Церкви являются союзниками в отстаивании христианских ценностей перед лицом воинствующего секуляризма. По его мнению, «стремление к единству не может носить церковно-политического характера и должно осуществляться действием Святого Духа в атмосфере любви и мира».

http://patriarchia.ru/db/text/1161546.ht...

В.Р. Легойда: Не понимать авторитета Церкви — это большая ошибка 4 августа 2011 г. 15:40 Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойда ответил на вопросы газеты «Столица С» (г. Саранск, 2 августа 2011 г.) — Чем Вас удивила Мордовия? — Первый раз оказался на вашей замечательной земле и был приятно удивлен. Полностью согласен со словами Патриарха о том, что в Мордовии происходит настоящее экономическое чудо. В то же время Саранская епархия находится на первом месте в Русской Православной Церкви по числу храмов на душу населения. Когда мы обсуждали этот вопрос, то удивились дважды. Первый раз, когда поняли, что в абсолютных лидерах находится Мордовия, а второй — когда осознали, что на последнем месте — Москва. В столице нужно построить минимум 500 храмов, а у вас такой проблемы нет. Особое настроение визиту Патриарха придавало и то, что он посетил край, с которым связан кровными узами. Жители Мордовии хорошо понимают, что такое религия. Конечно, это не значит, что все 20 тысяч человек, которые пришли на освящение храма Казанской иконы Божией матери, глубоко верующие. Но у них есть живой интерес к Православию. — В Мордовии многие активно занимаются спортом высших достижений, но существует мнение, что это несовместимо с православной верой, так как соперничество порождает гордыню и корысть... — С христианской точки зрения, данное нам Богом тело нельзя запускать. В спорте высших достижений есть различные составляющие, в том числе коммерческая. Это создает определенные сложности. Но я знаю лично много достойных людей, которые являют пример нравственности, — это Владислав Третьяк, Светлана Журова. В Мордовии мне рассказывали об Ольге Каниськиной. Это верующие люди, добившиеся огромных высот в своем деле. В большом спорте не больше и не меньше искушений, чем в любой другой профессии. Когда человек на виду, ему всегда приходится непросто. Возьмите власть — разве это не то же самое искушение? Любой поступок либо приближает человека к Богу, либо удаляет. Мы сами делаем выбор.

http://patriarchia.ru/db/text/1592239.ht...

В ряду существующих христианских вероисповеданий, лютеранское присваивает себе имя чистой евангельской веры, в которой одной будто нет допущенных человеческим произволом уклонений от богооткровенного учения и богоучрежденного состава церкви. Взгляд этот проповедовался и проповедуется в лютеранстве от начала реформации и до настоящих дней, и находит подчас сочувствие себе и за пределами лютеранства. Между тем и легкий, поверхностный взгляд на отличительные свойства лютеранского вероисповедания ясно доказывает, что его нельзя почитать восстановлением истинного первобытного христианства. С отрицательной стороны Лютерова реформация имеет много доброго, будучи вызвана необходимостью исправления расстроенного состояния современной римской церкви; но если смотреть на нее со стороны положительной, то, вместо исправления римской церкви, мы увидим в ней искажение христианства, гораздо большее, чем какое было (и теперь есть) в исправляемом ею вероисповедании. Исторгая плевелы, вместе с ними, Лютер исторг и пшеницу. Римская церковь требовала изменений в своем иерархическом устройстве, и исправления в вере, богослужении и нравственности христиан. Лютер со своей реформацией коснулся всех сторон церковной жизни; с этой стороны преобразование его отличается полнотой от всех предшествовавших ему попыток в этом деле. Но в тоже время ни одна попытка не заходила так далеко за пределы умеренности, как реформация Лютерова. Начало, которым руководствовался Лютер в своей реформации и образец, с которым думал сверять он свои учреждения, есть состояние первенствующей апостольской церкви. Лучшего начала нельзя было избрать для него. Но это начало неопределенно по своему содержанию и не дает никакого понятия о существе его преобразования; все еретики им прикрывали обыкновенно свои заблуждения. По его неопределенности его понимать можно так, или иначе; из него можно сделать такое, или иное приложение. У Лютера именно более, чем у кого-либо другого, это прекрасное начало, положенное в основание его реформации, осталось без приложения, и во всякое время служило для него и служит для его последователей только предлогом к утверждению произвольных человеческих учреждений и мнимою защитою не принадлежащего им достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

В связи с переизданием в настоящее время все большего числа творений святых отцов возникает настоятельная необходимость иметь верные ориентиры в их понимании, особенно в понимании основ духовной жизни, открытых вселенским святоотеческим опытом, без знания которых духовная жизнь, в лучшем случае, может оказаться бесплодной, а большей частью приводит христианина, тем более подвизающегося, к прелести, гибели. Предлагаемая работа касается именно этого важного вопроса. Раскрытие его дается на основе творений святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), кратко и точно изложившего святоотеческое аскетическое учение Церкви, взяв из него все самое ценное и необходимое для нашего времени. " Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины " - так писал епископ Игнатий, подчеркивая то серьезное значение, какое имеют наши мысли, взгляды и теоретические знания в целом для духовной жизни, то есть для исцеления, преображения и возрождения души Духом Святым. Духовная жизнь, как известно, включает в себя не только правильную догматическую веру и евангельскую нравственность, но и то, что наиболее характеризует ее именно как духовную, - знание и неукоснительное соблюдение особых законов, определяющих развитие нового человека (Еф. 4, 24). Иначе говоря, правильное теоретическое понимание духовной жизни во многом предопределяет процесс перерождения страстного, плотского, ветхого человека (Еф. 4, 22) в нового. Однако само теоретическое понимание вопроса оказывается не столь простым, как может показаться на первый взгляд. Многообразие так называемых духовных путей, которые предлагают сейчас нашим соотечественникам в целях их " спасения " непрошеные " просветители " со всех сторон света, в том числе и христианские разных конфессий, является одной из иллюстраций сложности данной проблемы. В связи с этим встает вопрос исключительной важности: чем характеризуется истинная духовность? И хотя об этом, как нам кажется, достаточно говорит двухтысячелетний опыт Церкви - в лице своих святых, однако в действительности восприятие его современным человеком, выросшим в условиях бездуховной цивилизации, встречает немалые трудности. Они заключаются в следующем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/142/...

Введение в православную апологетику Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Апологетика есть защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, данными науки и философии, а также положениями юриспруденции против критики и действий власть имущих. Христианская Церковь пережила множество гонений, множество эпох, когда зримо проявлялись силы (а они были всегда, почти на протяжении всей ее истории), которые поднимались, восставали и не принимали христианства, старались его погубить, уничтожить, и не принимали Самого Иисуса Христа. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Это пророчество постоянно исполняется на протяжении уже двух тысячелетий. В первые века христиан обвиняли во всех возможных и невозможных преступлениях, которые можно было только придумать: они и “нарушают” государственные законы, и разрушают само государство, семью, вводят разврат, детоубийство, богохульство и т. д. Христиан предавали смерти, отдавали их в цирках на съедение диким зверям, превращали в живые факелы, чтобы осветить ночные гуляния языческого плебса, а позже расстреливали, пытали, живыми закапывали в землю, и земля трое суток дышала человеческими легкими. На протяжении всей истории Церкви появилось множество работ антихристианского, антицерковного содержания, языческого или откровенно атеистического. Уже в первые века христианство изображалось как суеверие, возникшее на Востоке, или в лучшем случае как одна из презренных сект непонятного иудейства. В конце средних веков Христа объявили одним из “трех великих обманщиков” (два других — Будда и Магомет). Двести с лишним лет назад Вольтер пророчествовал, что через сто лет никто не будет помнить о книге с названием “Евангелие”. В конце тридцатых годов ХХ века обещали, что в течение ближайших пяти лет с религией будет покончено, — третья сталинская пятилетка была объявлена пятилеткой полной идеологической победы коммунизма. В начале шестидесятых утверждали, что в нашей стране к 1980 году будет построено коммунистическое общество с абсолютным и нераздельным господством в сознании всех атеистического мировоззрения, — шло хрущевское гонение на Церковь. Несмотря на все эти гонения, на изощрения хлестких, но неглубоких безбожных умов, христианство устояло и дало миру высочайшую культуру. Оно возвысило, обоготворило человеческую личность, открыло миру высшую, абсолютную нравственность, которая, чтобы не признавать Христа Спасителя, была объявлена общечеловеческой. А в ходе борьбы с религией нам твердили, что мораль, семья и т. д. — лишь надстройка над экономическим базисом, — в результате создали безнравственное общество и развалили экономику.

http://pravmir.ru/apologetika-znachenie/

Ведь даже в советское, казалось бы безбожное время, была мораль, нравственность. А теперь, когда храмы открыты, почему-то родители, бабушки не приучают молодежь в церковь, да и сами как-то не приучены. Надо же чтобы молодежь все-таки чтила красоту, чистоту, любовь – то есть Бога и Его святых, а не цепляли рожки и коготочки. Простите, что я сказала об этом. Христианские идеалы и христианскую эстетику должны противопоставлять мы разнузданности и дикарским повадкам. Поэтому Бог и посылает нам такие испытания и скорби, что мы позволяем оскорблять Бога, оскорблять русскую культуру, позволяем растлевать молодежь. Давайте же вместе помогать друг другу, быть едиными. Ведь в мире еще столько красоты и гармонии! Есть природа. Есть великое классическое искусство: музыка, поэзия, живопись. Как можно пренебрегать сокровищами наших предков, чтобы мир поглотила такая вот быдломода, антикультура. Это ужасно. 27 октября был день рождение нашего русского православного патриота с нерусской фамилией – Михаил Орландович Мендоса-Бландон. Он президент благотворительного фонда «Энциклопедия Серафима Саровского». Сколько же добрых дел, нужных, конкретных, совершает и фонд, и сам Михаил Орландович. Это прекрасный пример для всех нас. Пример патриотизма, жертвенности, подлинной русской православной культуры. Михаил Орландович глава большой семьи. У него восемь детей. И уже есть внук. И дети воспитываются дружными, веселыми, культурными. Уж никто из них не празднует точно дурацкий Halloween. Дай Бог всей этой семье и ее главе, Михаилу Орландовичу Мендоса-Бландону, здравия, спасения и многая, многая и благая лета. Вот если бы все русские семьи были такими, то и жить было бы на земле хорошо и надежно. Бог бы нас любил, и Россия была бы великой державой. А сегодня с нами, дорогие друзья, замечательный священник, его на приходе называют «батюшка-праздник», потому что он каждому дает радость и утешение в православной вере. А мы поэтому его стараемся приглашать к нам в прямые эфиры, чтобы вы все, кто хочет, могли с ним пообщаться, позвонить ему и выслушать его добрый советы. Итак, с нами сегодня, дорогие друзья, замечательный гость – протоиерей, член епархиального совета, настоятель храма Преображения Господня, села Буриново и храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покров, Жуковского района Калужской Митрополии – Андрей Резван.

http://radonezh.ru/2023/11/16/vhozhdenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010