Содержание Общие понятия. Нравственность естественная Совесть и ее роль в нравственной жизни человека Влияние последствий грехопадения на нравственную жизнь человека Необходимость Богооткровенного нравственного закона для нравственной жизни О православном понимании цели нравственной жизни Христианские добродетели как нравственная ценность Духовный подвиг и свобода Нравственность и духовный подвиг Церковные таинства, нравственность и духовное возрождение человека Догматика и нравственность. Вера и добрые дела Нравственная жизнь и заповеди Заключение     В современном мире приходиться часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, о которых раньше говорили и писали с особым пиететом. Особенно это заметно на примере того, что принято называть нравственностью и духовностью. После многих пустых и иногда противоположных по смыслу рассуждений на темы нравственности и духовности человек современного общества воспринимает их как некие абстрактные и ни к чему не обязывающие понятия, абсолютно не относящиеся ни к нему лично, ни к его жизни. Однако от того, как человек понимает свои нравственные обязанности и что он подразумевает под духовностью, будет зависеть его жизнь в обществе и все то, что психологи и богословы называют смыслом жизни человека. Церковь Христова в своей проповеди , начиная от святых Апостолов и по настоящее время, являет миру величайший и самый совершенный идеал жизни человека – это идеал святости, который включает в себя истинную евангельскую веру, проявляющуюся в делах христианской любви (см. 1Ин.3:23 ). Теме православной нравственности посвящено немало богословской литературы, однако в основном она несет на себе отпечаток уже позапрошлого века с его схоластическими рассуждениями и отвлеченным морализаторством, либо ей недостает единства подхода и целостности при рассмотрении вопросов нравственной жизни: обычно большая часть посвящена практическим вопросам в ущерб теоретическим, иногда наоборот. В современной литературе достаточно много места отводится рассмотрению отдельных вопросов православной этики, например, аскетике без изложения других вопросов нравственного учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Отвечая на вопрос издания, могут ли, по его мнению, протестантские общины участвовать в заявленной Московским Патриархатом и Ватиканом «новой евангелизации» Европы, владыка Иларион сказал: «Либеральные тенденции за последние три десятилетия возобладали в большинстве протестантских церквей и общин Европы и Северной Америки. Они выражаются в первую очередь в ревизии традиционных норм христианской нравственности, антропологии, в частности в принятии гомосексуализма как альтернативной формы человеческой сексуальности, якобы не противоречащей христианской нравственности и учению Церкви, что, однако, напрямую опровергается Священным Писанием. Начало практики рукоположения женщин для несения пастырского служения в этих церквах также отражает пересмотр основных положений христианской антропологии, в частности представления о месте и роли женщины в Церкви, семье и обществе. Очевидно, что руководство протестантских общин, принимая такие решения, заботилось исключительно о соответствии действующего церковного учения нормам и правилам секулярного общества, благословляя все то, что не считается предосудительным с точки зрения либерального секуляризма. Кроме того, тенденции, свойственные направлению, в котором дрейфуют сегодня некоторые протестантские церкви, все более утрачивают специфический религиозный характер, постепенно превращаясь в общественные организации, занимающиеся борьбой за социальную справедливость. Все это существенно затрудняет наш диалог с протестантами, и наша Церковь в последние годы была вынуждена прекратить двусторонние отношения с рядом протестантских церквей Европы и Америки. В то же время мы сознаем, что среди верующих протестантов есть многие, кому позиция православных и католиков куда более близка, нежели мнение собственного церковного руководства. Нам известно, что этих верующих объявляют в своих собственных церквах " фундаменталистами " , " фанатиками " и " сектантами " только из-за того, что они придерживаются точки зрения, отличной от декларированной официально, и пытаются ее отстаивать. С этими протестантами мы готовы сотрудничать в различных проектах, включая проект " новой евангелизации " Европы».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/15/mit...

Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности Источник Отзыв газеты „РУССКИЙ ИНВАЛИД» 126 от 11-го июня 1900 года). М. Г. Кривошлык.–Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г. С.-Петербург. Протоиерей отец Иоанн Сергиев, настоятель Андреевского собора в Кронштадте,– сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры, родился в 1829 году. (Ему теперь 69 лет 1 ). Он спит не более трёх часов в сутки, a иной раз ему едва удается вздремнуть, сидя, или едучи куда-нибудь в экипажах. Он всегда на ногах, постоянно служа в церкви, исповедуя и приобщая Св. Тайн сотни людей». «Государь Император Александр III, чувствуя приближение Своей кончины, пожелал видеть отца Иоанна и радостно встретил его. О. Иоанн молился с Царём, и Царь чувствовал силу его молитвы. 7-го октября, согласно воле Государя, о. Иоанн причастил Его Св. Тайн. Призванный затем Августейшим больным в самый день Его кончины, о. Иоанн, по желанию Царя, прочитал молитву об исцелении Болящего u помазал Его елеем от чудотворной иконы. Затем, по желанию Царя, о. Иоанн возложил руки на Его голову и долго не отнимал их. Государь, бывши в полном сознании, просил о. Иоанна отдохнуть, но о. Иоанн сказал, что не чувствует усталости, и спросил Его: «He тяжело ли Вашему Величеству, что я держу долго руки мои на главе Вашей?» Но Царь сказал ему: «Напротив, мне очень легко, когда вы их держите». Потом Царь продолжал: «Вы праведник: вас любит русский народ».– «Да, ответил о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». «Любит – сказал Государь,– потому, что он знает, кто вы и что вы». И действительно, известность отца Иоанна распространяется далеко за пределы Кронштадта и Петербурга. И известность эта происходит оттого, что о. Иоанн собираемые им от жертвователей деньги умеет раздать, умеет, выдавая, поощрить и научить бедняка уму-разуму. Его воскресные проповеди , произносимые в Андреевском соборе, привлекают тысячи людей. He все слышат, не все имеют возможность быть в соборе, а слышать хотят все ... И вот о. Иоанн стал печатать их. Затем они перешли в газету «Ведомости Спб. Градоначальства» и, наконец, попали в книжку, изданную М. Г. Кривошлыком. О. Иоанн говорит о молитве, о церкви, о чудесах в наше время,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Непогрешимость римского папы в учении веры и нравственности христианской пред судом Священного Писания и Предания, церковной истории, самих епископов римских, латинских богословов, западных соборов и здравого смысла Источник I. Учение о непогрешимости римского папы не имеет твёрдого основания в свящ. писании и не засвидетельствовано свящ. преданием первенствующей церкви Искать учения о непогрешимости римского епископа в свящ. писании, казалось бы, едва ли возможно, когда всякому, читавшему новый завет Господа нашего Иисуса Христа, известно, что в нём нет ни слова о римском папе, тем менее о его непогрешимости в догматическом и нравственном учении. Но так как римские папы производят своё главенство церкви от св. апостола Петра, то потому и в учении о непогрешимости папской римские богословы указывают, на слова Христа Спасителя, сказанные сему апостолу: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратясь, утверди братьев твоих» ( Лук. 22, 32 ). Вот единственное классическое место, на котором, как на основании, латинские богословы хотят воздвигнуть здание папской непогрешимости, и первым из находивших в повелении Иисуса Христа апост. Петру «утвердить братьев своих» поручение епископам римским утверждать в вере братьев своих, – епископов константинопольских, – был папа Агафон 48 (в 680 г.), когда нужно было отклонить угрожавшее осуждение его предместника Онория I, через которое римская церковь , должна была утратить своё столь часто прославляемое преимущество особенной чистоты учения. Но означенных слов Христовых, сказанных апостолу Петру, нельзя и не должно прилагать к епископам римским. Молитва Спасителя о не оскудеваемости веры Петровой относится собственно лишь к одному сему апостолу лично, и стоит в тесной и непосредственной связи с предсказанием о его отречении. К одному апостолу Петру относят эти слова Христовы и великие отцы церкви, – св. Василий Великий 49 и св. Иоанн Златоуст 50 . Равным образом и св. Кирилл Александрийский 51 молитву Господню о Петре относит только к его обращению, и повеление утвердить братьев к его восстановлению в апостольское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Духовный цветник Духовный цветник представляет собой собрание назидательных и душеспасительных мыслей и советов, выбранных из трудов святых отцов и подвижников Церкви Христовой, таких как свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, прп. Нил Сорский, египетские подвижники и многие другие. Они касаются разных аспектов, сторон христианской веры и нравственности, православного благочестия. В частности, в них говорится о важности любви к Богу и ближним, о борьбе со страстями, терпении скорбей и искушений, правильном употреблении дара слова, хранении своей совести, необходимости и правильном образе творения молитвы, наказании Божием за грехи и награде за добродетели. Их поучения подобны прекрасным цветам, растущим в цветущих садах и лугах, и как те своим запахом привлекают обоняние людей, так и эти перлы духовной мудрости привлекают души людей благочестивых, стремящихся угодить Богу и построить жизнь свою на земле по заповедям Господним. Мы надеемся, что данное издание – как собрание духовных мыслей и изречений – принесет пользу православным читателям, в особенности тем из них, кто не имеет возможности и времени к чтению обширных книг. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Духовный цветник Предисловие Духовный цветник представляет собой собрание назидательных и душеспасительных мыслей и советов, выбранных из трудов святых отцов и подвижников Церкви Христовой, таких как свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, прп. Нил Сорский, египетские подвижники и многие другие. Они касаются разных аспектов, сторон христианской веры и нравственности, православного благочестия. В частности, в них говорится о важности любви к Богу и ближним, о борьбе со страстями, терпении скорбей и искушений, правильном употреблении дара слова, хранении своей совести, необходимости и правильном образе творения молитвы, наказании Божием за грехи и награде за добродетели. Их поучения подобны прекрасным цветам, растущим в цветущих садах и лугах, и как те своим запахом привлекают обоняние людей, так и эти перлы духовной мудрости привлекают души людей благочестивых, стремящихся угодить Богу и построить жизнь свою на земле по заповедям Господним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

8) Проф. И. В. Попов. Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности). Сергиев Посад, 1897 г. В названной книге (магистерской диссертации) проф. И. В. Попов – приходит, между прочим, к тому принципиальному заключению, что· «христианство сводит все содержание нравственности к заповеди любви, идущей по двум направлениям – к Богу и ближнему. Но наряду с обязанностями любви церковь предписывает верующим еще такие действия, которые, по-видимому, не имеет такого отношения к ней. Таковы все вообще заповеди воздержания. Эти заповеди занимают особенно важное и видное место в монашеской жизни“. 1107 Каково же отношение христианского «аскетизма“ к заповедям о любви? На основании анализа имевшихся в его распоряжении и относящихся к указанному предмету данных, заимствованных из аскетической письменности, автор на поставленный вопрос отвечает в том смысле, что аскетические требование имеют в виду – непременно и единственно – осуществление той же верховной и единственной христианской заповеди о любви к Богу и ближнему. 1108 Выполнение аскетических требований является только средством достижения совершенства этой любви. Все означенные положения автора, действительно, вполне точно отражают сущность аскетического учения по данному предмету. Но в дальнейшем, более подробном и детальном раскрытии этих общих мыслей заметна уже некоторая неопределенность, неясность, недоговоренность, а иногда даже спутанность, неточность. Колебание замечается собственно в решении вопроса, – «частные моменты отречения от мира: уединение, отказ от собственности и брака» 1109 и др. является ли безусловно – необходимыми условиями для достижения совершенства христианской любви к Богу и ближнему или же только средствами наилучшими, наиболее удобными и целесообразными. Автор предлагает собственно оба решение поставленного вопроса, не объединяя их в высшем синтезе и как бы не замечая их взаимной несогласованности. В одном месте почтеннейший ученый утверждает, что «отречение от мира рассматривается христианскими аскетами в качестве лучшего средства для воспитания в себе любви к Богу и человеку”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Епархиальное управление по «Уставу ...» 1988 года. Экзархаты Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Органы епархиального управления. Устройству епархиального управления посвящена VIII глава «Устройства об управлении Русской Православной Церкви,» названная «Епархия.» В «Уставе» епархия определяется как «местная церковь, возглавляемая архиереем и состоящая из приходов, объединенных в благочиния и находящихся на данной территории монастырей.» О границах епархий в «Уставе» сказано, что внутри России они определяются с учетом административно-территориального деления областей, краев или республик, а за рубежом устанавливаются особым решением Священного Синода. «Епархиальный архиерей, - говорится в ст. 5 гл. VIII «Устава» - по преемству власти от святых апостолов есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.» Он избирается и назначается Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей которого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. Кандидат в епископы должен быть не моложе 30 лет, из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства; в последнем случае перед хиротонией обязательно совершается его монашеский постриг. Кандидат на епископскую кафедру должен соответствовать высокому званию епископа по своей нравственности и образованию. В епархии архиерей пользуется полнотой власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Он рукополагает и назначает клириков, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет постриги. Клириков другой епархии правящий архиерей принимает лишь при наличии отпускной грамоты. Архиерей созывает Епархиальные Собрания и Совет и председательствует на них; он имеет высшее начальственное наблюдение над всеми епархиальными учреждениями и входящими в епархию монастырями. «Без согласия епархиального архиерея, - гласит ст. 14 «Устава,» - ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432434/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89015.html 22 сентября 2011 Виталий Каплан Телега впереди лошади Или ответ Дмитрию Быкову Источник:  http://www.foma.ru/article/index.php?news=6065 Фома " Но зачем же тогда нужна Церковь, если люди не могут быть лучше " ? – спросил писатель и публицист Дмитрий Быков, когда в редакции портала " Православие и мир " обсуждалась его нашумевшая статья " Толоконные лбы " . Я не собираюсь сейчас полемизировать с быковской статьёй, но вот эта его фраза показалась мне знаковой. Тут есть о чём поговорить. Во-первых, а что здесь понимается под Церковью? Мистическое единство верующих во Христа? Тело Христово? Или всё же вполне посюсторонняя человеческая организация, имеющая целью решать вполне посюсторонние задачи? Не берусь судить о том, что конкретно имел в виду Дмитрий Львович, но уверен, что очень и очень многие его сторонники видят в Церкви именно такое " министерство нравственности " . Причём подобный взгляд возник отнюдь не сейчас. Помнится, в советские времена ходило в самиздате стихотворение Евгения Аграновича об отце Александре Мене, написанное в 1962 году. И финал его таков: Еврей мораль читает на амвоне, Из душ заблудших выметая сор. ...Падение преступности в районе Себе в заслугу ставит прокурор. Агранович исходил из самых светлых побуждений, был полон симпатии и к отцу Александру, и вообще к христианской проповеди, но блистательно воспроизвёл стереотип: дело Церкви – улучшать уровень нравственности в обществе, и чем лучше она, в лице своих служителей, сие исполняет, тем лучшего отношения к себе заслуживает. Уточню: отношения со стороны неверующей интеллектуальной элиты. А сказать, как оно есть на самом деле – это значит шокировать многих таких " сочувствующих " . Потому что главное дело Церкви – это спасать человеческие души, готовить их к Вечности, чтобы, после всеобщего воскресения, люди могли " дать добрый ответ на страшном судище Христовом " . Церковь спасает души разными средствами, главные из которых – церковные таинства, молитва, участие в богослужении. Всё остальное – социальная работа, образовательная деятельность, заступничество за обиженных и проч. – не то что бы неважно, но всё-таки это второй план. Понятно, что если всего этого нет, если жизнь Церкви ограничивается только богослужением и душепопечением, то что-то в ней идёт не так – потому что чем успешнее христиане борются со своими грехами и страстями, тем больше в них становится любви, а любовь проявляется в делах милосердия. Но всё-таки дела милосердия – это следствие, а не исходная причина. Если поменять местами причину и следствие, если поставить телегу впереди лошади – ничего хорошего не выйдет. Таким путём не раз уже пытались идти в церковной истории, и всегда это кончалось либо ничем, либо большой кровью (вспомнить хотя бы гуситские войны в Чехии XV века).

http://religare.ru/2_89015_1_21.html

Внутренний, или нравственный, церковный суд, действующий в совести и над совестью, в области духовной жизни человека имеет свое приложение в исповеди как акт богоучрежденного таинства покаяния. Он имеет своим основанием евангельский закон, предметом – грех , во всех его степенях и видах проявления, как противное началам евангельского закона движение человеческой души, обвинителем – самою совесть кающегося. Внутренний суд Церкви чужд каких бы то ни было процессуальных юридических форм, не имеет по самому своему существу внешних принудительных форм, основываясь на свободном подчинении подсудимого власти духовного отца и суду своей карающей совести; не может быть речи о каких-либо гражданских последствиях этого суда, не имеющего никаких принудительных мер к обвинению. Для полноты характеристики внутреннего суда мы должны, наконец, сказать о том, что он имеет в своем распоряжении лишь строго исправительные меры воздействия на человека, определяя себя как врачевание человека. Внешний церковный суд – иначе, общественный или публичный – по своим основным свойствам представляет собою институт, отличный от суда внутреннего, близкий по своему внешнему обрядовому аксессуару к светскому – гражданскому и уголовному суду. Основаниями его являются тот же евангельский закон, который лежит краеугольным камнем в суде внутреннем, интимном, и церковный канон как церковно-правовая норма; объектом же своим этот вид церковного суда имеет не грех, но греховное преступление, или выявленное вовне греховное движение человеческой души, связанное с нарушением законов христианской веры, нравственности и дисциплины. Таким образом, в некоторых отношениях церковный суд касается общественной жизни христиан, рассматривая внешние противоевангельские и противоканонические действия человека как члена общества, совершенные публично, могущие произвести соблазн в церковном обществе, это – во-первых; во-вторых – касается потому, что в круг своей юрисдикции вводит такие предметы: веру, правила нравственности, богослужение, церковную дисциплину, – которые, по выражению епископа Иоанна Смоленского, «раскрываются под формами жизни общественной и имеют с нею существенную связь» 2 . Внешний церковный суд имеет свою организацию судебной власти и юридические формы, в которых по установленным законам должна производиться его судебная деятельность, покоящаяся уже на его внешней принудительной силе; имеет в своем распоряжении систему церковных наказаний, налагаемых им за нарушение членами Церкви евангельских и церковно-правовых норм, и в числе этих наказаний располагает, если и не во всех периодах своего существования, такими наказаниями, которые сопровождаются гражданскими последствиями для подсудимого (заключение в монастырь, денежные штрафы, извержение клириков из сана).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Естественный нравственный закон (Психологические основы нравственности) 162 Следует сразу отметить, что диссертация написана в богословскофилософском плане. В данной аннотации основное внимание уделяется изложению учения святых отцов. Прочий материал, как имеющий побочное отношение к Патрологии, представляется в самой минимальной форме. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Естественным нравственным законом называется у святого апостола Павла и святых отцов внутреннее побуждение к лучшей жизни, к известному и определённому образу действий. Святые отцы не только указывали на наличие в человеке врождённого побуждения к добру, но старались разъяснить его значение и показать связь с законом богооткровенным. «Бог, сотворивший природу человека, – говорит святой Максим Исповедник , – даровал ему, по воле Своей, вместе с бытием и силу исполнять должное. Силой же называю существенно всеянное в природу нашу влечение к добродетели, сознательно проявляющееся в деле по воле того, кто одарён им. Мы имеем судилище, присущее нашей природе, естественный закон, мучающий нас устремлять волю от премудрости, присущей всем вещам, к познанию Создателя Вселенной». Согласно христианским подвижникам, нравственный закон есть более естественное явление, чем страсти, уже в силу прав первородства. «Поэтому кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечёт все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние» ( авва Исаия ). Десятословие и само Евангелие – это истолкование лучшей стороны человеческой природы (свв. Ириней и Иоанн Кассиан ). Задача рассматриваемой диссертации состоит в указании необходимости идеалистического объяснения происхождения нравственности, в выявлении корней её в глубине человеческой природы. В работе решается вопрос: в каких свойствах хранится естественный нравственный закон и в чём состоят его психологические основы? За исходное данное принимается христианский идеал во всей его высоте. Часть исследования – первые три главы – посвящаются критическому разбору тех теорий, с которыми соприкасается тема. Это: утилитаризм (гл. 1), мораль бескорыстных чувств (гл. 2) и учение Канта и Герберта (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010