#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #a223a2aac5 #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть " Всенародная и вселенская Церковь " Достоевского Николай Сомин   04:00 03.08.2007 557 Время на чтение 13 минут Ф.М.Достоевский. Худ. В.Г.Перов, 1872 г. Статья посвящена обсуждению и интерпретации мнений Достоевского о Церкви и ее отношении к социальному вопросу. Рассматривая две главы из " Дневника писателя " , в частности, посвященные полемике с Градовским, автор обращает особое внимание на понимание писателем проблем личного спасения и справедливого общественного устройства, в частности, его отношение к социализму, " социальному христианству " , его трактовку социального идеала и его осуществимости на земле. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) в русском сознании - фигура поистине знаковая. А потому его мысли по самым важным для русского бытия проблемам приобретают исключительное значение. Проблема взаимоотношений Церкви и общества - вот что владело тогда лучшими русскими умами, и потому неудивительно, что и для Достоевского она в центре внимания. Но великий писатель одновременно - и великий христианин. В зрелый период своего творчества он всегда стремился подходить к решению любой общественной проблемы с позиций христианской нравственности, заповедей любви к Богу и ближнему. И в отношении Церкви к этим проблемам писатель старался занять наиболее ортодоксально-православную позицию. Обладая исключительно чуткой совестью и огромным стремлением к истине, Фёдор Михайлович видел, что позиция официальных структур Церкви не всегда оказывалась безупречной. И ни в коей мере не отступая от сути Православия, он старался сказать новые слова, несколько иначе осмыслить великие проблемы. В этом плане интересными являются мысли Достоевского о Церкви и ее отношении к социальному вопросу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95096.html 14 июня 2012 Выступление Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета Новоспасского монастыря Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2284086.html Официальный сайт РПЦ МП 13 июня 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство! Уважаемые члены Попечительского совета! Сердечно рад приветствовать вас на заседании, которое проходит в Свято-Даниловом монастыре – официальном церковно-административном центре Московского Патриархата. Сегодня наше заседание посвящается другой обители – Новоспасскому монастырю, и думается, что такое сочетание по-своему символично: обе обители являются древнейшими в столице, имеют богатую историю, прославлены многими подвижниками веры, хранят чтимые нашим народом святыни. Новоспасская обитель всегда пользовалась заметным вниманием и поддержкой как народа, так и представителей национальной элиты, знатных родов и династий. Среди благотворителей монастыря были князья Оболенские, Черкасские, Трубецкие. Особо же почитался этот монастырь семьей Романовых; именно здесь на протяжении веков находилась их усыпальница. Вообще, высокое покровительство, оказываемое монастырям, имеет давнюю традицию на Руси. Так, например, в Киеве существовал целый ряд так называемых княжеских обителей. Отрадно, что в наши дни благочестивая традиция покровительства монастырям постепенно возрождается. Первые лица государства, главы компаний, крупных общественных объединений видят в этом возможность содействия сохранению и развитию православной культуры и утверждению в обществе идеалов христианской нравственности. Такая помощь равно ценна в очах Божиих, поскольку Господь приемлет всякий дар, совершаемый во имя Его. Жертвователь же получает нечто более ценное: он приобщается к высокой миссии Церкви, проповедующей Истину Христову, причем приобщается таким образом, который для данного человека является, может быть, оптимальным. Не каждый способен стоять долгую службу или читать богословские тексты, но, имея веру в сердце, и он может послужить Богу и делает это доступным для него способом.

http://religare.ru/2_95096_1_21.html

XVIII век Житие преподобного отца нашего, игумена Иова (в миру Иоанна, в схиме Иисуса) Анзерского 10 Память его празднуется месяца марта в 6-й день и месяца мая в 29-й день † 1720 Иов родился в Москве при царе Михаиле Феодоровиче в 1635 г. и назван Иоанном. О родителях его и первоначальном воспитании ничего неизвестно, кроме того, что отец его именовался также Иоанном. По преданию, он происходил из духовного звания и, будучи воспитан в правилах доброй нравственности и благочестия, по достижении совершеннолетия рукоположен в иерея. С принятием священства врожденная в душе Иоанна ревность добродетельной жизни выказалась в полном свете. Он ежедневно совершал божественную службу и часто также становился на клирос и пел по киевскому напеву. Пение его, по природной способности, было сладостно и умилительно. Трогательное и благоговейное священнослужение о. Иоанна привлекло в его церковь многих посетителей, которые после службы спешили посетить его дом, чтобы принять от него благословенье и ближе познакомиться с ним. Впрочем, далекий от славолюбия, он неохотно принимать эти посещения и часто не удовлетворял любопытству видеть его в доме. О. Иоанн, более и более усовершаясь в добродетели, исполнял, кроме священнического, иноческое, молитвенное правило и, находясь в миру, как бы уже проводил жизнь монашескую. Он часто налагал на себя пост и уединение, затворяясь в своей опочивальне, где в коленопреклоненной молитве к Богу проводил ночи до рассвета. Во время ночной молитвы Иоанн обыкновенно со слезами взывал: «Помилуй мя, Господи; пощади мя, Господи» и проч. Утром неохотно прерывал он уединение прежде обычного выхода своего в церковь . Случалось, что упрошенные какими-либо посетителями прислужники Иоанна извещали его до начала церковного богослужения о гостях, пришедших с желанием принять благословение и наставление. Вынужденный усиленными просьбами, хотя и выходил он к посетителям, но с лицом унылым, тогда как в другое время о. Иоанн принимал приходивших к нему с искреннею пастырскою любовью и в простоте сердца беседовал с ними. Утверждая всех в христианских добродетелях, он умел применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого. Со старцами говорил об упражнении во всегдашнем богомыслии, с молодыми – об опасности страстей и прихотей, с отцами – о воспитании детей в страхе Божьем и т. п. Все наставления он основывал на Священном Писании и подтверждал примерами из церковной истории и жизни святых. Он любил посещать своих друзей и знакомых, иногда неожиданно приходил в чей-либо дом незваный, но его всегда с радостью принимали и с удовольствием слушали поучения его. Впрочем, внезапное посещение им кого-либо всегда имело какую-либо благодетельную цель. Как скоро, например, он узнавал, что в известном семействе возникли распри и несогласие, тотчас же спешил туда и старался восстановить мир. Как миротворец, он и сам, когда доводилось ему нечаянно оскорбить кого, немедленно сознавался в своем поступке и просил прощения у оскорбленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XXXVIII. Слово при первом служении в академической церкви при вступлении в должность ректора академии 56 Об изучении наук на почве веры и благочестия Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся ( 1Кор. 16:19 ). Эти слова апостола Павла относятся к заключительным словам его первого послания к коринфянам. Вам известно, братья, что между коринфянами были различные религиозные споры и настроения, вредившие их вере и нравственности. Эти настроения появились в Коринфской церкви скоро по насаждению между коринфянами Христовой веры и по отшествии от них апостола Павла. Узнавши об этих нестроениях, апостол Павел немедленно написал коринфянам первое послание, в котором, опровергши их споры, приглашает их к миру и согласию, и к единству веры во Иисуса Христа, и просит их, в заключении своего послания, быть твёрдыми в проповеданной от него им вере, мужественными и непоколебимыми перед другими проповедниками, и не увлекаться их учениями. Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, – говорит апостол Павел. Я нашёл приличным обратиться с этими словами апостола Павла к вам, питомцы сего высшего святилища православной богословской науки, при первом своём служении в сем храме; нашёл приличными обратиться к вам с этими словами не потому, что я знал, или даже слышал о слабости вашей веры, или о каких-либо ваших религиозно-нравственных недостатках. В святилище духовной науки, где приготовляются будущие деятели веры и благочестия, и пастыри церкви, этого не должно и предполагать. Но, можно предположить, что и сюда проникают современные взгляды на движение науки вперёд, стремящейся к опровержению истин богооткровенных – на прогресс в жизни, идущий вразрез с требованиями религии и церкви. Вместе с этим, можно предположить, что и здесь известны нарекания на мнимый застой в церкви христианской и, вследствие этого, нежелание многих подчиняться требованиями её, называя их несовременными, устарелыми и несогласными со свободой совести. Отсюда обычные явления в нынешнее время – религиозно-нравственная свобода, понимаемая в современном смысле, безрелигиозность и нравственная распущенность в жизни. Принимая во внимания всё это, зная, как это заманчиво, увлекательно и даже соблазнительно для молодых пытливых умов, в предостережение нельзя не сказать вместе с апостолом Павлом: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

“Не противься злому…” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 1. Экзегеза Нагорной проповеди и законы логики Возникновение в конце XIX в. в России социально-фило­софского движения толстовства активизировало изучение новозаветных текстов, содержащих основы христианской нравственности. В частности, анализируя нравственное учение графа Л. Н. Толстого, протоиерей Александр Смирнов, доцент богословия Казанского университета, обратил внимание на невинное по существу, но тем не менее имевшее место противоречие в экзегетической традиции Нагорной проповеди. Он приводит две выдержки из авторитетного и весьма распространенного толкования на Евангелие от Матфея епископа Михаила (Лузина). Первая относится к истолкованию Мф 5:17 (“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”): “Христос пришел на землю, — пишет еп. Михаил, — чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное слово Божие, и чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу Закона и пророков; показать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета”. Вторая относится к истолкованию Мф 5:38–39 (“Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому…”): “Весь закон был сенью будущего; когда наступило само тело, сень утратила свое значение, но вместе с тем осуществилось то, на что указывала сень, отменен изветшавший Завет, но заменен совершеннейшим, которого он был только тенью” 1 . Таким неосознанным противоречием, основанным на стремлении раскрыть пасторологические импликации двух мест евангельского текста, погрешал не один только вл. Михаил. Прот. А. Смирнов приводит аналогичную пару цитат на Мф 5:17 и Мф 5:38 из “Православного собеседника” за 1855 г.: “Господь пришел осуществить, раскрыть, утвердить всю силу Закона и пророков”; “Господь подобно Царю, имеющему власть изменить и вовсе отменить прежние законы, прямо от Своего лица делает дополнения к ветхозаветным законам, а у некоторых из этих законов, взятых в своей букве, даже совсем отнимает обязательную силу”.

http://pravmir.ru/ne-protivsya-zlomu/

     В опубликованном в преддверии праздника Пасхи интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе корреспондента информационного агентства ТАСС коснулся темы православно-католических отношений. — Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами? — Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных. — Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия? — К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах. — Как Вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня? — В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

http://pravoslavie.ru/102785.html

  разделы   рассылка  распечатать Елена Бажина В рамках Рождественских чтений обсуждаются проблемы, связанные с преподаванием курса духовно-нравственной культуры Источник:  Благовест-инфо Вопросы, связанные с преподаванием в школах духовно-нравственной культуры (ДНК), обсуждали участники пленарного заседания " Православная культура и современное образование " , прошедшей в рамках XVII Рождественских образовательных чтений. Заседание состоялось совместно по первому и второму направлениям работы Рождественских чтений – " Православное воспитание и образование " и " Школа в XXI веке " . Форум прошел в конференц-зале Синодальной библиотеки Московского патриархата в Андреевском монастыре; его работу курировали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, протоиерей Борис Даниленко, настоятель Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, председатель Комиссии по православным общеобразовательным учебным заведениям Московской епархии, официальный представитель РПЦ в рабочей группе по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования при Министерстве образования и науки РФ, кандидат богословия. Один из основных докладов сделал почетный председатель заседания, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения, на котором епископы, священники, монашествующие, миряне в свободной форме обсуждают интересующие их вопросы, являют пример того, что " не существует разрыва " между монашествующими и мирянами, сказал митрополит Климент. Образование – неотъемлемая часть любого цивилизованного общества, подчеркнул далее митрополит, образование не сводится к заучиванию постулатов. Термин " образование " содержит в себе слово " образ " , что указывает на формирование внутреннего мира человека. Главная цель – " закрепить идеальный образ " . Митрополит Климент подчеркнул, что христианская вера не может служить препятствием к получению научных знаний, равно как и прогресс точных наук не препятствует вере; верующими были многие физики и математики. " Минувший ХХ век, оставивший печальное наследие, показывает, насколько опасно научное знание в отрыве от нравственных духовных ценностей " , – – сказал митрополит Климент. Сейчас число проблем, порождаемых интеллектуальным знанием, будет увеличиваться, – – генная инженерия, искусственный интеллект и другие. Решить эти проблемы в отрыве от нравственности невозможно, отметил иерарх.

http://religare.ru/2_62424.html

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Всеволод Чаплин Лоскутки-2 Источник:  Фома В чем отличие христианской нравственности от " правил общежития " по Дейлу Карнеги? Как духовнику научить человека самому принимать решение, а не брать благословение на все на свете? Хорошо ли монаху в большом городе и пользуются ли архиереи Wi-Fi? Зачем священников переводят с прихода на приход и когда перестанут это делать? Как в Церкви происходит отбор будущих пастырей? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Всеволод Чаплин в своей книге " Лоскутки-2 " , не так давно выпущенной в свет при поддержке журнала " Фома " издательством " Даръ " . Некоторые из этих дневниковых зарисовок мы с удовольствием предлагаем вам в этом номере. Однажды, выходя из провинциальной гостиницы, услышал разговор прохожих: " Батюшка. Освящал что-нибудь " ... Не лекцию читал, не больного посещал, а именно " освящал " ! Вот так нас подчас и воспринимают – как платных требоисполнителей. Не мы ли сами тому виной?! Не мы ли отучили людей от образа священника-учителя, священника-утешителя, священника-миссионера, духовного врача? Что по телевизору, что в быту этот образ просматривается гораздо реже, чем образ с чашей и кропилом... Какими мы выходим из храма в мир? Радостными, готовыми улыбкой и добрым словом свидетельствовать о Христе перед " внешними " людьми, которые озабочены собой и житейской суетой? Или озлобленными, горделивыми, пренебрежительно отталкивающими тех, кого встречаем? Наверное, в ответе на этот вопрос – один из критериев подлинности, правильности нашей духовной жизни и устроения жизни приходской. В Священном Писании дается прекрасное и очень четкое указание о том, как нам надо разрешать споры и конфликты: Если... согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18:15–17). Мы же все чаще поступаем прямо наоборот: сначала вываливаем все обвинения в интернет, а лишь потом – причем в самом лучшем случае – пытаемся поговорить с человеком напрямую.

http://religare.ru/2_70133.html

  разделы   рассылка  распечатать Софья Пучкова Почему каноны в Церкви не стареют Источник:  Нескучный сад На Архиерейском Соборе принимают документы по ювенальной юстиции, электронным удостоверениям личности и другим проблемам, о которых ничего не написано в канонах, создававшихся полторы тысячи лет назад, в Древнем Риме и Византии. Тем не менее, архиереи ими руководствуются. Так почему каноны не устаревают? Вселенские соборы чаще всего ассоциируются с догматами, которые были на них приняты, например, с Никео-Цареградским Символом веры (Первый и Второй Вселенский собор), или с защитой иконопочитания (Седьмой Вселенский собор). Но на Соборах принимали не только вероучительные истины, но и каноны – правила Церкви. Не все из них сегодня действуют, но ни один – не отменен. История греха Слово " канон " в переводе с греческого – " прямая линия " или " правило " . В отличие от догматов, каноны касаются практической стороны жизни церкви: вопросов церковно-административного устройства, церковной дисциплины или христианской нравственности. Канон – это ориентир для правильной, нормальной христианской жизни человека и Церкви в целом. Например, " нравственные " каноны формулируют нижний предел христианского поведения и, как правило, выражают какой-либо запрет: " никакому клирику не позволяется содержати корчемницу (т.е. трактир или гостиницу) " (9-ое правило Шестого Вселенского (Трулльского) собора). В каком-то смысле каноны повествуют нам об истории греха в Церкви, ведь все они создавались, чтобы ограничить грех. Каноны утверждались в конкретный исторический период для решения актуальных в то время проблем. И, судя, по количеству канонов, проблем было немало: мы имеем 189 правил Вселенских и около 320 Поместных соборов. Многие из них повторяются из собора к собору, это говорит о том, что проблема, которую они призваны был решить, не была решена, и Церкви пришлось повторить и подтвердить свое решение. Так, против греха симонии (приобретение священного сана за деньги) боролись и на Четвертом Вселенском соборе, и на Шестом (Трулльском), и на Седьмом. А с ростовщичеством среди духовенства – на Лаодикийском, Карфагенском и на Первом, Шестом, Седьмом Вселенских соборах.

http://religare.ru/2_99519.html

  разделы   рассылка  распечатать Станислав Минин На западном фронте без перемен Наступит ли " весна " в отношениях Ватикана и Москвы? Источник:  НГ-Религии Ватикан и Московский Патриархат активно сотрудничает в деле " борьбы за нравственность " в современном мире. В то же время неразрешенные проблемы не позволяют говорить о действительном прогрессе в межцерковных отношениях. Встреча Папы Римского Бенедикта XVI и главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), состоявшаяся 18 мая в Риме, привлекла внимание российских СМИ. Что означает этот визит видного иерарха Русской Православной Церкви (РПЦ) к Понтифику? Может быть, ту самую " теплую весну " во взаимоотношениях католиков и православных, о которой недавно говорил глава архиепархии Римско-Католической Церкви в Москве митрополит Тадеуш Кондрусевич? Или это даже знак того, что стороны вот-вот скажут что-то новое о возможной встрече Патриарха Алексия II и Бенедикта XVI? Митрополит Кирилл, общаясь с прессой после беседы с Папой, постарался развеять слухи, заявив, что " тема встречи глав Церквей не обсуждалась " . Несмотря на это, о " потеплении " межцерковного климата продолжают говорить и СМИ, и представители двух Церквей. Сегодня в отношениях между Москвой и Ватиканом можно выделить три основные линии. Это, во-первых, попытка совместными усилиями " отстоять " христианские корни западной цивилизации, во-вторых, стремление наладить богословский диалог и, в-третьих, двусторонняя полемика по " проблеме католического прозелитизма " . Встреча глав Церквей останется предметом упований и предположений до тех пор, пока на двух последних направлениях не произойдут существенные сдвиги. Эти сдвиги напрямую зависят от того, пойдет ли на уступки Ватикан. Во время встречи в Риме митрополит Кирилл и Бенедикт XVI заявили о необходимости выработки общей позиции по вопросам биоэтики и защиты института семьи. Но во всем этом нет никакой новизны и свидетельства реального " потепления " в отношениях Ватикана и Москвы.

http://religare.ru/2_30375.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010