«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Содержание церковного управления составляют: 1) учение веры; 2) богослужение; 3) церковные должности и 4) церковные имущества. Церковь заботится о распространении учения веры. Во всех христианских обществах существуют миссии, учебные заведения для подготовления кандидатов на церковные должности миссионеров и различные общества для содействия просветительным целям церкви. На обязанности церкви лежит охранение чистоты веры и нравственности. Средством для этого служат различные меры, направленные к предупреждению уклонений от веры и нравственности (составление книг, цензура и проч.). Богослужение разделяется на общественное и частное. Для общественного богослужения учреждаются особые места (здания); иногда общественное богослужение совершается вне здания (публичные процессии). Частное богослужение совершается для удовлетворения потребностей отдельных членов. Между различными видами частных богослужений особое значение имеет брак, который в юридических науках известен под именем брачного права; к рассмотрению его мы сейчас и приступим. Отдел первый. Брачное право Значение брачного союза. Нет института в строе человеческом, который бы имел столь обширное, многостороннее влияние; который бы столько глубоко проникал в отношения людей, жизнь народов и государств, как институт брака. Каждый конкретный брак оказывает неотразимое влияние на судьбу супругов, в нём состоящих, и равно на судьбу детей, и потомков от него происходящих; через посредство каждого отдельного брака входят в соприкосновение многие лица, семейства, роды. При этом соприкосновении одни лица производят то или другое влияние на других, и сами подвергаются их влиянию. Частное влияние конкретных браков нередко в высшей степени широко и глубоко отражается на отдельных лицах. Всякий брачный союз имеет значение не только частного института, но и общественного, юридического, государственного и религиозного. Поэтому, каждый конкретный брак затрагивает весьма разнообразные интересы отдельных лиц, рода, общества, государства и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Закрыть О мнимом отсутствии идеала христианской семьи в истории России О некоторых высказываниях протоиерея Георгия Митрофанова 15.04.2008 460 Время на чтение 5 минут От редакции : Необычная трактовка некоторыми известными богословами основополагающих представлений о нравственных устоях православной семьи на январской просветительской конференции " Таинство Брака - Таинство Единения " в Санкт-Петербурге вызвала оживлённую дискуссию как на страницах нашего сайта, так и в других печатных и веб-изданиях. К сожалению, порой эта дискуссия выходила за рамки сущностного анализа «новой нравственности», предложенной петербургскими богословами, склоняясь к обсуждению нравственных качеств самих участников дискуссии . На днях мы получили отклик на январскую конференцию коллег богословов-новаторов - преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, кандидатов богословских наук, братьев иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских). Надеемся, что публикуемый ниже текст станет основанием для более конструктивного обсуждения темы и своеобразным приглашением принять участие в дискуссии и других заинтересованных православных, как духовного звания, так и мирян. Очень больно было на душе, когда пришлось ознакомиться с материалами конференции по проблеме семьи, состоявшейся в январе этого года в нашей епархии. Весь пафос речи уважаемого преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Семинарии прот. Георгия Митрофанова вызывает недоумение. По мнению отца Георгия, искать идеал христианской семьи в прошлом России - едва ли перспективный путь для современных молодоженов, а «пытаться строить семью по каким-то патриархальным, вычитанным из репринтных изданий представлениям - значит обрекать себя на заведомую неудачу». Но, прежде всего, надо заметить, что, к сожалению, современная молодёжь за крайне редким исключением не обращает свой взор в сторону «репринтных изданий» и житийной литературы. Задача пастыря в наши дни - стремиться привлечь внимание молодых к тому лучшему, что имеем мы в наследии православного опыта жизни в русской стране за тысячу с лишком лет её бытия, а не сеять сомнение в самом существовании этого драгоценного наследия, о котором большинство из них и не знает или имеет и без того явно извращённое представление.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/15/...

Скачать epub pdf Жизнь во Христе есть жизнь в вере Вера христианская: какое таинственное, странное, удивительное, чудесное явление в мире человеческой души. Как ее определить? К какой способности душевной отнести? К уму? Но она шире мысли, сильнее, действеннее ея. К чувству? Она сложнее всякого чувства, она сосуд, несущий в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Волевое явление? Да, вера двигает горами, но христианин отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «да будет воля Твоя во мне грешнем». Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем то «убежденное предположение», называемое верой, какое обычно встречается в жизни. Христианство несет с собой возвышеннейшее нравственное учение но свести его к одной нравственности, без веры, как это, например, пытался сделать Толстой, значило бы разрушить его. На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царствия, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи. Верою одушевленные христиане с радостию шли на мучения и смерть. Вера – камень, но камень неосязаемый, свободный от грузности, тяжести, духовный. «Дух силен, мощен», пишет о. Иоанн Кронштадтский , «оттого он легко носит тяжелое вещество плоти». «Кто верует, у того из чрева потекут реки воды живой»: и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в сил духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа. «Если кто скажет горе сей: двинься и ввергнись в море, и не размыслит в сердце своем, будет ему». Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой. Освещен ими и пастырский путь о. Иоанна. Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Есть секта, которая хочет дать чисто практическое применение вере и учит так: уверь себя, если ты болен, что ты здоров – и ты уже здоров. Такое понимание веры похоже на детскую игру, когда дети воображают, что они плывут по морю, сидя в своей комнате на полу. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы – с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода: но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Слово на пассии в неделю 2-ю Великого поста (6 марта 1977 гг.) Те евангельские главы, которые повествуют нам о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и которые Святая Церковь предлагает нашему вниманию в некоторые дни Великой четыредесятницы, и особенно в дни Страстной седмицы, имеют чрезвычайно важное значение для научения истинам христианской веры и наставления в благочестивой подлинно христианской жизни. В этих главах простым и ясным для каждого языком сообщаются глубочайшие истины нашей веры, приоткрываются некоторые стороны священной тайны божественной жизни и божественного домостроительства, уясняется сущность и значение таких великих событий священной и мировой истории как воплощение Единородного Сына Божия и Его искупительный подвиг «нас ради человек и нашего ради спасения». Наряду с этим названные евангельские главы содержат в себе и бесценные назидания, являющиеся основанием христианской нравственности. Вслушиваясь в слова евангельских повествований об исполненном небесного достоинства поведении Богочеловека Господа Иисуса Христа в дни и минуты тягчайших испытаний и о совсем ином, немощном, соблазнительном или даже преступном поведении людей – современников Христа, бывших или свидетелями, или участниками происходивших тогда событий, мы легко можем извлечь для себя из этих повествований жизненно важные нравственные уроки. Только что прослушанное нами чтение из Евангелия от Матфея как бы призывает нас задуматься над вопросом о Божественном свидетельстве и человеческом к нему отношении. Свидетельство Господне истинно, непреложно и неотразимо в своем могущественном воздействии на ум и совесть человека. Что же касается нашего отношения к нему, то оно может быть весьма различным. Оно может быть свидетельством добрым, смелым и прекрасным в своей преданности Христу; оно может быть робким и немощным, но все же не бесчестным и потому имеющим известную нравственную цену, ибо Господь наш, в Своем бесконечном снисхождении к человеческой слабости, говоря словами св. Иоанна Златоуста , «и дела приемлет, и намерение приветствует». Но оно может быть и постыдным, безнравственным лжесвидетельством, которое вызывает справедливое отвращение в каждом неиспорченном сердце и неминуемо навлекает на себя праведный суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

II. Христианская нравственность Ни одна личность в истории не оказала такого влияния на духовно-нравственное развитие человеческого общества, как Иисус Христос. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми – не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признакам и многие другие дефекты общественного устройства, характерные для древнего мира. Преображение общества начинается с нравственного преображения личности. Ветхозаветные заповеди были нацелены на сохранение духовного здоровья и целостности Израильского народа: ради этого можно было, при необходимости, пожертвовать отдельными людьми. Характерно библейское выражение: «Истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» ( Быт.17:14 ). Нарушителя божественных заповедей надо было просто отсечь, ликвидировать – как лишний и опасный элемент, вредящий народу в целом. В Новом Завете каждый человек представлен как имеющий ценность в очах Божиих. Нравственные увещания Иисуса Христа адресованы не одному отдельному народу, а всему человечеству, но обращается Он при этом к конкретному человеку. Для христианства нет ненужных людей – тех, кого можно уничтожить ради блага других. Каждая душа драгоценна, и даже закоренелым преступникам Христос дает шанс на исправление. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников»,– подчеркивает апостол Павел ( 1Тим.1:15 ). На кресте Господь даровал прощение покаявшемуся разбойнику ( Лк.23:40–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

I. Лучшим выразителем общецерковного богословского направления времени, давшим назидательные уроки церкви и на будущее время, был, без сомнения, ученейший и гдубокомысленнейший Фотий. Его богословствование обширно, глубоко, верно традициям церкви. Это было строго-ортодоксальное направление. Обозревать весь круг его богословских идей было бы задачей слишком длинною. Для наших целей совершенно достаточно будет изложить воззрения Фотия на те вопросы религиозной жизни, которые задавало само время, и ответ на которые в его сочинениях составлял ответ самой церкви: как понимались ее идеи и потребности представителями тогдашнего христианского мира. Словом: изложим такие воззрения Фотия, которые выставлялись им в противоположность каким либо другим воззрениям, которые церковь не признавала за истинные. Во имя таких потребностей главным образом развиты были Фотием подробно идеи о церковном предании, о церкви и иерархии 442 . Главные мысли его в настоящем случае состоят в следующем. Не одно Св. Писание, но и предание есть источник Откровения, есть норма при решении спорных вопросов. Преданного учения следует твердо держаться, и предания апостольские и святоотеческие высоко чтить. Противоречит тем, которые говорили о тайнах по внушению Духа Божия, опасно; так же, как опасно доверяться лишь собственным человеческим мыслям и своей рассудочной способности 443 . С таким же уважением, как и Св. Писание, мы должны принимать слова знаменитейших учителей церкви. Отцы церкви имеют для нас двоякое значение: 1) Как истолкователи Св. Писания и 2) как свидетели неписанного учения, они пополняют то, что не записано в Св. Писании. – Они имеют значение как истолкователи последнего. Это церковное правило – замечает Фотий, – что должно истолковывать Писание сообразно с согласным объяснением отцов, в особенности в том, что касается веры и нравственности 444 . Но что относится до чисто экзегетических вопросов, то в подобных случаях отцы часто не соглашались между собою; здесь должны иметь место самостоятельные суждения. Некоторые патристические объяснения были недостаточны, и позднейшие лица давали более удовлетворительные объяснения. Хотя, замечает Фотий, древние экзегеты не всегда правильно толковали Писание, однако мы должны высоко ценить эти толкования; потому что они первые начали заниматься этим делом и исполнены были истинно религиозного духа, они положили начало научного знания 445 . Отцы, далее, по Фотию, должны иметь важное значение, как свидетели неписанного христианского учения. В этом случае Фотий рассуждает: если известная догматическая истина не может быть доказана из Св. Писания, то ее нужно доказывать по крайней мере из писаний отеческих. Здесь мы должны держаться учения, какое находим у сонма отцов 446 . Отдельные отцы могут погрешать, как напр. погрешали Дионисий Александрийский , Палий, Мефодий, Ириней, оба Климента Пантен, Ипполит, Памфил 447 ); но все, в чем согласны отцы, – это служит нормой веры. Отцов, живших до

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

I раздел Настоящий вопрос имеет свою многовековую историю. Возникновение его восходит ко временам апостольским, когда в недрах самой церкви Христовой появились различного рода еретики и раскольники, отделившие себя от единства веры и духа. Таковы были еретики: Симон волхв, называвший себя богом и допускавший безнравственные действия, – Менандр, выдававший себя за высшее существо и говоривший, что крещение в его имя сообщает бессмертие, – Керинф, признававший Господа И. Христа обыкновенным человеком, – Николаиты, последователи одного из семи диаконов, считавшие тело произведением злого начала и проповедовавшие разврат, – Евиониты, строгие блюстители закона Моисеева и не признававшие божества И. Христа и др. Уже в посланиях свв. апостолов Петра и Павла встречаются указания на противохристианские и безнравственные начала, лежащие в основе учения всех этих еретиков и особенно выразительно говорит о них верующим св. апостол Иуда в послании, известном под его именем. Одновременно с появлением еретиков неизбежно возник вопрос и о способе принятия в церковь тех из них, которые с искренним раскаянием искали общения с ней. Пока отпадения от православной церкви ограничивались людьми, крайне заблуждавшимися, каковы, например, были симониане и николаиты, отрицавшие основные начала христианской веры и нравственности, вопрос о способе принятия еретиков не представлял серьезных затруднений. Каждый предстоятель церкви – епископ мог легко знать, как ему поступить при введении в ограду св. церкви таких лиц, которые от рождения своего были почти совсем чужды христианской веры. Таких людей обыкновенно принимали в церковь , как язычников, – чрез св. крещение. Совершенно иначе стало дело, когда среди отпадших начали появляться такие общества, которые мало чем отличались от православной церкви, ибо содержа одинаковую с ней веру, они имели у себя преемственную от свв. апостолов трехчинную иерархию и семь таинств, отделяясь от церкви лишь из-за некоторых обрядовых и дисциплинарных особенностей. Таковы были донатисты и новатиане. Что было делать с сими заблудшими, при обращении их с раскаянием к православной церкви? Оставлять ли в силе совершенные над ними вне церкви неповторяемые таинства: крещение, миропомазание и хиротонию, если из обращавшихся были священные лица или вновь совершать над ними названные таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В чем же, – спрашивается, – особенное и существенное достоинство всякого христианина, как верующего? Его главнейшее характерное отличие заключается в том, что он получил свойства и права сыновства и в этом отношении располагает совершенною свободой – подобно юридически и фактически полномощному наследнику, вступившему в обладание всем достоянием. Теперь понятно, что и в нравственной жизни всегда и всюду должна проявляться одна свобода, без которой не может и не бывает христианского облагодатствования. Тогда первым принципом христианской нравственности будет неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения (V, 1). Но для безошибочности выполнения этого основного правила следует со всею отчетливостью раскрыть специальные качественные преимущества данной свободы, как истинно христианской. Об ней сказано, что именно ею (τ λευθερ) и в интересах ее утверждения в мире ( – 243 dativus commodi – ) нас Христос свободил и, конечно, лишь постольку, поскольку Он сам эссенциально свободен. А в Нем это достоинство покоится на всецелом воплощении воли Божией по Его натуральному богосыновству, откуда естественно, что Он и действует вне всяких ограничений с сыновнею независимостью. Отражение этих свойств в верующих будет святостью при закреплении в себе божественности, а последняя почерпается при единении со Христом и сохраняется чрез живое воспроизведение Его во всем своем благодатном устроении. Необходимо, что человек возрожденный, будучи свободным, проявляет в этом свое сыновство, которое реально награждает сыновнею независимостью. Значит, христианская свобода есть непосредственное обнаружение сыновне-чистого общения с Отцом чрез Сына, когда под водительством божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе, или чрез возможно полное осуществление «закона Христова». Христианская свобода, являясь прямым выводом 244 христианского усыновления, служить только натуральным отблеском последнего, в равной мере пользуясь всеми его прерогативами и принимая все его высокие обязательства. Христианин живет свободно, но в строжайшем соответствии со всеми требованиями своего звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Глава II Послания к церквям: Ефесской (1–7), Смирнской (8–11), Пергамской (12–17) и Фиатирской (18–29), состоящие из обращения, похвалы и порицания увещания, и обещания награды. Откр.2:1 .  Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: Откр.2:2 .  знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Откр.2:3 .  ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Со второй главы начинается изложение тех самых посланий, которые св. Иоанн должен был написать и послать малоазийским церквам. Все семь посланий по своей внешней форме весьма похожи одно на другое и одинаково состоят из надписания, вступления, главной части, воззвания и награды. В надписании указывается наименовение церкви; во вступлении изображается явившийся Иоанну Господь с атрибутом, соответствующим состоянию данной церкви; в главной части говорится о ее достоинствах и недостатках; в воззвании – призыв к совершенной жизни, награда же является возмездием за эту жизнь. На первом месте среди семи церквей поставлена церковь Ефесская, как ближайшая к о. Патмосу. Ефес – славный старинный город на берегу Икарийского моря между Смирной и Милетом. – К предстоятелю (Ангелу) Ефесской церкви Господь обращается, указывая на Свои атрибуты: семь светильников и семь звезд, и говорит: знаю дела твои, т. е. всю твою жизнь, как обнаружение души твоей; знаю твои усилия, чтобы стоять на высоте нравственного совершенства; знаю и твое терпение, с которым ты переносишь от язычников все преследования и стеснения. В похвалу ефесянам поставляется их отношение к развратным, т. е. к людям дурной нравственности, и тем непризванным и злонамеренным проповедникам. И Ефессянам при их, очевидно, не вполне ясном христианском догматическом знании нужно было много любви и преданности – Ап. Павлу и Иоанну, чтобы остаться при своем прежнем христианском учении и не изменить ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010