Жестокость к растлителям есть милосердие к детям Протоиерей Владимир Переслегин, настоятель Спасского храма села Прохорово Чеховского района Московской области Выступление на Парламентских слушаниях по проекту федерального закона " О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации "   Москва, 4 февраля 2002 г.     Глубокоуважаемые участники Парламентских слушаний! В нашей стране практически сформирована толерантность к злу, как общественной норме. Жертвами этой патологической мутации общества стали жизнь и чистота детей и подростков. Невинность детей - национальное достояние любого народа, имеющего волю к жизни, - в России в настоящее время не защищена ничем, кроме Богом данного инстинкта самосохранения самих детей, угнетаемого политикой массового растления. Но Богом предусмотрено, чтобы ребенок не в одиночку противостоял агрессии зла своей слабой и незрелой душой, но опирался бы в этом инстинктивном отстаивании своей невинности на силу и нравственность взрослых. Увы! В конце XX века в России произошло национальное предательство, земский грех беспрецедентных масштабов. В угоду так называемым правам человека, то есть - требованиям падшего естества взрослых, возведенным в новую религию, были попраны неотъемлемые права детей и подростков: право на сохранение девственности до супружества (заложенные в понятии " невеста " ), право ребенка на защиту от суицида и другие подобные права детей, оберегаемые обществом, сознающим свою за них ответственность. Русское общество конца XX - начала XXI века стало настолько дефектным, что просто не осознает этой потери. Национальный ведущий слой России демонстрирует отношение к растлению детей, свойственное психически неполноценной личности, даже не замечая, с каким недоуменным презрением смотрит на него за это боготворимый им Запад. На страже общественной, национальной нравственности и, в конечном счете, на страже жизни и достоинства личности стояла в исторической России не только семья и Церковь, но и государственность, опирающаяся не на приоритет " Human rights " , а на приоритеты защиты жертвы от преступника. Эти, по существу, христианские принципы служения государства беззащитным и слабым нес в себе до самого недавнего времени и Уголовный Кодекс нашей страны, во многом сохранивший нормы старой России.

http://moral.ru/Duma_o-Vlad.htm

§ 161. Сочинения нравственные. Учреждения богослужебные. Между всеми сочинениями св. Амвросия, 3 книги его о должностях занимают первое место. По древним спискам они назначаются для служителей Церкви; они заключают в себе изложение должностей христианина, подведенное под общие начала, с применением нескольких наставлений к служителям Церкви. Св. Амвросий имел при сем в виду Цицероново сочинение о должностях и хотел показать превосходство христианского нравоучения пред нравоучением лучших язычников. О христианской нравственности св. Амвросий писал много. Таковы сочинения его: об удалении от мира; о патр. Иакове и о блаженной жизни – две книги, где в первой говорит, что жизнь блаженная – жизнь без страстей плотских, во второй описывает жизнь Иакова, как пример счастливой жизни; о патр. Иосифе – как образце целомудрия и других добродетелей, об Илии и посте с похвалами воздержанию; о Навуфее, против скупости и жестокости к бедным; наставление воинам и другим членам государства 809 . Книги о девстве, наставление деве, 3 книги о девах, увещание к девству, письмо о девстве 810 , и книга о вдовицах заключают в себе все, что может быть сказано в похвалу девства и вдовства и в наставление им. В письмах то увещевал к покаянию 811 , то давал понятие о совершенстве христианском, приобретаемом постепенно 812 , то преподавал советы клиру 813 , судьям 814 , епископам 815 , или находящимся в скорби 816 . В нравоучении Амвросий является тем, чем был в жизни: здесь возвышенность и твердость духа выражаются в своем достойном виде; здесь он велик и как учитель благочестия и как духовный оратор. Весьма важны труды св. Амвросия для устройства Богослужения. Валафрид Страбон писал в начале IX века: « Амвросий Медиоланский епископ устроил чин как литургии, так и других, служб для своей церкви и для прочих лигурийцев, который сохраняется и доселе в Медиоланской Церкви» 817 , Все, что устроял в сем отношении св. Амвросий, запечатлено было мыслию о Востоке, выражало желания сближаться с обрядами светлого Востока 818 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.В. Круглов Глава первая I раздел Когда св. Григорий Богослов покидал Константинополь, он просил избрать на свое место мужа достойного, который явился бы крепким борцом за православие. Преемник Григория, Нектарий, не был, однако, таковым. Но желание Григория Богослова исполнилось, когда после Нектария константинопольскую кафедру занял св. Иоанн Златоуст . Характерно определение его личности: «Он совсем не боялся людей, потому что боялся Бога. Если он находил что-нибудь справедливым, необходимым высказать, то никакие посторонние соображения не могли воспрепятствовать ему в этом». Он не знал сделки с совестью, не налагал молчания на уста, если нужно было говорить. В этом отношении он не только не уступал, но, можно сказать, даже превосходил нередко Григория. Поистине он является «светильником мира, учителем вселенной, столпом и утверждением Церкви». Его величавый образ, окруженный славой мученичества, ярко выделяется на фоне IV века. Не даром дано ему такое наименование: самые блестящие церковные ораторы всех протекших веков христианства уступают Златоусту-проповеднику, который жег сердца людей своим глаголом. «Его грозное, огненное слово (и надо прибавить, всегда дышавшее любовью) и обличило, и осветило древний мир, по имени христианский, но погруженный в бездну беззакония; оно вызвало подъем его духовных сил, привело его на путь возрождения». Слово Златоуста не умолкло с его смертью . Его творения и ныне являются истинно питательной пищей и благодатным светом. Они – отражения жизни, ибо, во-первых, изобилуют любопытными сведениями о том времени, его нравах, а, во-вторых, Иоанн как поучал жить, так и жил сам. Слово и дело не расходилось у св. проповедника, который «во свидетельствование истины сносил всеобщий укор и хотел быть оправданным пред лицом Бога», не заботясь о суде мира. Но мир, когда-то гнавший его, его же и признал своим светильником, стал искать истины и уроков христианской нравственности не только в его творениях, но и в его жизни, которая показывает всем дивную высоту христианского совершенства. Отдав всего себя на служение Богу и Его Церкви, пройдя тяжелый путь жизни, закончившейся смертью в изгнании, Златоуст покидает земную юдоль с благодарностью Богу за все. «Слава Богу за все!» – таковы последние слова изгнанника-святителя, испившего ту чашу страданий, одной капли которой довольно для большинства, чтобы вызвать на уста ропот укоризны и чуть не возмущения против воли Провидения. Понятно, что такая жизнь поучительна уже сама по себе, потому что она сама по себе уже – свет, разгоняющий тьму. Знакомство с жизнью Златоуста может не только уяснить его личность, дать понятие о его времени, но и принесет нам укрепление в борьбе с грехом, поднимет наш слабый дух и осветит мрак наших мятущихся душ. Великий проповедник может служить для нас образцом неустрашимости в беде, верности правде, образцом любви к ближнему и беззаветной покорности воле Божией. II раздел

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А.В. Щипков: Наступило время прямого высказывания 8 ноября 2022 г. 15:53 «Идет война. Время эзопова языка ушло. Наступило время прямого высказывания», — заявил первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова , заместитель главы Всемирного русского народного собора  политический философ А.В. Щипков в интервью телеканалу «Россия 24». Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой, он рассказал о работе Российского православного университета, проведении XXIV Всемирного русского народного собора и представил свой взгляд на стратегию главы государства. Состоялся разговор о роли Церкви в государственном строительстве, об идеологии, разнице между диссидентами-восьмидесятниками и сегодняшними эмигрантами, среднем классе и месте иноагентов в информационном пространстве. А.В. Щипков принял участие в еженедельной программе телеканала «Россия 24», в которой светские новости обсуждаются через мировоззренческую призму людей Церкви.   Комментируя выступление Президента России В.В. Путина на XIX Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», А.В. Щипков отметил, что состояние неолиберального западного общества достигло той точки, когда выстраивание диалога с традиционалистской частью Евросоюза, которая выступает против зависимости от США, на сегодняшний момент является почти невозможным.  «Президент точно обозначил свою позицию — личную и как лидер государства, что Россия остается на традиционалистской позиции. У нас в стране четыре традиционные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм — все они базируются на традиционной нравственности, от которой отступают в Европе по причине доминирующей либеральной идеологии », — уточнил А.В. Щипков. Он напомнил, что попытка введения Конституции в ЕС так ничем не завершилась (договор о введении Конституции для Европы, подписанный в Риме 29 октября 2004 года, не вступил в силу) , и даже обсуждение проекта документа привело в те годы к тому, что Евросоюз отказался от фразы о его строительстве на христианской основе.

http://patriarchia.ru/db/text/5974926.ht...

А. Добродетели, предписываемые пятою заповедью закона Божия 1. Почитание родителей а) Что нужно разуметь под общим именем почитания родителей? В пятой заповеди под общим наименованием почитания родителей предписываются следующие частные обязанности: I. Почтительно обходиться с родителями. Почтительное обхождение требует, чтобы мы каждым действием, каждым словом выражали вежливость, предупредительность, услужливость, кротость и незлобие. Премудрый учит: помяни отца твоего и матерь твою, когда будешь сидеть посреди вельмож. Не забывайся пред ними и не безумствуй в своем обращении, чтобы желать совсем не родиться и проклинать день своего рождения ( Cup. XXIII. 17 – 18 ), т. е. не стыдись своего низкого происхождения и своих бедных и необразованиых родителей. Было бы признаком крайней неблагодарности и крайне неблагородно терять снисхождение и почтение в тем, которые сами терпели слабости нашего детства, любили нас всеми силами своей души 143 , молились за нас от всего сердца 144 , не покидали нас, когда мы во младенчестве докучали им своими воплями, в отрочестве им досаждали упрямством и шалостями, ласкали нас и утешали, когда мы скучали в их присутствии. Чадо, учит Премудрый, заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его. Аще и разумом оскудеет, прощение имей, и не обесчести его всею крепостию твоею ( Cup. III. 12 – 13 ). II. Повиноваться родителям. Дети должны исполнять приказания родителей и не делать того, что они запрещают и что им неугодно, должны с покорностию принимать наставления и советы родителей. Только те повеления и советы родителей необязательны к исполнению, которые противны вере и нравственности, законам церковным и гражданским. Дочь Иродиады, конечно, поступила бы справедливо, если бы не исполнила желания своей матери, требовавшей главы св. Иоанна Крестителя. Ионафан, сын Саула, не усумнился войти в противоречие со своим родителем, представляя ему, сколь несправедлива его ненависть к Давиду ( 1Цap. XIX. 20 ). Но и в подобных случаях дети должны быть в отношении к родителям кроткими и вежливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А. Конев Глава 1. Христианская традиция первого тысячелетия об обожении 1.1 Общий взгляд современных исследователей на патристические труды об обожении Некоторые исследователи вслед за Адольфом Гарнаком утверждали, что богословие обожения всецело продиктовано влиянием эллинистической философии и мистериальных культов на Церковь ; оно лишь затемняет содержание Евангелий, а потому должно быть полностью забыто. 1 Однако уже в 30-е годы XX века появился ряд работ, показавших, что богословие обожения – это библейская идея в греческом одеянии, эквивалентом которой на Западе является богословие освящающей благодати. Это богословие в терминах, свойственных культуре того времени, раскрывает учение ап. Павла о причастности Телу Христову и идею евангелиста Иоанна о Воплощённом Логосе как источнике божественной жизни. Потребность в осмыслении Откровения ставила перед церковными авторами множество вопросов. В каком смысле людей можно назвать «богами» ( Пс. 81 (82):6)? Как судьба христианина связана с домостроительством Воплощения? Что христианский мыслитель понимает под «уподоблением Богу»? Как увязать возвышение души до божественного состояния с фундаментальной различностью сотворённого и несотворённого? Как можно быть «причастным» Богу, в то же время оставаясь творением? В чём именно роль Таинств и нравственности? 2 Несмотря на то, что богословское осмысление вопроса о причастности человека Богу является одной из важных тем христианских авторов, Отцы Церкви первых веков, говоря о приобщении Богу, не считали нужным подробно объяснять значения используемых ими терминов. Они чаще всего говорили об обожении метафорически. Смысл использованных понятий выяснялся из контекста. Формальное определение обожения (ϑωσις) как «обретения богоподобия и максимально возможного соединения с Богом» принадлежит Псевдо-Дионисию, автору VI века. И лишь св. Максим Исповедник в VII веке сделал дискурс об обожении самостоятельной богословской темой. Для трудов, написанных после этого времени, уже следует говорить не о метафорическом, а о техническом употреблении терминов и о чётких определениях. 3 1.2 Доникейский период

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

А. Михайлов Вступление По общему верованию мусульман, все содержание Корана состоит из Божественных откровений, данных избранному пророку Мухаммеду. Частью записанные еще при нем на пергаменте, пальмовых листьях, и костях и другом письменном материале, частью только заученные на память его последователями, эти откровения были собраны первыми халифами и при Османе окончательно составили из себя священный для мусульман кодекс истин веры, нравственности и священной истории. Само собою понятно, что этот кодекс не мог умолчать о христианстве. Как произведение VII в. по РХ, когда христианство уже успело распространиться далеко за пределы римской империи, Коран, конечно, вместил в себе нечто, касающееся вероучения и истории христианской религий. Вероучение это изложено в форме догматических положений, а история в форме исторических сказаний из жизни св. Иоанна Предтечи, Пресвятой Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов и семи спящих ефесских отроков. Мухаммед как будто чувствовал нужду, кроме догматических отзывов о христианстве, в этих именно сказаниях установить правильный взгляд, или как он сам говорит взгляд по слову истины (К19:35) на Иисуса и на дело, совершенное Им на земле. Важность для науки рассмотрения коранических сказаний о новозаветных лицах ясна сама собой. Ответ на вопрос, как отобразилась христианская история в уме Мухаммеда, что она потеряла здесь и что приобрела, этот ответ можем быть прекрасной иллюстрацией для ориентальной науки вообще и науки церковной истории Востока в частности. Он может уяснить духовную жизнь араба VII века с её запросами, влияние на нее тогдашней христианской культуры, отношение к ней араба и т.п. Он доказывает, что христианство в VII веке было уже распространено в Аравии, и объясняет даже, какие христианские секты были там наиболее влиятельными. Все это важно для чисто теоретической науки, если можно так назвать науки о востоке и о восточной церкви. Но еще более важно рассмотрение коранических сказаний о новозаветных лицах и событиях для прикладной науки миссионерской, противомусульманской.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2016 г. 19:57 28 августа 2016 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Блаженство, Блаженнейший Ростислав, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь отмечает великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. В этом году он приходится на воскресный день, и это напоминает нам о глубокой связи нынешнего праздника с праздником Святой Пасхи. Неслучайно благочестивые люди называют Успение Пасхой Богородичной, потому что мы торжествуем сегодня вознесение Пречистой Богоматери с телом на небо, восхищение Ее человеческой природы — Ее души, Ее тела — в жизнь Божественную. Неслучайно Успение связывается с Пасхой Христовой, потому что Господь Иисус Христос есть Воскресение и Жизнь, и Своим Крестом и Воскресением Он даровал каждому верующему в Него надежду на жизнь вечную. И слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25) в первую очередь относятся к Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной — Она ожила после смерти силой Божественной благодати и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего. Мы живем в непростое время, когда христиане во многих странах испытывают стеснения;более того, в некоторых государствах сама вера в Христа распятого иВоскресшего преследуется вплоть до того, что за верность своим христианским убеждениям люди предаются на смерть. Кроме прямых гонений на Церковь и на христиан есть и другие опасныеформы борьбы с Божественным началом в нашей жизни. Во многих странах разрушается Богом данная человеческая нравственность, люди отказываются от всяких обязательств пред Господом, провозглашая свою полную автономию от Него, а то и отрицаяЕго существование.

http://patriarchia.ru/db/text/4596814.ht...

архим. Никон (Лысенко) Введение. Понятие о церковной истории История есть возможно полное воспроизведение прошлой исторической жизни людей. «Такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь восставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей своей целостной полноте (с тем прибавлением против настоящей – чтобы и со всем своим смыслом).» 1 Объектом изучения ц е р к о в н о й истории является Церковь . В Св. Евангелии слово Церковь (смотри рукопись) встречается всего в двух случаях: I («...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16,18 ); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... Если же и тогда не послушает... скажи Церкви; а если и Церковь не послушает то да будет он тебе как язычник и мытарь.» ( Мф. 18, 15–17 ). В обоих этих случаях под Церковью Господь разумеет основанное и руководимое Им общество. Богоутвержденное основание Церкви – исповедание Иисуса Христа. Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет; ...народ Божий» ( I Nemp. 2,9–10 ). Церковная история, по определению выдающегося историка Церкви В.В.Болотова , «должна заниматься изучением того, в чем выразилась жизнь Новозаветного общества Господня, которое является преемником Ветхозаветного общества Господня, должна изучать как явления его жизни, так и идей, и желания, и цели, к которым оно стремилось.» 2 Жизнь Церкви как общества имеет свою цель – воспитание людей в вере и нравственности христианской, руководство их к вечному спасению. Средство достижения этой цели – учение Слову Божию, преподание таинств благодати Божией, богослужение, духовное руководство. Учение, богослужение, деятельность иерархии составляют главные предметы изучения церковной истории. Однако, поскольку церковная жизнь народов очень тесно связана с их общественной, т.е. государственно-политической, культурной и экономической жизнью, то дополнительными предметами изучения церковной истории являются: церковно-государственное отношение, материальное обеспечение церковных общин и иерархии, культурное влияние церкви, религиозный быт и нравы народов. Другую группу дополнительных предметов, изучаемых церковной историей, составляют явления случайные в церковной жизни, которые могут быть, а могут и не быть, например, лжеучения, создающие в церковной среде ереси и смуты, порождающие в ней расколы. Особым предметом изучения церковной истории являются отношения поместных православных церквей между собой и их отношения к инославным исповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 42. Евангелие от Матфея, глава 12, 30–37. «Хула на Духа Святаго» Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и рассмотрим две темы: «Хула на Духа Святаго» и «Дерево познается по плодам». Мы будем читать 12-ю главу Евангелия от Матфея, с 30-го по 37-й стих. Мф.12:30 . «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Мы уже касались ранее этого вопроса. Главное, что можно тут отметить, и об этом пишут многие истолкователи, эти слова означают, что невозможно сохранять нейтралитет между Богом и диаволом. Невозможно быть рабом Христовым и дружить с миром сим. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: ″до ревности любит дух, живущий в нас″?» ( Иак.4:4–5 ). Мораль мира и мораль Христа – не совпадают. Ценности и нравственность мира и Христа – противоположны друг другу. Мудрость мира и мудрость Христова – совершенно несовместимые понятия. Сказано: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» ( 1Кор.3:19–20 ). Посему тот, кто хочет служить миру и Богу одновременно, не сможет послужить двум сразу. Мы призваны не к тому, чтобы сохранять нейтралитет с миром, или даже подстраиваться под него, идя путем компромиссов. Мы призваны воцерковить мир и вернуть его Богу! В славянском языке слово «мир» имеет два значения: «мир» – как отсутствие войны, и «мip» – как вселенная. Когда Христос, войдя дверями затворенными, сказал апостолам: «мир вам», Он принес нам мир от Бога и даровал возможность нормальной жизни на земле (нормальной, в христианском понимании этого слова). Человек и призван от начала к миссии возделывания и охранения мира (в смысле, вселенной, космоса). Сказано: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010