Глава VI. Одуховлена ли ваша душа? «Не думаю, чтоб что либо из писаного затруднило вас; прошу однако ж не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить». Преосвященный Феофан. В нашей ежедневной жизни нередко приходится наблюдать явление такого рода. Если юный питомец проникнут любовью и полным уважением к своим руководителям, то достаточно со стороны последних одного легкого замечания или указания для того, чтобы юноша немедленно исправил замеченное упущение или неправильность в своем поведении. Но вот у молодого человека с годами проявляются все сильнее и сильнее дурные наклонности, а вместе с тем и своеволие. Тогда со стороны старших уже требуются значительные усилия, чтобы направить его на путь истинный. Иногда дело доходит до того, что уже не помогают ни просьбы, ни увещания, ни угрозы... Все это принимается теперь за излишнее стеснение свободы, за тяжелое, извне навязываемое бремя. Приложим этот пример к занимающему нас вопросу. В первые века христианства, при горячей любви первых христиан к своему Спасителю, при живом и искреннем религиозном одушевлении – для пастырей церкви достаточно было указать на слова Господа и апостолов или даже прославленных отцов и учителей церкви, чтобы вполне и с желаемым успехом воздействовать на души верующих. При таких обстоятельствах, в IV веке, наприм., св. Василий Великий счел полезным и совершенно достаточным «выбрать из Богодухновенного писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, – и все, рассеянные по разным местам, запрещения и поведения, для легчайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей поступать по навыку своей воли и по преданию человечеству.» (Творения св. Отцев, Т. IX, стр. 2, 20, 25, 37). Но с течением времени обстоятельства изменились. С ослаблением веры и любви христианской, при всеобщем огрубении нравов, требования христианской нравственности стали представляться уже как нечто, навязываемое извне, как неудобоносимое бремя, как что-то чуждое человеческой природе и ее живым стремлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поддерживаем декоммунизацию Резолюция-обращение научного собрания «Москва –Третий Рим, а Четвертому не бывать» 27.12.2022 3849 Время на чтение 9 минут Фото: dzen.ru Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, депутатам Федерального Собрания, губернаторам, председателям региональных законодательных собраний, всем патриотам нашего Отечества Поддерживаем действия руководства России по укреплению традиционных ценностей государствообразующего Русского народа и других народов нашей страны, живущих между собой в мире и согласии уже многие столетия. Поддерживаем декоммунизацию, необходимость проведения которой указана Президентом РФ Владимиром Путиным в видеообращении 21 февраля 2022 года перед началом Специальной Военной Операции на Украине. Для того чтобы «Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация» пережила нынешние трудные времена, одержала победу, преодолела экономическую блокаду и добилась мира, могла успешно противостоять деструктивным силам глобализации, нет иного пути, кроме как обратиться к могучему духу нашей любимой Родины и Христианской Вере. Одно из положений Священного Предания Православной Церкви, признанное еще в XVI веке всей Церковной полнотой, кратко изложено в формуле «Москва — Третий Рим», утверждённой Освященным Собором «Великого Российского и Греческого царствия» в Москве в 1589 году при учреждении патриаршества в Русской Церкви. Этим Собором «Великое Росейское царствие» со столицей в Москве было публично признано Третьим Римом. Эту миссию Российское Царство успешно выполняло на протяжении последующих веков. Сегодня миссия Москвы как Третьего Рима все шире возвращается в народное сознание, становится сущностным духовным содержанием миссии нашего Государства – удерживающего, по словам Апостола Павла, мip от прихода антихриста (2 Сол. 2:7). Формула «Москва — Третий Рим» должна быть, с надлежащим истолкованием, включена в Основной закон нашего государства, в государственные программы национального развития и образования, активно пропагандироваться. Только так Россия может вновь подтвердить присущую ей миссию державного охранителя Вселенской Православной Церкви и образца христианской нравственности, защитника мира на Земле.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/po...

иеромонах Николай (Павлык) Глава III. Христианская добродетель по учению святителя Тихона Собственно, о первой (и одной из главных для святителя) добродетели – покаянии – уже было сказано. Но прежде чем говорить о других, остановимся на понимании святителем добродетели как таковой. «Добродетель, – пишет он, – есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное», есть то «истинное и многоценное добро наше, которое ни тлению не подлежит, ни от нас не отлучается; с нами в мире живет, и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему добру, приводит» 55 (27, 305). Жить добродетельно христианина побуждают любовь ко Христу, обнаруживающая себя в подражании Его добродетелям, в исполнении Его заповедей, и слово Божие, повелевающее как уклониться от зла, так и сотворить благо ( Пс. 33, 15 ) (27, 305–306). Добродетель в ее христианском понимании познается только душой, возрожденной благодатью Божией в Таинстве Крещения, просвещенной Самим Христом; как дар Божий, она укрепляется, взращивается теми благодатными средствами, о которых будет сказано особо. Отдельные же добродетели есть только проявления, различные стороны единой христианской добродетели. Поэтому все они взаимосвязаны, так что любая попытка выстроить их в ту или иную последовательность весьма условна и предпринимается, как правило, или для обнаружения некоторых закономерностей в духовной жизни, или для удобства описания той единой добродетели, которой в самом общем смысле можно назвать правильную и достойную христианскую жизнь. 1. Страх Божий Начало премудрости, которая может служить и синонимом христианской добродетели, и одновременно обозначением цели добродетельной жизни, по слову пророка, есть страх Господень ( Пс. 110, 10 ). Святитель пишет, что есть и как обнаруживает себя страх Божий в душе человека-христианина. Само звание христианина необходимо требует, чтобы мы «ходили везде пред Богом, яко вездесущим и нам везде присутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру тому, как предстоим земному монарху» (27, 994). Страх Божий «есть как страж верный, который всегда бдит и хранит душевный дом от всякого зла; как стена крепкая и высокая, угашающая мещемые стрелы вражии. Страх Божий не попущает прельститься красотами мира сего, не дозволяет свободно уму рассеиваться, языку много говорить, глазам всего смотреть, ушам всего слушать» (3, 233–234).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Каноны святых Апостолов Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 2 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 1 От переводчика “Каноны святых Апостолов” 2 — это древнецерковный литургико-ка­но­нический памятник, относящийся к 135–180 гг. и восходящий в своих отдельных частях к апостольским временам и к “Учению святых Апостолов” (“Didac»” ‘Дидахэ’). Его окончательная редакция приходится примерно на время около 300 г. По своей форме “Каноны святых Апостолов” представляют собой беседу Апостолов, собравшихся по повелению Господа, чтобы совместно установить единые нормы церковного устройства. В уста Апостолов здесь вложены поучения, каса­ющиеся христианской нравственности и церковной дисциплины. Произведение состоит из 30 глав и композиционно распадается на четыре части: 1. Вступление (глл. 1–3). 2. Основы христианской этики (глл. 4–14). 3. Нормы церковной организации и дисциплины, определяющие служения епископов, пресвитеров, чтецов, диаконов, вдов и лаиков (мирян) (глл. 15–28). 4. Заключение (глл. 29–30). Вторая, этическая часть “Канонов святых Апостолов” либо непосредственно связана с “Дидахэ”, либо оба этих памятника восходят к единому прототипу. А третья, каноническая часть представляет собой оригинальное произведение, наводящее на некоторые размышления по поводу раннехристианского церковного устройства. Как в “Дидахэ”, так и в “Канонах святых Апостолов” запечатлена сущность церковного права и юридических норм, определяющих социальное бытие христианина I–II вв. по Р. Х. Радуйтесь, о сыны и дочери, во имя Господа Иисуса Христа. Иоанн, Матфей, Петр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей и Иуда, [брат] Иакова. I. По повелению Господа нашего Иисуса Христа Спасителя собрались мы, как Он прежде этого приказал нам: “Вы должны распределить епархии по жребию, подсчитать количество мест, [определить] достоинства епископов, места пресвитеров, прислуживание диаконов, рассудительность чтецов, беспорочность вдовиц и все, что было бы необходимо для основания Церкви, чтобы эти лица, зная небесный прообраз, убереглись от всякого уклонения, и зная, что им предстоит дать отчет в Великий День Суда о том, что они, услышав, не соблюли”. И Он приказал, чтобы мы распространили эти слова по всей вселенной.

http://pravmir.ru/kanonyi-svyatyih-apost...

Книга 1. История греческих церквей в XIX веке Константинопольская церковь в XIX веке Вступление Падение Византии и основание турецкой империи. – Религиозно-политический строй нового государства. – Устройство православной константинопольской церкви в турецкую эпоху. – Власть вселенского патриарха. – Положение патриарха и духовенства по праву и в действительности. – Юридическое и фактическое положение православного греческого народа в турецкой империи. – Накануне XIX столетия. Святая София в Константинополе Общий вид Константинополя со стороны Золотого Рога В 1453 году Византийская империя пала под ударами оружия османских турок. На развалинах некогда славной и мощной христианской державы возникло новое мусульманское государство, получившее своеобразное политическое и общественное устройство. Православная константинопольская церковь , в течение многих веков пользовавшаяся внешней свободой и независимостью, достигшая высокой степени процветания и в своей внутренней жизни, прославленная сонмом великих иерархов и угодников Божиих, распространившая свет христианства и заветы истинной нравственности среди многих языческих народов, лишилась, вместе с византийским государством, своей самостоятельности, прежнего величия и славы и вступила в иной период своей исторической жизни. Османский султан Магомет II, после завоевания Константинополя, немедленно занялся устройством новой своей империи. В этом важном деле он основывался на определениях священной книги мусульман – Корана и на исконных правовых воззрениях магометан. В основу государственного устройства был положен религиозный принцип, который проходил через все отправления государственной жизни страны: управление, суд, войско, финансы, полиция, поземельные отношения были основаны на требованиях мусульманской религии и формулированы по предписаниям Корана. Вследствие этого турецкая империя получила характер мусульманского государства в строгом смысле этого слова, с теократическим оттенком. Во главе империи стоит султан или падишах, неограниченный владыка жизни, смерти и имущества своих подданных; его распоряжения и государственные законы непреложны, как повеления божества и определение судьбы, так как основываются на откровенном учении Корана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Любопытный случай из своей детской жизни рассказала слушательница одного нашего доклада. Она росла вместе с своим братом и в их спальной комнате была икона святителя Николая, пред которой они молились Богу утром и вечером. Однажды пришел к ним дядя и в своем разговоре поколебал веру мальчика в то, что икона, пред которой они молятся, Бог. Вероятно, дядя говорил, что икона, которая у вас в спальне висит, не Бог, сотворивший мир, что святой, изображенный на иконе, есть только слуга Божий. Кто бы стал обвинять за такой разговор дядю, со своей стороны он, казалось, сделал доброе дело, — пополнил сведения мальчика о существенно важном предмете, внес некоторый свет для понимания рассказа о сотворении мира. Что же, однако, вышло из этого? Настал вечер, дети пошли спать. Сестра Богу помолилась, а брат от молитвы уклонился. Утром сестра стала на молитву, а брат все медлил. «Отчего ты Богу не молишься»? спросила мать. — «Я не могу этому Богу молиться, дядя сказал, что это не Бог», был ответ мальчика. Напрасно мать старалась рассеять сомнение семилетнего сынишки, его детская мысль не могла еще разобраться в богословских тонкостях о том, кто такое Бог и кто такое славный угодник Божий. Сын продолжал упорствовать, и матери пришлось прибегнуть к угрозе. Быть наказанным малютке было неприятно, да и поступиться правдой, как уверен был он, не хотелось, вот он и придумал для себя такой компромисс. Во избежание наказания и из послушания став на молитву, как и всегда, пред иконой святителя Николая, он молился: Не Господи помилуй… Не Богородице Дева радуйся… Такая внутренняя борьба продолжалась у ребенка несколько времени, пока привычка не сделала своего и пока запавшая в голову мысль не выветрилась. Этот случай не только подтверждает нашу мысль о содержании священных изображений в детской, но и показывает, что не всякий разговор взрослых о предметах веры и нравственности христианской бывает детям полезен, и, стало быть, как погрешают те, которые отрывочными беседами или даже только разговорами да примером хотят ограничить все дело религиозного воспитания детей в первом возрасте. Нет, други, чтобы освободить детей от всевозможных, подобных приведенному в рассказе, сомнений, колебаний и волнений, чтоб оградить их от суеверных религиозных представлений, которые помимо воли родителей проникают к ним от нянь, прислуги и сверстников, необходимо сообщение детям самых начальных сведений о жизни и вере христианской, хотя бы в размерах той программы, которая приведена ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2293...

Мария Ненарокова Глава V. Беда – проповедник 1. О гомилетической традиции до Беды Последние годы жизни Беды (730–735) отмечены созданием наиболее зрелых его произведений. Одно из них, «Церковная история англов», сохранило свою привлекательность и для современных читателей, являясь фактически единственным источником сведений по истории и культуре раннесредневековой Англии. Другое – книга «Гомилий на воскресные Евангельские чтения», предположительно составленная одновременно с «Церковной историей» 414 , было широко известно на протяжении всего периода Средних веков. Гомилии Беды пользовались заслуженной славой не только в Англии, но и по всей Европе, свидетельствуя о глубине и ясности богословия их автора и о его риторском мастерстве. Местная, кельтская гомилетика была далеко не столь развита по сравнению с кельтской агиографией или другими областями христианской литературы 415 , поэтому в VII – нач. VIII вв. на Британских островах утвердились те типы проповеди, которые были принесены туда миссионерами св. Григория Великого . Один из них был создан в III в. н.э., когда возникла необходимость «представить учение о вере и нравственности христианской в виде цельной системы знания, которую можно было бы противопоставить еретическому гнозису» 416 . Целью проповедников было внимательное изучение и толкование Св. Писания с тем, чтобы защитить его авторитет против еретиков. Этот тип проповеди получил название «гомилия» – от грк. «беседа» 417 . По именам богословов Оригена и Св. Григория Великого , создавших лучшие произведения такого типа, она называлась сначала оригеновской 418 , затем григорианской 419 изъяснительной гомилией. Творчество св. Григория Великого было венцом развития изъяснительной гомилии. Его гомилии на Евангелия и на книгу пророка Иезекииля были очень известны, в частности, в Древней Англии. Они дошли до нашего времени во многих списках. Эти произведения, привезенные миссионерами св. Григория, оказали огромное влияние на формирование англо-латинской гомилетики 420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

От переводчика “Каноны святых Апостолов” 1 – это древнецерковный литургико-канонический памятник, относящийся к 135–180 гг. и восходящий в своих отдельных частях к апостольским временам и к “Учению святых Апостолов” (Дидахэ). Его окончательная редакция приходится примерно на время около 300 г. По своей форме “Каноны святых Апостолов” представляют собой беседу Апостолов, собравшихся по повелению Господа, чтобы совместно установить единые нормы церковного устройства. В уста Апостолов здесь вложены поучения, касающиеся христианской нравственности и церковной дисциплины. Произведение состоит из 30 глав и композиционно распадается на четыре части: 1 . Вступление (глл. 1–3). 2 . Основы христианской этики (глл. 4–14). 3 . Нормы церковной организации и дисциплины, определяющие служения епископов, пресвитеров, чтецов, диаконов, вдов и лайков (мирян) (глл. 15–28). 4 . Заключение (глл. 29–30). Вторая, этическая часть “Канонов святых Апостолов” либо непосредственно связана с “Дидахэ”, либо оба этих памятника восходят к единому прототипу. А третья, каноническая часть представляет собой оригинальное произведение, наводящее на некоторые размышления по поводу раннехристианского церковного устройства. Как в “Дидахэ”, так и в “Канонах святых Апостолов” запечатлена сущность церковного права и юридических норм, определяющих социальное бытие христианина I–II вв. по Р. X. Текст Радуйтесь, о сыны и дочери, во имя Господа Иисуса Христа. Иоанн, Матфей, Петр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей и Иуда, [брат] Иакова. I. По повелению Господа нашего Иисуса Христа Спасителя собрались мы, как Он прежде этого приказал нам: “Вы должны распределить епархии по жребию, подсчитать количество мест, [определить] достоинства епископов, места пресвитеров, прислуживание диаконов, рассудительность чтецов, беспорочность вдовиц и все, что было бы необходимо для основания Церкви, чтобы эти лица, зная небесный прообраз, убереглись от всякого уклонения, и зная, что им предстоит дать отчет в Великий День Суда о том, что они, услышав, не соблюли”. И Он приказал, чтобы мы распространили эти слова по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

П.З.Белодед Скачать epub pdf Иоанн Златоуст святитель, архиепископ Константинопольский. В блестящей плеяде отцов и учителей Церкви VI века, Златоуст – звезда первой величины. Если некоторые церковные светила и превосходят его по спекулятивной глубине и оригинальности богословствования, по учености и организаторскому таланту, то как толкователь Священного Писания , как учитель нравственности и как высокий образец пастыря Златоуст не уступает величайшим церковным деятелям, а по дивной силе своего ораторского дарования непререкаемо пользуется в христианском мире исключительной славой: Церковь почтила его названием Златоуста, которое с VII века является обычным украшением его имени. Златоуст родился в Антиохии, вероятно, в 347 г. в знатной и богатой христианской семье. Отец его Секунд, занимавший высокое военное положение, умер вскоре после рождения сына, оставив его и старшую дочь (которая, впрочем, жила недолго) на попечение своей двадцатилетней жены Анфусы. Это была благороднейшая женщина, давшая в своем лице высокий образец истинно-христианской верности супружескому и материнскому долгу. По ее адресу вырвалось у знаменитого языческого ритора Ливания полное восторга восклицание: «Ах, какия у христиан находятся женщины!» Не смотря на свою цветущую молодость и полную независимость, не смотря, далее, на соблазны и невзгоды своего вдовьего положения в таком городе, как Антиохия, где необузданная страсть к наслаждениям, особенно среди высшего сословия, не брезговала никакими средствами для своего удовлетворения, – Анфуса решительно отказывается от вторичного замужества и в тиши своего дома всецело посвящает себя воспитанию сына. В тепле ее материнской любви и неустанной заботливости, в атмосфере ее возвышенной религиозной настроенности и безупречной нравственной чистоты возрастали в богатоодаренной и чрезвычайно восприимчивой душе Златоуста те семена любви, веры, добра, которые дали впоследствии такие обильные и роскошные плоды. Наверное уже в детстве, под благотворнейшим влиянием матери, зародилась у Златоуста и та великая любовь к слову Божию, какой он так отличался в течение дальнейшей своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Празднование 700-летнего юбилея со дня рождения святого Сергия совершается на фоне тревожной политической обстановки, когда возобладавшее в жизни Запада «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века» 1 . Быть может, именно в такие моменты жизни, когда история подводит человечество к роковым рубежам, аксиологический взгляд, обращенный к жизни святых, способен выявить высокую цену универсальной значимости их духовного идеала, в служении которому их политический идеал был вдохновлён этическим идеалом, так как они, по верному замечанию. В.С. Соловьёва «должны быть теснейшим образом между собой связаны» 2 . Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия. Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения. «Чтоб увидеть истину, – заявлял Лев Шестов, – нужны не только зоркий глаз, находчивость, бдительность и т.п. – нужна способность к величайшему самоотречению» 3 . На светлом фоне сияния добродетелей святого Сергия, озарившего путь русской православной святости, открывается духовная несостоятельность цивилизационного пути в развитии Запада с его неотвратимой логикой отступления от Евангелия и забвения вечной жизни. Очевидно, что «бедствия нашего времени велики, и опасность можно будет преодолеть только тогда, когда будет захвачена последняя глубина человеческой души, когда человечество опять проложит себе путь к Богу» 4 . История христианской Руси была отмечена стремлением Церкви к водворению в политической жизни Руси высоких нравственных начал, провозглашённых Евангелием в его обращении ко всем народам земли. По мысли В.С. Соловьёва , подобно тому, «как нравственность христианская имеет в виду осуществление Царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царства Божия для всего человечества» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010