http://www.hram-ostozhenka.ru/about/ Возведённый в 1592 году за один день, обыдень, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Храм, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, " молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии " (Сказание Авраамия Палицына). От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешней предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. Также, вероятно, находились в деревянной церкви иконы: храмовая, святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) " . В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма.

http://sobory.ru/article/?object=02251

В 2000 году за восстановление храма взялись прихожане во главе с отцом Николаем Гашковым. Сначала отремонтировали первый «теплый» этаж, в котором начались службы; затем работы пошли ввысь – на второй этаж и 44-метровую белоснежную колокольню, с которой Кыштым виден, как на ладони. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм – в третий раз за всю его историю. В августе 2015 года с фасада полностью были сняты строительные леса, а в ноябре впервые за многие десятилетия по-над водой заводского пруда поплыл колокольный звон… http://lyutov70.livejournal.com/82508.html Кыштымский завод, лежащий в расстоянии 152 в. от епархиального и уездного города, расположен на юго-восточном склоне Уральского хребта, по берегам заводского пруда, питаемого горными речками: Кыштымкой, Сугомаком и Егозой. В окрестностях завода лежат значительные по объему озера с чистой, прозрачной водой: Увильды, Иртяш, Окуля, Акакуль, Амбаш, Кызылташ, Сугомаг и друг. Местность очень живописная и в гигиеническом отношении вполне здоровая. Вблизи завода лежит ст. " Кыштым " Уральской железной дороги. Приход образовался не из коренных местных жителей, каковыми были башкиры и мещеряки, а из пришлого люда, переселенного сюда основателем завода Демидовым из внутренних губерний – Московской, Тульской, Нижегородской и друг. Основание завода относится к началу XVIII в. и в 1730 г. владельцем Демидовым был построен из дикого камня храм, который по наружности никаким переменам и перестройкам не подвергался, а существует и по настоящее время в своем первоначальном виде. Во время Пугаческого бунта, как говорит предание, храм подвергся святотатственному поруганию от мятежников: в храм вводили лошадей, а св. иконы подвергали кощунству. В храме имеется св. икона " Изображение Суда Божия " , старинной живописи, во многих местах проколотая копьями мятежников. Храм двухэтажный; в верхнем холодном храме св. престол освящен в память Сошествия Св. Духа, в нижнем, теплом – в память Усекновения Честной Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=12340

При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. В 1715 году за монастырем числится два двора с пятью душами мужского и тремя женского пола. Позднее, через три года начался сооружаться каменный собор, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина. Храм, имевший три престола - Распятия Господня, Рождества Христова, Усекновения главы Иоанна Предтечи, сохранился и доныне. В 1724 году монастырю были пожалованы в вечное владение " пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде " . Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение - храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX в., над южным входом, и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга - первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.

http://sobory.ru/article/?object=02941

При церкви имеется школа грамоты, открытая в 1893 г., помещается в собственном здании; в селе есть также земская школа. На содержание причта отведено 56 дес. распашной земли, 7 дес. сенокоса и 3 дес. леса. Причт пользуется процентами с вечных вкладов на сумму 750 руб. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г. 4 апреля 2004 г. открылась новая страница в истории ясновского прихода. В этот день впервые после долгого перерыва в Ясенках была совершена Божественная Литургия. Церковь Воздвижения Креста Господня — православный храм Щигровской и Мантуровский епархии Курской митрополии. Расположена в селе Ясенки Горшеченского района Курской области. Когда в Ясенках началось возрождение литургической жизни, церковной общине для совершения богослужений передали здание бани. А когда-то здесь храм разрушили, чтобы построить баню… И какой храм! Еще в XIX веке сразу же после постройки ясеновскую церковь отмечали как выдающуюся «по замечательной красоте своей архитектуры». Само село Ясенки ведет свою историю с XVIII в., когда в этих краях обосновались выходцы из Московской и Черниговской губерний. По другой версии, село Ясенки обязано своим появлением на карте переселенцам из другого села Курской губернии с похожим названием – Ясенок. К середине XVIII века в Ясенках появился храм. Это была деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Сначала маленькая. С 1777 года - побольше. К началу XIX века и большой деревянный храм не мог вместить всех прихожан. Пришлось с 1828 г. взяться за постройку новой каменной церкви. Через 17 лет основные работы были закончены, и в 1845 году состоялось в Ясенках освящение каменного двухпрестольного храма. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Но и мученицу Параскеву ясеновцы не забыли, освятив в ее честь южный придел храма. В 1857 году в Ясенках снова были торжества – освящали еще один придел (северный) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=17382

Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской. 25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.

http://pravoslavie.ru/523.html

Указом царя Феодора Иоанновича от 28 янв. 1595 г. подворье с церковью и прилегающим участком было обращено в самостоятельный мон-рь. Согласно монастырской описи 1763 г., первая, собственно монастырская, церковь (а не домовая при подворье) была выстроена в 1595 г. по повелению царя Феодора Иоанновича, однако ее посвящение неизвестно ( Азлецкий. 1898. С. 5). Первоначальные деревянные постройки К. м. сгорели в 1649 г. В 1649-1652 гг. на средства торгового человека Гостиной сотни Гаврилы Федоровича Антипина (его двор находился рядом с обителью) в К. м. были возведены каменные 3-шатровый соборный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, братский корпус с теплой домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня и 2-этажный корпус келий. Собор К. м. стал одним из немногочисленных 3-шатровых каменных рус. храмов, строившихся в 40-70-х гг. XVII в. Внешние формы собора известны только по рисованным изображениям, в т. ч. гравюрам Э. Турнерелли (1837) и А. Дюрана (1839). Храм стоял на подклете. Так же как и у современных ему 3-шатровых церквей - московских Воскресения в Гончарах (1649; не сохр.) и Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652), а также Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Вязьме (50-е гг. XVII в.),- четверик Иоанно-Предтеченского собора был сильно вытянут в ширину (с севера на юг) и нес 3 декоративных шатра, центральный из которых был лишь немного крупнее боковых. Особенностью четверика было его 2-скатное завершение. С востока к четверику примыкала крупная 3-частная апсида, а с запада - окруженная арочным обходом трапезная. Введенская ц.- 2-этажный храм с невысоким 2-светным четвериком, обширной трапезной и 3 большими полуциркульными апсидами. Четырехскатная кровля была увенчана тесно придвинутыми друг к другу 5 небольшими глухими главками. Колокольня невысокая, ее восьмерик завершался ярусом звона, увенчанным главкой на горке кокошников - вероятно, по местной традиции XVI в., поскольку в целом к сер. XVII в. повсеместно распространились шатровые колокольни. 7 сент. 1652 г. крупные строительные работы окончились, и мон-рь был освящен митр. Казанским и Свияжским Корнилием .

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Все это время он добросовестно и усердно выполнял свои обязанности, постоянно заботился о благолепии церковном, успешно решал хозяйственно-экономические проблемы прихода, часто на свои собственные средства. На деньги, собранные «по приглашению» старосты, были отлиты и установлены на колокольне пять новых колоколов, куплены несколько икон с дорогими ризами в позолоченных киотах, которые украсили внутренность храма. Арсений Петрович делал солидные пожертвования лично от себя. Подаренная им икона Феодосия Черниговского, наряду с храмовыми образами Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божьей Матери, стала особенно почитаемой в Успенском приходе, а день открытия мощей святого (9 сентября), отмечался торжественным богослужением с всенощным бдением, ранней и поздней литургиями. В начале 1912 года, по ходатайству главы Тульской епархии архиепископа Парфения, Арсений Петрович Оводов был награжден Святейшим Правительствующим Синодом золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее. В справке, представленной Епархиальным начальством, указывалось, что староста Успенского прихода за семнадцать лет службы в этой должности пожертвовал на церковные нужды более 2900 рублей, а также на собственные средства отапливал и освещал храм, покупая ежегодно дрова и от 2 до 3 пудов восковых свеч. В 1914 году  на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, под руководством Оводова был произведен наружный ремонт церкви. После революции Арсений Петрович был вынужден уехать из Епифани. Семья поселилась в Туле. Он умер в 1927 году и был похоронен на Епифанском кладбище, рядом с алтарем церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было немало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако в 1956 году Епифанский район, просуществовавший как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен.

http://sobory.ru/article/?object=49132

Отреставрированы и освящены придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, придел Успения Пресвятой Богородицы. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены. Подземная церковь расположена к востоку от главного алтаря Воскресенского собора и соединена с ним лестницей из 33-х ступеней - по числу лет земной жизни Спасителя. Подземная церковь повторяет первообраз - четырёхстолпный одноглавый храм, сооружённый в Иерусалиме на месте обретения Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от Голгофы. Сооружение в Новом Иерусалиме " земляной церкви " велось в первой половине 1680-х годов, однако рвы под её фундамент были вырыты ещё при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник. В храме сохранился медный чеканный иконостас середины XVIII века. В центре его второго яруса помещено изображение Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена. В 2013 году в алтарной части церкви был обнаружен фрагмент основания первоначального изразцового иконостаса. Ныне же в интерьере храма преобладают архитектурные формы и убранство XVIII века. Особенно богато оформлены барочной лепниной своды и барабан главы, где находятся ограждённые вызолоченным резным парапетом хоры, через которые можно выйти на кровлю храма, первоначально плоскую. В южной части подземной церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (умер в 363 г.). Это посвящение связано с историей обретения Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда - житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак и стал Патриархом Иерусалимским. В период правления императора Юлиана Отступника, когда христиане подвергались жестоким гонениям, Патриарх Кириак скончался после пыток как мученик за веру Христову.

http://sobory.ru/article/?object=09785

Автономная УПЦ имела в Мелитополе кафедральный собор, также во имя св. кн. Александра Невского, открытый в здании, в к-ром до войны работал центральный крытый рынок города. Выбор места был не случаен, т. к. на этой территории находился прежний кафедральный Александро-Невский собор, разрушенный в 30-х гг. XX в. В период оккупации в Мелитополе действовали также Алексиевский храм в пос. Круча, Николаевский храм в микрорайоне Нов. Мелитополь, Троицкий храм в пос. Кизияр и кладбищенский храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В Мелитопольском р-не были открыты церкви в селах Песчаное, Терпенье, Нов. Николаевка, Вознесенка, Семёновка, Богдановка, Троицкое и Константиновка. В г. Осипенко (ныне Бердянск) в период оккупации возобновились богослужения в Христорождественском соборе, кладбищенском Николаевском храме и Кирилло-Мефодиевском храме в Рабочем поселке. Осипенковский (ныне Бердянский) р-н был территорией наибольшего распространения молоканства (см. Молокане ), в одном из центров секты - с. Нововасильевка (ныне поселок Приазовского р-на) в 1941 г. с миссионерскими целями был возрожден Богородице-Владимирский приход. Церкви были переданы старинные городские храмы края: Христорождественский в г. Васильевка, Николаевский в Ногайске, Николаевский и Покровский в г. Пологи, Успенский и Вознесенский в Б. Токмаке. В ряде городов и местечек все дореволюционные храмы и часовни были разрушены. Поэтому Троицкий приход в г. Гуляйполе, Петропавловский приход в г. Молочанске, Покровский в Орехове и Казанско-Богородичный в пос. Акимовка разместились в частных домах (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 2. Д. 24. Л. 166-168). В пос. Партизаны (ныне Новопавловка) Приморского р-на и в пос. Кизияр Мелитопольского горсовета храмы располагались в бывш. церковных сторожках. При освобождении Мелитополя от фашистов в окт. 1943 г. подавляющее большинство духовенства во главе с еп. Серафимом уехало в эмиграцию. Регион покинули почти все автокефалистские клирики. В Мелитополе остались двое священнослужителей - настоятель Александро-Невского собора прот. Василий Углянский (вскоре переведен в Крымскую епархию) и настоятель Алексиевского храма в микрорайоне Круча свящ. Феодор Станкевич. При этом были даже случаи открытия новых храмов. Так, в с. Б. Знаменка в 1944 г. был возобновлен единоверческий приход, существовавший до 1938 г., его настоятелем стал бывш. старообрядческий свящ. Прокопий Чурков.

http://pravenc.ru/text/2562912.html

В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца. В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму " Большое Вознесение " во главе со Святейшим патриархом Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=02267

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010