У нашего храма даже есть своя «Летопись о церкви», которую начал писать первый настоятель церкви священномученик Динариев Николай Иванович. Ее опубликовал в своей книге «Автографы трех священномучеников» протоирей Сергей Правдолюбов. Три настоятеля храма «Усекновения главы святого Иоанна Предтечи» причислены к лику святых Новомучеников Российских.  Вот краткая история храма и трех его настоятелей. Первым настоятелем, еще деревянного храма, был Динариев Николай Иванович. Он служил в Даневе 30 лет и построил прекрасный каменный храм. В ноябре 1918 года, вместе с некоторыми Касимовцами был расстрелян. Определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания. Память священномученика Николая Даневского (Динариева) совершается 30/13 ноября. В ноябре 2011 года в Троице-Сергиевой Лавре была написана Икона священномученика Николая Даневского (Динарева). Вторым настоятелем был Анатолий Авдеевич Правдолюбов. В Даневской церкви служил настоятелем с 18 ноября 1918 года до декабря 1921 года. Арестован 6 ноября 1937 года, в возрасте 75 лет, по обвинению в участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности. Несмотря на пытки и давление следствия, отец Анатолий никого не оговорил и не подписал документов, компрометировавших невинных людей. Расстрелян протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов 23 декабря 1937 года. В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Анатолий прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских как священномученик. Память его совершается в день мученической его кончины, 10 декабря (ст.ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а также в Соборе Рязанских святых и Соборе Касимовских святых, совершаемом в четверг Фоминой недели. По свидетельству верующих, многие, кто обращался с молитвой о помощи к священномученику Анатолию, получали облегчение и исцеление в глазных болезнях. Третий настоятель и четвертый из прославленных святых старинного священнического рода Правдолюбовых - священник Николай Анатольевич Правдолюбов.

http://sobory.ru/article/?object=20213

11 сентября в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря я совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Глубоко символично, что решение о воссоздании Предтеченского храма, взорванного в 1812 г. захватчиками, принято в год 200-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне 1812 года. 16 сентября в Троицком соборе города Подольска, построенном в честь победы над Наполеоном, я с Преосвященными викариями и духовенством совершил Божественную литургию. В городском районе Кутузово был открыт и освящен памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову, увенчанный изображением Архистратига Михаила — небесного покровителя великого полководца. Ряд священнослужителей и мирян, принявших участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, были удостоены Его Святейшеством награждения памятными медалями. 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл посетил с Первосвятительским визитом Подмосковье и совершил богослужение в Александро-Невском храме города Егорьевска, в котором были проведены широкомасштабные реставрационные работы, и храм принял участников торжеств во всем своем великолепии. Я благодарю за организацию Первосвятительского визита и усердные труды благочинного церквей Егорьевского округа, настоятеля Александро-Невского собора игумена Никодима (Лунева). О Подмосковном правительстве Уходящий год принес перемены в руководстве Московской области. Завершил свою деятельность в должности губернатора Борис Всеволодович Громов. 11 мая в должность главы области вступил Сергей Кужугетович Шойгу. За небольшой срок его губернаторства между епархией и администрацией сохранялись доброжелательные отношения. В ноябре на должность исполняющего обязанности губернатора Московской области был назначен Андрей Юрьевич Воробьёв, с которым установились отношения в духе ранее сложившегося конструктивного соработничества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2662607...

В советское время Преображенский храм пришел в запустение, в 1990-х г.г. началось возрождение святыни. В 2004 г. при Преображенской церкви возник загородный скит киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, в 2005 г. – учрежден самостоятельный монастырь. Силами обеих обителей, при участии меценатов, реставрация храма проведена на высоком уровне. Кроме главного престола, восстановлен 2-й – Усекновения главы св. прор. Иоанна Предтечи; в 2013 г. в бывшем подвальном помещении обустроен придел свв. новомучеников и исповедников Русских. Спасо-Преображенский монастырь образован в 2004 году возле древнего храма Преображения Господня в селе Нещеров Обуховского района Киевской области. Эта местность на правом берегу живописной реки Стугны известна как родовое имение с XIV века богатых казаков рода Гудим-Левковичей. Но и с незапамятных времён постоянно обновляемая стояла на этом месте небольшая деревянная церковь. Желая воздвигнуть на её месте новый каменный храм, Иван Павлович Гудим-Левкович выделил под его строительство немалую сумму денег и отписал 36 десятин земли. Строительство было завершено и храм был освящён в 1794 году. Благочестивый помещик завещал избрать нещеровскую церковь местом своего упокоения. Спасо-Преображенская церковь представляет собой уникальный образец архитектуры переходного периода от украинского барокко к классицизму. Кроме центрального придела в честь Преображения Господня, в ней устроены ещё два: в притворе придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и нижний храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В юго-западном углу Преображенской церкви размещена компактная колокольня, встроенная в само здание. Отдельной тайной Преображенского храма является его склеп, размещённый в крипте придела Новомучеников. В нём были обнаружены погребения духовенства, варварски разграбленные в советский период. Форма старинного храмового подвала и его загадочные коридоры, заложенные кирпичной кладкой, всегда порождали множество легенд о существовании длинных пещерных ходов под церковью, якобы имеющих свое окончание за много километров от Нещерова.

http://sobory.ru/article/?object=04172

Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент - неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря. Это можно считать единственной известной нам древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и посвящен в честь Святой великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом. Предметом особого поклонения православных верующих на монастырской горе и в лядовских храмах снова стали две святыни. Первая - каменный крест для обозначения, что территория монастырская, находится под защитой Бога. Второй святыней является старинная, очень почитаемая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. А между тем в Лядово церковь жила единственным - жизнью со своими прихожанами. С 45-х годов XIX в. два лядовских священнослужителя - Григорий Янковский и Владимир Стефановский, внесли значительный вклад не только в развитие душепастырской, но и просветительско-образовательного дела в своем крае. Именно тогда Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Лядовскому церковному приходу принадлежало более 50 десятин земли в долине у Днестра, особую экономическую значимость приобрели знаменитые Лядовское ярмарки, которые ежегодно проводились под покровительством Лядовской обители в ее главный престольный праздник - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать монастырь. Церкви и колокольня взлетели в воздух. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре.В реке же, по свидетельству очевидцев, оказался и главный колокол Лядовского монастыря. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея, восьмикупольная церковь - пристройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. После того варварского действа часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали в Слободу-Яришевскую церквь, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и безвозвратно потеряны.

http://sobory.ru/article/?object=23607

За прошедшие годы нам удалось сделать многое. Сейчас уже трудно узнать Черниговский переулок, который еще пару лет назад выглядел совсем иначе. Внешний ремонт обоих храмовУсекновения главы святого Иоанна Крестителя и святых мучеников Михаила и Федора Черниговских — близится к завершению. Но еще предстоят большие работы по внутренней отделке обоих храмов: роспись трапезной Иоанновского храма, реставрация фресок и роспись храма святых Михаила и Федора. Также предстоят еще большие работы по доходному дому, который станет основным зданием аспирантуры, и по другим строениям, расположенным на этом участке. Сегодняшнее событие — особое, ибо в этот день наша духовная школа обретает место молитвы, обретает свой храм, где совершается и будет совершаться Божественная литургия. Облик самого храма будет напоминать нам о пути, пройденном христианством за две тысячи лет его существования, ибо лики святых, которые смотрят на нас со стен этого храма и с каждого ряда иконостаса, напоминают о тех людях, которые вслед за Иоанном Предтечей и вслед за Самим Господом пошли путем ко спасению, ведущим в Царство Небесное. В жизни духовной школы открытие храма — всегда большое событие. Наша духовная школа направлена не только на то, чтобы дать людям некую сумму знаний, приобщить студентов к сокровищам человеческой премудрости. Прежде всего, мы хотим приобщить наших студентов к премудрости Божией, а это невозможно сделать без богослужения, без участия в Таинствах Церкви и без участия в Святой Евхаристии. Мне бы хотелось, чтобы этот святой храм стал духовным домом для всех наших учащих и учащихся, чтобы здесь мы возносили молитвы обо всем, что нам потребно и в этой земной жизни, и в жизни будущей; чтобы через непрестанную молитву мы получали благословение Божие на все наши повседневные труды и на весь наш учебный процесс, который совершается для того, чтобы в конечном итоге исполнить завет Господа и приблизиться к Царству Небесному». Затем ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры выразил благодарность группе иконописцев во главе с Дионисием Севастьяновым, расписавшим четверик храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. «Нет надобности говорить о высочайшем качестве росписи иконостаса, который тут сооружен, тех икон, которые вправлены в этот иконостас. Все это изготовлено с большим мастерством и любовью. Мне бы хотелось, чтобы и остальная часть храма была расписана так же. Чтобы весь этот храм напоминал нам о красоте Божьего мира», — сказал владыка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3968928...

Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Т екст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Архитектурный стиль: древнерусский. Монастырь основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии (1633 -1696 гг.), изначально территория, на которой находится монастырь, располагалась за городом. Во время так называемого «свадебного» бунта – известного Астраханского восстания стрельцов и горожан, весной 1706 года, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым. В конце 19 века в монастыре была проведена реконструкция, и почти все старые постройки были заменены новыми, были выстроены каменные: настоятельский корпус, кухонный корпус, келейный корпус и здание бани. В настоящее время все эти здания являются памятниками архитектуры. К началу 20 века на территории монастыря располагалось три храма: монастырский собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 г.), по своему внешнему облику этот храм был похож на астраханский Ново-Иерусалимский храм; церковь в честь Сретения Господня (освящена в 1899 г.); церковь в честь св. мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.); церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (не сохранившаяся), бывшая монастырским собором, была богато декорирована из различных элементов: городка, арочек и колонн. Центральная часть имела квадратную форму, на которой покоился восьмигранный барабан с шестью прямоугольными окнами и двумя глухими. На барабане находился главк - фонарь вытянутой формы, закругленный. Фонарь был покрыт шлемообразным куполом с яблоком и четырехконечным крестом. Алтарь, прямоугольной формы, с тремя небольшими полукружиями. С запада к центральной части храма примыкала обширная трапезная, покрытая скатной шатровой крышей. Внутри она была расписана по всему пространству священными изображениями. К ней с запада в 1906 году был пристроен притвор. При северном и южном входах в храм также существовали небольшие притворы. Под храмом в полуподвальном этаже располагались различные выходы и кладовые. В храме был резной пятиярусный иконостас, вызолоченный на полимент с 53-мя иконами академического письма. 

http://sobory.ru/article/?object=01043

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

В 1812 году, когда в Москву вошел Наполеон, монахини тайно ушли в Хотьков монастырь. Имущество монастыря было разграблено и сожжено. Решением Священного Синода 1813 года Ивановский монастырь был упразднен, а в 1859 году по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова) государь император Александр II утвердил проект восстановления обители. В начале 1860 года началась ломка ветхих зданий монастыря. Однако строительство затянулось почти на 20 лет. С возобновлением в 1879 году монастыря при нем были организованы церковное училище для девочек-сирот и больница для монахинь всех московских монастырей, иконописная школа для сестер обители, ясли для детей-подкидышей. К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом Первой Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около ста насельниц. В 1926 году храмы были отобраны. Монастырский Собор святого Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елисаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Затем в монастыре находилась школа НКВД, позднее МВД. В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырь был приписан к храму святого князя Владимира. В его восстановлении активно участвует Московское благотворительное братство святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас в монастыре силами Братства открыта часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи, реставрирован больничный корпус, восстановлен и освящен больничный храм преподобной Елисаветы. Первая служба в храме состоялась 28 апреля 1995 года, в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Т. 1. С. 115). Немногочисленная братия отличалась «непристойностию в поведении... ходили в церковь к службе подпоясанные красными кушаками, во время службы нюхали на клиросе табак и т. п.» (Там же. С. 102-103). 6 янв. 1832 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) назначил строителем Г. м. св. иером. Игнатия (Брянчанинова) , к-рый пытался «поднять на должную духовную высоту нравственную жизнь» братии, ввел обязательную общую трапезу, запретил насельникам выходить за ограду мон-ря без благословения. Друг св. Игнатия (Брянчанинова) послушник М. Чихачёв (впосл. схим. Михаил) организовал в Г. м. прекрасный церковный хор. В мон-рь были привлечены крупные благотворители, в т. ч. А. А. Орлова-Чесменская . 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена, но 10 нояб. того же года по состоянию здоровья переведен в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . В 1888-1890 гг. строителем Г. м. был иером. Антоний (Быстров) , впосл. архиеп. Архангельский, в 1931 г. замученный в тюрьме. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Постройки Г. м. до сер. XVIII в. были деревянными, в 1612 г. пострадали при нашествии польско-литов. интервентов. Согласно переписной книге 1667 г., в Г. м. находились шатровый храм в честь Собора Пресв. Богородицы, теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезой, храм во имя прп. Григория Пельшемского, 2 игуменские и 7 братских келий, «книгохранительная», ризница, «поваренная» и хлебная кельи, 2 амбара, погреб. За оградой размещались «поварня квасная», кузница, 3 хлебных амбара, мельница на р. Пельшме. В 1670 г. упомянута колокольня «брусяная о четырех углах, на ней два колокола благовестных, один в 273/4 пуда, другой в 15 пудов, да семь колоколов зазвонных». В пожаре 1683 г. сгорели все постройки Г. м., а также архив. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св.

http://pravenc.ru/text/166513.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010