отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке. Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они в свою очередь поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в (Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века. Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии). Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов. Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв. Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который судя по колоннам имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви, были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы, построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени. Для улучшения акустических свойств в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры.

http://sobory.ru/article/?object=01382

Своим восточным фасадом здание выходило на торговую площадь, к которой примыкали Большие Мучные ряды, построенные несколько позже, в конце XVIII в. Строительство рядов вёл тот же С.А. Воротилов по значительно переработанному им проекту владимирского архитектора К. Клера. Особенностью расположения храма на участке являлось выдвижение его алтарной апсиды за линию застройки. Это объясняется, скорее всего, тем, что «красной линии» или вообще не существовало из-за хаотичности застройки, или она к началу строительства церкви была другой. Существующая же появилась после составления регулярного плана города (1775–1781 г.г.), обусловившего выполнение основной архитектурно-планировочной идеи застройки города. Объёмно-пространственная композиция участка постройки церкви развивалась во времени. По красной линии с севера и юга появились два небольших флигеля для различных хозяйственных нужд. Между флигелями и церковью была устроена кованая ограда с двумя металлическими воротами, фланкированными массивными пилонами-стелами в стиле классицизма. Застройка приобрела ансамблевый характер. Церковь Иоанна Предтечи являлась важнейшим архитектурным акцентом в историческом центре города. В конце 30-х г.г. XX в. храм и ограда были разобраны. К счастью, сохранились оба флигеля. Конструктивное состояние их, благодаря щадящему режиму использования, удовлетворительное. На месте полностью утраченного здания церкви в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. начало строиться здание магазина однако общественности города участок застройки удалось спасти от случайного вторжения в сложившуюся исторически градообразующую среду чужеродного сооружения; на этом месте было предложено возродить разрушенный храм. Не без участия воинов-афганцев родилась идея о посвящении памятника воинам-костромичам, павшим на полях сражений как при защите Отечества, так и воевавших за расширение его пределов. К началу проектирования идея о посвящении отошла на второй план, и в воссоздаваемом памятнике решено устроить гарнизонную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=35325

Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода - многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям - Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу. Самые значительные искажения здания связаны с ремонтными работами начала XIX в. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII - нач. XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда. В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В.Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. В настоящее время монастырь передан епархии, является действующим. Проводятся реставрационные работы. По материалам статьи В.А. Булкина, доц. СПбГУ,  http://www.klopsky.ru/news/25

http://sobory.ru/article/?object=00491

Похожий на терем деревянный храм располагался недалеко от тракта соединявшего Москву с Астраханью. Отсюда и пошло название Иван-Терем. Каменная церковь на месте обветшавшего деревянного храма была сооружена в 1703-1704 году. Вокруг образовалось поселение, и Священный синод поставил сюда на постоянную службу священника. Храм постоянно достраивался. На рубеже XVIII-XIX веков в нём был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского. Настоятель храма о. Зосима Лебедев в 1840-х годах осуществил реконструкцию храма. Было проведено отопление и пристроен придел в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Примерно в те же годы храм стал именоваться в народе Ивановским, а название села преобразовалось в Иван-Теремец. Храм ремонтировался в 1894, затем в 1908 году. При нем существовала земская школа, где обучалось 60 человек — поровну мальчиков и девочек. В школе преподавали настоятели храма — о. Симеон (Сахаров) и его зять о. Николай (Спасский). После кончины о. Николая в 1915 году настоятелем храма стал о. Феодор (Кореинов). В земской школе он безвозмездно преподавал Закон Божий и церковное пение. Созданный им церковный хор состоял из выпускников школы. Дальнейшим планам о. Феодора помешала революция, принесшая разорение и гонения на Церковь. В 1920-е годы, по закону тех лет, храм был передан в пользование группе верующих. К началу 1930-х годов все храмы в округе были закрыты и многие уже разрушены. Но богослужения в теремецком храме продолжались до осени 1937 года. Последним священником Богородице-Рождественского храма был протоиерей Василий Озерецковский. 5 октября 1937 года он был арестован в селе Иван-Теремец. По постановлению тройки при НКВД СССР по Московской области от 17 октября 1937 года, обвиненный в распространении «гнусной клеветы контрреволюционного характера», отец Василий был приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой. Отец Василий канонизирован как священномученик. После закрытия церковь использовалась под хозяйственные нужды, в основном под склады. При строительстве в 1950-1960 годах дороги от Каширского шоссе через поселок Шугарово в сторону села Иван-Теремец и далее на с. Верзилово колокольню храма взорвали, а кирпич пустили на отсыпку дорожного полотна заболоченной части дороги. Храм был перестроен до неузнаваемости. В храме была размещена библиотека, сельский магазин и клуб.

http://sobory.ru/article/?object=15554

В 1941 году церковь в Грибаново приняла боевое крещение. Под защитой церковных стен советские солдаты вели по наступающим немецким войскам ожесточённый огонь. До сих пор в её стенах видны места, где располагались пулемётные гнёзда. Недалеко от храма героически сражались и полегли бесстрашные кавалеристы конницы Доватора, вступившие в неравный бой с танковыми соединениями противника. В послевоенные годы здание было заброшено и постепенно стало приходить в упадок. Без должного присмотра и ремонта крыша его просела, осадки и корни деревьев разрушили кладку кирпичных стен и сводов, нарушилась гидроизоляция, старинная роспись настенных фресок облупилась от сырости и плесени. Только в 1990 году, после образования при разрушенном храме православной общины, появилась надежда на восстановление грибановской церкви. Сегодня, после 84-х летнего забвения и осквернения, храм переживает второе рождение. С начала 2000-х годов в сельскую церковь было возвращено много икон, которые удалось чудом спасти в годы гонений. Силами местных жителей и назначенного в Грибаново настоятеля  началось медленное восстановление этого каменного храма, построенного более ста лет назад на берегу речки Ламы. На своё место вновь вознеслись купола и кресты, появилась небольшая звонница. Требуется укрепить фундамент и устранить возникшую из-за его перекоса трещину в стене храма. В планах построить мини-котельную, чтобы иметь возможность в холодное время постоянно отапливать церковь и уберечь её от воздействия сырости, разрушающей стены. В храме появились и свои святыни. Вернулась написанная ещё до революции, вынесенная из осквернённого храма одним из жителей села, храмовая икона " Усекновения главы Иоанна Предтечи " . Есть в церкви частицы мощей прп. Иосифа Волоцкого и Сергия Радонежского, а также целебная икона Божией Матери " Всецарица " , привезённая со святой горы Афон из Ватопедского монастыря. С сайта: www.hram-gribanovo.ru/История храма Комментарии и обсуждение По архитектуре очень близка Преображенскую церковь в с.Бужарово Истринского района  (1859). Возможно, дело одной строительной артели и один проект.

http://sobory.ru/article/?object=07203

Василия Стрельцова. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принимает фамилию Сокольский, которой и заверяет все документы последующих лет. Интересен тип записи, которой священник завершал метрику на каждого родившегося: «Молитвословил, имя нарек и крещение совершил священник Михаил Никифоров Сокольский». 2. Диакон Стефан Стефанов. 3. Дьячки: Михаил Никифоров (упомянут в 1830 г.), Михаил Капитонов (упомянут в 1827-1835гг.). 4. Пономари: Герасим Петров (1827-1833), Николай Григорьев (упомянут в 1835 году). В 1849 г. радением нового священника Василия Стрельцова на выркинскрм погосте возводится ныне существующий каменный Богородицерождественский храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Обретения главы Св. Иоанна Предтечи (что, опять же, ставит под сомнение существование Крестовоздвиженского придела в старой деревянной церкви, проданной затем в Дубровку, а еще впоследствии времени - в Кабаново; кроме того, некоторые источники утверждают, что Иоанновский придел был освящен в память Усекновения головы Иоанна Предтечи: этот вопрос, к сожалению, также пока остается открытым). Именно в этот период Дубровка и Зуево образовывают самостоятельный приход. Копия самого старого документа, подписанного новым священником и хранящаяся в архиве автора, датируется 1865 годом. О построенном им храме имеются следующие интересные свидетельства. Автором проекта называют П. А. Елецкого. Десятипудовый язык для нового колокола на новую же колокольню в одиночку занес по лестнице крестьянин деревни Федорово Федор Иванович Ванцинов – богатырь по прозванию «Наковальня». Плохо сохранившиеся метрические книги 1870-х годов позволяют восстановить штат данной церкви за этот период: 1. Священник Василий Стрельцов. Самая поздняя из обнаруженных его записей датируется 1878 годом. 2. Диакон Тимофей Смирнов. 3. Исполняющий должность псаломщика Евгений Никольский (упоминается с 1874 года – это наиболее ранняя запись о его служении: именно он станет отцом прославленного в сонме новомучеников священника Василия Никольского, благочинного, настоятеля Богородицерождественского Зуевского собора).

http://sobory.ru/article/?object=06322

Всего в этот период насчитывается ок. 50 различных текстов И., все они выписываются на своем месте в службе, причем в силу специфики этого типа книг (в Лекционариях в первую очередь приводятся указания на чтения из ВЗ и НЗ) большинство из них указано только в виде инципитов, за исключением приложения к рукописи Sinait. gr. 37, где часть текстов выписана полностью ( Tarchnischvili. 1959-1960. T. 1. P. VII-VIII [описание рукописи]; T. 2. P. 113-162 [текст], 91-123 [франц. пер.]). Палестинская традиция VIII-X вв. зафиксирована в груз. Тропологиях . Эти сборники изначально являлись гимнографическими приложениями к Лекционариям, поэтому гимнографические тексты, к-рые в Лекционариях выписаны лишь инципитами, в Тропологиях фиксируются полностью. С одной стороны, в Тропологиях сохраняется древняя традиция употребления и фиксации И.: большинство текстов, известных по Лекционариям, встречаются на тех же местах в службах, хотя в нек-рых случаях эти тексты помещены без указания жанра. Так, в рукописи Кекел. Н-2123 на освящение воды в день Богоявления указано: «Когда выходят на освящение воды, говорят, глас 4: «Ангельское воинство ужасеся... [текст целиком]». Когда же по возвращении входят [в церковь] - глас 4: «Ко гласу вопиющаго в пустыни... [текст целиком]»». Оба текста обозначены в Лекционариях как И. С др. стороны, в груз. Тропологиях впервые встречается обычай выписывать И. отдельной группой в конце сборника, после минейно-триодной части. Такие подборки есть в рукописях Кекел. Н-2123 (Л. 275 об.- 307), Sinait. gr. 40 (Fol. 133v - 134v), Sinait. gr. 34 (Fol. 141-143). Здесь представлен совершенно иной, вероятно более поздний, чем в Лекционариях, пласт текстов И., и расширен состав праздников, на которые полагаются песнопения. Указаны И. Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова, св. Стефана и мучеников, апостолов, св. патриархов, Богоявления, прп. Антония, Явления Креста, праздника светильников, св. Лазаря, Введения во храм Пресв. Богородицы, понедельника, вторника и субботы Страстной седмицы, Недель о Фоме и о расслабленном, младенцев, избиенных Иродом, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Иоанна Предтечи, Преображения Господня, Рождества и Успения Пресв. Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Энкении ( Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме ; в рус. традиции именуется Воскресением словущим) и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, в синайских рукописях сохранился осмогласный комплект покаянных И., нигде более не встречающихся. X-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Богородицы и иные святые, писаны на краске... на северных дверях благоразумен разбойник Pax, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте " ... Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, праздничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Евангелие с басменными золочеными изображениями Евагелистов, два креста напрестольные, потир и блюда оловянные, а также достаточное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и погоста задолго до составления акта. При храме была " колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд " . Из описи мы узнаем и имена первых известных нам служителей храма: " ...церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь " . В 1711 г. вместо описанной церкви, вероятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 г., также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви. В царствование Императора Александра I, в 1817 г. причт храма во главе со священником Евфимием Евсевиевым и прихожане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выстроенный в связи с каменной же колокольней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освящен в праздник чуда св.

http://sobory.ru/article/?object=03171

Суббота хотя и не празднуется в Христианской Церкви как совершенный праздник, од­нако, в память прежнего празднования, отличается от прочих дней ослаблением поста. Во время Св. Четыредесятницы в субботы обыкновенно совершается Литургия Златоустого (чего не бы­вает в прочие дни Вел. Поста) и достойно приготовившиеся приступают к причащению Святых Таин. В этот день, в который Бог почил от всех дел Своих, Св. Церковь прославляет всех Святых, наслаждающихся вечным покоем блаженства, и молится о упокоении скончавшихся в вере и надежде жизни вечной. Впрочем, и с другими, непраздничными днями недели, Православная Церковь соединяет некоторые священные воспоминания. Так, в понедельник призывается в молитвах церковных предстательство Честных Небесных Сил бесплотных, то есть, Ангелов, во вторник – ходатайство Св. Иоанна Предтечи, в четверток прославляются Св. Апостолы и Св. Отцы, между которыми ублажается особенно Св. Николай Чудотворец. Среда и пятница посвящены воспоминанию страданий Господа Иисуса Христа. Глава 3. Праздники годичные Годичные Церковные праздники разделяются, по важности воспоминаемых событий, на великие, средние и малые. Величайший из великих праздников есть Пасха, праздник праздников. Важнейшие после Пасхи, праздники называются двунадесятыми, потому что их бывает двенадцать в течение года. А именно: 1) Рождество пресвятой Богородицы, 2) Введение Ее во храм, 3) Благовещение, 4) Рождество Христово, 5) Сретение, 6) Крещение Господне, или Богоявление, 7) Преображение Гос­подне, 8) Вход Господень в Иерусалим, 9) Вознесение Господне, 10) Пятидесятница или день Св. Троицы, 11) Успение Божьей Матери, 12) Воздвиженье Креста Господня. Служба в двуна­десятые праздники отличается особенной торже­ственностью; на всенощном бдении бывает лития, благословение хлебов, величание и помазание святым елеем. Кроме того, почти все эти празд­ники имеют предпразднества и попразднества, то есть, нисколько дней посвящаются прославлению празднуемого события до наступления праздника, и нисколько дней после того; попразднества окан­чиваются отданием. К числу великих праздников принадлежат также: 1) Обрезание Господне, 2) Покров Божьей Матери, 3) Рождество Иоанна Предтечи, 4) Усекновение главы его, 5) День Св. Апостолов Петра и Павла. В церковном Ус­таве праздники великие означаются крестом в круге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010