Б. Якиманка, 46 Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке Воронеж Воронежский государственный театр оперы и балета Пл. Ленина, 7 Воронежский государственный театр оперы и балета Д. Шостакович, Симфония Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Тучково Центр культуры и искусств Советская, 17 Ансамбль Дмитрия Покровского (Москва) Егорьевск Собор Александра Невского пл. Александра Невского, 1 Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва) Регент — Илья Толкачев Коломна Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Коломенской духовной семинарии. Голутвинская, 7 Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Краснодар Музыкальный театр Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гатова Красная, 44 Музыкальный театр Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гатова Б. Барток «Чудесный мандарин» С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром Ф. Лист «Пляска смерти» Д. Шостакович, Симфония Денис Мацуев (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Римско-Католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии М.Грузинская, 27/13 Хор им. Кл.Монтеверди (Будапешт, Венгрия) Художественный руководитель и дирижер — Ева Коллар Москва Храм Казанской иконы Божией матери Вереница звонов: Коломенское Москва Храм великомученика Георгия Вереница звонов: Коломенское Москва Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское — Измайлово — Люблино — Лефортово Усадьба «Коломенское» Театральная хоромина Дворца царя Алексея Михайловича м. Каширская, Проспект Андропова, 39 Ансамбль Дмитрия Покровского (Москва) «Человек живёт — как трава растёт» (духовные песнопения) Москва Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове Московский государственный объединенный художественного историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово — Люблино — Лефортово» Проспект Андропова, 39 Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

В 1991 году храм передали общине верующих. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя главы Иоанна Предтечи. Редкий дар храму преподнесла замечательная чеховская художница Наталья Николаевна Гольдина, оформив боковые приделы инкрустацией по дереву в технике маркетри. Заново, с точным соблюдением пропорций и стиля 19 века, возведён из руин, утраченный после пожара усадебный дом, в котором прежде размещался дом пионеров, а теперь находится Воскресная школа. Единственная непоруганная святыня, сохранившаяся с момента основания усадьбы – святые родники, бьющие из-под храма. На средства прихожан-благотворителей рядом с родниками построена часовня с купальней. http://www.predtechahram.ru/church/history На левом берегу реки Лопасни в границах современного города Чехова находится историческая усадьба Садки с церковью Иоанна Предтечи. Храм был построен в XVIII веке владельцами усадьбы в память о невинно осужденном и казненном родственнике – архитекторе П. М. Еропкине. В реконструированном барском доме сегодня расположена воскресная школа, а на берегу усадебного пруда находится святой источник, деревянная часовня и купальня. Единственной полностью сохранившейся постройкой усадьбы Садки является церковь Иоанна Предтечи, возведенная в 1771 году на средства тогдашней владелицы имения из рода Еропкиных. Основателем усадьбы был в середине XVII века серпуховской воевода Андрей Еропкин. При последних владельцах Еропкиных в XIX веке в трапезной церкви были устроены приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. В те же годы была надстроена дополнительным ярусом старая колокольня. В Садках на Лопасне родился самый известный представитель рода – архитектор Петр Михайлович Еропкин. Считается, что в память о его трагической судьбе и была построена сохранившаяся до нашего времени церковь. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом событии повествуется в Евангелиях от Марка и Матфея. Царь Ирод заключил в темницу почитаемого в народе пророка Иоанна за то, что тот безбоязненно обличал его за незаконный брак с женой брата Иродиадой. Царица возненавидела пророка, и стала искать повод погубить его. Однажды на пиру дочь Иродиады угодила Ироду танцем, и тот поклялся ей исполнить любое желание. По совету Иродиады дочь попросила царя велеть отсечь голову пророку Иоанну и принести на блюде.

http://sobory.ru/article/?object=00765

И. Тонмаков, библиотекарь Московского Главного Архива Министерства Иностранных дел, посетивший церковь в 1887 году отметил, что «храм довольно замечателен в археологическом отношении по внутренней иконописи». Храм знали и ценили Первоиерархи Церкви. Автор рубрики «Московская хроника» в журнале «Московские церковные ведомости» за 1892 год утверждает: «из исторических справок видно, что в этот храм уединялись для молитвы последние Патриархи». У церкви было 20 десятин пахотной земли и 12 десятин сенокосной, на церковной земле стояли дома ее служителей. К 1890 году деревянный храм сильно обветшал и стал сползать в подмывавшую храмовый холм Москву-реку. Появилась опасность его подтопления. Поэтому было решено построить дальше от реки новый храм. 27 мая 1890 года состоялась закладка каменного храма, а 3 ноября 1893 года освящение его с двумя престолами: главным – во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковым – Архистратига Михаила. Третий предел Священномученика Власия был освящен 24 июля 1893 года. Для вновь построенного храма генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович подарил трехъярусный, новый позолоченный иконостас, украшенный деталями из горного хрусталя. Владелец музыкального магазина В.П. Рейнберг пожертвовал дорогие сосуды Хлебниковской работы. Самый большой колокол, украсивший колокольню, имел вес более 218 пудов. В 1900 году при церкви была открыта приходская школа. Деревянная церковь уже не использовалась, ее уникальный иконостас был передан Сергею Александровичу Романову, в его генерал-губернаторский домовый храм. В 1920 году деревянной братеевской церкви уже не существовало. Прекрасный, по отзывам видевших его людей, в византийском стиле каменный храм был закрыт в 1930 году и отдан под клуб. Окончательно разрушен по одним данным в 40-е годы, по другим в 80-е, при сносе села. Сам братеевский холм, на котором стояли церкви, находилась церковно-приходская школа и кладбище, был срыт в 1980-е годы, при строительстве нового района Братеево. Здесь расположились жилые дома и мост через Москву-реку в Марьино. Восстановление храма на старом месте было невозможно.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.

http://sobory.ru/article/?object=00858

В 50-60 годы в здании собора размещалась база РайПотребСоюза. Вот как описывается состояние собора в городской газете «Ленинский путь» от 1960 года: «В 50-ых годах красочное пятиглавие было снесено, кровельное железо снято на другие нужды. Соборная церковь XVII века покрыта деревянным тесом наподобие деревянных кузниц. Северная стена подвергается размыву, осыпается кирпич за кирпичом. Скоро архитектурный памятник, древнее которого нет и в бывшем губернском городе Симбирске, превратиться в жалкие руины». До 1969 года здание использовалось как склад. В 1969-1970 гг. по инициативе креведов и Алатырского отделения Всеросийского общества по охране памятников истории и культуры при поддержке властей города и деятельном участии завода «Электроприбор» были начаты реставрационно-восстановительные работы, продолжавшиеся в три этапа: — 1971-1973 гг. — разбор и восстановление здания; — 1973-1975 гг. — внутренние и внешние штукатурные работы; — 1975-1976 гг. — завершение и установка пятиглавия собора. Большую роль в реставрации здания сыграли Я.А.Сулимо-Самуйло, Н.А.Яшин, Г.П.Громилов и другие. Изначально казалось, что восстановить полуразрушенное здание — это невыполнимая задача, однако по сохранившемся фотографиям городские умельцы сделали невозможное и инициатива многих энтузиастов увенчалась успехом. С завершением всех работ пятиглавое здание приобрело свой архитектурный облик и удачно вписалось а ансамбль площади Октябрьской революции. В 1974 года здание было передано под краеведческий музей. В соответствии с распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 1974 года, собор Иоанна Предтечи в Алатыре 1703 года постройки принят под охрану государства как памятник архитектуры. С 1995 года собор является памятником истории и культуры федерального значения. В 1999 году краеведческий музей был выведен из здания памятника. 4 февраля 2002 года совершилось малое освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, а в августе 2006 года, епископом Алатырским Савватием, храм был освящен полностью. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Сегодня, 07 июля 2016 года, когда православное христианство празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что находится у восточной стены Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря, с утра собрались многие видные богослужители, меценаты, представители государственной власти, СМИ, строители, паства. Вскоре прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По русскому обычаю, хлебом-солью у входа в храм его встретил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Все проследовали в храм, где отслужили праздничный молебен. Затем Патриарх Кирилл крестным ходом проследовал вокруг церкви и у её входа сотворил молитву, освятив таким образом восстановленный Иоанно-Предтеченский храм. Новоосвященному храму Патриарх Кирилл подарил Шестоковску икону Божией Матери (в репродукции). Перед всеми собравшимися Патриарх Кирилл сказал слово:«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и с освящением в честь этого великого Божиего угодника сего святого храма! Храм восстановлен у стен Новодевичьего монастыря - в центре нашей столицы. После того, как храм предстал пред всеми, кто имел желание его увидеть, в этом замечательном виде, в окружении прекрасного парка, наверное ни у кого не возникает мысли о том, что храм каким-то образом нарушил гармонию этого места. Мы знаем, что нередко ныне строительство храмов сопровождается протестными действиями. Кто-то, может быть, делает это по злому умыслу, а кто-то по неведению. И тем, кто протестует иногда против строительства храма в местах, подобных тому, на котором воздвигнут этот храм, я бы очень рекомендовал приехать к стенам Новодевичьей обители и увидеть, насколько гармонично, прекрасно вписывается храм в окружающую среду. А иначе и быть не могло. Недаром наши благочестивые предки всегда для строительства храмов избирали самые красивые, самые высокие места. Что было бы с Россией, каким был бы ее лик, если бы не сохранились хотя бы немногие из тех замечательных храмов, которые сегодня украшают наши города и села?

http://sobory.ru/article/?object=34914

Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон — это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Наконец, я узнал, что в городе Амьен к северу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье. Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях. После усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада надругалась над ней и не позволила предать ее погребению вместе с телом святого. Вместо этого Иродиада закопала ее в своем дворце в «бесчестном месте» 1 . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Упоминаемая евангелистом (Лк. 8, 3) Иоанна, жена Хузы, приставника царя Ирода, знала, где Иродиада закопала честную главу. Она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Не менее интересен и интерьер здания. Он разделен сводами на два яруса: в высоком нижнем находился храм, низкий верхний служил колокольней и позднее был переделан в ризницу. Именно в этом храме впервые на Севере были широко использованы «итальянизмы», в том числе и зальный принцип построения всего внутреннего пространства, очень редкий в древнерусском зодчестве. Высота сводов церкви везде одинакова, а подпружные арки даже чуть-чуть понижены. В сочетании со стройными колоннами, удачно расположенными оконными проемами и открытым средним барабаном главы, высокий цилиндр которого «прорезает» верхний ярус, такое решение создает светлое и просторное помещение. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Храм-колокольня собора во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере с момента своего основания в 1397 году находился под покровительством знатнейших боярских фамилий Руси. В начале XVI века сюда приезжали молиться о чадородии великий князь Василий III с супругой Еленой Глинской. В 1530 году в семье великого князя, наконец, происходит долгожданное радостное событие - рождение сына - наследника. В благодарность за дарованное чудо, великий князь делает щедрые пожертвования в храмы и монастыри. На один из таких вкладов в 1531-1534 годы в Кирилло-Белозерском монастыре были возведены два храма. Один - «иже под колоколы» во имя собора Архангела Гавриила с приделом равноапостольных Константина и Елены Второй во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящения всех трех престолов не были случайными. Великий князь Василий III по традиции считал Архангела Гавриила своим святым покровителем, так как родился в день его памяти. Святые равноапостольные Константин и Елена являлись покровителями великой княгини Елены, а в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи позже будет «творить именины» сам государь Иоанн IV Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=05132

В 1832 году попечителем строящегося собора был избран купец 3-й гильдии Петр Степанович Усачев, который приложил немало усилий к отысканию средств для завершения строительства. Мещанское общество установило ежегодный подушный сбор по 50 копеек с каждой ревизской души, который вместе с более заметными купеческими пожертвованиями обеспечил фонд строительства. Тем не менее, дело двигалось медленно. Новый Иоанно-Предтеченский собор был освящен только в 1844 году. Руководил строительством Вольского собора губернский архитектор Григорий Васильевич Петров, завершавший после смерти В.И. Суранова возведение Саратовского Собора Александра Невского. Иоанно-Предтеченский собор представлял собой просторный пятикупольный храм, выстроенный в стиле классицизма. Собор имел три престола: главный, освященный в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, северный — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и южный — во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. После учреждения в 1849 году Вольского викариатства собор получил статус кафедрального. Штат его состоял из соборного протоиерея, трех священников, двух диаконов и четырех псаломщиков. Собору принадлежали три каменных и три деревянных дома с флигелями и надворными постройками, в которых проживало духовенство. При соборе была церковная школа. Собору был определен приход в 1126 домов с 8407 прихожанами. С 24 октября 1880 года настоятелем собора был протоиерей Матфей Николаевич Васильев. Будучи настоятелем Кафедрального собора, отец Матфей преподавал в соборной церковно-приходской школе, был членом правления Вольского Духовного училища. Был награжден наперсным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 годов. C 10 декабря 1908 года настоятелем собора был протоиерей Александр Николаевич Дубровский, принявший мученическую смерть в 1918 году. В Кафедральном соборе несколько десятилетий хранился архив Вольского Духовного Правления. Переправленный в 1912 году в Духовную Консисторию, а затем в Саратовскую Ученую Архивную Комиссию, архив этот по сей день хранится в Государственном Архиве Саратовской Области. Дела по сооружению собора, и приходно-расходные книги по содержанию архиерейского дома за 1850 – 1851 годы были оставлены при соборе и были, вероятно, утрачены при его разрушении. Иоанно-Предтеченский собор имел приход, который в 1912 году составлял 1120 душ. При соборе работала церковно-приходская одноклассная школа с четырехлетним курсом обучения, помещавшаяся в доме А. Д. Гусевой. В 1912 году в этой школе обучалось 57 мальчиков и 10 девочек. В 1913 году при соборе начал работу Иоанно-Дамаскинский Кружок ревнителей Православия. В 1914-1916 годах на ремонт и поновление иконостаса собора Городской Думой отпускалось ежегодно 1000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=34974

В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин. В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек. В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами. В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1858-1863 годах вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря. В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым). Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными).

http://azbyka.ru/palomnik/Вьясская_Влади...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010