В 1857 году Крестовским выселкам был присвоен статус села. На ярмарку привозили товаров более чем на миллион рублей. В 1859 году торжок официально был переведен в статус ярмарки, которая получила название Ивановской и занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. В 1880 году было привезено товаров на 12,2 миллиона рублей. Торговые ряды занимали московские, нижегородские купцы. Имелись шубный, пряничный, мясной, мучной, масляной, мануфактурный, кожевенный, экипажный ряды, пивная торговля, зеленый рынок, русские и татарские харчевни, барахольный ряд. Была скотобойня и ярмарочные весы, каменные бани. На время ярмарки открывались отделения Государственного, Волжско-Камского и Сибирского банков, работали почта, телеграф, полиция, суд, гостиницы. Для развлечения и досуга гостей здесь были карусели, два кинематографа, цирковые балаганы и деревянный театр, гастролировали известные группы артистов. Приход села Крестовского был выделен из села Маслянского. В него (приход села Кресты) ещё входили деревни Верхозино и Камышевка. Общая численность населения всего прихода достигла двух тысяч человек. Архивные документы отмечают: «Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет». В связи с большой численностью прихожан, а также приезжих купцов и торговцев было решено возводить каменный храм. Главным движителем строительства явился дворянин Василий Степанович Иванов. Храм был освящен, как и часовня, в честь иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Построили его быстро, едва ли не в одно лето. 20 августа 1872 года состоялось освящение храма. Храм был не большой и, как свидетельствовали современники, «напоминал собою большую часовню». Он не имел колокольни и в замен неё были врыты в землю толстые столбы в несколько сажен высотою, и на их горизонтальной перекладине было подвешено несколько колоколов. Позже с западной стороны были пристроены северный и южный приделы и возвели высокую, в несколько ярусов, колокольню. Таким образом, престол центрального (холодного) придела был освящен во имя Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи (20 августа 1872 г.), северный – во имя Св. Иоанна Златоуста (9 августа 1898 г.), южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 июня 1894 г.) (данные на основании архивной выписки). В справочной книге Екатеринбургской епархии об этом храме, после завершения строительства приделов и их освящения, сказано так: «Храм, при очень обширных размерах, отличался полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма выполнен в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи». Вскоре после этого вокруг храма была воздвигнута каменная ограда с изящной кованной решеткой и красивыми центральными и боковыми входами в неё.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Храм построен рядом с уже существовавшей деревянной церковью того же посвящения (1780–1782 г.г.) с приделом Николая Чудотворца (до наших дней не сохранилась) и изначально был теплым, отапливаемым. Он имел один престол, освященный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обе церкви были окружены деревянной оградой с каменными столбами. После революции на церковь, как и на другие российские храмы, начались гонения. Последний священник Александр Николаевич Преображенский (1877 г.р.) в 1938 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и приговорен «тройкой» НКВД Калининской области к расстрелу. 28 марта 1938 г. приговор был приведен в исполнение (13 июля 1989 г. А. Н. Преображенский посмертно реабилитирован прокуратурой Тверской области). В конце 1930-х гг. церковь была закрыта и разграблена, здание использовалось под склад, несколько раз горело. В 1990-х гг. окончательно обрушилась кровля. В настоящее время храм, являющийся памятником архитектуры XIX столетия, находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Силами немногих верующих местных жителей в здании церкви поддерживается порядок. Храм постепенно возрождается, время от времени священник Игорь Седов проводит здесь службы и молебны. Жители очистили здание от грязи, осуществили ремонт кровли над трапезной, в основном храме был сооружен временный иконостас. В 2009 г. была отслужена первая Божественная Литургия. 11 сентября 2010 г., в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, отслужена первая со времен закрытия Предтеченской церкви Божественная литургия в престольный праздник, ставшая большим событием для всех жителей села и соседних деревень. 29 декабря 2010 г. на храме установили крест. Чин освящения креста совершен настоятелем Казанской церкви села Медного протоиереем Игорем Седовым. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Ивановское представляет собой характерный для Тверской области сельский приходский храм, выстроенный в формах эклектики, имеющий в своей объемной композиции и деталях черты позднего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=20814

11 сентября 1883 года Преосвященнейший Донат, епископ Рижский и Митавский, в сослужении рижского духовенства освятил церковь в память усекновения честной главы святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. К концу XIX века церковь стала мала и возникла потребность в строительстве более просторного каменного храма. Созданное в 1895 году приходское Попечительство приступило к сбору средств на его строительство. Проект нового храма был разработан епархиальным архитектором Владимиром Лунским. К началу строительства приход смог приступить только в 1913 году. Но в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем и революцией, строительство было прекращено. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в прострелянных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. К осени 1929 года строительство храма было завершено и он был освящён священномучеником Иоанном (Поммер) Архиепископом Рижским и Латвийским в честь Усекновения Главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. В условиях всеобщих тяжелейших бед и испытаний рижская церковь святого Иоанна Предтечи оставалась действующей. Более того, по отчетам послевоенного времени, она была в числе наиболее посещаемых. Атеистические гонения коснулись и Иоанновского храма. В Совмине ЛССР готовилось постановление о его закрытии и переоборудовании под кладбищенскую каплицу. В этой связи Иоанновскому приходу предписывалось перейти в деревянную Казанскую церковь. Однако прихожане не смирились, им удалось отстоять храм. Но тогда гонение обрушилось на Казанскую церковь, которая в 1964 году постановлением Совета Министров ЛССР была снята с регистрации и закрыта. Православные богослужения в ней больше не совершались, а в начале семидесятых годов распоряжением РИК Московского района эта церковь была передана в ведение Католической курии. Храм переоборудовали под костел, с 18 января 1970 года здесь проводили службы католики.

http://sobory.ru/article/?object=08210

В 1525году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVIbeka на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Елизарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVIIbeka в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел-небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812года. Во время французской оккупации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских храмов, взорванных по приказу Наполеона. В 1816году на другом месте была построена новая церковь для жителей слободы у Девичьего поля, освященная во имя Отцов Седьмого Вселенского Собора, которые поминаются в день, когда войска Наполеона покинули Москву. В 1930-егоды и этот храм был уничтожен, но уже по приказу безбожной власти. Пустующее место церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на протяжении двух столетий оставалось раной, нанесенной Москве нашествием «двунадесяти языков». В 2012году, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил восстановление церкви как храма-памятника подвигу российского народа, освободившего Европу от тирана. Однако для дословного восстановления облика взорванной церкви отсутствовали научные и методические основания, так как до 1812года не было, да и быть не могло фиксационных чертежей. Не обладая данными о профилировке, о точных высотных отметках, о соотношении частей, можно было лишь создать усредненное подобие утраченного произведения шатрового зодчества, не обладающее его индивидуальными особенностями, которые остаются нам неизвестными. Поэтому авторы проекта отказались от попыток буквального воспроизведения форм взорванного здания. При всей фрагментарности данных об облике разрушенного в 1812году храма, его типологическая принадлежность не вызывала сомнений. Поэтому авторы обоснованно выбрали тип шатрового храма. Таким образом, устанавливается преемственная связь с предшествующим сооружением.

http://sobory.ru/article/?object=34914

Место утраченного храма находится в буферной зоне объекта ЮНЕСКО, и поэтому новое здание не должно было изменить ценностные характеристики градостроительного окружения монастырского ансамбля, что делало необходимым ограничить его высоту 19метрами. Другая сложность состояла в том, что парк, разбитый на месте церкви, является объектом культурного наследия. Предстояло вписать новое здание в границы территории, свободной от древесных насаждений парка. Планировка парка и общая градостроительная ситуация делали предпочтительным расположение новой церкви по оси север-восток, т.е. параллельно трассе и стенам монастыря. Подобная практика была хорошо известна в Москве, где храмы, поставленные на участках вдоль уже существующих улиц, часто ставились в соответствии с их направленностью. Так, у храма Алексиевского монастыря и вслед за ним Храма Христа Спасителя ось алтаря направлена вдоль дороги и реки, на северо-восток, и так у многих церквей на трассе Царицыной (Б.Пироговской) улицы, например, у храма святого Димитрия Прилуцкого. Подобную ориентацию имел и ближайший к Новодевичьему монастырю храм Отцов Седьмого Вселенского Собора (сохранились даже документы, в которых ктитор возобновляемого храма просил разрешения заложить новую церковь в направлении весенне-летнего востока). В результате в отличие от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи 1560-х годов, стоявшей у стен монастыря на обширном поле новый храм с тем же посвящением должен был восстанавливаться в иных условиях, при уже существующей городской трассе вдоль восточной стены Новодевичьего монастыря. Поэтому было решено поставить его по оси север-восток, придерживаясь направления на Кремль, в соответствии со старомосковской традицией. До начала строительства, в 2013 и 2015годах, Институт археологии РАН в рамках программы Департамента культурного наследия городаМосквы провел научные раскопки на избранном участке. Был раскрыт юго-западныйугол и место южной апсиды храма XVIbeka, часть стены трапезной и фундаменты колокольни XVIIbeka. Хотя фундаменты стен храма целиком выбрали еще в конце 1810-хгодов для строительства храма Отцов Семи Вселенских Соборов, археологи уверенно восстановили план по следам рвов и пятнам вбитых в их дно свай. Все находки, включая прекрасную коллекцию надгробий с именами известных и неизвестных прихожан храма середины XVI–XVIIbekob, были тщательно изучены и подготовлены к экспонированию в будущем музее церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=34914

Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других Афонских Монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита: · Андреевский (на территории Ватопедского монастыря); · Ильинский (на территории Пантократорского монастыря). И шестьдесят шесть келий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей: На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы. На земле монастыря Симона-Петра: Благовещенская. На земле монастыря Пантократор: Свт. Тихона Задонского, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Свт. Митрофана Воронежского, Свт. Димитрия Ростовского, Прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Косьмы и Дамиана, 12-ти Апостолов, Скоропослушницы Божией Матери, Сретения Господня, Свт. Николая Чудотворца, Свт. Николая (2-я), Св. Димитрия Солунского, Св. Саввы Освященного, Св. Андрея Первозванного и св. равноап. Нины.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=17...

Радуюсь успехам нашей Общецерковной аспирантуры и надеюсь, что она будет в полной мере развивать все то, что Церковь сегодня считает важным, — для того чтобы мир уверовал, для того чтобы языком богословия Церковь научилась говорить с теми, кто, к сожалению, еще не воспринимает голос церковной проповеди, помогая им видеть в отеческом Предании, Священном Писании, святоотеческих творениях ту великую вечную мудрость, опираясь на которую, мы можем актуализировать древнее, но всегда юное Божественное откровение». Предстоятель Русской Церкви также обратился с Первосвятительским словом ко всем участникам богослужения. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Во внимание к помощи в реставрации храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Святейший Патриарх Кирилл наградил орденом преподобного Сергия Радонежского III степени члена Высшего совета «Единой России» О.М. Бударгина и генерального директора АО «Трест Коксохиммонтаж» С.В. Фуфаева. Во внимание к трудам на ниве духовного образования и в связи с 70-летием со дня рождения профессору кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры В.Н. Катасонову была вручена Патриаршая грамота. Храм святых мучеников Михаила и Феодора возведен в память о встрече мощей Черниговских чудотворцев, их честные мощи по повелению царя Ивана IV в 1578 году были перенесены в Москву. Вместе с митрополитом Московским, боярами и простым народом государь встречал мощи на территории современного Патриаршего Черниговского подворья, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Место было выбрано не случайно: рядом проходила дорога из Москвы в Золотую Орду, где погибли князь Михаил и боярин Феодор (ныне улица Большая Ордынка). Мощи были положены в храме в честь Черниговских чудотворцев в Кремле, близ Тайницких ворот. В 1774 году по повелению императрицы Екатерины Великой мощи перенесли в Архангельский собор, где они пребывают и поныне. В память о встрече мощей был возведен сначала деревянный храм в честь Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Храм приписали к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. В 1675 году на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм. Этот храм дал название Черниговскому переулку, соединяющему Большую Ордынку и Пятницкую улицы, а также Патриаршему Черниговскому подворью одному из самых красивых церковно-культурных комплексов Замоскворечья.

http://patriarchia.ru/db/text/5160086.ht...

На пепелище толчковские жители отстроили маленькую деревянную Вознесенскую церковь, но замыслили создать что-то грандиозное, благо средства богатых мастеровых слободы позволяли воплотить самый смелый замысел. Во главе нового проекта стояли «поп Абросим и дьякон Родион», на долгие годы посвятившие себя этому замечательному делу. Средства собирали не только у жителей слободы, но и далеко за ее пределами: дьякон Родион ездил даже в Казань, откуда привез щедрые приношения. Книга по учету пожертвований воскрешает трогательную простоту жертвователей слободы: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками. Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей. Вклады принимались любые и в любом виде; кто не мог пожертвовать деньгами и вещами, предлагал свои руки для выполнения всевозможных работ грандиозной стройки. «Воздвигла Божий храм сума торговая» и труды и усердие, так что можно сказать, что храм этот – народный, или, как тогда говорили, «мирской». По разрешению царя Алексея Михайловича от 29 июня 1671 года, на заброшенных казенных землях были построены специально два кирпичных завода. В грамоте от 15 августа 1671 года митрополит Иона (Сысоевич; † 1690) дает разрешение на постройку храма в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; другой – во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Шестнадцать лет строился этот храм, но не из-за долгостроя, как в советское время, а из-за кропотливости исполнения сложной архитектурной композиции, из-за бережного и любовного исполнения всех деталей и росписи. В конструкции использовались лекальные кирпичи, что было свойственно ярославской зодческой школе. Свободно оперируя разной конфигурацией кирпичей, строители создали удивительные по красоте пластические стенные поверхности, где крупные детали соседствуют с более мелким, дробным орнаментом. Кирпичные стены, усеянные изразцовыми вставками, «дают впечатление затейливого ковра, немного выцветшего и потемневшего от времени и потому особенно гармоничного».

http://pravoslavie.ru/put/4446.htm

Затем Предстоятель Русской Церкви в сопровождении митрополита Илариона посетил Общецерковную аспирантуру и докторантуру. История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов. В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на. Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации). Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в. Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010