В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения. http://www.patriarchia.ru/db/text/4259963.html Бывший Ленивый торг - самая древняя часть Пятницкой улицы. И здесь сохранились материальные свидетельства той седой старины. Перед нами - один из выдающихся храмовых комплексов Москвы XVII столетия, замечательный пример городских " малых " храмов - ансамбль церквей Иоанна Предтечи под Бором и святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Давным-давно здесь был Ивановский, что под Бором, монастырь, документально известный с 1415 года. При Иване Грозном его перенесли на Кулишки, на Ивановскую горку (это ныне существующий Иоанновский монастырь), а Предтеченский храм Замоскворечья обратили в приходской. Нынешнее здание выстроено в 1658 году, как некоторые считают, на подклете старого сооружения XVI века. Предтеченский храм - небольшой, одноглавый, искусно убранный. Ярусные восьмерики - это плоды позднейших перестроек, но " основа " - оригинальная. Здесь обращают на себя внимание южный портал и эффективный карниз с бегунцом (особый тип кладки фриза с треугольными углублениями, вершинами попеременно вверх и вниз). Утраченные части декора в ХХ веке восстановили советские реставраторы.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Одноглавая теплая церковь толчковского прихода была выстроена в 1686 году на месте бывшего Вознесенского монастыря. Эта постройка была снесена в советское время. Церковь Иоана Предтечи в Толчкове – памятник высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школы конца 17 в. Она строилась «мирским строением», т.е. на средства всего прихода с 1671 по 1687 гг. Для памятника характерны симметричность композиции, совершенство кирпичной кладки, разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом. Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма. Святые ворота, построенные одновременно с храмом, удачно расположены по центральной его оси. Колокольня построена позднее, в конце 17 – начале 18 вв. Центральный храм был расписан в 1694-1695 гг. артелью ярославских живописцев по главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов, чем обычно; многие появились впервые: «Плоды страстей Христовых», «Вирсавия», «Христос на поле брани» и т.п. По количеству сюжетов настенной живописи церковь Иоанна Предтечи – это самый большой храм в православном мире. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь сиречь цветник» и т.д. Не были забыты и русские источники – «Печерский патерик», и местные – «Сказание об иконе Толгской Богоматери». Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены. Реставрировала памятник артель художников во главе с крестьянином села Матера М.И. Дикаревым в 1901-1903 гг. Была промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон, поновлен расписной «бриллиантовый» руст на алтарных абсидах. С 1950-х гг. проводятся планомерное изучение архитектуры и живописи памятника. Реставрацию живописи галереи провел Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. В настоящее время реставрационные работы в центральном храме выполняет бригада ярославских художников-реставраторов по главе с Е.А. Чижовым.

http://sobory.ru/article/?object=00214

http://www.znamene.ru/ Старинная Переяславская слобода возникла в XVI веке, как следует из документов, недалеко от села Напрудного, на Поклонной горе, рядом с большой Троицкой дорогой, ведущей в Переславль и далее на север. Известно, что в слободе насчитывалось около полусотни ямщицких дворов. По другую сторону дороги жителям выделили пашню. Также известно, что в конце XVI века приход храма в Переяславской слободе уже существовал. А сам храм был сначала деревянным. Потом, почти через сто лет, стал каменным, постепенно обрастал приделами и приобретал новое посвящение... Деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству Ивана Грозного). Вскоре у него появился придел особенно почитаемого ямщиками Николая Чудотворца. Церковь сгорела в 1712 году, но очень быстро была отстроена заново, благо нашлись состоятельные жертвователи, да и сами прихожане не остались в стороне от столь важного и богоугодного дела. Вот только освятили новый храм по-новому. Почему - неизвестно. Как бы то ни было, в Переписной книге 1638 года уже значилось: " В Переславской в Гонной слободе во имя Знамения Пречистыя Богородицы " . В 1757 году " тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей " в Переяславской слободе начинают возводить каменный храм, тот самый, что мы видим сегодня; однако его окончательная композиция сформировалась только через век с небольшим. Строительство длилось 10 лет. В 1766 году церковь освятили снова во имя новгородской иконы Божией Матери Знамение. Боковые приделы получили посвящения Усекновению главы Иоанна Предтечи и святителю Николаю Мирликийскому. Прошло сто лет, приход разросся, храм перестал вмещать всех молящихся. И вот, в 1888 году, церковь перестроили по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина, увеличив её внутреннее пространство. У колокольни появились пристройки. Также возвели переход между вторым ярусом и хорами, а сам храм обнесли оградой. С тех пор и по сей день внешний вид Знаменской церкви не менялся. А вот отделкой интерьеров занялись годом позже. Стены храма украсили росписи, выполненные художником Я. Е. Епаничковым. Среди них - фреска " Битва за Новгород " , рассказывающая историю, связанную с иконой Божией Матери " Знамение " . Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, в нём сохранилось всё его убранство. Это и иконы, и росписи, и резной позолоченный иконостас работы конца XIX века - пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, и даже колокола.

http://sobory.ru/article/?object=03724

Пасхальная (Светлая) неделя после Пасхи с 16 апреля по 22 апреля, Троицкая неделя после Троицы с 4 июня по 10 июня. Среда и пятница Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах. Однодневные посты дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. О трапезе в праздники По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1981 и в 1994 годах в храме был проведен ремонт, в 1991 году были установлены 5 колоколов, купленные на средства прихожан в Воронеже. Современное состояние [ править править код ] 29 июля 2002 года в храме произошел пожар, который нанес огромный ущерб: сгорел деревянный купол храма, окна и двери, обгорели стены, огнем были уничтожены полностью иконостас и некоторые старинные иконы, но храм восстановили. При храме действует Воскресная школа, преподаватель которой, Людмила Семичева — педагог, профессиональный художник, занимается с воспитанницами возрождением духовно-нравственных и фольклорных традиций предков. Она разработала собственную школу народной вышивки, в основе которой — возрожденная, собранная по крупицам традиционная тамбовская вышивка. Воспитанницы Людмилы Семичевой — лауреаты многочисленных конкурсов, фестивалей, выставок всероссийского и международного масштаба. В храме регулярно совершаются богослужения, есть церковный хор. Описание [ править править код ] Здание храма интересно в архитектурном плане, в основании здание заложено в форме креста. Храмовая композиция в стиле классицизма представляет собой кубический объем, завершенный высоким куполом и луковичной главкой с ажурным крестом. К основному объему с четырех сторон примыкают равновеликие прямоугольные притворы. Восточный притвор является алтарной апсидой, а над западным — возвышаются два яруса колокольни с высоким шпилем. Углы всех объемов закреплены широкими рустованными лопатками, а завершения притворов украшены необычным треугольным фронтоном. Храм расписан фресками: при входе в храм справа — Спаситель Иисус Христос, слева — Алексей Божий человек. Над притвором — фреска «Рождество Иоанна Предтечи». Над входом — «Рождение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая». На стене слева — «Исцеление святого», справа — «Воскрешение Лазаря». Под куполом фрески: «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Исцеление расслабленного», «Уверение апостола Фомы», изображения евангелистов — Матфея (с ангелом), Иоанна (с орлом), Марка (со львом), Луки (с тельцом). За южным клиросом фреска «Благословение детей».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иоанна_Пр...

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. По материалам книги " Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории " . - М., 2005 Святыни Иоанно-Предтеченского  монастыря: Иоанно­-Предтеченский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». Монастырь считается одним из древнейших в Москве. Иоанно­-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским. На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы. Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу.

http://sobory.ru/article/?object=04846

После закрытия храма в конце 1930-х годов с него сбили кресты, переоборудовали внутри. В 1980 г. помещение занимало специализированное управление 56 Главмосстроя. В 1992 г. храм возвратили Русской Православной Церкви. За его восстановление взялась община церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В 1992 г. водрузили восстановленный крест. В праздник Вознесения Господня 3 июня 1992 г. вновь освятили главный алтарь. В 1991 г. художник Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин приняли участие в украшении храма. Стены Прокопьевского придела были покрыты новой росписью, где, наряду с традиционными изображениями на сюжеты Евангелия, были введены сюжеты Крещения Руси и Успения Прокопия Устюжского. Снаружи в устои восстановленной церковной ограды и стены храма вмонтировали небольшие плиты, на которых в невысоком рельефе и своеобразной стилистике представлены столпники, святые, Распятие и Усекновение главы Иоанна Предтечи, Прокопий Устюжский и Устюжское Благовещение, Семь спящих отроков эфесских и другие композиции. В 1997 г. был открыт дом причта, в котором находятся трапезная и воскресная школа. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни С 1830-х г.г. в народе широко распространилось название храма «Малое Вознесение», в отличие от «Большого Вознесения» - более новой церкви Вознесения за Никитскими Воротами (1827-1848). Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1584 г. В 1629 г. здание было уничтожено пожаром. Каменный храм возвели в 1634 г. В 1680-е г.г. он перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. В 1737 г. здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1739 г. При этой реконструкции к нему пристроили северный придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1764 г. храм был надстроен восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой. В начале XIX в. увеличен южный придел, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена теплая паперть. В 1831 г. храм был украшен новым иконостасом. В 1876 г. церковь была перестроена по проекту архитектора А.А. Мартынова. В 1902 г. в храме проведены реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Строительные и отделочные работы проводились в течение трех строительных сезонов 1755- 1758 гг. Собор возвели благодаря всесторонней помощи управляющего Василькивским хозяйством Киево-Печерской лавры архимандрита Луки. Храм построен встиле украинского барокко — в плане он восьмиугольный и увенчан пятью куполами. Престол один – во имя Антония и Феодосия Печерских. В штат работников собора входили: настоятель храма, священник, дьякон, два псаломщики и проскурня. Возле собора также была возведена кирпичная колокольня, в которой устроили теплый храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Средства на это дело выделило управление при Святом Синоде. Финансовую помощь для возведения колокольни оказывали также и местные благодетели. В теплом храме был установлен один престол — во имя Главы Иоанна Предтечи. В 1895 году в один из куполов собора попала молния. Повреждения были настолько сильными, что купол пришлось ремонтировать. В 1905 году храм обворовали, в результате чего полицией проводилось следствие. В течение 1906-1908 гг. соборную церковь расширили, пристроили к главному входу в храм большой деревянный притвор. Он просуществовал до середины 80-х гг. XX ст., когда во время реставрационных работ его разобрали. В середине XX ст. в соборе в честь Антония и Феодосия Печерских хранились две иконы Богородицы, которые существенно выделялись среди других: первую(Чудотворную) передали храму из городка Ольшаница; другая удивляла прихожан своей уникальной иконописью. Очевидно, это именно о ней с таким увлечением писал Павел Алепський. Среди святынь собора был также серебряный крест, изготовленный 1730 г., с надписью, что он принадлежит замковой церкви св. Антония и Феодосия Печерских: «Св. Господь сооружися в церковь преподобного Феодосия Васильковскую замковую 1730 года, месяца июня». По материалам статьи А. Бабича «Собор собор газета 2011 Церковь Антония и Феодосия (1756-1758) квадратная в плане, с четырьмя полукруглыми апсидами, расположенными по сторонам света. По оси стен апсид в главном квадратном помещении стоят четыре опорных столба, несущие при помощи подпружных арок центральный купол.

http://sobory.ru/article/?object=19788

В 1917 году был реквизирован «для народных нужд» двухэтажный настоятельский дом, а в начале 1920-х годов большая часть служебных помещений монастыря. К концу 1920-х годов в ведении монастыря оставались только церковные здания: два храма и колокольня. В 1929 году Иоанно-Предтеченский монастырь закрывается, а уже в 1930 году под снос идет соборный храм и шатровая колокольня с храмом в честь св. мученика Иоанна Воина. Разрушаются и монастырские стены. Сохраняется только Сретенский храм, который используют под склад «Заготзерно». Церковь в честь Сретения Господня - единственный из всех монастырских храмов Астрахани, уцелевший в советский период. Ныне это соборный храм монастыря, освященный в 1990-е годы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возрождение комплекса началось в 1989 году. 22 февраля 1995 года указом Святейшего Патриарха Алексия Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своем звании. Церковь Иоанна Предтечи стала монастырским собором и отреставрирована. В 1993-1994 годах была построена звонница, которая будет действовать, пока не будет восстановлена в прежнем виде монастырская колокольня. Здание келий Иоанно-Предтеченского монастыря. Дата постройки: 2-я пол. 19 в. Расположен корпус по северной границе квадратной монастырской территории, в одну линию с корпусом кухонь. Одноэтажный, прямоугольный в плане кирпичный объем габаритами 54,8x12,1 метров сильно вытянут с запада на восток. Главный фасад южный, 26-осный. По северной стене проходи галерея. Внутреннее пространство разделено поперечными стенами на 5 основных секций, содержащих коридоры с входом в западные и восточные кельи. Фасады гладкие. Наличники окон - рисованные, прокрашены обрамляющей проем полосой побелки. Представляет интерес оформление входов белокаменными ступенями и скамьями. Здание кухонь Иоанно-Предтеченского монастыря. Дата постройки: 2-я пол. 19 в. Прямоугольное в плане, кирпичное, одноэтажное здание кухонь вытянуто по линии запад-восток. Корпус является важным элементом комплекса Иоанно-Предтеченского монастыря и служит примером монастырской служебной постройки второе половины 19 века.

http://sobory.ru/article/?object=01043

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010