В круглых медальонах основного объема храма, с внешней стороны, помещались фресковые изображения: со стороны реки Чагодощи - пророка Илии и Архангела Михаила, со стороны дороги - Богоматери Тихвинской и святителя Николая. Бело-желтая расколеровка фасадов, зеленые кровли и золоченые кресты контрастировали с водой реки и окружающими храм соснами. Особенно выразительно церковь смотрелась от ключа Святого, бьющего ниже по течению реки Чагодощи, на ее левом берегу. Сохранились имена людей, служивших в храме со времени его постройки: священник Василий Веселовский, умерший в августе 1857 года, диакон Федор Лебедев, дьячок Семей Мокеев, пономарь Василий Колумбов. Затем там священствовал Кирилл Боголюбов, умерший в марте 1858 года в возрасте 34 лет, священник Евгений Кьяндский, умерший в январе 1862 года. После него на приход назначается священник Алексей Успенский, дослуживший до начала XX века. На старом погосте после переноса Тихвинского храма на берег реки остался древний Ильинский храм. Его постоянно подновляли и реставрировали - старину берегли. В 1859 году, после капитального ремонта, храм заново освятили. Через некоторое время, в 1885-1886 годах, была " возобновлена древняя кладбищенская церковь, без изменения плана и фасада, со снятием престола, на средства прихожан " . В ней в 1912 году на торжествах переложения в новую раку святых мощей преподобномученика Евфросина Синозерского совершал богослужение архимандрит Боровичского Свято-Духова монастыря Владимир с сонмом духовенства, причем заупокойную часть службы - по древнему Большому Синозерскому синодику, хранившемуся в Ильинском храме. В каменном Тихвинском храме богослужение возглавил настоятель Соминской церкви Николай Осницкий. Уничтожение Ильинской церкви в советское время - большая утрата одной из интересных страниц деревянного храмового зодчества. Ныне на месте древнего погоста и храма расположены различные постройки, попрана память предков. Когда-то приход Ильинского погоста был очень обширным. В него входили как ныне существующие, так и уже исчезнувшие селения: Великое Село (иначе Люботина - до построения там своей приходской церкви Спаса Преображения), сельца Львов Двор, Валунь, Тухово, деревни Горка, Низ, Герасимово (прежде Еросимово), Семеново, Клеменино, Замошье, Кучебино, Липовец, Бобынино, Осипово, Середка, Залозно. Последним священником на приходе был Алексей Алексеевич Успенский, сын о. Алексея Успенского. К храму были приписаны и многие часовни. По разным архивным источникам удалось установить их наименования. Так, близ деревни Горка стояла часовня Рождества Иоанна Предтечи постройки 1897 года, в д. Залозно - Святой Троицы, в д. Клеменино - Воздвижения Креста, в д. Герасимово - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местночтимой приходской святыней был список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=19498

Над притвором расположены просторные хоры с крестовым сводом. Солея высоко (на семь ступеней) поднята над уровнем пола. Обустройство интерьера продолжалось в 30-е годы. Нынешние иконостасы в храме – двухярусные, пространственной формы, разной стилистики. Центральный иконостас был осуществлен В. Шервинским из элементов, перемещенных из других храмов. По его эскизам были выполнены пристенные киоты с иконами. Роспись алтарной арки в 1932 году выполнил художник Юрий Рыковский. Восстановленный храм с одним престолом был освящен 19 сентября 1934 года архиепископом Иоанном Поммером. В 1936 году из закрытого Лиепайского Свято-Никольского (Морского) собора в Ивановский храм были перенесены многие ценные предметы церковного имущества - киоты с иконами, аналои, Голгофа, хоругви, паникадила. В последующие годы Латвийской Республики и наступивших после Второй мировой войны времен атеизма служившие в храме священники своими силами старались обустроить интерьер храма. Стараниями о. Серафима Шенрока в 60-е годы XX века была осуществлен ремонт интерьера, смонтированы иконостасы двух боковых приделов. Их перенесли сюда из других храмов: правый иконостас – из закрытого Христо-Рождественского собора, левый – из рижской снесенной церкви во имя иконы Всех Скорбящих Радости. В виду такого стечения обстоятельств интерьер храма не производит целостного впечатления. В 80-е годы XX века были установлены новые кресты на главах и возведена каменная отдельно стоящая колокольня, проект которой разработал архитектор П. Штокманис. Боковые приделы освящены во имя Казанской иконы Божией Матери и иконы " Всех Скорбящих Радость " . Источник информации: «Rgas dievnami. Arhitektra un mksla», Zintne 2007, стр. 508 – 519. В XVIII в. в Московском форштадте Риги начинается обустройство православных кладбищ: одно из них - Всехсвятское (по имени построенной здесь в 1774 г. часовни), а позднее, в 1815 г., деревянной церкви во имя Всех Святых. Указом Св. Синода от 28 июля 1851 г. Всехсвятскую церковь преобразуют в самостоятельный приход. В 1866 г. на кладбище строят деревянную часовню, которую освящают во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Разборка деревянной церкви, перевоз этих материалов на Ивановское кладбище, а также строительство старой деревянной церкви в обновленном виде велось всем миром. Храм возводился как единое целое с ранее существовавшей Иоанновской часовней. «...Построена в 1881 году тщанием прихожан. Перенесена из соседнего Всех-Святского прихода по постройке там каменного храма. Зданием деревянная в связи с колокольнею ...» - записано в церковной ведомости Иоанновской церкви за 1910 и 1912 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Феофана (Семеняко) во еп. Минского; 13 января 1931 г. архимандрита Хрисогона (Ивановского) во еп. Юрьевского, викария Владимирской епархии. 30 января (по старому стилю) 1930 г. в связи с 1600-летием рождения Василия Великого и Григория Богослова была совершена литургия на греческом языке. 29 января 1930 г. архим. Николай (Муравьев) хиротонисан здесь во епископа Кимрского, викария Тверской епархии. Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перенесения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Потом президиум Моссовета постановил срочно снести храм. Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приостановлено. Покровский храм с приделом святителя Николая на месте обветшавшей деревянной церкви 1620 г. выстроили в 1701 г. К началу XX в. в нем сохранялись иконы XVI в. В 1730 г. устроили второй, левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 г. выстроили трапезную и колокольню. В 1816 г. было сооружено крестообразное завершение. В 1838 г. по проекту архитектора О.И. Бове вновь возведены пять глав, кресты, шпиль колокольни, установлен новый иконостас. Во время обновления храма в 1902–1904 гг. с восточной стороны были сделаны пристройки к боковым приделам, алтари которых переместили в новые помещения из трапезной, и для них поставили новые иконостасы. С северо-западной стороны к зданию пристроили ризницу. Обновленный храм освятили 25 июля 1904 г. В нем пребывала особо чтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В 1933 г. церковь начали ломать. Был уничтожен алтарь, снесены барабаны куполов и колокольня, окна растесали. В церковном здании разместили завод. Богослужения были возобновлены 7 января 1997 г. Построена временная деревянная звонница. В храме находятся чтимые иконы Спасителя, Божией Матери «Троеручица», Иоанна Предтечи. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01862

Новый каменный храм, холодный, во имя Иоанна Предтечи, с теплыми приделами Покрова и великомученника Георгия. Антиминсы на трех престолах освящены и подписаны митрополитом Никанором. Храм заложен 15 июля 1849 года и сооружен каменщиками Кагавиными. Здесь достопримечателен большой колокол в 59 пудов с надписью: " Отлит сей колокол для церкви села Мотохова 1855 года июня 1-го тщанием иерея Василия Алексеева с причтом и прихожанами, государственными крестьянами, в С.-Петербурге, на заводе купца Михаила Макарова Стуколкина " . На колоколе лики: Покрова Богородицы, Иоанна Предтечи и великомученника Георгия. На стенах, столбах и потолке изображены: Богоявление, Рождество Христово, Бог Саваоф, пророк Илия и Моисей, Феодор Стратилат, Иоанн Дамаскин, Иоанн Предтеча, Георгий Победоносец, Московские и Вселенские Святители, Евангелисты, насыщение народа 5 хлебами, исцеление расслабленного, Николай Чудотворец, Владимир, Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, икона Богородицы " Всех скорбящих " и Усекновение главы Иоанна Предтечи. В западной части храма у дверей написано: " Святой храм сей основан 1849 года июля 15 дня, сооружен и оштукатурен в 1851 году; в том же году покрыт железною крышею. Святой храм сей снабжен иконостасом и Св. иконами в 1852 году и освящен того же года ноября 20 дня. Украшен стенною живописью в 1860 году " . В церковном архиве находятся: план и фасад старой деревянной церкви, рассмотренные в Департаменте рассмотрения проектов и смет 24 октября 1847 г. и засвидетельствованные помощником архитектора Егоровым; Высочайше утвержденный 20 ноября 1847 г. проект каменной церкви; составленные гражданским инженером Сычевым проекты иконостасов; проект каменной ограды, составленный епархиальным архитектором Брандтом; два специальных плана на 98 десятин церковной земли; опись церковного имущества с 1820 года; тетради для брачных обысков с 1784 г. и пр. До 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок и пономарь; с 1843 года - священник, дьячок, пономарь и просвирня. По штатам причт отнесен к 4 классу и получает в год 320 руб. Прежние способы содержания зависят от расположения прихожан. Земли при церкви около 15 дес; из них - пахотной до 3 дес., остальное - сенокос. Из этой доли священник владеет 7 с половиной дес.; у причетников по 3 дес.; у просвирни полторы дес. Церкви принадлежит деревянная сторожка, а причт помещается в собственных домах. Дом священника куплен прихожанами у священника Иоанна Любимова за 600 руб. В 1884 г. этому дому уже 100 лет. Церковного капитала 200 руб.

http://sobory.ru/article/?object=02425

В свою очередь депутат Государственной думы, доброволец СВО Виталий Милонов в интервью тлг-каналу Движения «Сорок Сороков» заявил, что «единственным возможным функционалом для места гибели более сотни людей в " Крокус Сити Холл " может быть только храм. Православный храм, где люди будут молитвенно вспоминать жертв этого бесчеловечного теракта. И любые попытки создать там магазин, новый концертный зал или непонятно какой мемориал — непозволительны. И даже хороший мемориал Муслиму Магомаеву тоже». «Какой подвиг совершил Муслим Магомаев, кроме того, что спел песню? Да, он спел хорошую песню, которая была написана советским композитором и поэтом. Его личного подвига нет никакого, кроме того, что он был просто талантливым человеком. Кстати, достаточно со сложной личной судьбой. И я не считаю, что память этой трагедии нужно увековечить мемориалом певцу». «Нет, - подчеркнул депутат, - это должен быть храм, дом молитвы. Потому что единственное, чем мы можем помочь погибшим людям — это нашей молитвой. Поэтому пусть и будет именно такое предназначение». «А мемориал Муслиму Магомаеву и другим певцам, певицам, танцорам, исполнителям можно и нужно ставить. У нас в Москве полным-полно мест. И в Московской области ещё больше мест для таких мемориалов»», - заключил Виталий Милонов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. На месте «Крокуса» должен быть православный храм! А поскольку трагедия случилась в День 40 мучеников, то и храм должен быть 40 мучеников. Вокруг сделать красивый сад и мемориал с именами невинноубиенных и поминальная часовня, посвящённая 14000 младенцам, убиенных Иродом и Усекновению главы Иоанна Предтечи. И там на стене должно быть изречение святого пророка Соломона: Мерзок душе Его всякий, проливающий кровь невинную. 3. Ответ на 1, Владимир Николаев: на месте Крокуса с именами православных христин , погибших при этом массовом террористическом уб--ве. Есть иноверцы, погибшие при теракте. Если их родственники хотят, что бы имена иноверцев также поместили в храм для поминания --надо их поместить. Кто не хочет --выбить их имена за храмом, на гранитных поминальных досках.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/na...

Сильнейший пожар 1658 года уничтожил почти все древние храмовые постройки: 29 храмов, 3 монастыря, 1480 гражданских зданий погибли в пламени. Но благочестивые и богатые ярославцы восстановили свой город в еще большей красе. Непрерывно строились десятки храмов: щедрые вклады позволяли использовать лучших строителей и мастеров, лучшие материалы; реализовывать сложные архитектурные конструкции. В год иногда освящали по два-три храма. Купцы спешили оставить о себе память в богоугодных делах зодчества, и в этом порыве возникал даже некоторый дух соперничества: кто лучше, кто щедрее, кто оригинальнее. Именно на этой волне и создавался храм Иоанна Предтечи уже после таких самобытных ярославских жемчужен, как храмы Илии Пророка, Рождества Христова, Иоанна Златоуста. Храм расположен на берегу реки Которосли. Раньше это было предместье города, заселенное в основном кожевниками, которое называлось Толчковской слободой: для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название – Толчково. По местным преданиям, был когда-то на этом месте Вознесенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году. До нашего времени никаких документов об этом не осталось, известно лишь, что позже здесь была деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Казанской иконе Божией Матери. «Ты, поп Конон, в той новой церкви во имя святого славного Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна служил бы шесть недель во все дни, а к приделу велел бы ты иного попа нанять и четыредесятницу велел бы ему служить по тому же», – написал митрополит Ростовский Варлаам (Старорушин; † 1652) в 1644 году в грамоте попу Конону. Но жителям слободы этой маленькой деревянной церкви не хватало, и они просили разрешения на постройку зимней церкви в честь Вознесения Господня, видимо памятуя о разоренном Вознесенском монастыре. Разрешение это они и получили. Но не успели приняться за постройку зимней церкви, как деревянная Предтеченская церковь, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году: «В лето от сотворения мира 7167 (1659) града Ярославля большого Толчковской слободы церковь святого Иоанна Предтечи деревянная в день Святой Пасхи, по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгореся внутри пламенем велиим, от коего погоре вся даже до основания».

http://pravoslavie.ru/4446.html

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года. Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого , «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа». Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте. Сплошные седмицы

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти прп. Серафима (1833). В 1835 храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи  передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17592

Обе церкви окружала деревянная ограда на каменных столбах. Кирпичное здание храма было оштукатурено, цоколь из белого камня. Храм построен с сохранением черт позднего классицизма. Продольно осевая объёмная композиция имеет трёхчастную структуру. Четвёрик с пониженными боковыми частями несёт массивный цилиндрический барабан с крупной луковичной главкой. Апсида полукруглая, трапезная в плане квадратная. Колокольня невысокая из двух четвёриков завершена цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Декор фасадов лаконичен и прост. Углы объёмов заключены пилястрами. Пониженные части храма завершены щипцовыми фронтонами. Окна на фасадах арочные, заключённые в наличники с килевидными архивольтами. На уровне подоконников проёмы соединены полкой с прямоугольными лежачими нишами под ней. Сдвоенным окнам южного фасада храма с северной стороны отвечает крупный арочный вход. Довольно необычны фасады второго яруса колокольни с прямоугольными проёмами звона, фланкированными парными пилястрами, с филёнчатым аттиком над карнизом и тремя кокошниками в завершении. Основное помещения храма завершено купольным барабаном, опирающимся на четвёрик припомощи парусов. Широкие и высокие арки соединяют храм с апсидой, перекрытой конхой с узкими боковыми компартиментами, которые перекрыты Коробовыми сводами и трапезной, завершенной высоким лотковым сводом. Средняя часть в нижнем ярусе колокольни перекрыта крестовым сводом. Боковая южная камера, в которую ведёт вход из трапезной, перекрыта Коробовым сводом. В северной камере была размешена деревянная лестница на верхний ярус звона. Фрагментарно уцелевшая масляная живопись, выполненная в 1882 году и обновлённая в 1890-е г.г. - типичный пример провинциальной росписи в духе позднего академизма. В куполе изображен Саваоф, в пристенках барабана - Апостолы, на парусах - Евангелисты. Арки декорированы орнаментом. В апсиде сохранились рисованные карниз с сухариками и архитектурный фриз. На своде трапезной изображены " Христос и самарянка " и " Поклонение Главе Иоанна Предтечи " . Иконостас не сохранился.

http://sobory.ru/article/?object=20814

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010